г. Казань |
|
19 июля 2023 г. |
Дело N А55-11881/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 июля 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 19 июля 2023 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Хлебникова А.Д.,
судей Мосунова С.В., Ольховикова А.Н.,
при участии представителей:
ООО "Энергоинвестиции" - Бортникова С.П., доверенность от 24.05.2022,
в отсутствие:
иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Главы городского округа Самара на решение Арбитражного суда Самарской области от 09 ноября 2022 года и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 27 марта 2023 года
по делу N А55-11881/2022
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Энергоинвестиции" к Главе городского округа Самара, с участием в деле третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: Министерства строительства Самарской области, Администрации городского округа Самара, Департамента градостроительства городского округа Самара, общества с ограниченной ответственностью "Фирма "Респект", о признании незаконным ненормативного правового акта,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Энергоинвестиции" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным отказа Главы г.о. Самара (далее - заинтересованное лицо) в предоставлении муниципальной услуги, указанного в уведомлении N 38-Д05-03-01/1032 от 15.02.2022 по заявлению о выдаче разрешения на строительство здания бытового обслуживания (бани), расположенного по адресу: г. Самара, ул. Дачная, 2 на земельных участках с кадастровыми номерами 63:01:0521003:529, 63:01:0521003:785.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство строительства Самарской области, Администрация городского округа Самара, Департамент градостроительства городского округа Самара, общество с ограниченной ответственностью "Фирма "Респект".
Решением Арбитражного суда Самарской области от 09 ноября 2022 года заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 27 марта 2023 года решение оставлено без изменения.
Глава городского округа Самара, не согласившись с решением суда и постановлением апелляции, обратился в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит судебные акты отменить, и принять по делу новый судебный акт, отказав в удовлетворении требований общества в полном объеме.
Представитель общества с ограниченной ответственностью "Энергоинвестиции" в судебном заседании кассационной инстанции кассационную жалобу отклонил и просит судебные акты оставить без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения.
Иные лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о дате, времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на сайте Арбитражного суда Поволжского округа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", явку своих представителей в суд округа не обеспечили, что в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения кассационной жалобы в их отсутствие.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в порядке статей 274, 285, 286, 287 АПК РФ правильность применения судами норм материального и процессуального права при принятии обжалуемых судебных актов, а также соответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, исходя из доводов заявителя кассационной жалобы, суд округа приходит к следующему.
Как следует из материалов дела и установлено судами, Глава г.о. Самара письмом N 38-Д05-03-01/1032 от 15.02.2022 отказал ООО "Энергоинвестиции" в предоставлении муниципальной услуги по выдаче разрешения на строительство объекта капитального строительства "Здание бытового обслуживания (бани), расположенного по адресу: г.Самара, ул.Дачная, 2" на земельных участках с кадастровыми номерами 63:01:0521003:529, 63:01:0521003:785.
Посчитав отказ Главы г.о. Самара незаконным и необоснованным, ООО "Энергоинвестиции" обратилось в арбитражный суд с требованием о признании его незаконным.
Удовлетворяя заявленное требование суды первой и апелляционной инстанций, руководствуясь ч. 1 ст. 51, ч. 7 ст. 51, ч. 11 ст. 51, ч. 2.2 ст. 49, ч. 2 ст. 49, ч. 13 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ), пришли к выводу об отсутствии законных оснований для отказа обществу в выдаче разрешения на строительство объекта капитального строительства.
Суд кассационной инстанции, поддерживая выводы судов двух инстанций, исходит из норм материального права, указанных в судебных актах, и обстоятельств дела.
Часть 1 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) предусматривает, что разрешение на строительство представляет собой документ, который подтверждает соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом (за исключением случая, предусмотренного частью 1.1 настоящей статьи), проектом планировки территории и проектом межевания территории (за исключением случаев, если в соответствии с настоящим Кодексом подготовка проекта планировки территории и проекта межевания территории не требуется), при осуществлении строительства, реконструкции объекта капитального строительства, не являющегося линейным объектом (далее - требования к строительству, реконструкции объекта капитального строительства), или требованиям, установленным проектом планировки территории и проектом межевания территории, при осуществлении строительства, реконструкции линейного объекта (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), требованиям, установленным проектом планировки территории, в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта, для размещения которого не требуется образование земельного участка, а также допустимость размещения объекта капитального строительства на земельном участке в соответствии с разрешенным использованием такого земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации. Разрешение на строительство дает застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
Частью 7 статьи 51 ГрК РФ определен исчерпывающий перечень документов, которые прилагаются к заявлению, направляемому застройщиком в Администрацию города для получения разрешения на строительство объекта капитального строительства, при этом названной статьей установлен запрет требовать какие-либо иные документы для получения разрешения на строительство.
