Решение Московского городского суда от 30 июня 2009 г.
Определением Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 16 сентября 2009 г. N 5-Г09-73 настоящее решение оставлено без изменения
Московский городской суд в составе: председательствующего Назаровой A.M., с участием прокурора Лазаревой Е.И., при секретаре Соловьевой В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело 3-242/2009 по заявлению Закрытого акционерного общества "Кардиологический Санаторный Центр "Переделкино" об оспаривании отдельных положений Закона города Москвы от 24 ноября 2004 г. N 74 "О земельном налоге", установил:
Московской городской Думой 24 ноября 2004 года принят закон города Москвы N 74 "О земельном налоге", который был опубликован в изданиях: "Тверская, 13", N 143, 30.11.2004, "Вестник Мэра и Правительства Москвы", N 67, 30.11.2004, "Ведомости Московской городской Думы", 28.12.2004, N 12, ст. 303, и в настоящее время действует в редакции Законов г. Москвы от 01.06.2005 N 19, от 10.10.2007 N 40, от 16.07.2008 N 36, от 19.11.2008 N 58.
Настоящим Законом в соответствии с главой 31 Налогового кодекса Российской Федерации установлен земельный налог на территории города Москвы.
Пунктом 3 статьи 2 Закона города Москвы от 24 ноября 2004 г. N 74 "О земельном налоге" установлена налоговая ставка в размере 1,5 процента от кадастровой стоимости участка в отношении прочих земельных участков.
Закрытое акционерное общество "Кардиологический санаторный центр "Переделкино" (далее ЗАО КСЦ "Переделкино") обратилось в суд с заявлением об оспаривании пункта 3 статьи 2 указанного Закона города Москвы, ссылаясь на то, что данное положение противоречит пунктам 1 и 3 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации, так как при установлении вышеуказанной налоговой ставки, не имеющей экономического основания, не учтена фактическая способность налогоплательщика к уплате налога.
В судебном заседании представители ЗАО КСЦ "Переделкино" (по доверенностям) Стружков А.С., Гнатик А.В. поддержали заявленные требования.
Представители Московской городской Думы (по доверенности) Евдокимов Г.А. и Мэра Москвы (по доверенности) Полякова А.Б. возражали против удовлетворения заявления ЗАО КСЦ "Переделкино", считая его необоснованным и противоречащим законодательству.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, выслушав заключение прокурора Лазаревой Е.И., полагавшего заявление ЗАО КСЦ "Переделкино" необоснованным и не подлежащим удовлетворению, суд приходит к выводу о том, что требования ЗАО КСЦ "Переделкино" об оспаривании отдельных положений Закона города Москвы от 24 ноября 2004 г. N 74 "О земельном налоге" являются необоснованными и не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В силу ст. 13 ГК РФ ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующий закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина, или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
Оспариваемый акт регулирует вопросы, относящиеся к сфере жилищного законодательства.
В соответствии с п. "и" части 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов.
Общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации согласно ч. 3 ст. 75 Конституции Российской Федерации устанавливаются федеральным законом.
Частью 4 статьи 1 Налогового кодекса РФ (часть первая) установлено, что законодательство субъектов Российской Федерации о налогах и сборах состоит из законов о налогах субъектов Российской Федерации, принятых в соответствии с настоящим Кодексом.
Из положений статьи 387 Налогового кодекса РФ (часть вторая) следует, что земельный налог (далее - налог) устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
В городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге налог устанавливается настоящим Кодексом и законами указанных субъектов Российской Федерации, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и законами указанных субъектов Российской Федерации и обязателен к уплате на территориях указанных субъектов Российской Федерации.
Устанавливая налог, представительные органы муниципальных образований (законодательные (представительные) органы государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) определяют налоговые ставки в пределах, установленных настоящей главой, порядок и сроки уплаты налога.
При установлении налога нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) могут также устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения, включая установление размера не облагаемой налогом суммы для отдельных категорий-налогоплательщиков .
Согласно части 1 статьи 33 Закона города Москвы от 28.06.1995 г. "Устав города Москвы" Московская городская Дума является постоянно действующим высшим и единственным законодательным (представительным) органом государственной власти города Москвы.
В соответствии с п.п. 2 ч. 1 ст. 35 Устава города Москвы Московская городская Дума принимает законы города Москвы в пределах полномочий города Москвы.
Законами города Москвы регулируются вопросы, отнесенные в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, настоящим Уставом и иными законами города Москвы к ведению города Москвы.
Во исполнение вышеприведенных положений Налогового кодекса РФ и в соответствии с положениями Закона города Москвы "Устав города Москвы" Московской городской Думой 24.11.2004 г. был принят Закон города Москвы N 74 "О земельном налоге", подписанный Мэром Москвы, который был опубликован "Тверская, 13", N 143, 30.11.2004, "Вестник Мэра и Правительства Москвы", N 67, 30.11.2004, "Ведомости Московской городской Думы", 28.12.2004, N 12, ст. 303.
