г. Казань |
|
09 марта 2023 г. |
Дело N А55-6479/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 марта 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 09 марта 2023 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Ананьева Р.В.,
судей Карповой В.А., Вильданова Р.А.,
при ведении протокола судебного заседания с использованием системы видеоконференц-связи помощником судьи Дример Д.Е.,
при участии в судебном заседании с использованием системы видеоконференц-связи присутствующих в Арбитражном суде Самарской области представителей:
общества с ограниченной ответственностью "Энергофинанс" - Иванова И.В. (доверенность от 07.12.2022 N 7),
Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области - Дмитриенко Е.В. (доверенность от 09.01.2023 N 3),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Энергофинанс"
на решение Арбитражного суда Самарской области от 19.08.2022 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.11.2022
по делу N А55-6479/2022
по исковому заявлению Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области (ИНН 6315800805, ОГРН 1046300456234), г. Самара, к обществу с ограниченной ответственностью "Энергофинанс" (ИНН 6315618585, ОГРН 1086453001392), г. Самара, о внесении изменений в договор аренды, взыскании задолженности по арендной плате,
УСТАНОВИЛ:
Министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области (далее - Министерство, истец) обратилось в арбитражный суд Самарской области с исковым заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к обществу с ограниченной ответственностью "Энергофинанс" (далее - ООО "Энергофинанс", общество, ответчик) о внесении изменений в договор аренды лесного участка от 31.12.2008 N 53/07, изложив пункт 5 данного договора в следующей редакции: "Арендная плата по настоящему договору за 2021 год составляет 652 962,19 руб. в год, НДС не предусмотрен, из них 652 962,19 руб. в год уплачивается в федеральный бюджет. Расчет арендной платы в части минимального размера арендной платы: (7,45 x 5110 x 1,0 x 2,0 x 3,0 x 1,89) + (2,15 x 5110 x 1,0 x 1,5;3,0 x 1,89) = 525 148,31 руб. за 2019 год, где (7,45 x 5110 x 1,0 x 2,0 x 3,0 x 2,26) +(2,15 x 5110 x 1,0 x 1,5 x 3,0 x 2,26) = 627 955,13 за 2020 год, где (7,45 x 5110 x 1,0 x 2,0 x 3,0 x 2,35) + (2,5 x 5110 x 1,0 x 1,5 x 3,0 x 2,35) = 652 962,19 руб. за 2021 год, где: 5110,0 руб. - ставка платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности, при осуществлении рекреационной деятельности, утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310 "О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности"; 3,0 - коэффициент к ставкам платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности, учитывающий приближенность лесного участка к автомобильным дорогам, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310 "О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности"; 1,0 - коэффициент к ставкам платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности, учитывающий площадь лесного участка, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310 "О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности"; 1,5, 2,0 - коэффициент к ставкам платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности, учитывающий категорию защитных лесов и целевое назначение лесов, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310 "О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности"; 9,6 - площадь лесного участка; 1,89, 2,26, 2,35 - коэффициент к ставкам платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности для осуществления рекреационной деятельности, применяемый в 2019, 2020, 2021 годах, соответственно; взыскании с ООО "Энергофинанс" в федеральный бюджет задолженности по арендной плате по договору аренды лесного участка от 31.12.2008 N 53/07 за период с 01.01.2019 по 31.12.2020 в сумме 236 982,64 руб.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 19.08.2022 исковые требования удовлетворены.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.11.2022 решение Арбитражного суда Самарской области от 19.08.2022 изменено, Министерству отказано в удовлетворении исковых требований о внесении изменений в пункт 5 договора аренды лесного участка от 31.12.2008 N 53/07; в остальной части решение Арбитражного суда Самарской области от 19.08.2022 оставлено без изменения.
ООО "Энергофинанс", не согласившись с принятыми судебными актами, обратилось в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит обжалуемые судебные акты в части взыскания с общества в федеральный бюджет задолженности по арендной плате по договору аренды лесного участка от 31.12.2008 N 53/07 за период с 01.01.2019 по 31.12.2020 в сумме 236 982,64 руб. отменить, в отмененной части принять новый судебный акт об отказе Министерству в удовлетворении исковых требований.
Заявитель кассационной жалобы указал на неправильное применение судами первой и апелляционной инстанций норм материального права, а также несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела.
Представитель ООО "Энергофинанс", явившийся в судебное заседание, доводы, изложенные в кассационной жалобе, поддержал.
Представитель Министерства, явившийся в судебное заседание, с кассационной жалобой не согласен, просил оставить в силе обжалуемые судебные акты.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и проверив в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, не нашла оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как следует из материалов дела и установлено судами, между Министерством (арендодатель) и открытым акционерным обществом "Социально-культурные предприятия" (далее - ОАО "СКП") (арендатор) заключен договор аренды лесного участка от 31.12.2008 N 53/07, по условиям которого ОАО "СКП" в аренду сроком с 31.12.2008 по 30.04.2045 предоставлены лесные участки из земель лесного фонда площадью 3,6 га с кадастровым номером 63:26:0901003:2 и площадью 6,0 га с кадастровым номером 63:26:0901003:3, расположенные по адресу: Самарская область, Красноярское лесничество, Большекаменское участковое лесничество, квартал 96, выделы 13, 14, 16, 21, 22, 29, 30, 37, 38, для осуществления рекреационной деятельности.
По договору переуступки права аренды лесного участка от 30.12.2009 ОАО "СКП" передало ООО "Энергофинанс" права и обязанности арендатора по договору аренды лесного участка от 31.12.2008 N 53/07.
Договор аренды лесного участка от 31.12.2008 N 53/07 и договор переуступки права аренды лесного участка от 30.12.2009 зарегистрированы, о чем 25.11.2009 и 15.04.2010, соответственно, в Едином государственном реестре недвижимости сделаны записи регистрации.
Согласно пункту 5 договора аренды от 31.12.2008 N 53/07 арендная плата по настоящему договору составляет 236 204,64 руб. в год и уплачивается в федеральный бюджет.
Пунктом 6 договора аренды от 31.12.2008 N 53/07 предусмотрено, что размер арендной платы подлежит изменению в сторону увеличения пропорционально изменению ставок платы за единицу площади лесного участка, устанавливаемых в соответствии со статьей 73 Лесного кодекса Российской Федерации.
Приказом Федерального агентства лесного хозяйства (Рослесхоз) от 24.05.2017 N 219 "Об отнесении лесов к защитным лесам и установлении их границ, о выделении особо защитных участков лесов и установлении их границ на территории Самарской области" выделены особо защитные участки лесов на территории Безенчукского, Кинельского, Клявлинского, Кошкинского, Красноярского, Нефтегорского, Ново-Буянского, Рачейского, Сергиевского, Ставропольского, Шенталинского лесничеств Самарской области и установлены их границы согласно приложениям 12-22.
В приложении 16 к приказу от 24.05.2017 N 219 указаны сведения о границах особо защитных участков лесов, выделенных на территории Красноярского лесничества Самарской области, из которого следует, что лесные участки из земель лесного фонда площадью 3,6 га с кадастровым номером 63:26:0901003:2 и площадью 6,0 га с кадастровым номером 63:26:0901003:3, расположенные по адресу: Самарская область, Красноярское лесничество, Большекаменское участковое лесничество, квартал 96, выделы 13, 14, 16, 21, 22, 29, 30, 37, 38, относятся к особо защитным участкам лесов в защитных лесах, что также подтверждается выпиской из государственного лесного реестра.
Принимая во внимание, что арендуемые обществом лесные участки относятся к особо защитным участкам лесов, в связи с чем при расчете размера арендной платы подлежал применению коэффициент, учитывающий категории защитных лесов и целевое назначение лесов: в отношении особо защитных участков лесов в защитных лесах в размере 2, предусмотренный пунктом "а" примечания к таблице 11, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310 "О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках арендной платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности", учитывая, что при расчете размера арендной платы за спорные лесные участки не был применен данный коэффициент, Министерство направило в адрес ответчика письмо от 23.11.2021 N МЛХ-05-02/28472 с требованием об уплате задолженности по арендной плате и заключению дополнительного соглашения о внесении изменений в пункт 5 договора аренды от 31.12.2008 N 53/07.
