Заслушав и обсудив информацию Министерства транспорта Российской Федерации о состоянии Северного морского пути и обеспечении доставки грузов в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности, Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации отмечает следующее.
Арктическая транспортная система (Северный морской путь, речное судоходство и авиапредприятия европейского Севера, Сибири и Дальнего Востока), обслуживающая несколько индустриальных зон Севера России, в настоящее время переживает серьезный кризис. В 1990 - 1996 годы объемы перевозок грузов в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности сократились более чем в три раза. Снизились и объемы авиаперевозок. Средства из федерального бюджета для завоза грузов, поддержки ледокольного флота и полярной гидрографии выделяются несвоевременно и в недостаточном количестве. Из-за этого доставка грузов в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности ежегодно осуществляется посредством чрезвычайных мер. Навигация затягивается до критических сроков и проходит в сложной ледовой обстановке, на грани риска для судов и их экипажей.
Арктический флот стареет, а строительство новых судов ледового класса не ведется. Ряд танкеров, линейных и портовых ледоколов, нефтеналивных судов речных пароходств требуют срочной замены. После 2000 года будет списана половина дизель-электрических линейных и портовых ледоколов. Программой возрождения торгового флота России предусматривалось строительство судов для работы на Севере, однако средства из федерального бюджета на это строительство не выделялись. Северные аэропорты и авиакомпании местных воздушных линий находятся на грани банкротства. Не пополняется парк воздушных судов взамен списывающихся.
Положение предприятий транспорта крайне осложнено неплатежами за выполненные работы и услуги, задолженностью федерального бюджета по государственной поддержке ледокольного флота, навигационно-гидрографического и гидрометеорологического обслуживания и по содержанию судоходных путей, что создает угрозу безопасности судоходства.
Отсутствует единая концепция государственной политики в Арктике.
Перечисленные факторы вызывают серьезную обеспокоенность по поводу навигации 1997 года и дальнейшего функционирования арктической транспортной системы.
Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации постановляет:
1. Признать, что кризисное состояние транспортных предприятий, осуществляющих перевозки Северным морским путем, а также организаций, обеспечивающих навигационно-гидрографическое, авиационное и гидрометеорологическое обслуживание, в условиях списания без замены судов ледокольного, гидрографического, транспортного флотов и воздушных судов приведет к разрушению арктической транспортной системы и тяжелым экономическим последствиям.
2. Обратить внимание Правительства Российской Федерации на неудовлетворительное финансирование расходов федерального бюджета на государственную поддержку завоза продукции (товаров) в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности с ограниченными сроками навигации, ледокольного флота, полярной гидрографии, предприятий Федеральной службы России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, авиапредприятий и на содержание внутренних водных путей.
3. Рекомендовать Правительству Российской Федерации:
ускорить принятие Основ государственной политики Российской Федерации в Арктике и разработать механизм их реализации;
разработать и принять программу восстановления и развития Северного морского пути, обеспечив обновление морского и речного флота, парка воздушных судов, поддержание на необходимом уровне навигационно-гидрографического, гидрометеорологического и авиационного обслуживания и средств связи;
обеспечить в 1997 году бюджетное финансирование содержания ледокольного флота, государственного гидрографического предприятия, государственных бассейновых управлений пути, предприятий Федеральной службы России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды и авиапредприятий в объемах и в сроки, которые предусмотрены Федеральным законом "О федеральном бюджете на 1997 год";
произвести взаимозачет неплатежей и всех видов государственной задолженности предприятиям речного, морского и воздушного транспорта, в том числе задолженности бюджетов субъектов Российской Федерации;
рассмотреть вопрос о порядке передачи Федеральной службе России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды и авиапредприятиям топлива, продовольствия и другого имущества, оставшегося после вывода частей и подразделений Министерства обороны Российской Федерации из районов Крайнего Севера;
с участием субъектов Российской Федерации разработать программу обязательных воздушных сообщений в районах Крайнего Севера, а также определить порядок дотирования авиаперевозок в этих районах; установить, что авиационные предприятия в районах Крайнего Севера, как правило, приватизации не подлежат;
по согласованию с субъектами Российской Федерации осуществить передачу аэропортов местного значения в районах Крайнего Севера в государственную собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность.
4. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия.
Председатель Совета Федерации |
Е.С. Строев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Совета Федерации Федерального Собрания РФ от 5 марта 1997 г. N 80-СФ "О состоянии Северного морского пути и обеспечении доставки грузов в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности"
Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия
Текст постановления опубликован в Собрании законодательства Российской Федерации от 17 марта 1997 г. N 11 ст. 1259