Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа
от 30 января 2002 г. N КА-А40/228-02
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 19.11.2001 г., Московскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации отказано в иске к ООО "Метстройсервис-Р" о взыскании на основании пункта 1 ст. 116 НК РФ штрафа в размере 5000 рублей за нарушение срока подачи заявления о постановке на учет в исполнительном органе Фонда социального страхования Российской Федерации в качестве страхователя по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
В кассационной жалобе истец просит отменить данное решение в связи с неправильным применением арбитражным судом при его принятии норм материального права (ст.ст. 116, 34-1 НК РФ, Федерального закона от 24.07.98 N 125-ФЗ, Федерального закона от 02.01.2000 N 24-ФЗ).
Представитель истца в судебном заседании поддержал доводы и требования кассационной жалобы.
Извещенный в установленном законом порядке о времени и месте рассмотрения дела, представитель ответчика в судебное заседание не явился.
Проверив правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального и процессуального права, арбитражный суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта, в том числе и по доводам кассационной жалобы.
Всесторонне, полно и объективно исследовав в судебном заседании находящиеся в деле доказательства, дав им надлежащую оценку, арбитражный суд рассмотрел спор без нарушения норм процессуального права, влекущих отмену судебных актов.
При этом, правильно применив указанные в решении нормы материального права, в том числе ст.ст. 116, 34-1 НК РФ, ФЗ от 05.08.2000 N 118-ФЗ "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах", арбитражный суд отказал в иске, пришел к обоснованному выводу о неправомерности привлечения истцом ООО "Метростройсервис-Р" в 2001 году к ответственности по пункту 1 статьи 116 Налогового кодекса РФ.
Доводы же кассационной жалобы, сводящиеся к иной чем у суда, не опровергающей правомерности его выводов трактовке норм материального права, не могут служить основаниями для отмены решения, так как не свидетельствуют о нарушении арбитражным судом норм материального или процессуального права.
В соответствии со ст. 116 НК РФ к ответственности привлекаются налогоплательщики, нарушившие установленные ст. 83 Налогового кодекса РФ сроки подачи заявления о постановке на учет, а не сроки регистрации в качестве страхователя по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний.
Указанные правоотношения регулируются ФЗ от 24.07.98 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболевании". Обязанность регистрации плательщиков страховых взносов у страховщика предусмотрена в подпункте 1 п. 2 ст. 17 данного Закона.
В соответствии со ст.ст. 9, 30, 34-1 НК РФ органы государственных внебюджетных фондов отнесены к числу участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах. В случаях, когда законодательством о сборах на эти органы возложены обязанности по налоговому контролю, они пользуются правами и несут обязанности налоговых органов, предусмотренные Налоговым кодексом РФ.
В соответствии со ст. 9 ФЗ РФ от 05.08.00 N 118-ФЗ "О введении в действие части второй Налогового кодекса РФ и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах" с 01.01.2001 года в связи с введением в действие части второй Налогового кодекса РФ налоговые органы осуществляют контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в государственные социальные внебюджетные фонды лишь тех страховых взносов, которые в силу названного Закона входят в единый социальный налог.
Взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в этот единый социальный налог законодатель не включил, они уплачиваются в соответствии с федеральными законами об этом виде социального страхования (ст. 11 ФЗ от 05.08.2000 г. N 118-ФЗ).
Федеральный закон от 02.01.2001 г. N 24-ФЗ "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2000 год", ст. 10 которого предусматривала применение финансовых санкций к плательщикам страховых взносов при нарушении регистрации в качестве страхователей в соответствии с частью 1 Налогового кодекса РФ носит срочный характер и был принят на 2000 год. В 2001 году действовал ФЗ "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2001 год", не предусматривавший порядка, предусмотренного ФЗ N 24-ФЗ.
Арбитражный суд пришел к правомерному выводу, что истец на момент проверки и принятия решения о привлечении страхователя к ответственности не обладал полномочиями по осуществлению налогового контроля и взысканию штрафных санкций, а ответчик не мог быть привлечен к ответственности по ст. 116 НК РФ.
Руководствуясь ст.ст. 134, 171, 174, 175, 177 АПК РФ, Федеральный арбитражный суд Московского округа постановил:
решение Арбитражного суда г. Москвы от 19 ноября 2001 года по делу N А40-38356/01-107-443 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 30 января 2002 г. N КА-А40/228-02
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Московского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании