г. Саратов |
|
09 декабря 2022 г. |
Дело N А06-3438/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 декабря 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 09 декабря 2022 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи С. А. Жаткиной,
судей О. И. Антоновой, Т. В. Волковой,
при ведении протокола судебного заседания секретарем А. Д. Ардабацким,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства промышленности и природных ресурсов Астраханской области
на решение Арбитражного суда Астраханской области от 03 октября 2022 года по делу N А06-3438/2022
по исковому заявлению Министерства промышленности и природных ресурсов Астраханской области (ОГРН 1093015001397, ИНН 3015086493)
к обществу с ограниченной ответственностью "Производственно-коммерческая фирма "Астрахим" (ОГРН 1023000834207, ИНН 3018012027),
третье лицо, не заявляющее самостоятельные требования относительно предмета спора: Управление Федеральной налоговой службы по Астраханской области (ОГРН 1043000717825, ИНН 3015067282),
о взыскании денежных средств,
УСТАНОВИЛ:
В Арбитражный суд Астраханской области обратилось Министерство промышленности и природных ресурсов Астраханской области (далее - министерство, истец) с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Производственно-коммерческая фирма "Астрахим" (далее - ООО "ПКФ "Астрахим", общество, ответчик) о взыскании денежных средств в размере 389 205,00 руб.
Решением Арбитражного суда Астраханской области от 03 октября 2022 года по делу N А06-3438/2022 в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, истец обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить как незаконное и необоснованное по основаниям, изложенным в жалобе.
Лица, участвующие в деле, явку своих представителей в суд апелляционной инстанции не обеспечили, о времени и месте судебного рассмотрения извещены надлежащим образом в соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе, публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Двенадцатого арбитражного апелляционного суда.
В соответствии с пунктом 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, дело рассматривается в отсутствие сторон, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
Арбитражный апелляционный суд в порядке пункта 1 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации повторно рассматривает дело по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, с учетом отзыва на неё, исследовав материалы дела, арбитражный апелляционный суд считает, что обжалуемый судебный акт не подлежит отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, между Министерством промышленности и природных ресурсов Астраханской области и обществом с ограниченной ответственностью "Производственно-коммерческая фирма "Астрахим" в соответствии с пунктом 2.10 Порядка предоставления субсидий промышленным предприятиям на возмещение части затрат на реализацию мероприятий по модернизации и техническому перевооружению производственных мощностей, утвержденного постановлением Правительства Астраханской области от 23.11.2017 N 430-П, заключено соглашение о предоставлении субсидии промышленным предприятиям на возмещение части затрат на реализацию мероприятий по модернизации и техническому перевооружению производственных мощностей от 05.06.2018 N 3/2018 на сумму 389 205 руб.
Министерством в соответствии с пунктом 4.1 Порядка, пунктами 4.1.4 соглашения N 3/2018 проведена плановая проверка соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидии промышленными предприятиями, получившими субсидию на возмещение части затрат на реализацию мероприятий по модернизации и техническому перевооружению производственных мощностей за 2020 год, в ходе которой установлено следующее.
Пунктом 2.11 Порядка установлено, что показателем, необходимым для достижения результата предоставления субсидии (далее - показатель), является объем налогов, сборов, уплаченных промышленным предприятием в консолидированный бюджет Астраханской области.
В соответствии с пунктом 4.3.1 соглашения N 3/2018 промышленное предприятие обязуется обеспечивать достижение результата предоставления субсидии, значений показателя, установленных министерством в соответствии с пунктом 4.1.2.1 соглашения.
Приложением N 1 к соглашению N 3/2018 (в редакции от 13.01.2021 N5/2021 к соглашению N 3/2018) на 2020 год установлено значение показателя в объеме 3 000 000 руб.
Согласно представленным ООО "ПКФ "Астрахим" в ходе проверки документам объем налогов, сборов, уплаченных промышленным предприятием в консолидированный бюджет Астраханской области в 2020 году, составил 2 190 750 руб., что на 809 250 руб. меньше показателя, установленного соглашением.
