Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа
от 12 августа 2002 г. N КА-А40/5288-02
Московское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Металл-Инокс" (далее ООО "Металл-Инокс") о взыскании не уплаченного в добровольном порядке штрафа в размере 10000 рублей, наложенного на основании ч. 1 ст. 116 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) за нарушение срока постановки на учет в качестве страхователя.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 06.05.02 в иске отказано.
Отказывая в иске, суд исходили из того, что с 01.01.02 исполнительные органа ФСС РФ не вправе налагать на юридические лица взыскания, предусмотренные ч. 1 ст. 116 НК РФ, так как после вступления в силу Федерального закона "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах" и Федерального закона "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2001 г." органы ФСС РФ не осуществляют права и обязанности налоговых органов.
Не согласившись с решением, МРО ФСС РФ в кассационной жалобе просит об их отмене как принятых при неправильном применении ст.ст. 34, 116 НК РФ, ст. 10 Федерального закона "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2000 год". Заявитель жалобы считает, органы ФСС РФ вправе применять к плательщикам страховых взносов налоговые санкции за нарушение порядка регистрации в качестве страхователей.
Извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела представители сторон в судебное заседание не явились.
Проверив правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального и процессуального права, арбитражный суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта, в том числе и по доводам кассационной жалобы.
Всесторонне, полно и объективно исследовав в судебном заседании находящиеся в деле доказательства, арбитражный суд разрешил спор без нарушения норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения.
Как следует из обстоятельств дела, истец обратился в суд за взысканием штрафа, наложенного на ООО "Металл-Инокс" на основании ч. 1 ст. 116 НК РФ решением МРО ФСС РФ от 12.11.01 N 422 за нарушение ответчиком срока регистрации в качестве страхователя по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, имевшее место в 2001 г.
Вместе с тем, в соответствии со ст. 11 Федерального закона "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах" с 2001 г. взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний не включаются в состав единого социального налога и уплачиваются в соответствии с федеральными законами об этом виде социального страхования.
Налоговое законодательство Российской Федерации не относит такие взносы к налоговым платежам. Федеральный закон "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" не устанавливает, что контроль уплаты таких взносов, а также соблюдения порядка регистрации плательщиков таких взносов осуществляется органами ФСС РФ в порядке, предусмотренном Налоговым кодексом Российской Федерации.
При указанных обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что на момент вынесения решения, на основании которого производится взыскание, МРО ФСС РФ не обладало полномочиями по осуществлению налогового контроля и не вправе было привлекать ООО "Металл-Инокс" к налоговой ответственности.
Довод кассационной жалобы о том, что полномочия МРО ФСС РФ привлекать плательщиков страховых взносов в 2001 г. к налоговой ответственности закреплены ст. 10 Федерального закона "О бюджете фонда социального страхования Российской Федерации на 2000 год" несостоятелен, поскольку ежегодно принимаемые законы о бюджете фонда социального страхования носят срочный характер и действуют в тот период, на который они приняты. Действовавший в 2001 г. Федеральный закон "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2001 год" не предусматривал применение финансовых санкций к плательщикам страховых взносов при нарушении регистрации в качестве страхователей в соответствии с частью первой Налогового кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 171, 174, 175, 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Московского округа постановил:
решение Арбитражного суда г. Москвы от 06.05.02 по делу N А40-12972/02-107-158 оставить без изменения, а кассационную жалобу МРО ФСС РФ - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 12 августа 2002 г. N КА-А40/5288-02
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Московского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании