г. Казань |
|
09 июня 2023 г. |
Дело N А55-13174/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 июня 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 09 июня 2023 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Хисамова А.Х.,
судей Бубновой Е.Н., Махмутовой Г.Н., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Серовым А.С.
при участии в судебном заседании, проведенном с использованием систем видеоконференц-связи представителя: от общества с ограниченной ответственностью "Волжские коммунальные системы" - Давыдовой Ю.В., по доверенности от 11.06.2021 б/н,
в отсутствие представителя истца, надлежащим образом извещенного о месте и времени судебного заседания,
рассмотрел в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Волжские коммунальные системы"
на постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.01.2023
по делу N А55-13174/2021
по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Тольяттикаучук" к обществу с ограниченной ответственностью "Волжские коммунальные системы", о признании договора измененным,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Тольяттикаучук" (далее - ООО "Тольяттикаучук", истец) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с исковым заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к обществу с ограниченной ответственностью "Волжские коммунальные системы" (далее - ООО "ВКС", ответчик) о признании договора водоотведения N СТЛТ.1046/65 от 01.03.2017 г., заключенного между ООО "Тольяттикаучук" и ООО "ВКС", измененным на условиях дополнительного соглашения N 2 от 15.01.2021 г. в редакции Приложения N 1 к ходатайству об уточнении от 22.11.2021 в предложенной редакции.
постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.01.2023 по делу N А55-13174/2021, исковые требования удовлетворены, договор водоотведения N СТЛТ.1046/65 от 01.03.2017, заключенный между ООО "Тольяттикаучук" и ООО "ВКС", признан измененным на условиях дополнительного соглашения N 2 от 15.01.2021 г. в редакции Приложения N 1 к ходатайству об уточнении от 22.11.2021, а именно следующим образом:
1. В связи с принятием Постановления Правительства РФ от 22.05.2020 N 728 "Об утверждении Правил осуществления контроля состава и свойств сточных вод и о внесении изменений и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" в целях приведения Договора в соответствие с требованиями действующего законодательства внести в Договор следующие изменения.
в пункте 1: слова "требования к составу и свойствам отводимых сточных вод, установленные законодательством Российской Федерации, нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов (далее - нормативы допустимых сбросов абонентов), лимиты на сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов (далее - лимиты на сбросы)," исключить; слова "водоотведения по составу" заменить словом "состава"; слова "сроки, порядке и размере" заменить словами "сроки и порядке"; дополнить пунктом 7(1) следующего содержания: "7(1). Способом доставки расчетно-платежных документов абоненту является передача в канцелярию Абонента или электронный обмен документами.
В случае если выставление организацией водопроводно-канализационного хозяйства расчетно-платежных документов абоненту осуществляется посредством электронного документооборота с использованием электронной подписи, такой электронный документооборот осуществляется в соответствии с соглашением об осуществлении электронного документооборота, заключенным по форме согласно приложению N 3(1).
Соглашение об осуществлении электронного документооборота, приведенное в приложении N 3(1) к настоящему договору, подлежит подписанию сторонами настоящего договора и становится неотъемлемой частью настоящего договора в случае, если абзацем первым настоящего пункта предусмотрено, что выставление расчетноплатежных документов должно осуществляться посредством электронного документооборота с использованием электронной подписи.";
в пункте 9: слова "водоотведения по составу" заменить словом "состава"; дополнить абзацем следующего содержания: "Оплата производится абонентом на основании счетов, выставляемых организацией водопроводно-канализационного хозяйства, в течение 7 рабочих дней с даты выставления счета.";
в пункте 10: в подпункте "е": слова "нормативов допустимых сбросов абонентов," исключить; слова "водоотведения по составу" заменить словом "состава"; в подпункте "ж" слова "водоотведения по составу" заменить словом "состава"; подпункт "к" дополнить словами", в случае, если это влечет отключение или ограничение водоотведения в отношении абонента";
