До 01 января 2002 года страховщики, в том числе занимающиеся ОМС уменьшали налогооблагаемую базу для уплаты налога на прибыль на сумму отчислений в резерв финансирования предупредительных мероприятий (Постановление Правительства РФ от 16.05.94 г. N 491).
С 01 января 2002 года вступила в силу глава 25 НК РФ "Налог на прибыль организаций". В ст.294 НК "Особенности определения расходов страховых организаций" отсутствует прямое указание на включение в расходы страховщика отчислений в резерв предупредительных мероприятий, но подпунктом 10 пункта 2 ст.294 НК в перечень расходов для исчисления налога на прибыль включаются "другие расходы непосредственно связанные со страховой деятельностью."
Цель медицинского страхования - гарантировать гражданам при возникновении страхового случая получение медицинской помощи за счет накопленных средств и финансировать профилактические мероприятия (ст.1 Закона РФ "О медицинском страховании в РФ").
В соответствии с п.10 "Положения о страховых медицинских организациях, осуществляющих обязательное медицинское страхование" утвержденного Постановлением Совмина Правительства РФ от 11.10.93 г. N 1018 к расходам по обязательному медицинскому страхованию отнесено отчисление в резерв финансирования предупредительных мероприятий.
Конкретные направления использования резерва финансирования предупредительных мероприятий и порядок их финансирования устанавливается Положением "О порядке использования резерва предупредительных мероприятий страховыми медицинскими организациями" утверждено Правлением ТФОМС Иркутской области 10.04.01 г.
К таким мероприятиям относятся:
- проведение мероприятий по ранней диагностике заболеваний;
- развитие первичной медицинской помощи;
- приобретение запасных частей и расходуемых материалов для медицинского оборудования;
- повышение квалификации медицинских работников, в том числе по эксплуатации современной медицинской техники и другие.
Норматив отчислений в резерв предупредительных мероприятий устанавливается в договоре о финансировании обязательного медицинского страхования. (Форма типового договора согласована с Федеральной службой России по надзору за страховой деятельностью).
За счет профилактической работы, финансируемой из резерва предупредительных мероприятий сокращаются расходы по оплате медицинских услуг.
По мнению страховщиков, занимающихся медицинским страхованием, расходы по формированию резерва финансирования предупредительных мероприятий можно отнести к расходам, непосредственно связанным со страховой деятельностью и учитывать его в качестве расходных статей при формировании налогооблагаемой базы по налогу на прибыль.
Убедительно просим Вас высказаться по этому поводу.
См. также письмо Департамента налоговой политики Минфина РФ от 2 июля 2002 г. N 04-02-06/6/15
В связи с Вашим запросом от 28 мая 2002 г. N 21 по вопросу о налогообложении страховых медицинских организаций Департамент налоговой политики сообщает следующее.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 294 Налогового кодекса Российской Федерации к расходам страховых организаций, связанным с осуществлением ими страховой деятельности, относятся, в частности, суммы отчислений в страховые резервы (с учетом изменения доли перестраховщиков в страховых резервах), формируемые на основании законодательства о страховании в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью.
Порядок формирования и использования страховых резервов страховой медицинской организацией регулируется Положением о страховых медицинских организациях, осуществляющих обязательное медицинское страхование, (далее - Положение), утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 11 октября 1993 г. N 1018.
В соответствии с пунктами 8 и 10 Положения медицинские страховые организации формируют страховые резервы оплаты медицинских услуг и страховой резерв, а также резерв финансирования предупредительных мероприятий, в порядке и на условиях, устанавливаемых территориальным фондом обязательного медицинского страхования.
Назначение резервов, формируемых страховой медицинской организацией приводится в Типовых правилах обязательного медицинского страхования (далее - Типовые правила), утвержденных совместным письмом Федерального фонда обязательного медицинского страхования и Федеральной службы России по надзору за страховой деятельностью от 28 июня 1994 г. N 3-1354.
В соответствии с пунктом 4.7 Типовых правил страховая медицинская организация образует из полученных от Территориального фонда обязательного медицинского страхования (далее - Фонд) средств необходимые для предстоящих выплат резерв оплаты медицинских услуг и запасной резерв.
Резерв оплаты медицинских услуг предназначен для оплаты в течение действия договоров страхования медицинских услуг застрахованному контингенту.
Запасной резерв предназначен для покрытия превышения расходов на оплату медицинских услуг над средствами, предназначенными на эти цели, т.е. при нехватке резерва оплаты медицинских услуг.
Резерв финансирования предупредительных мероприятий (далее - РФПМ) предназначен для финансирования мероприятий по снижению заболеваемости среди граждан и других мероприятий, способствующих снижению затрат обязательного медицинского страхования.
Из изложенного следует, что РФПМ не предназначен для оплаты медицинских услуг и не относится к страховым резервам.
Таким образом, применение для РФПМ режима налогообложения, который установлен для страховых резервов (принятие к вычету указанных страховых резервов при определении налогооблагаемой базы) необоснованно, что и предусмотрено нормами главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации.
В соответствии с Федеральным законом от 29 мая 2002 г. N 57-ФЗ налогоплательщик осуществляет расчет налоговой базы по налогу на прибыль за первое полугодие 2002 года и представляет в срок не позднее 28 июля 2002 года налоговую декларацию по налогу на прибыль за первое полугодие 2002 года в порядке, установленном статьей 289 Налогового кодекса Российской Федерации.
В случае, если по результатам указанного перерасчета, сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, превышает сумму авансовых платежей, которые подлежали уплате в течение первого полугодия 2002 года, сумма такого превышения подлежит уплате в бюджет по итогам первого полугодия 2002 года в сроки и порядке, которые установлены статьей 287 Налогового Кодекса Российской Федерации.
В случае, если налогоплательщик самостоятельно исчислил и уплатил в бюджет суммы налога на прибыль (авансового платежа по налогу на прибыль), налоговые органы не вправе применять к указанным суммам положения статьи 75 и главы 16 Налогового Кодекса Российской Федерации.
В случае, если по результатам указанного перерасчета, сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, меньше суммы авансовых платежей, которые подлежали уплате в течение первого полугодия 2002 года, сумма излишне уплаченного в бюджет налога подлежит возврату налогоплательщику в порядке, установленном статьями 78 и 79 Налогового Кодекса Российской Федерации.
Таким образом, страховые компании имеют возможность пересмотреть свои взаимоотношения с бюджетом без применения каких-либо штрафных санкций.
Руководитель Департамента - | А.И.Иванеев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.