г. Казань |
|
10 апреля 2023 г. |
Дело N А55-7939/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 апреля 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 10 апреля 2023 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Федоровой Т.Н.,
судей Кормакова Г.А., Тюриной Н.А.,
при участии представителей:
общества с ограниченной ответственностью "Средневолжская газовая компания" - Юдакова А.А. (по доверенности от 01.01.2023), Леньшина М.М. (по доверенности от 01.01.2023),
общества с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Самара" - Хритоненкова М.Н. (по доверенности от 03.02.2023),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Самара"
на решение Арбитражного суда Самарской области от 01.08.2022 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.11.2022
по делу N А55-7939/2022
по иску общества с ограниченной ответственностью "Средневолжская газовая компания" к обществу с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Самара" об урегулировании разногласий,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Средневолжская газовая компания" (далее - истец, ООО "СВГК") обратилось в Арбитражный суд Самарской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Самара" (далее - ответчик, ООО "Газпром межрегионгаз Самара") об урегулировании разногласий, возникших при заключении договора поставки газа N 45-5-0003/22 от 10.12.2021, и просило принять его условия в редакции протокола разногласий ООО "СВГК", а именно:
Пункт 4.3: "4.3. Объем газа поставщика, израсходованного ГРО на восполнение потерь в газораспределительных сетях, принадлежащих ГРО на праве собственности и иных законных основаниях, подлежащего оплате ГРО поставщику, ежемесячно определяется ГРО по расчету согласно Методике по расчету удельных показателей загрязняющих веществ в выбросах (сбросах) в атмосферу (водоемы) на объектах газового хозяйства (принята и введена в действие приказом АО "Росгазификация" N 17П от 17.04.1997, одобрена письмом Госкомэкологии России N 05-12/35-532 от 20.02.1997) за вычетом объемов газа, приобретенных ГРО в соответствующий расчетный период (месяц) на потери у иных поставщиков и(или) на организованных биржевых торгах.
ГРО ежемесячно в срок до 5 числа месяца, следующего за отчетным, направляет поставщику:
- данные об объеме потерь газа, возникающих в газораспределительных сетях, принадлежащих ГРО на праве собственности и иных законных основаниях, в том числе связанных с утечками газа из-за негерметичности разъемных соединений на газопроводах и оборудовании (эксплуатационные потери), авариями на газораспределительных сетях (при наличии), за отчетный период;
- сведения об объемах газа, приобретенных ГРО в отчетном периоде на потери у иных поставщиков и(или) на организованных биржевых торгах.
Количество газа, израсходованного на потери, указывается в Акте о количестве поставленного-принятого газа и оказанных снабженческо-сбытовых услугах, предусмотренном пунктом 4.4. договора, в соответствии с данными ГРО об объеме потерь газа за вычетом объемов газа, приобретенного ГРО в отчетный период на потери у иных поставщиков и(или) на организованных биржевых торгах."
Пункт 4.3.1: "4.3.1. В случае образования в период действия настоящего договора по вине ГРО вследствие ее деятельности по эксплуатации газораспределительных сетей дополнительных потерь газа, не учтенных ГРО (подтвержденные документально случаи нарушения условий эксплуатации, обслуживания или ремонта объектов газораспределения, повлекшие потери газа), такие потери подлежат оплате ГРО поставщику на основании дополнительного соглашения к настоящему договору в соответствии с условиями такого дополнительного соглашения."
Пункт 4.4: "4.4. ГРО в срок не позднее 5-го числа месяца, следующего за отчетным, составляет в 2-х экземплярах, подписывает, скрепляет печатью и направляет в адрес поставщика для подписания Акт о количестве поставленного-принятого газа и оказанных снабженческо-сбытовых услугах за расчетный период (по форме согласно Приложению N 3)."
Пункт 4.5: "4.5. Акт, указанный в пункте 4.4. договора, направляется ГРО в адрес поставщика любым способом, обеспечивающим возможность достоверно установить факт его получения Поставщиком".
Пункт 4.6: "4.6. При получении Акта, предусмотренного пунктом 4.4. договора, поставщик в течение пяти рабочих дней с момента его получения обязан подписать Акт, скрепить печатью и один экземпляр Акта вернуть ГРО или в тот же срок направить в адрес ГРО письменный мотивированный отказ от его подписания."
Пункт 4.7: "4.7. В случае если поставщик в срок, установленный пунктом 4.6. договора, не направит в адрес ГРО подписанный и скрепленный печатью Акт или письменный мотивированный отказ от подписания Акта, Акт считается принятым поставщиком без замечаний, а количество газа и объем оказанных снабженческо-сбытовых услуг принимаются по данным ГРО, указанным в Акте."
Пункт 5.3: "5.3. Расчеты с поставщиком за поставленный газ и оказанные снабженческо-сбытовые услуги производятся ГРО в соответствии с Актом о количестве поставленного-принятого газа и оказанных снабженческо-сбытовых услугах и товарной накладной на отпуск газа, оформленной по форме ТОРГ-12, перечислением денежных средств на расчетный счет поставщика путем выписки ГРО платежных поручений на основании счета-фактуры в течение 10 рабочих дней с момента его получения."
Пункт 5.3.4 исключить;
Пункт 9.10: "9.10. Договор имеет следующие приложения:
Приложение N 1. Ориентировочные (плановые) объемы поставки газа в 2022 году, тыс. куб. м, Приложение N 3. Форма Акта о количестве поставленного-принятого газа и оказанных снабженческо-сбытовых услугах".
Раздел 10 исключить;
Приложение N 2 исключить".
Решением Арбитражного суда Самарской области от 01.08.2022 разногласия, возникшие между ООО "Газпром межрегионгаз Самара" и ООО "СВГК" при заключении договора поставки газа N 45-5-0003/22 от 10.12.2021, урегулированы судом в следующей редакции:
Пункт 4.3. изложить в следующей редакции:
"Объем газа Поставщика, израсходованного ГРО на восполнение потерь в газораспределительных сетях, принадлежащих ГРО на праве собственности и иных законных основаниях, подлежащего оплате ГРО поставщику, ежемесячно определяется ГРО по расчету согласно Методике по расчету удельных показателей загрязняющих веществ в выбросах (сбросах) в атмосферу (водоемы) на объектах газового хозяйства (принята и введена в действие приказом АО "Росгазификация" N 17П от 17.04.1997, одобрена письмом Госкомэкологии России N 05-12/35-532 от 20.02.1997) за вычетом объемов газа, приобретенных ГРО в соответствующий расчетный период (месяц) на потери у иных поставщиков и(или) на организованных биржевых торгах.
