В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 10 Федерального закона РФ N 110-ФЗ от 06.08.2001 г. (в ред. ФЗ РФ от 29.05.02 N 57-ФЗ) остатки неиспользованных средств резервов, отчисления в которые в соответствии с законодательством Российской Федерации, действующим до вступления в силу главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации, уменьшали налоговую базу, подлежат включению в состав доходов предприятия.
Согласно статье 26 Федерального закона Российской Федерации "Об организации страхового дела в Российской Федерации" N 4015-1 от 27.11.92 г. и в соответствии с Положением о порядке формирования страховых резервов по добровольному медицинскому страхованию ОАО "Газпроммедстрах", утвержденным 29.10.1998 г. и согласованным с Департаментом страхового надзора МФ РФ, нашей страховой компанией за период 1998 - 2001 гг. формировались страховые резервы (Резерв незаработанной премии, Резерв заявленных, но неурегулированных убытков, Резерв предупредительных мероприятий, Резерв произошедших, но незаявленных убытков), образуемые страховщиком для обеспечения выполнения обязательств по договорам страхования.
В соответствии с главой 25 Налогового кодекса РФ, вступившей в силу с 01 января 2002 года, подпунктом 1 пункта 2 статьи 294 предусмотрено, что к расходам страховых организаций относятся суммы отчислений в страховые резервы (с учетом изменения доли перестраховщиков в страховых резервах), формируемые на основании законодательства о страховании в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью. Следовательно, все страховые резервы (в том числе Резерв предупредительных мероприятий) относятся на затраты, уменьшающие налогооблагаемую базу страховщика, так как они сформированы в соответствии с вышеуказанным законодательством и согласованы с Департаментом страхового надзора МФ РФ.
Исходя из проведенного анализа действующего налогового законодательства, мы считаем, что страховые резервы (в том числе Резерв предупредительных мероприятий) не подлежат включению в состав доходов переходного периода.
В соответствии с вышесказанным просим разъяснить согласно действующему законодательству правильность и обоснованность вышеизложенного мнения.
См. также письмо Департамента налоговой политики Минфина РФ от 9 августа 2002 г. N 04-02-06/6/24
В связи с вашим запросом от 25 июля 2002 г. N 01-02/1403 Департамент налоговой политики сообщает следующее.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 294 Налогового кодекса Российской Федерации к расходам страховых организаций, связанным с осуществлением ими страховой деятельности, относятся, в частности, суммы отчислений в страховые резервы (с учетом изменения доли перестраховщиков в страховых резервах), формируемые на основании законодательства о страховании в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью.
Порядок формирования и использования страховых резервов страховой медицинской организацией регулируется Положением о страховых медицинских организациях, осуществляющих обязательное медицинское страхование, (далее - Положение), утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 11 октября 1993 г. N 1018.
В соответствии с пунктами 8 и 10 Положения медицинские страховые организации формируют страховые резервы оплаты медицинских услуг и страховой резерв, а также резерв финансирования предупредительных мероприятий, в порядке и на условиях, устанавливаемых территориальным фондом обязательного медицинского страхования.
Назначение резервов, формируемых страховой медицинской организацией приводится в Типовых правилах обязательного медицинского страхования (далее - Типовые правила), утвержденных совместным письмом Федерального фонда обязательного медицинского страхования и Федеральной службы России по надзору за страховой деятельностью от 28 июня 1994 г. N 3-1354.
В соответствии с пунктом 4.7 Типовых правил страховая медицинская организация образует из полученных от Территориального фонда обязательного медицинского страхования (далее - Фонд) средств необходимые для предстоящих выплат резерв оплаты медицинских услуг и запасной резерв.
Резерв оплаты медицинских услуг предназначен для оплаты в течение действия договоров страхования медицинских услуг застрахованному контингенту.
Запасной резерв предназначен для покрытия превышения расходов на оплату медицинских услуг над средствами, предназначенными на эти цели, т.е. при нехватке резерва оплаты медицинских услуг.
Резерв финансирования предупредительных мероприятий (далее - РФПМ) предназначен для финансирования мероприятий по снижению заболеваемости среди граждан и других мероприятий, способствующих снижению затрат обязательного медицинского страхования.
Из изложенного следует, что РФПМ не предназначен для оплаты медицинских услуг и не относится к страховым резервам.
Таким образом, применение для РФПМ режима налогообложения, который установлен для страховых резервов (принятие к вычету указанных страховых резервов при определении налогооблагаемой базы) необоснованно, что и предусмотрено нормами главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации.
Остатки резерва финансирования предупредительных мероприятий, которые имелись у страховых медицинских организаций на 31 декабря 2001 г., должны быть включены в доходную часть базы переходного периода в связи с изменением классификации объекта учета. После уплаты налога на прибыль оставшиеся средства РФПМ организации могут использовать на те цели для которых этот резерв формировался.
Руководитель Департамента | А.И.Иванеев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.