в пункте 11: в подпункте "г" слова "водоотведения по составу сточных вод, отводимых в централизованную систему водоотведения" заменить словами "состава сточных вод"; дополнить подпунктами "е" и "ж" следующего содержания: "е) прекращать отведение сточных вод в случаях и порядке, которые предусмотрены Федеральным законом "О водоснабжении и водоотведении" и Правилами холодного водоснабжения и водоотведения; ж) иметь беспрепятственный доступ к канализационным сетям и иным объектам абонента, местам отбора проб сточных вод, приборам учета (узлам учета) сточных вод и иным устройствам, которыми абонент владеет и пользуется на праве собственности или на ином законном основании и (или) которые находятся в границах его эксплуатационной ответственности, в порядке, предусмотренном разделом VI настоящего договора.";
в пункте 12: в подпункте "е": после слов "в том числе" дополнить словами "в случае перехода прав на объекты, в отношении которых осуществляется водоотведение в соответствии с настоящим договором, до даты расторжения настоящего договора в соответствии с пунктом 61(1) настоящего договора,"; после слова "системы" дополнить словом "водоотведения"; слова "водоотведения по составу" заменить словом "состава"; подпункт "ж" изложить в следующей редакции: "ж) обеспечивать беспрепятственный доступ представителям организации водопроводно-канализационного хозяйства или по ее указанию представителям иной организации к канализационным сетям и иным объектам абонента, местам отбора проб сточных вод, приборам учета (узлам учета) сточных вод и иным устройствам, которыми абонент владеет и пользуется на праве собственности или на ином законном основании и (или) которые находятся в границах его эксплуатационной ответственности, в порядке и случаях, которые предусмотрены разделом VI настоящего договора;"; в подпункте "з": слова "установленные нормативы допустимых сбросов абонентов и лимиты на сбросы, обеспечивать реализацию плана снижения сбросов (если для объектов этой категории абонентов в соответствии с законодательством Российской Федерации устанавливаются нормативы допустимых сбросов абонентов), соблюдать" исключить; слова "водоотведения по составу" заменить словом "состава"; дополнить словами ", в том числе обеспечивать реализацию плана снижения сбросов и плана по обеспечению соблюдения требований к составу и свойствам сточных вод, установленных в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения";
в подпункте "и": после слова "перехода" дополнить словами "прав на объекты, в отношении которых осуществляется водоотведение в соответствии с настоящим договором,"; слова "или пользования третьими лицами" исключить; дополнить словами "в порядке, установленном разделом IX(I) настоящего договора"; подпункт "о" дополнить словами", или расположены в границах земельного участка абонента, или проходят через помещения, принадлежащие абоненту";
подпункт "п" после слов "ответственности абонента" дополнить словами "и охранных зонах таких сетей"; в подпункте "с" слова "локальную очистку сточных вод" заменить словами "разработку плана снижения сбросов и плана по обеспечению соблюдения требований к составу и свойствам сточных вод, установленных в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения,";
в подпункте "а" пункта 13 слова "от 21 июня 2013 г. N 525 "Об утверждении Правил осуществления контроля состава и свойств сточных вод" заменить словами "от 22 мая 8 А55-13174/2021 2020 г. N 728 "Об утверждении Правил осуществления контроля состава и свойств сточных вод и о внесении изменений и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации";
в пункте 21: абзац первый изложить в следующей редакции: "21. Абонент обязан обеспечить представителям организации водопроводноканализационного хозяйства или по ее указанию представителям иной организации доступ к канализационным сетям (контрольным канализационным колодцам) и иным объектам абонента, местам отбора проб сточных вод, приборам учета (узлам учета) сточных вод и иным устройствам, которыми абонент владеет и пользуется на праве собственности или на ином законном основании и (или) которые находятся в границах его эксплуатационной ответственности, в следующем порядке:";
в подпункте "а" слова "или отбора проб" заменить словами ", или отбора проб, или начала работ на канализационных сетях";
подпункт "г" дополнить словами ", а также присутствовать при проведении организацией водопроводно-канализационного хозяйства работ на канализационных сетях";
в наименовании раздела VIII: слова "нормативов допустимых сбросов, лимитов на сбросы и" исключить; слова "водоотведения по составу" заменить словом "состава";
в тексте пункта 24 слова "водоотведения по составу" заменить словом "состава";
в пункте 25: слова "нормативах допустимых сбросов абонентов (лимитах на сбросы)," исключить; слова "водоотведения по составу" заменить словом "состава";
в абзаце первом пункта 26: слова "установленных для него нормативов допустимых сбросов, лимитов на сбросы," исключить; слова "водоотведения по составу" заменить словом "состава";
