Страховая компания, занимающаяся обязательным медицинским страхованием, просит дать разъяснение по вопросу включения в состав доходов сумм начисленных за 2001 год резервов финансирования предупредительных мероприятий (в дальнейшем РФПМ).
РФПМ, также как и другие резервы (резерв оплаты мед. услуг; запасной резерв) в системе обязательного медицинского страхования формируются за счет средств, полученных от Фонда, на основании Постановления Правительства РФ от 11.10.1993 N 1018 (ред. 05.01 2000) и согласно приказу Федерального фонда обязательного медицинского страхования от 17.03.1999 N 20, из полученных от страховых платежей в порядке и на условиях, устанавливаемых территориальным фондом обязательного медицинского страхования. Резервы, образуемые страховой медицинской организацией, не подлежат изъятию в соответствующие бюджеты. Кроме того, согласно письма ФФОМС N 1039/34 от 30.05.96 и ФСР по надзору за страховой деятельностью N 02-04-08/4 от 22.05.96, в случае прекращения, в том числе досрочного, договора о финансировании обязательного медицинского страхования страховая медицинская организация обязана возвратить территориальному фонду средства на оплату медицинских услуг и средства сформированных резервов (оплаты медицинских услуг, запасного резерва, резерва предупредительных мероприятий), оставшиеся после выполнения ею в полном объеме обязательств.
РФПМ по ОМС - это целевой специализированный резерв, то есть средства, формируемые страховой медицинской организацией для финансирования мероприятий по снижению заболеваемости среди населения, повышению качества и доступности медицинской помощи и других мероприятий, способствующих снижению затрат на реализацию территориальной программы обязательного медицинского страхования. Конкретные направления использования РФПМ и порядок их финансирования устанавливаются Фондом. Средства РФПМ оперативно расходуются в течение года.
На конец отчетного периода все средства РФПМ были перечислены по договорам с соответствующими организациями на приобретение медицинского оборудования для лечебных учреждений. Но, в связи с отсутствием документов от лечебных организаций, по балансу (Форма N 1 - страховщик стр.560, гр.4) на 31.12.2001 указан остаток средств РФПМ.
В связи с вводом в действие ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, а также о признании утратившими силу отдельных актов (положений, актов) законодательства Российской Федерации о налогах и сборах" (В редакции Федеральных законов от 31 декабря 2001 года N 198-ФЗ, от 29 мая 2002 года N 57-ФЗ) ст. 10 п.1.п/п.4 по состоянию на 1 января 2002 года мы обязаны включить в состав доходов суммы, которые уменьшали налоговую базу до вступления в силу главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации.
См. также письмо Департамента налоговой политики Минфина РФ от 8 августа 2002 г. N 04-02-06/6/21
В связи с вашим запросом от 24 июля 2002 г. N 144/56-61/1 Департамент налоговой политики сообщает следующее.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 294 Налогового кодекса Российской Федерации к расходам страховых организаций, связанным с осуществлением ими страховой деятельности, относятся, в частности, суммы отчислений в страховые резервы (с учетом изменения доли перестраховщиков в страховых резервах), формируемые на основании законодательства о страховании в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью.
Порядок формирования и использования страховых резервов страховой медицинской организацией регулируется Положением о страховых медицинских организациях, осуществляющих обязательное медицинское страхование, (далее - Положение), утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 11 октября 1993 г. N 1018.
В соответствии с пунктами 8 и 10 Положения медицинские страховые организации формируют страховые резервы оплаты медицинских услуг и страховой резерв, а также резерв финансирования предупредительных мероприятий, в порядке и на условиях, устанавливаемых территориальным фондом обязательного медицинского страхования.
Назначение резервов, формируемых страховой медицинской организацией приводится в Типовых правилах обязательного медицинского страхования (далее - Типовые правила), утвержденных совместным письмом Федерального фонда обязательного медицинского страхования и Федеральной службы России по надзору за страховой деятельностью от 28 июня 1994 г. N 3-1354.
В соответствии с пунктом 4.7 Типовых правил страховая медицинская организация образует из полученных от Территориального фонда обязательного медицинского страхования (далее - Фонд) средств необходимые для предстоящих выплат резерв оплаты медицинских услуг и запасной резерв.
Резерв оплаты медицинских услуг предназначен для оплаты в течение действия договоров страхования медицинских услуг застрахованному контингенту.
Запасной резерв предназначен для покрытия превышения расходов на оплату медицинских услуг над средствами, предназначенными на эти цели, т.е. при нехватке резерва оплаты медицинских услуг.
Резерв финансирования предупредительных мероприятий (далее - РФПМ) предназначен для финансирования мероприятий по снижению заболеваемости среди граждан и других мероприятий, способствующих снижению затрат обязательного медицинского страхования.
Из изложенного следует, что РФПМ не предназначен для оплаты медицинских услуг и не относится к страховым резервам.
Таким образом, применение для РФПМ режима налогообложения, который установлен для страховых резервов (принятие к вычету указанных страховых резервов при определении налогооблагаемой базы) необоснованно, что и предусмотрено нормами главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации.
Остатки резерва финансирования предупредительных мероприятий, которые имелись у страховых медицинских организаций на 31 декабря 2001 г., должны быть включены в доходную часть базы переходного периода в связи с изменением классификации объекта учета. После уплаты налога на прибыль оставшиеся средства РФПМ организации могут использовать на те цели для которых этот резерв формировался.
Руководитель Департамента | А.И.Иванеев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.