г. Казань |
|
18 июля 2023 г. |
Дело N А65-29546/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 июля 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 18 июля 2023 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Хайруллиной Ф.В.,
судей Нафиковой Р.А., Галиуллина Э.Р.,
в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Август-Камское устье"
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 30.01.2023 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.03.2023
по делу N А65-29546/2022
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Август-Камское устье" к Исполнительному комитету Верхнеуслонского муниципального района Республики Татарстан о признании незаконными решений об отказе от заключения дополнительного соглашения о продлении срока договора аренды земельного участка, обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Август-Камское Устье" (далее - заявитель, общество "Август-Камское Устье", общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением, уточненным порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к Исполнительному комитету Верхнеуслонского муниципального района Республики Татарстан (далее -Исполком), о:
признании незаконным решения Исполкома об отказе от заключения дополнительного соглашения о продлении срока договора аренды земельного участка от 08.08.2022 N 071-2454, выразившегося в письмах от 14.09.2022 N исх.-4400, от 07.10.2022 N исх.-4920 и обязании Исполком в течение 10 календарных дней со дня вступления решения суда в законную силу, заключить с обществом дополнительное соглашение к договору аренды от 08.08.2022 N 071-2454 о продлении срока действия договора аренды по 07.08.2030;
признании незаконным решения Исполкома об отказе от заключения дополнительного соглашения о продлении срока договора аренды земельного участка от 05.08.2022 N 071-2453, выразившегося в письмах от 14.09.2022 N исх.-4400, от 07.10.2022 N исх.-4920 и обязании Исполком в течение 10 календарных дней со дня вступления решения суда в законную силу, заключить с обществом дополнительное соглашение к договору аренды от 08.08.2022 N 071-2453 о продлении срока действия договора аренды по 07.08.2030.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 30.01.2023, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.03.2023, в удовлетворении заявления отказано.
Общество "Август-Камское Устье", не согласившись с принятыми судебными актами, обратилось в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении его требований в полном объеме, считая, что неправильно применены нормы материального права.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом уведомленные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание явку своих представителей не обеспечили, кассационная жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в порядке, предусмотренном главой 35 АПК РФ по доводам, изложенным в кассационной жалобе
Как следует из материалов дела и установлено судами, общество "Август-Камское Устье" является арендатором муниципальных земельных участков с кадастровыми номерами 16:15:100201:829, расположенного по адресу: Республика Татарстан, Верхнеуслонский муниципальный район, Майданское сельское поселение, на землях общества с ограниченной ответственностью "Майдан" на основании договора аренды от 08.08.2022 N 071-2454 сроком по 07.08.2027, и 16:15:100201:828, расположенного по адресу: Республика Татарстан, Верхнеуслонский муниципальный район, Майданское сельское поселение на основании договора аренды от 05.08.2022 N 071-2453 сроком по 04.08.2027.
Арендатор, полагая, что в силу положений Федерального закона от 14.03.2022 N 58-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 58-ФЗ) он вправе требовать заключения дополнительных соглашений к договорам аренды земельных участков, предусматривающего увеличение срока действия договора аренды до 3 лет, обратился к ответчику с соответствующими заявлениями.
Письмом от 14.09.2022 N исх-4400 ответчик сообщил арендатору об отсутствии информации о выявленных в рамках государственного земельного надзора и неустраненных нарушениях законодательства при использовании запрашиваемых земельных участков, а также о нецелесообразности продления договоров аренды.
30.09.2022 заявитель повторно обратился в адрес ответчика с заявлением о продлении срока действия договоров аренды.
07.10.2022 ответчик повторно письмом за N исх-4920 отказал в продлении договоров аренды.
Общество "Август-Камское Устье", посчитав, что отказы Исполкома в заключении дополнительного соглашения к договорам аренды о продлении срока их действия, являются неправомерными и нарушающими его права и законные интересы в сфере предпринимательской и экономической деятельности, обратилось в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что Исполком доказал законность оспариваемого отказа, а заявитель не подтвердил факт нарушения своих прав и законных интересов при осуществлении им предпринимательской деятельности.
Суд апелляционной инстанции выводы суда первой инстанции поддержал в полном объеме.
Изучив материалы дела, суд округа оснований для отмены состоявшихся по делу судебных актов по доводам кассационной жалобы не усматривает.
