г. Казань |
|
28 сентября 2023 г. |
Дело N А49-1972/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 сентября 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 28 сентября 2023 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Федоровой Т.Н.,
судей Арукаевой И.В., Тюриной Н.А.,
при участии представителей:
истца - Гришиной Е.В. (доверенность от 01.07.2022 N 45),
ответчика - Никоновой С.Н. (доверенность 20.06.2023 б/н),
в отсутствие:
третьего лица - извещено надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Горводоканал"
на решение Арбитражного суда Пензенской области от 19.01.2023 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.04.2023
по делу N А49-1972/2020
по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Горводоканал" (ОГРН 1065836023714, ИНН 5836623790) к обществу с ограниченной ответственностью "Пензапродкомбинат" (ОГРН 1025801440092, ИНН 5837018732) о взыскании 3 039 517,82 руб.,
третье лицо: Межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Саратовской и Пензенской областям,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Горводоканал" (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд Пензенской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Пензапродкомбинат" (далее - ответчик) о взыскании платы в сумме 3 039 517,82 руб. за негативное воздействие на работу централизованной системы за период с января по октябрь 2018 года по договору на отпуск питьевой воды, прием сточных вод и загрязняющих веществ для юридических лиц и граждан-собственников нежилых помещений N 2210 от 01.01.2007 (акты N 49 от 19.01.2018, N 402 от 24.04.2018, N775 от 13.07.2018, N 1093 от 26.09.2018, N 1109 от 02.10.2018).
Решением Арбитражного суда Пензенской области от 20.05.2021, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.05.2021, исковые требования удовлетворены, с ответчика в пользу истца взысканы долг в размере 3 039 517,82 руб. и расходы по оплате государственной пошлины в сумме 38 198 руб.
Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 21.12.2021 решение Арбитражного суда Пензенской области от 20.05.2021 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.07.2021 отменены. Дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Пензенской области.
Решением Арбитражного суда Пензенской области от 19.01.2023, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.04.2023, исковые требования оставлены без удовлетворения. Судебные расходы отнесены на истца.
Не согласившись с вынесенными судебными актами, истец обратился с кассационной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда отменить, исковые требования удовлетворить в полном объеме.
По мнению заявителя кассационной жалобы, вывод апелляционного суда о том, что ООО "Пензапродкомбинат" на момент отбора проб сточных вод не входило в перечень абонентов, включенных в Программу контроля состава и свойств сточных вод и в связи с этим у истца отсутствовали правовые основания для проведения отбора проб с целью контроля их состава и свойств, является незаконным и необоснованным.
По состоянию на даты отбора проб сточных вод в отношении ответчика не действовала норма об обязательном контроле состава и свойств, сбрасываемых им сточных вод именно (и только) в соответствии с Программой контроля состава и свойств сточных вод. В то же время на даты отбора проб сточных вод ответчика действовали нормы законодательства, устанавливающие единые требования для абонентов по внесению платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения.
Действующее на момент отбора проб сточных вод законодательство не содержит норм, освобождающих абонентов от внесения платы за негативное воздействие на работу централизованных систем водоотведения в зависимости от включения либо отсутствия абонентов в Программе контроля состава и свойств сточных вод.
Ответчик представил отзыв на кассационную жалобу, в котором просит оспариваемые судебные акты оставить без изменения как соответствующие действующему законодательству.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе, отзыве на нее, Арбитражный суд Поволжского округа не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов исходя из следующего.
Из материалов дела видно, что 01.01.2007 между ООО "Горводоканал" (Водоканал) и ООО "Пензапродкомбинат" (Абонент) заключен договор на отпуск питьевой воды, прием сточных вод и загрязняющих веществ для юридических лиц и граждан-собственников нежилых помещений N 2210 от 01.01.2007, предметом которого является отпуск питьевой воды из городского водопровода, прием, транспортировка сточных вод и оплата предоставляемых услуг Абонентом.