ГРО ежемесячно в срок до 5 числа месяца, следующего за отчетным, направляет Поставщику:
- данные об объеме потерь газа, возникающих в газораспределительных сетях, принадлежащих ГРО на праве собственности и иных законных основаниях, в том числе связанных с утечками газа из-за негерметичности разъемных соединений на газопроводах и оборудовании (эксплуатационные потери), авариями на газораспределительных сетях (при наличии), за отчетный период;
- сведения об объемах газа, приобретенных ГРО в отчетном периоде на потери у иных поставщиков и(или) на организованных биржевых торгах.
Количество газа, израсходованного на потери, указывается в Акте о количестве поставленного-принятого газа и оказанных снабженческо-сбытовых услугах, предусмотренном пунктом 4.4. договора, в соответствии с данными ГРО об объеме потерь газа за вычетом объемов газа, приобретенного ГРО в отчетный период на потери у иных поставщиков и(или) на организованных биржевых торгах.".
Пункт 4.3.1. изложить в следующей редакции:
"В случае образования в период действия настоящего договора по вине ГРО вследствие ее деятельности по эксплуатации газораспределительных сетей дополнительных потерь газа, не учтенных ГРО (подтвержденные документально случаи нарушения условий эксплуатации, обслуживания или ремонта объектов газораспределения, повлекшие потери газа), такие потери подлежат оплате ГРО поставщику на основании дополнительного соглашения к настоящему договору в соответствии с условиями такого дополнительного соглашения.".
Пункт 4.4. изложить в следующей редакции:
"ГРО в срок не позднее 5-го числа месяца, следующего за отчетным, составляет в 2-х экземплярах, подписывает, скрепляет печатью и направляет в адрес поставщика для подписания Акт о количестве поставленного-принятого газа и оказанных снабженческо-сбытовых услугах за расчетный период (по форме согласно Приложению N 3).".
Пункт 4.5. изложить в следующей редакции:
"Акт, указанный в пункте 4.4. Договора, направляется ГРО в адрес Поставщика любым способом, обеспечивающим возможность достоверно установить факт его получения поставщиком.".
Пункт 4.6. изложить в следующей редакции:
"При получении Акта, предусмотренного пунктом 4.4. договора, поставщик в течение пяти рабочих дней с момента его получения обязан подписать Акт, скрепить печатью и один экземпляр Акта вернуть ГРО или в тот же срок направить в адрес ГРО письменный мотивированный отказ от его подписания.".
Пункт 4.7. изложить в следующей редакции:
"В случае если поставщик в срок, установленный пунктом 4.6. договора, не направит в адрес ГРО подписанный и скрепленный печатью Акт или письменный мотивированный отказ от подписания Акта, Акт считается принятым поставщиком без замечаний, а количество газа и объем оказанных снабженческо-сбытовых услуг принимаются по данным ГРО, указанным в Акте.".
Пункт 5.3. изложить в следующей редакции:
"Расчеты с поставщиком за поставленный газ и оказанные снабженческо-сбытовые услуги производятся ГРО в соответствии с Актом о количестве поставленного-принятого газа и оказанных снабженческо-сбытовых услугах и товарной накладной на отпуск газа, оформленной по форме ТОРГ-12, перечислением денежных средств на расчетный счет поставщика путем выписки ГРО платежных поручений на основании счета-фактуры в течение 10 рабочих дней с момента его получения.".
Пункт 5.3.4. исключить из договора.
Пункт 9.10. изложить в следующей редакции:
"Договор имеет следующие приложения: Приложение N 1. Ориентировочные (плановые) объемы поставки газа в 2022 году, тыс. куб. м, Приложение N 3. Форма Акта о количестве поставленного-принятого газа и оказанных снабженческо-сбытовых услугах.
Раздел 10 исключен из договора.
Приложение N 2 исключено из договора.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.11.2022 решение суда оставлено без изменения.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, ответчик обратился в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой, ссылаясь на неправильное применение норм материального права, просит их изменить и урегулировать разногласия, возникшие между сторонами в редакции ответчика.
Проверив в соответствии со статьей 286 АПК РФ законность обжалуемых судебных актов, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, суд кассационной инстанции приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, между ООО "Газпром межрегионгаз Самара" (Поставщик) и ООО "СВГК" (ГРО) при заключении договора N 45-5-0003/22 от 10.12.2021 (далее - договор) возник спор об урегулировании разногласий, подлежащий разрешению в судебном порядке.
В соответствии с пунктом 4 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами. В случаях, когда условие договора предусмотрено нормой, которая применяется постольку, поскольку соглашением сторон не установлено иное (диспозитивная норма), стороны могут своим соглашением исключить ее применение либо установить условие, отличное от предусмотренного в ней. При отсутствии такого соглашения условие договора определяется диспозитивной нормой.
Согласно пункту 40 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 25.12.2018 N 49 "О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации о заключении и толковании договоров" при наличии возражений стороны относительно определения условия договора диспозитивной нормой, выразившихся, например, в представлении иной редакции условия, суд может утвердить условие в редакции, отличной от диспозитивной нормы, указав мотивы принятия такого решения, в частности, особые обстоятельства рассматриваемого спора.
Как установлено судами, преддоговорный спор возник между сторонами по договору поставки газа, который относится к договорам энергоснабжения. Указанный вид договоров регулируется параграфом 6 главы 30 Гражданского кодекса Российской Федерации и иными федеральными законами и подзаконными актами в сфере энергоснабжения.