В силу части 1 статьи 198, статей 200, 201 АПК РФ, а также разъяснений, содержащихся в пункте 6 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо установить наличие двух условий: несоответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решения и действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушения указанными ненормативными правовыми актами, действиями (бездействием) прав и охраняемых законом интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Положениями части 1 статьи 65 и части 5 статьи 200 АПК РФ предусмотрена обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Пунктом 3 статьи 3 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) установлено, что имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным, лесным, водным законодательством, законодательством о недрах, об охране окружающей среды, специальными федеральными законами.
В соответствии со статьей 606 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.
Договор аренды заключается на срок, определенный договором (часть 1 статьи 610 ГК РФ).
Согласно пункту 3 статьи 39.6 ЗК РФ граждане и юридические лица, являющиеся арендаторами находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, имеют право на заключение нового договора аренды таких земельных участков без проведения торгов в следующих случаях: 1) земельный участок предоставлен гражданину или юридическому лицу в аренду без проведения торгов (за исключением случаев, предусмотренных пунктом 13, 14 или 20 статьи 39.12 кодекса); 2) земельный участок предоставлен гражданину на аукционе для ведения садоводства для собственных нужд.
В соответствии с пунктом 4 статьи 39.6 ЗК РФ гражданин, юридическое лицо, являющиеся арендаторами земельного участка, имеют право на заключение нового договора аренды в указанных в пункте 3 случаях при наличии в совокупности следующих условий: 1) заявление о заключении нового договора аренды такого земельного участка подано этим гражданином или этим юридическим лицом до дня истечения срока действия ранее заключенного договора аренды земельного участка; 2) исключительным правом на приобретение такого земельного участка в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами, не обладает иное лицо; 3) ранее заключенный договор аренды такого земельного участка не был расторгнут с этим гражданином или этим юридическим лицом по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2 статьи 46 кодекса; 4) на момент заключения нового договора аренды такого земельного участка имеются предусмотренные подпунктами 1 - 30 пункта 2 этой статьи основания для предоставления без проведения торгов земельного участка, договор аренды которого был заключен без проведения торгов.
Пунктом 15 статьи 39.8 ЗК РФ закреплено, что арендатор земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, не имеет преимущественного права на заключение на новый срок договора аренды такого земельного участка без проведения торгов.
Между тем, в целях обеспечения устойчивого развития экономики Законом N 58-ФЗ введены дополнительные меры, направленные на поддержку арендаторов земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
В соответствии с частью 3 статьи 8 Закона N 58-ФЗ, до 01.03.2023 арендатор земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, вправе потребовать от арендодателя заключения дополнительного соглашения к договору аренды такого земельного участка, предусматривающего увеличение срока действия данного договора аренды, независимо от оснований заключения данного договора аренды, наличия или отсутствия задолженности по арендной плате при условии, что:
1) на дату обращения арендатора с указанным требованием срок действия договора аренды земельного участка не истек либо арендодателем не заявлено в суд требование о расторжении данного договора аренды;
2) на дату обращения арендатора с указанным требованием у уполномоченного органа отсутствует информация о выявленных в рамках государственного земельного надзора и неустраненных нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании такого земельного участка.
Частью 4 статьи 8 Закона N 58-ФЗ предусмотрено, что срок, на который увеличивается срок действия договора аренды земельного участка в соответствии с дополнительным соглашением, указанным в части 3 настоящей статьи, не может превышать 3 года. При этом положения пункта 8 статьи 39.8 ЗК РФ не применяются.
Арендодатель обязан без проведения торгов заключить соглашение, указанное в части 3 настоящей статьи, в срок не позднее 5 рабочих дней со дня обращения арендатора с требованием о его заключении (часть 5 статьи 8 Закона N 58-ФЗ).
Таким образом, арендатор земельного участка, заключивший договор аренды до принятия указанного Закона и надлежащим образом использующий земельный участок, в целях сохранения стабильных арендных отношений получил право на их продление без проведения торгов в упрощенном порядке при условии обращения с соответствующим заявлением до истечения срока действия договора.
Как установлено судами первой и апелляционной инстанций, по результатам рассмотрения заявлений о предоставлении в аренду земельного участка с разрешенным видом использования - выращивание зерновых и иных сельскохозяйственных культур, и результатам проведенных публичных процедур Исполкомом изданы постановления от 01.08.2022 N 793 и от 02.08.2022 N 798 о предоставлении заявителю земельных участков площадью 770 218 кв.м. с кадастровым номером 16:15:100201:829 и площадью 326 240 кв.м. с кадастровым номером 16:15:100201:828 в аренду сроком на 5 лет из земель сельскохозяйственного назначения Майданского сельского поселения Верхнеуслонского муниципального района.
Во исполнение указанных постановлений с заявителем заключены договор аренды от 05.08.2022 N 071-2453 в отношении земельного участка с кадастровым номером 16:15:100201:828 и договор аренды от 08.08.2022 N 071-2454 в отношении земельного участка с кадастровым номером 16:15:100201:829.
Таким образом, договоры аренды земельных участков заключены с арендатором в августе 2022 года, а уже в сентябре 2022 года (08.09.2022), т.е. спустя месяц после их заключения, общество обратилось с заявлением об их продлении.
Из пояснительной записки к проекту Федерального закона N 84938-8 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (впоследствии ставшего Законом N 58-ФЗ) следует, что подготовка указанного законопроекта обусловлена необходимостью реализации комплекса мер социально-экономического характера в отношении граждан Российской Федерации и юридических лиц в целях защиты национальных интересов Российской Федерации в связи с недружественными действиями иностранных государств и международных организаций. Законопроектом в 2022 году предусматриваются механизм пролонгации договоров аренды земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, и право уполномоченных органов принимать решения об определении льготного размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной и муниципальной собственности.
Законом N 58-ФЗ Федеральный закон от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" дополнен статьей 20, согласно которой особенности регулирования земельных отношений в 2022 году устанавливаются федеральными законами (статья 2).
В статье 8 Закона N 58-ФЗ установлены особенности предоставления в 2022 году земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, а также возможность установления в 2022 году льготной арендной платы (части 1 и 2).
В соответствии с частью 3 статьи 8 Закона N 58-ФЗ до 01.03.2023 арендатор земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, вправе потребовать от арендодателя заключения дополнительного соглашения к договору аренды такого земельного участка, предусматривающего увеличение срока действия данного договора аренды, независимо от оснований заключения данного договора аренды, наличия или отсутствия задолженности по арендной плате при условии, что:
1) на дату обращения арендатора с указанным требованием срок действия договора аренды земельного участка не истек либо арендодателем не заявлено в суд требование о расторжении данного договора аренды;
2) на дату обращения арендатора с указанным требованием у уполномоченного органа отсутствует информация о выявленных в рамках государственного земельного надзора и неустраненных нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании такого земельного участка.
В силу части 4 статьи 8 Закона N 58-ФЗ срок, на который увеличивается срок действия договора аренды земельного участка в соответствии с дополнительным соглашением, указанным в части 3 названной статьи, не может превышать три года, при этом положения пункта 8 статьи 39.8 ЗК РФ не применяются.
Поэтому суды верно исходили из того, что целью части 3 статьи 8 Закона N 58-ФЗ, является предоставление арендаторам, у которых в ближайшее время истекает срок действия договора аренды, возможности продлить его ввиду необходимости реализации мер социально-экономического характера в отношении граждан Российской Федерации и российских юридических лиц в условиях санкционной политики, обеспечивая тем самым возможность продолжать использовать земельный участок, договор аренды по которому истекает в 2022 году, и исключения вероятности в ближайшее время поиска новых земельных участков для осуществления своей деятельности.
В этой связи данное законоположение не может быть распространено на вновь возникшие, после принятия указанной выше нормы закона, отношения, поскольку не будет соблюдено условие о добросовестности лица, использующего земельные участки в целях сельскохозяйственного производства, в силу того, что арендатор не успел еще приступить к использованию земельных участков.
Кроме этого, судебная коллегия считает, что в настоящем случае, из условий договора аренды следует, что земельные участки предоставлены обществу в целях выращивания зерновых и иных сельскохозяйственных культур и могут использоваться им в указанных целях сроком до 04.07.2027 и 07.08.2027 соответственно; указанная деятельность осуществляется обществом и в настоящее время, о наличии препятствий в использовании земель сельскохозяйственного назначения в заявленных целях по причине введения санкций против Российской Федерации обществом не заявлено. Поэтому отсутствуют основания полагать, что увеличение срока действия Договора, при том что срок действия договора истекает в конце 2027 года, является для общества необходимой мерой по смыслу Закона N 58-ФЗ.
