г. Самара |
|
28 апреля 2023 г. |
Дело N А49-1972/2020 |
Резолютивная часть постановления оглашена 26 апреля 2023 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 28 апреля 2023 г.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Сергеевой Н.В.,
судей Драгоценновой И.С., Поповой Е.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Сурайкиной А.В.,
без участия в судебном заседании представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела,
рассмотрев в открытом судебном заседании 26 апреля 2023 года в помещении суда апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Горводоканал"
на решение Арбитражного суда Пензенской области от 19 января 2023 года по делу N А49-1972/2020 (судья Гук Н.Е.),
по иску общества с ограниченной ответственностью "Горводоканал" (ОГРН 1065836023714, ИНН 5836623790), г. Пенза,
к обществу с ограниченной ответственностью "Пензапродкомбинат" (ОГРН 1025801440092, ИНН 5837018732), г. Пенза,
третье лицо: Межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Саратовской и Пензенской областям (ОГРН 1046405027107, ИНН 6450076459)
о взыскании 3039517 руб. 82 коп.,
УСТАНОВИЛ:
ООО "Горводоканал" обратилось в Арбитражный суд Пензенской области с иском к ООО "Пензапродкомбинат" о взыскании платы в сумме 3039517 руб. 82 коп. за негативное воздействие на работу централизованной системы за период с января по октябрь 2018 года по договору на отпуск питьевой воды, прием сточных вод и загрязняющих веществ для юридических лиц и граждан-собственников нежилых помещений N 2210 от 01. 01. 2007 года (акты N 49 от 19. 01. 2018 года, N 402 от 24.04.2018 года, N 775 от 13. 07. 2018 года, N 1093 от 26. 09. 2018 года, N 1109 от 02.10.2018 года). Требования заявлены на основании ст. ст. 309, 310 Гражданского кодекса РФ.
Решением Арбитражного суда Пензенской области от 20. 05. 2021 года по делу N А49-1972/2020 исковые требования ООО "Горводоканал" о взыскании с ООО "Пензапродкомбинат" платы в сумме 3039517 руб. 82 коп. за негативное воздействие на работу централизованной системы за период с января по октябрь 2018 года по договору на отпуск питьевой воды, прием сточных вод и загрязняющих веществ для юридических лиц и граждан-собственников нежилых помещений N 2210 от 01.01.2007 года удовлетворены, с ООО "Пензапродкомбинат" в пользу ООО "Горводоканал" взысканы сумма долга в размере 3039517 руб. 82 коп. и расходы по оплате государственной пошлины в сумме 38198 руб.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 30. 07. 2021 года решение Арбитражного суда Пензенской области от 20.05.2021 года по делу N А49-1972/2020 оставлено без изменения.
Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 21. 12. 2021 года решение Арбитражного суда Пензенской области от 20.05.2021 года и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.07.2021 года по делу N А49-1972/2020 отменены. Дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Пензенской области.
Отменяя судебные акты первой и второй инстанции, Арбитражный суд Поволжского округа сослался на то, что судами не были установлены обстоятельства исключения ООО "Пензапродкомбинат" из Программы контроля состава и свойств сточных вод, либо не включения названного абонента в действующую Программу контроля состава и свойств сточных вод в случае истечения срока действия Программы контроля состава и свойств сточных вод от 16.01.2015 года, согласованной с Росприроднадзором 16.01.2015 года, равно как и не установлены последствия исключения ООО "Пензапродкомбинат" из Программы контроля состава и свойств сточных вод (в случае установления названного факта). Кроме того, в судебных актах первой и второй инстанции отсутствует обоснование для вывода о том, что контрольные колодцы и место их расположения согласованы сторонами в период действия договора холодного водоснабжения и водоотведения от 01.01.2017 года N 2210 и именно для целей отбора проб сточных вод ответчика. Доводам ответчика об оспаривании факта нахождения контрольного колодца (последнего колодца на канализационной сети абонента перед ее врезкой в централизованную систему водоотведения) по адресу: г. Пенза, Нагорный проезд, д. 2а, в том числе, со ссылкой на договор транспортировки, также не была дана правовая оценка.
При новом рассмотрении дела определением Арбитражного суда Пензенской области от 01.03.2022 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечено Межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Саратовской и Пензенской областям.
Решением Арбитражного суда Пензенской области от 19 января 2023 года исковые требования общества с ограниченной ответственностью "Горводоканал" к обществу с ограниченной ответственностью "Пензапродкомбинат" о взыскании 3039517 руб. 82 коп. оставлены без удовлетворения. Судебные расходы отнесены на истца.
Не согласившись с принятым судебным актом, общество с ограниченной ответственностью "Горводоканал" обратилось в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить по изложенным в жалобе основаниям и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований.
В обоснование доводов жалобы ссылается на то, что по состоянию на вышеуказанные даты отбора проб сточных вод в отношении ответчика не действовала норма об обязательном контроле состава и свойств, сбрасываемых им сточных вод именно (и только) в соответствии с программой контроля состава и свойств сточных вод. Однако, в то же время на даты отбора проб сточных вод ответчика действовали нормы законодательства, устанавливающие единые требования для абонентов по внесению платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения.
Апеллянт ссылается на то, что действующее на момент отбора проб сточных вод законодательство не содержит норм, освобождающих абонентов от внесения платы за негативное воздействие на работу централизованных систем водоотведения в зависимости от включения либо отсутствия абонентов в Программе контроля состава и свойств сточных вод.
Общество с ограниченной ответственностью "Пензапродкомбинат" представило письменный отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
В судебное заседание лица, участвующие в деле, извещенные о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, не явились, своих представителей в суд не направили.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, о времени и месте судебного заседания, размещена арбитражным судом на официальном сайте Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу: www.11aas.arbitr.ru в соответствии с порядком, установленным статьей 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьями 123 и 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционный суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, извещенных о месте и времени судебного разбирательства.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверяется в соответствии со статьями 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Проверив материалы дела, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, отзыве на апелляционную жалобу и возражениях на отзыв суд не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, 01.01.2007 года между ООО "Горводоканал" (Водоканал) и ООО "Пензапродкомбинат" (Абонент) заключен договор на отпуск питьевой воды, прием сточных вод и загрязняющих веществ для юридических лиц и граждан-собственников нежилых помещений N 2210 от 01.01.2007 года, предметом которого является отпуск питьевой воды из городского водопровода, прием, транспортировка сточных вод и оплата предоставляемых услуг Абонентом (т. 1 л.д. 38-44).
Согласно п. 1.4 данного договора объект абонента расположен по адресу: г. Пенза, ул. Нагорный проезд, 2А (литеры ЕГБМА1А2).
Местом исполнения обязательств Водоканала по договору признаются колодцы в местах присоединения к сетям, находящимся на балансе Водоканала (пункт 1.3 договора).
В соответствии с п. 2.3 данного договора Водоканал обязан систематически контролировать качество сточных вод, отводимых Абонентом в канализацию Водоканала путем отбора проб. Полученный результат пробы стороны считают действительным до следующего отбора проб.
Согласно п. 3.2.8 данного договора Абонент обязан не превышать концентраций загрязняющих веществ, поступающих со сточными водами в систему канализации Водоканала, установленные действующим законодательством, графиками аналитического контроля, полученным разрешением на сброс загрязняющих веществ.
По условиям п. 3.2.27 данного договора Абонент должен обеспечить лабораторный контроль и соблюдение установленных требований и нормативов по составу сбрасываемых в систему канализации сточных вод.
В соответствии с п. 3.2.22 данного договора Абонент обязан обеспечивать беспрепятственный доступ сотрудников Водоканала для осуществления контрольных функций на узлы Абонента и к контрольным колодцам для отбора проб, осмотра и проведения эксплуатационных работ на транзитных водопроводных и канализационных сетях, водоводах в коллекторах, находящихся в ведении Водоканала проходящих по территории Абонента. Время ожидания допуска представителями Водоканала не может быть более 20 мин. Случаи превышения указанного времени считаются недопуском представителей Водоканала к контрольным колодцам для отбора проб.
Порядок контроля за сбросом сточных вод установлен разделом V данного договора.
Согласно п. 5.1 данного договора контроль за соблюдением нормативов качества сбрасываемых сточных вод Абонентом осуществляется Водоканалом путем выполнения анализов проб сточных вод Абонента, отбираемых в контрольных канализационных колодцах. Отбор контрольных проб производится в соответствии с действующим законодательством и другими нормативными документами.
Сроки отбора проб (контрольных проб) и время проведения отбора определяются Водоканалом. При отборе проб сточных вод составляется двухсторонний акт (пункт 5.2 договора).
В соответствии с п. 5.4 данного договора протокол и (или) акт подписываются представителями Водоканала и Абонента с указанием должности и фамилии. Вторые экземпляры протокола и (или) акта остаются у Абонента. Представителем Абонента является любое лицо, назначенное должностным лицом Абонента по письменному либо устному распоряжению, действующее без доверенности и участвующее в отборе проб и в подписании акта.
При несогласии Абонента с содержанием протокола и (или) акта Абонент обязан подписать их с указанием своих возражений по предъявленным претензиям. При отказе Абонента от подписания этих документов они вступают в силу в одностороннем порядке с отметкой "от подписи отказался".
Согласно п. 5.6 данного договора анализы проб сточных вод производятся лабораторией Водоканала. Водоканал вправе провести анализ отобранных сточных вод в иной независимой аттестованной лаборатории.
В соответствии с п. 5.10 данного договора Абонент одновременно в присутствии представителя Водоканала может отобрать параллельную пробу и направить ее на проведение анализа в аттестованной и (или) аккредитованной организации (лаборатории) за счет собственных средств. Отбор параллельной пробы Абонентом отражается в акте отбора проб, с описанием посуды, в которую Абонентом отбиралась проба.
Доставка проб параллельного отбора в независимую лабораторию производится силами и средствами Абонента с обязательным присутствием представителя Водоканала. Пробы, доставленные в независимую лабораторию без представителя Водоканала, считаются недействительными.
По условиям п. 5.9 данного договора при отборе представителем Водоканала пробы по требованию Абонента может быть отобрана контрольная проба, которая должна быть Абонентом законсервирована в соответствии с установленными требованиями и опечатана его печатью. Контрольная проба должна храниться в лаборатории Водоканала. Факт отбора контрольной пробы отражается в акте. Вскрытие контрольной пробы, в случае проведения повторного анализа в лаборатории Водоканала, производится Водоканалом совместно с представителями Абонента, о чем составляется акт, подписываемый представителями сторон.
В случае если результаты анализа параллельно отобранной Абонентом пробы не совпадают с результатом анализов Водоканала, Абонент вправе потребовать проведения анализа контрольной пробы в соответствии с Правилами, если отобранная контрольная проба была надлежащим образом законсервирована Абонентом в присутствии представителей Водоканала, соблюдая при этом сроки проведения анализа, установленные ГОСТом. При пропуске сроков проведения анализов, установленных ГОСТом, Абонент лишается права проведения анализа контрольной пробы (пункт 5.7 договора).
Согласно п. 5.8 данного договора результаты анализа, проведенные Водоканалом, считаются действительными до следующего отбора проб и в течение этого срока учитываются при расчетах с Абонентом за сверхнормативный сброс сточных вод.
В соответствии с п. 8.3.2 данного договора Абонент несет ответственность за вред, причиненный системам коммунального водоснабжения и канализации, в полном объеме в соответствии с законодательством РФ, за качество сточных вод, сбрасываемых в централизованную систему коммунальной канализации в соответствии с законодательством РФ.
Согласно п. 6.1 данного договора оплата полученной питьевой воды и сброшенных сточных вод производится Абонентом в соответствия с данными учета, а фактического количества загрязняющих веществ, сброшенных со сточными водами в систему канализации, - в соответствии с данными учета, полученными на основании лабораторного контроля, на расчетный счет или в кассу Водоканала до 1 -го числа месяца, следующего за расчетным, в порядке установленном п. 6.5 договора.
Договор заключен с 15.12.2006 и может быть изменен и дополнен в порядке, установленном законодательством (пункты 10.2, 10.3 договора).
Поскольку доказательства направления сторонами уведомления о расторжении, изменении или заключении нового договора (контракта) в материалах дела отсутствуют, арбитражный суд приходит к выводу о том, что договор на отпуск питьевой воды, прием сточных вод и загрязняющих веществ для юридических лиц и граждан-собственников нежилых помещений N 2210 от 01.01.2007 является действующим на тех же условиях.
Из материалов дела также следует, что письмом N 129 от 25.12.2017 ответчик уведомил истца о том, что уполномоченным представителем ООО "Пензапродкомбинат" для участия в отборе проб сточных вод назначена и.о. эколога Босалаева А.М. (контактный телефон 36-08-64, 89677015569 (21-55-69)) (т. 5 л.д. 82).
19.01.2018 истцом произведен отбор проб сточных вод из контрольного колодца N 1, расположенного по адресу: г. Пенза, Нагорный проезд, 2А.
Отбор проб произведен в присутствии представителя абонента - и.о. эколога Босалаевой А.М. и оформлен актом отбора проб сточных вод, отводимых абонентом в централизованную систему водоотведения N 49 от 19. 01. 2018 года, который подписан представителем абонента без замечаний (т. 1 л.д. 45-46).
В протоколе количественного химического анализа проб сточных вод N 42 от 31.01.2018 года и дополнении к протоколу N 42 от 05.02.2018 года зафиксировано превышение нормативных показателей общих свойств сточных вод и допустимых концентраций загрязняющих веществ в сточных водах, допущенных к сбросу в централизованную систему водоотведения, предусмотренных приложением N 5 к Правилам N 644 (т. 1 л.д. 51, 52).
Результаты анализов сточных вод, отобранных 19.01.2018 года, направлены в адрес ответчика и получены им 21.02.2018 года, что подтверждается почтовым уведомлением о вручении корреспонденции (т. 1 л.д. 50).
10.02.2020 ответчику вручен расчет платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения за период с 01.01.2018 года по 31.01.2018 года в размере 141818 руб. 53 коп. с НДС, за период с 01.02.2018 года по 28.02.2018 года в размере 147084 руб. 07 коп. с НДС, за период с 01.03.2018 года по 31.03.2018 года в размере 110997 руб. 57 коп. с НДС, исходя из фактической концентрации веществ, нормативов платы и компенсационного коэффициента (т. 1 л.д. 86-88, т. 8 л.д. 60).
24.04.2018 истцом произведен отбор проб сточных вод из контрольного колодца N 1, расположенного по адресу: г. Пенза, Нагорный проезд, 2А.
Отбор проб произведен в присутствии представителя абонента - и.о. эколога Босалаевой А.М. и оформлен актом отбора проб сточных вод, отводимых абонентом в централизованную систему водоотведения N 402 от 24.04.2018, который подписан представителем абонента без замечаний (т. 1 л.д. 53-54).
В протоколе количественного химического анализа проб сточных вод N 351 от 03.05.2018 и дополнении к протоколу N 351 от 07.05.2018 зафиксировано превышение нормативных показателей общих свойств сточных вод и допустимых концентраций загрязняющих веществ в сточных водах, допущенных к сбросу в централизованную систему водоотведения, предусмотренных приложением N 5 к Правилам N 644 (т. 1 л.д. 58-60).
Результаты анализов сточных вод, отобранных 24.04.2018, направлены в адрес ответчика и получены им 07.06.2018, что подтверждается почтовым уведомлением о вручении корреспонденции (т. 1 л.д. 61).
10.02.2020 ответчику вручен расчет платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения за период с 01.04.2018 по 30.04.2018 в размере 677112 руб. 21 коп. с НДС, за период с 01.05.2018 по 31.05.2018 в размере 700294 руб. 99 коп. с НДС, за период с 01.06.2018 по 30.06.2018 в размере 782528 руб. 26 коп. с НДС, исходя из фактической концентрации веществ, нормативов платы и компенсационного коэффициента (т. 1 л.д. 89-91, т. 8 л.д. 60).
13.07.2018 истцом произведен отбор проб сточных вод из контрольного колодца N 1, расположенного по адресу: г. Пенза, Нагорный проезд, 2А.
Отбор проб произведен в присутствии представителя абонента - и.о. эколога Босалаевой А.М. и оформлен актом отбора проб сточных вод, отводимых абонентом в централизованную систему водоотведения N 775 от 13.07.2018, который подписан представителем абонента без замечаний (т. 1 л.д. 62-63).
В протоколе количественного химического анализа проб сточных вод N 711 от 23.07.2018 и дополнении к протоколу N 711 от 03.08.2018 зафиксировано превышение нормативных показателей общих свойств сточных вод и допустимых концентраций загрязняющих веществ в сточных водах, допущенных к сбросу в централизованную систему водоотведения, предусмотренных приложением N 5 к Правилам N 644 (т. 1 л.д. 68-70).
Результаты анализов сточных вод, отобранных 13.07.2018, направлены в адрес ответчика и получены им 16.08.2018, что подтверждается почтовым уведомлением о вручении корреспонденции (т. 8 л.д. 134, 135-137, 138).
10.02.2020 ответчику вручен расчет платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения за период с 01.07.2018 по 31.07.2018 в размере 236923 руб. 36 коп. с НДС, за период с 01.08.2018 по 31.08.2018 в размере 177126 руб. 88 коп. с НДС, исходя из фактической концентрации веществ, нормативов платы и компенсационного коэффициента (т. 1 л.д. 92-93, т. 8 л.д. 60).
26.09.2018 истцом произведен отбор проб сточных вод из контрольного колодца N 1, расположенного по адресу: г. Пенза, Нагорный проезд, 2А.
Отбор проб произведен в присутствии представителей абонента - и.о. эколога Босалаевой А.М. и начальника пищевой промышленности Филипповой Н.Ф., и оформлен актом отбора проб сточных вод, отводимых абонентом в централизованную систему водоотведения N 1093 от 26.09.2018 (т. 1 л.д. 71 -72).
Данный акт подписан представителями абонента с замечаниями о том, что жидкостной столбик термометра прерван; температура сточных вод составляет 17°С; контрольные пробы на сульфиды (суммарно), а именно внесение консервантов при представителях не вносились.
Согласно акту отбора проб сточных вод N 1093 от 26.09.2018 года по инициативе ответчика были отобраны параллельные пробы, которые направлены для анализа в лабораторию филиала "ЦЛАТИ по Пензенской области" на все показатели, кроме Робщ, в посуде абонента: стекло 3 л + 1 л + 200 мл; полимер 1л + 1 л + 1 л.
В протоколе количественного химического анализа проб сточных вод N 1019 от 03.10.2018 года зафиксировано превышение нормативных показателей общих свойств сточных вод и допустимых концентраций загрязняющих веществ в сточных водах, допущенных к сбросу в централизованную систему водоотведения, предусмотренных приложением N 5 к Правилам N 644 (т. 1 л.д. 75-76).
Результаты анализов сточных вод, отобранных 26.09.2018 года, направлены в адрес ответчика и получены им 19.10.2018 года, что подтверждается почтовым уведомлением о вручении корреспонденции (т. 2 л.д. 3).
По результатам анализа параллельных проб сточных вод, отобранных у ответчика 26.09.2018 года, ФГБУ "Центр лабораторного анализа и технических измерений по Приволжскому федеральному округу" (ФГБУ "ЦЛАТИ по ПФО") составлен протокол КХА воды N 1335.350 от 15.10.2018 года, которым зафиксировано превышение нормативного показателя свойств сточных вод - железа (7,23 мг/куб. дм. при нормативе 5 мг/куб. дм.) (т. 3 л.д. 5 -6).
С учетом данных результатов анализа параллельных проб сточных вод 10.02.2020 года ответчику вручен расчет платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения за период с 01.09.2018 года по 30.09.2018 года в размере 34387 руб. 43 коп. с НДС, исходя из фактической концентрации веществ, нормативов платы и компенсационного коэффициента (т. 1 л.д. 92-93, т. 8 л.д. 60).
