г. Казань |
|
12 июля 2023 г. |
Дело N А12-22317/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 июля 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 12 июля 2023 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Хлебникова А.Д.,
судей Мосунова С.В., Ольховикова А.Н.,
при ведении протокола судебного заседания с использованием систем видеоконференц-связи помощником судьи Захаровой А.Р.,
при участии представителей:
Департамента муниципального имущества Администрации г. Волгограда - Гавриловой А.И., доверенность от 15.03.2022 г. N 10, Сувориной Е.В., доверенность от 13.09.2022 N 49,
УФАС по Волгоградской области - Савинковой О.Л., удостоверение, доверенность от 09.01.2023 г.,
в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи кассационную жалобу Департамента муниципального имущества администрации Волгограда (400066, г. Волгоград, ул. Волгодонская, д. 16) на постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 27 марта 2023 года, по делу N А12-22317/2022
по заявлениям Синицкого Антона Юрьевича (г. Волгоград) и Департамента муниципального имущества администрации Волгограда (400066, г. Волгоград, ул. Волгодонская, д. 16) к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области (400005, г. Волгоград, ул. 7-й Гвардейской дивизии, д. 12) о признании незаконными решения и предписания, заинтересованные лица: индивидуальный предприниматель Тулупов Сергей Борисович (ИНН 561003847550, ОГРНИП 317237500063491), акционерное общество "СбербанкАвтоматизированная система торгов" (ИНН 7707308480, ОГРН 1027707000441),
УСТАНОВИЛ:
Синицкий Антон Юрьевич и Департамент муниципального имущества администрации Волгограда в рамках дел N А12-22317/2022 и N А12-22594/2022 обратились в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлениями о признании незаконными решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области (далее - Волгоградское УФАС России, антимонопольный орган, управление) от 19.05.2022 N 034/01/18.1-433/2022 и предписания от 19.05.2022 N 034/01/18.1-433/2022.
Определением Арбитражного суда Волгоградской области от 11.10.2022 названные дела объединены в одно производство с присвоением общего номера А12-22317/2022.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 28 декабря 2022 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 27 марта 2023 года решение суда оставлено без изменения.
Департамент муниципального имущества администрации Волгограда (далее - Департамент), не согласившись с вынесенными судебными актами, обратился в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции и постановление апелляции отменить, прияв по делу новый судебный акт об удовлетворении требования о признании ненормативных правовых актов антимонопольного органа недействительными.
В обоснование своей позиции Департамент ссылается на то, что размещенное в пункте 5.3 раздела I информационного сообщения N 21-74 о проведении Департаментом аукционных торгов в электронной форме по продаже объектов муниципального имущества, (извещение N 21000003300000000015), указание об осуществлении платежей по перечислению задатка для участия в продаже в соответствии с Регламентом электронной площадки, соответствует нормам действующего законодательства и позволяет достоверно установить порядок внесения денежных средств в качестве задатка.
В судебном заседании арбитражного суда кассационной инстанции представители Департамента поддержали доводы кассационной жалобы.
Представитель УФАС по Волгоградской области, считая оспариваемые судебные акты законными и обоснованными, просит суд отказать в удовлетворении жалобы.
Иные лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о дате, времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на сайте Арбитражного суда Поволжского округа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", явку своих представителей в суд округа не обеспечили, что в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения кассационной жалобы в их отсутствие.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в порядке статей 274, 285, 286, 287 АПК РФ правильность применения судами норм материального и процессуального права при принятии обжалуемых судебных актов, а также соответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, исходя из доводов заявителя кассационной жалобы, суд округа приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, 12.05.2022 в Волгоградское УФАС России поступила жалоба Тулупова С.Б. на действия организатора торгов - Департамента муниципального имущества администрации Волгограда при организации продажи объектов муниципального имущества: нежилого помещения площадью 59,7 кв.м (мансарда), кадастровый номер 34:34:040025:1487, расположенного по адресу: г. Волгоград, Центральный район, ул. Советская, д. 28; нежилого помещения площадью 35,1 кв.м (мансарда), кадастровый номер 34:34:040025:1486, расположенного по адресу: г. Волгоград, Центральный район, ул. Советская, д. 28 (лот N 4, лот N 5) (извещение N 21000003300000000015).
В обоснование доводов жалобы Тулупов С.Б. указал на необоснованный отказ в участии в торгах в связи с не поступлением задатка, который был уплачен в надлежащие сроки, указанные в извещении, отсутствие утвержденной формы заявки, неправильное установление даты проведения торгов.
Решением Волгоградского УФАС России от 19.05.2022 N 034/01/18.1-433/2022 жалоба Тулупова С.Б. признана обоснованной, Департамент муниципального имущества администрации Волгограда признан нарушившим подпункт 7 пункта 3 статьи 15 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" (далее - Федеральный закон N 178-ФЗ).
На основании указанного решения организатору торгов выдано предписание от 19.05.2022 N 034/01/18.1-433/2022 об аннулировании торгов.
Не согласившись с указанными решением и предписанием антимонопольного органа, Синицкий А.Ю. и Департамент обратились в арбитражный суд с заявлениями о признании их недействительными.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды первой и апелляционной инстанции пришли к выводу о том, что оспариваемые решение и предписание антимонопольного органа соответствуют положениям действующего законодательства и не нарушают прав и законных интересов заявителей.
Суд кассационной инстанции, поддерживая эти выводы судов двух инстанций, исходит из норм материального права, указанных в судебных актах, и обстоятельств дела.
Как следует из материалов дела и установлено судами, информационное сообщение N 21-74 о проведении Департаментом аукционных торгов в электронной форме по продаже объектов муниципального имущества размещено на официальном сайте www.torgi.gov.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (извещение N 21000003300000000015), на электронной площадке - универсальная торговая платформа АО "Сбербанк-АСТ" на сайте http://utp.sberbank-ask.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (торговая секция "Приватизация, аренда и продажа прав", извещение N SBR012-2204060071).
Дата начала приема заявок на участие в продаже в электронной форме - 08 ч. 30 мин., дата окончания приема заявок на участие в продаже без объявления цены в электронной форме - 11.05.2022 17 ч. 30 мин., начало проведения торгов 13.05.2022 10 ч. 00 мин.
Согласно протоколу от 12.05.2022 N 21-74 приема заявок и признания несостоявшимся электронного аукциона по продаже объектов муниципального имущества, объявленного в соответствии с информационным сообщением N 21-74 от 06.04.2022 по лоту N 4, было подано две заявки: от Синицкого А.Ю. и от Тулупова С.Б. Синицкий А.Ю. допущен к участию, Тулупову С.Б. отказано в признании участником на основании пункта 8 статьи 18 Федерального закона N 178-ФЗ, поскольку не подтверждено поступление задатка (пп. 3.2.7.1 п. 3.2.7 раздела 3 Регламента торговой секции "Приватизация, аренда и продажа прав" (УТП АО "Сбербанк-АСТ" от 08.02.2022 - Оператором электронной площадки предоставлена информация о не поступлении задатка в установленный срок).
В соответствии со статьей 447 ГК РФ, пунктом 3 статьи 18 Федерального закона N 178-ФЗ в связи с подачей одной заявки продажа по лоту N 4 признана несостоявшейся.
Согласно протоколу от 12.05.2022 N 21-74/2 приема заявок и признания несостоявшимся электронного аукциона по продаже объектов муниципального имущества, объявленного в соответствии с информационным сообщением N 21-74 от 06.04.2022 по лоту N 5, было подано четыре заявки: от Петраковой Я.В., от Синицкого А.Ю., от Ефремовой О.Г., от Тулупова С.Б. Участники Синицкий А.Ю., Ефремова О.Г. допущены к участию, Петраковой Я.В., Тулупову С.Б. отказано в признании участниками на основании пункта 8 статьи 18 Федерального закона 178-ФЗ, поскольку не подтверждено поступление задатка (пп. 3.2.7.1 п. 3.2.7 раздела 3 Регламента торговой секции "Приватизация, аренда и продажа прав" (УТП АО "Сбербанк-АСТ" от 08.02.2022 - Оператором электронной площадки предоставлена информация о не поступлении задатка в установленный срок).
Согласно протоколу от 13.05.2022 N 21-74/3-5 об итогах аукционных торгов в электронной форме по лоту N 5 победителем признан Синицкий А.Ю.
Статьями 18, 32.1 Федерального закона N 178-ФЗ регламентирован порядок продажи государственного или муниципального имущества посредством аукциона в электронной форме.
В соответствии с подпунктом 7 пункта 3 статьи 15 Федерального закона N 178-ФЗ информационное сообщение о продаже государственного или муниципального имущества должно содержать сведения о размере задатка, сроке и порядке его внесения, необходимые реквизиты счетов.
Согласно пункту 14 статьи 32.1 Закона о приватизации порядок организации и проведения продажи в электронной форме устанавливается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 27.08.2012 N 860 утверждено Положение об организации и проведении продажи государственного или муниципального имущества в электронной форме.
Пунктом 14 указанного Положения предусмотрено, что информационное сообщение о проведении аукциона, конкурса, продажи имущества посредством публичного предложения наряду со сведениями, предусмотренными Федеральным законом о приватизации, должно содержать условия о размере задатка, сроке и порядке его внесения, назначении платежа, порядке возвращения задатка, реквизиты счета, а также указание на то, что такие условия являются условиями публичной оферты в соответствии со статьей 437 Гражданского кодекса Российской Федерации. Подача претендентом заявки и перечисление задатка на счет являются акцептом такой оферты, и договор о задатке считается заключенным в установленном порядке.
В рассматриваемом случае в пункте 5.3 информационного сообщения указано, что платежи по перечислению задатка для участия в торгах и порядок возврата задатка осуществляются в соответствии с Регламентом электронной площадки.
Реквизиты счета для перечисления задатка размещены на официальном сайте ГИС ТОРГИ https://torgi.gov.ru/new/public/lots/reg в разделе "Сведения о лоте".
В разделе "Сведения о лоте" также содержится информация, что задаток для участия в аукционе вносится в порядке, установленном Регламентом электронной площадки. Срок внесения задатка: не позднее 11.05.2022.
Тулуповым С.Б. осуществлено внесение задатка по лоту N 4 11.05.2022 в 12 ч. 54 мин., по лоту N 5 11.05.2022 в 10 ч. 46 мин.
Согласно письму электронной площадки АО "Сбербанк-АСТ" от 18.05.2022 N 1834 на счет оператора поступили денежные средства от пользователя Тулупова С.Б. 11.05.2022 в 19 ч. 25 мин. и 19 ч. 49 мин. Зачисление денежных средств на лицевые счета пользователей осуществляется в течение часа в период с 10 ч. 00 мин. по 18 ч. 00 мин. В случае если денежные средства были получены после 18 ч. 00 мин. предыдущего рабочего дня, то оператор обязан зачислить такие денежные средства не позднее 11 ч. 00 мин. текущего рабочего дня. Денежные средства были зачислены на лицевой счет Тулупова С.Б. 12.05.2022 в 09 ч. 47 мин.
На сайте электронной площадки размещены инструкции по работе в торговой секции "Приватизация, аренда и продажа прав", где в инструкции по работе со счетами указано, что срок зачисление денежных средств на лицевой счет пользователя на УТП - от 1 до 3 рабочих дней со дня перечисления денежных средств.
На сайте электронной площадки торговой в секции "Приватизация, аренда и продажа прав" по адресу https://utp.sberbank-ast.rU/AP/l:iotice/1027/Instmctions содержится Регламент торговой секции "Приватизация, аренда и продажа прав" в редакции, вступившей в силу 01.05.2022, не подлежащий применению к продаже, объявленной 07.04.2022.
Судами отмечено, что факт размещения регламента в редакции, вступившей в силу 01.05.2022, Департаментом не отрицался при рассмотрении жалобы в управлении и при рассмотрении дела в суде первой инстанции.
В Регламенте торговой секции "Приватизация, аренда и продажа прав" в редакции от 15.02.2022, действовавшей в момент объявления продажи, в п. 3.2.7.1 указано, что в случае подачи заявки на участие в торгах, проводимых в соответствии с Федеральным законом N 178-ФЗ и Постановлением Правительства РФ от 27.08.2012 N 860 в форме аукциона, публичного предложения, конкурса, денежные средства в сумме задатка должны быть зачислены на лицевой счет претендента на УТП не позднее 00 часов 00 минут (время московское) дня определения участников торгов, указанного в извещении. Оператор программными средствами осуществляет блокирование денежных средств в сумме задатка в момент подачи заявки на участие (при их наличии на лицевом счете претендента на УТП).
В случае, если на момент подачи заявки на участие на лицевом счете претендента не оказывается достаточной для блокированная суммы денежных средств, претендент после подачи заявки на участие, но не позднее 00 часов 00 минут (время московское) дня определения участников торгов, должен обеспечить наличие денежных средств в размере задатка на своем лицевом счете на УТП и самостоятельно посредством штатного интерфейса торговой секции произвести блокирование денежных средств. Если претендентом самостоятельно не произведено блокирование денежных средств (при их наличии на лицевом счете), то в 00 часов 00 минут (время московское) дня определения участников, указанного в извещении, блокирование задатка осуществляет оператор. Если денежных средств на лицевом счете претендента недостаточно для осуществления операции блокирования, то в день определения участников организатору торгов направляется информация о не поступлении оператору задатка от такого претендента.
Суды согласились с выводом антимонопольного органа о том, что в рассматриваемом случае информационное сообщение содержит противоречия в части внесения задатка: срок окончания подачи заявок ограничен 17 час. 30 мин. 11.05.2022, тогда как срок внесения задатка - не позднее 11.05.2022, без ограничения по времени и указания на крайний срок его внесения на счет, указанный в извещении, и поступления на лицевой счет претендента, что не позволяет сделать однозначного вывода о сроках его поступления на счет.
Организатор заведомо обладал информацией об условиях внесения задатка на счет претендента с учетом, в том числе установленных в инструкции условий зачисления денежных средств на лицевой счет пользователя на УТП (от 1 до 3 рабочих дней со дня перечисления денежных средств), но не указал в информационном сообщении информацию о сроке порядке внесения задатка, в том числе с учетом выходных дней, установленных в мае 2022 года.
Таким образом, информационное сообщение не соответствует требованиям подпункта 7 пункта 3 статьи 15 Федерального закона N 178-ФЗ.
Судами отмечено, что прием заявок начался 07.04.2022 и осуществлялся до 11.05.2022. Прием заявок закончился 11.05.2022.
Вместе с тем, с учетом выходных дней 7, 8, 9, 10 мая 2022 года установление даты рассмотрения заявок и признания претендентов участниками аукциона - 12.05.2022, без указания времени поступления задатка на счет претендента до 00 ч. 00 мин. создало условия, в том числе помешавшие потенциальным участникам продажи принять участие в аукционе.
Отсутствие в информационном сообщении о проведении торгов полной информации о размере задатка, сроке и порядке его внесения, необходимых реквизитов счетов является безусловным нарушением порядка проведения торгов и норм Федерального закона N 178-ФЗ.
Доводы кассационной жалобы Департамента о том, что ссылка в информационном сообщении на регламент торговой секции позволяла достоверно установить порядок внесения денежных средств в качестве задатка, были предметом оценки суда апелляционной инстанции и правомерно отклонены им в связи с тем, что при размещении сообщения о торгах Департамент указал лишь ссылку на регламент электронной площадки в части указания реквизитов и сроков внесения задатка, при этом регламент был изменен, то есть был указан недействующий регламент, что вызвало разночтение в части внесения срока задатка и послужило к неверному толкованию условий проведения торгов, фактическому недопущению к торгам Тулупова С.Б.
Согласно части 20 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" по результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися, нарушений порядка осуществления в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, являющихся субъектами градостроительных отношений, мероприятий по реализации проекта по строительству) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 настоящего Федерального закона.
В ходе рассмотрения жалобы было установлено наличие нарушения порядка организации торгов. Выявленные нарушения порядка организации торгов повлияли на результаты торгов (на формирование стоимости реализованного имущества и на определение победителя торгов).
В связи с выявленными нарушениями порядка организации торгов в действиях организатора торгов и нарушением прав и законных интересов Тулупова С.Б., антимонопольный орган принял обоснованное решение о выдаче предписания совершить действия, направленные на устранение нарушений при организации торгов.
При изложенных выше обстоятельствах суды пришли к верному выводу о том, что оспариваемые решение и предписание Волгоградского УФАС России соответствуют положениям действующего законодательства и не нарушают права и законные интересы заявителей, в связи с чем правомерно отказали в удовлетворении заявленных требований.
Все доводы кассационной жалобы были исследованы в судах первой и апелляционной инстанций и получили надлежащую оценку в оспариваемых судебных актах.
Пределы рассмотрения дела в суде кассационной инстанции ограничены проверкой правильности применения судами норм материального и процессуального права, а также соответствия выводов о применении нормы права установленным по делу обстоятельствам (статья 286 АПК РФ).
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанций не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 27 марта 2023 года по делу N А12-22317/2022 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, установленном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса.
Председательствующий судья |
А.Д.Хлебников |
Судьи |
С.В.Мосунов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Отсутствие в информационном сообщении о проведении торгов полной информации о размере задатка, сроке и порядке его внесения, необходимых реквизитов счетов является безусловным нарушением порядка проведения торгов и норм Федерального закона N 178-ФЗ.
...
Согласно части 20 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" по результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися, нарушений порядка осуществления в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, являющихся субъектами градостроительных отношений, мероприятий по реализации проекта по строительству) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 настоящего Федерального закона."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 12 июля 2023 г. N Ф06-3812/23 по делу N А12-22317/2022