г. Казань |
|
16 февраля 2024 г. |
Дело N А57-4300/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 февраля 2024 года.
Полный текст постановления изготовлен 16 февраля 2024 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Сибгатуллина Э.Т.,
судей Ольховикова А.Н., Хлебникова А.Д.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Гарифуллиной Л.Р. (протоколирование ведется с использованием системы видеоконференц-связи, материальный носитель видеозаписи приобщается к протоколу)
при участии в судебном заседании с использованием системы видеоконференц-связи присутствующих в Арбитражном суде Саратовской области представителей:
индивидуального предпринимателя Зубакова Евгения Геннадьевича, лично, паспорт, Солдатова И.В., без доверенности,
Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 19 по Саратовской области - Кудряшова М.Е., доверенность от 19.10.2021,
Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 20 по Саратовской области - Кудряшова М.Е., доверенность от 05.05.2023,
Управления Федеральной налоговой службы по Саратовской области - Кудряшова М.Е., доверенность от 26.10.2022,
в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Зубакова Евгения Геннадьевича
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 15.08.2023 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.10.2023
по делу N А57-4300/2023
по заявлению индивидуального предпринимателя Зубакова Евгения Геннадьевича (ОГРНИП 319645100035247, ИНН 645404032256) заинтересованные лица: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 19 по Саратовской области (ОГРН 1046405419301, ИНН 6451707770), Управление Федеральной налоговой службы по Саратовской области (ОГРН 1046415400338, ИНН 6454071860), индивидуальный предприниматель Дербенев Б.В. (ОГРНИП 319645100037770, ИНН 645493157670), индивидуальный предприниматель Борисов С.М. (ОГРНИП 319645100039330, ИНН 645291668601), Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 12 по Саратовской области (ОГРН 1046405041935, ИНН 6450604885), Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 20 по Саратовской области (ОГРН 1046405041891, ИНН 6450604892) о признании недействительным налогового уведомления,
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель Зубаков Евгений Геннадьевич (далее - Предприниматель, заявитель, налогоплательщик) обратился в Арбитражный суд Саратовской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о признании недействительным и отмене налогового уведомления Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 19 по Саратовской области (далее - Инспекция, налоговый орган) от 01.09.2022 N 9474732 в части применения ставки налога на имущество физических лиц в размере 2% в отношении нежилых помещений с кадастровыми номерами 64:48:020310:1350 и 64:48:020310:1354, а также об обязании Инспекции произвести перерасчет суммы налога на имущество физических лиц, подлежащей уплате в бюджет предпринимателем за 2021 год в отношении указанных нежилых помещений, исходя из ставки налога на имущество физических лиц в размере 0,5%, установленной в подпункте 9 пункта 3 решения Саратовской городской Думы от 23.11.2017 N 26-193 "О налоге на имущество физических лиц".
К участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Управление Федеральной налоговой службы по Саратовской области (далее - Управление), индивидуальный предприниматель Дербенев Б.В., индивидуальный предприниматель Борисов С.М., Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 12 по Саратовской области, Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 20 по Саратовской области (далее - Инспекция N 20).
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 15.08.2023, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.10.2023, в удовлетворении заявленных Предпринимателем требований отказано.
Не согласившись с состоявшимися по делу судебными актами, Предприниматель обратился в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных им требований, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права и нарушение норм процессуального права. По мнению подателя жалобы, при исчислении налога на имущество в отношении помещений с кадастровыми номерами 64:48:020310:1350 и 64:48:020310:1354 подлежит применению налоговая ставка 0,5% в соответствии с подпунктом 9 пункта 3 решения Саратовской городской Думы от 23.11.2017 N 26-193 "О налоге на имущество физических лиц", а не 2%, исчисленные налоговым органом. Доводы Предпринимателя подробно изложены в кассационной жалобе и поддержаны им и его представителем в судебном заседании.
Инспекция и Управление в отзывах на кассационную жалобу, а также их представители и представитель Инспекции N 20 в судебном заседании доводы жалобы отклонили и просили оставить принятые по делу судебные акты без изменения, считая их законными и обоснованными.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о месте и времени судебного разбирательства, однако явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.
В соответствии со статьей 153.1 АПК РФ судебное заседание 08.02.2024 проведено с использованием систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Саратовской области.
Законность обжалуемых судебных актов проверена Арбитражным судом Поволжского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 АПК РФ.
Как видно из материалов дела, Зубаков Евгений Геннадьевич зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя 23.04.2019.
15.05.2019 в налоговый орган Предпринимателем направлено уведомление о переходе на упрощенную систему налогообложения (далее - УСН).
Предпринимателю на праве общей долевой собственности (доля в праве 60%) принадлежат помещения с кадастровыми номерами: 64:48:020310:1350 и 64:48:020310:1354. Данные помещения расположены в здании с кадастровым номером 64:48:000000:9366, являющемся торговым центром.
Инспекцией в адрес Предпринимателя направлено налоговое уведомление от 01.09.2022 N 9474732 об уплате налогов, в том числе транспортного налога, земельного налога, налога на имущество физических лиц, налога на доходы физических лиц (далее - НДФЛ). При этом при исчислении налога на имущество физических лиц в отношении помещений с кадастровыми номерами 64:48:020310:1350 и 64:48:020310:1354 налоговым органом применена повышенная налоговая ставка 2% в соответствии с подпунктом 8 пункта 3 решения Саратовской городской Думы от 13.11.2017 N 26-193 "О налоге на имущество физических лиц".
Налогоплательщик, полагая, что налоговым органом неверно исчислен налог, так как неверно применена налоговая ставка, обратился в Управление с заявлением о внесении изменений в налоговое уведомление от 01.09.2022 N 9474732.
Письмом от 29.11.2022 N 19-21/026992 Управление сообщило, что при расчете налога на имущество физических лиц за 2021 год Инспекцией правомерно применена налоговая ставка 2% в отношении указанных нежилых помещений.
Полагая, что при исчислении налога на имущество подлежит применению налоговая ставка 0,5%, Предприниматель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В силу положений пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.
Статьей 15 НК РФ налог на имущество физических лиц отнесен к местным налогам.
В соответствии с пунктом 1 статьи 399 НК РФ налог на имущество физических лиц устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований. В городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе налог устанавливается настоящим Кодексом и законами указанных субъектов Российской Федерации, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и законами указанных субъектов Российской Федерации и обязателен к уплате на территориях этих субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту 2 статьи 399 НК РФ, устанавливая налог, представительные органы муниципальных образований (законодательные (представительные) органы государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) определяют налоговые ставки в пределах, установленных настоящей главой, и особенности определения налоговой базы в соответствии с настоящей главой.
В силу статьи 400 НК РФ налогоплательщиками налога признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.
Пунктом 1 статьи 401 НК РФ предусмотрено, что объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) следующее имущество: 1) жилой дом; 2) квартира, комната; 3) гараж, машино-место; 4) единый недвижимый комплекс; 5) объект незавершенного строительства; 6) иные здание, строение, сооружение, помещение.
Налог на имущество физических лиц на территории муниципального образования "Город Саратов" введен и установлен решением Саратовской городской Думы от 23.11.2017 N 26-193 "О налоге на имущество физических лиц".
Подпунктом 8 пункта 3 решения Саратовской городской Думы от 23.11.2017 N 26-193 "О налоге на имущество физических лиц" установлена ставка налога на имущество физических лиц в размере 2% в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 НК РФ, в отношении объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 НК РФ, а также в отношении объектов налогообложения, кадастровая стоимость каждого из которых превышает 300 миллионов рублей.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них.
В соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 НК РФ уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу: определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость; направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации; размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Саратовской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость на 2021 год, определен распоряжением Комитета по управлению имуществом Саратовской области от 24.11.2020 N 1149-р (далее - Перечень).