Следовательно, оспариваемый закон принят законодательным органом государственной власти города Москвы - Московской городской Думой и подписан высшим должностным лицом - Мэром Москвы в пределах предоставленных им полномочий.
Оспариваемой нормой закона города Москвы установлена налоговая ставка в отношении прочих земельных участков в размере 1,5% от кадастровой стоимости участка.
Из материалов дела следует, что заявителю на праве постоянного (бессрочного) пользования принадлежит земельный участок с кадастровым номером 77:07:15004:010, площадью 704 554 кв.м., расположенный на территории г. Москвы. Размер кадастровой стоимости земельного участка составляет 8 768 562 034,70 руб. По утверждению заявителя, уплата земельного налога в размере 1,5% от кадастровой стоимости земельного участка является для него невозможной, поскольку размер земельного налога почти в 2 раза превышает выручку санатория, т.е. заявитель не обладает фактической способностью уплачивать земельный налог. Данное положение по мнению заявителя противоречит пункту 1 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации. По указанным основаниям, заявитель считает, что оспариваемая им норма может быть признана судом недействующей лишь применительно к налогоплательщикам, не обладающим фактической способностью к уплате налога.
Вышеприведенные доводы заявителя суд не может принять во внимание, поскольку они надуманы, не основаны на законе и противоречат статье 56 Налогового кодекса Российской Федерации.
В соответствии с ч. 1 ст. 388 Налогового кодекса РФ (часть вторая) заявитель является плательщиком земельного налога. Согласно ч. 1 ст. 389 Налогового кодекса РФ объектом налогообложения являются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен налог.
Налоговая база в силу положений ст. 390 Налогового кодекса РФ (часть вторая) определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.
Из положений ст. 394 Налогового кодекса РФ (часть вторая) следует, что налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) и не могут превышать:
1) 0,3 процента в отношении земельных участков:
отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в поселениях и используемых для сельскохозяйственного производства;
занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства;
приобретенных (предоставленных) для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства;
2) 1,5 процента в отношении прочих земельных участков.
Допускается установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от категорий земель и (или) разрешенного использования земельного участка.
Налоговые ставки, установленные в ст. 2 оспариваемого Закона города Москвы N 74 соответствует вышеприведенным положениям Налогового кодекса РФ.
Довод заявителя о том, что при установлении оспариваемой налоговой ставки Московского городской Думой нарушены положения пункта 3 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации, а именно: не учтена экономическая обоснованность налога, в связи с чем, размер земельного налога при расчете почти в 2 раза превышает выручку заявителя также не основан на законе.
В соответствии с п. 3 ст. 3 НК РФ налоги и сборы должны иметь экономическое основание, а не обоснование. Требование Налогового кодекса Российской Федерации об экономическом основании относится к налогу, а не к его составляющей.
Установленных статьей 6 Налогового кодекса Российской Федерации несоответствий оспариваемого нормативного правового акта о налогах и сборах настоящему Кодексу не имеется.
В постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 4 апреля 1996 г. N 9-П, на которое ссылается заявитель, указано, что в целях обеспечения регулирования налогообложения в соответствии с Конституцией Российской Федерации принцип равенства требует учета фактической способности к уплате налога, исходя из правовых принципов справедливости и соразмерности. Равенство, в свою очередь, должно достигаться посредством справедливого перераспределения доходов и дифференциации налогов и сборов.
В отношении земельного налога дифференциация обеспечивается путем установления различных ставок в отношении отдельных категорий земельных участков, а также установления ст. 395 НК РФ налоговых льгот.
Очевидно, что при установлении налога представительные органы власти не могут учесть фактическую способность к уплате каждого конкретного налогоплательщика, так как это, по сути, будет означать предоставление данным налогоплательщикам льгот, носящих индивидуальный характер, что прямо противоречит ст. 56 НК РФ.
В соответствии с ч. 1 ст. 253 ГПК РФ суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.
Поскольку оспариваемое положение Закона города Москвы от 24 ноября 2004 г. N 74 "О земельном налоге" не противоречит федеральному закону, оснований для удовлетворения требований Закрытого акционерного общества "Кардиологический санаторный центр "Переделкино" не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194 - 199, 253 ГПК РФ, суд решил:
В удовлетворении заявления Закрытого акционерного общества "Кардиологический Санаторный Центр "Переделкино" об оспаривании отдельных положений Закона г. Москвы от 24.11.2004 г. N 74 "О земельном налоге" - отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение 10 дней через Московский городской суд со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий: |
Назарова А.М. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Московского городского суда от 30 июня 2009 г.
Текст решения официально опубликован не был