По мнению истца, ООО "ПКФ "Астрахим" не обеспечило достижение значений показателя, установленных министерством в соответствии с соглашением N 3/2018, а именно общего объёма налогов, сборов, уплаченных промышленным предприятием в консолидированный бюджет Астраханской области в 2020 год в сумме 3 000 000 руб.
Ранее письмом от 15.01.2021 N 1-03 ООО "ПКФ "Астрахим" представило в министерство сведения о том, что сумма налогов, сборов, перечисленных в консолидированный бюджет Астраханской области равна 6 645 280 руб.
На основании изложенных обстоятельств, учитывая, что представленные обществом ранее сведения о деятельности промышленного предприятия не подтвердились представленными в ходе проверки документами, министерство пришло к выводу о представлении ООО "ПКФ "Астрахим" недостоверных сведений в части показателя в сведениях о деятельности промышленного предприятия.
По результатам проверки министерством составлен акт проверки N 1 от 30.12.2021, в котором изложены вышеназванные обстоятельства. Письмом министерства от 17.01.2022 N107-01-15/166 акт проверки направлен в адрес ООО "ПКФ "Астрахим".
Кроме того, истцом в адрес ответчика направлено требование от 20.01.2022 N 107-01-15/257 об обеспечении возврата субсидии промышленным предприятиям на возмещение части затрат на реализацию мероприятий по модернизации и техническому перевооружению производственных мощностей в бюджет Астраханской области.
Абзацем 3 пункта 4.2 раздела 4 Порядка, подпунктом 4.3.4.2 пункта 4.3.4 соглашения N 3/2018 установлено, что возврат средств субсидии осуществляется промышленным предприятием в течение 14 рабочих дней со дня получения требования об обеспечении возврата субсидии.
Требование истца обществом в добровольном порядке не исполнено, что послужило основанием для обращения министерства в арбитражный суд с заявленными исковыми требованиями.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, правомерно исходил из следующего.
Согласно статье 69 Бюджетного кодекса Российской Федерации предоставление бюджетных средств осуществляется, в том числе в форме субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг.
Статьями 28 и 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации определен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который предполагает выделение этих средств в распоряжение конкретных получателей с указанием цели их использования.
В силу пункта 1, 3 статьи 78 БК РФ, субсидии субъектам хозяйственной деятельности предоставляются безвозвратно, за исключением случаев нарушения условий, установленных при их предоставлении.
Субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям, а также субсидий, указанных в пунктах 6 - 8.1 настоящей статьи), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации (подпункт 2 пункта 2 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Условия возврата субсидии должны определяться нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами, регулирующими предоставление соответствующих субсидий (подпункт 2 пункта 3 статьи 78 БК РФ).
Постановлением Правительства Астраханской области от 23.11.2017 N 430-П утвержден Порядок предоставления субсидий промышленным предприятиям на возмещение части затрат на реализацию мероприятий по модернизации и техническому перевооружению производственных мощностей.
Как установлено судом первой инстанции, с соблюдением требований вышеназванного Порядка сторонами заключено соглашение от 05.06.2018 N 3/2018, предметом которого является предоставление из бюджета Астраханской области в 2018 году субсидии промышленным предприятиям на возмещение части затрат на реализацию мероприятий по модернизации и техническому перевооружению мощностей.
Согласно п. 2.1 соглашения в 2018 году ответчику предоставлена субсидия в сумме 389 205 руб. Платежным поручением N 686568 от 09.06.2018 денежные средства в указанном размере перечислены из бюджета Астраханской области на расчетный счет ответчика.
Данное обстоятельство сторонами не оспаривается.
Подпунктом 4.1.2.1 пункта 4.1.2 соглашения установлено, что министерство обязано устанавливать показатели результативности в приложении N 1 к соглашению.
В приложении N 1 министерством установлены показатели результативности, в том числе сумма налогов и сборов, подлежащих уплате ответчиком в консолидированный бюджет Астраханской области в 2018, 2019 и 2020 годах.