Согласно п. 1.4 данного договора объект абонента расположен по адресу: г. Пенза, ул. Нагорный проезд, 2А.
Местом исполнения обязательств Водоканала по договору признаются колодцы в местах присоединения к сетям, находящимся на балансе Водоканала (пункт 1.3 договора).
В соответствии с п. 2.3 данного договора Водоканал обязан систематически контролировать качество сточных вод, отводимых Абонентом в канализацию Водоканала путем отбора проб. Полученный результат пробы стороны считают действительным до следующего отбора проб.
Согласно п. 3.2.8 данного договора Абонент обязан не превышать концентраций загрязняющих веществ, поступающих со сточными водами в систему канализации Водоканала, установленных действующим законодательством, графиками аналитического контроля, полученным разрешением на сброс загрязняющих веществ.
Порядок контроля за сбросом сточных вод установлен разделом V данного договора.
Согласно п. 5.8 данного договора результаты анализа, проведенные Водоканалом, считаются действительными до следующего отбора проб и в течение этого срока учитываются при расчетах с Абонентом за сверхнормативный сброс сточных вод.
В соответствии с п. 8.3.2 данного договора Абонент несет ответственность за вред, причиненный системам коммунального водоснабжения и канализации, в полном объеме в соответствии с законодательством РФ, за качество сточных вод, сбрасываемых в централизованную систему коммунальной канализации в соответствии с законодательством РФ.
19.01.2018, 24.04.2018, 13.07.2018, 26.09.2018, 02.10.2018 истцом произведены отборы проб сточных вод из контрольного колодца N 1, расположенного по адресу: г. Пенза, Нагорный проезд, 2А, оформлены акты отбора проб и осуществлены анализы проб, по результатам которых установлено превышение нормативных показателей общих свойств сточных вод и допустимых концентраций загрязняющих веществ в сточных водах, допущенных к сбросу в централизованную систему водоотведения, предусмотренных приложением N 5 к Правилам N 644.
Результаты анализов направлены ответчику и им получены.
10.02.2020 ответчику вручены расчеты платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения за соответствующие периоды исходя из фактической концентрации веществ, нормативов платы и компенсационного коэффициента.
Ссылаясь на то, что ответчик плату за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения г. Пензы не произвел, ООО "Горводоканал" обратилось в арбитражный суд с иском к ООО "Пензапродкомбинат" о взыскании суммы долга в размере 3 039 517,82 руб.
При разрешении заявленных исковых требований суды первой и апелляционной инстанций руководствовались нормами Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон N 416-ФЗ), Правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 N 644 (далее - Правила N 644), Правилами осуществления контроля состава и свойств сточных вод, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 21.06.2013 N 525 (далее - Правила N 525), и установив, что по состоянию на даты проведения отбора проб сточных вод ООО "Пензапродкомбинат" не входило в перечень абонентов, включенных в согласованную с Росприроднадзором Программу контроля состава и свойств сточных вод, в связи с чем у ООО "Горводоканал" отсутствовали правовые основания для проведения отбора проб с целью контроля их состава и свойств, пришел к выводу об отсутствии оснований для начисления платы, взыскиваемой истцом в рамках настоящего спора.
Судебная коллегия соглашается с выводами судов первой и апелляционной инстанций исходя из следующего.
Согласно п. 1 ст. 30 Закона о водоснабжении и водоотведении контроль состава и свойств сточных вод, отводимых абонентами в централизованную систему водоотведения, осуществляется организацией, осуществляющей водоотведение, либо уполномоченной ею организацией, в соответствии с программой контроля состава и свойств сточных вод в порядке, установленном Правительством РФ.
В спорный период действовали Правила N 525, которые, в силу содержания пункта 1, определяли порядок проведения организацией, осуществляющей водоотведение, либо уполномоченной ею организацией, контроля состава и свойств сточных вод, отводимых абонентами, для объектов которых устанавливаются нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ, а также абонентами, для объектов которых нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в централизованную систему водоотведения, не устанавливаются.
