г. Казань |
|
14 августа 2023 г. |
Дело N А55-10451/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 августа 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 14 августа 2023 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Федоровой Т.Н.,
судей Махмутовой Г.Н., Хисамова А.Х.,
при участии представителя:
истца - Мацук Н.В., доверенность от 14.11.2022 N 165,
в отсутствие ответчика, извещенного надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Легенда"
на решение Арбитражного суда Самарской области от 26.01.2023 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.04.2023 по делу N А55-10451/2022
по иску общества с ограниченной ответственностью "ЭкоСтройРесурс" (ИНН 6316186232, ОГРН 1136316004747) к обществу с ограниченной ответственностью "Легенда" (ИНН 6316267925, ОГРН 1206300054180) о взыскании долга по договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "ЭкоСтройРесурс" (далее - ООО "ЭкоСтройРесурс", истец) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с исковым заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к обществу с ограниченной ответственностью "Легенда" (далее - ООО "Легенда", ответчик) о взыскании 82 666 руб. 88 коп. долга за оказанные услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами (ТКО) за период с 08.06.2021 по 30.06.2021, 17 821 руб. 07 коп. неустойки.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 26.01.2023, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.04.2023, иск удовлетворен в полном объеме.
Не согласившись с принятыми судебными актами, ООО "Легенда" обратилось в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать, ссылаясь на отсутствие договорных отношений, отсутствие площадки ТКО, наличие решения собственников о переходе на прямые договоры с ресурсоснабжающими организациями.
В судебном заседании 18.07.2023 был объявлен перерыв до 09 часов 00 минут 25.07.2023.
Определением Арбитражного суда Поволжского округа от 25.07.2023 рассмотрение жалобы отложено на 09 часов 00 минут 09.08.2023.
Определением Арбитражного суда Поволжского округа произведена замена судьи Арукаевой И.В. в связи с пребыванием в очередном отпуске на судью Хисамова А.Х.
Проверив законность обжалуемых судебных актов в соответствии со статьей 286 АПК РФ, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав представителя истца в судебном заседании, судебная коллегия считает принятые судебные акты подлежащими изменению в части взыскания неустойки и распределения судебных расходов, а в остальной части - оставлению без изменения по следующим основаниям.
Как установлено судами первой и апелляционной инстанций и подтверждается материалами дела, с 01.01.2019 деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению твердых ТКО на территории Самарской области осуществляется региональным оператором.
Статус регионального оператора по обращению с ТКО на территории Самарской области присвоен ООО "ЭкоСтройРесурс" по результатам конкурсного отбора и впоследствии заключенного с Министерством энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области Соглашения об осуществлении деятельности регионального оператора по обращению с ТКО на всей территории Самарской области от 01.11.2018.
Как признано судами, между ООО "Легенда" (потребитель) и региональным оператором заключен договор на оказание услуг по обращению с ТКО от 16.07.2021 ТКО N 510/УО (далее - договор) на условиях типового договора.
При заключении договора на оказание услуг по обращению с ТКО применяются Правила обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 (далее - Правила N 1156).
Пунктом 8 (1) Правил N 1156 предусмотрено, что региональный оператор заключает договоры на оказание услуг по обращению с ТКО в порядке, установленном настоящим разделом, в отношении ТКО, образующихся в жилых помещениях в многоквартирных домах (МКД) (кроме случаев, предусмотренных частями 1 и 9 статьи 157.2 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), при которых договор на оказание услуг по обращению с ТКО заключается в соответствии с жилищным законодательством РФ), - с лицом, осуществляющим управление МКД.
Договор о предоставлении услуг по обращению с ТКО является договором возмездного оказания услуг.
Обязанность заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО потребителями ТКО с региональным оператором и оплаты соответствующих услуг предусмотрена статьями 24.6 и 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) и пунктом 4 Правил N 1156.
Согласно пункту 6 договора под расчетным периодом понимается один календарный месяц. Оплата услуг по договору осуществляется по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.
Приказом Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области от 18.12.2018 N 846, а также приказами Департамента ценового и тарифного регулирования Самарской области от 28.03.2019 N 95, от 19.12.2019 N 781, от 18.12.2020 N 830 утвержден предельный тариф на услугу регионального оператора по обращению с ТКО на 2019 г. - 2021 г. в размере 598,16 руб./куб. м (с учетом НДС).
В соответствии с пунктом 18 договора стороны производят учет объема (массы) ТКО в соответствии с Правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденными постановлением Правительства РФ от 03.06.2016 N 505, следующим способом: расчетным путем исходя из норматива накопления.
Согласно Приложению N 1 к договору стоимость услуг в месяц составляет 107 826,37 руб.
На основании приказа Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области от 19.12.2016 N 804 "Об утверждении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Самарской области" (далее - Приказ N 804) норматив накопления ТКО составляет 0,091 м3/год на 1 кв. м. общей площади жилых помещений.
Задолженность ответчика перед истцом по договору за период с 08.06.2021 по 30.06.2021 за 23 дня составила 3594,2123 х 23 дня = 82 666 руб. 88 коп.
В соответствии с пунктом 7 договора потребитель оплачивает услуги по обращению с ТКО ежемесячно до 10-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором была оказана услуга по обращению с ТКО.
Как указал истец, услуги по обращению с ТКО были оказаны региональным оператором надлежащим образом, в адрес потребителя был выставлен УПД от 16.07.2021 N УО07-000016 на оплату услуг.
Потребителем не предоставлено надлежащих доказательств, подтверждающих оказание региональным оператором услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими допустимую продолжительность.
Пунктом 9 постановления Правительства РФ от 12.11.2016 N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. N 641" установлено, что потребители осуществляют складирование ТКО в местах (площадках) накопления ТКО, определенных договором на оказание услуг по обращению с ТКО, в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами.
Как указал истец, площадка на территории ответчика была внесена в территориальную схему с 30.07.2021. Ранее в реестр мест (площадок) накопления ТКО не включалась. При этом действующим законодательством не предусмотрена возможность освобождения потребителя от несения расходов по оплате услуг по обращению с ТКО в связи с отсутствием у ответчика площадки, включенной в территориальную схему. Ответчик имел право и возможность на складирование ТКО на любой контейнерной площадке из включенных в территориальную схему. Истец, являющийся региональным оператором по обращению с ТКО, обеспечивает вывоз и утилизацию ТКО с каждой контейнерной площадки, включенной в территориальную схему.
В связи с неисполнением потребителем обязательств по оплате оказанных региональным оператором услуг на дату обращения в суд размер задолженности согласно расчету и акту сверки взаимных расчетов за период 08.06.2021 по 30.06.2021 составляет 82 666 руб. 88 коп.
После соблюдения претензионного порядка истец обратился в арбитражный суд с рассматриваемым иском.
Ответчик, возражая против заявленных требований, указал, что собственниками помещений в МКД по адресу: Самарская область, г. Самара, Октябрьский район, ул. Ново-Садовая, д. 106г, к. 1, принято решение в соответствии с пунктом 4.4 части 2 статьи 44 ЖК РФ, оформленное протоколом от 07.06.2021 N 1, о заключении собственниками помещений в МКД, действующими от своего имени, в порядке, установленном ЖК РФ, договоров на оказание услуг по обращению с ТКО с региональным оператором по обращению с ТКО. О принятом собственниками помещений в МКД решении ООО "ЭкоСтройРесурс" было уведомлено.
Таким образом, как указал ответчик, договор от 16.07.2021 N 510/УО по обращению с ТКО между ООО "Легенда" и ООО "ЭкоСтройРесурс" не был заключен. Договор от 16.07.2021 N 510/УО, УПД, выставленный ООО "ЭкоСтройРесурс" за период с 08.06.2021 по 30.06.2021 и акт сверки за период с 08.06.2021 по 30.06.2021, были возвращены в адрес ООО "ЭкоСтройРесурс" без подписания.
По мнению ответчика, ООО "ЭкоСтройРесурс" должно оказывать услуги по обращению с ТКО непосредственно собственникам помещений в МКД в соответствии с принятым решением, оформленным протоколом от 07.06.2021 N 1, плату за оказанные услуги за период с 08.06.2021 по 30.06.2021 ООО "ЭкоСтройРесурс" обязано выставить напрямую собственникам помещений в МКД по адресу: Самарская область, г. Самара, Октябрьский район, ул. Ново-Садовая, д. 106г, к. 1.
Суд первой инстанции, разрешая спор, исходил из следующего.
Ответчик являлся управляющей организацией, которой по договору управления от уполномоченного собственниками помещений в МКД передан в управление МКД по адресу: Самарская область, г. Самара, Октябрьский район, ул. Ново-Садовая, д. 106г, к. 1.
Согласно разрешению на ввод объекта в эксплуатацию от 26.03.2021 N 63301000-27-2018, выданному Министерством строительства Самарской области застройщику ООО "Сити-Строй", в соответствии со статьей 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешен ввод в эксплуатацию построенного объекта капитального строительства: "Многоэтажная жилая застройка (высотная застройка) (Жилой дом с размещением подземных гаражей и подземных стоянок, и объектов обслуживания жилой застройки во встроеных, пристроенных и встроенно-пристроенных помещениях МКД в отдельных помещениях дома)" по адресу: Самарская область, г. Самара, Октябрьский район, ул. Ново-Садовая, д. 106, расположенного по адресу: Самарская область, городской округ Самара, Октябрьский внутригородской район, город Самара, ул. Ново-Садовая, дом N 106г, корпус 1.