Распоряжением Комитета по управлению имуществом Саратовской области от 24.11.2020 N 1149-р в указанный Перечень включено здание с кадастровым номером 64:48:000000:9366, расположенное по адресу г. Саратов, пр-т Энтузиастов, д. 18а.
Согласно выпискам из Единого государственного реестра недвижимости объекты недвижимости (помещения) с кадастровыми номерами 64:48:020310:1354 и 64:48:020310:1350 являются частью объекта недвижимости (здания) с кадастровым номером 64:48:000000:9366, расположенного по адресу г. Саратов, пр-т Энтузиастов, д. 18а.
В этой связи судами предыдущих инстанцией сделан вывод правомерном применении Инспекцией налоговой ставки в размере 2% при исчислении налога на имущество физических лиц за 2021 год в соответствии с подпунктом 8 пункта 3 решения Саратовской городской Думы от 13.11.2017 N 26-193 "О налоге на имущество физических лиц".
Отклоняя довод Предпринимателя о том, что в данном случае подлежит применению подпункт 9 пункта 3 решения Саратовской городской Думы от 23.11.2017 N 26-193 "О налоге на имущество физических лиц" о ставке 0,5%, поскольку здание торгового комплекса в целом и принадлежащие Предпринимателю помещения в данном здании являются самостоятельными объектами недвижимого имущества, а помещения, принадлежащие Предпринимателю, не включены в Перечень объектов, утвержденный распоряжением Комитета по управлению имуществом Саратовской области от 24.11.2020 N 1149-р, суды правомерно исходили из следующего.
В соответствии с правовой позицией Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 17.08.2018 N 309-КГ18-11719, в случае, если здание (строение, сооружение) определено административно-деловым центром или торговым центром (комплексом) и включено в перечень, то все расположенные в здании помещения, принадлежащие одному или нескольким собственникам, подлежат налогообложению исходя из кадастровой стоимости здания, вне зависимости от отсутствия этих помещений в указанном перечне, что является основанием применения норм статьи 378.2 НК РФ в отношении этих объектов недвижимости. Соответствующий режим налогообложения распространяется как на торговый центр в целом, так и на входящие в него помещения, даже если последние не поименованы непосредственно в указанном перечне.
При таких обстоятельствах, исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства по правилам статьи 71 АПК РФ в их совокупности и взаимосвязи, суды обоснованно пришли к выводу о правомерном применении налоговым органом повышенной налоговой ставки по налогу на имущество физических лиц в отношении спорных объектов недвижимости, в связи с чем отказали в удовлетворении заявленных Предпринимателем требований.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, судом округа отклоняются, поскольку были предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций, получили надлежащую правовую оценку, не опровергают выводы судов, не свидетельствуют о наличии предусмотренных статьей 288 АПК РФ оснований для отмены обжалуемых судебных актов и направлены по существу на переоценку доказательств и установленных судами фактических обстоятельств дела, что в силу статьи 286 АПК РФ не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Принятые по делу судебные акты соответствуют нормам материального и процессуального права, а содержащиеся в них выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, поэтому отмене не подлежат.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Саратовской области от 15.08.2023 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.10.2023 по делу N А57-4300/2023 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, установленном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Э.Т. Сибгатуллин |
Судьи |
А.Н. Ольховиков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 НК РФ уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу: определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость; направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации; размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
...
В соответствии с правовой позицией Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 17.08.2018 N 309-КГ18-11719, в случае, если здание (строение, сооружение) определено административно-деловым центром или торговым центром (комплексом) и включено в перечень, то все расположенные в здании помещения, принадлежащие одному или нескольким собственникам, подлежат налогообложению исходя из кадастровой стоимости здания, вне зависимости от отсутствия этих помещений в указанном перечне, что является основанием применения норм статьи 378.2 НК РФ в отношении этих объектов недвижимости. Соответствующий режим налогообложения распространяется как на торговый центр в целом, так и на входящие в него помещения, даже если последние не поименованы непосредственно в указанном перечне."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 16 февраля 2024 г. N Ф06-434/24 по делу N А57-4300/2023