При заключении договора ООО "СВГК" предложило (в протоколе разногласий) следующую редакцию пунктов 4.3, 4.3.1 Договора:
"4.3. Объем газа поставщика, израсходованного ГРО на восполнение потерь в газораспределительных сетях, принадлежащих ГРО на праве собственности и иных законных основаниях, подлежащего оплате ГРО поставщику, ежемесячно определяется ГРО по расчету согласно Методике по расчету удельных показателей загрязняющих веществ в выбросах (сбросах) в атмосферу (водоемы) на объектах газового хозяйства (принята и введена в действие приказом АО "Росгазификация" N 17П от 17.04.1997, одобрена письмом Госкомэкологии России N 05-12/35-532 от 20.02.1997) за вычетом объемов газа, приобретенных ГРО в соответствующий расчетный период (месяц) на потери у иных поставщиков и(или) на организованных биржевых торгах.
ГРО ежемесячно в срок до 5 числа месяца, следующего за отчетным, направляет Поставщику:
- данные об объеме потерь газа, возникающих в газораспределительных сетях, принадлежащих ГРО на праве собственности и иных законных основаниях, в том числе связанных с утечками газа из-за негерметичности разъемных соединений на газопроводах и оборудовании (эксплуатационные потери), авариями на газораспределительных сетях (при наличии), за отчетный период;
- сведения об объемах газа, приобретенных ГРО в отчетном периоде на потери у иных поставщиков и(или) на организованных биржевых торгах.
Количество газа, израсходованного на потери, указывается в Акте о количестве поставленного-принятого газа и оказанных снабженческо-сбытовых услугах, предусмотренном пунктом 4.4. договора, в соответствии с данными ГРО об объеме потерь газа за вычетом объемов газа, приобретенного ГРО в отчетный период на потери у иных поставщиков и(или) на организованных биржевых торгах.
4.3.1. В случае образования в период действия настоящего договора по вине ГРО вследствие ее деятельности по эксплуатации газораспределительных сетей дополнительных потерь газа, не учтенных ГРО (подтвержденные документально случаи нарушения условий эксплуатации, обслуживания или ремонта объектов газораспределения, повлекшие потери газа), такие потери подлежат оплате ГРО поставщику на основании дополнительного соглашения к настоящему договору в соответствии с условиями такого дополнительного соглашения.".
ООО "Газпром межрегионгаз Самара" не согласилось с данной редакцией и предложило (в протоколе согласования разногласий, отклоненном ООО "СВГК") иную редакцию:
"4.3. Объем газа поставщика, израсходованного ГРО на восполнение потерь в газораспределительных сетях, принадлежащих ГРО на праве собственности и иных законных основаниях, подлежащего оплате поставщику, ежемесячно определяется ГРО в соответствии с действующими нормативно-правовыми актами, Методиками, ГОСТами, за вычетом объемов газа, приобретенного ГРО в соответствующий расчетный период (месяц) на потери у иных поставщиков и (или) на организованных биржевых торгах.
ГРО ежемесячно в срок до 2-го числа месяца, следующего за отчетным, направляет поставщику:
- данные об объеме потерь газа, возникающих в газораспределительных сетях, принадлежащих ГРО на праве собственности и иных законных основаниях, в том числе связанные с утечками газа из-за негерметичности разъемных соединений на газопроводах и оборудовании (эксплуатационные потери), авариями на газораспределительных сетях (при наличии), за отчетный период;
- сведения об объемах потерь газа, приобретенных ГРО в отчетном периоде на потери у иных поставщиков и (или) на организованных биржевых торгах.
Фактический (общий) объем потерь газа с января по декабрь 2022 года определяется сторонами по окончании календарного года. В случае если фактический объем потерь газа, определенный сторонами по окончании календарного года, будет превышать объем плановых потерь ГРО за 12 месяцев и не будет согласован сторонами, то поставщик в установленном законом порядке имеет право обратиться в суд за защитой нарушенного права.
4.3.1. На аварийные выбросы при повреждении газопроводов или оборудования, произошедших по вине 3-х лиц и/или ГРО, объем газа определяется на основании совместных актов регистрации аварий, подписанных поставщиком и ГРО, содержащих данные об объеме аварийных потерь газа, и расчета объема аварийных выбросов по соответствующим нормативно-правовым актам, Методикам, ГОСТам, и подлежит оплате ГРО поставщику.".
Судами установлено, что разногласия сторон по данным пунктам касаются порядка определения количества (объема) потерь газа в газораспределительных сетях ГРО и расчетного способа (метода) их учета.
Согласно пунктам 12, 21, 22 Правил поставки газа в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 05.02.1998 N 162 (далее - Правила поставки газа) поставщик обязан поставлять, а покупатель отбирать газ в количестве, определенном в договоре поставки газа. Поставка и отбор газа без учета его объема не допускаются. Учет объема газа осуществляется в порядке, утвержденном Министерством энергетики Российской Федерации.
Как следует из части 2 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности", расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться на основании данных о количественном значении энергетических ресурсов, произведенных, переданных, потребленных, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов. До установки приборов учета используемых энергетических ресурсов, а также при выходе из строя, утрате или по истечении срока эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться с применением расчетных способов определения количества энергетических ресурсов, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Судами указано, что в пункте 2.9 Правил учета газа, утвержденных Приказом Минэнерго России от 30.12.2013 N 961, определено, что измерения объема газа выполняются по аттестованным в установленном порядке методикам (методам) измерений.
Аналогичное требование к измерениям установлено в части 1 статьи 5 Федерального закона от 26.06.2008 N 102-ФЗ "Об обеспечении единства измерений": измерения, относящиеся к сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, должны выполняться по первичным референтным методикам (методам) измерений, референтным методикам (методам) измерений и другим аттестованным методикам (методам) измерений, за исключением методик (методов) измерений, предназначенных для выполнения прямых измерений.
Таким образом, учет энергоресурсов допускается посредством средств измерений либо с применением расчетных способов и методов (методик). Следовательно, учет потерь газа также должен производиться с использованием средств измерений и определенными расчетными способами (методами).
Приказом Министерства энергетики Российской Федерации N 961 от 30.12.2013 утверждены Правила учета газа, которые устанавливают следующие особенности учета газа. Количество (объемы) газа ежемесячно с начала года учитывается в форме баланса газа (пункт 2.11). При транспортировке учету подлежит, в том числе, утерянный газ (пункт 2.3). Фактические потери природного газа при добыче, транспортировке, переработке и хранении (при закачке и отборе из газохранилищ) определяются собственником природного газа по каждому конкретному месту их образования и оформляются актами (пункт 3.4). По итогам деятельности в отчетном периоде организация составляет баланс добычи природного газа на основании актов приема-сдачи количества добытого, переданного для транспортировки и другим организациям, принятого от других организаций, сожженного на факельных установках, использованного на собственные производственно-технологические нужды, с учетом фактических потерь (пункт 3.5).
Приказом Федеральной службы по тарифам от 15.12.2009 N 411-э/7 утверждены Методические указания по регулированию тарифов на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям, согласно которым (подпункт "а" пункта 5, пункт 24 и Приложение N 2) к экономически обоснованным расходам ГРО по транспортировке газа относятся технологические (эксплуатационные) потери.
В пункте 7 статьи 254 Налогового кодекса Российской Федерации технологическими потерями признаются потери при производстве и (или) транспортировке товаров (работ, услуг), обусловленные технологическими особенностями производственного цикла и (или) процесса транспортировки, а также физико-химическими характеристиками применяемого сырья.
Согласно пункту 18 ГОСТ Р 53865-2010 "Системы газораспределительные. Термины и определения", утвержденного Приказом Росстандарта от 10.09.2010 N 242-ст, технологические потери газа при эксплуатации сети газораспределения - это потери газа при негерметичности сети газораспределения, обусловленной конструкцией технических устройств и эксплуатационными характеристиками уплотнительных материалов.
Как указано в пункте 56 ГОСТ Р 53865-2019 "Системы газораспределительные. Термины и определения", утвержденного Приказом Росстандарта от 20.12.2019 N 1428-ст, действительные потери газа в сети газораспределения - это эксплуатационные утечки газа из сети газораспределения, обусловленные негерметичностью разъемных соединений, потери газа при проведении сливо-наливных операций на ГНС, ГНП, АГЗС, резервуарных установках, а также аварийные выбросы газа при повреждении сети газораспределения третьими лицами. В качестве примечания указано: действительные потери не включают количество газа, полученное и полезно используемое потребителем, но неучтенное (и поэтому неоплаченное) вследствие несовершенства методов контроля и учета расхода газа ("мнимые" потери).
При этом в пункте 2.4 Методических положений по планированию, учету и калькулированию себестоимости продукции (работ, услуг) газовых хозяйств, утвержденных Минтопэнерго России 30.12.1992, определено, что коммерческие потери - это разность между полученным и отпущенным объемами природного или сжиженного газа, обусловленная погрешностью приборов учета и применяемыми нормами расхода. Коммерческие потери отражаются в фактической себестоимости продукции (работ, услуг).
Разъяснения о порядке определения разбаланса и учета потерь даны в Информационном письме Федеральной службы по тарифам N СН-3923/9 от 28.06.2005 "Об учете потерь газа". Разница между общим объемом газа, поступившим от поставщика (по данным узлов учета газа, установленных на ГРС), и объемом газа, реализованным потребителям, в том числе населению и ГРО (по данным приборов учета газа у потребителей или в случае их отсутствия или несоответствия требованиям стандартов - по установленным нормативам потребления и/или проектной мощности газоиспользующего оборудования), образует разбаланс газа, который, как правило, обусловлен следующими причинами: а) отклонение объемов фактического потребления газа населением от утвержденных в установленном порядке нормативов потребления; б) отклонение объемов фактического расхода газа ГРО на технологические нужды от объема, рассчитанного по действующим нормам и зафиксированного в договоре поставки газа на технологические нужды ГРО; в) проведение аварийных работ, а также внеплановых ремонтных работ; г) технологические потери газа в системах газораспределения (эксплуатационные утечки и т.п.); д) погрешность измерений установленных приборов учета газа у промышленных потребителей и населения и существующие проблемы с приведением измеряемых объемов газа к нормальным условиям; е) несоблюдение технологического режима транспортировки газа. На финансовый результат поставщика газа должны относиться убытки (прибыль), полученные вследствие отклонения фактического потребления газа населением на бытовые нужды от нормативов потребления, утвержденных в установленном порядке, ввиду того что возникающие в результате этого потери газа не являются потерями при транспортировке газа; вследствие отклонения объемов газа из-за погрешности измерений установленных приборов учета расхода газа на ГРС, у промышленных потребителей и населения.
Указанные разъяснения подтверждены в письме Федеральной антимонопольной службы N П3/21104/20 от 17.03.2020 в ответ на запрос ООО "СВГК" N 03-12/00386 от 22.01.2020.
Судами установлено, что к потерям газа, которые образуются в сетях газораспределения ГРО и подлежат возмещению (оплате) со стороны ГРО поставщикам (собственникам) газа, относятся технологические (эксплуатационные) потери газа, связанные непосредственно с эксплуатацией и функционированием сетей газораспределения.
Способы учета потерь в сетях газораспределения ввиду невозможности их учета средствами измерений являются расчетными и определены в соответствующих методических документах.
Для целей определения потерь газа (эксплуатационных утечек, аварийных выбросов) ОАО "Гипрониигаз" разработана Методика по расчету удельных показателей загрязняющих веществ в выбросах (сбросах) в атмосферу (водоемы) на объектах газового хозяйства, принятая и введенная в действие приказом АО "Росгазификация" N 17П от 17.04.1997, одобренная письмом Госкомэкологии России N 05-12/35-532 от 20.02.1997 (далее - Методика). Методика содержит порядок расчетов удельных показателей загрязняющих веществ в выбросах в атмосферу при эксплуатации систем газоснабжения природным газом, включая расчет удельного количества выбросов газа за счет негерметичности газопроводов и оборудования (раздел N 3), а также порядок расчетов выбросов газа при аварийных и залповых выбросах в системах газоснабжения природным газом (раздел N 5).
