г. Казань |
|
24 мая 2024 г. |
Дело N А72-6654/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 мая 2024 года.
Полный текст постановления изготовлен 24 мая 2024 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Ольховикова А.Н.,
судей Сибгатуллина Э.Т., Хлебникова А.Д.,
в отсутствие лиц, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрегионального Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Самарской и Ульяновской областям
на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 09.11.2023 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.02.2024
по делу N А72-6654/2023
по заявлению Межрегионального Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Самарской и Ульяновской областям о взыскании с Областного государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения "Сурский техникум агробизнеса" задолженности по плате за негативное воздействие на окружающую среду, с участием в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора - общества с ограниченной ответственностью "Сурскжилкомхоз", Министерства природных ресурсов и экологии Ульяновской области, Министерства просвещения и воспитания Ульяновской области,
УСТАНОВИЛ:
Межрегиональное Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Самарской и Ульяновской области (далее - истец, Управление) обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением о взыскании с Областного государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения "Сурский техникум агробизнеса" (далее - ответчик) задолженности по плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2021 - 2022 годы в размере 420 694 руб. 23 коп., пени за несвоевременную уплату платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2021 - 2022 годы за период с 02.03.2022 по 26.03.2023 в размере 19 664 руб. 26 коп., из которых: задолженность по плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2021 год в размере 144 471 руб. 43 коп. (13 руб. 35 коп. - плата за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, 144 458 руб. 08 коп. - плата за размещение отходов производства), пени за несвоевременное и неполное внесение платы за 2021 год за период с 02.03.2022 по 26.05.2023 в размере 13 725 руб. 47 коп., задолженность по плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2022 год в размере 276 222 руб. 80 коп. (плата за размещение отходов производства), пени за несвоевременное и неполное внесение платы за 2022 год (период с 02.03.2023 по 26.05.2023) в размере 5938 руб. 79 коп.
Суд первой инстанции привлек к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, общество с ограниченной ответственностью "Сурскжилкомхоз", Министерство природных ресурсов и экологии Ульяновской области, Министерство просвещения и воспитания Ульяновской области.
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 09.11.2023 по делу N А72-6654/2023, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.02.2024, в удовлетворении заявленных требований было отказано.
В кассационной жалобе Межрегиональное Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Самарской и Ульяновской областям просит отменить принятые по делу судебные акты, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
Стороны явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте судебного заседания надлежащим образом извещены.
В соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) жалоба рассматривается в отсутствие лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Исковые требования обоснованы тем, что учреждением оказывалось негативное воздействие на окружающую среду, что подтверждается расчетами платы за негативное воздействие на окружающую среду, декларациями о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2021-2022 годы. Начисленную в расчетах плату за негативное воздействие на окружающую среду ответчик не уплатил.
Согласно представленному расчету платы за негативное воздействие на окружающую среду учреждения за 2021 - 2022 годы в размере 439 194 руб. 23 коп. (за 2021 год - 162 971 руб. 43 коп.: 13 руб. 35 коп. - плата за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, 162 958 руб. 08 коп. - плата за размещение отходов производства, за 2022 год - 276 222 руб. 80 коп. - плата за размещение отходов производства).
В декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду учреждения за 2016 год плата за размещение отходов отражена в сумме 14 866 руб. 51 коп. В декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2021 год отражен расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду в размере 218 471 руб. 43 коп. (13 руб. 35 коп. - плата за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, 218 458 руб. 08 коп. - плата за размещение отходов).
Согласно декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2022 год размер платы составил 276 222 руб. 80 коп.
Письмом от 25.04.2023 N 01-26/3719 в адрес ответчика было направлено требование о внесении в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации платы за негативное воздействие на окружающую среду и пеней.
Платежными поручениями от 17.05.2023 N 139777 и 139778 ответчиком оплачено 852 руб. 10 коп. и 17 647 руб. 90 коп., соответственно, в счёт погашения задолженности по плате за негативное воздействие за 2021 год.
С учётом частичной оплаты, задолженность за 2021 год составляет 144 471 руб. 43 коп., за 2022 год - 276 222 руб. 80 коп., всего 420 694 руб. 23 коп.
Истец, как орган наделенный полномочиями по предъявлению исков о взыскании платы за негативное воздействие на окружающую среду, обратился в Арбитражный суд Ульяновской области с соответствующим иском.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды пришли к выводу о необоснованности заявленных требований.
Федеральным законом от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Федеральный закон N7-ФЗ) установлено, что негативное воздействие на окружающую среду является платным.
Плату за негативное воздействие на окружающую среду обязаны вносить юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации, континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации хозяйственную и (или) иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду (далее - лица, обязанные вносить плату), за исключением юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность исключительно на объектах IV категории (пункт 1 статьи 16.1 Федерального закона N 7-ФЗ).
Росприроднадзор в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 N 400 "Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования и внесения изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 22.07.2004 N 370", постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2007 N 995 "О порядке осуществления федеральными органами государственной власти, органами управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации и (или) находящимися в их ведении бюджетными учреждениями, а также Центральным банком Российской Федерации бюджетных полномочий главных администраторов доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации" наделено бюджетными полномочиями администратора доходов федерального бюджета по кодам доходов федерального бюджета бюджетной классификации Российской Федерации в части платы за негативное воздействие на окружающую среду.
В пределах возложенных полномочий администратор доходов осуществляет: начисление, учет и контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью осуществления платежей в бюджет, пеней и штрафов по ним, а также взыскание задолженности по платежам в бюджет, пеней и штрафов.
Статьей 16.3 Федерального закона N 7-ФЗ установлено, что плата за негативное воздействие на окружающую среду по итогам отчетного периода исчисляется лицами, обязанными вносить плату, самостоятельно.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2017 N 255 утверждены "Правила исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду" (далее - Правила N 255) (документ утратил силу с 01.09.2023 в связи с изданием Постановления Правительства Российской Федерации от 31.05.2023 N 881).
В соответствии с пунктом 4 Правил N 255 контроль за исчислением платы осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере природопользования и ее территориальными органами.
Согласно пункту 2 Правил N 255 плата исчисляется и взимается за следующие виды негативного воздействия на окружающую среду: выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками (далее - выбросы загрязняющих веществ); сбросы загрязняющих веществ в водные объекты (далее - сбросы загрязняющих веществ); хранение, захоронение отходов производства и потребления (далее - размещение отходов).
В соответствии с пунктом 5 Правил N 255 плату обязаны вносить юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации, континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации хозяйственную и (или) иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду (далее - лица, обязанные вносить плату), за исключением юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность исключительно на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, IV категории.
В соответствии с пунктами 32-34 Правил N 255 отчётным периодом в отношении платы признаётся календарный год.
Плата, исчисленная по итогам отчётного периода, с учетом корректировки её размера вносится не позднее 1-го марта года, следующего за отчётным периодом.
Несвоевременное или неполное внесение лицом, обязанным вносить плату, платы влечёт за собой уплату пеней в размере одной трёхсотой действующей на день уплаты пеней ключевой ставки Банка России, но не более чем в размере 0,2 процента за каждый день просрочки. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по внесению платы, начиная со следующего дня после окончания сроков, определенных в пунктах 32 и 34 Правил.
Окончанием периода, за который начисляются пени, признается дата погашения лицом, обязанным вносить плату, задолженности по плате в соответствии с платёжным поручением о перечислении средств в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации.
Порядок представления декларации о плате и ее форма утверждены приказом Минприроды России от 10.12.2020 N 1043 "Об утверждении Порядка представления декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду и ее формы и о признании утратившими силу приказов Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 9 января 2017 года N 3 и от 30 декабря 2019 года N 899" (зарегистрировано в Минюсте России от 31.12.2020 за N 62017).