В разделе 2.2 "Объекты жилищного фонда" разрешения на ввод объекта в эксплуатацию от 26.03.2021 N 63-301000-27-2018 указана общая площадь жилых помещений (за исключением балконов, лоджий, веранд и террас) - 11 374,6 кв. м. Площадь жилых помещений в размере 23 771,00 кв. м указана в Приложении N 1 к договору (столбец 7 таблицы) в качестве расчетных единиц, применяемых в соответствии с приказом Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области от 29.12.2018 N 1023, которым утверждены нормативы накопления ТКО на территории городских округов Самарской области на 1 кв. метр общей площади жилого помещения (далее - Приказ N 1023).
Согласно Приказу N 1023 нормативы накопления ТКО на территории городских округов Самарской области ("в том числе в г.о. Самара) на 1 кв. метр общей площади жилого помещения МКД и индивидуальных домов - 0,091 м3/год; расчетная единица, в отношении которой устанавливается норматив - кв. м.
В Государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства размещены сведения по домам, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат: ООО "Легенда": МКД по адресу: Самарская область, г. Самара, Октябрьский район, ул. Ново-Садовая, д. 106г, к. 1: номер и дата договора управления: УК-НС106 г от 08.06.2021; период осуществления обязанностей по управлению домом, предусмотрены договором управления: 08.06.2021 - 31.08.2022; дата размещения сведений - 09.06.2021 21:15.
Согласно пункту 1 статьи 2 Федерального закона от 21.07.2014 N 209-ФЗ "О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства" (далее - Федеральный закон N 209-ФЗ) государственная информационная система жилищно-коммунального хозяйства - единая федеральная централизованная информационная система, функционирующая на основе программных, технических средств и информационных технологий, обеспечивающих сбор, обработку, хранение, предоставление, размещение и использование информации о жилищном фонде, стоимости и перечне услуг по управлению общим имуществом в МКД, работах по содержанию и ремонту общего имущества в МКД, предоставлении коммунальных услуг и поставках ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, размере платы за жилое помещение и коммунальные услуги, задолженности по указанной плате, об объектах коммунальной и инженерной инфраструктур, а также иной информации, связанной с жилищно-коммунальным хозяйством.
Таким образом, региональный оператор использовал официальные сведения при определении правоотношений в сфере оказания услуг по обращению с ТКО в отношении МКД, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Октябрьский район, ул. Ново-Садовая, д. 106г, к. 1, включенного в договор.
Согласно пункту 148(8) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), управляющая организация, выбранная в установленном жилищным законодательством Российской Федерации порядке для управления МКД, приступает к предоставлению коммунальной услуги по обращению с ТКО потребителям в МКД, за исключением случаев, предусмотренных подпунктами "г" - "е" пункта 148(11) настоящих Правил, с даты заключения договора управления МКД. Управляющая организация прекращает предоставление коммунальной услуги по обращению с ТКО с даты расторжения договора управления МКД по основаниям, установленным жилищным или гражданским законодательством Российской Федерации, или с даты расторжения договора на оказание услуг по обращению с ТКО, заключенного управляющей организацией с региональным оператором по обращению с ТКО.
Пунктом 1 статьи 162 ЖК РФ установлено, что договор управления МКД заключается с управляющей организацией, которой предоставлена лицензия на осуществление деятельности по управлению МКД в соответствии с требованиями ЖК РФ.
Пунктами 6, 7 части 2 статьи 153 ЖК РФ установлено, что обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у: лица, принявшего от застройщика (лица, обеспечивающего строительство МКД) после выдачи ему разрешения на ввод МКД в эксплуатацию помещения в данном доме по передаточному акту или иному документу о передаче, с момента такой передачи (ответчик, управляющая организация); застройщика (лица, обеспечивающего строительство МКД) в отношении помещений в данном доме, не переданных иным лицам по передаточному акту или иному документу о передаче, с момента выдачи ему разрешения на ввод МКД в эксплуатацию.
Согласно подпункту а) пункта 148(4) Правил N 354 условия предоставления коммунальной услуги по обращению с ТКО собственникам и пользователям помещений в МКД в зависимости от выбранного способа управления МКД определяются: в договоре управления МКД, заключаемом собственниками помещений в МКД или органом управления товарищества, кооператива с управляющей организацией, выбранной в установленном жилищным законодательством Российской Федерации порядке для управления МКД. При этом управляющая организация не вправе отказаться от включения в указанный договор условий о предоставлении коммунальной услуги по обращению с ТКО, предоставление которой возможно с учетом степени благоустройства МКД, а равно не вправе отказать в предоставлении такой коммунальной услуги.
Буквальное толкование вышеуказанных норм права (статьи 153, 162 ЖК РФ, пункт 148(8) Правил N 354) подтверждает обязанность ответчика, осуществляющего управление МКД, приступить к исполнению договора управления МКД, в том числе приступить к предоставлению коммунальных услуг.
Пунктом 1 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ установлено правило, в соответствии с которым региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с ТКО с собственниками ТКО.
