г. Казань |
|
23 ноября 2022 г. |
Дело N А55-27813/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 ноября 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 23 ноября 2022 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Хабибуллина Л.Ф.,
судей Закировой И.Ш., Мухаметшина Р.Р.,
в отсутствие лиц, участвующих деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства социально-демографической и семейной политики Самарской области
на решение Арбитражного суда Самарской области от 19.05.2022 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.08.2022
по делу N А55-27813/2021
по заявлению Министерства социально-демографической и семейной политики Самарской области, к Управлению Федерального казначейства по Самарской области, о признании недействительным пункт 1 представления Управления Федерального казначейства по Самарской области от 16.08.2021 N 20,
УСТАНОВИЛ:
министерство социально-демографической и семейной политики Самарской области (далее - министерство) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании недействительным пункта 1 представления Управления Федерального казначейства по Самарской области (далее - управление) от 16.08.2021 N 20.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 19.05.2022 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.08.2022 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе министерство просит отменить принятые по делу судебные акты, ссылаясь на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела и на неправильное применение судами норм материального права, заявленные требования удовлетворить.
Проверив законность обжалуемых актов в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд кассационной инстанции находит кассационную жалобу подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Управлением в соответствии с приказом от 04.05.2021 N 172 и на основании пункта 12 Плана контрольных мероприятий на 2021 год в отношении министерства проведена плановая выездная проверка соблюдения целей, порядка и условий предоставления из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации субсидий на предоставление жилых помещений детям - сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений (проверенный период: 2019-2020 годы).
В ходе проверки управлением выявлены нарушения министерством бюджетного законодательства Российской Федерации. Результаты проверки отражены в акте выездной проверки от 16.06.2021 N 42-22-10/55 ЦЗ.
16.08.2021 министерству вынесено представление N 20, которым управление потребовало принять меры по устранению причин и условий совершения нарушений, указанных в настоящем представлении в срок не позднее 17.09.2021.
В соответствии с пунктом 1 представления, в нарушение подпункта 10 пункта 1 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ), части 1 статьи 50 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), министерством как ответственным исполнителем Подпрограммы "Обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" до 2023 года государственной программы Самарской области средства субсидии, предоставленной из федерального бюджета, в сумме 20 482 052,47 рублей (2019 год - 11 037 696,03 рубля, 2020 год - 9 444 356,44 рубля) использованы на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе лицам, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, по договорам найма специализированных жилых помещений с превышением социальной нормы, предусмотренной пунктом 9 Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 N 296 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Социальная поддержка граждан" (далее - Правила), что привело к неэффективному использованию бюджетных средств в части достижения наилучшего результата с использованием определенного объема средств выделенных в качестве субсидии из федерального бюджета по Соглашениям от 10.02.2019 N 073-08-2019-298 и от 16.12.2019 N 073-09-2020-527.
Полагая, что пункт 1 представления управления от 16.08.2021 N 20 противоречит закону и нарушает его права, министерство обратилось в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о соответствии оспариваемого представления требованиям действующего законодательства. Суды исходили из того, что органами местного самоуправления Самарской области, которым предоставлена Субвенция на осуществление государственных полномочий Самарской области по формированию специализированного жилищного фонда в части включения в него помещения для предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе лицам, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, не предусмотрена норма предоставления жилого помещения свыше 33 квадратных метров для одиноких граждан.
Между тем судебная коллегия считает, что судами не учтено следующее.
Федеральным законом от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" установлено, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются указанным лицам в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (пункт 7 статья 8).
В силу пункта 1 статьи 50 ЖК РФ нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма.
Частью 2 статьи 50 ЖК РФ определено, что норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов.
В соответствии с подпунктом 10 пункта 1 статьи 158 БК РФ главный распорядитель бюджетных средств обеспечивает контроль за соблюдением получателями субвенций, межбюджетных субсидий и иных субсидий, определенных настоящим Кодексом, условий, установленных при их предоставлении.
На основании пункта 1 статьи 306.1 БК РФ бюджетным нарушением признается совершенное в нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации, иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, и договоров (соглашений), на основании которых предоставляются средства из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, действие (бездействие) финансового органа, главного распорядителя бюджетных средств, распорядителя бюджетных средств, получателя бюджетных средств, главного администратора доходов бюджета, главного администратора источников финансирования дефицита бюджета, за совершение которого главой 30 БК РФ предусмотрено применение бюджетных мер принуждения.
Одним из принципов бюджетной системы Российской Федерации в соответствии со статьей 34 БК РФ является принцип эффективности использования бюджетных средств, который означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности).
Согласно разъяснениям, данным в пункте 23 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" статьей 34 БК РФ установлен принцип результативности и эффективности использования бюджетных средств, который означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках предоставленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств.
Оценивая соблюдение участниками бюджетного процесса указанного принципа, судам необходимо учитывать, что участники бюджетного процесса в рамках реализации поставленных перед ними задач и в пределах выделенных на определенные цели бюджетных средств самостоятельно определяют необходимость, целесообразность и экономическую обоснованность совершения конкретной расходной операции.
