г. Казань |
|
17 марта 2023 г. |
Дело N А06-3438/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 марта 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 17 марта 2023 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Гильмановой Э.Г.,
судей Сабирова М.М., Желаевой М.З.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Гараевым М.А.,
при участии представителей, присутствовавших в Арбитражном суде Астраханской области:
истца - Поповой О.В., доверенность от 09.01.2023,
ответчика - Мордасова Д.А., доверенность от 16.08.2022,
в отсутствие:
третьего лица - извещено надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием системы видеоконференц-связи кассационную жалобу Министерства промышленности и природных ресурсов Астраханской области
на решение Арбитражного суда Астраханской области от 03.10.2022 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.12.2022
по делу N А06-3438/2022
по исковому заявлению Министерства промышленности и природных ресурсов Астраханской области (ОГРН 1093015001397) к обществу с ограниченной ответственностью "Производственно-коммерческая фирма "Астрахим" (ОГРН 1023000834207) о взыскании денежных средств, третье лицо - Управление Федеральной налоговой службы по Астраханской области,
УСТАНОВИЛ:
Министерство промышленности и природных ресурсов Астраханской области (далее - министерство, истец) обратилось в Арбитражный суд Астраханской области с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Производственно-коммерческая фирма "Астрахим" (далее - ООО "ПКФ "Астрахим", общество, ответчик) о взыскании денежных средств в размере 389 205 руб.
Решением Арбитражного суда Астраханской области от 03.10.2022, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.12.2022, в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, министерство обратилось в арбитражный суд с кассационной жалобой, в которой просит их отменить, исковые требования удовлетворить, ссылается на неправильное применение судами норм материального права и нарушение норм процессуального права, а также неполное выяснение судами обстоятельств, имеющих существенное значение для дела.
Проверив законность обжалуемых по делу судебных актов по правилам главы 35 АПК РФ, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Как следует из материалов дела и установлено судами, между министерством и обществом заключено соглашение о предоставлении субсидии промышленным предприятиям на возмещение части затрат на реализацию мероприятий по модернизации и техническому перевооружению производственных мощностей от 05.06.2018 N 3/2018 (далее - соглашение) на сумму 389 205 руб.
Министерством была проведена плановая проверка соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидии промышленными предприятиями, получившими субсидию на возмещение части затрат на реализацию мероприятий по модернизации и техническому перевооружению производственных мощностей за 2020 год, в ходе которой установлено, что объем налогов, сборов, уплаченных промышленным предприятием в консолидированный бюджет Астраханской области в 2020 году (согласно представленным ООО "ПКФ "Астрахим" документам) составил 2 190 750 руб., что на 809 250 руб. меньше показателя, установленного приложением N 1 к соглашению (в редакции от 13.01.2021 N 5/2021 к соглашению) значения 3 000 000 руб.
Таким образом, по мнению министерства, ООО "ПКФ "Астрахим" не обеспечило достижение значений показателя, установленных соглашением, а именно общего объема налогов, сборов, уплаченных промышленным предприятием в консолидированный бюджет Астраханской области в 2020 год в сумме 3 000 000 руб.
Ранее письмом от 15.01.2021 N 1-03 ООО "ПКФ "Астрахим" представило в министерство сведения о том, что сумма налогов, сборов, перечисленных в консолидированный бюджет Астраханской области равна 6 645 280 руб.
На основании изложенных обстоятельств, учитывая, что представленные обществом ранее сведения о деятельности промышленного предприятия не подтвердились представленными в ходе проверки документами, министерство пришло к выводу о представлении ООО "ПКФ "Астрахим" недостоверных сведений в части показателя в сведениях о деятельности промышленного предприятия.
По результатам проверки министерством составлен акт проверки от 30.12.2021 N 1, в котором изложены вышеназванные обстоятельства. Письмом министерства от 17.01.2022 N 107-01-15/166 акт проверки направлен в адрес ООО "ПКФ "Астрахим".
Кроме того, истцом в адрес ответчика направлено требование от 20.01.2022 N 107-01-15/257 об обеспечении возврата субсидии промышленным предприятиям на возмещение части затрат на реализацию мероприятий по модернизации и техническому перевооружению производственных мощностей в бюджет Астраханской области.
Неисполнение требования министерства в добровольном порядке обществом послужило основанием для обращения министерства в арбитражный суд с заявленными исковыми требованиями.
Разрешая спор, суды первой и апелляционной инстанций руководствовались положениями статей 28, 38, 69, 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Порядка предоставления субсидий промышленным предприятиям на возмещение части затрат на реализацию мероприятий по модернизации и техническому перевооружению производственных мощностей, утвержденного постановлением Правительства Астраханской области от 23.11.2017 N 430-П (далее - Порядок), условиями заключенного сторонами соглашения и исходили из того, что требования министерства, основанные на не достижении обществом значений показателей результативности по объему налогов, а также непредставлении недостоверных сведений, удовлетворению не подлежат.
Как установлено судами, предметом соглашения является предоставление из бюджета Астраханской области в 2018 году субсидии промышленным предприятиям на возмещение части затрат на реализацию мероприятий по модернизации и техническому перевооружению мощностей.
Согласно пункту 2.1 соглашения в 2018 году ответчику предоставлена субсидия в сумме 389 205 руб. Платежным поручением от 09.06.2018 N 686568 денежные средства в указанном размере перечислены из бюджета Астраханской области на расчетный счет ответчика.
Подпунктом 4.1.2.1 пункта 4.1.2 соглашения установлено, что министерство обязано устанавливать показатели результативности в приложении N 1 к соглашению.
В приложении N 1 министерством установлены показатели результативности, в том числе сумма налогов и сборов, подлежащих уплате ответчиком в консолидированный бюджет Астраханской области в 2018, 2019 и 2020 годах.
Дополнительным соглашением от 31.01.2020 N 3 к соглашению стороны внесли изменения в приложение N 1 к соглашению. В частности, установлен новый показатель суммы налогов и сборов, подлежащих уплате ответчиком в консолидированный бюджет Астраханской области в 2020 году - 3 000 000 руб.
Пунктом 4.3.1 соглашения предусмотрено, что получатель субсидии обязуется обеспечивать достижение значение показателей результативности, установленным министерством в соответствии с пунктом 4.1.2.1 соглашения.
Пунктами 4.3.2, 4.3.3 соглашения предусмотрена обязанность получателя субсидии предоставлять отчет о достижении значений показателей результативности в соответствии с пунктом 4.1.3.1 соглашения не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, в течение трех лет, начиная с года получения субсидии, а также направлять по запросу министерства документы и информацию, необходимые для осуществления контроля за соблюдением порядка, целей и условий предоставления субсидии, в течение 10 рабочих дней с момента получения запроса.
В соответствии с пунктом 4.1.5 соглашения в случае установления министерством или получения от органа государственного финансового контроля информации о факте нарушения получателем условий предоставления субсидии, предусмотренных Порядком и Соглашением, в том числе указания в документах, представленных получателем в соответствии с Порядком предоставления субсидий, недостоверных сведений, а также в случае недостижения показателей результативности использования субсидии, в течение 10 рабочих дней со дня выявления указанных нарушений направлять получателю требование об обеспечении возврата субсидии в бюджет Астраханской области.
Как установлено судами, письмом от 04.02.2022 N 1-11 общество сообщило министерству о сумме уплаченных налогов, которая составила 6 622 550 руб., с приложением копии всех платежных документов, подтверждающих указанную сумму. Почтовое отправление было возвращено в адрес ответчика в связи с истечением срока хранения, при этом указанный запечатанный почтовый конверт был вскрыт судом в судебном заседании в присутствии сторон, где содержались сведения об уплате обществом в 2020 году в консолидированный бюджет Астраханской области налогов и сборов на общую сумму 6 622 550 руб. с приложением копий платежных поручений.
Более того, министерство указало, что данные сведения им проверялись, поскольку были направлены также и по электронной почте.
Судами также установлено, что в материалах дела имеются сведения Управления Федеральной налоговой службы по Астраханской области, согласно которым общество уплатило в консолидированный бюджет Астраханской области в 2020 году налогов на сумму 7 016 312 руб.
Кроме того, в силу пункта 2.11. Порядка результатом предоставления субсидии является достижение промышленным предприятием в течение двух лет, следующих за годом предоставления субсидии, темпа роста инвестиций в основной капитал по виду деятельности "Обрабатывающие производства", соответствующего темпу роста инвестиций в основной капитал по виду деятельности "Обрабатывающие производства", установленному государственной программой "Развитие промышленности и транспортной системы Астраханской области", утвержденной Постановлением Правительства Астраханской области от 16.09.2014 N 400-П, за аналогичный период. При этом начальным периодом для расчета темпа роста инвестиций в основной капитал по виду деятельности "Обрабатывающие производства" является год предоставления субсидии.
Для промышленных предприятий, получивших субсидию в 2018-2020 годах, в 2020-2021 годах, результатом предоставления субсидии является сохранение деятельности промышленного предприятия не менее чем до конца 2020 - 2021 годов.
