г. Саратов |
|
27 марта 2023 г. |
Дело N А12-22317/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 марта 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 27 марта 2023 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Веряскиной С.Г.,
судей Акимовой М.А., Степуры С.М.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Глебовой В.К.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Департамента муниципального имущества администрации Волгограда (400066, г. Волгоград, ул. Волгодонская, д. 16)
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 28 декабря 2022 года по делу N А12-22317/2022
по заявлениям Синицкого Антона Юрьевича (г. Волгоград) и Департамента муниципального имущества администрации Волгограда (400066, г. Волгоград, ул. Волгодонская, д. 16)
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области (400005, г. Волгоград, ул. 7-й Гвардейской дивизии, д. 12)
о признании незаконными решения и предписания,
заинтересованные лица: индивидуальный предприниматель Тулупов Сергей Борисович (ИНН 561003847550, ОГРНИП 317237500063491), акционерное общество "Сбербанк-Автоматизированная система торгов" (ИНН 7707308480, ОГРН 1027707000441),
при участии в судебном заседании:
представителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области Савинковой О.Л., действующей на основании доверенности от 09.01.2023,
без участия в судебном заседании представителей иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства,
УСТАНОВИЛ:
Синицкий Антон Юрьевич и Департамент муниципального имущества администрации Волгограда (далее - заявители) в рамках дел N А12-22317/2022 и N А12-22594/2022 обратились в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлениями о признании незаконными решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области (далее - Волгоградское УФАС России, антимонопольный орган, управление) от 19.05.2022 N 034/01/18.1-433/2022 и предписания от 19.05.2022 N 034/01/18.1-433/2022.
Определением Арбитражного суда Волгоградской области от 11.10.2022 данные дела на основании статьи 130 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) объединены в одно производство с присвоением общего номера А12-22317/2022.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 28.12.2022 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Департамент муниципального имущества администрации Волгограда, не согласившись с вынесенным судебным актом, обратился в апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.
Письменных отзывов в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) на апелляционные жалобы не представлено.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству и назначении дела к судебному разбирательству размещена в установленном порядке в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Определением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.02.2023 удовлетворено ходатайство Департамента муниципального имущества администрации Волгограда об участии в судебном заседании 14.03.2023 путем использования системы веб-конференции (онлайн-заседание).
Согласно части 1 статьи 153.2 АПК РФ лица, участвующие в деле, и иные участники арбитражного процесса могут участвовать в судебном заседании путем использования системы веб-конференции при условии заявления ими соответствующего ходатайства и при наличии в арбитражном суде технической возможности осуществления веб-конференции.
В судебном заседании 14.03.2023 представители Департамента муниципального имущества администрации Волгограда надлежащее подключение к судебному онлайн-заседанию не обеспечили (плохая пропускная способность изображения и звука).
В связи с этим и в целях предоставления возможности представителям департамента устранить технические неполадки и принять участие в судебном заседании судом в порядке статьи 163 АПК РФ был объявлен перерыв до 21.03.2023.
После перерыва в судебном заседании 21.03.2023 представители Департамента муниципального имущества администрации Волгограда надлежащее подключение к судебному онлайн-заседанию также не обеспечили (отсутствие звука на видео).
Таким образом, заявителю апелляционной жалобы была обеспечена возможность дистанционного участия в процессе, которая не в полной мере реализована по причинам, находящимся в сфере контроля данного лица, у апелляционного суда имелась возможность проведения веб-конференции, технические неполадки отсутствовали. Лицо, заявившее ходатайство о проведении онлайн-заседания, обязано нести бремя обеспечения со своей стороны технической возможности участия в нем. При этом представитель УФАС по Волгоградской области, заявивший ходатайство об участии в судебном заседании путем использования системы веб-конференции (онлайн-заседание), обеспечил надлежащее подключение к веб-конференции как 14.03.2023 года, так и после перерыва 21.03.2023 года.
В силу положений статьи 156 АПК РФ неявка в судебное заседание лиц, извещенных надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, не является препятствием для рассмотрения такой жалобы.
Кроме того, в апелляционной жалобе подробно изложена позиция стороны, требованиями лица, подающего жалобу, и основания, по которым лицо, подающее жалобу, обжалует решение. Новые доказательства, которые не были известны заявителю ходатайства, судом апелляционной инстанции не приобщались.
Личное участие в судебном заседании в здании Двенадцатого арбитражного апелляционного суда после перерыва представители департамента также не обеспечили.
Доказательств наличия объективных препятствий в осуществлении действий, необходимых для участия в процессе (судебной защиты), суду не представлено.
Принимая во внимание вышеизложенные обстоятельства, наличие сведений о надлежащем извещении лиц, участвующих в деле, о времени и месте судебного заседания, учитывая необходимость соблюдения срока рассмотрения апелляционной жалобы, обеспечения осуществления судопроизводства своевременно и в разумные сроки, наличие возможности представления дополнительных документов в обоснование позиции по делу через электронный сервис "Мой Арбитр", доступный участникам арбитражных процессов в постоянном режиме, основываясь на положениях статьи 156 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отложения рассмотрения апелляционной жалобы и посчитал возможным рассмотреть апелляционную жалобу в назначенном судебном заседании.
Представитель управления в судебном заседании возражал против удовлетворения требований апелляционной жалобы.
В соответствии с частью 3 статьи 156 АПК РФ суд рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие представителей иных лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте проведения судебного заседания.
Исследовав материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда первой инстанции не подлежит отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 12.05.2022 в Волгоградское УФАС России поступила жалоба Тулупова С.Б. на действия организатора торгов - Департамента муниципального имущества администрации Волгограда при организации продажи объектов муниципального имущества: нежилого помещения площадью 59,7 кв.м (мансарда), кадастровый номер 34:34:040025:1487, расположенного по адресу: г. Волгоград, Центральный район, ул. Советская, д. 28; нежилого помещения площадью 35,1 кв.м (мансарда), кадастровый номер 34:34:040025:1486, расположенного по адресу: г. Волгоград, Центральный район, ул. Советская, д. 28 (лот N 4, лот N 5) (извещение N 21000003300000000015).
В обоснование доводов жалобы Тулупов С.Б. указал на необоснованный отказ в участии в торгах в связи с не поступлением задатка, который был уплачен в надлежащие сроки, указанные в извещении, отсутствие утвержденной формы заявки, неправильное установление даты проведения торгов.
Решением Волгоградского УФАС России от 19.05.2022 N 034/01/18.1-433/2022 жалоба Тулупова С.Б. признана обоснованной, Департамент муниципального имущества администрации Волгограда признан нарушившим подпункт 7 пункта 3 статьи 15 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" (далее - Федеральный закон N 178-ФЗ).
На основании указанного решения организатору торгов выдано предписание от 19.05.2022 N 034/01/18.1-433/2022 об аннулировании торгов.
Не согласившись с указанными решением и предписанием антимонопольного органа, Синицкий А.Ю. и департамент обратились в арбитражный суд с заявлениями о признании их недействительными.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что оспариваемые решение и предписание управления соответствуют положениям действующего законодательства и не нарушают права и законные интересы заявителей.
Апелляционный суд считает выводы суда первой инстанции законными и обоснованными, основанными на правильном применении норм материального и процессуального права и соответствующими обстоятельствам дела в силу следующего.
Материалами дела установлено, что информационное сообщение N 21-74 о проведении департаментом аукционных торгов в электронной форме по продаже объектов муниципального имущества размещено на официальном сайте www.torgi.gov.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (извещение N 21000003300000000015), на электронной площадке - универсальная торговая платформа АО "Сбербанк-АСТ" на сайте http://utp.sberbank-ask.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (торговая секция "Приватизация, аренда и продажа прав", извещение N SBR012-2204060071).
Дата начала приема заявок на участие в продаже в электронной форме - 08 ч. 30 мин., дата окончания приема заявок на участие в продаже без объявления цены в электронной форме - 11.05.2022 17 ч. 30 мин., начало проведения торгов 13.05.2022 10 ч. 00 мин.
Согласно протоколу от 12.05.2022 N 21-74 приема заявок и признания несостоявшимся электронного аукциона по продаже объектов муниципального имущества, объявленного в соответствии с информационным сообщением N 21-74 от 06.04.2022 по лоту N 4, было подано две заявки: от Синицкого А.Ю. и от Тулупова С.Б. Синицкий А.Ю. допущен к участию, Тулупову С.Б. отказано в признании участником на основании пункта 8 статьи 18 Федерального закона N 178-ФЗ, поскольку не подтверждено поступление задатка (пп. 3.2.7.1 п. 3.2.7 раздела 3 Регламента торговой секции "Приватизация, аренда и продажа прав" (УТП АО "Сбербанк-АСТ" от 08.02.2022 - Оператором электронной площадки предоставлена информация о не поступлении задатка в установленный срок).
В соответствии со статьей 447 ГК РФ, пунктом 3 статьи 18 Федерального закона N 178-ФЗ в связи с подачей одной заявки продажа по лоту N 4 признана несостоявшейся.
Согласно протоколу от 12.05.2022 N 21-74/2 приема заявок и признания несостоявшимся электронного аукциона по продаже объектов муниципального имущества, объявленного в соответствии с информационным сообщением N 21-74 от 06.04.2022 по лоту N 5, было подано четыре заявки: от Петраковой Я.В., от Синицкого А.Ю., от Ефремовой О.Г., от Тулупова С.Б. Участники Синицкий А.Ю., Ефремова О.Г. допущены к участию, Петраковой Я.В., Тулупову С.Б. отказано в признании участниками на основании пункта 8 статьи 18 Федерального закона 178-ФЗ, поскольку не подтверждено поступление задатка (пп. 3.2.7.1 п. 3.2.7 раздела 3 Регламента торговой секции "Приватизация, аренда и продажа прав" (УТП АО "Сбербанк-АСТ" от 08.02.2022 - Оператором электронной площадки предоставлена информация о не поступлении задатка в установленный срок).
Согласно протоколу от 13.05.2022 N 21-74/3-5 об итогах аукционных торгов в электронной форме по лоту N 5 победителем признан Синицкий А.Ю.
Статьями 18, 32.1 Федерального закона N 178-ФЗ регламентирован порядок продажи государственного или муниципального имущества посредством аукциона в электронной форме.
В соответствии с подпунктом 7 пункта 3 статьи 15 Федерального закона N 178-ФЗ информационное сообщение о продаже государственного или муниципального имущества должно содержать сведения о размере задатка, сроке и порядке его внесения, необходимые реквизиты счетов.
Согласно пункту 14 статьи 32.1 Закона о приватизации порядок организации и проведения продажи в электронной форме устанавливается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 27.08.2012 N 860 утверждено Положение об организации и проведении продажи государственного или муниципального имущества в электронной форме.
Пунктом 14 указанного Положения предусмотрено, что информационное сообщение о проведении аукциона, конкурса, продажи имущества посредством публичного предложения наряду со сведениями, предусмотренными Федеральным законом о приватизации, должно содержать условия о размере задатка, сроке и порядке его внесения, назначении платежа, порядке возвращения задатка, реквизиты счета, а также указание на то, что такие условия являются условиями публичной оферты в соответствии со статьей 437 Гражданского кодекса Российской Федерации. Подача претендентом заявки и перечисление задатка на счет являются акцептом такой оферты, и договор о задатке считается заключенным в установленном порядке.
В рассматриваемом случае в пункте 5.3 информационного сообщения указано, что платежи по перечислению задатка для участия в торгах и порядок возврата задатка осуществляются в соответствии с Регламентом электронной площадки.
Реквизиты счета для перечисления задатка размещены на официальном сайте ГИС ТОРГИ https://torgi.gov.ru/new/public/lots/reg в разделе "Сведения о лоте".
В разделе "Сведения о лоте" также содержится информация, что задаток для участия в аукционе вносится в порядке, установленном Регламентом электронной площадки. Срок внесения задатка: не позднее 11.05.2022.
Тулуповым С.Б. осуществлено внесение задатка по лоту N 4 11.05.2022 в 12 ч. 54 мин., по лоту N 5 11.05.2022 в 10 ч. 46 мин.
