Екатеринбург |
|
18 марта 2022 г. |
Дело N А50-23164/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 марта 2022 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 18 марта 2022 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Абозновой О. В.,
судей Сафроновой А. А., Гайдука А. А.,
при ведении протокола помощником судьи Пушкаревой Е.М.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Горгазсервис" (далее - общество "Горгазсервис") на решение Арбитражного суда Пермского края от 10.09.2021 по делу N А50-23164/2020 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.12.2021 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании, проведенном с использованием систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Пермского края, приняли участие представители:
общества "Горгазсервис" - Шамшуров Д.В. (доверенность от 24.02.2021), Иванов Р.П. (доверенность от 01.03.2022);
общества с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Пермь" (далее - общество "Газпром межрегионгаз Пермь") - Ведерников К.П. (доверенность от 03.12.2020 N 13).
Общество "Горгазсервис" обратилось в Арбитражный суд Пермского края с иском к обществу "Газпром межрегионгаз Пермь" о взыскании 278 251 руб. 28 коп. задолженности за услуги по транспортировке газа за период с 01.10.2017 по 14.09.2018 (с учетом уточнения размера исковых требований, принятого судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Общество "Газпром межрегионгаз Пермь" обратилось в Арбитражный суд Пермского края с встречным иском к обществу "Горгазсервис" о взыскании 552 459 руб. 65 коп. задолженности по договору поставки газа на собственные нужды, технологические нужды и потери на сетях газораспределения от 06.06.2016 N 41-3-4390/16 за период с 01.10.2017 по 14.09.2018.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено акционерное общество "Газпром газораспределение Пермь" (далее - общество "Газпром газораспределение Пермь").
Решением Арбитражного суда Пермского края от 10.09.2021 исковые требования по первоначальному и встречному искам удовлетворены частично. Путем произведения процессуального зачета первоначальных и встречных исковых требований с общества "Горгазсервис" в пользу общества "Газпром межрегионгаз Пермь" взыскано 372 563 руб. 23 коп. задолженности, а также 12 823 руб. в возмещение судебных расходов по оплате государственной пошлины по иску.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.12.2021 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе общество "Горгазсервис" просит обжалуемые судебные акты отменить. Первоначальный иск удовлетворить в полном объеме, в удовлетворении встречного иска отказать, либо передать дело на новое рассмотрение в ином судебном составе.
По мнению заявителя кассационной жалобы, судами сделаны ошибочные выводы о том, что обязательства между сторонами исполнялись по договору транспортировки. Как указывает истец по первоначальному иску, в части доводов об оказании услуг обществом "Горгазсервис" по транспортировке природного газа абонентам южной части южной части г. Очер, пгт. Павловский, д. Киприно, д. Бурдята, д. Березово, п. Нагорный г. Очера (ул. Машиностроителей, Юнг ВМФ, Трудовая, Нагорная, Громова) исследованы только доказательства представленные обществом "Газпром межрегионгаз Пермь" и третьим лицом, при этом доказательства, представленные обществом "Горгазсервис" не исследованы и не оценены.
По мнению заявителя, в совокупности данные доказательства полностью опровергают доводы ответчика по первоначальному иску и подтверждают доводы общества "Горгазсервис" о том, что сети истца участвовали в транспортировке природного газа в спорный период абонентам южной части южной части г. Очер, пгт. Павловский, д. Киприно, д. Бурдята, д. Березово, п. Нагорный г. Очера (ул. Машиностроителей, Юнг ВМФ, Трудовая, Нагорная, Громова). Суды первой и апелляционной инстанции, как полагает заявитель, пришли к ошибочным выводам относительно того, что к сетям общества "Горгазсервис" отсутствуют подключения конечных потребителей опосредованно через муниципальные и иные газопроводы, тарифы на транспортировку по которым не установлены. По мнению общества "Горгазсервис", суд необоснованно отклонил доводы о количественном распределении конечных абонентов, подключенных к сетям общества "Горгазсервис" и общества "Газпром газораспределение Пермь", для целей применения тарифа на транспортировку.
По мнению общества "Горгазсервис", судами сделаны ошибочные выводы о наличии договорных отношений между сторонами в спорный период, необоснованно применены к правоотношениям сторон положения договора поставки газа на собственные нужды, технологические нужды и потери на сетях газораспределения от 06.06.2016 N 41-3-4390/16.
Как полагает заявитель, истцом по встречному иску не доказано наличие потерь в виде утечек природного газа, вызванное негерметичностью соединений на сетях общества "Горгазсервис", а так же указывает на отсутствие в материалах дела надлежащего расчета потерь, сделанного на основании действующих норм права.
В отзыве на кассационную жалобу общество "Газпром межрегионгаз Пермь" просит указанные судебные акты оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в порядке, предусмотренном нормами статей 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как установлено судами, между обществом "Горгазсервис" (ГРО) и обществом "Газпром межрегионгаз Пермь" (Поставщик) заключен договор возмездного оказания услуг по транспортировке газа по газораспределительным сетям для обеспечения коммунально-бытовых нужд населения от 06.06.2016 N 41-1-4390/16.
Возникшие между сторонами при заключении договора от 06.06.2016 N 41-1-4390/16 разногласия урегулированы в судебном порядке в рамках дела N А50-23963/2017.
В силу пункта 2.1 договора N 41-1-4390/16 Поставщик обязуется передавать газ в сети ГРО на границе эксплуатационной ответственности из сетей общества "Газпром газораспределение Пермь" и иных владельцев газораспределительных и (или) газотранспортных сетей с газопроводами ГРО, а ГРО принимать в данных точках и транспортировать газ по своим газораспределительным сетям до границ сетей Абонента или сетей иных собственников газораспределительных сетей в согласованных объемах в соответствии с Приложением N 1 к договору.
В силу пункта 7.1 договора N 41-1-4390/16 расчет стоимости услуг за транспортировку газа Абонентам производится исходя из фактического объема транспортировки газа.
Оплата услуг по транспортировке газа Абонентам производится Поставщиком не позднее последнего числа месяца, следующего за отчетным месяцем транспортировки газа, на основании Акта об оказании услуг по транспортировке газа, путем перечисления денежных средств на расчетный счет ГРО (пункт 7.4 договора N 41-1-4390/16).
Во исполнение условий договора от 06.06.2016 N 41-1-4390/16, как указало общество "Горгазсервис", оно в период с 01.10.2017 по 14.09.2018 оказало обществу "Газпром межрегионгаз Пермь" услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям для обеспечения коммунально-бытовых нужд населения.
Стоимость оказанных услуг рассчитана обществом "Горгазсервис" на основании тарифов, утвержденных приказом ФАС России от 15.03.2016 N 251/16 "Об утверждении тарифов на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям ООО "Горгазсервис" на территории Пермского края" (в редакции приказа ФАС России от 18.07.2016 N 990/16).
Общество "Горгазсервис" указало, что в нарушение требований действующего законодательства и условий договора обязательство по оплате оказанных услуг по транспортировке газа общество "Газпром межрегионгаз Пермь" не исполнено. По расчету ГРО задолженность Поставщика за период с 01.10.2017 по 14.09.2018 составила 278 251 руб. 28 коп.
Ссылаясь на неисполнение обществом "Газпром межрегионгаз Пермь" обязанности по оплате оказанных услуг по транспортировке газа, наличие задолженности в указанном размере, общество "Горгазсервис" обратилось в арбитражный суд с первоначальным иском.
Общество "Газпром межрегионгаз Пермь" обратилось в арбитражный суд со встречным иском.
Суды пришли к выводу о наличии оснований для частичного удовлетворения первоначальных и встречных исковых требований, правомерно исходя из следующего.
Согласно статье 2 Федерального закона от 31.03.1999 N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" (далее - Закон о газоснабжении) газоснабжением признается одна из форм энергоснабжения, представляющая собой деятельность по обеспечению потребителей газом, в том числе деятельность по формированию фонда разведанных месторождений газа, добыче, транспортировке, хранению и поставкам газа; система газоснабжения - имущественный производственный комплекс, состоящий из технологически, организационно и экономически взаимосвязанных и централизованно управляемых производственных и иных объектов, предназначенных для добычи, транспортировки, хранения, поставок газа; газоснабжающей организацией, поставщиком является собственник газа или уполномоченное им лицо, осуществляющие поставки газа потребителям по договорам.
Таким образом, как верно указали суды, газоснабжение включает в себя добычу природного газа, транспортировку природного газа по трубопроводам, хранение природного газа, поставку (реализацию) природного газа.
При этом поставка и транспортировка природного газа представляют собой самостоятельные виды деятельности, подлежащие раздельному учету.
В соответствии со статьей 8 Закона о газоснабжении ценовую политику, принципы формирования цен на газ и тарифов на услуги по его транспортировке по газотранспортным и газораспределительным сетям определяет и устанавливает Правительство Российской Федерации.
Статьей 21 Закона о газоснабжении установлено, что оказание услуг по транспортировке газа по трубопроводам осуществляется в условиях естественной монополии и регулируется в соответствии с законодательством Российской Федерации о естественных монополиях, Законом о газоснабжении и другими федеральными законами.
В целях повышения надежности газоснабжения в Российской Федерации Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.02.1998 N 162 утверждены Правила поставки газа в Российской Федерации (далее - Правила N 162).
В соответствии с пунктом 3 Правил N 162 транспортировка газа квалифицируется как перемещение и передача газа по газотранспортной системе.
Порядок и условия транспортировки газа по газотранспортной системе устанавливаются газотранспортной или газораспределительной организацией и оформляются договором в соответствии с данными Правилами (пункт 8 Правил N 162).
Как установили суды, факт оказания обществом "Горгазсервис" в период с 01.10.2017 по 14.09.2018 услуг по транспортировке газа по газораспределительным сетям для обеспечения коммунально-бытовых нужд потребителей общества "Газпром межрегионгаз Пермь": Соликамский район: с. Половодово, с. Черное, д. Села, с. Тохтуево, с. Родники, г. Соликамск, ул. 20 лет Победы; Усольский район: п. Орел, д. Огурдино; Очерский район: южная часть г. Очер, п. нагорный, пгт. Павловский, д. Киприно, д. Бурдята, д. Березово, подтвержден материалами дела, лицами, участвующими в деле, не оспорен (часть 3.1 статьи 70 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Перечень конечных потребителей определен сторонами на основании "Сведений об объектах ООО "Горгазсервис", участвующих в транспортировке газа до потребителей Пермского края", представленных обществом "Газпром газораспределение Пермь".
Объем оказанной в спорный период услуги по транспортировке газа определен сторонами на основании данных счетов-квитанций общества "Газпром межрегионгаз Пермь", выставленных поставщиком газа конечным потребителям в период с 01.10.2017 по 14.09.2018.
Между сторонами возникли разногласия в части объема оказанной в спорный период услуги по транспортировке газа в отношении потребителей Очерского района Пермского края (южная часть г. Очер; пгт. Павловский, д. Киприно, д. Бурдята, д. Березово) в связи с исключением Поставщиком газа из расчета объема услуги ГРО объема поставки газа в отношении указанных населенных пунктов, начиная с 29.12.2017.
В соответствии с расчетом "Горгазсервис" общий объем услуги по транспортировке газа за спорный период составил 4016,089 тыс. куб. м.
Согласно контррасчету общества "Газпром межрегионгаз Пермь" общий объем услуги по транспортировке газа за спорный период составил 2410,027 тыс. куб. м.
В соответствии с письмом общества "Газпром газораспределение Пермь" от 21.07.2021 N ЦО-3145/07-09 с 01.10.2017 по 28.12.2017 природным газом с использованием сетей общества "Горгазсервис" обеспечивались абоненты южной части г. Очер, пгт. Павловский, д. Киприно, д. Бурдята, д. Березово, п. нагорный г. Очера (ул. Машиностроителей, Юнг ВМФ, Трудовая, Нагорная, Громова). С 29.12.2007 по 14.09.2018 (а также в последующем) абоненты южной части г. Очера, пгт. Павловский, д. Киприно, д. Бурдята, д. Березово обеспечивались газом только по сетям общества "Газпром газораспределение Пермь".
Изменение схемы газоснабжения произошло в результате строительства в 2017 г. собственного газопровода общества "Газпром газораспределение Пермь" от ГРС-1 Очер до газопровода на южную часть г. Очер и пгт. Павловский с точками врезки в данные газопроводы. По результатам завершения строительно-монтажных и пуско-наладочных работ вновь проложенный газопровод общества "Газпром газораспределение Пермь" принят в эксплуатацию - акт приемки законченного строительством объекта газораспределительной системы от 29.12.2017.
С названной даты транспортировка газа через сети общества "Горгазсервис" осуществлялась только для абонентов п. Нагорный г. Очера (ул. Машиностроителей, Юнг ВМФ, Трудовая, Нагорная, Громова).
Приняв во внимание представленные в подтверждение указанных в письме от 21.07.2021 N ЦО-3145/07-09 обстоятельств схемы газоснабжения в период с 01.10.2017 по 28.12.2017, с 29.12.2017 по 14.09.2018; выкопировку из проектной документации N 1740-17; акт приемки законченного строительством объекта газораспределительной системы от 29.12.2017; план организации газоопасных работ; нарядом допуском на производство газоопасных работ; акт закрытия задвижек, суды обоснованно признали достоверным представленный обществом "Газпром межрегионгаз Пермь" контррасчет объема газа за период с 01.10.2017 по 14.09.2018.
При таких обстоятельствах суды обоснованно сочли недоказанным со стороны общества "Горгазсервис" факт оказания услуг по транспортировке газа по своим сетям абонентам отмеченных территорий Очерского района после 29.12.2017.
Между сторонами также возникли разногласия в части подлежащего применению в расчете тарифа на услуги по транспортировке газа в отношении населенных пунктов: с. Черное Соликамский район; д. Огурдино, п. Орел Усольского района; п. Нагорный Очерского района.
Обществом "Горгазсервис" стоимость услуг за спорный период определена в соответствии с тарифом на услуги по транспортировке газа - 185,63 руб./тыс.куб. м, утвержденным приказом ФАС России от 15.03.2016 N 251/16.
Общество "Газпром межрегионгаз Пермь" полагает, что стоимость услуг по транспортировке газа подлежит определению в соответствии с тарифом на услуги по транспортировке газа в транзитном потоке - 37,14 руб./тыс. куб. м, утвержденным приказом ФАС России от 15.03.2016 N 251/16.
В силу пункта 31 Правил N 162 условия оплаты транспортировки газа определяются договором транспортировки газа на основании тарифов на его транспортировку, устанавливаемых в порядке, определенном федеральными органами исполнительной власти.
Приказом Федеральной службы по тарифам от 15.12.2009 N 411-э/7 утверждены Методические указания по регулированию тарифов на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям (далее - Методические указания), которые определяют принципы регулирования и расчета тарифов на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям, а также особенности их применения на территории Российской Федерации.
Пунктом 12 Методических указаний установлено, что на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям ГРО до сетей конечного потребителя (здесь и далее под ними понимаются юридические и физические лица, использующие газ в качестве топлива и (или) сырья) устанавливается тариф на транспортировку до конечных потребителей (далее - тариф на транспортировку).
В зависимости от объемов потребления газа конечными потребителями размер тарифа на транспортировку устанавливается дифференцированно по группам конечных потребителей согласно приложению N 1 к настоящим Методическим указаниям.
Согласно пункту 18 Методических указаний на транспортировку газа, проходящего по газораспределительным сетям данной ГРО и предназначенного для газоснабжения конечных потребителей, не входящих в зону обслуживания данной ГРО (далее - транспортировка газа в транзитном потоке), устанавливается отдельный тариф (далее - транзитный тариф).
Пунктом 51 Методических указаний предусмотрено, что в случае если протяженность транспортировки газа в транзитном потоке по газораспределительным сетям одной газораспределительной организации, в собственности которой или на иных законных основаниях находятся газораспределительные сети (далее - ГРО), составляет свыше 80% от общей протяженности транспортировки до сетей конечного потребителя (а для конечных потребителей с годовым объемом потребления свыше 100 млн м3 - свыше 50% от общей протяженности транспортировки до сетей конечного потребителя), то данная ГРО рассчитывает стоимость услуг за транспортировку газа в транзитном потоке по установленному для нее тарифу на транспортировку (в этом случае применяется тариф на транспортировку, установленный для той группы, в объемный диапазон которой попадает прогнозный годовой объем транспортировки газа в транзитном потоке для поставки конечным потребителям, маршрут транспортировки газа до которых попадает под указанное условие). При этом общая стоимость оказанных услуг определяется исходя из фактического объема транзитной транспортировки газа.
В силу пункта 52 Методических указаний в случае если суммарная протяженность транспортировки газа по газораспределительным сетям ГРО, чьи газопроводы непосредственно примыкают к сетям конечного потребителя, составляет менее 20% от общей протяженности транспортировки по газораспределительным сетям до сетей указанного конечного потребителя (а для конечных потребителей с годовым объемом потребления свыше 100 млн м3 - менее 50% от общей протяженности транспортировки по газораспределительным сетям до сетей указанного конечного потребителя), то данная ГРО рассчитывает стоимость услуг за транспортировку газа в транзитном потоке по установленному для нее транзитному тарифу.
При расчете транзитных тарифов и определении стоимости услуг по транспортировке газа в транзитном потоке не учитывается протяженность транспортировки газа по газораспределительным сетям, расположенным на земельных участках, на которых находится газоиспользующее оборудование потребителя газа, который является правообладателем указанных земельных участков, а также по газораспределительным сетям, тарифы на транспортировку газа по которым не установлены (пункт 54).
Из анализа пунктов 18, 29, 50 - 54 Методических указаний следует, что положения Методических указаний по применению транзитного тарифа применяются в случае, когда транспортировка газа конечному потребителю осуществляется по сетям двух и более газораспределительных организаций, для которых тарифным органом утверждены тарифы на услуги по транспортировке газа.
Потребитель газа - лицо, приобретающее газ для собственных бытовых нужд, а также собственных производственных или иных хозяйственных нужд (абзац одиннадцатый статьи 2 Федерального закона от 31.03.1999 N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации").
В соответствии с пунктом 12 Методических указаний под конечными потребителями понимаются юридические и физические лица, использующие газ в качестве топлива и (или) сырья. Классификация групп конечных потребителей, отражающая объемные диапазоны таких групп и коэффициенты удельной сложности обслуживания системы газораспределения, приведена в приложении N 1 к Методическим указаниям.
Исходя из содержания указанных норм, вид установленного для ГРО тарифа (тариф на транспортировку - пункт 51 или транзитный тариф - пункт 52), применяемого для расчета стоимости услуг за транспортировку газа в транзитном потоке, определяется из доли протяженности газораспределительных сетей ГРО в общей протяженности транспортировки до сетей конечного потребителя: соответственно свыше 80% или менее 20% от общей протяженности транспортировки до сетей конечного потребителя (а для конечных потребителей с годовым объемом потребления свыше 100 млн м3 - свыше 50% или менее 50% от общей протяженности транспортировки до сетей конечного потребителя).
Таким образом, как верно отметили суды, правовое значение имеет суммарная протяженность именно транспортировки газа по газораспределительным сетям ГРО до сетей конечного потребителя, а не физическая протяженность всех имеющихся в определенном районе газораспределительных сетей, принадлежащих конкретной ГРО, по части газопроводов которых транспортировка газа до сетей отдельного конечного потребителя или определенной группы потребителей может не осуществляться.
Аналогичная правовая позиция изложена в решении Верховного Суда Российской Федерации от 16.05.2016 N АКПИ16-226 "Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующими пунктов 51, 52 Методических указаний по регулированию тарифов на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям, утв. Приказом ФСТ России от 15.12.2009 N 411-э/7".
В соответствии с согласованной обществом "Газпром газораспределение Пермь" и обществом "Горгазсервис" схемой расположения распределительных газопроводов от ГРС г. Соликамск до газопровода с. Городище - с. Половодово Соликамского района, являющейся Приложением N 1 к акту разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сетей газораспределения общества "Газпром газораспределение Пермь" и общества "Горгазсервис" от ГРС г. Соликамск от 11.01.2019, сеть газораспределения от ГРС г. Соликамск до газопровода с. Городище - с. Половодово высокого давления, находящегося на балансе общества "Газпром газораспределение Пермь", составляет 12 920 м.
По данным общества с ограниченной ответственностью "Информационно-кадастровый центр", изложенным в письме от 30.12.2020 N 98, точка подключения газопровода на п. Черное обозначена на исполнительной документации пикетом 61+68; протяженность участка газопровода Городище - Половодово от точки врезки в районе с. Городище до точки подключения газопровода отвода, обеспечивающего газоснабжение потребителей п. Черное, учитывая в исполнительной документации переходы, узлы поворотов, обозначения пикетов, составляет 6168 м.
Таким образом, протяженность сетей общества "Горгазсервис" на участке от ГРС Соликамск до с. Черное не превышает 80%.
Согласно схеме и акту разграничения границ балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности газораспределительных сетей от ГРС г. Соликамск от 11.01.2019, подписанным обществом "Горгазсервис", в с. Черное отсутствуют внутрипоселковые сети общества "Горгазсервис" (согласно схеме газопровод общества "Горгазсервис" в с. Черное на заходит).
Кроме того, как установили суды, имеющийся на данном участке газопровод общества "Горгазсервис", является газопроводом высокого давления, что исключает техническую возможность отбора из него газа населением (пункт 13 Приложения N 1 к Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354).
В пункте 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 24.11.1998 N 1370 "Об утверждении Положения об обеспечении доступа организаций к местным газораспределительным сетям" указано, что местной газораспределительной сетью признается система газопроводов и сооружений, предназначенная для газоснабжения покупателей газа в пределах одного территориального образования (субъекта Российской Федерации, города, района и т.д.).
Внутрипоселковая (местная) сеть газоснабжения населения с. Черное - представляет собой взаимосвязанную систему газопроводов низкого давления общестава "Газпром газораспределение Пермь" с муниципальными газопроводами.
Суды установили, что факт принадлежности обществу "Газпром газораспределение Пермь" сетей газоснабжения низкого давления в п. Черное подтверждается выписками из Единого государственного реестра недвижимости. Общество "Горгазсервис" доказательств наличия собственных сетей низкого давления на территории с. Черное во исполнение требований статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представило.
Таким образом, поскольку общество "Газпром газораспределение Пермь" является газораспределительной организацией, имеющей непосредственное примыкание к сетям низкого давления конечных потребителей с. Черное; протяженность сетей общества "Газпром газораспределение Пермь" от ГРС Соликамск (12 920 м) до указанного населенного пункта превышает 20%, оснований для применения при определении стоимости услуг основного тарифа общества "Горгазсервис", вопреки доводам ГРО не имеется.
Согласно согласованной обществом "Газпром газораспределение Пермь" и обществом "Горгазсервис" технологической схемой разграничения балансовых зон и зон эксплуатационной ответственности газопроводов от ГРС Усолье (Пыскор), являющейся Приложением N 1 к акту разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сетей газораспределения общества "Газпром газораспределение Пермь" и общества "Горгазсервис" от ГРС Усолье (Пыскор) от 11.01.2019, сеть газораспределения Газопровод от ГРС Усолье (Пыскор) до котельной Очистных сооружений высокого давления, находящегося на балансе общества "Газпром газораспределение Пермь", составляет 19 456 м.
В соответствии с изложенными в письме от 30.12.2020 N 96 данными общества с ограниченной ответственностью "Информационно-кадастровый центр" протяженность участка газопровода от ГРС Усолье (Пыскор) до котельной Очистных сооружений, принадлежащий обществу "Газпром газораспределение Пермь", составляет 8364,66 м.
Точка подключения газопровода отвода на д. Огурдино обозначена на исполнительной документации пикетом 51+18. Протяженность участка межпоселкового газопровода Усолье-Орел от точки врезки в районе котельной Очистных сооружений г. Усолье до точки подключения газопровода, обеспечивающего газоснабжение потребителей д. Огурдино, учитывая указанные в исполнительной документации переходы, углы поворотов, обозначения пикетов, составляет 5118 м.
С учетом изложенного суды пришли к правильному выводу об обоснованности возражений общества "Газпром межрегионгаз Пермь" и общества "Газпром газораспределение Пермь" о необоснованном исключении обществом "Горгазсервис" при расчете процентного соотношения сетей двух ГРО участка газопровода общества "Газпром газораспределение Пермь" в направлении от ГРС Усолье (Пыскор) по ул. Радищева, ул. Гоголя, ул. Ломоносова, ул. Герцена, ул. Советской.
Протяженность сетей общества "Горгазсервис" на участке от ГРС Усолье (Пыскор) до п. Огурдино не превышает 80%.
В соответствии с технологической схемой и актом разграничения границ балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности газораспределительных сетей от ГРС Усолье (Пыскор) от 11.01.2019, подписанным обществом "Горгазсервис", непосредственное примыкание к абонентам п. Огурдино имеет исключительно газопровод низкого давления общества "Газпром газораспределение Пермь", а именно: участок газопровода на население: точки В - В*, указанный в технологической схеме и акте.
Суды установили также, что факт принадлежности обществу "Газпром газораспределение Пермь" сетей газоснабжения низкого давления в п. Огурдино подтверждается выписками из Единого государственного реестра недвижимости. Общество "Горгазсервис" доказательств наличия собственных сетей низкого давления на территории п. Огурдино в нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представило.
Ввиду того, что общество "Газпром газораспределение Пермь" является газораспределительной организацией, имеющей непосредственное примыкание к сетям низкого давления конечных потребителей д. Огурдино; протяженность сетей общества "Газпром газораспределение Пермь" от ГРС Усолье (Пыскор) (19 456 м) до указанного населенного пункта превышает 20%, оснований для применения при определении стоимости услуг основного тарифа общества "Горгазсервис" не имеется.
В соответствии с технологической схемой разграничения балансовых зон и зон эксплуатационной ответственности газопроводов от ГРС Усолье (Пыскор), являющейся Приложением N 1 к акту разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сетей газораспределения общества "Газпром газораспределение Пермь" и общества "Горгазсервис" от ГРС Усолье (Пыскор) от 11.01.2019, сеть газораспределения Газопровод от ГРС Усолье (Пыскор) до котельной Очистных сооружений высокого давления, находящегося на балансе общества "Газпром газораспределение Пермь", составляет 19 456 м.
Согласно данным общества с ограниченной ответственностью "Информационно-кадастровый центр", изложенным в письме от 30.12.2020 N 96, протяженность участка газопровода от ГРС Усолье (Пыскор) до котельной Очистных сооружений, принадлежащий обществу "Газпром газораспределение Пермь", составляет 8364,66 м.
Точка подключения отвода на п. Орел обозначена на исполнительной документации пикетом 85+70. Протяженность участка межпоселкового газопровода Усолье - Орел от точки врезки в районе котельной Очистных сооружений до ШРП-1 перед п. Орел, обеспечивающего газоснабжение потребителей п. Орел, учитывая указанные в исполнительной документации переходы, узлы поворотов, обозначения пикетов составляет 8570 м.
Суды исследовали и правильно признали обоснованными возражения общества "Газпром межрегионгаз Пермь" и общества "Газпром газораспределение Пермь" о необоснованном исключении обществом "Горгазсервис" при расчете процентного соотношения сетей двух ГРО участка газопровода АО "Газпром газораспределение Пермь" в направлении от ГРС Усолье (Пыскор) по ул. Радищева, ул. Гоголя, ул. Ломоносова, ул. Герцена, ул. Советской.
Протяженность сетей общества "Горгазсервис" на участке от ГРС Усолье (Пыскор) до п. Орел не превышает 80%.
В соответствии с технологической схемой и актом разграничения границ балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности газораспределительных сетей от ГРС Усолье (Пыскор) от 11.01.2019, подписанным обществом "Горгазсервис", непосредственное примыкание к абонентам п. Орел имеет исключительно газопровод низкого давления общества "Газпром газораспределение Пермь", а именно: участки газопровода на население: точки Г - Г*, точки Д - Д*, указанные в технологической схеме и акте. Факт принадлежности обществу "Газпром газораспределение Пермь" сетей газоснабжения низкого давления в п. Орел подтверждается выписками из Единого государственного реестра недвижимости. Общество "Горгазсервис" доказательств наличия собственных сетей низкого давления на территории п. Орел в нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представило.
Суды верно исходили из того, что, поскольку общество "Газпром газораспределение Пермь" является газораспределительной организацией, имеющей непосредственное примыкание к сетям низкого давления конечных потребителей п. Орел; протяженность сетей общества "Газпром газораспределение Пермь" от ГРС Усолье (Пыскор) (19 456 м) до указанного населенного пункта превышает 20%, оснований для применения при определении стоимости услуг основного тарифа общества "Горгазсервис" не имеется.
Согласно данным общества с ограниченной ответственностью "Информационно-кадастровый центр", изложенным в письме от 30.12.2020 N 97, протяженность участка газопровода высокого давления общества "Горгазсервис" от ГРС до ГГРП, обеспечивающего газоснабжение п. Громово Очерского района составляет 320 м. Протяженность участка распределительного газопровода общества "Газпром газораспределение Пермь", обеспечивающего газоснабжение п. Громово Очерского района, составляет 177 м.
Протяженность сетей общества "Горгазсервис" от ГРС до ГГРП, обеспечивающего газоснабжение п. Громово Очерского района, не превышает 80%.
Как установили суды, в соответствии с представленными обществом "Горгазсервис" документам и схеме газоснабжения в Очерском муниципальном районе от ГРС N 1 г. Очер в сторону п. Нагорный, общество "Горгазсервис" владеет только сетями высокого давления, ограниченными по протяженности на данном направлении ГГРП. Газопроводы низкого давления у общества "Горгазсервис" на территории п. Нагорный отсутствуют.
Согласно пункту 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 24.11.1998 N 1370 "Об утверждении Положения об обеспечении доступа организаций к местным газораспределительным сетям" местной газораспределительной сетью признается система газопроводов и сооружений, предназначенная для газоснабжения покупателей газа в пределах одного территориального образования (субъекта Российской Федерации, города, района и т.д.).
Внутрипоселковая (местная) сеть газоснабжения населения п. Нагорный - представляет собой взаимосвязанную систему газопроводов низкого давления общества "Газпром газораспределение Пермь" с муниципальными газопроводами. Факт принадлежности обществу "Газпром газораспределение Пермь" сетей газоснабжения низкого давления в п. Нагорный подтверждается выписками из Единого государственного реестра недвижимости.
Ввиду изложенного, поскольку общество "Газпром газораспределение Пермь" является газораспределительной организацией, имеющей непосредственное примыкание к сетям низкого давления конечных потребителей п. Нагорный протяженность сетей общества "Газпром газораспределение Пермь" в п. Нагорный (792,42 м) превышает 20%, оснований для применения при определении стоимости услуг основного тарифа общества "Горгазсервис" не имеется.
Судами установлено, что доводы общества "Горгазсервис" о том, что большинство потребителей в спорных населенных пунктах подключены к сетям указанной ГРО, не подтверждаются материалами дела, в связи с чем подлежат отклонению.
При таких обстоятельствах, как верно заключили суды, материалами дела подтвержден факт оказания в период с 01.10.2017 по 14.09.2018 спорных услуг по транспортировке газа на общую сумму 131 905 руб. 31 коп.
Поскольку в материалы дела не представлены доказательства оплаты Поставщиком газа ГРО оказанных в спорный период услуг по транспортировке газа, первоначальные исковые требования правомерно удовлетворены частично в сумме 131 905 руб. 31 коп.
По результатам рассмотрения встречного иска суды пришли к правильному выводу об его удовлетворении в части 504 468 руб. 54 коп. с учетом следующего.
Суды верно указали, что в процессе деятельности по транспортировке газа неизбежно расходование газа на технологические нужды и потери газа на сетях газораспределительной организации.
Как установлено судами, обществом "Газпром Межрегионгаз Пермь" офертой от 09.06.2016 обществу "Горгазсервис" одновременно с договором транспортировки газа был направлен Договор поставки газа на собственные нужды, технологические нужды и потери на сетях газораспределения от 06.06.2016 N 41-3-4390/16. Общество "Горгазсервис" от совершения действий по урегулированию договорных отношений уклонилось.
В силу пункта 11 Правил поставки газа сторона, получившая оферту, в 30-дневный срок должна подписать договор либо выслать протокол разногласий. Отбор (продолжение отбора) газа покупателем по истечении 30-дневного срока, считается согласием стороны, получившей оферту, на заключение договора поставки (транспортировки) газа.
Как установили суды, применительно к соответствующим отношениям между сторонами, продолжающимся с 2016 г., судебными актами по делу N А50-17073/2018 урегулированы разногласия по условиям вышеуказанного договора поставки газа, определена его редакция. В решении по указанному делу N А50-17073/2018 суд сделал вывод о следующем предмете правоотношений сторон (определенная судом редакция пункта 2 1. Договора): "Поставщик обязуется поставлять Покупателю газ горючий природный и(или) газ горючий природный сухой отбензиненный (далее - газ), а Покупатель - принимать и оплачивать поставляемый газ в согласованных объемах для собственных нужд, технологических нужд и потерь в системах распределения газа. Указанные объемы газа определяются в соответствии с Правилами учета газа, а также на основании нормативных параметров в соответствии с Методикой по расчету удельных показателей, загрязняющих веществ в выбросах в атмосферу (водоемы) на объектах газового хозяйства", разработанной ОАО "Гипрониигаз" и утвержденной ОАО "Росгазификация" 21 приказом от 17.04.1997 N 1711. Форма согласованных объемов приводятся в Приложении N 1 к Договору.".