Обязанность собственников ТКО заключить договор на оказание услуг по обращению с ТКО с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются ТКО и находятся места их накопления, закреплена пунктом 4 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ.
Пунктом 8 статьи 23 Федерального закона от 29.12.2014 N 458-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления" определено, что обязанность по внесению платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО наступает при наличии заключенного соглашения между органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации и региональным оператором по обращению с ТКО и утвержденного единого тарифа на услугу по обращению с ТКО на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, но не позднее 01.01.2019.
В зоне своей деятельности региональный оператор обязан заключать договоры на оказание услуг по обращению с ТКО с потребителями в соответствии с заключенным Соглашением, а также в соответствии с типовой формой договора на оказание услуг по обращению с ТКО, утвержденной Постановлением N 1156.
В силу своей правовой природы договор с региональным оператором на оказание услуг по обращению с ТКО является публичным, обязанность его заключения установлена законом.
Согласно пункту 8(1) Правил N 1156 региональный оператор заключает договоры на оказание услуг по обращению с ТКО в отношении ТКО, образующихся в жилых помещениях в МКД - с лицом, осуществляющим управление МКД в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
Пунктом 8(4) Правил N 1156 установлено, что основанием для заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО является заявка потребителя или его законного представителя в письменной форме на заключение такого договора, подписанная потребителем или лицом, действующим от имени потребителя на основании доверенности, либо предложение регионального оператора о заключении договора на оказание услуг по обращению с ТКО.
Предложение о заключении договора по обращению с ТКО и типовой договор были опубликованы региональным оператором на своем официальном сайте: https://ecostr.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" 23.12.2018.
Пунктом 8(5) Правил N 1156 установлено, что заявка потребителя может направляться региональному оператору, начиная со дня утверждения в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора на 1-й год действия соглашения об организации деятельности по обращению с ТКО, заключенного органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации и региональным оператором.
Единый тариф на услугу регионального оператора Самарской области ООО "ЭкоСтройРесурс" установлен и введен в действие с 18.12.2018 приказом Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области от 18.12.2018 N 846, а также приказами Департамента ценового и тарифного регулирования Самарской области от 28.03.2019 N 95, от 19.12.2019 N 781, от 18.12.2020 N 830, от 15.12.2021 N 719.
Ответчик в установленные законом сроки не обратился к региональному оператору с заявкой на заключение договора на оказание услуг по обращению с ТКО, а также не предоставил документы, подтверждающие освобождение управляющей организации от обязанности по заключению договора с региональным оператором.
В связи с не поступлением от управляющей организации информации, предусмотренной Правилами N 1156, региональным оператором в соответствии с пунктом 8(4) Правил N 1156 на основании сведений, размещенных в ГИС ЖКХ, был подготовлен проект договора на оказание услуг по обращению с ТКО от 16.07.2021 N 510/УО между ООО "Легенда" и ООО "ЭкоСтройРесурс" в отношении объекта, указанного в разрешении на ввод объекта в эксплуатацию от 26.03.2021 N 63301000-27-2018.
Согласно условиям договора от 16.07.2021 N 510/УО дата начала оказания услуг по обращению с ТКО соответствует дате начала осуществления обязанностей ООО "Легенда" по управлению домом согласно договору управления - 08.06.2021.
Проект договора от 16.07.2021 N 510/УО, УПД за июнь 2021 г. и соглашение о расторжении договора от 16.07.2021 N 510/УО были направлены в адрес потребителя сопроводительным письмом от 30.07.2021 N ЭСР-52263/21 "О направлении документов", что подтверждается материалами дела.
Согласно пункту 8(11) Правил N 1156 потребитель в течение 15 рабочих дней со дня поступления 2х экземпляров проекта договора на оказание услуг по обращению с ТКО обязан их подписать и направить 1 экземпляр договора на оказание услуг по обращению с ТКО региональному оператору либо направить мотивированный отказ от подписания указанного проекта договора с приложением к нему предложений о внесении изменений в такой проект в части, не противоречащей законодательству Российской Федерации (в случае подписания указанного проекта договора или мотивированного отказа от его подписания действующим от имени потребителя иным лицом к проекту договора на оказание услуг по обращению с ТКО или мотивированному отказу от его подписания прилагаются документы, подтверждающие полномочия такого лица).
Пунктом 8(12) Правил N 1156 установлено, что в случае если по истечении 15 рабочих дней со дня поступления потребителю от регионального оператора проекта договора на оказание услуг по обращению с ТКО потребитель не представил подписанный экземпляр договора на оказание услуг по обращению с ТКО либо мотивированный отказ от подписания указанного проекта договора с приложением к нему предложений о внесении изменений в такой проект в части, не противоречащей законодательству Российской Федерации, договор на оказание услуг по обращению с ТКО считается заключенным на условиях типового договора по цене, указанной региональным оператором в указанном проекте договора.