Дополнительным соглашением N 3 от 31.01.2020 к соглашению N 3/2018 от 05.06.2018 стороны внесли изменения в приложение N 1. В частности, установлен новый показатель суммы налогов и сборов, подлежащих уплате ответчиком в консолидированный бюджет Астраханской области в 2020 году - 3 000 000 руб.
Из п. 4.3.1 соглашения следует, что получатель субсидии обязуется обеспечивать достижение значение показателей результативности, установленным министерством в соответствии с пунктом 4.1.2.1 соглашения.
Пунктами 4.3.2, 4.3.3 соглашения предусмотрена обязанность получателя субсидии предоставлять отчет о достижении значений показателей результативности в соответствии с пунктом 4.1.3.1 соглашения не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, в течение трех лет, начиная с года получения субсидии, а также направлять по запросу министерства документы и информацию, необходимые для осуществления контроля за соблюдением порядка, целей и условий предоставления субсидии, в течение 10 рабочих дней с момента получения запроса.
В соответствии с п. 4.1.5 соглашения в случае установления министерством или получения от органа государственного финансового контроля информации о факте нарушения получателем условий предоставления субсидии, предусмотренных Порядком и Соглашением, в том числе указания в документах, представленных получателем в соответствии с Порядком предоставления субсидий, недостоверных сведений, а также в случае недостижения показателей результативности использования субсидии, в течение 10 рабочих дней со дня выявления указанных нарушений направлять получателю требование об обеспечении возврата субсидии в бюджет Астраханской области.
Суд первой инстанции верно отразил в решении, что требования министерства основаны на недостижении обществом значений показателей результативности по объему налогов и сборов и предоставлении недостоверных сведений.
Судом установлено, что письмом от 04.02.2022 N 1-11 общество сообщило министерству о сумме уплаченных налогов, которая составила 6 622 550 руб., с приложением копии всех платежных документов, подтверждающих указанную сумму. Почтовое отправление было возвращено в адрес ответчика в связи с истечением срока хранения, при этом указанный запечатанный почтовый конверт был вскрыт судом в судебном заседании в присутствии сторон, где содержались сведения об уплате обществом в 2020 году в консолидированный бюджет Астраханской области налогов и сборов на общую сумму 6 622 550 руб. с приложением копий платежных поручений.
Более того, апеллянт в жалобе указал, что данные сведения им проверялись, поскольку были направлены также и по электронной почте.
Помимо указанного, в материалах дела имеются сведения Управления Федеральной налоговой службы по Астраханской области, согласно которым общество уплатило в консолидированный бюджет Астраханской области в 2020 году налогов на сумму 7 016 312 руб.
Кроме того, в силу п. 2.11. Порядка результатом предоставления субсидии является достижение промышленным предприятием в течение двух лет, следующих за годом предоставления субсидии, темпа роста инвестиций в основной капитал по виду деятельности "Обрабатывающие производства", соответствующего темпу роста инвестиций в основной капитал по виду деятельности "Обрабатывающие производства", установленному государственной программой "Развитие промышленности и транспортной системы Астраханской области", утвержденной Постановлением Правительства Астраханской области от 16.09.2014 N 400-П, за аналогичный период. При этом начальным периодом для расчета темпа роста инвестиций в основной капитал по виду деятельности "Обрабатывающие производства" является год предоставления субсидии.
Для промышленных предприятий, получивших субсидию в 2018 - 2020 годах, в 2020 - 2021 годах, результатом предоставления субсидии является сохранение деятельности промышленного предприятия не менее чем до конца 2020 - 2021 годов.
На основании изложенного, судом первой инстанции сделан верный вывод, что обществом с ограниченной ответственностью "Производственно-коммерческая фирма "Астрахим" результат предоставления субсидии в данном случае достигнут.
