г. Казань |
|
08 мая 2024 г. |
Дело N А65-23536/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 мая 2024 года.
Полный текст постановления изготовлен 08 мая 2024 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Карповой В.А.,
судей: Вильданова Р.А., Королёвой Н.Н.,
при участии:
представителя заявителя - Гурлихиной И.Г. (доверенность от 09.01.2024),
представителя ответчика - Павлушина С.А. (доверенность от 19.10.2023),
третьего лица - Кяримова Р.Н. (паспорт),
представителя третьего лица - Лешиной О.А. (доверенность от 20.03.2024),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Содружество"
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 20.12.2023 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.02.2024
по делу N А65-23536/2023
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Содружество", с. Нармонка Республики Татарстан (ОГРН 1111672000406, ИНН 1638006446) к муниципальному казенному учреждению "Исполнительный комитет Тетюшского муниципального района Республики Татарстан", г. Тетюши Республики Татарстан (ОГРН 1061672000026, ИНН 1638004985), о признании незаконным решения, понуждении заключить договор, с участием заинтересованного лица: индивидуального предпринимателя Кяримова Раиля Наильевича, г. Ульяновск (ОГРНИП 323730000000735, ИНН 731301834680),
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Содружество" (далее - ООО "Содружество", общество) обратилось в суд с заявлением к муниципальному казенному учреждению "Исполнительный комитет Тетюшского муниципального района Республики Татарстан" (далее -Исполнительный комитет):
- о признании незаконным решения от 21.07.2023 N 775/01-19 об отказе в предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером 16:38:280402:189, расположенного по адресу: РТ, Тетюшский муниципальный район, Льяшевское сельское поселение, площадью 1 179 787 кв. м, из категории земель с/х назначения;
- об обязании заключить договор аренды земельного участка с кадастровым номером 16:38:280402:189, расположенного по адресу: РТ, Тетюшский муниципальный район, Льяшевское сельское поселение, площадью 1 179 787 кв. м, из категории земель с/х назначения.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, был привлечен индивидуальный предприниматель глава КФХ Кяримов Раиль Наильевич (далее - ИП Кяримов Р.Н., предприниматель).
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 20.12.2023, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.02.2024, в удовлетворении заявления отказано.
В кассационной жалобе ООО "Содружество" просит решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда отменить, дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции, по основаниям, изложенным в кассационной жалобе.
Информация о принятии кассационной жалобы к производству, движении дела, времени и месте судебного заседания размещена на официальном сайте Арбитражного суда Поволжского округа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: http://faspo.arbitr.ru/ в соответствии со статьей 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Законность обжалуемых судебных актов проверена в порядке, предусмотренном главой 35 АПК РФ по доводам, изложенным в кассационной жалобе.
Как следует из материалов дела, ООО "Содружество" 11.07.2023 обратилось в Исполнительный комитет с заявлением о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 16:38:280402:189, расположенного по адресу: РТ, Тетюшский муниципальный район, Льяшевское сельское поселение, площадью 1 179 787 кв. м, ссылаясь на нахождение в его пользовании.
По результатам рассмотрения заявления Исполнительный комитет письмом от 21.07.2023 исх. N 775/01-19 отказал обществу в предоставлении земельного участка в связи с предоставлением его иному лицу на основании договора аренды.
Не согласившись с отказом в предоставлении испрашиваемого земельного участка в аренду, общество обратилось в арбитражный суд.
Разрешая возникший спор, судебные инстанции обоснованно исходили из того, что в силу норм части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 АПК РФ, пункта 6 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений, действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
По смыслу статей 65, 198, 200 АПК РФ обязанность доказывания наличия права и факта его нарушения оспариваемыми актами, решениями, действиями (бездействием) возложена на заявителя, обязанность доказывания соответствия оспариваемого правового акта, решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, а также обстоятельств, послуживших основанием для их принятия (совершения), возлагается на орган или лицо, которые приняли данный акт, решение, совершили действия (допустили бездействие).
Из содержания пункта 1 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) следует, что договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 статьи 39.6 ЗК РФ.
Подпунктами 12, 15 пункта 2 статьи 39.6 ЗК РФ предусмотрено, что договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов, в том числе, в случаях: предоставления земельного участка крестьянскому (фермерскому) хозяйству или сельскохозяйственной организации в случаях, установленных Федеральным законом от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения"; предоставления земельного участка гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства, гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности в соответствии со статьей 39.18 настоящего Кодекса.
Согласно пункту 8 статьи 10 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в аренду на срок до пяти лет сельскохозяйственным организациям, получающим государственную поддержку в сфере развития сельского хозяйства, для ведения сельского хозяйства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности без проведения торгов.
В случае, если в орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на распоряжение земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения, поступило несколько заявлений о предоставлении такого земельного участка в аренду, соответствующий земельный участок предоставляется в порядке, установленном статьей 39.18 ЗК РФ, предусматривающем проведение аукциона на право заключения договора аренды земельного участка.
С 01.01.2023 вступили в силу положения Федерального закона от 14.07.2022 N 316-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", которыми Федеральный закон от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" дополнен статьей 10.1, определяющей особенности предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, гражданам или крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 10.1 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" гражданин или крестьянское (фермерское) хозяйство наряду со случаями, предусмотренными статьей 10 настоящего закона и статьей 39.18 ЗК РФ, вправе получить в аренду без проведения торгов земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, находящийся в государственной или муниципальной собственности, для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности.
Пунктом 2 статьи 10.1 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" предусмотрено, что предоставление гражданину или крестьянскому (фермерскому) хозяйству для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в порядке, установленном ЗК РФ, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.
В частности, пунктом 5 статьи 10.1 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" установлено, что заявления о предоставлении земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или крестьянскому (фермерскому) хозяйству для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности рассматриваются в порядке их поступления.
В пункте 7 статьи 10.1 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" определены основания для отказа в предоставлении земельного участка. Так, орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на предоставление земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов при наличии наряду с основаниями, предусмотренными статьей 39.16 ЗК РФ, хотя бы одного из следующих оснований:
1) площадь земельного участка, указанного в заявлении о предоставлении земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или крестьянскому (фермерскому) хозяйству для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности, или площадь земельных участков, предоставленных гражданину или крестьянскому (фермерскому) хозяйству для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности, с учетом земельного участка, указанного в заявлении, не соответствует установленным законом субъекта Российской Федерации предельным размерам земельных участков, предоставляемых для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности;
2) земельный участок, указанный в заявлении, был предоставлен по заявлению о предоставлении земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или крестьянскому (фермерскому) хозяйству для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности, поступившему ранее.
Судами установлено, что 22.08.2013 между Исполнительным комитетом (арендодатель) и ООО "Содружество" (арендатор) заключен договор аренды земельных участков, находящихся в муниципальной собственности N П-2013-А-099, согласно которому обществу предоставлен земельный участок с кадастровым номером 16:38:280402:189, расположенный по адресу: РТ, Тетюшский муниципальный район, Льяшевское сельское поселение.
Дополнительным соглашением от 21.08.2018 стороны расторгли договор аренды земельных участков, находящихся в муниципальной собственности от 22.08.2013 N П-2013-А-099, в частности, земельный участок с кадастровым номером 16:38:280402:189.
ООО "Содружество" 29.11.2022 обратилось в Исполнительный комитет с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером 16:38:280402:189 для сельскохозяйственного производства, по результатам рассмотрения которого Палата имущественных и земельных отношений письмом от 21.12.2022 исх. N 1386/01-19 сообщила о невозможности предоставления в аренду земельного участка без проведения торгов, поскольку согласно сведениям из ЕГРН земельный участок не предоставлялся на праве постоянного (бессрочного) пользования.
Указанный отказ ООО "Содружество" не обжалован и не оспорен.
ИП глава КФХ Кяримов Р.Н. 29.04.2023 обратился в Исполнительный комитет с заявлением о предоставлении в соответствии с подпунктом 12 пункта 2 статьи 39.6 ЗК РФ, статьей 10.1 Федерального Закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", в аренду сроком на 5 лет с целью осуществления его крестьянским (фермерским) хозяйством деятельности, земельного участка с кадастровым номером 16:38:280402:189, площадью 1 179 479 кв. м, из категории земель сельскохозяйственного назначения, с видом разрешенного использования: для сельскохозяйственного производства, расположенного по адресу: Республика Татарстан, Тетюшский муниципальный район, Льяшевское сельское поселение.
На основании постановления Исполнительного комитета Тетюшского муниципального района Республики Татарстан от 05.05.2023 N 252 "О предоставлении земельных участков в пользование на правах аренды" между Исполнительным комитетом Тетюшского муниципального района Республики Татарстан и ИП Кяримовым Р.Н. заключен договор аренды земельных участков от 05.05.2023 N П-2023-А-013, согласно которому ИП Кяримову Р.Н. переданы во временное владение и пользование за плату на срок с 05.05.2023 по 04.05.2028 земельные участки сельскохозяйственного назначения для осуществления сельскохозяйственного производства, в том числе, и земельный участок с кадастровым номером 16:38:280402:189.
Договор аренды земельных участков от 05.05.2023 N П-2023-А-013, а также обременение объекта недвижимого имущество - земельного участка с кадастровым номером 16:38:280402:189 в виде аренды в пользу ИП Кяримова Р.Н. на основании договора аренды земельного участка от 05.05.2023 N П-2023-А-013 зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости 29.05.2023, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от 29.05.2023.
Представитель ИП Кяримова Р.Н. в судебном заседании пояснил, что земельный участок с кадастровым номером 16:38:280402:189 передан Исполнительным комитетом по акту приема-передачи от 05.05.2023 свободным от прав третьих лиц и сразу же был засеян предпринимателем.
Кроме того, в материалы дела представлена справка Управления сельского хозяйства и продовольствия в Тетюшском муниципальном районе, согласно которой земельный участок с кадастровым номером 16:38:280402:189 с 22.08.2013 и до 21.08.2018 был переданы в аренду и обрабатывался ООО "Содружество". Информации о владельцах и пользователях, обрабатывавших вышеуказанный земельный участок после 21.08.2018 и до 05.05.2023, не имеется. В настоящий момент, вышеуказанный земельный участок передан в аренду ИП Кяримову Р.Н. на основании договора аренды земельного участка от 05.05.2023 N П-2023-А-013, фактически используется арендатором в соответствии с его целевым назначением, с соблюдением всех принятых по вышеуказанному договору обязательств; иных законных пользователей вышеуказанного земельного участка, - не имеется.
Исследовав представленные в дело доказательства, оценив их по правилам статьи 71 АПК РФ, судебные инстанции установили, что с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка сельскохозяйственного назначения ИП Кяримов Р.Н. обратился 29.04.2023. В соответствии с требованиями пункта 5 статьи 10.1 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" заявление рассмотрено и с предпринимателем заключен договор аренды от 05.05.2023 NП-2023-А-013, на основании которого ИП Кяримову Р.Н. предоставлен испрашиваемый земельный участок. Таким образом, на момент подачи ООО "Содружество" заявления о предоставлении испрашиваемого земельного участка в аренду (11.07.2023) так и на момент принятия уполномоченным органом решения по данному заявлению (21.07.2023) у Исполнительного комитета отсутствовали законные основания для предоставления в аренду земельного участка с кадастровым номером 16:38:280402:189.
В этой связи, рассмотрев в порядке пункта 5 статьи 10.1 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" заявления о предоставлении в аренду земельного участка сельскохозяйственного назначения в порядке их поступления, Исполнительный комитет правомерно, с учетом подпункта 2 пункта 7 статьи 10.1 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", отказал обществу в предоставлении испрашиваемого земельного участка.
Доводы кассационной жалобы о необоснованном отклонении ходатайства о приостановлении производства по настоящему делу до рассмотрения дела N А65-31798/2023, ходатайства о вызове свидетеля, ходатайства о назначении лингвистической экспертизы письма от 21.12.2022 N 1386/01-19, о привлечения к участию в настоящем деле в качестве третьего лица, Управления Федеральной антимонопольной службы по РТ, являлись предметом исследования судов двух инстанций, сводятся к повторению правовой позиции, озвученной обществом в судах первой и апелляционной инстанции. Данным доводам судами дана надлежащая мотивированная оценка. Оснований для их иной оценки у суда округа не имеется.
Учитывая изложенное, суд кассационной инстанции полагает, что выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам дела и основаны на положениях действующего законодательства.
Несогласие заявителя с выводами судебных инстанций, основанными на оценке доказательств, равно как и иное толкование норм законодательства, подлежащих применению в настоящем деле, не свидетельствуют о наличии в принятых судебных актах нарушений норм материального и (или) процессуального права, повлиявших на исход судебного разбирательства, или допущенной судебной ошибки.
Суд кассационной инстанции не вправе переоценивать доказательства и устанавливать иные обстоятельства, отличающиеся от установленных судами нижестоящих инстанций, в нарушение своей компетенции, предусмотренной статьями 286, 287 АПК РФ, как указано в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.03.2013 N 13031/12, а также в определениях Верховного Суда Российской Федерации от 12.07.2016 N 308-ЭС16-4570, от 16.02.2017 N 307-ЭС16-8149.
Принимая во внимание положения статей 286 и 287 АПК РФ, суд кассационной инстанции не находит правовых оснований для удовлетворения кассационной жалобы, равно как и оснований, предусмотренных статьей 288 АПК РФ для отмены либо изменения решения и постановления. Кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Поскольку при обращении в суд с кассационной жалобой подателем уплачена государственная пошлина в размере 3000 руб., учитывая, что по рассматриваемой категории дел размер государственной пошлины составляет 1500 руб., излишне уплаченная государственная пошлина подлежит возвращению плательщику из федерального бюджета согласно статье 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 20.12.2023 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.02.2024 по делу N А65-23536/2023 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Содружество" из федерального бюджета государственную пошлину в размере 1500 рублей, излишне уплаченную по платежному поручению от 29.02.2024 N 273 при подаче кассационной жалобы. Выдать справку на возврат государственной пошлины.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные статьями 291.1, 291.2. Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
В.А. Карпова |
Судьи |
Р.А. Вильданов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Суд подтвердил законность отказа в предоставлении земельного участка в аренду, поскольку он уже был передан другому лицу. Судебные инстанции установили, что заявитель не доказал нарушение своих прав, а также соответствие своих требований законодательству о предоставлении земельных участков. Кассационная жалоба оставлена без удовлетворения.
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 8 мая 2024 г. N Ф06-2556/24 по делу N А65-23536/2023