в пункте 30: подпункты "б" и "в" изложить в следующей редакции: "б) орган местного самоуправления; в) территориальный орган федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор;";
дополнить подпунктом "г" следующего содержания: "г) лиц, с которыми организацией водопроводно-канализационного хозяйства заключены договоры по транспортировке сточных вод, если временное прекращение или ограничение приема сточных вод абонента приведет к временному прекращению или ограничению транспортировки сточных вод.";
дополнить разделом IX(I) следующего содержания: "IX(I). Порядок уведомления организации водопроводно-канализационного хозяйства о переходе прав на объекты, в отношении которых осуществляется водоотведение 31(1). В случае перехода прав на объекты, в отношении которых осуществляется водоотведение в соответствии с настоящим договором, прав на объекты, устройства и сооружения, предназначенные для подключения (технологического присоединения) к централизованной системе водоотведения, а также в случае предоставления прав владения и (или) пользования такими объектами, устройствами или сооружениями третьим лицам абонент в течение 3 рабочих дней со дня наступления одного из указанных событий направляет организации водопроводно-канализационного хозяйства письменное уведомление с указанием лиц, к которым перешли эти права, документов, являющихся основанием перехода прав, и вида переданного права с приложением заверенных надлежащим образом копий документов, являющихся основанием перехода прав. Такое уведомление направляется любым доступным способом, позволяющим подтвердить получение уведомления адресатом. 31(2). Уведомление считается полученным организацией водопроводноканализационного хозяйства с даты почтового уведомления о вручении, или с даты подписи уполномоченного представителя организации водопроводно-канализационного хозяйства, свидетельствующей о получении уведомления, либо с иной даты в соответствии с выбранным способом направления.";
в пункте 34: слова "контрольных канализационных колодцев" заменить словами "канализационных колодцев, предназначенных для контроля состава и свойств сточных вод"; после слова "нескольких" дополнить словом "канализационных"; после слова "таких" дополнить словом "канализационных";
в пункте 36: слова "нормативами допустимых сбросов абонентов," исключить; слова "водоотведения по составу" заменить словом "состава";
в подпункте "а" пункта 37 слова "допустимых сбросов абонентов" заменить словами "состава сточных вод";
в пункте 49 слова "в течение 5" заменить словами "в течение 10";
раздел XIV дополнить пунктом 54(1) следующего содержания: "54(1). В случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения абонентом обязанности по обеспечению доступа организации водопроводно-канализационного хозяйства к канализационным сетям и устройствам на них для проведения работ абонент несет обязанность по возмещению причиненных в результате этого организации водопроводноканализационного хозяйства, другим абонентам, транзитным организациям и (или) иным лицам убытков.";
в разделе XVI: наименование изложить в следующей редакции: "XVI. Действие договора";
дополнить пунктом 61(1) следующего содержания: "61(1). В случае перехода прав на объекты, в отношении которых осуществляется водоотведение в соответствии с настоящим договором, договор считается расторгнутым с даты, указанной в уведомлении о переходе прав на объекты, представленном абонентом в организацию водопроводно-канализационного хозяйства в порядке, предусмотренном разделом IX(I) настоящего договора, но не ранее даты получения такого уведомления организацией водопроводно-канализационного хозяйства либо с даты заключения договора водоотведения или единого договора холодного водоснабжения и водоотведения с лицом, к которому перешли эти права, в зависимости от того, какая из указанных дат наступила раньше.";
дополнить приложением N 3(1) в редакции Приложения N 1 к настоящему Дополнительному соглашению; графу "Показания приборов учета на начало подачи ресурса" приложения N 4 к указанному типовому договору дополнить словами "и дата их снятия"; в наименовании приложения N 6 к указанному типовому договору: слова "нормативах допустимых сбросов абонентов (лимитах на сбросы)," исключить; слова "водоотведения по составу" заменить словом "состава";
2. Условия Договора, не затронутые настоящим Дополнительным соглашением, остаются без изменений и Стороны подтверждают по ним свои обязательства.
3. Настоящее Дополнительное соглашение вступает в силу с момента подписания обеими Сторонами, распространяет свое действие на отношения сторон, возникшие с 03.06.2020, является неотъемлемой частью вышеуказанного договора.
4. Настоящее Дополнительное соглашение составлено в двух экземплярах, каждый из которых имеет одинаковую юридическую силу, по одному для каждой Стороны. Приложения: Приложение N 1: Приложение N 3(1) к Договору водоотведения "Соглашение об осуществлении электронного документооборота". Подписи Сторон:
"Организация водопроводно-канализационного хозяйства" - ООО "Тольяттикаучук" главный инженер - технический директор / П.И. Кубряков по доверенности N 172/ТК от 17.11.2020 г. "___" ____________ 20___г.
"Абонент" - ООО "Волжские коммунальные системы" Главный управляющий директор __________ / В.В. Бирюков "___" ____________ 20___г.
Приложение N 1 к Дополнительному соглашению N 2 от 15.01.2021 г. Приложение N 3(1) к Договору водоотведения N СТЛТ.1046/65 от 01.03.2017 г. СОГЛАШЕНИЕ об осуществлении электронного документооборота г. Тольятти _ "15"января 2021 г. Общество с ограниченной ответственностью "Тольяттикаучук" (ООО "Тольяттикаучук), именуемое в дальнейшем "Организация водопроводноканализационного хозяйства", с одной стороны, и Общество с ограниченной ответственностью "Волжские коммунальные системы" (ООО "Волжские коммунальные системы", именуемое в дальнейшем Абонент, с другой стороны, далее вместе именуемые "Стороны", заключили соглашение о нижеследующем:
1. Выставление организацией водопроводно-канализационного хозяйства расчетноплатежных документов (счет, счет-фактура, акт сдачи-приемки услуг) абоненту производится посредством электронного документооборота с использованием электронной подписи через оператора электронного документооборота АО "ПФ "СКБ Контур" (ИНН 6663003127 /ОГРН 1026605606620).
2. Датой выставления организацией водопроводно-канализационного хозяйства расчетно-платежных документов в электронном виде абоненту по телекоммуникационным каналам связи считается дата подтверждения оператором электронного документооборота выставления организацией водопроводноканализационного хозяйства расчетно-платежных документов абоненту.
3. Абонент обязан в течение 10 рабочих дней со дня выставления расчетно-платежных документов в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи вернуть организации водопроводно-канализационного хозяйства оформленный надлежащим образом акт сдачи-приемки услуг, подписанный электронной подписью абонента и подтвержденный оператором электронного документооборота. Акт сдачи-приемки услуг в электронном виде считается полученным организацией водопроводно-канализационного хозяйства, если организации водопроводно-канализационного хозяйства поступило подтверждение оператором электронного документооборота подписания акта сдачи-приемки услуг электронной подписью абонента.
4. В случае если в течение 5 рабочих дней со дня выставления абоненту расчетноплатежных документов в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи абонент письменно не заявит организации водопроводно-канализационного хозяйства о своих возражениях по содержанию указанных документов, в том числе по объему принятых сточных вод и сумме платежа, считается, что абонент согласен с представленным расчетом суммы платежа, а указанные в расчетно-платежных документах показания приборов учета являются согласованными абонентом.
5. Для работы в системе обмена электронными документами абонент заключает соглашение с любым из операторов электронного документооборота на получение ключа электронной подписи.
6. Стороны признают, что используемые сторонами электронные документы, подписанные электронной подписью уполномоченных представителей сторон, имеют равную юридическую силу с документами на бумажном носителе, подписанными уполномоченными представителями и заверенными оттисками печатей сторон (независимо от того, существуют такие документы на бумажных носителях или нет), только при соблюдении правил формирования и порядка передачи электронных документов, установленных настоящим договором." Подписи Сторон:
"Организация водопроводно-канализационного хозяйства" - ООО "Тольяттикаучук" главный инженер - технический директор __________ / П.И. Кубряков по доверенности N 172/ТК от 17.11.2020 г. "___" ____________ 20___г.
"Абонент" - ООО "Волжские коммунальные системы" Главный управляющий директор __________ / В.В. Бирюков "___" ____________ 20___г.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, ООО "ВКС" обратилось в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит указанные судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт, которым в удовлетворении заявленных требований отказать.
В кассационной жалобе заявитель ссылается на нарушение судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, неполное выяснение судами обстоятельств, имеющих значение для рассматриваемого спора.