Судами указано, что применение Методики при расчетах технологических (эксплуатационных) потерь газа является сложившейся практикой на всей территории Российской Федерации, а обязательность ее применения подтверждена также судебной арбитражной практикой (Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 18.03.2022 по делу N А50-23164/2020; Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 28.10.2021 по делу N А55-17493/2020; Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 19.09.2019 N Ф09-5535/19 по делу N А50-17073/2018; Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 31.07.2017 по делу N А23-2247/2016).
Судами учтено, что объем потерь газа в сетях газораспределения, возмещаемых ГРО Поставщику, подлежит определению расчетным способом в соответствии с Методикой. Иные способы учета потерь какими-либо нормативно-правовыми актами и нормативно-технической документацией не предусмотрены.
При этом ООО "Газпром межрегионгаз Самара" подтверждает возможность применения Методики при определении объемов потерь газа, указывая ее в качестве способа расчета в пункте 2.1 Договора, по которому у сторон отсутствуют разногласия.
Судами принято во внимание, что Методика была принята и согласована сторонами в целях расчета объемов потерь и ранее постоянно применялась во взаимоотношениях по поставке и транспортировке газа. В подтверждение истцом представлены отчетные документы за периоды с 2016 по 2021 годы, включая: акты о количестве газа, товарные накладные, расчеты потерь, технические заключения АО "Гипрониигаз". Применение Методики для взаиморасчетов за потери газа по Договору является для ООО "СВГК" и ООО "Газпром межрегионгаз Самара" обыкновенной, многолетней и сложившейся практикой.
Таким образом, суды пришли к выводу, что указанный способ определения объема потерь газа является как технологически, так и экономически обоснованным, поскольку: предусматривает учет действительных потерь, то есть технологических и эксплуатационных, возникающих в сетях газораспределения, и основывается на технических решениях и методических подходах; предусматривает возмещение со стороны ГРО стоимости потерь газа, непосредственно связанных с транспортировкой газа и эксплуатацией сетей газораспределения, и расходы ГРО на которые подлежат включению в тариф на услуги по транспортировке газа.
Судами отмечено, что предложенная Ответчиком редакция является необоснованной и носит общий характер, поскольку не содержит конкретный способ учета. Подобная формулировка является отсылочной к различным нормативным актам и техническим документам, однако не определяет, какой из них подлежит применению. Данная редакция противоречит правовым нормам, предусматривающим определение в Договоре конкретного расчетного способа, а именно: статьям 541, 544 ГК РФ, пункту 12 Правил поставки газа. Принятие таких условий не будет отвечать целям урегулирования разногласий, а напротив, внесет неопределенность во взаимоотношения сторон и приведет к спорным ситуациям между ними, касающимся определения объема потерь в конкретные расчетные периоды (месяцы).
Кроме того, редакция ответчика предполагает определение фактического (общего) объема потерь по окончании календарного года, поскольку, по мнению ответчика, формирование баланса газа осуществляется ежегодно с начала года, то есть в период с января по декабрь расчетного года. Данный вывод противоречит следующим согласованным условиям Договора и правовым нормам.
Руководствуясь пунктами 13 и 28 Правил поставки газа, пунктом 3.1 договора, суды установили, что учет фактического и итогового объема потерь газа по договору должен производиться и актироваться сторонами по окончании расчетного периода - календарного месяца.
Кроме того, объективная необходимость в определении итогового объема потерь в конце года ответчиком не мотивирована и отсутствует, поскольку такой объем представляет собой сумму помесячных потерь, которые должны учитываться и актироваться в расчетных периодах (календарных месяцах). Предлагаемый ответчиком порядок определения объема потерь (помимо ежемесячного актирования в конце календарного года, без указания способа определения потерь) является необоснованным и не может быть принят в договоре, поскольку внесет неопределенность во взаимоотношения сторон и исполнение ими своих обязательств по нему. В свою очередь, право Ответчика на обращение в суд за защитой своего права, которое он считает нарушенным, является безусловным и не зависит от указания соответствующего условия в договоре, в связи с чем данное условие является излишним.
Судами учтено, что в рамках дела N 63/01/10-892/2020 о нарушении антимонопольного законодательства, возбужденного по части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", действия (бездействие) ООО "Газпром межрегионгаз Самара" по поставке газа на потери ранее были признаны антимонопольным органом - Управлением Федеральной антимонопольной службы по Самарской области злоупотреблением доминирующим положением в виде ущемления интересов хозяйствующих субъектов (ГРО) и неопределенного круга потребителей (населения). Акты антимонопольного органа были подтверждены Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.01.2022, Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 11.05.2022 в рамках судебного дела N А55-9545/2021. Среди прочего, антимонопольный и судебные органы пришли к выводам, что количество (объемы) газа должны определяться ООО "Газпром межрегионгаз Самара" ежемесячно, а фактические потери природного газа при транспортировке газа определяться поставщиком газа по каждому конкретному месту их образования и оформляться актами.
Также, в материалы дела истцом приобщено экспертное заключение, выполненное ООО "Центр метрологической экспертизы" (г. Казань). Заключение содержит исследование и описание механизма образования, оценки величины (объема) потерь (разбаланса) газа, возникающих по причине неприведения объема газа, полученного и полезно использованного потребителями категории "население" (физическими лицами, потребляющими газ для бытовых нужд), к стандартным условиям согласно ГОСТ 29-39-63 "Газы. Условия для определения объема". По результатам проведенного исследования, в частности, были определены образующиеся по названной причине объемы потерь, составляющие часть общего разбаланса газа.
Судами приняты во внимание представленные документы, обосновывающие доводы истца о том, что объемы действительных (технологических) потерь газа, относящихся на ГРО, подлежат расчету посредством методик, учитывающих объективные причины образования потерь в газораспределительных сетях (эксплуатационные утечки, аварийные выбросы), но не путем отнесения на ГРО всего разбаланса газа, причины образования которого не связаны с деятельностью ГРО по эксплуатации газораспределительной сети и вызваны несовершенством учета газа, поданного конечным потребителям, подключенным к такой сети.