02.10.2018 года истцом произведен отбор проб сточных вод из контрольного колодца N 1, расположенного по адресу: г. Пенза, Нагорный проезд, 2А.
Отбор проб произведен в присутствии представителей абонента - и.о. эколога Босалаевой А.М. и начальника пищевой промышленности Филипповой Н.Ф., и оформлен актом отбора проб сточных вод, отводимых абонентом в централизованную систему водоотведения N 1109 от 02.10.2018 года (т. 1 л.д. 77-78).
Данный акт подписан представителями абонента с замечаниями о том, что температура сточных вод составляет +19°С жидкостным термометром; при вскрытии резервных проб посуда с жидкостями разносится сотрудниками лаборатории по кабинетам, что-то там производится и пробы возвращаются в пакет для резервирования проб, без присутствия представителей.
Согласно акту отбора проб сточных вод N 1109 от 02.10.2018 года по инициативе ответчика были отобраны параллельные пробы, которые направлены для анализа в лабораторию филиала "ЦЛАТИ по Пензенской области" на все показатели, кроме Робщ, в посуде абонента: стекло 3 л + 1 л + 200 мл; полимер 1л + 1 л + 1 л.
В протоколе количественного химического анализа проб сточных вод N 1036 от 08.10.2018 года зафиксировано превышение нормативных показателей общих свойств сточных вод и допустимых концентраций загрязняющих веществ в сточных водах, допущенных к сбросу в централизованную систему водоотведения, предусмотренных приложением N 5 к Правилам N 644 (т. 1 л.д. 82-83).
Результаты анализов сточных вод, отобранных 02.10.2018 года, направлены в адрес ответчика и получены им 19.10.2018 года, что подтверждается почтовым уведомлением о вручении корреспонденции (т. 1 л.д. 84).
По результатам анализа параллельных проб сточных вод, отобранных у ответчика 02.10.2018 года, ФГБУ "Центр лабораторного анализа и технических измерений по Приволжскому федеральному округу" (ФГБУ "ЦЛАТИ по ПФО") составлен протокол КХА воды N 1381.363 от 19.10.2018 года, которым зафиксировано превышение загрязняющих веществ и нормативных показателей свойств сточных вод - ХПК (573 мг/куб. дм при нормативе 500 мг/куб. дм) и отсутствие превышения по показателям жиры (20 мг/куб. дм при нормативе 50 мг/куб. дм) и железо (3,3 мг/куб. дм при нормативе 5 мг/куб. дм) (т. 3 л.д. 9-10).
С учетом данных результатов анализа параллельных проб сточных вод 10. 02. 2020 года ответчику вручен расчет платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения за период с 01.10.2018 года по 31.10.2018 года в размере 31244 руб. 52 коп. с НДС, исходя из фактической концентрации веществ, нормативов платы и компенсационного коэффициента (т. 1 л.д. 95, т. 8 л.д. 60).
Ссылаясь на то, что ответчик до настоящего времени плату за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения г. Пензы не произвел, ООО "Горводоканал" обратилось в арбитражный суд с иском к ООО "Пензапродкомбинат" о взыскании суммы долга в размере 3039517 руб. 82 коп., из которых: 141818 руб. 53 коп. - плата за период с 01. 01. 2018 года по 31. 01. 2018 года, 147084 руб. 07 коп. - плата за период с 01. 02. 2018 года по 28. 02. 2018 года, 110997 руб. 57 коп. - плата за период с 01. 03. 2018 года по 31. 03. 2018 года, 677112 руб. 21 коп. - плата за период с 01. 04. 2018 года по 30. 04. 2018 года, 700294 руб. 99 коп. -плата за период с 01. 05. 2018 года по 31. 05. 2018 года, 782528 руб. 26 коп. - плата за в период с 01. 06. 2018 года по 30. 06. 2018 года, 236923 руб. 36 коп. - плата за период с 01. 07. 2018 года по 31. 07. 2018 года, 177126 руб. 88 коп. - плата за период с 01. 08. 2018 года по 31. 08. 2018 года, 34387 руб. 43 коп. - плата за период с 01. 09. 2018 года по 30. 09. 2018 года, 31244 руб. 52 коп. - плата за период с 01. 10. 2018 года по 31. 10.2018 года.
Принимая решение об отказе в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующих обстоятельств.
В спорных периодах порядок контроля состава и свойств сточных вод, отводимых в централизованную систему водоотведения и порядок взимания платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения регулировался Федеральным законом от 07.12.2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", Правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 года N 644, Правилами осуществления контроля состава и свойств сточных вод, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 21.06.2013 года N 525.
В соответствии с ч. 10 ст. 7 Закона о водоснабжении и водоотведении в случае, если сточные воды, принимаемые от абонента в централизованную систему водоотведения, содержат загрязняющие вещества, иные вещества и микроорганизмы, негативно воздействующие на работу такой системы, абонент обязан компенсировать организации, осуществляющей водоотведение, расходы, связанные с негативным воздействием указанных веществ и микроорганизмов на работу централизованной системы водоотведения, в размере и порядке, которые установлены правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Согласно п. 4 Правил N 644 водоотведение с использованием централизованных систем водоотведения осуществляется на основании договора водоотведения (единого договора холодного водоснабжения и водоотведения), предметом которого является, в частности, прием организацией, осуществляющей водоотведение, сточных вод абонента, очистка и сброс их, соблюдение абонентом требований к составу и свойствам отводимых сточных вод, установленных Федеральным законом "О водоснабжении и водоотведении", законодательством Российской Федерации об охране окружающей среды и Правилами N644, нормативов водоотведения по составу сточных вод, а также оплата организации водопроводно-канализационного хозяйства водоотведения в порядке, размере и сроки, которые определены в договоре водоотведения.
В подпункте "ж" п. 35 Правил N 644 предусмотрена обязанность абонента вносить плату за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, плату за нарушение нормативов водоотведения по объему и составу сточных вод в порядке, размере и сроки, которые определены данными Правилами.
На основании подпунктов "в" и "г" п. 36 Правил N 644 организация водопроводно-канализационного хозяйства имеет право осуществлять контроль состава и свойств сточных вод, а также взимать с абонентов плату за отведение сточных вод сверх установленных нормативов по объему и составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод и плату за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, а также плату за сброс веществ, запрещенных или не разрешенных к сбросу в централизованные системы водоотведения.
В силу п. 111 Правил N 644 абоненты обязаны соблюдать требования к составу и свойствам сточных вод, отводимых в централизованную систему водоотведения, установленные Правилами, в целях предотвращения негативного воздействия сточных вод на работу централизованной системы водоотведения.
Согласно п. 113 Правил N 644 сточные воды, принимаемые (отводимые) в централизованные системы водоотведения, должны соответствовать следующим требованиям: а) запрещается производить сброс в централизованные системы водоотведения веществ, материалов, отходов и сточных вод, запрещенных к сбросу в централизованные системы водоотведения, по перечню согласно приложению N 4; б) значения показателей общих свойств сточных вод и концентраций загрязняющих веществ в сточных водах не должны превышать максимальные допустимые значения нормативных показателей общих свойств сточных вод и концентраций загрязняющих веществ в сточных водах, установленные в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованных систем водоотведения (далее - максимальные допустимые значения показателей и концентраций), по перечню согласно приложению N 5, за исключением случаев, предусмотренных п. 114 настоящих Правил.
В силу п. 114 Правил N 644 организация, осуществляющая водоотведение или очистку сточных вод, и абонент вправе заключить договор водоотведения (единый договор холодного водоснабжения и водоотведения), предусматривающий прием сточных вод с превышением максимальных допустимых значений показателей и концентраций по показателям, относящимся к технологическим показателям работы очистных сооружений, определенным в соответствии с проектной и (или) технической документацией таких очистных сооружений, при условии, что согласно результатам технического обследования очистные сооружения могут быть дополнительно нагружены без ухудшения качества очистки сточных вод и эффективности обработки осадка сточных вод и с сохранением существующей возможности утилизации осадка сточных вод (за исключением веществ, материалов, отходов и сточных вод, запрещенных к сбросу, а также максимальных допустимых значений показателей и концентраций, установленных в целях предотвращения негативного воздействия на канализационные сети). Размер платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения при сбросе сточных вод с нарушением требований, предусмотренных подпунктом "б" п. 113 настоящих Правил, уплачиваемой абонентом в указанном случае, определяется соглашением сторон.
В соответствии с п. 118 Правил N 644 в случае, если сточные воды, принимаемые от абонента в централизованную систему водоотведения, содержат загрязняющие вещества, иные вещества и микроорганизмы, негативно воздействующие на работу такой системы, не отвечающие требованиям, установленным п. 113 и 114 настоящих Правил, абонент обязан компенсировать организации, осуществляющей водоотведение, расходы, связанные с негативным воздействием сточных вод на работу централизованной системы водоотведения (далее - плата за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения), в порядке и размере, которые определены настоящими Правилами.
Возражая против заявленных требований, ответчик ссылается на отсутствие у истца оснований для проведения отбора проб с целью контроля их состава и свойств, поскольку в спорные периоды проведения отборов проб сточных вод, ООО "Пензапродкомбинат" не входило в перечень абонентов, включенных в согласованную Росприроднадзором Программу контроля состава и свойств сточных вод.
Истец ссылается на отсутствие обязанности по разработке и согласованию с территориальным подразделением Росприроднадзора Программы контроля в отношении ответчика, поскольку ответчик не относился к категории абонентов, для объектов которых установлены нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ, а контроль состава и свойств сточных вод, отводимых ответчиком осуществляется в соответствии с разделом IV, V Правил N 525.
Доводы истца арбитражный суд первой инстанции правильно признал необоснованными, исходя из следующего
Согласно п. 1 ст. 30 Закона о водоснабжении и водоотведении контроль состава и свойств сточных вод, отводимых абонентами в централизованную систему водоотведения, осуществляется организацией, осуществляющей водоотведение, либо уполномоченной ею организацией, в соответствии с программой контроля состава и свойств сточных вод в порядке, установленном Правительством РФ.
В спорный период действовали Правила N 525, которые, в силу содержания пункта 1, определяли порядок осуществления организацией, осуществляющей водоотведение, либо уполномоченной ею организацией, контроля состава и свойств сточных вод, отводимых абонентами, для объектов которых устанавливаются нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ, а также абонентами, для объектов которых нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в централизованную систему водоотведения, не устанавливаются.
Правилами N 525 было установлено, что отбор проб сточных вод для названных абонентов осуществляется в соответствии с Программой контроля состава и свойств сточных вод, которая согласно пункту 4 Правил разрабатывается и утверждается организацией, осуществляющей водоотведение (ООО "Горводоканал"), и согласовывается территориальным органом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор).
Срок действия Программы контроля состава и свойств сточных вод составляет не менее 3 лет.
Согласно пункту 5 Правил N 525 Программа контроля состава и свойств сточных вод включает: а) перечень абонентов; б) указание периодичности планового контроля состава и свойств сточных вод и основания для проведения внепланового контроля состава и свойств сточных вод; в) указание мест отбора проб сточных вод.
Пунктом 10 Правил N 525 предусмотрено, что Программа контроля состава и свойств сточных вод представляется организацией, осуществляющей водоотведение, в территориальный орган по месту ее нахождения по форме, приведенной в приложении N 1.
В соответствии с пунктом 16 Правил N 525 основанием для внесения организацией, осуществляющей водоотведение, изменений в программу контроля состава и свойств сточных вод в течение срока ее действия является изменение перечня абонентов, включенных в утвержденную территориальным органом программу контроля состава и свойств сточных вод, и (или) нормативов допустимых сбросов. Указанные изменения в программу контроля состава и свойств сточных вод представляются организацией, осуществляющей водоотведение, на согласование в территориальный орган по месту ее нахождения по форме, приведенной в приложении N 1 к настоящим Правилам.
В обоснование заявленных требований истец ссылается на полученные результаты проведенных 19.01.2018, 24.04.2018, 13.07.2018, 26.09.2018 и 02.10.2018 в отношении ответчика контрольных мероприятий - отбора проб сточных вод, произведенных в соответствии с Программой контроля состава и свойств сточных вод от 16.01.2015, в которой в числе абонентов значилось ООО "Пензапродкомбинат". Срок действия данного документа не определен.
Вместе с тем, из письма Межрегионального Управления Росприроднадзора по Саратовской и Пензенской области N 2748-И от 15.06.2020 следует, что в согласованной Программе контроля состава и свойств сточных вод на период 2018-2021 гг. информация об абоненте ООО "Пензапродкомбинат" отсутствует (т. 13 л.д. 16)
Согласно письму Межрегионального Управления Росприроднадзора по Саратовской и Пензенской области N 706-И от 01.02.2022 информация по ООО "Пензапродкомбинат", представленная в письме N 2748-И от 15.06.2020, основана на данных из "Программы контроля состава и свойств сточных вод на период 2018-2021 гг.", которая согласована с Управлением Росприроднадзора по Пензенской области письмом N 1358-И от 03.05.2018 года (т. 13 л.д. 17, 46 оборот-47).
Истец ссылается на то, что представленная им Программа контроля состава и свойств сточных вод от 16.01.2015 продолжала действовать в 2018 году наряду с Программой контроля состава и свойств сточных вод на период 2018-2021 гг., поскольку утверждение последней программы было обусловлено необходимостью утверждения Программы для абонентов, для объектов которых установлены нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ.
Вместе с тем, как верно указано судом первой инстанции, из совокупного толкования п. 1, 4, 5 и 16 Правил N 525 следует, что утверждение и одновременное действие нескольких Программ контроля для разных категорий абонентов не предусмотрено.
Как установлено в п. 1 Правил N 525 Правила осуществления контроля состава и свойств сточных вод устанавливают порядок осуществления организацией, осуществляющей водоотведение, либо уполномоченной ею организацией (далее -организация, осуществляющая водоотведение) контроля состава и свойств сточных вод, отводимых абонентами, для объектов которых устанавливаются нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в централизованную систему водоотведения, в соответствии с программой контроля состава и свойств сточных вод, а также абонентами, для объектов которых нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в централизованную систему водоотведения не устанавливается.
Таким образом, порядок осуществления контроля состава и свойств сточных вод, установленный Постановлением Правительства РФ от 21.06.2013 N 525, является единым для всех категорий абонентов.
Возможность разработки и утверждения организацией, осуществляющей водоотведение, отдельных Программ контроля для абонентов, для которых установлены нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ, и для абонентов, для которых данные нормативы не установлены, Законом N 416-ФЗ и Правилами N 525 не предусмотрена.
Пунктом 16 Правил N 525 регламентированы действия организации, осуществляющей водоотведение, в случае изменения перечня абонентов, включенных в утвержденную территориальным органом программу контроля состава и свойств сточных вод, и (или) нормативов допустимых сбросов.
Так, изменение перечня абонентов, включенных в утвержденную территориальным органом программу контроля состава и свойств сточных вод, и (или) нормативов допустимых сбросов в период ее действия является основанием для внесения организацией, осуществляющей водоотведение, изменений в программу контроля состава и свойств сточных вод в течение срока ее действия (п. 16 Правил N 525).
Таким образом, законодательством предусмотрена возможность внесения изменений в действующую Программу контроля состава и свойств сточных вод. Одновременное действие нескольких программ не предусмотрено.
Нормы Федерального закона от 07.12.2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", Постановления Правительства РФ от 18.03.2013 N 230 "О категориях абонентов, для объектов которых устанавливаются нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов", Постановление Правительства РФ от 29.07.2013 N 644 "Об утверждении правил холодного водоснабжения и водоотведения и о внесении изменений в некоторые акты правительства РФ" также не предусматривают утверждение отдельной Программы контроля состава и свойств сточных вод для абонентов, для которых установлены нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ, и отдельной Программы для абонентов, для которых данные нормативы не установлены.
Таким образом, Программа контроля состава и свойств сточных вод на период 2018 - 2021 годов не является дополнением к Программе контроля состава и свойств сточных вод" от 2015 года и носит самостоятельный характер.
Согласно п. 4 Правил N 525 срок действия Программы контроля состава и свойств сточных вод составляет не менее 3 лет.
Срок действия Программы контроля состава и свойств сточных вод" от 16.01.2015 не определен.
Таким образом, Программа контроля состава и свойств сточных вод от 16.01.2015 года, на которую ссылался истец, в спорный период уже не действовала, а в Программу контроля состава и свойств сточных вод на период 2018 - 2021 годы, утвержденную в 2018 году и согласованную с Росприроднадзором ответчик не включен.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что на момент отбора проб сточных вод (19.01.2018, 24.04.2018, 13.07.2018, 26.09.2018 и 02.10.2018) ООО "Пензапродкомбинат" не являлось нормируемым абонентом и не входило в перечень абонентов, включенных в согласованную с Росприроднадзором Программу контроля состава и свойств сточных вод на период 2018-2021 гг., а потому у ООО "Горводоканал" отсутствовали правовые основания для проведения в спорные периоды отбора проб с целью контроля их состава и свойств и, следовательно, отсутствовали основания для начисления платы, взыскиваемой истцом в рамках настоящего спора.
Суд первой инстанции правомерно сослался на аналогичную позицию, изложенную в постановлении Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.06.2022 по делу N А49-15169/2019 по иску между теми же сторонами о взыскании платы за сверхнормативный сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации г. Пензы в размере 2361547 руб. 73 коп., начисленной по результатам химического анализа проб, отбор которых оформлен актами отбора проб сточных вод, в том числе и актами, на основании которых заявлены настоящие требования, а именно: акт N 402 от 24.04.2018, акт N 775 от 13.07.2018 и акт N 1109 от 02.10.2018. Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.06.2022 по делу NА49-15169/2019 в иске ООО "Горводоканал" к ООО "Пензапродкомбинат" о взыскании платы за сверхнормативный сброс сточных вод и загрязняющих веществ в размере 2361547 руб. 73 коп. отказано.
Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 24.11.2022 по делу N А49-15169/2019 выводы суда апелляционной инстанции об отсутствии правовых оснований для проведения отбора проб с целью контроля их состава и свойств по состоянию на даты проведения отборов проб: 24.04.2018, 13.07.2018, 02.10.2018 и 04.03.2019 и начисления платы за сверхнормативный сброс сточных вод и загрязняющих веществ признаны верными, постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.06.2022 по делу N А49-15169/2019 оставлено без изменения (т. 14 л.д. 116-134).
Таким образом, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что наличие данных обстоятельств является достаточным основанием для отказа в удовлетворении исковых требований ООО "Горводоканал" к ООО "Пензапродкомбинат" о взыскании платы в сумме 3039517 руб. 82 коп. за негативное воздействие на работу централизованной системы.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, по существу направлены на переоценку фактических обстоятельств и представленных доказательств, правильно установленных и оцененных судом первой инстанции, опровергаются материалами дела и не отвечают требованиям действующего законодательства, поскольку основаны на неверном толковании норм права.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
С учетом вышеизложенного, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что решение арбитражного суда первой инстанции следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет".
По ходатайству указанных лиц копии постановления на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Пензенской области от 19 января 2023 года по делу N А49-1972/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
Н.В. Сергеева |
Судьи |
И.С. Драгоценнова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А49-1972/2020
Истец: ООО "Горводоканал"
Ответчик: ООО "Пензапродкомбинат"
Хронология рассмотрения дела:
28.09.2023 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-6451/2023
28.04.2023 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-3077/2023
19.01.2023 Решение Арбитражного суда Пензенской области N А49-1972/20
21.12.2021 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-9554/2021
30.07.2021 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-10475/2021
20.05.2021 Решение Арбитражного суда Пензенской области N А49-1972/20