Поскольку ООО "Энергофинанс" задолженность по арендной плате не погасило, дополнительное соглашение к договору аренды от 31.12.2008 N 53/07 не подписало, Министерство обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции, установив, что лесные участки из земель лесного фонда площадью 3,6 га с кадастровым номером 63:26:0901003:2 и площадью 6,0 га с кадастровым номером 63:26:0901003:3, расположенные по адресу: Самарская область, Красноярское лесничество, Большекаменское участковое лесничество, квартал 96, выделы 13, 14, 16, 21, 22, 29, 30, 37, 38, относятся к особо защитным участкам лесов в защитных лесах, учитывая, что арендная плата за данные лесные участки, находящиеся в федеральной собственности, является нормативно-регулируемой, а также принимая во внимание, что условие договора аренды от 31.12.2008 N 53/07 о возможности изменения размера арендной платы пропорционально изменению ставок, устанавливаемых в соответствии со статьей 73 Лесного кодекса Российской Федерации, не противоречит действующему законодательству, пришел к выводу, что расчет размера арендной платы за указанный лесной участок подлежит определению с применением коэффициентов, предусмотренных примечанием к таблице 11, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310 "О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках арендной платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности", в том числе коэффициента, учитывающего категории защитных лесов и целевое назначение лесов: в отношении особо защитных участков лесов в защитных лесах в размере 2, в связи с чем, руководствуясь статьями 73, 74.1 Лесного кодекса Российской Федерации, статьями 450, 451 Гражданского кодекса Российской Федерации, удовлетворил исковые требования в части внесения изменений в пункт 5 договора аренды от 31.12.2008 N 53/07.
Поскольку расчет размера арендной платы за пользование спорными лесными участками, относящимися к особо защитным участкам лесов в защитных лесах, по договору аренды от 31.12.2008 N 53/07 за период с 01.01.2019 по 31.12.2020 был осуществлен без применения коэффициента, учитывающего категории защитных лесов и целевое назначение лесов: в отношении особо защитных участков лесов в защитных лесах в размере 2, предусмотренного пунктом "а" примечания к таблице 11, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310 "О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках арендной платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности", в результате чего у общества за данный период образовалась задолженность по арендной плате в сумме 236 982,64 руб., суд первой инстанции, руководствуясь статьями 309, 310, 614 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьей 73 Лесного кодекса Российской Федерации, взыскал с ООО "Энергофинанс" в федеральный бюджет задолженность по арендной плате в указанной сумме.
В данной части постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.11.2022 не обжалуется, представитель Министерства в ходе судебного заседания в суде кассационной инстанции также не просил проверить законность судебного акта суда апелляционной инстанции в указанной части.
При этом суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции о том, что у общества за период с 01.01.2019 по 31.12.2020 образовалась задолженность по арендной плате по договору аренды от 31.12.2008 N 53/07 в сумме 236 982,64 руб., поскольку при расчете арендной платы за данный период подлежал применению коэффициент, учитывающий категории защитных лесов и целевое назначение лесов: в отношении особо защитных участков лесов в защитных лесах в размере 2, предусмотренный пунктом "а" примечания к таблице 11, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310 "О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках арендной платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности", так как арендуемые лесные участки относятся к особо защитным участкам лесов в защитных лесах, тогда как ответчик оплачивал арендную плату без применения указанного коэффициента.
Довод кассационной жалобы о том, что при определении размера арендной платы за спорный период не подлежал применению коэффициент, учитывающий категории защитных лесов и целевое назначение лесов: в отношении особо защитных участков лесов в защитных лесах в размере 2, а также судами неправильно был определен коэффициент, учитывающий приближенность лесного участка к автомобильной дороге общего пользования на расстояние от 1 до 2 километров включительно, в размере 3, предусмотренный пунктом "б" примечания к таблице 11, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310 "О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках арендной платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности", так как приближенность арендуемых лесных участков к автомобильной дороге общего пользования составляет свыше 3 километров, в связи с чем при расчете размера арендной платы подлежал применению коэффициент в размере 0,5, судебной коллегией отклоняется.
На основании части 4 статьи 71 Лесного кодекса Российской Федерации к договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации и Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом.
В силу пункта 1 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации в предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.
В постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.04.2012 N 15837/11 по делу N А47-7623/2010 указано, что регулирование арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в нормативном порядке, принятие уполномоченными органами государственной власти и местного самоуправления нормативных правовых актов, изменяющих нормативно установленные ставки арендной платы или методику их расчета, влечет изменение условий договоров аренды и без внесения в текст договоров подобных изменений.
В соответствии с пунктом 19 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды" арендодатель по договору, к которому подлежит применению регулируемая арендная плата, вправе требовать ее внесения в размере, установленном на соответствующий период регулирующим органом. При этом дополнительного изменения договора аренды не требуется.
Согласно частям 1 и 3 статьи 94 Лесного кодекса Российской Федерации использование лесов в Российской Федерации является платным. Размер арендной платы и размер платы по договору купли-продажи лесных насаждений определяются в соответствии со статьями 73 и 76 настоящего Кодекса.
Частью 1 статьи 73 Лесного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что размер арендной платы определяется на основе минимального размера арендной платы, устанавливаемого в соответствии с частями 2, 3 и 4 настоящей статьи.