Кроме того, предлагаемая ООО "СВГК" редакция содержит механизм, позволяющий ГРО приобретать полностью или частично газ на восполнение потерь у иных поставщиков и (или) на организованных биржевых торгах. Возможность такого приобретения газа на восполнение потерь в сети газораспределения не запрещена действующим законодательством, является законным правом ГРО и подтверждается разъяснениями Федеральной антимонопольной службы в письме N ПЗ/21104/20 от 17.03.2020, а также не оспаривается Поставщиком в протоколе согласования разногласий.
Помимо этого ответчиком предложено изменение сроков предоставления данных (с 5-го на 2-ое число месяца, следующего за отчетным), что обусловлено, по его мнению, обязанностью Поставщика ежемесячно формировать баланс газа и составлять отчет в головную организацию ООО "Газпром межрегионгаз" в срок до 6 числа.
Суды подобные доводы сочли необоснованными, поскольку обязательства ответчика, не связанные с исполнением договора, перед третьими лицами, не являющимися сторонами договора, не могут влиять на обязанности ГРО как стороны договора.
Предлагаемая истцом редакция пункта 4.3.1 договора содержит механизм учета иных потерь (помимо определенных расчетным способом в соответствии с Методикой), подлежащих оплате ГРО Поставщику в случае возникновения таких потерь по вине ГРО вследствие ее деятельности по эксплуатации газораспределительных сетей: подтвержденные документально случаи нарушения условий эксплуатации, обслуживания или ремонта объектов газораспределения, повлекшие потери газа.
Ответчик предлагает предусмотреть в данном пункте условие об определении аварийных выбросов при повреждении газопроводов и фиксацию объемов потерь газа (аварийных выбросов) соответствующими актами.
Судами учтено, что предложенная ответчиком редакция пункта является излишней, поскольку фактически дублирует положения пунктов 4.3 - 4.7 Договора, в которых уже предусмотрено предоставление ГРО данных о потерях, в том числе в связи с аварийными выбросами, и их актирование поставщиком путем рассмотрения и подписания акта о количестве поставленного-принятого газа и оказанных снабженческо-сбытовых услугах за расчетный период. При этом форма данного акта (приложение N 3 к договору в редакции, согласованной сторонами) также содержит графу с объемами потерь от аварийных выбросов, наряду с эксплуатационными потерями в газопроводах и оборудовании. Следовательно, учет аварийных выбросов и их оплата ГРО Поставщику в составе общего объема потерь предусмотрены условиями Договора: в пунктах 4.3 - 4.7, приложении N 3.
Таким образом, суды пришли к выводу, что между сторонами фактически отсутствуют разногласия по вопросу учета и оплаты потерь за аварийные выбросы, которые по согласованным условиям Договора возлагаются на ООО "СВГК" (ГРО). Повторное отражение данного факта и дублирование процедур по учету аварий в пункте 4.3.1 является избыточным.
Вместе с тем, в пункте 4.3.1 договора в редакции ООО "СВГК" предусмотрена возможность возмещения Поставщику объемов потерь газа, не учтенных по Методике (эксплуатационные утечки, аварийные выбросы), но возникших по вине ГРО. Указанный подход учитывает предложения ООО "Газпром межрегионгаз Самара" о получении оплаты за объемы потерь газа, которые превышают фактические объемы потерь, рассчитанные по Методике. Тем самым, будут учтены интересы Поставщика и ГРО, поскольку, с одной стороны - Поставщик вправе рассчитывать на полное возмещение потерь газа, возникших вследствие деятельности ГРО, но при этом обязан доказать их наличие и вину ГРО в их возникновении, с другой - ГРО обязана отвечать за все потери газа, но возникшие именно по ее вине.
При этом суды признали предложенный ГРО порядок оплаты таких дополнительных потерь - по дополнительному соглашению, поскольку это связано с необходимостью отдельного оформления договорных отношений по оплате объемов газа, которые не входят в предмет Договора (эксплуатационные потери в газопроводах и оборудовании; аварийные выбросы) и подлежат отдельному учету и актированию.
С учетом изложенного суды пришли к выводу о необходимости урегулирования пунктов 4.3, 4.3.1 договора в редакции истца - ООО "СВГК".
При заключении договора ООО "Газпром межрегионгаз Самара" предложило (в протоколе согласования разногласий) следующую редакцию пунктов 4.4 - 4.7 договора:
"4.4. ГРО в срок не позднее 5-го числа месяца, следующего за расчетным, составляет в 2-х экземплярах, подписывает, скрепляет печатью и направляет в адрес Поставщика для подписания следующие акты:
4.4.1. Акт об общем количестве газа, переданного поставщиком на выходе из магистральных газопроводов газотранспортной организации в газораспределительные сети ГРО за расчетный период (Приложение N 2);
4.4.2. Акт о количестве поставленного - принятого газа и оказанных снабженческо-сбытовых услугах за расчетный период (Приложению N 3).
4.5. Акты, указанные в пункте 4.4. договора, направляется ГРО в адрес Поставщика любым способом, обеспечивающим возможность достоверно установить факт их получения поставщиком.
4.6. При получении актов, предусмотренных пунктом 4.4. договора, поставщик в течение пяти рабочих дней с момента их получения обязан подписать акты, скрепить печатью и по одному экземпляру актов вернуть ГРО или в тот же срок направить в адрес ГРО письменный мотивированный отказ от их подписания.
4.7. В случае если поставщик в срок, установленный пунктом 4.6. договора, не направит в адрес ГРО подписанные и скрепленные печатью акты или письменный мотивированный отказ от подписания актов, акты считаются принятыми Поставщиком без замечаний, а количество газа и объем оказанных снабженческо-сбытовых услуг принимаются по данным ГРО, указанным в актах.".
Перечень приложений в пункте 9.10 Договора ООО "Газпром межрегионгаз Самара" предложило изложить: "9.10. Договор имеет следующие приложения:
Приложение N 1. Ориентировочные (плановые) объемы поставки газа в ___году, тыс. куб. м,
Приложение N 2. Акт об общем количестве газа, переданного в газораспределительные сети ГРО за ___месяц 20___ года, тыс. куб. м,
Приложение N 3. Акт о количестве поставленного-принятого газа и оказанных снабженческо-сбытовых услугах за ___месяц 20___ года, тыс. куб. м"
Также ООО "Газпром межрегионгаз Самара" предложило включить в Договор Приложение N 2 "Акт об общем количестве газа, переданного в газораспределительные сети ГРО".