В соответствии с пунктом 11 указанного Порядка при обнаружении лицом, обязанным вносить плату, в представленной им декларации о плате за отчетный год недостоверных сведений либо неполноты отражения сведений, а также ошибок, приводящих к занижению или завышению суммы платы, подлежащей внесению, лицо, обязанное вносить плату, вправе представить уточненную декларацию о плате за данный отчетный год в течение трех лет после представления первичной декларации о плате в срок, не позднее 10-го марта года, следующего за отчетным.
Таким образом, уточненную декларацию о плате можно представить в течение общего срока исковой давности, установленного гражданским законодательством.
В соответствии с пунктом 1 статьи 16.1 Федерального закона N 7-ФЗ плату за негативное воздействие на окружающую среду обязаны вносить юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации, континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации хозяйственную и (или) иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду (далее - лица, обязанные вносить плату), за исключением юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность исключительно на объектах IV категории.
Плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов, за исключением твердых коммунальных отходов, являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, при осуществлении которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образовались отходы. Плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении твердых коммунальных отходов являются региональные операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляющие деятельность по их размещению.
В соответствии с основными понятиями, содержащимися в Федеральном законе от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (статья 1) твердые коммунальные отходы (далее - ТКО) - отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К твердым коммунальным отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.
Обращение с ТКО на территории субъекта Российской Федерации обеспечивается региональными операторами, которые осуществляют сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение ТКО (пункт 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156).
Как отмечено судами, первоначально декларации учреждения за 2021 год и за 2022 год содержали нулевые показатели.
В письмах истца от 03.11.2022, 18.11.2022, 29.11.2022 указывалось, что ОГБПОУ "Сурский техникум агробизнеса" относится к объектам НВОС 3 категории.
Суды признали, что фактически ОГБПОУ "Сурский техникум агробизнеса" относится к 4-й категории объектов оказывающих негативное воздействие на окружающую среду. При этом учтено, что единственным отходом, образующимся от деятельности учреждения, являются отходы из выгребных ям, относящиеся к ТКО; их откачку и транспортировку осуществляет ООО "Сурскжилкомхоз" на основании договора. Таким образом учреждение в силу закона не относится к лицам, обязанным вносить плату за НВОС.
С учетом изложенного судами отказано в удовлетворении заявленных требований.
Доводы истца о том, что учреждение обязано уплачивать плату за НВОС, поскольку объект относится к III категории, правомерно отклонены, поскольку по состоянию на 2021-2022 годы учреждение не имело каких-либо объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду. Более того, с 09.01.2023 категория объекта Областного государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения "Сурский техникум агробизнеса" была изменена на IV категорию.
Согласно части 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
При таких обстоятельствах суды не усмотрели оснований для взыскания задолженности.
Выводы судов являются правильными, правовых оснований для иных выводов у суда кассационной инстанции не имеется.
Установленные судами фактические обстоятельства и сделанные на их основе выводы соответствуют материалам дела, им не противоречат и не подлежат переоценке судом кассационной инстанции в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебных актов, не выявлено.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ульяновской области от 09.11.2023 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.02.2024 по делу N А72-6654/2023 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, установленном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
А.Н. Ольховиков |
Судьи |
Э.Т. Сибгатуллин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Суд отказал в удовлетворении требований о взыскании задолженности за негативное воздействие на окружающую среду, установив, что учреждение не относится к лицам, обязанным уплачивать такую плату, поскольку фактически не осуществляло деятельности, оказывающей негативное воздействие, и его категория была изменена на IV. Судебные акты первой и апелляционной инстанций оставлены без изменения.
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 24 мая 2024 г. N Ф06-2385/24 по делу N А72-6654/2023
Хронология рассмотрения дела:
24.05.2024 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-2385/2024
13.02.2024 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-20801/2023
09.11.2023 Решение Арбитражного суда Ульяновской области N А72-6654/2023
07.11.2023 Решение Арбитражного суда Ульяновской области N А72-6654/2023