Согласно письму электронной площадки АО "Сбербанк-АСТ" от 18.05.2022 N 1834 на счет оператора поступили денежные средства от пользователя Тулупова С.Б. 11.05.2022 в 19 ч. 25 мин. и 19 ч. 49 мин. Зачисление денежных средств на лицевые счета пользователей осуществляется в течение часа в период с 10 ч. 00 мин. по 18 ч. 00 мин. В случае если денежные средства были получены после 18 ч. 00 мин. предыдущего рабочего дня, то оператор обязан зачислить такие денежные средства не позднее 11 ч. 00 мин. текущего рабочего дня. Денежные средства были зачислены на лицевой счет Тулупова С.Б. 12.05.2022 в 09 ч. 47 мин.
На сайте электронной площадки размещены инструкции по работе в торговой секции "Приватизация, аренда и продажа прав", где в инструкции по работе со счетами указано, что срок зачисление денежных средств на лицевой счет пользователя на УТП - от 1 до 3 рабочих дней со дня перечисления денежных средств.
На сайте электронной площадки торговой в секции "Приватизация, аренда и продажа прав" по адресу https://utp.sberbank-ast.rU/AP/l:iotice/1027/Instmctions содержится Регламент торговой секции "Приватизация, аренда и продажа прав" в редакции, вступившей в силу 01.05.2022, не подлежащий применению к продаже, объявленной 07.04.2022.
Факт размещения регламента в редакции, вступившей в силу 01.05.2022, департаментом не отрицался при рассмотрении жалобы в управлении и при рассмотрении дела в суде первой инстанции.
В Регламенте торговой секции "Приватизация, аренда и продажа прав" в редакции от 15.02.2022, действовавшей в момент объявления продажи, в п. 3.2.7.1 указано, что в случае подачи заявки на участие в торгах, проводимых в соответствии с Федеральным законом N 178-ФЗ и Постановлением Правительства РФ от 27.08.2012 N 860 в форме аукциона, публичного предложения, конкурса, денежные средства в сумме задатка должны быть зачислены на лицевой счет претендента на УТП не позднее 00 часов 00 минут (время московское) дня определения участников торгов, указанного в извещении. Оператор программными средствами осуществляет блокирование денежных средств в сумме задатка в момент подачи заявки на участие (при их наличии на лицевом счете претендента на УТП).
В случае, если на момент подачи заявки на участие на лицевом счете претендента не оказывается достаточной для блокированная суммы денежных средств, претендент после подачи заявки на участие, но не позднее 00 часов 00 минут (время московское) дня определения участников торгов, должен обеспечить наличие денежных средств в размере задатка на своем лицевом счете на УТП и самостоятельно посредством штатного интерфейса торговой секции произвести блокирование денежных средств. Если претендентом самостоятельно не произведено блокирование денежных средств (при их наличии на лицевом счете), то в 00 часов 00 минут (время московское) дня определения участников, указанного в извещении, блокирование задатка осуществляет оператор. Если денежных средств на лицевом счете претендента недостаточно для осуществления операции блокирования, то в день определения участников организатору торгов направляется информация о не поступлении оператору задатка от такого претендента.
В рассматриваемом случае информационное сообщение содержит противоречия в части внесения задатка: срок окончания подачи заявок ограничен 17 час. 30 мин. 11.05.2022, тогда как срок внесения задатка - не позднее 11.05.2022, без ограничения по времени и указания на крайний срок его внесения на счет, указанный в извещении, и поступления на лицевой счет претендента, что не позволяет сделать однозначного вывода о сроках его поступления на счет.
Организатор заведомо обладал информацией об условиях внесения задатка на счет претендента с учетом, в том числе установленных в инструкции условий зачисления денежных средств на лицевой счет пользователя на УТП (от 1 до 3 рабочих дней со дня перечисления денежных средств), но не указал в информационном сообщении информацию о сроке порядке внесения задатка, в том числе с учетом выходных дней, установленных в мае 2022 года.
Таким образом, информационное сообщение не соответствует требованиям подпункта 7 пункта 3 статьи 15 Федерального закона N 178-ФЗ.
