г. Самара |
|
13 февраля 2024 г. |
Дело N А72-6654/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 февраля 2024 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 13 февраля 2024 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Сорокиной О.П., судей Некрасовой Е.Н., Корнилова А.Б., при ведении протокола секретарем судебного заседания Богдановой Д.В.,
участники не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Самарской и Ульяновской области на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 09 ноября 2023 года, принятое по делу N А72-6654/2023 (судья Овсяникова Ю.А.),
по заявлению Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Самарской и Ульяновской области к Областному государственному бюджетному профессиональному образовательному учреждению "Сурский техникум агробизнеса" с участием в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, общества с ограниченной ответственностью "Сурскжилкомхоз", Министерства природных ресурсов и экологии Ульяновской области, Министерства просвещения и воспитания Ульяновской области о взыскании задолженности по плате за негативное воздействие на окружающую среду,
УСТАНОВИЛ:
Межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Самарской и Ульяновской области обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением о взыскании с Областного государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения "Сурский техникум агробизнеса" в пользу Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Самарской и Ульяновской областям задолженности по плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2021 -2022 гг. в размере 420 694 рубля 23 копейки, пени за несвоевременную уплату платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2021 -2022 гг. за период с 02.03.2022 по 26.03.2023 в размере 19 664 рубля 26 копеек из которых:
задолженность по плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2021 год в размере 144 471 рубль 43 копейки (13 руб. 35 коп. - плата за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, 144 458 руб. 08 коп. - плата за размещение отходов производства),
пени за несвоевременное и неполное внесение платы за 2021 год за период с 02.03.2022 по 26.05.2023 в размере 13 725 рублей 47 копеек,
задолженность по плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2022 год в размере 276 222 рубля 80 копеек (плата за размещение отходов производства),
пени за несвоевременное и неполное внесение платы за 2022 год за период с 02.03.2023 по 26.05.2023 в размере 5 938 рублей 79 копеек.
Суд первой инстанции привлек к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, общество с ограниченной ответственностью "Сурскжилкомхоз", Министерство природных ресурсов и экологии Ульяновской области, Министерство просвещения и воспитания Ульяновской области.
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 09 ноября 2023 года в удовлетворении заявленных требований было отказано.
Управление, не согласившись с решением суда, обратилось в суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, и принять по делу новый судебный акт.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, движении дела, о времени и месте судебного заседания размещена арбитражным судом на официальном сайте Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу: www.11aas.arbitr.ru в соответствии со статьей 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Ответчик апелляционную жалобу отклонил по основаниям, изложенным в отзыве, приобщенном к материалам дела, и просил решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Кроме того, ответчиком заявлено ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие его представителя, которое судом рассмотрено и в порядке статей 156, 159, 184, 185, 258 АПК РФ удовлетворено.
Истец в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом в соответствии с частью 6 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьями 123 и 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, извещенных о месте и времени судебного разбирательства.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверяется в соответствии со статьями 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, арбитражный апелляционный суд установил.
Как следует из материалов дела, истец в обоснование исковых требований указывает на то, что учреждением оказывалось негативное воздействие на окружающую среду, что подтверждается расчетами платы за негативное воздействие на окружающую среду, декларациями о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2021-2022 г.г.
Однако начисленную в расчетах плату за негативное воздействие на окружающую среду ответчик не уплатил.
Согласно представленному расчету платы за негативное воздействие на окружающую среду учреждения за 2021 -2022 гг. в размере 439 194 рубля 23 копейки (за 2021 год - 162 971 руб. 43 коп.: 13.35 руб. - плата за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, 162 958.08 руб. - плата за размещение отходов производства, за 2022 год - 276 222 руб. 80 коп. - плата за размещение отходов производства).
Исходя из представленной декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду учреждения за 2016 года она составила 14 866 руб. 51 коп. (плата за размещение отходов).