ООО "СВГК" не согласилось с данной редакцией и предложило (в протоколе разногласий) иную редакцию:
"4.4. ГРО в срок не позднее 5-го числа месяца, следующего за отчетным, составляет в 2-х экземплярах, подписывает, скрепляет печатью и направляет в адрес поставщика для подписания Акт о количестве поставленного - принятого газа и оказанных снабженческо-сбытовых услугах за расчетный период (по форме согласно Приложению N 3).
4.5. Акт, указанный в пункте 4.4. договора, направляется ГРО в адрес поставщика любым способом, обеспечивающим возможность достоверно установить факт его получения поставщиком.
4.6. При получении Акта, предусмотренного пунктом 4.4. договора, поставщик в течение пяти рабочих дней с момента его получения обязан подписать Акт, скрепить печатью и один экземпляр Акта вернуть ГРО или в тот же срок направить в адрес ГРО письменный мотивированный отказ от его подписания.
4.7. В случае если поставщик в срок, установленный пунктом 4.6. договора, не направит в адрес ГРО подписанный и скрепленный печатью Акт или письменный мотивированный отказ от подписания Акта, Акт считается принятым поставщиком без замечаний, а количество газа и объем оказанных снабженческо-сбытовых услуг принимаются по данным ГРО, указанным в Акте."
Перечень приложений к договору ООО "СВГК" предложило изложить в пункте 9.10 в следующей редакции: "9.10. Договор имеет следующие приложения: Приложение N 1. Ориентировочные (плановые) объемы поставки газа в 2022 году, тыс. куб. м, Приложение N 3. Форма Акта о количестве поставленного-принятого газа и оказанных снабженческо-сбытовых услугах", а Приложение N 2 "Акт об общем количестве газа, переданного в газораспределительные сети ГРО" ООО "СВГК" предложило исключить.
Разногласия сторон в части пунктов 4.4 - 4.7, 9.10, Приложения N 2 к договору касаются порядка актирования поставки газа и оформления отчетных документов.
Как указано истцом, стороной, ведущей учет потерь газа, является ГРО как лицо, оказывающее услуги по транспортировке газа, в процессе которого возникают потери газа, и осуществляющее эксплуатацию сетей газораспределения, на которых образуются потери газа. Указанный подход соответствует положениям статьи 2 Закона о газоснабжении, пункту 7 Технического регламента о безопасности сетей газораспределения и газопотребления, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2010 N 870.
На основании пункта 28 Правил поставки газа, статьи 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете", общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации суды сделали вывод, что предлагаемая истцом редакция соответствует установленному законом порядку и подлежит применению во взаимоотношениях сторон.
В указанных пунктах ответчик настаивает на оформлении в качестве Приложения N 2 к договору Акта об общем количестве газа, переданного в газораспределительные сети ГРО.
Между тем, оформление подобных документов не предусмотрено вышеуказанными правовыми актами, в том числе пунктом 28 Правил поставки газа, и не требуется для исполнения договора поставки газа, поскольку не связано с проведением учета потерь газа. В частности, сведения об общем объеме переданного в сеть газа не нужны для расчета потерь по Методике и не влияют на их количество. Подобные условия договора являются избыточными и возлагают на стороны дополнительные обязанности, не предусмотренные действующим законодательством.
В связи с изложенным суды установили необходимость принятия пунктов 4.4 - 4.7, 9.10 договора в редакции, предложенной ООО "СВГК", а также об исключении Приложения N 2.
При заключении договора ООО "СВГК" предложило (в протоколе разногласий) следующую редакцию пункта 5.3 договора:
"Расчеты с поставщиком за поставленный газ и оказанные снабженческо-сбытовые услуги производятся ГРО в соответствии с Актом о количестве поставленного-принятого газа и оказанных снабженческо-сбытовых услугах и товарной накладной на отпуск газа, оформленной по форме ТОРГ-12, перечислением денежных средств на расчетный счет поставщика путем выписки ГРО платежных поручений на основании счета-фактуры в течение 10 рабочих дней с момента его получения.".
ООО "Газпром межрегионгаз Самара" предложило изложить пункт 5.3 Договора в следующей редакции:
"5.3. Расчеты за газ по настоящему договору производятся в соответствии с порядком, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.04.2000 N 294."
Разногласия сторон в части указанного пункта касаются порядка расчетов за поставленный газ по договору.
Действующие законодательные и подзаконные акты в сфере газоснабжения не устанавливают порядок и периодичность внесения ГРО платы за утерянный газ в пользу поставщика.
Вместе с тем, как следует из вышеуказанных норм Гражданского кодекса Российской Федерации, Правил поставки газа и иных условий Договора (пункты 4.4, 4.8), сдача-приемка поставленного газа оформляется путем подписания актов о количестве поставленного-принятого газа, товарных накладных и счетов-фактур. Учитывая, что обязательства ГРО состоят в оплате поставленного газа, условия об оплате после его поставки и соответствующего актирования являются обоснованными.
В связи с этим суд правомерно счел, что предложенная истцом редакция вносит определенность в обязательства сторон и предполагает конкретный и разумный срок оплаты: в течение 10 рабочих дней с момента получения счета-фактуры.
В обжалуемом решении верно отмечено, что редакция ответчика не содержит конкретных сроков оплаты, в связи с чем суд не нашел оснований для ее принятия.
Порядок расчетов за природный газ, на который ссылается ответчик, суд первой инстанции по праву посчитал не подлежащим применению к отношениям сторон по Договору в связи со следующим.
Указанный Порядок устанавливает правила расчетов за природный газ между поставщиками природного газа независимо от их организационно-правовой формы и потребителями (юридическими лицами) природного газа. Потребителем газа в соответствии со статьей 2 Закона о газоснабжении является лицо, приобретающее газ для собственных бытовых нужд, а также собственных производственных или иных хозяйственных нужд.