В том же решении суд утвердил Приложение N 1 к Договору, определяющее, исходя из указанной Методики N 1711 и документов на сети общества "Горгазсервис", объемы поставки газа истцом ответчику в количественном значении.
В постановлении суда кассационной инстанции по делу N А50-17073/2018 подтверждена обоснованность установленных в приложении N 1 годовых объемов потребления газа ответчиком с указанием: Объем газа на технологические нужды (0,694 тыс. куб. м) включен в Приложение N 1 к договору в соответствии с расчетом, утвержденным обществом "Горгазсервис"; Данные об объеме потерь газа на сетях общества "Горгазсервис" (123,925 тыс. куб. м) приняты в соответствии с расчетом, выполненным обществом "Газпром газораспределение Пермь" на основании правоустанавливающих документов на газопроводы и иные объекты газового хозяйства в соответствии с Методикой открытого акционерного общества "Гипрониигаз".
В материалы рассматриваемого дела соответствующие документы также представлены. Каких-либо изменений фактических обстоятельств, влияющих на расчет объема газа применительно к спорному периоду, не выявлено, что обществом "Горгазсервис" не оспорено. Арифметическая правильность расчета иска, выполненного согласно вышеуказанному порядку, также не оспорена. При этом, как установили суды, оплата газа с учетом требований Порядка расчетов за природный газ, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.04.2000 N 294, обществом "Горгазсервис" не произведена.
При таких обстоятельствах суды пришли к обоснованному выводу о том, что исковое требование общества "Газпром Межрегионгаз Пермь" определено в порядке, подтвержденном вступившими в законную силу судебными актами.
Несогласие общества "Горгазсервис" с применением Методики N 1711, как верно сочли суды, является несостоятельным, указанный довод уже являлся предметом судебного рассмотрения, по результатам которого был отклонен кассационным судом постановлением от 19.09.2019 по делу N А50-17073/2018.
При этом суды обоснованно приняли во внимание, что согласно пояснениям третьего лица и имеющемуся в деле договору основная газораспределительная общество "Газпром газораспределение Пермь" определяет объем потребления газа на технологические нужды и потери в аналогичном порядке.
Доводы, изложенные заявителем в кассационной жалобе были предметом исследования судов, не могут быть положены в основу отмены обжалованных судебных актов, поскольку заявлены без учета требований части 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исключивших из полномочий суда кассационной инстанции установление обстоятельств, которые не были установлены в решении или постановлении либо были отвергнуты судами, предрешение вопросов достоверности или недостоверности доказательств, преимущества одних доказательств перед другими, а также переоценку доказательств, которым уже была дана оценка судами первой и апелляционной инстанций.
Суд кассационной инстанции не вправе переоценивать доказательства и устанавливать иные обстоятельства, отличающиеся от установленных судами нижестоящих инстанций, в нарушение своей компетенции, предусмотренной статьей 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.03.2013 N 13031/12).
Суд кассационной инстанции считает, что вопреки доводам кассационной жалобы все обстоятельства, имеющие существенное значение для дела, судами установлены, исследованы, им дана надлежащая правовая оценка.
Нарушений при рассмотрении дела судами обеих инстанций норм материального и процессуального права, которые в соответствии со статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации являются основанием к отмене или изменению судебных актов, не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Пермского края от 10.09.2021 по делу N А50-23164/2020 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.12.2021 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Горгазсервис" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
О.В. Абознова |
Судьи |
А.А. Сафронова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В материалы рассматриваемого дела соответствующие документы также представлены. Каких-либо изменений фактических обстоятельств, влияющих на расчет объема газа применительно к спорному периоду, не выявлено, что обществом "Горгазсервис" не оспорено. Арифметическая правильность расчета иска, выполненного согласно вышеуказанному порядку, также не оспорена. При этом, как установили суды, оплата газа с учетом требований Порядка расчетов за природный газ, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.04.2000 N 294, обществом "Горгазсервис" не произведена.
...
Несогласие общества "Горгазсервис" с применением Методики N 1711, как верно сочли суды, является несостоятельным, указанный довод уже являлся предметом судебного рассмотрения, по результатам которого был отклонен кассационным судом постановлением от 19.09.2019 по делу N А50-17073/2018.
...
Суд кассационной инстанции не вправе переоценивать доказательства и устанавливать иные обстоятельства, отличающиеся от установленных судами нижестоящих инстанций, в нарушение своей компетенции, предусмотренной статьей 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.03.2013 N 13031/12)."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 18 марта 2022 г. N Ф09-1175/22 по делу N А50-23164/2020