Заявитель указывает на неверное определение судами фактической схемы отношений сторон, а также цели договора. Ответчик, как гарантирующий поставщик, осуществляет прием сточных вод от абонентов - третьих лиц, объекты которых подключены к централизованной системе водоотведения гарантирующего поставщика и направляет их в ООО "Тольяттикаучук" на очистку и сброс в водный объект, а предусмотренная законодательством типовая форма договора регулирует отношения сторон, при которых абонент сбрасывает собственные сточные воды. Следовательно, по мнению ответчика, исполнение им условий типового договора, невозможно.
Заявитель указывает на необоснованность выводов судов о том, что ООО "Тольяттикаучук", выполняя прием, очистку сточных вод, транспортировку и сбор в водный объект (Саратовское водохранилище), владеет комплексом биологических очистных сооружений, является организацией, осуществляющей водоотведение по смыслу Федерального закона от 07.12.2011 N 416 "О водоснабжении".
Заявитель также указывает на отсутствие условий, предусмотренных статьей 451 Гражданского кодекса РФ для изменения условий договора - условия сотрудничества сторон спорного договора не изменились, вид услуг, объемы сточных вод, мощности биологически очистных сооружений, обслуживаемые объекты остались прежними; отсутствуют изменения технологических возможностей и эффективности очистных сооружений ООО "Тольяттикаучук".
Более подробно доводы изложены в кассационной жалобе.
В представленном отзыве на кассационную жалобу истец просит обжалуемые судебные акты оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
По мнению истца, судами первой и апелляционной инстанций исследованы все доказательства, представленные в материалы дела, все обстоятельства, имеющие существенное значение для правомерного разрешения настоящего спора, установлены судами при полном соблюдении норм материального и процессуального права.
Более подробно доводы изложены в отзыве на кассационную жалобу.
В соответствии с частью 3 статьи 284, со статьей 153.1 АПК РФ, судебное заседание проведено с использованием систем видеоконференц-связи при содействии Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда, при участии представителя ответчика, в отсутствие представителя истца, заявившего ходатайство о рассмотрении кассационной жалобы в его отсутствие.
Проверив законность обжалуемых судебных актов в соответствии с положениями статей 274, 284, 286 - 288 АПК РФ применительно к доводам кассационной жалобы, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, отзыва на нее, заслушав представителя ответчика, Арбитражный суд Поволжского округа не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы на основании следующего.
Как установлено судами первой и апелляционной инстанций и следует из материалов дела, между ООО "СИБУР Тольятти" (после переименования ООО "Тольяттикаучук") и ООО "ВКС" заключен договор водоотведения N СТЛТ. 1046/65 от 01.03.2017 (далее договор), по условиям которого истец (организация ВКХ) обязуется осуществлять прием сточных вод ответчика (абонента) в централизованную систему водоотведения и обеспечивать их транспортировку, очистку и сброс в водный объект, а ответчик обязуется соблюдать режим водоотведения, требования к составу и свойствам отводимых сточных вод, установленные законодательством РФ, нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов, лимиты на сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов, требования к составу и свойствам сточных вод, отводимых в централизованные системы водоотведения, устанавливаемые в целях предотвращения негативного воздействия на работу объектов централизованной системы водоотведения, нормативы по объему отводимых в централизованные системы водоотведения сточных вод и нормативы водоотведения по составу сточных вод и производить организации ВКХ оплату водоотведения в срок, порядке и размере, которые определены в договоре.
Договор водоотведения заключен по типовой форме, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 645 (ред. от 30.11.2021) "Об утверждении типовых договоров в области холодного водоснабжения и водоотведения" (далее - Постановление Правительства РФ N 645) в редакции, действующей на момент заключения договора, с учетом протокола согласительного совещания от 04.05.2017, а также решения Арбитражного суда Самарской области от 01.11.2017 по делу N А55-18009/2017, которым следующие пункты договора приняты в редакции типовой формы, действующей на момент заключения договора: пункт 7, п.п. "г" пункта. 11, п.п "м", "п", "с" пункта. 12, пункты 43, 44, 45, 46 раздела XII.
В последующем дополнительным соглашением N 1 от 01.01.2019 г. к указанному договору с учетом протокола согласительного совещания от 22.05.2019 г. сторонами согласовано приложение N 6 к договору "Сведения о нормативах водоотведения по составу и свойствам сточных вод, установленных для абонента в целях эффективной работы БОС" в новой редакции.
Таким образом, как установлено судами, стороны исполняли договор на согласованных ими условиях и условиях, урегулированных вышеуказанным решением Арбитражного суда Самарской области от 01.11.2017 по делу N А55-18009/2017.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2020 N 728 "Об утверждении Правил осуществления контроля состава и свойств сточных вод и о внесении изменений и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" утверждены "Правила осуществления контроля состава и свойств сточных вод", внесены изменения в ряд нормативных актов (изменено экологическое законодательство, в т.ч. порядок отбора проб сточных вод), а также в типовой договор водоотведения, утвержденный Постановлением Правительства РФ N 645.
В типовую форму договора водоотведения внесены изменения, в том числе в условия, являющиеся существенными для договора водоотведения согласно статье 14 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон N 416-ФЗ).
В январе 2020 года Нижне-Волжским бассейновым водным управлением Федерального агентства водных ресурсов принято решение о предоставлении ООО "Тольяттикаучук" водного объекта в пользование для целей сброса сточных вод (далее - Решение).
Одним из условий использования водного объекта является недопущение причинения вреда окружающей среде.
Решением установлены требования к воде в водном объекте в местах сброса (содержание загрязняющих веществ в воде водного объекта, значения).
Принимая во внимание изложенное, истец, считая, что спорный договор более не отвечает требованиям законодательства, подготовил дополнительное соглашение N 2 от 15.01.2021 г. к договору с учетом указанных изменений законодательства, с изложением приложения N 6 к договору в новой редакции, в которой значения допустимых концентраций загрязняющих веществ подлежат определению в соответствии с актуальными на дату исполнения договора нормативными актами: Федеральным законом N 416-ФЗ, Постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 N 644 "Об утверждении Правил холодного водоснабжения и водоотведения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации", Постановлением Правительства РФ от 22.05.2020 N 728 "Об утверждении Правил осуществления контроля состава и свойств сточных вод и о внесении изменений и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации, а также нормативными актами органов местного самоуправления, к компетенции которых отнесено установление соответствующих нормативов и требований.
Как установлено судами, в целях приведения договора в соответствие с требованиями действующего законодательства, истец дважды (письма исх.N 560/4-4/ТК от 16.02.2020 г., исх.N 1199/4- 4/ТК от 30.03.2021 г.) направлял ответчику проект дополнительного соглашения N 2 от 15.01.2021 к договору с предложением подписать и возвратить подписанный экземпляр не позднее 5 рабочих дней со дня получения.
Письмами исх.N 3075 от 16.03.2021, исх. N 4619 от 14.04.2021 ответчик возвратил дополнительное соглашение без подписания со ссылкой на пункт 2 статьи 422 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) и незаконность требований об изменении условий договора.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в арбитражный суд с исковым заявлением, в котором (с учетом уточнения) истец просил признать договор, заключенный между ООО "Тольяттикаучук" и ООО "ВКС", измененным на условиях дополнительного соглашения N 2 от 15.01.2021 в редакции Приложения N 1 к ходатайству об уточнении от 22.11.2021.
В указанной редакции дополнительного соглашения N 2 отсутствует пункт об изложении приложения N 6 к договору (нормативы) в новой редакции.
Истец просил суд признать договор измененным в редакции, которая будет соответствовать действующему типовому договору водоотведения.
Рассматривая исковые требования, суды первой и апелляционной инстанций, исследовав и оценив в порядке статьи 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства, руководствуясь положениями статей 422, 451 ГК РФ, Законом N 416-ФЗ, Правилами N 644, Правилами N 728, Постановлением Правительства РФ N 645, установив, что предложенная истцом редакция спорного договора соответствует положениям действующего законодательства, пришли к выводу о наличии оснований для удовлетворения исковых требований.
Судебная коллегия суда округа соглашается с выводами судов нижестоящих инстанций, изложенными в обжалуемых судебных актах.
Суди первой и апелляционной инстанций обоснованно исходили из того, что заявленные истцом требования направлены на приведение правоотношений сторон по настоящему делу в соответствие с действующим законодательством на условиях типового договора.
Судами установлено, что для транспортировки и сброса в водный объект истцу передано имущество по соответствующему договору аренды, заключенному с Администрацией г.о.Тольятти.
ООО "Тольяттикаучук" осуществляет прием, очистку сточных вод, транспортировку и сброс в водный объект (Саратовское водохранилище), владеет комплексом биологических очистных сооружений, является водопользователем на законных основаниях, - соответственно, истец является организацией, осуществляющей водоотведение по смыслу Закона N 416-ФЗ, и на него распространяются положения, в том числе, статьи 14 указанного нормативного акта.
Согласно пункту 8 статьи 14 Закона N 416-ФЗ договоры водоотведения заключаются в соответствии с типовым договором водоотведения, утвержденным Правительством Российской Федерации.
Пунктом 2 Постановления Правительства РФ N 645 установлено, что типовые договоры, утвержденные настоящим постановлением, могут быть дополнены по соглашению сторон иными положениями (в том числе приложениями), не противоречащими законодательству Российской Федерации.
Принимая во внимание изложенные обстоятельства, суды нижестоящих инстанций сделали верный вывод о том, что правило о применении типовой формы договора водоотведения сформулировано императивно, следовательно, требования истца являются законными.
Вопреки доводам ответчика о согласованности сторонами условий о применении пункта 2 статьи 422 ГК РФ к правоотношениям сторон (пункт 64 договора), суды обоснованно исходили из того, что предложенная истцом редакция соответствует положениям действующего законодательства, условиям типового договора, и не нарушает права ответчика.
Учитывая требование истца о признании договора измененным на основании статьи 451 ГК РФ, руководствуясь положениями указанной статьи, судами обоснованно принято во внимание, что ООО "Тольяттикаучук" является социально значимым предприятием города, осуществляющим биологическую очистку сточных вод северного промышленного узла и Центрального района г.о.Тольятти, а также водопользователем, который несет ответственность за соблюдение требований законодательства при оказании услуг по водоотведению и за качество сбрасываемых в водный объект сточных вод.
Соответственно, обеспечить надлежащее исполнение своих обязательств истец может при условии соответствия договора требованиям действующего законодательства, в том числе Постановлению Правительства РФ от 22.05.2020 N 728.
Кроме того, договор водоотведения N СТЛТ. 1046/65 заключен сторонами в 2017 году, на тот момент стороны не могли предполагать, что произойдут такие изменения.
С учетом вышеизложенного, суды пришли к верному выводу о том, что требования истца правомерны, и по существу, направлены на соблюдение баланса интересов сторон и внесению правовой определенности в их отношения применительно к изменениям правового регулирования в сфере водоснабжения и водоотведения.
Таким образом, вопреки доводам заявителя о том, что применительно к положениям статьи 422 ГК РФ, договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения, суд апелляционной инстанции верно указал на то, что поскольку природоохранное, экологическое законодательство изменилось, то при исполнении договора N СТЛТ.1046/65 стороны не могут руководствоваться противоречащими и/или несоответствующими законодательству условиями договора.
Также судом апелляционной инстанции обоснованно отклонен довод ответчика о том, что истец не является организацией, эксплуатирующей централизованную систему водоотведения, эксплуатирует только ее часть, т.е. оказывает не весь комплекс услуг по водоотведению, а только очистку сточных вод, соответственно, на основании статьи 11 Федерального закона N 416-ФЗ договоры, заключаемые истцом, должны регулировать положения ГК РФ, а положения ст.14 Федерального закона 416-ФЗ не применимы.
Как указано ранее, судами установлено, что истец осуществляет прием, очистку сточных вод, транспортировку и сброс в водный объект (Саратовское водохранилище), является водопользователем.
Условиями заключенного сторонами договора 01.03.2017 N СТЛТ.1046/65 (пункт 1) предусмотрена не только очистка сточных вод, но и прием, транспортировка сточных вод по централизованной системе водоотведения.
ООО "Тольяттикаучук" эксплуатирует централизованную систему водоотведения, осуществляет прием и транспортировку сточных вод от абонентов, что подтверждается также постановлениями Администрации г.о. Тольятти от 28.07.2020 N 2264-п/1 и от 09.11.2022 N 2810-п/1.
Кроме того, вопреки доводам заявителя кассационной жалобы о том, что он сбрасывает сточные воды своих потребителей а не свои, что, по его мнению, влечет невозможность применения типовой формы договора, суд апелляционной инстанции верно указал, что данное обстоятельство не является основанием для неприменения сторонами условий типового договора. Ответчик выстраивает отношения со своими потребителями, у истца отсутствуют договорные отношения с абонентами ответчика.