В связи с этим конкретная расходная операция может быть признана неэффективным расходованием бюджетных средств только в случае, если уполномоченный орган докажет, что поставленные перед участником бюджетного процесса задачи могли быть выполнены с использованием меньшего объема средств или что, используя определенный бюджетом объем средств, участник бюджетного процесса мог бы достигнуть лучшего результата.
В качестве нарушения министерству вменяется неэффективное использование бюджетных средств, выразившееся в использование предоставленных субсидий на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшимся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений с превышением социальной нормы, предусмотренной пунктом 9 Правил. Поскольку частью 2 статьи 50 ЖК РФ норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма устанавливается органом местного самоуправления, а органами местного самоуправления Самарской области не предусмотрена норма предоставления жилого помещения свыше 33 квадратных метров для одиноких граждан, суды признали законным оспариваемый пункт предписания.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 N 296 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Социальная поддержка граждан" (далее - Постановление N 296) утверждены Правила.
Согласно пункту 9 вышеназванных Правил размер субсидии, предоставляемой из федерального бюджета бюджету i-го субъекта РФ, определяется по формуле с учетом показания Н - социальная норма площади жилого помещения на одиноко проживающего гражданина, принимаемая для расчета размера субсидии в размере 33 кв.м.
В соответствии с частью 9 статьи 3 Закона Самарской области от 28.12.2012 N 135-ГД "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Самарской области" (далее - Закон N 135-ГД) жилые помещения по договорам найма специализированных жилых помещений предоставляются лицам из числа детей-сирот, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения, которая составляет 33 квадратных метра общей площади жилого помещения на одного ребенка-сироту или ребенка, оставшегося без попечения родителей.
Жилые помещения по договорам найма специализированных жилых помещений могут быть предоставлены общей площадью, превышающей норму предоставления на одного ребенка-сироту или ребенка, оставшегося без попечения родителей, но не более чем в два раза.
Таким образом, из Закона N 135-ГД следует, что лицу из числа детей-сирот может быть предоставлено жилое помещение площадью от 33 до 66 кв.м.
Учитывая вышеизложенные нормы Закона N 135-ГД, судебная коллегия соглашается с доводами министерства о том, что не установление органами местного самоуправления нормы предоставления жилых помещений свыше 33 квадратных метров для детей-сирот не может рассматриваться как условие, запрещающее министерству устанавливать для лиц из числа детей-сирот предоставление жилых помещений площадью свыше 33 кв.м.
При этом доводы министерства о том, что на приобретение или строительства одного жилого помещения площадью от 33 до 66 кв.м. направляется независимо от размера предоставляемого жилого помещения тот же размер средств, что был рассчитан исходя из 33 кв.м., что не требует дополнительного выделения денежных средств и не ведет к увеличению их расходования, а результат достигается с использованием объема средств, определенного в соответствии с законодательством, управлением не опровергнут.
Судебная коллегия приходит к выводу о том, что в рассматриваемом случае предоставление детям сиротам благоустроенных жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений с превышением социальной нормы 33 кв.м., предусмотренной пунктом 9 Правил, не свидетельствует о неэффективном расходовании бюджетных средств.
Доказательств, подтверждающих факт того, что использование бюджетных средств привело к не удовлетворению потребностей на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, управлением не представлено. Возможность достижения наилучшего результата с использованием объема денежных средств, выделенных в качестве субсидий из федерального бюджета по Соглашениям от 10.02.2019 N 073-08-2019-298 и от 16.12.2019 N 073-09-2020-527, в материалы дела управлением не представлено.
При таких обстоятельствах принятые судебные акты не могут быть признаны законными и обоснованными, они подлежат отмене.
Поскольку все обстоятельства дела установлены, не требуется установления новых обстоятельств и исследования дополнительных доказательств, суд кассационной инстанции, отменяя судебные акты не находит оснований для направления дела на новое рассмотрение и считает возможным принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявления министерства.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 19.05.2022 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.08.2022 по делу N А55-27813/2021 отменить, заявление министерства социально-демографической и семейной политики Самарской области удовлетворить.
Пункт 1 представления Управления Федерального казначейства по Самарской области от 16.08.2021 N 20 признать недействительным.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Л.Ф. Хабибуллин |
Судьи |
И.Ш. Закирова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно разъяснениям, данным в пункте 23 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" статьей 34 БК РФ установлен принцип результативности и эффективности использования бюджетных средств, который означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках предоставленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств.
...
В качестве нарушения министерству вменяется неэффективное использование бюджетных средств, выразившееся в использование предоставленных субсидий на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшимся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений с превышением социальной нормы, предусмотренной пунктом 9 Правил. Поскольку частью 2 статьи 50 ЖК РФ норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма устанавливается органом местного самоуправления, а органами местного самоуправления Самарской области не предусмотрена норма предоставления жилого помещения свыше 33 квадратных метров для одиноких граждан, суды признали законным оспариваемый пункт предписания.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 N 296 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Социальная поддержка граждан" (далее - Постановление N 296) утверждены Правила."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 23 ноября 2022 г. N Ф06-24786/22 по делу N А55-27813/2021
Хронология рассмотрения дела:
23.11.2022 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-24786/2022
03.08.2022 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-10074/2022
19.05.2022 Решение Арбитражного суда Самарской области N А55-27813/2021
04.02.2022 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-21387/2021
22.11.2021 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-16940/2021