город Самара |
|
4 апреля 2023 г. |
Дело N А55-10451/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 4 апреля 2023 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 4 апреля 2023 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Кузнецова С.А., судей Колодиной Т.И., Барковской О.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Капустянской Е.А., с участием: от истца: представитель Мощук Н.В. (доверенность от 14.11.2022), от ответчика: представитель Иванова О.А. (доверенность от 28.12.2022), рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Легенда" на решение Арбитражного суда Самарской области от 26.01.2023 (судья Михайлова М.В.) по делу N А55-10451/2022 по иску общества с ограниченной ответственностью "ЭкоСтройРесурс" к обществу с ограниченной ответственностью "Легенда" о взыскании долга и неустойки,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "ЭкоСтройРесурс" (далее - ООО "ЭкоСтройРесурс", истец) обратилось в Арбитражный суд Самарской областс иском к обществу с ограниченной ответственностью "Легенда" (далее - ООО "Легенда", ответчик) о взыскании 82 666 руб. 88 коп. долга, 17 821 руб. 07 коп. неустойки (уточненные исковые требования).
Решением Арбитражного суда Самарской области от 26.01.2023 иск удовлетворен.
Ответчик обжаловал судебный акт суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
В апелляционной жалобе ответчик просит решение Арбитражного суда Самарской области от 26.01.2023 отменить, принять новый судебный акт, в иске отказать.
Апелляционная жалоба мотивирована неполным выяснением и недоказанностью имеющих значение для дела обстоятельств, несоответствием изложенных в обжалуемом судебном акте выводов обстоятельствам дела, нарушением и неправильным применением норм материального и процессуального права.
Истец в отзыве на апелляционную жалобу просит оставить обжалуемый судебный акт без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель ответчика поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просил апелляционную жалобу удовлетворить, а представитель истца возражал относительно удовлетворения апелляционной жалобы.
Суд апелляционной инстанции отказал в приобщении к материалам дела дополнительных доказательств, приложенных к отзыву на апелляционную жалобу, в связи с отсутствием предусмотренных частями 2, 3 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для принятия судом апелляционной инстанции дополнительных доказательств, поскольку представившее дополнительные доказательства лицо не обосновало невозможность их представления в суд первой инстанции по причинам, не зависящим от него.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверяется Одиннадцатым арбитражным апелляционным судом в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав материалы дела, оценив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, объяснения лиц, участвующих в деле, арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, с 1 января 2019 года деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению твердых коммунальных отходов (далее - ТКО) на территории Самарской области осуществляется Региональным оператором.
Статус Регионального оператора по обращению с ТКО на территории Самарской области присвоен ООО "ЭкоСтройРесурс" (далее - Региональный оператор) по результатам конкурсного отбора и впоследствии заключенного с Министерством энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области Соглашения об осуществлении деятельности Регионального оператора по обращению с ТКО на всей территории Самарской области от 01.11.2018.
Между ООО "Легенда" (далее - Потребитель) и Региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО) на территории Самарской области заключен договор на оказание услуг по обращению с ТКО N 510/УО от 16.07.2021 (далее - Договор).
При заключении Договора на оказание услуг по обращению с ТКО применяются Правила обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 (далее - Правила N 1156).
Пунктом 8 (1) Правил N 1156 предусмотрено, что региональный оператор заключает договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в порядке, установленном настоящим разделом, в отношении твердых коммунальных отходов, образующихся в жилых помещениях в многоквартирных домах (кроме случаев, предусмотренных частями 1 и 9 статьи 157.2 ЖК РФ, при которых договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации), - с лицом, осуществляющим управление многоквартирным домом в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
Договор о предоставлении услуг по обращению с ТКО является договором возмездного оказания услуг.
Согласно п. 1 ст. 779 ГК РФ по договору возмездного оказания услуг Исполнитель обязуется по заданию Заказчика оказать услуги, а Заказчик оплатить эти услуги. В силу ст. 781 ГК РФ Заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг.
В соответствии с п. 2 Договора Региональный оператор обязуется принимать ТКО в объеме и в месте (площадке) накопления ТКО, которые определены в договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а Потребитель обязуется оплачивать услуги Регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу Регионального оператора.
Обязанность заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО Потребителями ТКО с Региональным оператором и оплаты соответствующих услуг предусмотрена статьями 24.6 и 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" и пунктом 4 Правил N 1156.
Согласно п. 6 Договора под расчетным периодом понимается один календарный месяц. Оплата услуг по договору осуществляется по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу Регионального оператора. Единый тариф на услугу регионального оператора доступен на официальном сайте регионального оператора и уполномоченного органа исполнительной власти.
Приказом Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области от 18.12.2018 N 846, а также приказами Департамента ценового и тарифного регулирования Самарской области N 95 от 28.03.2019, N 781 от 19.12.2019, N 830 от 18.12.2020 утвержден предельный тариф на услугу Регионального оператора по обращению с ТКО на 2019 г. - 2021 г. в размере 498,47 руб./куб.м (без учета НДС) или 598,16 руб./куб.м (с учетом НДС) (далее - тариф).
В соответствии с п. 18 Договора стороны производят учет объема (массы) ТКО в соответствии с "Правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов", утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июня 2016 г. N 505, следующим способом: расчетным путем исходя из норматива накопления.
Согласно Приложению N 1 к Договору размер стоимости услуг в месяц составляет 107 826,37 руб.
Расчет платы в месяц по Договору рассчитывается исходя из норматива накопления ТКО по формуле:
Pi=Ki *1/12 Njo*Тотх, где:
Pi - размер платы за услуги по обращению с ТКО;
Ki - количество расчетных единиц;
Njo - норматив накопления ТКО, утвержденный уполномоченным органом исполнительной власти Самарской области;
Тотх - цена на коммунальную услугу по обращению с ТКО, определенная в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу Регионального оператора по обращению с ТКО - 598,16 руб./куб.м;
"12" - количество месяцев в году.
На основании Приказа министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области от 19.12.2016 N 804 "Об утверждении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Самарской области" (далее - Приказ N 804) норматив накопления ТКО составляет 0,091 м3/год на 1 квадратный метр общей площади жилых помещений (далее - норматив).
Расчет суммы ежемесячной платы за услуги по обращению с ТКО по Договору согласно указанной выше формуле, выглядит следующим образом:
23771,00 кв.м х 1/12 х 0,091 м3/год х 598,16 руб./куб.м = 107 826,37 руб., где:
23771,00 кв.м - количество расчетных единиц (квадратный метр общей площади жилых помещений);
0,091 м3/год - норматив накопления в год; 598,16 руб./куб.м - тариф (с учетом НДС 20%).
3594,2123 руб. в день - сумма ежедневной платы за услуги по обращению с ТКО.
Период с 08.06.2021 по 30.06.2021 составляет 23 дня.
Расчет суммы задолженности Ответчика перед Истцом по Договору за период с 08.06.2021 по 30.06.2021:
Стоимость услуг по договору составила 3594,2123 * 23 дня = 82 666 рублей 88 коп.
В соответствии с п. 7 Договора Потребитель оплачивает услуги по обращению с ТКО ежемесячно до 10 числа месяца, следующего за месяцем, в котором была оказана услуга по обращению с ТКО.
С начала срока действия договора Региональный оператор принимал ТКО, обеспечивал их сбор, транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение, то есть фактически оказывал услуги по обращению с ТКО с места (площадки) накопления ТКО (КГО), расположенных по адресу согласно Приложению N 1 Договора.
Как указал Истец, услуги по обращению с ТКО были оказаны Региональным оператором надлежащим образом, в адрес Потребителя был выставлен УПД (N УО07-000016 от 16 июля 2021 г.) на оплату услуг по обращению с ТКО.
Потребителем не предоставлено надлежащих доказательств, подтверждающих оказание Региональным оператором услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими допустимую продолжительность. При этом до настоящей даты услуги по обращению с ТКО не оплачены Потребителем.
Пунктом 9 Постановления Правительства РФ от 12 ноября 2016 г. N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. N 641" установлено, что потребители осуществляют складирование ТКО в местах (площадках) накопления ТКО, определенных договором на оказание услуг по обращению с ТКО, в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами. Как указал истец, и не отрицал ответчик, площадка на территории ответчика была внесена в территориальную схему с 30.07.2021. Ранее в реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов не включалась. При этом действующим законодательством не предусмотрена возможность освобождения потребителя от несения расходов по оплате услуг по обращению с ТКО в связи с отсутствием у ответчика площадки, включенной в территориальную схему. Ответчик имел право и возможность на складирование ТКО на любой контейнерной площадке из включенных в территориальную схему. Истец, являющийся региональным оператором по обращению с ТКО, обеспечивает вывоз и утилизацию ТКО с каждой контейнерной площадки, включенной в территориальную схему.
В связи с неисполнением Потребителем обязательств по оплате оказанных Региональным оператором услуг на дату обращения в суд размер задолженности согласно расчёту и акту сверки взаимных расчетов за период 08.06.2021 по 30.06.2021 составляет 82 666 руб. 88 коп.
С целью досудебного урегулирования споров Региональным оператором в адрес Потребителя была направлена претензия N ЭСР-90038/21 от 23.12.2021 требования по претензии Ответчиком не удовлетворены.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в суд с иском к ответчику.
Ответчик, возражая против заявленных требований, указал, что собственниками помещений в многоквартирном доме по адресу: Самарская область, г. Самара, Октябрьский район, ул. Ново-Садовая, д. 106г, к. 1, принято решение в соответствии с п. 4.4 ч.2 ст. 44 ЖК РФ, оформленные протоколом N 1 от 07.06.2021, о заключении собственниками помещений в многоквартирном доме, действующими от своего имени, в порядке, установленном ЖК РФ, договоров на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами с 07.07.2021 г. О принятом собственниками помещений в многоквартирном доме решения, предусмотренном п. 4.4 ч.2 ст. 44 ЖК РФ, как указал ответчик, ООО "ЭкоСтройРесурс" было уведомлено, протокол в адрес общества был направлен.
Таким образом, как указал ответчик, договор N 510/УО от 16.07.2021 по обращению с твердыми коммунальными отходами между ООО "Легенда" и ООО "ЭкоСтройРесурс" не был заключен. Договор N 510/УО от 16.07.2021, универсальный передаточный документ, выставленный ООО "ЭкоСтройРесурс" за период с 08.06.2021 по 30.06.2021 и акт сверки за период с 08.06.2021 по 30.06.2021, были возвращены в адрес ООО "ЭкоСтройРесурс" без подписания.
Как указал ответчик, ООО "ЭкоСтройРесурс" должен оказывать услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами непосредственно собственникам помещений в многоквартирном доме в соответствии с принятым решением, оформленным протоколом N 1 от 07.06.2021, плату за оказанные услуги за период с 08.06.2021 по 30.06.2021 ООО "ЭкоСтройРесурс" обязано выставить напрямую собственникам помещений в многоквартирном доме по адресу: Самарская область, г. Самара, Октябрьский район, ул. Ново-Садовая, д. 106г, к. 1.
Суд первой инстанции, разрешая спор, исходил из слеюущего.
Ответчик являлся управляющей организацией, которой по договору управления от уполномоченного собственниками помещений в многоквартирном доме передан в управление многоквартирный дом (МКД) по адресу: Самарская область, г. Самара, Октябрьский район, ул. Ново-Садовая, д. 106г, к. 1.
Согласно разрешению на ввод объекта в эксплуатацию от 26.03.2021 N 63-301000-27-2018, выданному Министерством строительства Самарской области застройщику ООО "Сити-Строй", в соответствии со статьей 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешен ввод в эксплуатацию построенного объекта капитального строительства: "Многоэтажная жилая застройка (высотная застройка) (Жилой дом с размещением подземных гаражей и подземных стоянок, и объектов обслуживания жилой застройки во встроеных, пристроенных и встроенно-пристроенных помещениях многоквартирного дома в отдельных помещениях дома)" по адресу: Самарская область, г. Самара, Октябрьский район, ул. Ново-Садовая, д. 106, расположенного по адресу: Самарская область, городской округ Самара, Октябрьский внутригородской район, город Самара, ул. Ново-Садовая, дом N 106г, корпус 1.
В разделе 2.2 "Объекты жилищного фонда" разрешения на ввод объекта в эксплуатацию от 26.03.2021 N 63-301000-27-2018 указана общая площадь жилых помещений (за исключением балконов, лоджий, веранд и террас) - 11374,6 кв.м. Площадь жилых помещений в размере 23771,00 кв.м указана в Приложении N 1 к Договору (столбец 7 таблицы) в качестве расчетных единиц, применяемых в соответствии с приказом Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области от 29 декабря 2018 г. N 1023, которым утверждены нормативы накопления твердых коммунальных отходов на территории городских округов Самарской области на 1 кв. метр общей площади жилого помещения (далее - Приказ N 1023).
Согласно Приказу N 1023 нормативы накопления ТКО на территории городских округов Самарской области ("в том числе в г.о. Самара) на 1 квадратный метр общей площади жилого помещения многоквартирных домов и индивидуальных домов - 0,091 м3/год; расчетная единица, в отношении которой устанавливается норматив - квадратный метр.
В Государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства размещены сведения по домам, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат: Общество с ограниченной ответственностью "Легенда": МКД по адресу: Самарская область, г. Самара, Октябрьский район, ул. Ново-Садовая, д. 106г, к. 1;
-номер и дата договора управления: УК-НС106г от 08.06.2021;
-период осуществления обязанностей по управлению домом, предусмотрены договором управления: 08.06.2021 - 31.08.2022;
-дата размещения сведений - 09.06.2021 21:15.
Согласно п. 1 ст. 2 Федерального закона от 21.07.2014 N 209-ФЗ "О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства" (далее по тексту - Федерального закона N 209-ФЗ) государственная информационная система жилищнокоммунального хозяйства - единая федеральная централизованная информационная система, функционирующая на основе программных, технических средств и информационных технологий, обеспечивающих сбор, обработку, хранение, предоставление, размещение и использование информации о жилищном фонде, стоимости и перечне услуг по управлению общим имуществом в многоквартирных домах, работах по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, предоставлении коммунальных услуг и поставках ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, размере платы за жилое помещение и коммунальные услуги, задолженности по указанной плате, об объектах коммунальной и инженерной инфраструктур, а также иной информации, связанной с жилищно-коммунальным хозяйством.
Статьей 6 Федерального закона N 209-ФЗ определены виды информации, размещаемой в ГИС ЖКХ, в состав которой входит: информация о лицах, осуществляющих поставки ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, в многоквартирные дома, жилые дома; информация о лицах, осуществляющих деятельность по оказанию услуг по управлению многоквартирными домами, по договорам оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту общего имущества, по предоставлению коммунальных услуг; условия договора управления многоквартирным домом, которые в обязательном порядке должны быть предусмотрены в таком договоре в соответствии с законодательством Российской Федерации, договор, а также предусмотренный законодательством Российской Федерации отчет о выполнении такого договора.
Таким образом, Региональный оператор использовал официальные сведения при определении правоотношений в сфере оказания услуг по обращению с ТКО в отношении МКД, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Октябрьский район, ул. Ново-Садовая, д. 106г, к. 1, включенного в Договор.
Согласно п. 148(8) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (далее по тексту - Правила N354), управляющая организация, выбранная в установленном жилищным законодательством Российской Федерации порядке для управления многоквартирным домом, приступает к предоставлению коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами потребителям в многоквартирном доме, за исключением случаев, предусмотренных подпунктами "г" - "е" пункта 148(11) настоящих Правил, с даты заключения договора управления многоквартирным домом. Управляющая организация прекращает предоставление коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами с даты расторжения договора управления многоквартирным домом по основаниям, установленным жилищным или гражданским законодательством Российской Федерации, или с даты расторжения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенного управляющей организацией с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Пунктом 1 статьи 162 ЖК РФ установлено, что договор управления многоквартирным домом заключается с управляющей организацией, которой предоставлена лицензия на осуществление деятельности по управлению многоквартирными домами в соответствии с требованиями ЖК РФ.
Пунктами 6, 7 части 2 статьи 153 ЖК РФ установлено, что обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у:
- лица, принявшего от застройщика (лица, обеспечивающего строительство многоквартирного дома) после выдачи ему разрешения на ввод многоквартирного дома в эксплуатацию помещения в данном доме по передаточному акту или иному документу о передаче, с момента такой передачи (Ответчик, управляющая организация);
-застройщика (лица, обеспечивающего строительство многоквартирного дома) в отношении помещений в данном доме, не переданных иным лицам по передаточному акту или иному документу о передаче, с момента выдачи ему разрешения на ввод многоквартирного дома в эксплуатацию.
Статьей 153 ЖК РФ установлена обязанность по внесению платы за коммунальные услуги: граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за коммунальные услуги.
Согласно ст. 23 Федерального конституционного закона от 17.12.1997 N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации" акты, имеющие нормативный характер, издаются в форме постановлений Правительства Российской Федерации. Постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации обязательны к исполнению в Российской Федерации.
Пунктом 148(39) Правил N 354, также установлено, что потребители обязаны своевременно вносить плату за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Подпунктом а) пункта 148(4) Правил N 354 установлено, что условия предоставления коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме в зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом определяются: в договоре управления многоквартирным домом, заключаемом собственниками помещений в многоквартирном доме или органом управления товарищества, кооператива с управляющей организацией, выбранной в установленном жилищным законодательством Российской Федерации порядке для управления многоквартирным домом. При этом управляющая организация не вправе отказаться от включения в указанный договор условий о предоставлении коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, предоставление которой возможно с учетом степени благоустройства многоквартирного дома, а равно не вправе отказать в предоставлении такой коммунальной услуги.
Буквальное толкование вышеуказанных норм права (ст. 153, ст. 162 ЖК РФ, п. 148(8) Правил N 354) подтверждает обязанность Ответчика, осуществляющего управление МКД, приступить к исполнению договора управления МКД, в том числе приступить к предоставлению коммунальных услуг.
Кроме этого, Ответчиком не учтены нормы действующего законодательства, регулирующего отношения сторон оказании коммунальных услуг, в том числе услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (ТКО).
С 01.01.2019 деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению ТКО на территории Самарской области осуществляется Региональным оператором.
Статус Регионального оператора по обращению с ТКО на территории Самарской области присвоен ООО "ЭкоСтройРесурс" (далее - Региональный оператор, Ответчик) по результатам конкурсного отбора и впоследствии заключенного с Министерством энергетики и жилищно-коммунального хозяйства по Самарской области Соглашения об осуществлении деятельности Регионального оператора по обращению с ТКО на всей территории Самарской области от 01.11.2018 (далее - Соглашение).
Обязанность заключения Договора на оказание услуг по обращению с ТКО, а также оплаты соответствующих услуг, предусмотрена ст.ст. 30, 154, 155, 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), ст. 24.6, 24.7. Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ), пунктом 4 "Правил обращения с твердыми коммунальными отходами", утвержденных постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 N 1156 (далее - Правила N 1156).