Для аренды лесного участка, находящегося в федеральной собственности, собственности субъекта Российской Федерации, муниципальной собственности, ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления (часть 4 статьи 73 Лесного кодекса Российской Федерации).
Таким образом, ставки платы за единицу площади спорных лесных участков, находящихся в федеральной собственности, подлежат публичному регулированию, устанавливаются Правительством Российской, в связи с чем Министерство, являясь уполномоченным органом по распоряжению данными лесными участками, вправе требовать внесения арендной платы в размере, установленном на соответствующий период регулирующим органом, при этом дополнительного изменения договора аренды в этом случае не требуется.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310 утверждены ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади и лесного участка, находящегося в федеральной собственности.
Согласно таблице 11 к постановлению Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310 ставка платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности, при осуществлении рекреационной деятельности в Самарской области составляет 5 110 руб. за гектар в год.
В примечании к данной таблице утверждены коэффициенты, подлежащие применению к ставкам платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности, при осуществлении рекреационной деятельности на лесном участке, в том числе: коэффициент, учитывающий категории защитных лесов и целевое назначение лесов (пункт "а" примечания к таблице 11); коэффициент, учитывающий приближенность лесного участка к автомобильным дорогам общего пользования на расстояние (пункт "б" примечания к таблице 11).
В соответствии с пунктом "а" примечания к таблице 11, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310, коэффициент, учитывающий категории защитных лесов и целевое назначение лесов: в отношении особо защитных участков лесов в защитных лесах - 2; в отношении особо защитных участков лесов в эксплуатационных лесах - 1,5; в отношении защитных лесов (кроме зеленых зон, лесопарковых зон) - 1,5; в отношении зеленых зон, лесопарковых зон - 1; в отношении эксплуатационных лесов - 0,5.
Как указывалось выше, приказом Федерального агентства лесного хозяйства (Рослесхоз) от 24.05.2017 N 219 "Об отнесении лесов к защитным лесам и установлении их границ, о выделении особо защитных участков лесов и установлении их границ на территории Самарской области" выделены особо защитные участки лесов на территории Безенчукского, Кинельского, Клявлинского, Кошкинского, Красноярского, Нефтегорского, Ново-Буянского, Рачейского, Сергиевского, Ставропольского, Шенталинского лесничеств Самарской области и установлены их границы согласно приложениям 12-22.
В приложении 16 к приказу от 24.05.2017 N 219 указаны сведения о границах особо защитных участков лесов, выделенных на территории Красноярского лесничества Самарской области, из которого следует, что лесные участки из земель лесного фонда площадью 3,6 га с кадастровым номером 63:26:0901003:2 и площадью 6,0 га с кадастровым номером 63:26:0901003:3, расположенные по адресу: Самарская область, Красноярское лесничество, Большекаменское участковое лесничество, квартал 96, выделы 13, 14, 16, 21, 22, 29, 30, 37, 38, относятся к особо защитным участкам лесов в защитных лесах, что также подтверждается выпиской из государственного лесного реестра.
Таким образом, арендуемые ООО "Энергофинанс" лесные участки в спорный период относились к особо защитным участкам лесов, в связи с чем при расчете размера арендной платы подлежал применению коэффициент, учитывающий категории защитных лесов и целевое назначение лесов: в отношении особо защитных участков лесов в защитных лесах в размере 2, предусмотренный пунктом "а" примечания к таблице 11, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310.
В силу пункта "б" примечания к таблице 11, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310, при осуществлении рекреационной деятельности на лесном участке, находящемся в федеральной собственности, к установленной ставке платы за единицу площади лесного участка подлежит применению коэффициент, учитывающий приближенность лесного участка к автомобильным дорогам общего пользования на расстояние: от 0 до 1 километра включительно - 3,5; от 1 до 2 километров включительно - 3; от 2 до 3 километров включительно - 2,5; свыше 3 километров - 0,5.
Как установлено судами, спорные лесные участки расположены на расстоянии от 1 до 2 километров от автомобильной дороги общего пользования, в связи с чем при расчете арендной платы за данные лесные участки подлежит применению коэффициент, учитывающий приближенность лесного участка к автомобильным дорогам общего пользования, в размере 3.
В нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обществом в материалы дела не представлено доказательств, подтверждающих, что спорные лесные участки расположены на расстоянии свыше 3 километров от автомобильной дороги общего пользования.
При этом судами принято во внимание, что в спорный период ответчик оплачивал арендную плату с применением коэффициента, учитывающего приближенность лесных участков к автомобильным дорогам общего пользования, в размере 3.
