г. Казань |
|
30 ноября 2023 г. |
Дело N А72-2324/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 ноября 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 30 ноября 2023 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Закировой И.Ш.,
судей Сибгатуллина Э.Т., Хабибуллина Л.Ф.,
при участии представителей:
Общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Эталон" - директора Тагирова С.П., решение N 1 от 08.12.2017, Стражникова В.П., доверенность от 28.03.2023,
Агентства государственного строительного и жилищного надзора Ульяновской области (ОГРН: 1137325000064, ИНН: 7325118223), г. Ульяновск - Дерябиной Е.В., доверенность от 09.01.2023,
в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Агентства государственного строительного и жилищного надзора Ульяновской области
на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 13.06.2023 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.08.2023
по делу N А72-2324/2023
по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Эталон" (ОГРН: 1177325022489, ИНН: 7326056548), к Агентству государственного строительного и жилищного надзора Ульяновской области (ОГРН: 1137325000064, ИНН: 7325118223), г. Ульяновск об оспаривании уведомления об отказе в продлении срока действия лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами от 28.12.2022 и распоряжения от 28.12.2022 N 96-л об отказе в продлении действия лицензии, третьи лица: - Общество с ограниченной ответственностью "Региональный информационный центр - Ульяновск" (ОГРН: 1147325001438, ИНН: 7325127242), г. Ульяновск; - Индивидуальный предприниматель Тырыкин Антон Викторович (ОГРНИП: 317732500000522, ИНН: 732802326369), г. Ульяновск,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Эталон" (далее - заявитель, общество, ООО "УК "Эталон") обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области к Агентству государственного строительного и жилищного надзора Ульяновской области (далее - Агентство) с заявлением о признании незаконным уведомления Агентства государственного строительного и жилищного надзора Ульяновской области об отказе в продлении срока действия лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами от 28.12.2022; о признании недействительным распоряжения от 28.12.2022 N 96-л об отказе в продлении действия лицензии от 14.03.2018 N 073-000204 заявителю ООО "УК "Эталон" на осуществление предпринимательской деятельности по управлению МКД, принятого Агентством государственного строительного и жилищного надзора Ульяновской области; об обязании Агентства государственного строительного и жилищного надзора Ульяновской области продлить срок действия лицензии на осуществление предпринимательской деятельности от 14.03.2018 N 073-000204 заявителю ООО "УК "Эталон"; о возложении на Агентство расходов по уплате госпошлины (с учетом уточнений исковых требований, принятых судом первой инстанции согласно ст.49 АПК РФ).
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 13.06.2023 заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.08.2023 решение Арбитражного суда Ульяновской области оставлено без изменения.
Агентство обратилось с кассационной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции отменить, вынести по делу новый судебный акт.
По мнению Агентства, выводы суда о том, что обществом выполнены все требования законодательства, необходимые для принятия решения о продлении лицензии, основаны на неверном применении норм материального права и не соответствуют материалам дела.
В отзыве на кассационную жалобу общество просит обжалуемые судебные акты оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Представитель Агентства в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Представитель общества в судебном заседании отклонил кассационную жалобу по основаниям, изложенным в отзыве.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание своих представителей не направили, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом.
В соответствии со статьями 156, 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) судебная коллегия рассмотрела кассационную жалобу без участия указанных лиц.
Арбитражный суд кассационной инстанции, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, проверив законность обжалуемых судебных актов в порядке статьи 286 АПК РФ, не находит оснований для их отмены.
ООО "Управляющая компания "Эталон" зарегистрировано в качестве юридического лица 13.12.2017 (ОГРН 1177325022489).
Министерством промышленности, строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области 14.03.2018 обществу выдана Лицензия N 073-000204 на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами сроком на 5 лет.
Общество 09.12.2022 обратилось в Агентство государственного строительного и жилищного надзора с заявлением о продлении срока действия лицензии на управление многоквартирными домами.
Агентством 28.12.2022 принято Распоряжение N 96-л Об отказе в продлении срока действия лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами ООО "Управляющая компания "Эталон"; обществу направлено Уведомление об отказе в продлении срока действия лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами от 28.12.2022.
Основанием для отказа послужило несоответствие лицензиата лицензионным требованиям, установленным пунктом 6.1 части 1 статьи 193 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), подпункта "б" пункта 3 Положения "О лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами", утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 N 110 (далее - Положение N 110).
Общество, не согласившись с вынесенным распоряжением и уведомлением, обратилось в суд с настоящим заявлением (с учетом его уточнения).
Суды, исходя из установленных обстоятельств дела, руководствуясь положениями статей 161, 192, 193 ЖК РФ, статьей 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон о лицензировании), а также, принимая во внимание правовую позицию, изложенную в решении Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 04.09.2019 NАКПИ19-483, признали недействительными оспариваемое распоряжение и уведомление.
Суд кассационной инстанции признает выводы судов первой и апелляционной инстанции соответствующими обстоятельствам спора и основанными на правильном применении норм права.
Отношения, возникающие в связи с осуществлением лицензирования отдельных видов деятельности, регулируются Законом о лицензировании.
В силу пункта 51 части 1 статьи 12 Закона о лицензировании предпринимательская деятельность по управлению многоквартирными домами подлежит лицензированию.
В соответствии с частью 1 статьи 192 ЖК РФ деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется управляющими организациями на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, выданной органом государственного жилищного надзора на основании решения лицензионной комиссии субъекта Российской Федерации.
Перечень лицензионных требований установлен в статье 193 ЖК РФ, который в силу пункта 7 части 1 названной статьи не является исчерпывающим.
В силу части 10.1 статьи 161 ЖК РФ управляющая организация обязана обеспечить свободный доступ к информации об основных показателях ее финансово-хозяйственной деятельности, об оказываемых услугах и о выполняемых работах по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, о порядке и об условиях их оказания и выполнения, об их стоимости, о ценах (тарифах) на предоставляемые коммунальные услуги посредством ее размещения в системе. Порядок, состав, сроки и периодичность размещения в системе информации о деятельности по управлению многоквартирным домом и предоставления для ознакомления документов, предусмотренных настоящим Кодексом, товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом, осуществляющими управление многоквартирным домом (без заключения договора с управляющей организацией), устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере информационных технологий, совместно с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства, если иной срок размещения в системе указанной информации не установлен федеральным законом.
Лицензионные требования устанавливаются положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, утверждаемыми Правительством Российской Федерации (статья 8 Закона о лицензировании), к которым относится Положение N 1110.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 3 данного Положения лицензионным требованием к лицензиату помимо требований, предусмотренных пунктами 1 - 6.1 части 1 статьи 193 ЖК РФ, является в том числе, исполнение обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных частью 2 статьи 162 ЖК РФ.
В целях реализации статьи 162 ЖК РФ постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 N 416 утверждены Правила осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами (далее - Правила осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами).
Согласно подпункту "ж" пункта 4 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, управление многоквартирным домом обеспечивается в числе прочего организацией и осуществлением расчетов за услуги и работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, включая услуги и работы по управлению многоквартирным домом, и коммунальные услуги, в том числе начисление обязательных платежей и взносов, связанных с оплатой расходов на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме и коммунальных услуг в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.
Соблюдение порядка осуществления расчетов является лицензионным требованием, предъявляемым к лицензиатам, и подлежит лицензионному контролю.
Согласно части 1 статьи 192 ЖК РФ деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется управляющими организациями на основании лицензии, выданной уполномоченным органом.
Правительство Российской Федерации утверждает положение о лицензировании деятельности по управлению многоквартирными домами с указанием перечня грубых нарушений лицензионных требований (часть 2 статьи 193 ЖК РФ).
Во исполнение указанной нормы утверждено Положение N 1110, которое устанавливает, в том числе, также порядок осуществления регионального государственного лицензионного контроля за осуществлением предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.
В пункте 4 (1) Положения N 1110 определен перечень грубых нарушений лицензионных требований, к которым относится, в том числе, наличие у лицензиата признанной им или подтвержденной вступившим в законную силу судебным актом задолженности перед ресурсоснабжающей организацией в размере, равном или превышающем две среднемесячные величины обязательств по оплате по договору ресурсоснабжения, заключенному в целях обеспечения предоставления собственникам и пользователям помещения в многоквартирном доме коммунальной услуги соответствующего вида и (или) приобретения коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, независимо от факта последующей оплаты указанной задолженности лицензиатом.
Порядок предоставления Агентством государственной услуги по лицензированию предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами на территории Ульяновской области установлен Административным регламентом, утвержденным Приказом Агентства государственного строительного и жилищного надзора Ульяновской области от 07.07.2021 N 8-п (далее - Административный регламент).
Согласно пункту 2.8.4 Административного регламента, основаниями для отказа в предоставлении государственной услуги по запросу о продлении срока действия лицензии являются: 1) установленное в ходе проверки заявления о продлении срока действия лицензии несоответствие лицензиата лицензионным требованиям, предусмотренным пунктами 1 - 6.1 части 1 статьи 193 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также наличие грубых нарушений лицензиатом лицензионных требований, предусмотренных подпунктами "в" - "д" пункта 4.1 Положением о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами и об осуществлении регионального государственного лицензионного контроля за осуществлением предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 N 1110 "О лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами" (далее - Положение N 1110), и неисполненных предписаний об устранении грубых нарушений лицензионных требований, срок исполнения которых истек на дату проведения указанной проверки; 2) наличие в представленном лицензиатом заявлении о продлении срока действия лицензии недостоверной или искаженной информации; 3) несоблюдение срока подачи заявления о продлении срока действия лицензии (заявление о продлении срока действия лицензии подается в Агентство не ранее 60 рабочих дней и не позднее 45 рабочих дней до дня истечения срока действия лицензии).
Как следует из материалов дела и подтверждено судами, в установленный Положением срок - 09.12.2022 ООО "УК "Эталон" обратилось в Агентство с заявлением о продлении срока действия лицензии N 073-000204 на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, истекающей 14.03.2023.
В ходе рассмотрении заявления общества, Агентством установлено наличие у ООО "УК "Эталон" признанной и установленной решениями суда задолженности перед ресурсоснабжаюшими организациями в размере, превышающем 2 среднемесячные величины обязательств по оплате по договорам ресурсоснабжения с АО "Ульяновскэнерго" (решение суда по делу N А72-9491/2022 от 31.08.2022), УМУП "Ульяновскводоканал" (с учетом решения суда по делу N А72-14275/2022 от 02.12.2022), ООО "Газпром межрегионгаз Ульяновск" (акт сверки взаимных расчетов за период с 1.04.2022 по 30.06.2022
С учетом изложенного, Агентством сделан вывод, что обществом допущено грубое нарушение лицензионных требований, установленных подпунктом "д" пункта 4(1) Положения N 1110.
Подпунктом "ж" пункта 4 Правил N 416 раскрывается понятие стандарта организации и осуществления расчетов за услуги и работы при управлении многоквартирным домом, а именно: - начисление платежей и взносов; - оформление платежных документов и направление их собственникам; - осуществление расчетов с ресурсоснабжающими организациями за коммунальные услуги, поставляемые в МКД; - ведение претензионной и исковой работы.
Доказательств, что указанный стандарт ООО "УК Эталон" не выполняется Агентством суду не было представлено и материалы дела их не содержат: собственниками помещений всех МКД в управлении заявителя выбран способ прямых расчетов с ресурсоснабжающими организациями, управляющей организацией заключены договоры на поставку коммунальных ресурсов только для содержания общего имущества МКД. При этом собранные с населения денежные средства перечисляются платежным агентом ООО "РИЦ-Ульяновск" напрямую ресурсоснабжающим организациям, что подтверждается представленными в дело договорами.
В ходе рассмотрения дела, третье лицо ООО "РИЦ-Ульяновск" пояснило, что между ним и ООО "УК Эталон" заключен агентский договор от 26.04.2018 N 2882, а также трехсторонние договоры на перечисление денежных средств с ресурсоснабжающими организациями. Перечисление денежных средств по указанным трехсторонним договорам происходит регулярно (не реже 1 раза в месяц), в соответствии с условиями договоров, задержек в перечислении не имеется.
В ходе судебного разбирательства общество пояснило, что наличие задолженности перед ресурсоснабжающими организациями связано не только с неплатежами населения, но и с различным механизмом начисления оплаты: собственникам оплата начисляется по нормативам, в соответствии с Правилами N 354, а управляющей компанией - по общедомовым приборам учета.
Требования Постановления Правительства Российской Федерации от 28.03.2012 N 253 "О требованиях к осуществлению расчетов за ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг", обществом исполняются, что подтверждено пояснениями платежного агента.
Учитывая изложенное, суды признали, что установленное судебными актами наличие задолженности по гражданско-правовым договорам не может быть вменено в нарушение лицензионных требований управляющей организации при выполнении ею стандарта организации и осуществления расчетов за услуги и работы при управлении многоквартирным домом. Обратное Агентством не доказано.
Кроме того, при рассмотрении заявления ООО "УК Эталон" Агентством установлено, что в информационной системе ГИС ЖКХ не размещена необходимая информация по находящимся в управлении Общества многоквартирным домам в г.Ульяновске: по ул.Кирова, д.6, по ул.Гончарова, д.42А, по ул.Радищева, д.82, что является несоблюдением лицензионного требования, установленного в пункте 6.1 части 1 статьи 193 ЖК РФ.
Из обжалуемого решения следует, что в соответствии с подпунктом "г" пункта 31 Правил N 416, в случае если управление многоквартирным домом осуществляет управляющая организация, она обязана раскрывать путем размещения на постоянной основе на официальном сайте государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства в сети "Интернет" информации, предусмотренной законодательством Российской Федерации о государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства.
Согласно разделу 10 Порядка N 74/114/пр "Информация, подлежащая размещению в системе лицами, осуществляющими деятельность по управлению многоквартирными домами" содержит обширную группу сведений, для внесения которых в систему ГИС ЖКХ Обществом заключен договор N2/ГСП возмездного оказания услуг на размещение информации в сети Интернет от 25.12.2020 с ИП Тырыкиным А.В.
Как указано в пункте 6.1 статьи 193 ЖК РФ лицензионным требованием является соблюдение лицензиатом требований к размещению информации, установленных частью 10.1 статьи 161 настоящего Кодекса.
Проанализировав представленные в материалы дела документы, суды пришли к выводу о том, что обществом указанный в законе стандарт раскрытия информации соблюден.
В ходе судебного разбирательства судами установлено, что отдельные пункты перечня сведений, содержащие по мнению Агентства неполную информацию, заполнены согласно имеющейся у заявителя информации (инвентарные номера лифтов); отдельные подразделы системы ГИС ЖКХ выгружаются по многоквартирным домам из иных источников и реестров (например, ЕГРН), и к внесению изменений в данные подразделы доступ у УК ограничен; отдельные подразделы системы можно заполнить только выбрав предложенный вариант, который не всегда отображает достоверную для данного МКД и управляющей организации информацию (например, при упрощенной системе налогообложения соответствующей бухгалтерской документации для заполнения данных подомового учета, как того требует система, по объективным причинам у ООО "УК Эталон" не имеется; при прямых договорах с РСО по конкретному дому невозможно выбрать нормативный документ о тарифах - поскольку исполнителем коммунальных услуг в таком случае является не управляющая организация, а РСО); при этом необходимая информация заносится и отображена в иных подразделах информационной системы (сведения о доходах и расходах содержатся в годовых отчетах, опубликованных для общего доступа, сведения о размере платы за услуги - в протоколах общих собраний и договорах управления, также опубликованных в установленном порядке).
Отдельные недочеты по опубликованию сведений носят устранимый характер; нарушение лицензионного требования установленного пунктом 6.1 части 1 статьи 193 ЖК РФ к грубым нарушениям законом и Положением N 1110 не отнесено.
Кроме того, как установлено судами, Агентством в оспариваемых распоряжении и уведомлении не указано, какая именно информация не размещена обществом в системе ГИС ЖКХ.
Между тем, в силу пункта 2.3.1 Административного регламента уведомление об отказе в продлении срока действия лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами должно содержать мотивированное обоснование причин отказа со ссылкой на конкретные положения нормативных правовых актов и иных документов, являющихся основанием такого отказа, а если причиной отказа является установленное в ходе оценки несоответствие лицензиата лицензионным требованиям - должны содержать реквизиты акта оценки лицензиата.
Указание на акт оценки отсутствует; заявителю копия указанного акта по результатам рассмотрения заявления также не направлена; в настоящее время в связи с исключением сведений о всех МКД, находящихся в управлении ООО "УК Эталон", из реестра лицензий, Общество не имеет возможности внести недостающую информацию, так как доступ в данным сведениям заявителю закрыт.
С учетом изложенного, суды, исследовав представленные сторонами доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ, пришли к выводу о подтвержденности материалами дела соблюдения ООО "УК "Эталон" общих лицензионных требований. Выявленные нарушения суды расценили как незначительные и устранимые, которые не могут свидетельствовать о грубом нарушении обществом требований действующего законодательства, для пресечения которого необходимо принятие такой меры как отказ в продлении лицензии по управлению многоквартирными домами. Наличие формальных признаков нарушения не может служить достаточным основанием для принятия решения об отказе в продлении лицензии.
Суд кассационной инстанции соглашается с выводами судов о том, что в данном случае лишение общества права заниматься лицензируемым видом деятельности несоразмерно выявленным в результате оценки нарушениям.
Судами не установлены и материалы дела не содержат фактов намеренного уклонения Общества от исполнения возложенных на него обязанностей, предусмотренных ЖК РФ.
При таких обстоятельствах суды первой и апелляционной инстанций признали распоряжение от 28.12.2022 N 96-л и уведомление от 28.12.2022 Агентства не соответствующими закону и нарушающими права и законные интересы заявителя в сфере экономической деятельности.
Поскольку применение положений части 4 статьи 201 АПК РФ направлено на обеспечение и восстановление нарушенных прав, гарантирующих эффективную судебную защиту, суд первой инстанции в качестве восстановительной меры обязал Агентство в установленном законом порядке продлить срок действия лицензии N 073-000204 от 14.03.2018 на осуществление ООО "Управляющая компания "Эталон" предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.
Суд кассационной инстанции полагает, что обжалуемые судебные акты отвечают требованиям законности, обоснованности и мотивированности, поскольку основаны на правильном применении норм процессуального права, содержат обоснование сделанных судом выводов применительно к конкретным обстоятельствам дела.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия не находит оснований для отмены судебных актов.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ульяновской области от 13.06.2023 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.08.2023 по делу N А72-2324/2023 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, установленном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
И.Ш. Закирова |
Судьи |
Э.Т. Сибгатуллин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 30 ноября 2023 г. N Ф06-10496/23 по делу N А72-2324/2023