Согласно п. 4.2 Порядка в случае установления министерством или получения от органа государственного финансового контроля Астраханской области информации о фактах нарушения промышленным предприятием условий предоставления субсидии, установленных настоящим Порядком, в том числе указания в документах, представленных промышленным предприятием в соответствии с настоящим Порядком, недостоверных сведений, и (или) недостижения значений результата предоставления субсидии и (или) показателя, а также в случае непредставления промышленным предприятием документов и информации в соответствии с пунктом 4.1 настоящего раздела министерство в течение 10 рабочих дней со дня выявления указанных нарушений направляет предприятию требование об обеспечении возврата субсидии в бюджет Астраханской области.
В случае нарушения промышленным предприятием условий предоставления субсидии, установленных настоящим Порядком, в том числе указания в документах, представленных промышленным предприятием в соответствии с настоящим Порядком, недостоверных сведений, а также в случае непредставления промышленным предприятием документов и информации в соответствии с пунктом 4.1 настоящего раздела средства субсидии подлежат возврату в бюджет Астраханской области в полном объеме.
Как верно указал суд, в данном случае субсидия предоставлена с соблюдением установленных в разделе 2 Порядка условий, в связи с чем оснований для удовлетворения иска на основании соответствующего пункта не имеется.
Отклоняя доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции отмечает следующее.
Как было указано выше, требования министерства основаны на недостижении обществом значений показателей результативности по объему налогов и сборов и предоставлении недостоверных сведений.
Данную позицию истец отразил и в апелляционной жалобе (т.2 л.д.118).
В то же время, заявитель одновременно в жалобе указывает, что им не оспаривается достижение ответчиком результата предоставления субсидии (т.2 л.д.118), который установлен в сумме 3 000 000 руб. - общий объём налогов, сборов, уплаченных промышленным предприятием в консолидированный бюджет Астраханской области в 2020 году.
То есть фактически министерство подтвердило, что установленный в ходе проверки объем уплаченных налогов в размере 2 190 750 руб. является некорректным.
В то же время, и ответчиком, и Управлением Федеральной налоговой службы по Астраханской области подтвержден размер отчислений, более чем в два раза превышающий сумму 3 000 000 рублей, определенную соглашением.
При этом, само по себе расхождение в показателях достижения результативности итоговых отчислений (по данным общества и Управления Федеральной налоговой службы по Астраханской области) не является по смыслу пункта 4.1.5 соглашения основанием для возврата субсидии, поскольку в данном случае не идет речь о нарушении получателем именно условий предоставления субсидии, что, в том числе, подтверждает и Министерство промышленности и природных ресурсов Астраханской области, в частности указав в жалобе, что вопрос правильности или неправильности предоставления субсидии не является предметом судебного разбирательства.
Таким образом, в данном случае ни по одному из указанных министерством оснований для возврата суммы субсидии не было выявлено нарушений со стороны общества, следовательно, суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворения заявленных требований.
Нарушений норм процессуального права, которые в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации могут являться основанием для отмены судебного акта суда первой инстанции в любом случае, судом апелляционной инстанции не установлено.
Доводы апелляционной жалобы, приведенные в их обоснование, не соответствуют нормам действующего законодательства и фактическим обстоятельствам дела, они не опровергают выводы суда первой инстанции, а выражают лишь несогласие с ними, дают иную правовую оценку установленным обстоятельствам и по существу сводятся к переоценке доказательств, положенных в обоснование содержащихся в обжалуемом судебном акте выводов, являются несостоятельными и не могут служить основанием для отмены обжалуемого законного и обоснованного решения суда первой инстанции.
При таких обстоятельствах у арбитражного суда апелляционной инстанции не имеется правовых оснований для отмены обжалуемого судебного акта в соответствии с положениями статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
С учетом изложенного решение суда следует оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 1 статьи 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление, выполненное в форме электронного документа, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения в установленном порядке в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Астраханской области от 03 октября 2022 года по делу N А06-3438/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
С. А. Жаткина |
Судьи |
О. И. Антонова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А06-3438/2022
Истец: Министерство промышленности и природных ресурсов Астраханской области
Ответчик: ООО "Производственно - коммерческая фирма" "Астрахим"
Третье лицо: Управление Федеральной налоговой службы по Астраханской области