г. Казань |
|
29 января 2024 г. |
Дело N А57-28327/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 января 2024 года.
Полный текст постановления изготовлен 29 января 2024 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Королёвой Н.Н.,
судей Вильданова Р.А., Ананьева Р.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Габитовой И.И., с использованием системы веб-конференции (в режиме онлайн),
при участии представителей:
истца - общества с ограниченной ответственностью "Автотранспортное предприятие-9" - Стрижак Н.М. (доверенность от 12.10.2022),
ответчика - обществу с ограниченной ответственностью "Транзит" - Доценко Т.В. (доверенность от 01.09.2023),
в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Автотранспортное предприятие-9", г. Саратов
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 08.06.2023 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.09.2023
по делу N А57-28327/2022
по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Автотранспортное предприятие-9" (ОГРН 1196451016178, ИНН 6452139471) к обществу с ограниченной ответственностью "Транзит" (ОГРН 1026401406613, ИНН 6439046041) об обязании исполнять договор субаренды, о взыскании 24 524 руб. 49 коп. убытков, с 01.07.2022 по день фактического исполнения обязательства; 300 000 руб. штрафа; штрафа за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований в размере 50 % от присужденной судом суммы,
по встречному иску общества с ограниченной ответственностью "Транзит" (ОГРН 1026401406613, ИНН 6439046041) к обществу с ограниченной ответственностью "Автотранспортное предприятие-9" (ОГРН 1196451016178, ИНН 6452139471) о признании договора расторгнутым, третьи лица: Межрайонная инспекция федеральной налоговой службы N 8 по Саратовской области, Межрайонная инспекция федеральной налоговой службы N 7 по Саратовской области, Управление федеральной антимонопольной службы по Саратовской области, Комитет жилищно-коммунального хозяйства, топливно-энергетического комплекса, транспорта и связи администрации Энгельсского муниципального района,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Автотранспортное предприятие-9" (далее - ООО "АТП-9") обратилось в Арбитражный суд Саратовской области с исковым заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к обществу с ограниченной ответственностью "Транзит" (далее - ООО "Транзит") об обязании исполнять договор от 09.06.2021 N 39-06-2021 субаренды транспортных средств без экипажа, а именно - принять и использовать для осуществления перевозок пассажиров по муниципальному маршруту регулярных перевозок N 214 "г. Энгельс пос. Мелиораторов - с. Квасниковка" арендованные по договору транспортные средства:
1) автобус ГАЗ GAZELLE NEXT, с государственным регистрационным номером В 059 ТК 164, год выпуска - 2020, VIN X96A65R35L0894332, с техническими характеристиками: тип двигателя - газовый; экологический класс - 5 (пятый); кондиционер; наличие речевого информатора с информацией о текущем остановочном пункте в автоматическом режиме; внутрисалонное электронным табло, предназначенная для отображения актуальной информации по маршруту; внешнее электронное табло с указанием номера и наименования маршрута; наличие в салоне автобуса видеофиксации;
2) автобус ГАЗ А65R35, с государственным регистрационным номером В 541 УЕ 164, год выпуска - 2020, VIN X96A65R35L0892381, с техническими характеристиками: тип двигателя - газовый; экологический класс - 5 (пятый); кондиционер; наличие речевого информатора с информацией о текущем остановочном пункте в автоматическом режиме; внутрисалонное электронным табло, предназначенная для отображения актуальной информации по маршруту; внешнее электронное табло с указанием номера и наименования маршрута; наличие в салоне автобуса видеофиксации;
3) автобус ГАЗ GAZELLE NEXT, с государственным регистрационным номером В 756 УЕ 164, год выпуска - 2020, VIN X96A65R35L0894975, с техническими характеристиками: тип двигателя - газовый; экологический класс - 5 (пятый); кондиционер; наличие речевого информатора с информацией о текущем остановочном пункте в автоматическом режиме; внутрисалонное электронным табло, предназначенная для отображения актуальной информации по маршруту; внешнее электронное табло с указанием номера и наименования маршрута; наличие в салоне автобуса видеофиксации;
4) автобус ГАЗ GAZELLE NEXT, с государственным регистрационным номером В 839 УЕ 164, год выпуска - 2020, VIN X96A65R35L0891570, с техническими характеристиками: тип двигателя - газовый; экологический класс - 5 (пятый); кондиционер; наличие речевого информатора с информацией о текущем остановочном пункте в автоматическом режиме; внутрисалонное электронным табло, предназначенная для отображения актуальной информации по маршруту; внешнее электронное табло с указанием номера и наименования маршрута; наличие в салоне автобуса видеофиксации;
5) автобус ГАЗ GAZELLE NEXT, с государственным регистрационным номером В 722 УЕ 164, год выпуска - 2020, VIN X96A65R35L0888859, с техническими характеристиками: тип двигателя - газовый; экологический класс - 5 (пятый); кондиционер; наличие речевого информатора с информацией о текущем остановочном пункте в автоматическом режиме; внутрисалонное электронным табло, предназначенная для отображения актуальной информации по маршруту; внешнее электронное табло с указанием номера и наименования маршрута; наличие в салоне автобуса видеофиксации;
6) автобус ГАЗ GAZELLE NEXT А64R45, с государственным регистрационным номером К 917 АТ 164, год выпуска - 2021, VIN X96A64R45M0019723, с техническими характеристиками: тип двигателя - газовый; экологический класс - 5 (пятый); кондиционер; наличие речевого информатора с информацией о текущем остановочном пункте в автоматическом режиме; внутрисалонное электронным табло, предназначенная для отображения актуальной информации по маршруту; внешнее электронное табло с указанием номера и наименования маршрута; наличие в салоне автобуса видеофиксации;
7) автобус ГАЗ GAZELLE NEXT, с государственным регистрационным номером В 833 УЕ 164, год выпуска - 2020, VIN X96A65R35L0892794, с техническими характеристиками: тип двигателя - газовый; экологический класс - 5 (пятый); кондиционер; наличие речевого информатора с информацией о текущем остановочном пункте в автоматическом режиме; внутрисалонное электронным табло, предназначенная для отображения актуальной информации по маршруту; внешнее электронное табло с указанием номера и наименования маршрута; наличие в салоне автобуса видеофиксации,
а также о взыскании убытков (упущенной выгоды) в размере 75 252 991,24 руб. за период с 26.07.2022 по 30.05.2023, упущенной выгоды в размере 24 524,49 руб. в день за каждый день нарушения договора, начиная с 31.05.2023 по день фактического исполнения решения суда, штрафа за нарушение условий договора от 09.06.2021 N 39-06-2021 субаренды транспортных средств без экипажа в размере 300 000 руб., штрафа за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований в размере 50 % от присужденной судом суммы.
Исковые требования заявлены в соответствии со статьями 15, 309, пунктом 1 статьи 310, пунктами 1, 2 статьи 393, статьями 329, 330 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), условиями договора от 09.06.2021 N 39-06-2021 субаренды транспортных средств без экипажа и мотивированы тем, что ООО "Транзит" без предусмотренных на то законом или договором оснований в одностороннем порядке уведомлением от 19.07.2022 отказалось от исполнения договора субаренды и возвратило переданные в аренду транспортные средства; по мнению ООО "АТП-9", такие действия являются незаконными, в связи с чем ООО "Транзит" обязано принять транспортные средства и исполнять договор субаренды, а также компенсировать упущенную выгоду и выплатить предусмотренную договором неустойку (штраф).
Определением от 24.01.2023 Арбитражный суд Саратовской области в порядке статьи 51 АПК РФ привлек к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы N 8 по Саратовской области, Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы N 7 по Саратовской области, Комитет жилищно-коммунального хозяйства, топливно-энергетического комплекса, транспорта и связи администрации Энгельсского муниципального района, Управление Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области.
ООО "Транзит" в порядке статьи 132 АПК РФ предъявило ООО "АТП-9" встречный иск о признании договора от 09.06.2021 N 39-06-2021 субаренды транспортных средств без экипажа расторгнутым с 08.08.2022, мотивируя это тем, что в ответ на уведомление ООО "Транзит" о расторжении договора субаренды от 19.07.2022 ООО "АТП-9" путем совершения конклюдентных действий - подписания акта приема-передачи (возврата) транспортных средств от 08.08.2022, фактического принятия транспортных средств, обращения к ООО "Транзит" с письмом от 12.08.2022 N 33 об исключении из реестра лицензий сведений по возвращенным транспортным средствам, выразило свое волеизъявление на прекращение договора субаренды, что свидетельствует о расторжении договора по соглашению сторон.
Решением от 08.06.2023, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.09.2023, Арбитражный суд Саратовской области первоначальный иск удовлетворил в части взыскания упущенной выгоды в размере 318 818,37 руб. за период с 26.07.2022 по 07.08.2022 в соответствии с условиями пункта 4.2 договора от 09.06.2021 N 39-06-2021, штрафа в размере 159 409,19 руб. в соответствии с условиями пункта 4.5 договора, в остальной части - отказал; встречный иск удовлетворил в полном объеме - договор от 09.06.2021 N 39-06-2021 субаренды транспортных средств без экипажа признан расторгнутым с 08.08.2022.
В кассационной жалобе ООО "АТП-9" просит состоявшиеся судебные акты отменить как не соответствующие нормам права и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Заявитель кассационной жалобы указывает, что в отсутствие письменного соглашения о расторжении договора, как на то указано в пункте 5.2 договора от 09.06.2021 N 39-06-2021, данный договор не может быть признан расторгнутым, при этом подписание сторонами акта приема-передачи (возврата) транспортных средств от 08.08.2022 свидетельствует лишь о волеизъявлении сторон на возврат транспортных средств, а не на расторжение договора; кроме того, при установленных судами обеих инстанций обстоятельствах неисполнения ООО "Транзит" обязательств по договору от 09.06.2021 N 39-06-2021 с 26.07.2022, взыскание убытков (упущенной выгоды) лишь за период с 26.07.2022 по 07.08.2022 (то есть до дня возврата транспортных средств) является необоснованным, поскольку само подписание акта приема-передачи (возврата) транспортных средств от 08.08.2022 и последующие действия ООО "АТП-9" по обращению к ООО "Транзит" с письмом от 12.08.2022 N 33 об исключении из реестра лицензий сведений по возвращенным транспортным средствам связаны с минимизацией собственных убытков ООО "АТП-9" от неправомерных действий ООО "Транзит", и не могут служить обстоятельствами для освобождения последнего от гражданско-правовой ответственности за неисполнение обязательств.
В отзыве на кассационную жалобу ООО "Транзит" просит в удовлетворении кассационной жалобы отказать.
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 7 по Саратовской области в представленном отзыве на кассационную жалобу просит рассмотреть кассационную жалобу в соответствии с нормами действующего законодательства.
Арбитражный суд Поволжского округа, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзывов на нее, проверив законность обжалуемых судебных актов, не находит оснований для их отмены.
Удовлетворяя первоначальные исковые требования в части взыскания убытков (упущенной выгоды) и штрафа, суды обеих инстанций, оценив представленные доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ, руководствуясь положениями статей 15, 309, пунктом 1 статьи 310, пунктами 1, 2 статьи 393, статьями 329, 330 ГК РФ, условиями пунктов 4.2, 4.5 договора от 09.06.2021 N 39-06-2021, установив, что с 26.07.2022 (согласно уведомлению о расторжении договора от 19.07.2022) ООО "Транзит" прекратило исполнение договора субаренды, признали на стороне последнего обязанность компенсировать ООО "АТП-9" упущенную выгоду в размере 318 818,37 руб., рассчитанную исходя из размера 24 524,49 руб./день за период с 26.07.2022 по 07.08.2022 (до дня фактического прекращения действия договора), а также уплатить штраф в размере 159 409,19 руб. (318 818,37 руб. х 50 %) в связи с отказом в добровольном удовлетворении требований.
Поскольку по акту приема-передачи (возврата) транспортных средств от 08.08.2022 ООО "Транзит" в соответствии с ранее направленным уведомлением о расторжении договора от 19.07.2022 возвратило, а ООО "АТП-9" - приняло переданные в аренду транспортные средства, что свидетельствует об утрате арендатора интереса к аренде, суды обеих инстанций констатировали, что требование о понуждении принять и использовать предмет аренды противоречит существу арендных правоотношений (в частности, права арендатора на принятие имущества) и положениям статьи 308.3 ГК РФ, в связи с чем пришли к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения требований первоначального иска в данной части.
При установленных обстоятельствах направление ООО "Транзит" уведомления о расторжении договора субаренды от 19.07.2022 и совершение ООО "АТП-9" конклюдентных действий, направленных на прекращение договора субаренды, - подписание акта приема-передачи (возврата) транспортных средств от 08.08.2022, фактическое принятие транспортных средств, обращение к ООО "Транзит" с письмом от 12.08.2022 N 33 об исключении из реестра лицензий сведений по возвращенным транспортным средствам, суды обеих инстанций признали договор субаренды расторгнутым с 08.08.2022, в связи с чем удовлетворили встречный иск.
У суда кассационной инстанции отсутствуют основания для переоценки выводов судов обеих инстанций.
Доводы кассационной жалобы отклоняются судом кассационной инстанции в силу следующего.
Согласно пункту 1 статьи 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами (пункт 1 статьи 310 ГК РФ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 450 ГК РФ изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами или договором.
Соглашение об изменении или о расторжении договора совершается в той же форме, что и договор, если из закона, иных правовых актов, договора или обычаев не вытекает иное (пункт 1 статьи 452 ГК РФ).
В силу пункта 3 статьи 434 Гражданского кодекса Российской Федерации письменная форма договора считается соблюденной, если письменное предложение заключить договор принято в порядке, предусмотренном пунктом 3 статьи 438 настоящего Кодекса.
Согласно пункту 3 статьи 438 Гражданского кодекса Российской Федерации совершение лицом, получившим оферту, в срок, установленный для ее акцепта, действий по выполнению указанных в ней условий договора (отгрузка товаров, предоставление услуг, выполнение работ, уплата соответствующей суммы и т.п.) считается акцептом, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или не указано в оферте.
Совершение конклюдентных действий может рассматриваться при определенных условиях как согласие на внесение изменений в договор, заключенный в письменной форме (пункт 5 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.05.1997 N 14 "Обзор практики разрешения споров, связанных с заключением, изменением и расторжением договоров").
Судами обеих инстанций установлено, что ООО "Транзит" 19.07.2022 направило ООО "АТП-9" уведомление о расторжении договора субаренды, в котором предложило расторгнуть договор и направить уполномоченного представителя для оформления прекращения договорных правоотношений и подписания акта приема-передачи (возврата) транспортных средств (т. 1 л.д. 111).
В отсутствие каких-либо возражений относительно прекращения договорных правоотношений ООО "АТП-9" направило своего представителя, подписало акт приема-передачи (возврата) транспортных средств от 08.08.2022 и приняло транспортные средства без каких-либо замечаний и возражений (т. 1 л.д. 110).
В последующем ООО "АТП-9" в адрес ООО "Транзит" направлено письмо от 12.08.2022 N 33 об исключении из реестра лицензий сведений по возвращенным транспортным средствам (т. 1 л.д. 112).
Такие действия ООО "АТП-9" суды обеих инстанций квалифицировали как конклюдентные действия, направленные на достижение соглашения о расторжении и прекращении договора субаренды, в связи с чем признали договор от 09.06.2021 N 39-06-2021 расторгнутым с 08.08.2022.
В связи с этим, а также исходя из существа законодательного регулирования соответствующего вида обязательств (статей 606, 642, 655 ГК РФ) и общих положений об обязательствах (статьи 308.3 ГК РФ), суды обеих инстанций верно констатировали, что требование ООО "АТП-9" о понуждении принять и использовать предмет аренды (исполнять договор субаренды) не может быть удовлетворено.
Аналогичная позиция изложена в определении Верховного Суда Российской Федерации от 26.06.2020 N 305-ЭС20-4196.
Кроме того, судом кассационной инстанции отклоняются и доводы ООО "АТП-9" о несогласии с размером упущенной выгоды, поскольку в данном случае на него стороне отсутствует упущенная выгода в виде доходов, которые могли бы быть им получены в связи с исполнением договора от 09.06.2021 N 39-06-2021 (пункт 4.2), расторгнутого по соглашению сторон путем совершения конклюдентных действий.
При таких условиях доводы кассационной жалобы не свидетельствуют о наличии оснований для отмены судебных актов.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Саратовской области от 08.06.2023 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.09.2023 по делу N А57-28327/2022 оставить без изменений, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, установленном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации..
Председательствующий судья |
Н.Н. Королёва |
Судьи |
Р.А. Вильданов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В последующем ООО "АТП-9" в адрес ООО "Транзит" направлено письмо от 12.08.2022 N 33 об исключении из реестра лицензий сведений по возвращенным транспортным средствам (т. 1 л.д. 112).
Такие действия ООО "АТП-9" суды обеих инстанций квалифицировали как конклюдентные действия, направленные на достижение соглашения о расторжении и прекращении договора субаренды, в связи с чем признали договор от 09.06.2021 N 39-06-2021 расторгнутым с 08.08.2022.
В связи с этим, а также исходя из существа законодательного регулирования соответствующего вида обязательств (статей 606, 642, 655 ГК РФ) и общих положений об обязательствах (статьи 308.3 ГК РФ), суды обеих инстанций верно констатировали, что требование ООО "АТП-9" о понуждении принять и использовать предмет аренды (исполнять договор субаренды) не может быть удовлетворено.
Аналогичная позиция изложена в определении Верховного Суда Российской Федерации от 26.06.2020 N 305-ЭС20-4196."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 29 января 2024 г. N Ф06-12163/23 по делу N А57-28327/2022