Президиумом Высшего Арбитражного суда Российской Федерации в Постановлении от 12.07.2005 N 3007/05 по делу N А32-7490/2004-58/3 также был сделан вывод о том, что потребителем газа признается лицо, приобретающее газ у поставщика и использующее его в качестве топлива или сырья.
В пункте 3 Правил поставки газа содержится определение понятия "газораспределительных организаций" - это специализированные республиканские, краевые, областные, городские, межрайонные, сельские организации, занятые развитием и эксплуатацией систем газоснабжения территорий, обеспечением покупателей газом, а также оказывающие услуги по транспортировке газа по своим сетям.
На основании изложенного судами указано, что Порядок не подлежит применению к отношениям сторон по Договору, поскольку ООО "СВГК" является газораспределительной организацией и не относится к категории потребителей газа по смыслу статьи 2 Закона о газоснабжении. В данном случае газ не используется Истцом в качестве топлива или сырья, а утрачивается при транспортировке по газораспределительной системе в силу ее технологических особенностей (невозможность достижения абсолютной герметичности газопроводов и оборудования).
Таким образом, суды сделали вывод о принятии пункта 5.3 договора в редакции ООО "СВГК" (Истца).
При заключении договора ООО "Газпром межрегионгаз Самара" предложило следующую редакцию пункта 5.3.4 Договора: "В случае ненадлежащего исполнения ГРО обязательства по оплате за газ Поставщик имеет право требовать от ГРО уплаты пени в соответствии со статьей 25 Федерального закона "О газоснабжении в Российской Федерации" от 31.03.1999 N 69-ФЗ."
ООО "СВГК" не согласилось с данным условием и предложило (в протоколе разногласий) исключить указанный пункт из договора.
Разногласия сторон по указанному пункту касаются применения мер ответственности к ООО "СВГК" (ГРО) за просрочку исполнения обязательств по оплате газа.
Судами отмечено, что включение в договор условий о неустойке, в том числе предусмотренной статьей 25 Закона о газоснабжении, возможно только по соглашению сторон (договорная неустойка) в порядке статей 330, 331 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Учитывая, что стороны не достигли согласия относительно возможности включения в договор пункта 5.3.4 о применении неустойки, суды не включили названное условие в Договор и исключил из него.
При заключении договора ООО "Газпром межрегионгаз Самара" предложило включить в Договор раздел 10 "Электронный документооборот", а в протоколе согласования разногласий указало следующее: "Раздел 10 по тексту договора, вступает в силу с момента получения Поставщиком от ГРО заявления о переходе на ЭДО".
ООО "СВГК" не согласилось с данным условием и предложило (в протоколе разногласий) исключить указанный пункт из договора.
Судами установлено, что действующим законодательством в сфере газоснабжения обязательное ведение электронного документооборота между сторонами по договору поставки газа не предусмотрено. Условие об электронном документообороте не связано с предметом Договора и не является обязательным для исполнения сторонами своих обязательств по нему. Следовательно, данный раздел возлагает на стороны дополнительные обязанности, не предусмотренные действующим законодательством.
Истцом указано, что у ООО "СВГК" отсутствует техническая возможность исполнять свои обязательства по договору посредством электронного документооборота.
По мнению ответчика, предложение применять электронный документооборот направлено на оптимизацию в работы в части обмена первичными учетными документами и не нарушает требования действующего законодательства. Между тем, требования ООО "Газпром межрегионгаз Самара" о включении в договор положений об электронном документообороте не обусловлено нормативными требованиями, в связи с чем оно может быть включено в текст договора исключительно по согласию каждой из сторон. Обратное означало бы фактически навязывание условий Договора и нарушение принципа свободы договора.
Учитывая, что стороны не достигли согласия относительно возможности включения в договор раздела 10 об электронном документообороте, суды посчитали, что названное условие не подлежит включению в договор и исключается из него.
В целом, судебная коллегия пришла к выводу о том, что суды первой и апелляционной инстанций обоснованно учли все фактические обстоятельства дела и оценили сложившиеся между сторонами отношения, в результате чего определили условия Договора в части спорных пунктов в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Доводы, приведенные в кассационной жалобе, получили надлежащую правовую оценку при рассмотрении дела в судах первой и апелляционной инстанций. Данные доводы не опровергают правомерность выводов судов и не свидетельствуют о неправильном применении ими норм материального права при разрешении преддоговорного спора.
Нарушений со стороны судов предыдущих инстанций норм процессуального права не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 01.08.2022 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.11.2022 по делу N А55-7939/2022 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Т.Н. Федорова |
Судьи |
Г.А. Кормаков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В пункте 3 Правил поставки газа содержится определение понятия "газораспределительных организаций" - это специализированные республиканские, краевые, областные, городские, межрайонные, сельские организации, занятые развитием и эксплуатацией систем газоснабжения территорий, обеспечением покупателей газом, а также оказывающие услуги по транспортировке газа по своим сетям.
На основании изложенного судами указано, что Порядок не подлежит применению к отношениям сторон по Договору, поскольку ООО "СВГК" является газораспределительной организацией и не относится к категории потребителей газа по смыслу статьи 2 Закона о газоснабжении. В данном случае газ не используется Истцом в качестве топлива или сырья, а утрачивается при транспортировке по газораспределительной системе в силу ее технологических особенностей (невозможность достижения абсолютной герметичности газопроводов и оборудования).
...
При заключении договора ООО "Газпром межрегионгаз Самара" предложило следующую редакцию пункта 5.3.4 Договора: "В случае ненадлежащего исполнения ГРО обязательства по оплате за газ Поставщик имеет право требовать от ГРО уплаты пени в соответствии со статьей 25 Федерального закона "О газоснабжении в Российской Федерации" от 31.03.1999 N 69-ФЗ."
...
Судами отмечено, что включение в договор условий о неустойке, в том числе предусмотренной статьей 25 Закона о газоснабжении, возможно только по соглашению сторон (договорная неустойка) в порядке статей 330, 331 Гражданского кодекса Российской Федерации."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 10 апреля 2023 г. N Ф06-1809/23 по делу N А55-7939/2022