Суды признали, что договор на оказание услуг по обращению с ТКО между ООО "Легенда" и ООО "ЭкоСтройРесурс" считается заключенным на условиях типового договора по цене, указанной региональным оператором в указанном проекте договора.
В соответствии с пунктом 10 договора УПД за период оказания услуг по обращению с ТКО были направлены в адрес ООО "Легенда" сопроводительными письмами, а именно: за июнь 2021 г. - письмо от 30.07.2021 N ЭСР-52263/21.
Согласно пункту 11 договора потребитель обязан принять УПД от регионального оператора и в течение 5 рабочих дней со дня получения УПД обязан вернуть один подписанный и скрепленный печатью экземпляр УПД региональному оператору. Если в указанный срок УПД не будет возвращен региональному оператору, УПД будет считаться подписанным потребителем без возражений.
Пунктом 12 договора установлено, что в случае отсутствия со стороны потребителя в соответствующем расчетном периоде мотивированных и документально подтвержденных возражений, заявленных в порядке, предусмотренном разделом VI договора, услуги считаются надлежаще оказанными и подлежат оплате потребителем в полном объеме.
Не принятые ответчиком УПД возвращены в адрес регионального оператора.
В адрес регионального оператора 09.07.2021 поступило письмо от 07.07.2021 N 17, которым ООО "Легенда" уведомило ООО "ЭкоСтройРесурс" о том, что собственниками помещений в МКД по адресу: Самарская область, г. Самара, Октябрьский район, ул. Ново-Садовая, д. 106г, к. 1, принято решение о заключении собственниками помещений в МКД, действующими от своего имени, договоров на оказание услуг по обращению с ТКО с региональным оператором.
После получения от ответчика указанного письма от 07.07.2021 N 17 региональным оператором было подготовлено соглашение о расторжении с 01.07.2021 договора от 16.07.2021 N 510/УО (письмо от 30.07.2021 N ЭСР-52263/21) на основании полученных 09.07.2021 от ответчика сведений и документов.
10.08.2021 (N 79614/РО у истца) ответчик возвратил без подписания соглашение о расторжении с 01.07.2021 договора от 16.07.2021 N 510/УО.
Письмом от 24.08.2021 (N ЭСР-58406/21) региональный оператор уведомил ответчика о том, что правоотношения между ООО "ЭкоСтройРесурс" и ООО "Легенда" установлены надлежащим образом, поэтому оплату согласно платежным документам, направленным в адрес управляющей компании региональным оператором, необходимо производить в полном объеме.
Ответчик 10.08.2021 возвратил в адрес регионального оператора без подписания договор от 16.07.2021 N 510/УО и УПД к договору.
При этом управляющая организация мотивировала отказ от подписания договора и оплаты оказанных по договору услуг по обращению с ТКО тем, что собственниками помещений в МКД по адресу: Самарская область, г. Самара, Октябрьский район, ул. Ново-Садовая, д. 106г, к. 1, принято решение о заключении собственниками помещений в МКД, действующими от своего имени, договоров на оказание услуг по обращению с ТКО с региональным оператором.
Данный довод ответчика признан судами не являющимся основанием для освобождения управляющей организации от оплаты за оказанные в спорный период с 08.06.2021-30.06.2021 услуги по обращению с ТКО.
В качестве доказательства принятия собственниками помещений в МКД решения, предусмотренного пунктом 4.4 части 2 статьи 44 ЖК РФ, в редакции Закона N 59-ФЗ, ответчик сослался на протокол от 07.06.2021 N 1 общего собрания собственников помещений в МКД, находящемся в его управлении, пунктом 13 которого утверждено решение о переходе на прямые договоры с истцом с даты подписания акта приема-передачи помещения каждого из собственников.
Между тем действующим законодательством не предусмотрен подобный (поэтапный) порядок перехода на прямые договоры, который противоречит жилищному законодательству, создает неопределенность во взаимоотношениях сторон, предполагает освобождение отдельных собственников от оплаты оказанных услуг по причине отсутствия подписанных актов приема-передачи помещений, наличие одновременно двух исполнителей коммунальных услуг по одному МКД до завершения процесса передачи помещений всем собственникам.
Исходя из положений частей 1, 2, 12, 15 статьи 161, части 2 статьи 162 ЖК РФ, Правил N 354, предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в МКД, должно обеспечиваться одним из способов управления таким домом. При выборе собственниками управляющей организации последняя несет ответственность перед ними за предоставление коммунальных услуг и должна заключить договоры с ресурсоснабжающими организациями, поставляющими коммунальные ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг и вывоза ТКО.
При передаче МКД в управление управляющей организации именно управляющая организация участвует в правоотношениях с региональным оператором по обращению с ТКО, являясь потребителем по соответствующему договору на оказание услуг по обращению с ТКО.
Информация о передаче с 08.06.2021 МКД в управление управляющей организации ООО "Легенда" на основании договора управления от 08.06.2021 N УК-НС106 г размещена на официальном портале в сети Интернет - Государственная информационная система жилищно-коммунального хозяйства (ГИС ЖКХ).
Поэтому презюмируется, что именно ответчик получает от собственников помещений плату за коммунальную услугу по обращению с ТКО, а также осуществляет расчеты за оказанную услугу с региональным оператором по обращению с ТКО.
При этом неисполнение конечными потребителями своих обязательств перед управляющей организацией не освобождает последнюю от обязательств, возложенных на нее законом и договором по оплате потребленных энергоресурсов ресурсоснабжающей организации (определение Верховного Суда Российской Федерации от 07.11.2014 N 301-ЭС14-2280).
Данная правовая позиция справедлива и для отношений, возникающих по поводу обращения ТКО.
С 03.04.2018 вступили в силу существенные изменения, внесенные в ЖК РФ Федеральным законом от 03.04.2018 N 59-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации" (далее - Закон N 59-ФЗ), в силу которых часть 2 статьи 44 ЖК РФ дополнена пунктом 4.4 о праве собственников на общем собрании принять решение о заключении собственниками помещений в МКД, действующими от своего имени, в порядке, установленном настоящим Кодексом, соответственно, в частности, договора на оказание услуг по обращению с ТКО с ресурсоснабжающей организацией, региональным оператором по обращению с ТКО.
Приведенное законоположение предоставляет собственникам помещений в МКД право принять решение о заключении с поставщиком коммунального ресурса прямых договоров ресурсоснабжения, фактически освободив управляющую организацию от статуса исполнителя коммунальной услуги и возложив такие функции на ресурсоснабжающую организацию.
Согласно статьям 44, 46 ЖК РФ решения и протокол общего собрания собственников помещений в МКД являются официальными документами, как документы, удостоверяющие факты, влекущие за собой юридические последствия в виде возложения на собственников помещений в МКД обязанностей в отношении общего имущества в данном доме, изменения объема прав и обязанностей или освобождения этих собственников от обязанностей.
Пунктом 1 части 1 статьи 157.2 ЖК РФ предусмотрено, что при управлении МКД управляющей организацией, товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом коммунальные услуги собственникам помещений в МКД и нанимателям жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме предоставляются ресурсоснабжающей организацией, региональным оператором по обращению с ТКО в соответствии с заключенными с каждым собственником помещения в МКД, действующим от своего имени, договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, договором на оказание услуг по обращению с ТКО в случае при принятии общим собранием собственников помещений в МКД решения, предусмотренного пунктом 4.4 части 2 статьи 44 настоящего Кодекса.
Согласно пункту 1 части 7 статьи 157.2 ЖК РФ договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, договор на оказание услуг по обращению с ТКО между собственником помещения в МКД и ресурсоснабжающей организацией, региональным оператором по обращению с ТКО считаются заключенными со всеми собственниками помещений в МКД одновременно в случае, предусмотренном пунктом 1 части 1 настоящей статьи, с даты, определенной в решении общего собрания собственников помещений в МКД, предусмотренном пунктом 4.4 части 2 статьи 44 настоящего Кодекса.
Судами отмечено также, что протокол общего собрания собственников, которым принято решение о прямом способе расчетов и заключении прямых договоров с ресурсоснабжающей организацией, своевременно не предоставлен региональному оператору.
В соответствии с частью 1 статьи 46 ЖК РФ копии решений и протокол общего собрания собственников помещений в МКД по вопросу, указанному в пункте 4.4 части 2 статьи 44 ЖК РФ, подлежат направлению лицом, по инициативе которого было созвано общее собрание, в срок, указанный в настоящей части, региональному оператору по обращению с ТКО, с которыми собственниками помещений в МКД, действующими от своего имени, будут в соответствии с принятым решением заключены договоры, содержащие положения о предоставлении коммунальных услуг.
С учетом положений статьи 157.2 ЖК РФ, пунктов 8 - 9 Правил N 354 последствием принятия указанного решения является переход статуса исполнителя соответствующих коммунальных услуг к региональному оператору.
Поскольку обязательственные правоотношения, возникшие между управляющей организацией и собственниками (пользователями) помещений МКД по поводу оказания коммунальных услуг, обращения ТКО, носят длящийся характер, принятое в силу вышеуказанных положений статьи 44 ЖК РФ решение прекращает данные правоотношения в силу закона, поскольку является односторонним отказом от договора (статьи 310, 450.1 ГК РФ).
Между тем, с учетом разъяснений, изложенных в пункте 13 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22.11.2016 N 54 "О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации об обязательствах и их исполнении", осуществление права на односторонний отказ может быть осуществлено путем уведомление другой стороны, а обязательство считается прекратившимся с момента, когда соответствующее уведомление доставлено или считается доставленным по правилам статьи 165.1 ГК РФ, если иное не предусмотрено ГК РФ, другими законами, иными правовыми актами или условиями сделки либо не следует из обычая или из практики, установившейся во взаимоотношениях сторон.