Таким образом, суды первой и апелляционной инстанций правомерно пришли к выводу о том, что права и законные интересы заявителя оспариваемым решением не нарушены и не могут быть нарушены, исходя из положений земельного законодательства и фактических обстоятельств дела, в силу наличия преимущественного права на продление договора аренды в порядке, установленном ЗК РФ по истечении 5 летнего срока действия договора.
Также судами верно отмечено, что сама по себе заинтересованность заявителя в заключении дополнительного соглашения к договору аренды земельного участка не может служить доказательством нарушения его прав в сфере предпринимательской и экономической деятельности.
Учитывая, что по своему юридическому смыслу норма статьи 8 Закона N 58-ФЗ направлена на продление арендных отношений именно по действующим договорам на дату принятия указанной нормы, судом сделан правильный вывод, что доводы заявителя о том, что продление срока аренды земельных участков позволило бы внести правовую определенность и стабильность в существующие арендные отношения, не может быть принят во внимание, как приведенный без учета действующего правового регулирования в области гражданских и земельных правоотношений.
При таких обстоятельствах, суды правомерно отказали в удовлетворении заявленных требований.
В целом доводы кассационной жалобы, аналогичны ранее заявленным доводам апелляционной жалобы общества, которые были предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции, им дана надлежащая правовая оценка, основания для ее непринятия у суда кассационной инстанции отсутствуют. Указанные доводы направлены на переоценку установленных судами фактических обстоятельств дела и принятых доказательств, что недопустимо в силу требований, предусмотренных статьей 286 АПК РФ.
Несогласие заявителя жалобы с выводами судов не свидетельствует о нарушении норм материального и процессуального права.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ основанием для отмены судебных актов в любом случае, судом кассационной инстанции не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 30.01.2023 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.03.2023 по делу N А65-29546/2022 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные статьями 291.1., 291.2. Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Ф.В. Хайруллина |
Судьи |
Р.А. Нафикова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу части 4 статьи 8 Закона N 58-ФЗ срок, на который увеличивается срок действия договора аренды земельного участка в соответствии с дополнительным соглашением, указанным в части 3 названной статьи, не может превышать три года, при этом положения пункта 8 статьи 39.8 ЗК РФ не применяются.
Поэтому суды верно исходили из того, что целью части 3 статьи 8 Закона N 58-ФЗ, является предоставление арендаторам, у которых в ближайшее время истекает срок действия договора аренды, возможности продлить его ввиду необходимости реализации мер социально-экономического характера в отношении граждан Российской Федерации и российских юридических лиц в условиях санкционной политики, обеспечивая тем самым возможность продолжать использовать земельный участок, договор аренды по которому истекает в 2022 году, и исключения вероятности в ближайшее время поиска новых земельных участков для осуществления своей деятельности.
В этой связи данное законоположение не может быть распространено на вновь возникшие, после принятия указанной выше нормы закона, отношения, поскольку не будет соблюдено условие о добросовестности лица, использующего земельные участки в целях сельскохозяйственного производства, в силу того, что арендатор не успел еще приступить к использованию земельных участков.
Кроме этого, судебная коллегия считает, что в настоящем случае, из условий договора аренды следует, что земельные участки предоставлены обществу в целях выращивания зерновых и иных сельскохозяйственных культур и могут использоваться им в указанных целях сроком до 04.07.2027 и 07.08.2027 соответственно; указанная деятельность осуществляется обществом и в настоящее время, о наличии препятствий в использовании земель сельскохозяйственного назначения в заявленных целях по причине введения санкций против Российской Федерации обществом не заявлено. Поэтому отсутствуют основания полагать, что увеличение срока действия Договора, при том что срок действия договора истекает в конце 2027 года, является для общества необходимой мерой по смыслу Закона N 58-ФЗ.
...
Учитывая, что по своему юридическому смыслу норма статьи 8 Закона N 58-ФЗ направлена на продление арендных отношений именно по действующим договорам на дату принятия указанной нормы, судом сделан правильный вывод, что доводы заявителя о том, что продление срока аренды земельных участков позволило бы внести правовую определенность и стабильность в существующие арендные отношения, не может быть принят во внимание, как приведенный без учета действующего правового регулирования в области гражданских и земельных правоотношений."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 18 июля 2023 г. N Ф06-3908/23 по делу N А65-29546/2022