Согласно ст. 24.6 Закона N 89-ФЗ сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение ТКО на территории субъекта Российской Федерации обеспечивается одним или несколькими региональными операторами по обращению с ТКО в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами, в том числе с ТКО.
Пунктом 1 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ установлено правило, в соответствии с которым Региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с ТКО с собственниками ТКО.
Обязанность собственников ТКО заключить договор на оказание услуг по обращению с ТКО с Региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются ТКО и находятся места их накопления, закреплена п. 4 ст. 24.7 Закона N 89-ФЗ.
Пунктом 8 статьи 23 Федерального закона от 29.12.2014 N 458-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления" определено, что обязанность по внесению платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО наступает при наличии заключенного соглашения между органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации и региональным оператором по обращению с ТКО и утвержденного единого тарифа на услугу по обращению с ТКО на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, но не позднее 01.01.2019.
В зоне своей деятельности Региональный оператор обязан заключать Договоры на оказание услуг по обращению с ТКО с Потребителями в соответствии с заключенным Соглашением, а также в соответствии с типовой формой Договора на оказание услуг по обращению с ТКО, утвержденной Постановлением N 1156.
В силу своей правовой природы договор с Региональным оператором на оказание услуг по обращению с ТКО является публичным, обязанность его заключения установлена законом, а не волей контрагентов.
В соответствии со ст. 426 ГК РФ публичным договором признается договор, заключенный лицом, осуществляющим предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, и устанавливающий его обязанности по продаже товаров, выполнению работ либо оказанию услуг, которые такое лицо по характеру своей деятельности должно осуществлять в отношении каждого, кто к нему обратится. Лицо, осуществляющее предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность не вправе оказывать предпочтение одному лицу перед другим лицом в отношении заключения публичного Договора, за исключением случаев, предусмотренных законом или иными правовыми актами.
Согласно п.4 ст. 421 ГК РФ условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами. Согласно п.1 ст. 422 ГК РФ, договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивными нормами) действовавшими в момент его заключения.
Договор с Региональным оператором также обладает признаками договора присоединения, предусмотренными ст. 428 ГК РФ, поскольку его условия фактически определены в типовом договоре, предлагаемом потребителю и подготовленном на основании типового договора на оказание услуг по обращению с ТКО, утвержденного Постановлением N 1156, что следует из п. 5 ст. 24.7 Закона N 89-ФЗ.
Порядок заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами установлен Правилами N 1156.
В силу своей публичности договор с Региональным оператором считается заключенным вне зависимости от соблюдения формальных условий его заключения и подписи Потребителя (ст. 426 ГК РФ) с даты оказания услуг по обращению с ТКО, а также согласно ст. 425 ГК РФ оказываемые Потребителю услуги, вне зависимости от даты заключения Договора, подлежат оплате с даты фактического оказания Региональным оператором услуг Потребителю.
Согласно п. 1 ст. 422 ГК РФ Договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивными нормами) действовавшими в момент его заключения.
Согласно п. 4 ст. 421 ГК РФ условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (ст. 422 ГК РФ).
Пунктом 3 ст. 445 ГК РФ предусмотрено, что правила о сроках, предусмотренные пунктами 1 и 2 настоящей статьи, применяются, если другие сроки не установлены законом, иными правовыми актами или не согласованы сторонами.
Согласно п.8(1) Правил N 1156 Региональный оператор заключает договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в отношении твердых коммунальных отходов, образующихся в жилых помещениях в многоквартирных - с лицом, осуществляющим управление многоквартирным домом в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
Пунктом 8(4) Правил N 1156 установлено, что основанием для заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является заявка потребителя или его законного представителя в письменной форме на заключение такого договора, подписанная потребителем или лицом, действующим от имени потребителя на основании доверенности (далее - заявка потребителя), либо предложение регионального оператора о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Предложение о заключении Договора по обращению с ТКО и типовой договор были опубликованы Региональным оператором на своем официальном сайте: https://ecostr.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" 23.12.2018.
Пунктом 8(5) Правил N 1156 установлено, что заявка потребителя может направляться региональному оператору начиная со дня утверждения в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора на 1-й год действия соглашения об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенного органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации и региональным оператором (далее -соглашение).
Единый тариф на услугу Регионального оператора Самарской области ООО "ЭкоСтройРесурс" установлен и введен в действие с 18.12.2018 Приказом Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области от 18.12.2018 N 846, а также Приказами департамента ценового и тарифного регулирования Самарской области от 28.03.2019 N 95, от 19.12.2019 N 781, N 830 от 18.12.2020, N 719 от 15.12.2021.
Ответчик в установленные законом сроки не обратился к Региональному оператору с заявкой на заключение договора на оказание услуг по обращению с ТКО, а также не предоставил документы, подтверждающие освобождение управляющей организации от обязанности по заключению договора с Региональным оператором.
Как указал истец, в связи с не поступлением от управляющей организации информации, предусмотренной Правилами N 1156, Региональным оператором в соответствии с п.8(4) Правил N 1156 на основании сведений, размещенных в ГИС ЖКХ, был подготовлен проект договора на оказание услуг по обращению с ТКО N 510/УО от 16.07.2021 между ООО "Легенда" и ООО "ЭкоСтройРесурс" в отношении объекта, указанного в разрешении на ввод объекта в эксплуатацию от 26.03.2021 N 63-301000-27-2018.
Согласно условиям Договора N 510/УО от 16.07.2021 дата начала оказания услуг по обращению с ТКО соответствует дате начала осуществления обязанностей ООО "Легенда" по управлению домом согласно договору управления - 08.06.2021.
Проект Договора N 510/УО от 16.07.2021 универсальные передаточные документы за июнь 2021 г. и соглашение о расторжении Договора N 510/УО от 16.07.2021 были направлены в адрес потребителя сопроводительным письмом исх. N ЭСР-52263/21 от 30.07.2021 "О направлении документов", что подтверждается материалами дела.