Согласно положениям части 11 статьи 51 ГрК РФ уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом" или Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос" в течение пяти рабочих дней со дня получения заявления о выдаче разрешения на строительство, за исключением случая, предусмотренного частью 11.1 настоящей статьи:
1) проводят проверку наличия документов, необходимых для принятия решения о выдаче разрешения на строительство;
2) проводят проверку соответствия проектной документации требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), требованиям, установленным проектом планировки территории в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта, для размещения которого не требуется образование земельного участка, а также допустимости размещения объекта капитального строительства в соответствии с разрешенным использованием земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации. В случае выдачи лицу разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции проводится проверка проектной документации на соответствие требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции;
3) выдают разрешение на строительство или отказывают в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа.
Перечень оснований для отказа в выдаче разрешения на строительства является исчерпывающим.
В обоснование отказа в выдаче разрешения на строительство в уведомлении N 38-Д05-03-01/1032 от 15.02.2022 Глава сослался на следующие обстоятельства:
- в нарушение частью 7 статьи 51 ГрК РФ не предоставлены результаты инженерных изысканий в полном объеме;
- не представлена экспертиза проектной документации на осуществление строительства в соответствии с частью 2.2 статьи 49 ГрК РФ,
- не представлен расчет максимального количества посетителей, подтверждающий невозможность одновременного пребывания в данном объекте 50 и более человек, относительно общей площади, а также площади зала проектируемого объекта;
- из представленной документации г.о. Самара не смог сделать однозначный вывод, что в проектируемом объекте отсутствует возможность нахождения одновременно 50 и более человек;
- из представленной документации г.о. Самара не смог установить, подлежит ли представленная проектная документация экспертизе и уполномочен ли Глава городского округа Самара на выдачу разрешения на строительство объекта капитального строительства;
- размещение объектов бытового обслуживания не относится к основным видам разрешенного использования земельных участков территориальной зоны ПК-1;
- стройгенплан разработан за границами земельного участка;
- земельные участки с кадастровыми номерами 63:01:0521003:529, 63:01:0521003:785, на которых планируется строительство, имеют вид разрешенного использования "занимаемый нежилым зданием (литера П) и прилегающей территорией", "занимаемый нежилым зданием (гаражом) с территорией, необходимой для его использования". Таким образом, планируемый объект капитального строительства не соответствует разрешенному использованию земельного участка, на котором предусматривается строительство.
Вместе с тем, судами установлено, что с заявлением на выдачу разрешения на строительство обществом была представлена документация о результатах инженерных изысканий в соответствии с правилами ГрК РФ и СНиП.
Как определено ч. 2.2 статьи 49 ГрК РФ испрашиваемое разрешение на строительство относится к объекту капитального строительства, который в соответствии с пунктами 4 и 5 части 2 статьи 49 ГрК РФ не относятся к объектам массового пребывания граждан и не требует экспертизы проектной документации на осуществление строительства.
Отклоняя ссылку заинтересованного лица на п. 7.10.1 Приказа МЧС России от 19.03.2020 N 194 "Об утверждении свода правил СП 1.13130 "Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы", суды указали, что данный пункт регламентирует не вопросы проведения экспертиз, а лишь необходимость определения параметров путей эвакуации.
Довод заинтересованного лица о том, что проектная документация объекта капитального строительства может подлежать экспертизе в соответствии с требованиями статьи 49 ГрК РФ, поскольку невозможно сделать однозначный вывод об отсутствии в проектируемом объекте возможности нахождения одновременно 50 и более человек отклонен судами первой и апелляционной инстанций со ссылкой на п.п. 4, 5 ст. 49 ГрК РФ, ч. 2.2 ст. 49 ГрК РФ, подп. 5.2.101 (21) Положения о Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2013 г. N 1038, приказ Минстроя РФ от 10 апреля 2020 года N 198/пр.
Судами отмечено, что проектом предусматривается проектирование "Здание бытового обслуживания (бани), расположенного по адресу: г.Самара, ул.Дачная, 2", одновременно предусмотрено присутствие в здании не более 49 человек. Обеденный зал рассчитан на пребывание 39 чел./смена, а в производственных помещениях предусматривается нахождение не более 10 чел.
Судами отклонены доводы заинтересованного лица о том, что размещение объектов бытового обслуживания не относится к основным видам разрешенного использования земельных участков территориальной зоны ПК-1, поскольку данный довод противоречит ГПЗУ, а также ПЗЗ, утвержденному Постановлением Самарской городской Думы от 26 апреля 2001 г. N 61, из которого следует, что в зоне ПК-1 к разрешенным видом использования, сопутствующим основным видам использования недвижимости относится размещение банно-оздоровительных комплексов.
В классификаторе видов разрешенного использования, утвержденном приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 10 ноября 2020 г. N П/0412 такие виды разрешенного использования как "занимаемый нежилым зданием (литера Г1) и прилегающей территорией", "занимаемый нежилым зданием (гаражом) с территорией, необходимой для его использования" не значится.
Напротив, классификатор указывает, что размещение объектов бытового обслуживания разрешено, в т.ч. бань (Код (числовое обозначение) вида разрешенного использования земельного участка 3.3).
В связи с изложенным, суды пришли к обоснованному выводу о том, что в уведомлении N 38-Д05-03-01/1032 от 15.02.2022 отсутствуют мотивированные основания для отказа, равно как не содержится какое-либо из указанных в пункте 21.1 статьи 51 Градостроительного кодекса оснований отказа в выдаче разрешения на строительство.
В качестве правовосстановительной меры в соответствии с пунктом 3 части 4 статьи 201 АПК РФ суд первой инстанции обоснованно обязал Главу г.о. Самара устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем рассмотрения по существу заявления общества о выдаче разрешения на строительство выдачи разрешения на строительство или направления мотивированного отказа в выдаче разрешения на строительство.
Материалы дела исследованы судами двух инстанций полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалованных судебных актах выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права. Оснований для отмены судебных актов по приведенным в кассационной жалобе доводам не имеется.
Несогласие заявителя с выводами судебных инстанций, основанными на оценке доказательств, равно как и иное толкование норм законодательства, подлежащих применению в настоящем деле, не свидетельствуют о наличии в принятом судебном акте существенных нарушений норм материального и (или) процессуального права, повлиявших на исход судебного разбирательства или допущенной судебной ошибки.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных в части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при рассмотрении дела не установлено.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 9 ноября 2022 года и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 27 марта 2023 года по делу N А55-11881/2022 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, установленном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса.
Председательствующий судья |
А.Д.Хлебников |
Судьи |
С.В.Мосунов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Довод заинтересованного лица о том, что проектная документация объекта капитального строительства может подлежать экспертизе в соответствии с требованиями статьи 49 ГрК РФ, поскольку невозможно сделать однозначный вывод об отсутствии в проектируемом объекте возможности нахождения одновременно 50 и более человек отклонен судами первой и апелляционной инстанций со ссылкой на п.п. 4, 5 ст. 49 ГрК РФ, ч. 2.2 ст. 49 ГрК РФ, подп. 5.2.101 (21) Положения о Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2013 г. N 1038, приказ Минстроя РФ от 10 апреля 2020 года N 198/пр.
...
В классификаторе видов разрешенного использования, утвержденном приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 10 ноября 2020 г. N П/0412 такие виды разрешенного использования как "занимаемый нежилым зданием (литера Г1) и прилегающей территорией", "занимаемый нежилым зданием (гаражом) с территорией, необходимой для его использования" не значится.
Напротив, классификатор указывает, что размещение объектов бытового обслуживания разрешено, в т.ч. бань (Код (числовое обозначение) вида разрешенного использования земельного участка 3.3).
В связи с изложенным, суды пришли к обоснованному выводу о том, что в уведомлении N 38-Д05-03-01/1032 от 15.02.2022 отсутствуют мотивированные основания для отказа, равно как не содержится какое-либо из указанных в пункте 21.1 статьи 51 Градостроительного кодекса оснований отказа в выдаче разрешения на строительство."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 19 июля 2023 г. N Ф06-5595/23 по делу N А55-11881/2022