Таким образом, применительно к положениям пункта 8 статьи 14 Федерального закона N 416-ФЗ и пункта 2 Постановления Правительства РФ от 29.07.2013 N 645 "Об утверждении типовых договоров в области холодного водоснабжения и водоотведения", суды верно исходили из того, что правило о применении типовой формы договора водоотведения сформулировано императивно, заявленные требования истца соответствуют положениям действующего законодательства.
Также судом апелляционной инстанции рассмотрено приложение к апелляционной жалобе ответчика, в котором последний привел замечания к тексту дополнительного соглашения. Данные замечания правомерно отклонены судом апелляционной инстанции, установившим, что формулировки дополнительного соглашения не нарушают прав ответчика, соответствуют типовой форме договора водоотведения, не возлагают на ответчика дополнительных затрат.
Таким образом, в ходе рассмотрения дела судами рассмотрены все доводы и возражения ответчика с подробным изложением выводов судов в обжалуемых судебных актах.
При таких обстоятельствах, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 АПК РФ, суды первой и апелляционной инстанций пришли к верному выводу о наличии оснований для удовлетворения исковых требований, признав спорный договор измененным в соответствии с предложенной истцом редакцией.
Доказательств, опровергающих правомерность выводов судов, материалы дела не содержат.
Таким образом, все доводы заявителя, изложенные в кассационной жалобе подлежат отклонению, поскольку аналогичные доводы, были заявлены ответчиком в суде первой и апелляционной инстанций, ранее были предметом исследования судов и, по результатам оценки обоснованно признаны несостоятельными, противоречащими нормам действующего законодательства и фактическим обстоятельствам, установленным судами первой и апелляционной инстанций в рамках настоящего дела, и направлены на переоценку выводов судов нижестоящих инстанций, что в соответствии со статьей 286 АПК РФ не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Согласно разъяснениям Пленума Верховного Суда Российской Федерации, изложенным в пункте 32 Постановления от 30.06.2020 N 13 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде кассационной инстанции", с учетом того, что наличие или отсутствие обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения дела, устанавливается судом на основании доказательств по делу (часть 1 статьи 64 АПК РФ), переоценка судом кассационной инстанции доказательств по делу, то есть иные по сравнению со сделанными судами первой и апелляционной инстанций выводы относительно того, какие обстоятельства по делу можно считать установленными исходя из иной оценки доказательств, в частности, относимости, допустимости, достоверности каждого доказательства в отдельности, а также достаточности и взаимной связи доказательств в их совокупности (часть 2 статьи 71 Кодекса), не допускается.
Неправильного применения норм материального права судами первой и апелляционной инстанций не допущено, нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 288 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не выявлено.
При таких обстоятельствах оснований для отмены либо изменения обжалуемых судебных актов не имеется.
Кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.01.2023 по делу N А55-13174/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
А.Х. Хисамов |
Судьи |
Е.Н. Бубнова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"ООО "Тольяттикаучук" эксплуатирует централизованную систему водоотведения, осуществляет прием и транспортировку сточных вод от абонентов, что подтверждается также постановлениями Администрации г.о. Тольятти от 28.07.2020 N 2264-п/1 и от 09.11.2022 N 2810-п/1.
Кроме того, вопреки доводам заявителя кассационной жалобы о том, что он сбрасывает сточные воды своих потребителей а не свои, что, по его мнению, влечет невозможность применения типовой формы договора, суд апелляционной инстанции верно указал, что данное обстоятельство не является основанием для неприменения сторонами условий типового договора. Ответчик выстраивает отношения со своими потребителями, у истца отсутствуют договорные отношения с абонентами ответчика.
Таким образом, применительно к положениям пункта 8 статьи 14 Федерального закона N 416-ФЗ и пункта 2 Постановления Правительства РФ от 29.07.2013 N 645 "Об утверждении типовых договоров в области холодного водоснабжения и водоотведения", суды верно исходили из того, что правило о применении типовой формы договора водоотведения сформулировано императивно, заявленные требования истца соответствуют положениям действующего законодательства."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 9 июня 2023 г. N Ф06-3445/23 по делу N А55-13174/2021