Согласно п.8(11) Правил N 1156 Потребитель в течение 15 рабочих дней со дня поступления 2 экземпляров проекта договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами обязан их подписать и направить 1 экземпляр договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами региональному оператору либо направить мотивированный отказ от подписания указанного проекта договора с приложением к нему предложений о внесении изменений в такой проект в части, не противоречащей законодательству Российской Федерации (в случае подписания указанного проекта договора или мотивированного отказа от его подписания действующим от имени потребителя иным лицом к проекту договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами или мотивированному отказу от его подписания прилагаются документы, подтверждающие полномочия такого лица).
Пунктом 8(12) Правил 3 1156 установлено, что в случае если по истечении 15 рабочих дней со дня поступления потребителю от регионального оператора проекта договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами потребитель не представил подписанный экземпляр договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами либо мотивированный отказ от подписания указанного проекта договора с приложением к нему предложений о внесении изменений в такой проект в части, не противоречащей законодательству Российской Федерации, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора по цене, указанной региональным оператором в указанном проекте договора.
Поскольку в установленный Правилами N 1156 Ответчик не представил подписанный экземпляр Договора либо мотивированный отказ от подписания указанного проекта договора в адрес Регионального оператора, то в силу вышеуказанных норм Правил N 1156 суд первой инстанции пришел к выводу о том, что Договор на оказание услуг по обращению с ТКО N 510/УО от 16.07.2021 между ООО "Легенда" и ООО "ЭкоСтройРесурс" считается заключенным на условиях типового договора по цене, указанной региональным оператором в указанном проекте договора.
Как следует из материалов дела, в соответствии с п. 10 Договора универсальные передаточные документы (УПД) за период оказания услуг по обращению с ТКО также были направлены в адрес ООО "Легенда" сопроводительными письмами, а именно:
за июнь 2021 г. - письмо исх.N ЭСР-52263/21 от 30.07.2021;
Согласно п. 11 Договора потребитель обязан принять УПД от Регионального оператора и в течение 5 рабочих дней со дня получения УПД обязан вернуть один подписанный и скрепленный печатью экземпляр УПД Региональному оператору. Если в указанный срок УПД не будет возвращен Региональному оператору, УПД будет считаться подписанным Потребителем без возражений.
Пунктом 12 Договора установлено, что в случае отсутствия со стороны Потребителя в соответствующем расчетном периоде мотивированных и документально подтвержденных возражений, заявленных в порядке, предусмотренном разделом VI Договора, услуги считаются надлежаще оказанными и подлежат оплате потребителем в полном объеме.
Не принятые Ответчиком УПД возвращены в адрес Регионального оператора.
В адрес Регионального оператора 09.07.2021 поступило письмо исх. N 17 от 07.07.2021, которым ООО "Легенда" уведомило ООО "ЭкоСтройРесурс" о том, что собственниками помещений в МКД по адресу: Самарская область, г. Самара, Октябрьский район, ул. Ново-Садовая, д. 106г, к. 1, принято решение о заключении собственниками помещений в МКД, действующими от своего имени, договоров на оказание услуг по обращению с ТКО с региональным оператором.
Как следует из материалов дела, после получения от ответчика указанного письма исх. N 17 от 07.07.2021 Региональным оператором было подготовлено соглашение о расторжении с 01.07.2021 Договора N 510/УО от 16.07.2021 (письмо исх. N ЭСР-52263/21 от 30.07.2021) на основании полученных 09.07.2021 от Ответчика сведений и документов.
10.08.2021 (вх.N 79614/РО у истца) Ответчик возвратил без подписания соглашение о расторжении с 01.07.2021 Договора N 510/УО от 16.07.2021.
Письмом от 24.08.2021 (исх. N ЭСР-58406/21) Региональный оператор уведомил Ответчика о том, что правоотношения между ООО "ЭкоСтройРесурс" и ООО "Легенда" установлены надлежащим образом, поэтому оплату согласно платежным документам, направленным в адрес управляющей компании Региональным оператором, необходимо производить в полном объеме.
Ответчик 10.08.2021 (вх. 79614/РО у истца) возвратил в адрес Регионального оператора без подписания Договор N 510/УО от 16.07.2021 и УПД к Договору.
При этом, управляющая организация мотивировала отказ от подписания договора и оплаты оказанных по Договору услуг по обращению с ТКО тем, что собственниками помещений в МКД по адресу: Самарская область, г. Самара, Октябрьский район, ул. Ново-Садовая, д. 106г, к. 1, принято решение о заключении собственниками помещений в МКД, действующими от своего имени, договоров на оказание услуг по обращению с ТКО с региональным оператором.
Данный довод Ответчика признан судом первой инстанции несостоятельным и не являющимся основанием для освобождения управляющей организации от оплаты за оказанные в спорный период с 08.06.2021-30.06.2021 услуги по обращению с ТКО по следующим основаниям.
Исходя из положений частей 1,2, 12, 15 статьи 161, части 2 статьи 162 ЖК РФ, "Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в МКД, должно обеспечиваться одним из способов управления таким домом. При выборе собственниками управляющей организации последняя несет ответственность перед ними за предоставление коммунальных услуг и должна заключить договоры с ресурсоснабжающими организациями, поставляющими коммунальные ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг и вывоза ТКО.
При передаче МКД в управление управляющей организации именно управляющая организация участвует в правоотношениях с региональным оператором по обращению с ТКО, являясь потребителем по соответствующему договору на оказание услуг по обращению с ТКО.
Информация о передаче с 08.06.2021 МКД в управление управляющей организации ООО "Легенда" на основании договора управления N УК-НС106г от 08.06.2021 размещена на официальном портале в сети Интернет - Государственная информационная система жилищно-коммунального хозяйства (ГИС ЖКХ).
Поэтому презюмируется, что по общему правилу именно Ответчик, получает от собственников помещений плату за коммунальную услугу по обращению с ТКО, а также осуществляет расчеты за оказанную услугу с региональным оператором по обращению с ТКО.
При этом неисполнение конечными потребителями (в том числе с использованием услуг платежного агента) своих обязательств перед управляющей организацией не освобождает последнюю от обязательств, возложенных на нее законом и договором по оплате потребленных энергоресурсов ресурсоснабжающей организации (определение Верховного Суда Российской Федерации от 07.11.2014 N 301-ЭС14-2280). Данная правовая позиция справедлива и для отношений, возникающих по поводу обращения ТКО.