Как правомерно отмечено судом первой инстанции, прием заявок начался 07.04.2022 и осуществлялся до 11.05.2022. Прием заявок закончился 11.05.2022.
Вместе с тем, с учетом выходных дней 7, 8, 9, 10 мая 2022 года установление даты рассмотрения заявок и признания претендентов участниками аукциона - 12.05.2022, без указания времени поступления задатка на счет претендента до 00 ч. 00 мин. создало условия, в том числе помешавшие потенциальным участникам продажи принять участие в аукционе.
Отсутствие в информационном сообщении о проведении торгов полной информации о размере задатка, сроке и порядке его внесения, необходимых реквизитов счетов является безусловным нарушением порядка проведения торгов и норм Федерального закона N 178-ФЗ.
Доводы апелляционной жалобы департамента сводятся к тому, что по смыслу пункта 3 статьи 15 Федерального закона N 178-ФЗ под сведениями понимается любая форма предоставления информации, в том числе и размещение ссылки на документ. Ссылка на Регламент торговой секции позволяла достоверно установить порядок внесения денежных средств в качестве задатка. Организатором торгов нарушений не допущено, регламент по существу не изменился, а Тулупов С.Б. зарегистрирован в системе электронных торгов намного ранее, ввиду чего знал о порядке внесения задатка.
Суд апелляционной инстанции не принимает приведенные доводы по вышеуказанным основаниям.
При размещении сообщения о торгах департамент указал лишь ссылку на регламент электронной площадки в части указания реквизитов и сроков внесения задатка, при этом регламент был изменен, то есть был указан недействующий регламент, что вызвало разночтение в части внесения срока задатка и послужило к неверному толкованию условий проведения торгов, фактическому недопущению Тулупова С.Б.
Согласно части 20 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" по результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися, нарушений порядка осуществления в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, являющихся субъектами градостроительных отношений, мероприятий по реализации проекта по строительству) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 настоящего Федерального закона.
В ходе рассмотрения жалобы было установлено наличие нарушения порядка организации торгов. Выявленные нарушения порядка организации торгов повлияли на результаты торгов (на формирование стоимости реализованного имущества и на определение победителя торгов).
В связи с выявленными нарушениями порядка организации торгов в действиях организатора торгов и нарушением прав и законных интересов Тулупова С.Б., антимонопольный орган принял обоснованное решение о выдаче предписания совершить действия, направленные на устранение нарушений при организации торгов.
Аналогичная позиция изложена в постановлении Арбитражного суда Поволжского округа от 24.01.2022 по делу N А12-13419/2021.
В соответствии с положениями части 3 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, соответствует закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
При изложенных выше обстоятельствах суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что оспариваемые решение и предписание Волгоградского УФАС России соответствуют положениям действующего законодательства и не нарушают права и законные интересы заявителей, в связи с чем правомерно отказал в удовлетворении заявленных требований.
Доводы апелляционной жалобы Департамента муниципального имущества администрации Волгограда сводятся к иной оценке обстоятельств спора и норм законодательства, что не свидетельствует об ошибочности выводов суда первой инстанции и неправильном применении норм материального права.
На основании изложенного апелляционная инстанция считает, что по делу принято законное и обоснованное решение, оснований для отмены которого не имеется. Выводы суда по данному делу основаны на установленных обстоятельствах и имеющихся в деле доказательствах при правильном применении норм материального и процессуального права. Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не могут служить основанием для отмены принятого решения.
В соответствии с частью 1 статьи 177 АПК РФ постановление, выполненное в форме электронного документа, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения в установленном порядке в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 28 декабря 2022 года по делу N А12-22317/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
С.Г. Веряскина |
Судьи |
М.А. Акимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А12-22317/2022
Истец: ДЕПАРТАМЕНТ МУНИЦИПАЛЬНОГО ИМУЩЕСТВА АДМИНИСТРАЦИИ ВОЛГОГРАДА, Синицкий Антон Юрьевич
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: АО "Сбербанк-АСТ", Тулупов Сергей Борисовия, ДМИ Администрации Волгограда