г. Казань |
|
03 ноября 2023 г. |
Дело N А72-4946/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 31 октября 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 03 ноября 2023 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Моисеева В.А.,
судей Ивановой А.Г., Фатхутдиновой А.Ф.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Исмаиловой Г.Р.,
при участии:
конкурсного управляющего Охлопковой О.К. - лично, паспорт,
при участии представителя:
Федеральной налоговой службы - Банкетова А.Е., доверенность от 05.09.2023,
в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Федеральной налоговой службы
на определение Арбитражного суда Ульяновской области от 19.06.2023 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.08.2023
по делу N А72-4946/2019
по заявлению конкурсного управляющего должником Охлопковой Оксаны Константиновны об определении очередности погашения текущих платежей в рамках дела о несостоятельности (банкротстве) Ульяновского муниципального унитарного предприятия "Городской теплосервис",
УСТАНОВИЛ:
решением Арбитражного суда Ульяновской области от 21.12.2021 (резолютивная часть решения объявлена 14.12.2021) Ульяновское муниципальное унитарное предприятие "Городской теплосервис" (далее - УМУП "Городской теплосервис", должник) признано несостоятельным (банкротом), открыто конкурсное производство сроком на 6 месяцев, конкурсным управляющим утверждена Охлопкова Оксана Константиновна - член саморегулируемой организации - Ассоциация "Межрегиональная саморегулируемая организация профессиональных арбитражных управляющих".
27.04.2023 конкурсный управляющий Охлопкова О.К. обратилась в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением об определении очередности погашения текущих платежей по подготовке и проведению отопительного сезона 2023-2024 г., которым просила определить очередность погашения текущих расходов по подготовке к отопительному сезону 2023-2024 г. вне очереди преимущественно перед любыми другими требованиями кредиторов по текущим платежам.
Определением Арбитражного суда Ульяновской области от 19.07.2023 заявление конкурсного управляющего Охлопковой О.К. удовлетворено. Разрешены разногласия между конкурсным управляющим УМУП "Городской теплосервис" - Охлопковой О.К. и кредиторами по текущим платежам, определена очередность погашения текущих платежей по подготовке и проведению отопительного сезона 2023-2024 г. вне очереди преимущественно перед любыми другими требованиями кредиторов по текущим платежам.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.08.2023 определение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Федеральная налоговая служба (далее - ФНС России), ссылаясь на неправильное применение судебными инстанциями норм права, просит отменить определение суда от 19.07.2023 и постановление апелляционного суда от 23.08.2023, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявления конкурсного управляющего.
Заявителя жалобы указывает, что УМУП "Городской теплосервис" осуществляет убыточную деятельность, рост текущей задолженности ведет к уменьшению конкурсной массы; кроме того, по мнению ФНС России, обязанность по обеспечению отопительного сезона возложена на орган местного самоуправления - администрацию г. Ульяновска.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав в судебном заседании конкурсного управляющего Охлопкову О.К., представителя ФНС России - Банкетова А.Е., судебная коллегия приходит к следующему.
Как следует из материалов дела и установлено судами, вступившим в законную силу определением Арбитражного суда Ульяновской области от 21.09.2022 по делу N А72-4946/2019 отказано в удовлетворении заявления ФНС России об обязании конкурсного управляющего УМУП "Городской теплосервис" Охлопковой О.К. прекратить финансово-хозяйственную деятельность должника в ходе конкурсного производства.
Рассматривая указанное заявление, суд установил, что основным и фактически единственным видом деятельности должника является оказание услуг по передаче тепловой энергии на территории города Ульяновска. Иной организации, оказывающей аналогичные услуги на территории обслуживаемой должником, не имелось и не имеется. Никакой иной хозяйственной деятельностью, которая могла бы каким-либо значимым образом повлиять на финансовые результаты деятельности, должник не занимается. Прекращение хозяйственной деятельности предприятия приведет к прекращению отопления и горячего водоснабжения социально значимых объектов, срыву отопительного сезона в 2022-2023 г. и к нарушению прав третьих лиц, поскольку повлечет за собой возникновение чрезвычайной ситуации в связи с прекращением горячего водоснабжения и отопления значительной части населения города Ульяновска, что приведет к причинению вреда жизни и здоровью граждан.
Суды установили, что в настоящее время проведение торгов по продаже имущества должника, непосредственно используемого для производства и (или) реализации товаров (работ, услуг) в условиях естественной монополии, приостановлено.
В указанных обстоятельствах должник вынужден продолжать текущую хозяйственную деятельность по транспортировке теплоносителя, а также нести значительные расходы, связанные с подготовкой и проведением отопительного сезона 2023-2024 г.
В целях согласования указанных расходов конкурсным управляющим на рассмотрение собрания кредиторов 21.04.2023 была представлена смета расходов по подготовке к отопительному сезону.
Собранием кредиторов решение о согласовании сметы расходов принято не было.
Разрешая возникшие разногласия между конкурсным управляющим Охлопковой О.К. и кредиторами по определению очередности погашения текущих платежей, суды установили следующие обстоятельства.
В соответствии с постановлением администрации города Ульяновска от 22.03.2023 N 233 "Об окончании отопительного периода 2022-2023 г.в и проведении температурных и гидравлических испытаний тепловых сетей в муниципальном образовании "город Ульяновск" в срок до 25.04.2023 разработаны и утверждены планы мероприятий по подготовке источников тепловой энергии, тепловых сетей и систем теплопотребления к предстоящему отопительному периоду 2023-2024 г.
Сроки проведения гидравлических испытаний:
- ПАО "Т Плюс" совместно с УМУП "Городской теплосервис": с 10.05.2023 по 27.08.2023.
Суды указали, что основным документом, регламентирующим подготовку к отопительному периоду 2023-2024 г. является постановление администрации города Ульяновска от 28.03.2023 N 2727 "О мерах по подготовке объектов ЖКХ, ТЭК, социальной сферы на территории муниципального образования "город Ульяновск" к работе в зимних условиях и прохождению отопительного периода 2023-2024 г.". Данным документом утверждаются мероприятия муниципальных и ведомственных теплоснабжающих предприятий, управляющих компаний обслуживающих жилищный фонд, определяется состав городского штаба по подготовке городского хозяйства к зимнему сезону, прописан регламент работы городского штаба.
Для прохождения безаварийного отопительного периода 2023-2024 г. УМУП "Городской теплосервис" в 2023 г. планирует выполнить капитальный ремонт тепловых сетей - 3,15 п.км.
Через сети УМУП "Городской теплосервис" предоставляется услуга по теплоснабжению в более 755 многоквартирных домов на территории муниципального образования "город Ульяновск".
Суды отметили, что в настоящее время УМУП "Городской Теплосервис" продолжает осуществлять деятельность в области субъекта естественной монополии, выполняя социальную функцию, направленную на полное и своевременное обеспечение населения и социально значимых объектов города тепловой энергией.
Кроме того, суды приняли во внимание, что в настоящее время в ходе проведения гидравлических испытаний тепловых сетей УМУП "Городской теплосервис" происходят порывы, которые необходимо устранять и на ремонт которых требуются денежные средства.
Таким образом, суды пришли к выводу, что в рассматриваемом случае предоставление услуг теплоснабжения обеспечивает удовлетворение жизненно необходимых потребностей людей в холодное время года и приостановление деятельности по теплоснабжению в отопительный сезон даже на небольшой период времени может вызвать тяжелые социальные и экологические последствия, а с учетом размещения объектов должника на территории г. Ульяновска такое приостановление с высокой вероятностью может повлечь вывод из строя инфраструктуры теплоснабжения всего города без возможности проведения восстановительных работ и, как следствие, катастрофическую ситуацию в населенном пункте.
Принимая во внимание установленные обстоятельства, учитывая специфику производственной деятельности должника и вынужденный характер изменения очередности удовлетворения требований, направленной на проведение мероприятий по недопущению катастрофы либо гибели людей, в том числе реальность угрозы возникновения данных негативных последствий, суды пришли к выводу о необходимости изменения очередности погашения текущих платежей по подготовке и проведению отопительного сезона 2023-2024 г. вне очереди преимущественно перед любыми другими требованиями текущих кредиторов.
Руководствуясь положениями статей 60, 134 Федерального закона от 26.10.2002 N 127 "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве) с учетом разъяснений, изложенных в пункте 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.07.2009 N 63 "О текущих платежах по денежным обязательствам в деле о банкротстве", пункте 40.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.07.2009 N 60 "О некоторых вопросах, связанных с принятием Федерального закона от 30.12.2008 N 296-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)", суды удовлетворили заявленные требования конкурсного управляющего должником.
Суд кассационной инстанции оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы не усматривает.
В соответствии с пунктом 1 статьи 60 Закона о банкротстве заявления и ходатайства арбитражного управляющего, в том числе о разногласиях, возникших между ним и кредиторами, а в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, между ним и должником, жалобы кредиторов на нарушение их прав и законных интересов рассматриваются в заседании арбитражного суда не позднее чем через один месяц с даты получения указанных заявлений, ходатайств и жалоб, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. По результатам рассмотрения указанных заявлений, ходатайств и жалоб арбитражный суд выносит определение.
Пунктом 2 статьи 134 Закона о банкротстве определена очередность погашения текущих требований. Требования кредиторов по текущим платежам, относящиеся к одной очереди, удовлетворяются в порядке календарной очередности.
Вместе с тем, в силу положений абзаца второго пункта 1 статьи 134 Закона о банкротстве, в случае, если прекращение деятельности организации должника или ее структурных подразделений может повлечь за собой техногенные и (или) экологические катастрофы либо гибель людей, расходы на проведение мероприятий по недопущению возникновения указанных последствий погашаются вне очереди.
Конституционно значимая цель введения этой нормы состоит в снижении риска катастрофы либо гибели людей посредством установления дополнительной гарантии для кредиторов, чья деятельность служит недопущению опасных последствий (определение Верховного Суда Российской Федерации от 26.05.2022 N 301-ЭС19-21027).
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в абзаце третьем пункта 40.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.07.2009 N 60 "О некоторых вопросах, связанных с принятием Федерального закона от 30.12.2008 N 296-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)", суд вправе также признать законным отступление управляющим от очередности, предусмотренной в пункте 2 статьи 134 Закона о банкротстве, если это необходимо исходя из целей соответствующей процедуры банкротства, в том числе для недопущения гибели или порчи имущества должника либо предотвращения увольнения работников должника по их инициативе.
Оценив по правилам статьи 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства, доводы и возражения лиц, участвующих в деле, установив обстоятельства, свидетельствующие о наличии объективной необходимости, а также экстраординарных оснований для отступления от установленной законом очередности удовлетворения требований кредиторов по текущим обязательствам, суды пришли к обоснованному выводу об удовлетворении заявленных требований конкурсного управляющего должником и разрешили разногласия в его пользу.
Разрешая настоящий обособленный спор, суды действовали в рамках предоставленных им полномочий и оценили обстоятельства по внутреннему убеждению, что соответствует положениям статьи 71 АПК РФ.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, подлежат отклонению, поскольку тождественны тем доводам, которые являлись предметом исследования и оценки судов первой и апелляционной инстанций, основания для непринятия которой у суда кассационной инстанции отсутствуют.
Указанные доводы по существу направлены на переоценку доказательств и установление фактических обстоятельств, отличных от тех, которые были установлены судами, по причине несогласия заявителя жалобы с результатами указанной оценки судов, что не входит в круг полномочий арбитражного суда кассационной инстанции, перечисленных в статьях 286, 287 АПК РФ, и основаны на ином толковании норм законодательства, подлежащих применению при рассмотрении настоящего спора.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
определение Арбитражного суда Ульяновской области от 19.06.2023 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.08.2023 по делу N А72-4946/2019 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, установленном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
В.А. Моисеев |
Судьи |
А.Г. Иванова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Конституционно значимая цель введения этой нормы состоит в снижении риска катастрофы либо гибели людей посредством установления дополнительной гарантии для кредиторов, чья деятельность служит недопущению опасных последствий (определение Верховного Суда Российской Федерации от 26.05.2022 N 301-ЭС19-21027).
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в абзаце третьем пункта 40.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.07.2009 N 60 "О некоторых вопросах, связанных с принятием Федерального закона от 30.12.2008 N 296-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)", суд вправе также признать законным отступление управляющим от очередности, предусмотренной в пункте 2 статьи 134 Закона о банкротстве, если это необходимо исходя из целей соответствующей процедуры банкротства, в том числе для недопущения гибели или порчи имущества должника либо предотвращения увольнения работников должника по их инициативе."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 3 ноября 2023 г. N Ф06-10029/23 по делу N А72-4946/2019
Хронология рассмотрения дела:
10.11.2023 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-16462/2023
03.11.2023 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-10029/2023
10.10.2023 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-7341/2023
28.08.2023 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-9138/2023
23.08.2023 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-11742/2023
08.08.2023 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-6158/2023
13.07.2023 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-10469/2023
11.07.2023 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-5477/2023
13.06.2023 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-6799/2023
10.05.2023 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-4570/2023
26.04.2023 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-4563/2023
10.03.2023 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-586/2023
21.02.2023 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-20618/2022
21.07.2022 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-9153/2022
01.06.2022 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-17414/2022
05.04.2022 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-15584/2022
14.02.2022 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-16961/2021
21.12.2021 Решение Арбитражного суда Ульяновской области N А72-4946/19
09.12.2021 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-15968/2021
18.11.2021 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-10621/2021
26.10.2021 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-9125/2021
08.10.2021 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-13349/2021
17.08.2021 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-8460/2021
27.07.2021 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-9627/2021
12.05.2021 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-4921/2021
24.12.2020 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-68423/20
29.09.2020 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-7970/20
03.09.2020 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-9850/20
17.12.2019 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-17767/19
11.12.2019 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-54797/19
19.09.2019 Определение Арбитражного суда Ульяновской области N А72-4946/19
16.09.2019 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-13844/19
11.07.2019 Определение Арбитражного суда Ульяновской области N А72-4946/19