С 03.04.2018 вступили в силу существенные изменения, внесенные в ЖК РФ Федеральным законом от 03.04.2018 N 59-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации" (далее - Закон N 59-ФЗ), в силу которых часть 2 статьи 44 ЖК РФ дополнена пунктом 4.4 о праве собственников на общем собрании принять решение о заключении собственниками помещений в МКД, действующими от своего имени, в порядке, установленном настоящим Кодексом, соответственно, в частности договора на оказание услуг по обращению с ТКО с ресурсоснабжающей организацией, региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Приведенное законоположение предоставляет собственникам помещений в МКД право принять решение о заключении с поставщиком коммунального ресурса прямых договоров ресурсоснабжения, фактически освободив управляющую организацию от статуса исполнителя коммунальной услуги и возложив такие функции на ресурсоснабжающую организацию.
Согласно ст. 44, 46 ЖК РФ решения и протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме являются официальными документами как документы, удостоверяющие факты, влекущие за собой юридические последствия в виде возложения на собственников помещений в многоквартирном доме обязанностей в отношении общего имущества в данном доме, изменения объема прав и обязанностей или освобождения этих собственников от обязанностей.
Пунктом 1 части 1 статьи 157.2 ЖК РФ предусмотрено, что при управлении МКД управляющей организацией, товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом коммунальные услуги собственникам помещений в МКД и нанимателям жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме предоставляются ресурсоснабжающей организацией, региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами в соответствии с заключенными с каждым собственником помещения в МКД, действующим от своего имени, договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в случае при принятии общим собранием собственников помещений в МКД решения, предусмотренного пунктом 4.4 части 2 статьи 44 настоящего Кодекса.
Согласно пункту 1 части 7 статьи 157.2 ЖК РФ договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами между собственником помещения в МКД и ресурсоснабжающей организацией, региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами считаются заключенными со всеми собственниками помещений в МКД одновременно в случае, предусмотренном пунктом 1 части 1 настоящей статьи, с даты, определенной в решении общего собрания собственников помещений в МКД, предусмотренном пунктом 4.4 части 2 статьи 44 настоящего Кодекса.
В настоящем деле в качестве доказательства принятия собственниками помещений в МКД решения, предусмотренного пунктом 4.4 части 2 статьи 44 ЖК РФ, в редакции Закона N 59-ФЗ, Ответчик ссылался на протокол общего собрания собственников помещений в МКД, находящемся в его управлении, согласно которым собственники помещений в МКД приняли решение о прямом способе расчетов и заключении прямых договоров с ресурсоснабжающей организацией с 01.06.2020, но умалчивает о неисполнении Ответчиком обязанности по своевременному предоставлению Региональному оператору протокола общего собрания собственников.
В соответствии с частью 1 статьи 46 ЖК РФ копии решений и протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по вопросу, указанному в пункте 4.4 части 2 статьи 44 ЖК РФ, подлежат направлению лицом, по инициативе которого было созвано общее собрание, в срок, указанный в настоящей части, региональному оператору по обращению с твердыми коммунальными отходами, с которыми собственниками помещений в многоквартирном доме, действующими от своего имени, будут в соответствии с принятым решением заключены договоры, содержащие положения о предоставлении коммунальных услуг.
С учетом положений статьи 157.2 ЖК РФ, пунктов 8-9 Правил N 354, последствием принятия указанного решения является переход статуса исполнителя соответствующих коммунальных услуг к Региональному оператору.
Поскольку обязательственные правоотношения, возникшие между управляющей организацией и собственниками (пользователями) помещений МКД по поводу оказания коммунальных услуг, обращения ТКО, носят длящийся характер, принятое в силу вышеуказанных положений статьи 44 ЖК РФ решение прекращает данные правоотношения в силу закона, поскольку является односторонним отказом от договора (статьи 310, 450.1 ГК РФ).
Между тем, с учетом разъяснений, изложенных в пункте 13 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22.11.2016 N 54 "О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации об обязательствах и их исполнении", осуществление права на односторонний отказ может быть осуществлено путем уведомление другой стороны, а обязательство считается прекратившимся с момента, когда соответствующее уведомление доставлено или считается доставленным по правилам статьи 165.1 ГК РФ, если иное не предусмотрено ГК РФ, другими законами, иными правовыми актами или условиями сделки либо не следует из обычая или из практики, установившейся во взаимоотношениях сторон.
Частью 7 статьи 157.2 ЖК РФ установлено, что договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами между собственником помещения в многоквартирном доме и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами считаются заключенными со всеми собственниками помещений в многоквартирном доме одновременно в случае, предусмотренном пунктом 1 части 1 настоящей статьи, с даты, определенной в решении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, предусмотренном пунктом 4.4 части 2 статьи 44 настоящего Кодекса. По решению ресурсоснабжающей организации, регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами указанный срок может быть перенесен, но не более чем на три календарных месяца. О таком решении региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами уведомляют лицо, по инициативе которого было созвано данное собрание, не позднее пяти рабочих дней со дня получения копий решения и протокола общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме в порядке, предусмотренном частью 1 статьи 46 настоящего Кодекса.
Положения части 7 статьи 157.2 ЖК РФ определяют, что договорные отношений по оказанию коммунальных услуг между собственниками (пользователями) помещений в МКД и оператором ТКО не могут быть реализованы в отсутствие доказательств надлежащей реализации полномочий на отказ от договора, поскольку отсутствие данных обстоятельств препятствует вступлению оператора ТКО в договорные отношения с собственниками помещений. С учетом изложенного, следует сделать вывод о том, что соответствующие договорные отношения, как и прекращение у управляющей организации статуса исполнителя соответствующей коммунальной услуги, возникают лишь при условии надлежащего извещения оператора ТКО о принятом решении (пункт 3 статьи 307 ГК РФ, статьи 435, 438 ГК РФ).
Поскольку уведомление Управляющей организации, а также копии протокола общего собрания собственников помещений, на котором собственниками помещений в МКД по адресу: Самарская область, г. Самара, Октябрьский район, ул. Ново-Садовая, д. 106г, к. 1, принято решение о заключении собственниками помещений в МКД, действующими от своего имени, договоров на оказание услуг по обращению с ТКО с региональным оператором, поступили в адрес Регионального оператора лишь 07.07.2021, то изменение (прекращение действия) Договора N 510/УО от 16.07.2021 в силу вышеуказанных норм права, как и прекращение у управляющей организации статуса исполнителя соответствующей коммунальной услуги, возникают лишь после надлежащего извещения оператора ТКО о принятом решении, то есть после 07.07.2021.
Региональный оператор является добросовестным участником правоотношений в сфере оказания услуг по обращению с ТКО, осуществляет свою деятельность в строгом соответствии в действующим законодательством и вправе рассчитывать на аналогичное поведение иных участников этих правоотношений - потребителей по договору на оказание услуг по обращению с ТКО.
Региональный оператор направил Ответчику соглашение о расторжении с 01.07.2021 Договора, прекратил начисление с 01.07.2021 по Договору и с указанной даты осуществляет начисление за услуг по обращению с ТКО напрямую собственникам помещений.
Таким образом, с учетом даты поступления от Ответчика Региональному оператору протокола общего собрания собственников Истец своевременно реализовал переход на прямые расчеты с собственниками помещений в МКД за услуги по обращению с ТКО, направив в адрес ответчика проект дополнительного соглашения о расторжении с 01.07.2021 Договора N 510/УО от 16.07.2021.
Исковые требования предъявлены Истцом в связи с неисполнением Ответчиком обязательств по договору на оказание услуг по обращению с ТКО N 510/УО от 16.07.2021 по оплате за оказанные в период 08.06.2021 - 30.06.2021 услуги по обращению с ТКО.
В силу п. 1 ст. 329 ГК РФ исполнение обязательств может обеспечиваться неустойкой, залогом, удержанием вещи должника, поручительством, независимой гарантией, задатком, обеспечительным платежом и другими способами, предусмотренными законом или договором.
В силу п. 1 ст. 330 ГК РФ неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения. По требованию об уплате неустойки кредитор не обязан доказывать причинение ему убытков.
Верховный суд Российской Федерации в апелляционном определении N АПЛ20-108 от 09.06.2022 указал, что порядок определения размера неустойки, установленный пунктом 22 Типового договора, подлежит применению к правоотношениям между региональным оператором и лицом, уполномоченным собственником твердых коммунальных отходов на заключение договора с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, в том числе управляющей компанией.
Пунктом 22 типового договора, утвержденного Постановлением Правительства N 1156, установлено, что в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения потребителем обязательств по оплате настоящего договора региональный оператор вправе потребовать от потребителя уплаты неустойки в размере 1/130 ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации, установленной на день предъявления соответствующего требования, от суммы задолженности за каждый день просрочки.
Согласно п. 26 Договора N 510/УО от 16.07.2021 в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения Потребителем обязательств по оплате настоящего договора Региональный оператор вправе потребовать от Потребителя уплаты неустойки в размере 1/130 ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации, установленной на день предъявления соответствующего требования, от суммы задолженности за каждый день просрочки.
В соответствии со ст. 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований, в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. В силу ст. 310 ГК РФ односторонний отказ от исполнения обязательства не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законодательством РФ.
В соответствии со статьей 12 ГК РФ взыскание неустойки является одним из способов защиты нарушенного гражданского права.
Поскольку Ответчиком не произведена оплата основного долга в размере 82 666 руб. 88 коп. за период 08.06.2021 - 30.06.2021, то с учетом ст. 330 ГК РФ, п. 22 типового договора, п. 26 Договора N 510/УО от 16.07.2021 Истец вправе требовать присуждения неустойки.
Расчет неустойки произведен Истцом с учетом действовавшего в период с 06.04.2020 по 31.12.2020 моратория на начисление неустоек, установленного статьей 18 Федерального закона от 01.04.2020 N 98-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций".
Кроме этого, расчет неустойки произведен Истцом с учетом Постановления Правительства РФ от 28.03.2022 N 497 "О введении моратория на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами".
В силу подп. 2 п. 3 ст. 9.1 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" на срок действия моратория в отношении должников, на которых он распространяется, наступают последствия, предусмотренные абз. 5, 7 - 10 п. 1 ст. 63 настоящего Федерального закона.
Абзацем 10 п. 1 ст. 63 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" указано, что с даты вынесения арбитражным судом определения о введении наблюдения наступают следующие последствия: не начисляются неустойки (штрафы, пени) и иные финансовые санкции за неисполнение или ненадлежащее исполнение денежных обязательств и обязательных платежей, за исключением текущих платежей.
Пунктом 7 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.12.2020 N 44 "О некоторых вопросах применения положений статьи 9.1 Федерального закона от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" указано, что в период действия моратория проценты за пользование чужими денежными средствами (ст. 395 ГК РФ), неустойка (ст. 330 ГК РФ), пени за просрочку уплаты налога или сбора (ст. 75 Налогового кодекса Российской Федерации), а также иные финансовые санкции не начисляются на требования, возникшим до введения моратория, к лицу, подпадающему под его действие (подп. 2 п. 3 ст. 9.1, абз. 10 п. 1 ст. 63 Закона о банкротстве). В частности, это означает, что не подлежит удовлетворению предъявленное в общеисковом порядке заявление кредитора о взыскании с такого лица финансовых санкций, начисленных за период действия моратория. Лицо, на которое распространяется действие моратория, вправе заявить возражения об освобождении от уплаты неустойки (подп. 2 п. 3 ст. 9.1, абз. 10 п. 1 ст. 63 Закона о банкротстве) и в том случае, если в суд не подавалось заявление о его банкротстве.
Поскольку ответчик является юридическим лицом, то с учетом Постановления Правительства РФ N 497 на него распространяется действие моратория с 01.04.2022.
С учетом действующего с 01.04.2022 моратория на начисление неустоек, установленного Постановлением Правительства РФ от 28.03.2022 N 497 "О введении моратория на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами", с учетом Постановления Правительства РФ от 26.03.2022 N 474 "О некоторых особенностях регулирования жилищных отношений в 2022 и 2023 годах" размер неустойки составляет 17 821,07 руб. за период начисления неустойки 11.07.2021-31.10.2022 (за вычетом периода мораторя) за оказанные в период 08.06.2021-30.06.2021 услуги по обращению с ТКО по Договору N 510/УО от 16.07.2021.
Проверив представленный Истцом расчет неустойки, суд первой инстанции признал его методологически и арифметически верным.
Ответчик, указывая на несоразмерность заявленной неустойки, просил снизить ее размер на основании статьи 333 ГК РФ.
При этом уменьшение неустойки, определенной договором и подлежащей уплате лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность, допускается в исключительных случаях, если будет доказано, что взыскание неустойки в предусмотренном договором размере может привести к получению кредитором необоснованной выгоды (пункт 1 статьи 333 ГК РФ).
Диспозиция статьи 333 ГК РФ и разъяснения по ее применению свидетельствует о наличии у суда права, а не обязанности применения положений вышеназванной статьи при установлении указанных в ней обстоятельств
Требование о снижении размера неустойки, являясь производным от основного требования о взыскании неустойки, неразрывно связано с последним и позволяет суду при рассмотрении дела по существу оценить одновременно и обоснованность размера заявленной к взысканию неустойки, т.е. ее соразмерность последствиям нарушения обязательства, что, по сути, направлено на реализацию действия общеправовых принципов справедливости и соразмерности, а также обеспечение баланса имущественных прав участников правоотношений при вынесении судебного решения и согласуется с положением статьи 17 (часть 3) Конституции Российской Федерации, в соответствии с которым осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 24.11.2016 N 2447-0, от 28.02.2017 N 431-0).
Таким образом, из указанных разъяснений судов высших судебных инстанций следует, что лицо, заявившее в суде о применении статьи 333 ГК РФ, должно доказать несоразмерность неустойки и исключительность случая, в связи с которым необходимо ее снижение, а суд, в свою очередь, не вправе принимать решение по своей инициативе о снижении неустойки по мотиву явной несоразмерности последствиям нарушения обязательства, без предоставления ответчиком соответствующих доказательств, подтверждающих такую несоразмерность.
Соответственно, ответчику недостаточно заявить об уменьшении неустойки, он должен доказать наличие оснований для ее снижения.
Иной подход позволяет недобросовестному должнику, нарушившему условия согласованных с контрагентом обязательств, в том числе об избранных ими мерах ответственности и способах урегулирования спора, извлекать преимущества из своего незаконного поведения.
Данный подход соответствует правовой позиции, изложенной в определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 10.12.2019 N 307-ЭС19-14101 по делу N А56-64034/2018.
Ответчик должен представить доказательства явной несоразмерности неустойки последствиям нарушения обязательства, в частности, что возможный размер убытков Истца, которые могли возникнуть вследствие нарушения обязательства, значительно ниже начисленной неустойки.
Поскольку требование о снижении размера неустойки заявлено ответчиком, именно на нем лежит обязанность представить доказательства возможного размера убытков для сопоставления их с начисленной неустойкой.
Доказательств, подтверждающих явную несоразмерность неустойки последствиям нарушения обязательств, а также доказательств того, что взыскание неустойки может привести к получению Истцом необоснованной выгоды, ответчиком не представлено.
Ссылка ответчика на индекс потребительских цен в 2022 году, а также представленный ответчиком расчет, не свидетельствует о явной несоразмерности заявленной к взысканию неустойки последствиям нарушенного обязательства ответчиком, так как само по себе превышение законной неустойки над размером банковского процента применительно к рассматриваемому делу в данном конкретном случае не является основанием для снижения пени в порядке статьи 333 ГК РФ.
В данном случае размер определенной к взысканию неустойки соразмерен задолженности и не превышает размер возможных убытков, вызванных нарушением обязательства.
Сам по себе размер взыскиваемой суммы не свидетельствует о несоразмерности неустойки.
Суд первой инстанции также учёл и то, что каждое обязательство должно исполняться надлежащим образом, а в случае неисполнения обязательства соответствующая сторона должна нести установленную законом или договором ответственность.
Неустойка является санкцией за нарушение обязательства.
В случае необоснованного снижения неустойки происходит утрата присущей ей обеспечительной функции, состоящей в стимулировании сторон обязательства к его надлежащему исполнению. В таком случае исполнение обязательства в срок становится для ответчика экономически нецелесообразным.
Степень соразмерности заявленной истцом неустойки последствиям нарушения обязательства является оценочной категорией, в силу чего только суд вправе дать оценку указанному критерию, исходя из своего внутреннего убеждения и обстоятельств конкретного дела, как того требуют статьи 71 АПК РФ.
Доказательства явной несоразмерности неустойки последствиям нарушения обязательства ответчиком в суд не представлены.
Каких-либо доказательств наличия исключительных обстоятельств, влекущих необходимость снижения пени, ответчик не представил.
Заявленный размер неустойки рассчитан истцом исходя из предусмотренных законодательством ставок, устанавливающих минимальный размер штрафных санкций за неисполнение обязательств по оплате предоставляемых услуг по обращению с ТКО.
С учетом обстоятельств рассматриваемого спора, учитывая, что размер неустойки прямо предусмотрен действующим законодательством, отвечает принципам разумности и соразмерности ответственности за нарушение обязательства, суд первой инстанции пришел к выводу, что явной несоразмерности заявленной истцом неустойки, исходя из представленных доказательств, не установлено, следовательно, основания для применения статьи 333 ГК РФ отсутствуют.
Принимая во внимание указанные обстоятельства, руководствуясь статьями 12, 165.1, 307, 309, 310, 329, 330, 333, 395, 421, 422, 425, 426, 428, 435, 438, 445, 450.1, 779, 781 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 30, 44, 46, 153, 154, 155, 157.2, 161, 162, 165.1 Жилищного кодекса Российской Федерации, статьями 9, 65, 70, 71, 110, 167-170, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьями 2, 6 Федерального закона от 21.07.2014 N 209-ФЗ "О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства", статьей 23 Федерального конституционного закона от 17.12.1997 N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации", статьями 9.1, 63 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", пунктом 13 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22.11.2016 N 54 "О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации об обязательствах и их исполнении", пунктом 7 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.12.2020 N 44 "О некоторых вопросах применения положений статьи 9.1 Федерального закона от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", пунктом 65 постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств", суд первой инстанции правомерно и обоснованно удовлетворил иск.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, являлись предметом исследования суда первой инстанции, который дал им надлежащую правовую оценку. Суд апелляционной инстанции не находит оснований для переоценки выводов суда первой инстанции.
В апелляционной жалобе не приведено доводов, опровергающих выводы суда первой инстанции.
При указанных обстоятельствах отсутствуют предусмотренные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основания для изменения или отмены судебного акта суда первой инстанции.
Судебные расходы, связанные с рассмотрением дела в суде апелляционной инстанции, в соответствии с частью 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относятся на заявителя апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 26.01.2023 по делу N А55-10451/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в срок, не превышающий двух месяцев, в Арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий судья |
С.А. Кузнецов |
Судьи |
Т.И. Колодина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-10451/2022
Истец: ООО "ЭкоСтройРесурс"
Ответчик: ООО "Легенда"