Правилами N 525 было установлено, что отбор проб сточных вод для названных абонентов осуществляется в соответствии с Программой контроля состава и свойств сточных вод, которая согласно пункту 4 Правил разрабатывается и утверждается организацией, осуществляющей водоотведение (ООО "Горводоканал"), и согласовывается территориальным органом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор).
Срок действия Программы контроля состава и свойств сточных вод составляет не менее 3 лет.
Согласно пункту 5 Правил N 525 Программа контроля состава и свойств сточных вод включает: а) перечень абонентов; б) указание периодичности планового контроля состава и свойств сточных вод и основания для проведения внепланового контроля состава и свойств сточных вод; в) указание мест отбора проб сточных вод.
Пунктом 10 Правил N 525 предусмотрено, что Программа контроля состава и свойств сточных вод представляется организацией, осуществляющей водоотведение, в территориальный орган по месту ее нахождения по форме, приведенной в приложении N 1.
В соответствии с пунктом 16 Правил N 525 основанием для внесения организацией, осуществляющей водоотведение, изменений в программу контроля состава и свойств сточных вод в течение срока ее действия является изменение перечня абонентов, включенных в утвержденную территориальным органом программу контроля состава и свойств сточных вод, и (или) нормативов допустимых сбросов. Указанные изменения в программу контроля состава и свойств сточных вод представляются организацией, осуществляющей водоотведение, на согласование в территориальный орган по месту ее нахождения по форме, приведенной в приложении N 1 к настоящим Правилам.
В основу заявленных исковых требований положены результаты проведенных 19.01.2018, 24.04.2018, 13.07.2018, 26.09.2018 и 02.10.2018 в отношении ответчика контрольных мероприятий - отбора проб сточных вод, произведенных в соответствии с Программой контроля состава и свойств сточных вод от 16.01.2015, в которой в числе абонентов значилось ООО "Пензапродкомбинат". Срок действия данного документа не определен.
Вместе с тем, из письма Межрегионального Управления Росприроднадзора по Саратовской и Пензенской области N 2748-И от 15.06.2020 следует, что в согласованной Программе контроля состава и свойств сточных вод на период 2018-2021 гг. информация об абоненте ООО "Пензапродкомбинат" отсутствует.
Согласно письму Межрегионального Управления Росприроднадзора по Саратовской и Пензенской области N 706-И от 01.02.2022 информация по ООО "Пензапродкомбинат", представленная в письме N 2748-И от 15.06.2020, основана на данных из "Программы контроля состава и свойств сточных вод на период 2018-2021 гг.", которая согласована с Управлением Росприроднадзора по Пензенской области письмом N 1358-И от 03.05.2018.
Поддерживая заявленные исковые требования, истец сослался на то, что представленная им Программа контроля состава и свойств сточных вод от 16.01.2015 продолжала действовать в 2018 году наряду с Программой контроля состава и свойств сточных вод на период 2018-2021 гг., поскольку утверждение последней программы было обусловлено необходимостью утверждения Программы для абонентов, для объектов которых установлены нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ.
Вместе с тем, как верно указано судами предыдущих инстанций, из совокупного толкования п. 1, 4, 5 и 16 Правил N 525 следует, что утверждение и одновременное действие нескольких Программ контроля для разных категорий абонентов не предусмотрено.
Порядок осуществления контроля состава и свойств сточных вод, установленный Постановлением Правительства РФ от 21.06.2013 N 525, является единым для всех категорий абонентов.
Возможность разработки и утверждения организацией, осуществляющей водоотведение, отдельных Программ контроля для абонентов, для которых установлены нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ, и для абонентов, для которых данные нормативы не установлены, Законом N 416-ФЗ и Правилами N 525 не предусмотрена.
Пунктом 16 Правил N 525 регламентированы действия организации, осуществляющей водоотведение, в случае изменения перечня абонентов, включенных в утвержденную территориальным органом программу контроля состава и свойств сточных вод, и (или) нормативов допустимых сбросов.
Так, изменение перечня абонентов, включенных в утвержденную территориальным органом программу контроля состава и свойств сточных вод, и (или) нормативов допустимых сбросов в период ее действия является основанием для внесения организацией, осуществляющей водоотведение, изменений в программу контроля состава и свойств сточных вод в течение срока ее действия (п. 16 Правил N 525).
Таким образом, законодательством предусмотрена возможность внесения изменений в действующую Программу контроля состава и свойств сточных вод. Одновременное действие нескольких программ не предусмотрено.
С учетом изложенного суды правомерно указали, что Программа контроля состава и свойств сточных вод на период 2018 - 2021 годов не является дополнением к Программе контроля состава и свойств сточных вод от 2015 года и носит самостоятельный характер.
Согласно п. 4 Правил N 525 срок действия Программы контроля состава и свойств сточных вод составляет не менее 3 лет.
Срок действия Программы контроля состава и свойств сточных вод от 16.01.2015 не определен.
Таким образом, Программа контроля состава и свойств сточных вод от 16.01.2015, на которую ссылался истец, в спорный период уже не действовала, а в Программу контроля состава и свойств сточных вод на период 2018 - 2021 годы, утвержденную в 2018 году и согласованную с Росприроднадзором ответчик не включен.
При таких обстоятельствах суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу о том, что на момент отбора проб сточных вод (19.01.2018, 24.04.2018, 13.07.2018, 26.09.2018 и 02.10.2018) ООО "Пензапродкомбинат" не являлось нормируемым абонентом и не входило в перечень абонентов, включенных в согласованную с Росприроднадзором Программу контроля состава и свойств сточных вод на период 2018- 2021 гг., а потому у ООО "Горводоканал" отсутствовали правовые основания для проведения в спорные периоды отбора проб с целью контроля их состава и свойств и, следовательно, отсутствовали основания для начисления платы, взыскиваемой истцом в рамках настоящего спора.
Доводы, приведенные в кассационной жалобе, не опровергают правомерность выводов судов первой и апелляционной инстанций, являлись предметом их исследования и получили надлежащую правовую оценку.
Принимая во внимание соответствие выводов судов установленным по делу обстоятельствам, а также правильное применение ими норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов по делу.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Пензенской области от 19.01.2023 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.04.2023 по делу N А49-1972/2020 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Т.Н. Федорова |
Судьи |
И.В. Арукаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Возможность разработки и утверждения организацией, осуществляющей водоотведение, отдельных Программ контроля для абонентов, для которых установлены нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ, и для абонентов, для которых данные нормативы не установлены, Законом N 416-ФЗ и Правилами N 525 не предусмотрена.
Пунктом 16 Правил N 525 регламентированы действия организации, осуществляющей водоотведение, в случае изменения перечня абонентов, включенных в утвержденную территориальным органом программу контроля состава и свойств сточных вод, и (или) нормативов допустимых сбросов.
Так, изменение перечня абонентов, включенных в утвержденную территориальным органом программу контроля состава и свойств сточных вод, и (или) нормативов допустимых сбросов в период ее действия является основанием для внесения организацией, осуществляющей водоотведение, изменений в программу контроля состава и свойств сточных вод в течение срока ее действия (п. 16 Правил N 525).
...
Согласно п. 4 Правил N 525 срок действия Программы контроля состава и свойств сточных вод составляет не менее 3 лет."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 28 сентября 2023 г. N Ф06-6451/23 по делу N А49-1972/2020
Хронология рассмотрения дела:
22.01.2024 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-19820/2023
28.09.2023 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-6451/2023
28.04.2023 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-3077/2023
19.01.2023 Решение Арбитражного суда Пензенской области N А49-1972/20
21.12.2021 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-9554/2021
30.07.2021 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-10475/2021
20.05.2021 Решение Арбитражного суда Пензенской области N А49-1972/20