Согласно пункту 4.2 Порядка в случае установления министерством или получения от органа государственного финансового контроля Астраханской области информации о фактах нарушения промышленным предприятием условий предоставления субсидии, установленных настоящим Порядком, в том числе указания в документах, представленных промышленным предприятием в соответствии с настоящим Порядком, недостоверных сведений, и (или) недостижения значений результата предоставления субсидии и (или) показателя, а также в случае непредставления промышленным предприятием документов и информации в соответствии с пунктом 4.1 настоящего раздела министерство в течение 10 рабочих дней со дня выявления указанных нарушений направляет предприятию требование об обеспечении возврата субсидии в бюджет Астраханской области.
В случае нарушения промышленным предприятием условий предоставления субсидии, установленных настоящим Порядком, в том числе указания в документах, представленных промышленным предприятием в соответствии с настоящим Порядком, недостоверных сведений, а также в случае непредставления промышленным предприятием документов и информации в соответствии с пунктом 4.1 настоящего раздела средства субсидии подлежат возврату в бюджет Астраханской области в полном объеме.
В рассматриваемом случае, суды пришли к выводу, что обществом результат предоставления субсидии достигнут, субсидия предоставлена с соблюдением установленных в разделе 2 Порядка условий, в связи с чем основания для удовлетворения исковых требований не имеется.
При этом судами также учтено, министерством не оспаривается достижение ответчиком результата предоставления субсидии, который установлен в сумме 3 000 000 руб. - общий объем налогов, сборов, уплаченных промышленным предприятием в консолидированный бюджет Астраханской области в 2020 году. То есть фактически министерство подтвердило, что установленный в ходе проверки объем уплаченных налогов в размере 2 190 750 руб. является некорректным.
Как указал апелляционный суд, само по себе расхождение в показателях достижения результативности итоговых отчислений (по данным общества и Управления Федеральной налоговой службы по Астраханской области) не является по смыслу пункта 4.1.5 соглашения основанием для возврата субсидии.
Таким образом, в данном случае ни по одному из указанных министерством оснований для возврата суммы субсидии судами не было выявлено нарушений со стороны общества, в том числе в представлении недостоверных сведений о деятельности промышленного предприятия, сумма налогов, сборов, перечисленных в консолидированный бюджет Астраханской области, составила 6 645 280 руб. (письмо общества от 15.01.2021 N 1-03), что подтверждается актом проверки министерства соблюдения обществом условий, целей и порядка предоставления субсидии от 30.12.2021 N 1 (т. 1, л.д 44).
Оснований не согласиться с выводами судов первой и апелляционной инстанций об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований судебная коллегия не усматривает и признает, что все существенные обстоятельства дела судом установлены, спор разрешен в соответствии с установленными обстоятельствами и представленными доказательствами.
Доводы истца, изложенные в кассационной жалобе, полно и всесторонне исследованы судебной коллегией и отклонены, поскольку не свидетельствуют о неправильном применении судами норм материального права, не опровергают обстоятельств, установленных судами при рассмотрении настоящего дела, не влияют на законность обжалуемых судебных актов, являются позицией по спору, и по существу основаны на несогласии с данной судами оценкой, установленным фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательства, направлены на переоценку выводов апелляционного суда, что в силу статьи 286 и части 2 статьи 287 АПК РФ не допускается при рассмотрении спора в суде кассационной инстанции.
Пределы рассмотрения дела в суде кассационной инстанции ограничены проверкой правильности применения судами норм материального и процессуального права, а также соответствия выводов о применении нормы права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам (части 1, 3 статьи 286 АПК РФ).
Из текста принятых по делу судебных актов усматривается, что все представленные в материалы дела доказательства были исследованы и оценены в порядке статьи 71 АПК РФ и, что по ним судами были сделаны соответствующие выводы.
Несогласие истца с выводами суда, иная оценка им фактических обстоятельств дела и иное толкование положений закона не свидетельствует о допущенной при рассмотрении дела судебной ошибке и не является основанием для отмены судебных актов судом кассационной инстанции.
Нарушений судами норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 288 АПК РФ основаниями для безусловной отмены судебных актов, не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Астраханской области от 03.10.2022 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.12.2022 по делу N А06-3438/2022 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные статьями 291.1., 291.2. Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Э.Г. Гильманова |
Судьи |
М.М. Сабиров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Разрешая спор, суды первой и апелляционной инстанций руководствовались положениями статей 28, 38, 69, 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Порядка предоставления субсидий промышленным предприятиям на возмещение части затрат на реализацию мероприятий по модернизации и техническому перевооружению производственных мощностей, утвержденного постановлением Правительства Астраханской области от 23.11.2017 N 430-П (далее - Порядок), условиями заключенного сторонами соглашения и исходили из того, что требования министерства, основанные на не достижении обществом значений показателей результативности по объему налогов, а также непредставлении недостоверных сведений, удовлетворению не подлежат."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 17 марта 2023 г. N Ф06-1395/23 по делу N А06-3438/2022