Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа
от 31 июля 2001 г. N КГ-А40/3936-01
Иск заявлен Государственным учреждением - Отделением Пенсионного фонда Российской Федерации по г. Москве (ГУ ОПФ по г. Москве) к Открытому акционерному обществу Коммерческому банку "Мост-Банк" (ОАО КБ "Мост-Банк") о взыскании 37601 руб. 76 коп. пени за задержку перечисления страховых взносов (л.д. 2-3).
Решением Арбитражного суда города Москвы от 3 мая 2001 г. взыскано с ОАО КБ "Мост-Банк" в пользу ГУ ОПФ по г. Москве 37601 руб. 76 коп. пени. Взыскано с ОАО КБ "Мост-Банк" в доход федерального бюджета 1604 руб. 07 коп. госпошлины. Решение мотивировано тем, что Электродепо Фили Московского метрополитена по ряду платежных поручений перечислены взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, однако на счет получателя денежные средства поступили с нарушением установленных законами, в том числе ст. 60 Налогового кодекса Российской Федерации, сроков, что денежные средства были перечислены с просрочкой банком - ответчиком, что за подобные нарушения установлена пеня ст. 133 Налогового кодекса Российской Федерации, что расчет пени, представленный истцом, верен. Первая инстанция указала также, что отклоняет ссылку ответчика на отсутствие у истца права на иск, поскольку истец не лишен права на предъявление исков о взыскании пени за просрочку уплаты пенсионных взносов в 2000 г., так как приказом Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 29 декабря 2000 г. N БГ-3-07/466 установлено, что налоговые органы взыскивают суммы пени, переданные органами фондов по актам сверки или выявленные в ходе налоговых проверок (л.д. 24).
В апелляционном порядке решение не обжаловано.
В кассационной жалобе ответчик просит решение отменить и в иске отказать, ссылаясь на неправильное применение ст. 9 Федерального закона "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесений изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах" от 5 августа 2000 г. N 118-ФЗ - л.д. 32.
В отзыве на кассационную жалобу истец просит оставить решение без изменения, ссылаясь на его законность и обоснованность, а также на несостоятельность доводов жалобы.
Давая объяснения в заседание кассационной инстанции, представители ответчика и истца привели доводы, аналогичные изложенным соответственно в жалобе и в отзыве на нее.
Проверив доводы жалобы, материалы дела, выслушав объяснения представителей сторон, кассационная инстанция находит решение подлежащим отмене и считает возможным принять новое решение в связи со следующим.
Первая инстанция правильно определила спорное правоотношение и предмет доказывания по делу, с достаточной полнотой выяснила имеющие значение для дела обстоятельства, однако неправильно применила законные и иные нормативные правовые акты, регламентирующие спорные правоотношения.
В соответствии с ч. 4 ст. 9 Федерального закона "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах" от 5 августа 2000 г. N 118-ФЗ взыскание сумм недоимки, пеней и штрафов по платежам в государственные социальные внебюджетные фонды (в том числе Пенсионный фонд Российской Федерации), образовавшихся на 1 января 2001 г., осуществляется налоговыми органами Российской Федерации в порядке, установленном Налоговым кодексом Российской Федерации.
Приведенная норма корреспондируется с иными нормами упомянутого закона от 5 августа 2000 г. N 118-ФЗ и нормами Налогового кодекса Российской Федерации о контроле за исчислением и уплатой взносов в государственные социальные внебюджетные фонды, о взыскании недоимок, пени и штрафов по платежам в эти фонды. При этом законодателем ясно выражена воля на передачу перечисленных функций налоговым органам с 1 января 2001 г. Налоговым органам переданы права по взысканию сумм всех недоимок, пеней и штрафов по платежам в государственные социальные внебюджетные фонды, образовавшихся на 1 января 2001 г. независимо от периода их возникновения и способа выявления.
Приказом Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 29 декабря 2000 г. N БГ-3-07/466, изданным в связи с принятием Федерального закона от 5 августа 2000 г. N 118-ФЗ, утверждены Методические указания о порядке взыскания задолженности плательщиков по страховым взносам в государственные социальные внебюджетные фонды, зачету (возврату) переплаты сумм страховых взносов в эти фонды и единого социального налога (взноса).
Указанные Методические указания соответствуют нормам ст. 9 Федерального закона от 5 августа 2001 г. N 118-ФЗ.
С учетом изложенного кассационная инстанция приходит к выводу, что ГУ Отделения Пенсионного фонда по г. Москве с 1 января 2001 г. не имеет полномочий на предъявление иска о взыскании пени по платежам в Пенсионный фонд Российской Федерации, а поэтому в заявленном 2 апреля 2001 г. иске следует отказать.
Руководствуясь ст. 171, 174-177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда города Москвы от 3 мая 2001 г. по делу N А40-11-20/01-46-82 отменить.
В иске отказать.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 31 июля 2001 г. N КГ-А40/3936-01
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Московского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании