Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа
от 14 августа 2002 г. N КА-А40/5228-02
ОАО "Приморское морское пароходство" (далее ОАО "ПМП") обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с иском о признании недействительным приказа МАП России от 04.10.01 N 1050.
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, судом привлечено ОАО "Находкинский нефтеналивной морской торговый порт" (далее ОАО "Нефтепорт").
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 08.04.02, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции того же суда от 18.06.02, в иске отказано.
Суд пришел к выводу о соблюдении МАП России процедуры принятия приказа N 1050, обоснованности устанавливаемых им тарифов и об отсутствии нарушения приказом прав ОАО "ПМП".
Не согласившись с выводами суда первой и апелляционной инстанции, ОАО "ПМП" подало кассационную жалобу, в которой просит решение и постановление отменить как принятые с нарушением ч. 1 ст. 59 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее АПК РФ), поскольку судами не в полной мере были учтены доводы ОАО "ПМП" о неправомерности установленной приказом МАП России N 1050 возможности повышения ОАО "Нефтепорт" тарифов в ночные часы и праздничные дни на 25% и 50%, а в самом деле отсутствуют доказательства обоснованности такого размера повышения тарифов, ст. 115, 116 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации (далее КТМ РФ), поскольку их применение в деле не позволяет прийти к выводу об отсутствии нарушения прав ОАО "ПМП" приказом МАП России N 1050.
В кассационной жалобе ОАО "Нефтепорт" просит об изменении мотивировочной части решения и постановления в связи с нарушением судами при принятии судебных актов ст. 127 АПК РФ, так как суды не указали, почему не применили приказ ГТК России от 12.09.01 N 892.
В отзывах на жалобу ОАО "ПМП" ответчик и третье лицо просят отказать в ее удовлетворении как необоснованной, указывают на исследованность судами всех обстоятельств дела, подтверждение их материалами дела. В отзыве на жалобу ОАО "Нефтепорт" ОАО "ПМП" указывает на необоснованность выводов судов первой и апелляционной инстанции о необходимости ОАО "Нефтепорт" повышать тарифы в ночные часы и праздничные дни, просит об отмене судебных актов.
В судебном заседании представители ОАО "ПМП" ОАО "Нефтепорт" поддержали доводы кассационной жалобы, представитель МАП России возражал против их удовлетворения, полагая состоявшиеся судебные акты законными.
Проверив в соответствии со ст. 174 АПК РФ законность обжалуемого решения и постановления, обсудив доводы кассационных жалоб и доводы представителей лиц, участвующих в деле, кассационная инстанция не находит оснований для их удовлетворения и отмены или изменения решения и постановления по делу N А40-5876/02-72-17.
Приказом МАП России от 04.10.01 N 1050 утверждено решение правления МАП России от 03.10.01 N 36/06-1-мп, которым установлены предельные тарифы на услуги, предоставляемые судам в ОАО "Находкинский нефтеналивной морской торговый порт".
Не согласившись со способом исчисления тарифов на услуги буксиров, с предусмотренной приказом МАП России возможностью повышения ОАО "Нефтепорт" тарифов на услуги буксиров в ночные часы и праздничные дни на 25% и 50%, с содержащимся в приказе определением "рейса загранплавания", ОАО "ПМП" обжаловало приказ МАП России от 04.10.01 N 1050 в судебном порядке.
Отказывая в иске, суды исходили из того, что установленный приказом МАП России способ расчета тарифов на услуги буксиров соответствует п. 1.3 Положения о сборах и платах за услуги, оказываемых судам в морских портах СССР, утвержденного приказом Минморфлота СССР от 30.11.87 N 186 (далее Положение о сборах и платах за услуги), повышение тарифов на услуги буксиров в праздничные дни и ночное время обусловлено необходимостью в соответствии с требованиями трудового законодательства Российской Федерации оплачивать в повышенном размере труд работников порта в указанное время, определение "рейса загранплавания" соответствует положениям применяемых Ставок сборов с судов в морских торговых портах Российской Федерации, утвержденных Минэкономики России 04.08.95 (далее Ставки сборов с судов). Суды также пришли к выводу о том, что обжалуемый приказ МАП России не нарушает права истца.
Выводы судов первой и апелляционной инстанции являются правильными.
Согласно приказу МАП России расчет платы за услуги буксиров производится с условного объема судна.