Суды первой и апелляционной инстанции, произведя расчет размер арендной платы за спорные лесные участки с применением коэффициентов к ставкам платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности, при осуществлении рекреационной деятельности на лесном участке, предусмотренных в примечании к таблице 11, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310, установили, что за период с 01.01.2019 по 31.12.2020 у ООО "Энергофинанс" имеется задолженность по арендной плате по договору аренды от 31.12.2008 N 53/07 в сумме 236 982,64 руб., в связи с чем удовлетворили исковые требования Министерства в данной части.
Выводы судов соответствуют установленным по делу обстоятельствам, имеющимся в деле доказательствам, и сделаны при правильном применении норм материального права.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, фактически сводятся к несогласию ответчика с установленными по делу обстоятельствами и оценкой доказательств, которые были предметом рассмотрения судебных инстанций и получили надлежащую оценку.
Согласно правовой позиции, сформулированной Конституционным Судом Российской Федерации в определении от 17.02.2015 N 274-О, статьи 286 - 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, находясь в системной связи с другими положениями данного Кодекса, регламентирующими производство в суде кассационной инстанции, предоставляют суду кассационной инстанции при проверке судебных актов право оценивать лишь правильность применения нижестоящими судами норм материального и процессуального права и не позволяют ему непосредственно исследовать доказательства и устанавливать фактические обстоятельства дела. Иное позволяло бы суду кассационной инстанции подменять суды первой и второй инстанций, которые самостоятельно исследуют и оценивают доказательства, устанавливают фактические обстоятельства дела на основе принципов состязательности, равноправия сторон и непосредственности судебного разбирательства, что недопустимо.
В соответствии с положениями Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установление фактических обстоятельств дела и оценка доказательств по делу является прерогативой судов первой и апелляционной инстанций и ее изменение в силу положений главы 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Аналогичная правовая позиция изложена в определении Верховного Суда Российской Федерации от 05.07.2018 N 300-ЭС18-3308.
Таким образом, переоценка доказательств и выводов судов первой и апелляционной инстанций не входит в компетенцию суда кассационной инстанции в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а несогласие заявителя кассационной жалобы с судебными актами не свидетельствует о неправильном применении судами норм материального права и не может служить достаточным основанием для отмены обжалуемых судебных актов.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, полно и всесторонне исследованы судебной коллегией, но в соответствии со статьями 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отклонению, поскольку основаны на ошибочном толковании закона, не опровергают обстоятельств, установленных судами при рассмотрении настоящего дела, не подтверждены надлежащими доказательствами и направлены на переоценку доказательств, что не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Поскольку судом апелляционной инстанции решение суда первой инстанции было изменено, учитывая отсутствие нарушений норм материального и процессуального права, которые в соответствии со статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации являются основанием к отмене или изменению обжалуемого судебного акта, судебная коллегия считает необходимым постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.11.2022 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.11.2022 по делу N А55-6479/2022 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки установленные законом.
Председательствующий судья |
Р.В. Ананьев |
Судьи |
В.А. Карпова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно правовой позиции, сформулированной Конституционным Судом Российской Федерации в определении от 17.02.2015 N 274-О, статьи 286 - 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, находясь в системной связи с другими положениями данного Кодекса, регламентирующими производство в суде кассационной инстанции, предоставляют суду кассационной инстанции при проверке судебных актов право оценивать лишь правильность применения нижестоящими судами норм материального и процессуального права и не позволяют ему непосредственно исследовать доказательства и устанавливать фактические обстоятельства дела. Иное позволяло бы суду кассационной инстанции подменять суды первой и второй инстанций, которые самостоятельно исследуют и оценивают доказательства, устанавливают фактические обстоятельства дела на основе принципов состязательности, равноправия сторон и непосредственности судебного разбирательства, что недопустимо.
В соответствии с положениями Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установление фактических обстоятельств дела и оценка доказательств по делу является прерогативой судов первой и апелляционной инстанций и ее изменение в силу положений главы 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Аналогичная правовая позиция изложена в определении Верховного Суда Российской Федерации от 05.07.2018 N 300-ЭС18-3308.
...
Поскольку судом апелляционной инстанции решение суда первой инстанции было изменено, учитывая отсутствие нарушений норм материального и процессуального права, которые в соответствии со статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации являются основанием к отмене или изменению обжалуемого судебного акта, судебная коллегия считает необходимым постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.11.2022 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 9 марта 2023 г. N Ф06-189/23 по делу N А55-6479/2022