г. Казань |
|
24 мая 2023 г. |
Дело N А57-18392/2022 |
Арбитражный суд Поволжского округа в составе судьи Кормакова Г.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании без вызова сторон кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "УК Фаворит - стандарт качества"
на постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.12.2022, принятые в порядке упрощенного производства,
по делу N А57-18392/2022
по иску акционерного общества "Ситиматик" в лице Саратовского филиала к обществу с ограниченной ответственностью "УК Фаворит - стандарт качества" о взыскании задолженности,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Ситиматик" (далее - АО "Ситиматик", истец) обратилось в Арбитражный суд Саратовской области с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "УК Фаворит - стандарт качества" (далее - ООО "УК Фаворит-СК", ответчик) о взыскании задолженности за оказанные услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО) за период с сентября 2020 года по октябрь 2020 года в размере 19 014,76 руб., а также судебных расходов по уплате госпошлины в размере 2 000 руб.
постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.12.2022, в удовлетворении ходатайства ООО "УК Фаворит-СК" о рассмотрении дела по общим правилам искового производства отказано; исковое заявление АО "Ситиматик" удовлетворено, с ответчика в пользу истца взысканы задолженность за оказанные услуги по обращению с ТКО за период с сентября 2020 года - октябрь 2020 года в размере 19 014, 76 руб., расходы по оплате государственной пошлины в размере 2 000 руб.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, ООО "УК Фаворит-СК" обратилось в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, просит их отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
В обоснование жалобы заявитель указывает на отсутствие между ним и АО "Ситиматик" договорных отношений и, соответственно, обязанности по уплате задолженности, ссылаясь на протокол общего собрания собственников многоквартирного дома (МКД), в соответствии с которым собственниками принято решение о заключении прямых договоров, в том числе на оказание услуг по обращению с ТКО.
Подробнее доводы заявителя изложены в кассационной жалобе.
В представленном в материалы дела отзыве АО "Ситиматик" изложены возражения против удовлетворения кассационной жалобы.
В соответствии с частью 2 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) кассационные жалобы на решения арбитражного суда первой инстанции и постановления арбитражного суда апелляционной инстанции, принятые по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде кассационной инстанции судьей единолично без вызова сторон.
Проверив законность обжалуемых судебных актов в соответствии со статьей 286 АПК РФ, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, суд округа считает жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 23.01.2018 между Министерством природных ресурсов и экологии Саратовской области и акционерным обществом "Управление отходами" (впоследствии переименованным в АО "Ситиматик") на основании протокола о результатах проведения конкурсного отбора регионального оператора по обращению с ТКО на территории Саратовской области (Зона деятельности 1) от 25.12.2017 заключено соглашение N 1 об организации деятельности по обращению с ТКО.
Судами по материалам дела установлено, что истцом в адрес ответчика был направлен проект договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами от 14.10.2020 N 53/111/0001400, подготовленный региональным оператором с учетом требований Правил обращения с ТКО и с соблюдением формы типового договора, однако последним подписан не был.
В период с сентября 2020 года по октябрь 2020 года истец оказал ответчику услуги по приему ТКО из МКД, находящегося в управлении ответчика. Однако ответчик не оплатил оказанные услуги, в результате чего задолженность ответчика перед истцом за спорный период составила 19 014,76 руб.
В связи с нарушением ответчиком обязательств по оплате оказанных услуг истец направил ответчику претензию с требованием об оплате оказанных услуг, которая оставлена последним без удовлетворения, что явилось основанием для обращения истца в арбитражный суд с иском.
Согласно доводам ответчика он не заключал договор на оказание услуг по обращению с ТКО с АО "Ситиматик" и обязанность по уплате задолженности отсутствует, ссылаясь на протокол общего собрания собственников МКД, в соответствии с которым собственниками принято решение о заключении прямых договоров, в том числе на оказание услуг по обращению с ТКО.
В силу требований статьи 24.7. Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с ТКО с собственниками ТКО, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации (пункт 1).
Собственники ТКО обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с ТКО с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются ТКО и находятся места их накопления (пункт 4).
Договор на оказание услуг по обращению с ТКО заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с ТКО может быть дополнен по соглашению сторон иными не противоречащими законодательству Российской Федерации положениями (пункт 5 статьи 24.7. Закона N 89-ФЗ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 (далее - Правила N 1156) утверждена форма типового договора на оказание услуг по обращению с ТКО.
В соответствии с пунктом 8.1. Правил N 1156 региональный оператор заключает договоры на оказание услуг по обращению с ТКО в порядке, установленном настоящим разделом, в отношении ТКО, образующихся:
а) в жилых помещениях в МКД (кроме случаев, предусмотренных частями 1 и 9 статьи 157.2. Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), при которых договор на оказание услуг по обращению с ТКО заключается в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации), - с лицом, осуществляющим управление МКД в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации;
б) в жилых домах, - с организацией (в том числе некоммерческим объединением), действующей от своего имени и в интересах собственника;
в) в иных зданиях, строениях, сооружениях, нежилых помещениях, в том числе в МКД (кроме случаев, предусмотренных частями 1 и 9 статьи 157.2. ЖК РФ, при которых договор на оказание услуг по обращению с ТКО заключается в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации), и на земельных участках, - с лицами, владеющими такими зданиями, строениями, сооружениями, нежилыми помещениями и земельными участками на законных основаниях, или уполномоченными ими лицами.
В соответствии с пунктом 8 (17) региональный оператор в течение одного месяца со дня заключения соглашения извещает потенциальных потребителей о необходимости заключения в соответствии с Федеральным законом "Об отходах производства и потребления" договора на оказание услуг по обращению с ТКО всеми доступными способами, в том числе путем размещения соответствующей информации на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а также в средствах массовой информации.
Региональный оператор в течение 10 рабочих дней со дня утверждения в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора на 1-й год действия соглашения размещает одновременно в печатных средствах массовой информации, установленных для официального опубликования правовых актов органов государственной власти субъекта Российской Федерации, и на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" адресованное потребителям предложение о заключении договора на оказание услуг по обращению с ТКО и текст типового договора.
Потребитель в течение 15 рабочих дней со дня размещения региональным оператором предложения о заключении договора на оказание услуг по обращению с ТКО направляет региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8 (5) - 8 (7) настоящих Правил.
При этом для эффективного вовлечения в договорные правоотношения по обращению с ТКО всех собственников данных отходов для собирания необходимой валовой выручки (НВВ) регионального оператора, определенной тарифным органом, и в исключение из общего правила, установленного пунктом 2 статьи 438 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), в пунктах 8 (12), 8 (15), 8 (17) Правил N 1156 содержится фикция заключения конкретного договора на условиях типового договора для случаев: 1) уклонения потребителя от заключения конкретного договора; 2) не урегулирования возникших у сторон разногласий по его условиям; 3) не направления потребителем в установленный срок заявки на заключение конкретного договора и необходимых для этого документов.
То есть заключение договора возможно, как способами, указанными в пунктах 2, 3 статьи 434 ГК РФ, так и путем применения фикции, содержащейся в указанных пунктах Правил N 1156, когда при наступлении поименованных в них обстоятельств договор считается заключенным на условиях типового договора по цене, указанной региональным оператором на основании установленного тарифа.
Согласно части 5 статьи 30 ЖК РФ собственник жилого дома или части жилого дома обязан обеспечивать обращение с ТКО путем заключения договора с региональным оператором по обращению с ТКО.
Таким образом, договор на оказание услуг по обращению с ТКО от 14.10.2020 N 53/111/0001400 заключен на условиях типового по регулируемой цене.
Федеральным законом от 29.12.2014 N 458-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления", отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" установлен порядок определения массы отходов, поступивших оператору в целях расчетов по договорам в области обращения с отходами, заключаемым между региональным оператором и потребителями.
В силу требований статьи 24.10 названного Закона (а) Правительство Российской Федерации принимает правила коммерческого учета объема и (или) массы ТКО, порядок расчета нормативов накопления ТКО и устанавливает случаи, когда объем и (или) масса ТКО определяются исходя из нормативов накопления ТКО, (б) субъекты Российской Федерации или муниципальные образования (если субъекты Российской Федерации передадут в установленном порядке им полномочия в данной сфере) утверждают нормативы накопления ТКО в соответствии с порядком, определенным Правительством РФ.
Публичный характер договора с региональным оператором не позволяет произвольно не оказывать услугу собственникам ТКО.
Таким образом, из буквального толкования условий договора следует, что стороны вступили в гражданско-правовые отношения по возмездному оказанию услуг, которые подлежат регулированию нормами главы 39 ГК РФ.
Заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре.
При рассмотрении споров, связанных с оплатой оказанных в соответствии с договором услуг, арбитражным судам необходимо руководствоваться положениями статьи 779 ГК РФ, по смыслу которых исполнитель может считаться надлежаще исполнившим свои обязательства при совершении указанных в договоре действий (деятельности). При этом следует исходить из того, что отказ заказчика от оплаты фактически оказанных ему услуг не допускается (пункт 2 информационного письма Президиума высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.09.1999 N 48).
Исходя из системного толкования положений статей 781, 783, 711 ГК РФ, основанием для возникновения у заказчика обязанности оплатить услуги является сам факт оказания ему предусмотренных договором услуг.
Статья 783 ГК РФ разъясняет, что общие положения о подряде (статьи 702-729) и положения о бытовом подряде (статьи 730-739) применяются к договору возмездного оказания услуг, если это не противоречит статьям 779-782 настоящего Кодекса, а также особенностям предмета договора возмездного оказания услуг.
Статьями 779-782 ГК РФ не урегулировано, каким образом оформляется приемка заказчиком услуг, оказанных исполнителем, вследствие чего подлежат применению общие положения о подряде.
Порядок определения объемов оказанных услуг по обращению с ТКО в отношении МКД регулируется статьей 157 ЖК РФ.
Нормативы накопления ТКО на территории Саратовской области установлены приказами Министерства природных ресурсов и экологии Саратовской области от 05.02.2018 N 47 и от 18.03.2020 N 134.
Единый тариф на услугу регионального оператора Саратовской области филиала АО "Управление отходами" по обращению с ТКО по зоне деятельности 1 установлен постановлением Комитета государственного регулирования тарифов Саратовской области от 31.07.2018 N 28/1.
Доказательств оплаты услуг регионального оператора по обращению с ТКО, а также наличия задолженности в ином (меньшем) размере, ответчиком арбитражному суду не представлено.
При таких обстоятельствах арбитражный суд правомерно удовлетворил требования истца о взыскании с ответчика задолженности за оказанные услуги по обращению с ТКО за период с сентября 2020 года по октябрь 2020 года в размере 19 014,76 руб.
Доводы заявителя жалобы о том, что он не заключал договор на оказание услуг по обращению с ТКО с АО "Ситиматик", а также о том, что обязанность по уплате задолженности отсутствует, ссылаясь на протокол общего собрания собственников МКД, в соответствии с которым собственниками принято решение о заключении прямых договоров, в том числе на оказание услуг по обращению с ТКО, были предметом рассмотрения в судах первой и апелляционной инстанций и правомерно отклонены.
Суд учетом вышеизложенного суд округа приходит к выводу, что судами установлены все обстоятельства, имеющие существенное значение для дела, доказательства исследованы и оценены в соответствии с требованиями статьи 71 АПК РФ.
Доводы, приведенные в кассационной жалобе, подлежат отклонению, поскольку тождественны тем доводам, которые являлись предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций, им дана надлежащая правовая оценка, касаются фактических обстоятельств, доказательственной базы по спору и вопросов их оценки, что выходит за пределы компетенции и полномочий суда кассационной инстанции, установленных статьями 286 - 288 АПК РФ.
Несогласие заявителя жалобы с выводами судов, иная оценка им фактических обстоятельств дела и иное толкование к ним положений закона, не свидетельствует о неправильном применении судами норм материального и процессуального права
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебных актов, не установлено.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа,
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.12.2022 по делу N А57-18392/2022 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Судья |
Г.А. Кормаков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"При рассмотрении споров, связанных с оплатой оказанных в соответствии с договором услуг, арбитражным судам необходимо руководствоваться положениями статьи 779 ГК РФ, по смыслу которых исполнитель может считаться надлежаще исполнившим свои обязательства при совершении указанных в договоре действий (деятельности). При этом следует исходить из того, что отказ заказчика от оплаты фактически оказанных ему услуг не допускается (пункт 2 информационного письма Президиума высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.09.1999 N 48).
Исходя из системного толкования положений статей 781, 783, 711 ГК РФ, основанием для возникновения у заказчика обязанности оплатить услуги является сам факт оказания ему предусмотренных договором услуг.
Статья 783 ГК РФ разъясняет, что общие положения о подряде (статьи 702-729) и положения о бытовом подряде (статьи 730-739) применяются к договору возмездного оказания услуг, если это не противоречит статьям 779-782 настоящего Кодекса, а также особенностям предмета договора возмездного оказания услуг.
Статьями 779-782 ГК РФ не урегулировано, каким образом оформляется приемка заказчиком услуг, оказанных исполнителем, вследствие чего подлежат применению общие положения о подряде.
Порядок определения объемов оказанных услуг по обращению с ТКО в отношении МКД регулируется статьей 157 ЖК РФ."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 24 мая 2023 г. N Ф06-1766/23 по делу N А57-18392/2022