Возможность взимать плату за услуги морских портов с условного объема судна, исчисляемого в кубических метрах и определяемого произведением трех величин: наибольшей длины судна, наибольшей ширины судна, а также наибольшей высоты борта судна, предусмотрена пункт 1.3 Положения о сборах и платах за услуги.
Таким образом, выводы суда о законности приказа МАП России в этой части соответствует требованиям материального и процессуального закона.
Как установили суды, повышение тарифов на услуги буксиров в праздничные дни и ночное время обусловлено необходимостью в соответствии с требованиями трудового законодательства Российской Федерации оплачивать в повышенном размере труд работников порта в указанное время.
Указанный вывод судов соответствует закону и основан на материалах дела.
Исследуя расчет себестоимости услуг буксиров, представленный ОАО "Нефтепорт" для подтверждения размера предлагаемых к утверждению правлением МАП России тарифов, суды установили, что расчет стоимости услуги учитывает только среднемесячные выплаты персоналу, произведенные по базовым ставкам должностных окладов без учета повышения оплаты труда в выходные и праздничные дни.
Вместе с тем, согласно ст.ст. 64, 89, 90 Кодекса законов о труде Российской Федерации работа в праздничный день оплачивается не менее, чем в двойном размере, а в ночное время - в повышенном размере, устанавливаемом коллективным договором. ОАО "Нефтепорт" является участником коллективного договора, пункт 7 ст. 5 которого предусматривает повышение оплаты труда в ночное время на 40%.
При указанных обстоятельствах суды пришли к правомерному выводу о законности приказа МАП России в части, позволяющей ОАО "Нефтепорт" повышать тарифы на услуги буксиров в ночные часы и праздничные дни.
Доводы кассационной жалобы ОАО "ПМП" о неправильной оценке судом доказательств при определении обоснованности размера тарифа в ночное время и праздничные дни отклоняются, поскольку истец фактически ставит вопрос о переоценке обстоятельств, установленных судом при разрешении дела по существу, что в задачи суда кассационной инстанции не входит.
Суды также правомерно отклонили доводы заявителя о несоответствии определения "рейса загранплавания", содержащегося в ч. 2 п. 13 Приложения 2 к приказу МАП России от 04.10.01 N 1050, требованиям ч. 1 п. 1.7 Ставок сборов с судов.
Согласно ч. 2 п. 13 Приложения 2 к приказу МАП России рейсом загранплавания для российских судов считается рейс, в котором судно, пришедшее в порт, выполняет таможенные формальности (открытие границы) либо при выходе из порта производит таможенные формальности (закрытие границы). Часть 1 п. 1.7 Ставок сборов с судов определяет рейс загранплавания как рейс, в котором судно, пришедшее в порт, выполняло погрузочно-разгрузочные работы в иностранном порту либо уходит для этих целей в иностранный порт.
На основе толкования положений указанных актов суды пришли к правильному выводу об одинаковом смысловом содержании понятий "рейс загранплавания" в обоих актах для целей взимания сборов за услуги.
При этом кассационная коллегия отклоняет довод жалобы ОАО "Нефтепорт" о нарушении судами первой и апелляционной инстанции ст. 127 АПК РФ, так как приказ ГТК России от 12.09.01 N 892 не регулирует отношения в области торгового мореплавания.
В соответствии п. 1.2.5 Инструкции по составу и учету затрат, включаемых в себестоимость перевозок (работ, услуг) предприятий основной эксплуатационной деятельности морского транспорта, утвержденной Минтрансом России 29.04.94 N ВА-6/259 стоимость работ и услуг производственного характера, выполняемых сторонними предприятиями и организациями (оплата стивидорных работ, расходы по агентированию судов, судовые и канальные сборы) включаются в себестоимость услуг истца как перевозчика, а значит фактически оплачиваются грузовладельцем.
С учетом изложенного, выводы судов о том, что приказ МАП России, устанавливающий повышение тарифов на услуги буксиров, затрагивает права грузовладельцев и не затрагивает права ОАО "НМЛ" как перевозчика является обоснованным.
Руководствуясь ст.ст. 171, 174, 175, 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение от 08.04.2002 и постановление апелляционной инстанции от 18.06.2002 Арбитражного суда г. Москвы по делу N А40-5876/02-72-17 оставить без изменения, а кассационные жалобы - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 14 августа 2002 г. N КА-А40/5228-02
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Московского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании