г. Самара |
|
04 февраля 2022 г. |
Дело N А55-27813/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена: 02 февраля 2022 года.
Постановление в полном объеме изготовлено: 04 февраля 2022 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Драгоценновой И.С.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Сурайкиной А.В.,
с участием:
от Министерства социально-демографической и семейной политики Самарской области
- представитель Осипова Ю.С.(доверенность от 17.04.2020),
от Управления Федерального казначейства по Самарской области - представитель не явился, извещено,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда, в зале N 3, дело по апелляционной жалобе Министерства социально-демографической и семейной политики Самарской области
на определение Арбитражного суда Самарской области от 26 ноября 2021 года по делу N А55-27813/2021 (судья Черномырдина Е.В.),
по заявлению Министерства социально-демографической и семейной политики Самарской области, к Управлению Федерального казначейства по Самарской области, о признании недействительным пункта 1 представления от 16.08.2021,
УСТАНОВИЛ:
Министерство социально-демографической и семейной политики Самарской области (далее - заявитель) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением к Управлению Федерального казначейства по Самарской области (далее - ответчик), о признании недействительным пункта 1 представления от 16.08.2021.
25 ноября 2021 года Министерством социально-демографической и семейной политики Самарской области заявлено ходатайство (вх.N 330462 от 25.09.2021) о принятии обеспечительных мер, в котором заявитель просит приостановить действие пункта 1 представления N 20 от 16.08.2021 до разрешения дела по существу.
Определением Арбитражного суда Самарской области от 26 ноября 2021 года в удовлетворении ходатайства Министерства социально-демографической и семейной политики Самарской области о принятии обеспечительных мер отказано.
Не согласившись с выводами суда, Министерство социально-демографической и семейной политики Самарской области подало апелляционную жалобу, в которой просит отменить определение Арбитражного суда Самарской области от 26.11.2021 об отказе в принятии обеспечительных мер по делу N А55-27813/2021, вынести новое определение о приостановлении действия п.1 Представления до разрешения дела по существу.
Представитель Министерства социально-демографической и семейной политики Самарской области в судебном заседании просил определение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
В судебное заседание представители Управления Федерального казначейства по Самарской области не явились, о месте и времени судебного разбирательства надлежаще извещены, в связи с чем, апелляционная жалоба в соответствии со статьями 123, 156 АПК РФ рассмотрена в их отсутствие.
Апелляционная жалоба на судебный акт арбитражного суда Самарской области рассмотрена в порядке, установленном ст.ст.266-268 АПК РФ.
Исследовав доказательства по делу с учетом доводов апелляционной жалобы, выступлений представителя Министерства социально-демографической и семейной политики Самарской области, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, при этом исходил из следующего.
Из положений ч. 1 ст. 90 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что обеспечительные меры - это принимаемые арбитражным судом по заявлению лица, участвующего в деле, а в случаях, предусмотренных АПК РФ, и иного лица временные меры, направленные на обеспечение иска или имущественных интересов заявителя. Целью обеспечительных мер согласно ч. 2 ст. 90 АПК РФ является недопущение затруднения или невозможности исполнения судебного акта, а также предотвращение причинения значительного ущерба заявителю.
Как установлено в ч. 2 ст. 90 АПК РФ, обеспечительные меры допускаются в случае если непринятие этих мер может затруднить или сделать невозможным исполнение судебного акта, а также в целях предотвращения причинения значительного ущерба заявителю.
В соответствии со ст. 90 АПК РФ по заявлению лица, участвующего в деле, арбитражный суд может принять срочные временные меры, направленные на обеспечение иска или имущественных интересов заявителя. Обеспечительные меры допускаются на любой стадии арбитражного процесса, если непринятие этих мер может затруднить или сделать невозможным исполнение судебного акта, а также в целях предотвращения причинения значительного ущерба заявителю.
Обеспечительные меры должны соответствовать заявленным требованиям, то есть быть непосредственно связанными с предметом спора, соразмерными заявленному требованию, необходимыми и достаточными для обеспечения исполнения судебного акта или предотвращения ущерба, при этом заявитель должен обосновать причины обращения с требованием о применении обеспечительных мер (ч. 2 ст. 91, п. 5 ч. 2 ст. 92 АПК РФ).
Арбитражный суд признает заявление стороны о применении обеспечительных мер обоснованным, если имеются доказательства, подтверждающие наличие хотя бы одного из оснований, предусмотренных ч. 2 ст. 90 АПК РФ.
Соответственно, приостановление действия оспариваемого акта или решения допустимо только при наличии оснований, предусмотренных ч. 2 ст. 90 АПК РФ.
Согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Информационном письме Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.08.2004 N 83, не может быть удовлетворено ходатайство, если заявитель не представил доказательства, свидетельствующие о том, что в случае непринятия обеспечительной меры могут возникнуть последствия, указанные в ч. 2 ст. 90 АПК РФ, за исключением случаев, когда такие последствия напрямую вытекают из существа оспариваемого акта, решения (ч. 1 ст. 69 АПК РФ).
Доказывание наличия обстоятельств, указанных в ч. 2 ст. 90 АПК РФ возложено на заявителя, который должен обосновать причины обращения с заявлением об обеспечении требования конкретными обстоятельствами, подтверждающими необходимость принятия обеспечительных мер и представить доказательства, подтверждающие его доводы.
В соответствии с п. 10 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.10.2006 N 55, арбитражный суд при рассмотрении заявления о применении обеспечительных мер должен оценить все фактические обстоятельства спора, разумность и обоснованность их применения, вероятность причинения заявителю значительного ущерба в случае их непринятия, обеспечение баланса интересов заинтересованных сторон, а также того, насколько истребуемая заявителем конкретная обеспечительная мера связана с предметом заявленного требования, соразмерна ему и каким образом она обеспечит фактическую реализацию целей обеспечительных мер, предусмотренных ч. 2 ст. 90 АПК РФ.
В обеспечении иска может быть отказано, если отсутствуют предусмотренные ст. 90 АПК РФ основания для принятия мер по обеспечению иска (ч. 3 ст. 93 АПК РФ).
Согласно п. 13 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 09.12.2002 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации" арбитражные суды не должны принимать обеспечительные меры, если заявитель не обосновал причины обращения с заявлением об обеспечении требования конкретными обстоятельствами, подтверждающими необходимость принятия обеспечительных мер, и не представил доказательства, подтверждающие его доводы.
Из буквального толкования указанного разъяснения Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации следует, что лицо, обращающееся с заявлением об обеспечении иска, должно не только обосновать причины принятия обеспечительной меры, но и представить доказательства, подтверждающие данные доводы по правилам статьи 65 АПК РФ.
Согласно ч. 1 ст. 71 АПК РФ оценка доказательств производится судом по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Судом первой инстанции в обжалуемом определении приведены мотивы и ссылки на нормативно-правовые акты, на основании которых вынесен судебный акт.
Анализируя и оценивая представленные сторонами в материалы дела доказательства в совокупности, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
Обращаясь в суд с ходатайством об обеспечении иска, заявитель должен представить доказательства того, что непринятие обеспечительных мер может затруднить или сделать невозможным исполнение судебного акта. Обстоятельства дела, которые согласно Закону должны быть подтверждены определенными доказательствами, не могут подтверждаться в арбитражном суде иными доказательствами (статья 68 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Однако, как верно указал суд, в данном случае Министерство социально-демографической и семейной политики Самарской области не представило суду каких-либо доказательств, подтверждающих его доводы в обоснование обращения с ходатайством о принятии обеспечительных мер, совершение каких-либо действий, способных затруднить или сделать невозможным исполнение судебного акта либо причинить значительный ущерб заявителю.
Доводы заявителя о возможном привлечении министерства к административной ответственности носят предположительный характер.
В суде апелляционной инстанции подателем жалобы не представлены доказательства привлечения министерства к административной ответственности.
Кроме того в случае привлечения министерства к административной ответственности оно не лишено возможности защиты своих прав в судебном порядке (путем оспаривания постановления административного органа).
Приняв во внимание изложенное, суд верно указал, что заявитель при оспаривании принятого в отношении него заинтересованным лицом ненормативного правового акта, в нарушение требований указанных выше правовых норм Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и правовой позиции Президиума и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации не обосновал причины обращения с указанным ходатайством о принятии обеспечительных мер конкретными юридическим значимыми обстоятельствами, подтверждающими необходимость принятия судом испрашиваемой обеспечительной меры и не представил какие-либо надлежащие доказательства, подтверждающие его доводы.
При таких обстоятельствах судом правильно отказано в удовлетворении ходатайства.
Содержащиеся в апелляционной жалобе доводы заявителя не подтверждены имеющими в материалах дела при вынесении обжалуемого определения доказательствами, в связи с чем, в силу положений статей 65, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации признаются судом апелляционной инстанции необоснованными и подлежат отклонению.
Поскольку судом первой инстанции заявление рассмотрено полно и всесторонне, определение арбитражного суда первой инстанции является законным, обоснованным и не подлежащим отмене в связи с отсутствием оснований, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, вследствие чего, подлежит оставлению без изменения на основании пункта 1 части 4 статьи 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Определение арбитражного суда первой инстанции следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. ст. 266-272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
определение Арбитражного суда Самарской области от 26 ноября 2021 года по делу N А55-27813/2021 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в месячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Судья |
И.С. Драгоценнова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-27813/2021
Истец: Министерство социально-демографической и семейной политики Самарской области
Ответчик: Управление Федерального казначейства по Самарской области
Хронология рассмотрения дела:
23.11.2022 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-24786/2022
03.08.2022 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-10074/2022
19.05.2022 Решение Арбитражного суда Самарской области N А55-27813/2021
04.02.2022 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-21387/2021
22.11.2021 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-16940/2021