Частью 7 статьи 157.2 ЖК РФ установлено, что договор на оказание услуг по обращению с ТКО между собственником помещения в МКД и региональным оператором по обращению с ТКО считаются заключенными со всеми собственниками помещений в МКД одновременно в случае, предусмотренном пунктом 1 части 1 настоящей статьи, с даты, определенной в решении общего собрания собственников помещений в МКД, предусмотренном пунктом 4.4 части 2 статьи 44 настоящего Кодекса. По решению ресурсоснабжающей организации, регионального оператора по обращению с ТКО указанный срок может быть перенесен, но не более чем на три календарных месяца. О таком решении региональный оператор по обращению с ТКО уведомляют лицо, по инициативе которого было созвано данное собрание, не позднее пяти рабочих дней со дня получения копий решения и протокола общего собрания собственников помещений в МКД в порядке, предусмотренном частью 1 статьи 46 настоящего Кодекса.
Положения части 7 статьи 157.2 ЖК РФ определяют, что договорные отношений по оказанию коммунальных услуг между собственниками (пользователями) помещений в МКД и оператором ТКО не могут быть реализованы в отсутствие доказательств надлежащей реализации полномочий на отказ от договора, поскольку отсутствие данных обстоятельств препятствует вступлению оператора ТКО в договорные отношения с собственниками помещений.
С учетом изложенного правомерен вывод судов о том, что соответствующие договорные отношения, как и прекращение у управляющей организации статуса исполнителя соответствующей коммунальной услуги, возникают лишь при условии надлежащего извещения оператора ТКО о принятом решении (пункт 3 статьи 307 ГК РФ, статьи 435, 438 ГК РФ).
Поскольку уведомление управляющей организации, а также копии протокола общего собрания собственников помещений, на котором собственниками помещений в МКД по адресу: Самарская область, г. Самара, Октябрьский район, ул. Ново-Садовая, д. 106г, к. 1, принято решение о заключении собственниками помещений в МКД, действующими от своего имени, договоров на оказание услуг по обращению с ТКО с региональным оператором, поступили в адрес регионального оператора лишь 07.07.2021, то изменение (прекращение действия) договора от 16.07.2021 N 510/УО в силу вышеуказанных норм права, как и прекращение у управляющей организации статуса исполнителя соответствующей коммунальной услуги, возникают лишь после надлежащего извещения оператора ТКО о принятом решении, то есть после 07.07.2021.
Региональный оператор направил ответчику соглашение о расторжении с 01.07.2021 договора, прекратил начисление с 01.07.2021 по договору и с указанной даты осуществляет начисление за услуги по обращению с ТКО напрямую собственникам помещений.
Таким образом, с учетом даты поступления от ответчика региональному оператору протокола общего собрания собственников истец своевременно реализовал переход на прямые расчеты с собственниками помещений в МКД за услуги по обращению с ТКО, направив в адрес ответчика проект дополнительного соглашения о расторжении с 01.07.2021 договора от 16.07.2021 N 510/УО.
С учетом установленных обстоятельств суд первой инстанции правомерно удовлетворил требования истца о взыскании основной задолженности в сумме 82 666 руб. 88 коп., с чем согласился суд апелляционной инстанции.
Судами признан правильным расчет неустойки (за период 08.06.2021 - 30.06.2021 на неоплаченную сумму основного долга в размере 82 666 руб. 88 коп.), исчисленный истцом по правилам пункта 22 типового договора, утвержденного постановлением Правительства РФ N 1156 (пункта 26 договора от 16.07.2021 N 510/УО), согласно которым в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения потребителем обязательств по оплате договора региональный оператор вправе потребовать от потребителя уплаты неустойки в размере 1/130 ключевой ставки Банка России, установленной на день предъявления соответствующего требования, от суммы задолженности за каждый день просрочки.
Расчет неустойки произведен истцом по ставке Банка России 9,5%; а также с учетом действовавшего в период с 06.04.2020 по 31.12.2020 моратория на начисление неустоек, установленного статьей 18 Федерального закона от 01.04.2020 N 98-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций", а также с учетом постановления Правительства РФ от 28.03.2022 N 497 "О введении моратория на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами".
Оснований для применения положений статьи 333 ГК РФ суды не усмотрели, поскольку доказательств, подтверждающих явную несоразмерность неустойки последствиям нарушения обязательств, а также доказательств того, что взыскание неустойки может привести к получению истцом необоснованной выгоды, ответчиком не представлено.
Применение моратория, а также отсутствие оснований для применения положений статьи 333 ГК РФ суд округа считает правильным.
Тем не менее, при расчете неустойки судами не учтено следующее.
Согласно абзацу 2 пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 26.03.2022 N 474 "О некоторых регулирования жилищных отношений в 2022 и 2023 годах" (в редакции, действующей на день вынесения решения суда - от 28.12.2022 N 2479) до 01.01.2024 начисление и взыскание неустойки (штрафа, пени) за несвоевременное и (или) не полностью исполненное юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями обязательство по оплате услуг, предоставляемых на основании договоров в соответствии с законодательством Российской Федерации _ об обращении с твердыми коммунальными отходами, осуществляется в порядке, предусмотренном указанным законодательством Российской Федерации, исходя из минимального значения ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации из следующих значений: ключевая ставка ЦБ РФ, действующая по состоянию на 27.02.2022, и ключевая ставка ЦБ РФ, действующая на день фактической оплаты.
При отсутствии фактической оплаты на день рассмотрения спора необходимо руководствоваться разъяснениями Верховного Суда Российской Федерации, изложенными в пункте 3 раздела "Разъяснения по вопросам, возникающим в судебной практике" Обзора судебной практики ВС РФ N 3 (2016), утвержденного Президиумом ВС РФ 19.10.2016, согласно которым при добровольной уплате законной неустойки ее размер по общему правилу подлежит исчислению по ставке, действующей на дату фактического платежа.
При этом закон не содержит прямого указания на применимую ставку в случае взыскания неустойки в судебном порядке.
Вместе с тем, по смыслу данной нормы, закрепляющей механизм возмещения возникших у кредитора убытков в связи с просрочкой исполнения обязательств по оплате потребленных энергетических ресурсов при взыскании суммы неустоек (пеней) в судебном порядке за период до принятия решения суда, подлежит применению ставка на день его вынесения.
Данный механизм расчета неустойки позволяет обеспечить правовую определенность в отношениях сторон на момент разрешения спора в суде.
В рассматриваемом случае пункт 22 типового договора также не содержит прямого указания на применимую ставку в случае взыскания неустойки в судебном порядке (не содержит указания на применимую ставку на момент предъявления требования именно в судебном порядке).
Поэтому в соответствии с разъяснениями Обзора суду следовало применить ставку, действующую на момент вынесения судебного решения.
Ставка ЦБ РФ, действовавшая на момент вынесения резолютивной части решения (19.01.2023), составляла 7.5%.
Таким образом, сумма, подлежавшая взысканию по скорректированному расчету с применением ставки 7,5%, составляет 14 069 руб. 27 коп. (за основу взят расчет истца, но применена ставка 7.5%).
Судебные расходы по оплате государственной пошлины подлежат распределению по правилам статьи 110 АПК РФ пропорционально удовлетворенным требованиям.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 287, статьями 286, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 26.01.2023 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.04.2023 по делу N А55-10451/2022 изменить.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Легенда" (ИНН 6316267925, ОГРН 1206300054180) в пользу общества с ограниченной ответственностью "ЭкоСтройРесурс" (ИНН 6316186232, ОГРН 1136316004747) 96 736 руб. 15 коп., в том числе 82 666 руб. 88 коп. основного долга, 14 069 руб. 27 коп. неустойки, а также расходы по уплате государственной пошлины в сумме 3307 руб.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Легенда" (ИНН 6316267925, ОГРН 1206300054180) в доход федерального бюджета Российской Федерации государственную пошлину в сумме 558 руб. 08 коп.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "ЭкоСтройРесурс" (ИНН 6316186232, ОГРН 1136316004747) в пользу общества с ограниченной ответственностью "Легенда" (ИНН 6316267925, ОГРН 1206300054180) 224 руб. расходов по государственной пошлине по апелляционной и кассационной жалобам.
Поручить Арбитражному суду Самарской области выдать исполнительные листы в порядке статьи 319 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные статьями 291.1, 291.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Т.Н. Федорова |
Судьи |
Г.Н. Махмутова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно абзацу 2 пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 26.03.2022 N 474 "О некоторых регулирования жилищных отношений в 2022 и 2023 годах" (в редакции, действующей на день вынесения решения суда - от 28.12.2022 N 2479) до 01.01.2024 начисление и взыскание неустойки (штрафа, пени) за несвоевременное и (или) не полностью исполненное юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями обязательство по оплате услуг, предоставляемых на основании договоров в соответствии с законодательством Российской Федерации _ об обращении с твердыми коммунальными отходами, осуществляется в порядке, предусмотренном указанным законодательством Российской Федерации, исходя из минимального значения ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации из следующих значений: ключевая ставка ЦБ РФ, действующая по состоянию на 27.02.2022, и ключевая ставка ЦБ РФ, действующая на день фактической оплаты.
...
решение Арбитражного суда Самарской области от 26.01.2023 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.04.2023 по делу N А55-10451/2022 изменить."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 14 августа 2023 г. N Ф06-5832/23 по делу N А55-10451/2022