Согласно представленной декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2021 год, с расчетом платы за негативное воздействие на окружающую среду в размере 218 471 руб. 43 коп. (13 руб. 35 коп. - плата за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, 218 458 руб. 08 коп. - плата за размещение отходов).
Согласно Декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2022 год, представленной Областным государственным бюджетным профессиональным образовательным учреждением "Сурский техникум агробизнеса" 10.03.2023 в Межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Самарской и Ульяновской областям, размер платы учреждения составил 276 222 руб. 80 коп.
Ставки платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов производства и потребления утверждены Постановлением Правительства РФ от 13.09.2016 N 913 "О ставках платы за негативное воздействие на окружающую среду". Ставка платы за отход IV класса опасности составляет 663, 2 руб. Постановлением Правительства РФ от 11.09.2020 N 1393 "О применении в 2021 году ставок платы за негативное воздействие на окружающую среду", установлено, что в 2021 году применяются размеры ставок платы за негативное воздействие на окружающую среду на уровне 2018 г. (с учетом коэффициентов) с дополнительным коэффициентом 1,08.
Постановлением Правительства РФ от 1 марта 2022 г. N 274 "О применении в 2022 году ставок платы за негативное воздействие на окружающую среду" установлено, что в 2022 году применяются размеры ставок платы за негативное воздействие на окружающую среду на уровне 2018 г. с использованием дополнительно к иным коэффициентам коэффициента 1,19.
Письмом от 25.04.2023 N 01-26/3719 в адрес ответчика было направлено требование о внесении в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации платы за негативное воздействие на окружающую среду и пеней.
Платежными поручениями от 17.05.2023 N 139777 и 139778 ответчиком оплачено 852 руб. 10 коп. и 17.647 руб. 90 коп., соответственно, в счёт погашения задолженности по плате за негативное воздействие за 2021 год.
С учётом частичной оплаты задолженность за 2021 год составляет 144 471 руб. 43 коп., за 2022 год - 276 222 руб. 80 коп., всего 420 694 рубля 23 копейки.
На основании изложенного истец, как орган наделенный полномочиями по предъявлению исков о взыскании платы за негативное воздействие на окружающую среду, обратился в Арбитражный суд Ульяновской области с соответствующим иском.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу о необоснованности заявленных требований. Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд соглашается с выводами суда первой инстанции по следующим основаниям.
Федеральным законом от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N7-ФЗ) установлено, что негативное воздействие на окружающую среду является платным.
Плату за негативное воздействие на окружающую среду обязаны вносить юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации, континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации хозяйственную и (или) иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду (далее - лица, обязанные вносить плату), за исключением юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность исключительно на объектах IV категории (п.1 ст.16.1 Закона N 7-ФЗ).
Росприроднадзор в соответствии с постановлением Правительства РФ от 30.07.2004 N 400 "Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования и внесения изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 22.07.2004 N 370", постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2007 N 995 "О порядке осуществления федеральными органами государственной власти, органами управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации и (или) находящимися в их ведении бюджетными учреждениями, а также Центральным банком Российской Федерации бюджетных полномочий главных администраторов доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации" наделено бюджетными полномочиями администратора доходов федерального бюджета по кодам доходов федерального бюджета бюджетной классификации Российской Федерации в части платы за негативное воздействие на окружающую среду.
В пределах возложенных полномочий администратор доходов осуществляет: начисление, учет и контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью осуществления платежей в бюджет, пеней и штрафов по ним, а также взыскание задолженности по платежам в бюджет, пеней и штрафов.
Статьей 16.3 Закона об охране окружающей среды N 7-ФЗ установлено, что плата за негативное воздействие на окружающую среду по итогам отчетного периода исчисляется лицами, обязанными вносить плату, самостоятельно.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2017 N 255 утверждены "Правила исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду" (далее - Правила N 255) (документ утратил силу с 1 сентября 2023 года в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 31.05.2023 N 881).
В соответствии с пунктом 4 Правил N 255 контроль за исчислением платы осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере природопользования и ее территориальными органами.
Согласно пункту 2 Правил N 255 плата исчисляется и взимается за следующие виды негативного воздействия на окружающую среду:
выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками (далее - выбросы загрязняющих веществ);
сбросы загрязняющих веществ в водные объекты (далее - сбросы загрязняющих веществ);
хранение, захоронение отходов производства и потребления (далее - размещение отходов).
В соответствии с пунктом 5 Правил N 255 плату обязаны вносить юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации, континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации хозяйственную и (или) иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду (далее - лица, обязанные вносить плату), за исключением юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность исключительно на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, IV категории.
В соответствии с пунктами 32-34 Правил N 255 отчётным периодом в отношении платы признаётся календарный год.
Плата, исчисленная по итогам отчётного периода, с учетом корректировки её размера вносится не позднее 1 -го марта года, следующего за отчётным периодом.
Несвоевременное или неполное внесение лицом, обязанным вносить плату, платы влечёт за собой уплату пеней в размере одной трёхсотой действующей на день уплаты пеней ключевой ставки Банка России, но не более чем в размере 0,2 процента за каждый день просрочки. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по внесению платы, начиная со следующего дня после окончания сроков, определенных в пунктах 32 и 34 Правил.
Окончанием периода, за который начисляются пени, признается дата погашения лицом, обязанным вносить плату, задолженности по плате в соответствии с платёжным поручением о перечислении средств в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации.
Порядок представления декларации о плате и ее форма утверждены приказом Минприроды России от 10.12.2020 N 1043 "Об утверждении Порядка представления декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду и ее формы и о признании утратившими силу приказов Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 9 января 2017 г. N 3 и от 30 декабря 2019 г. N 899" (зарегистрировано в Минюсте России 31.12.2020 N 62017).
В соответствии с пунктом 11 указанного Порядка при обнаружении лицом, обязанным вносить плату, в представленной им декларации о плате за отчетный год недостоверных сведений либо неполноты отражения сведений, а также ошибок, приводящих к занижению или завышению суммы платы, подлежащей внесению, лицо, обязанное вносить плату, вправе представить уточненную декларацию о плате за данный отчетный год в течение трех лет после представления первичной декларации о плате в срок, не позднее 10-го марта года, следующего за отчетным.
Таким образом, уточненную декларацию о плате можно представить в течение общего срока исковой давности, установленного гражданским законодательством.
В соответствии с п.1 ст.16.1 Закона N 7-ФЗ плату за негативное воздействие на окружающую среду обязаны вносить юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации, континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации хозяйственную и (или) иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду (далее - лица, обязанные вносить плату), за исключением юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность исключительно на объектах IV категории.
Плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов, за исключением твердых коммунальных отходов, являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, при осуществлении которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образовались отходы. Плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении твердых коммунальных отходов являются региональные операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляющие деятельность по их размещению.
В соответствии с основными понятиями, содержащимися в Федеральном законе от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (ст.1) твердые коммунальные отходы (далее - ТКО) - отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К твердым коммунальным отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.
Обращение с ТКО на территории субъекта РФ обеспечивается региональными операторами, которые осуществляют сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение ТКО (п.4 Постановления Правительства РФ от 12.11.2016 N 1156).
Как установлено судом первой инстанции, первоначально сданные Декларации, как за 2021 год, так и за 2022 год содержали нулевые показатели.
В письмах истца от 03.11.2022 г., 18.11.2022 г., 29.11.2022 г. указывалось, что ОГБПОУ "Сурский техникум агробизнеса" относится к объектам НВОС 3 категории.
Вместе с тем, материалами дела подтверждается, что фактически ОГБПОУ "Сурский техникум агробизнеса" относится к 4 категории объектов оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.
Единственным отходом, образующимся от деятельности учреждения, осуществляющего образовательную деятельность, являются отходы из выгребных ям, относящиеся к ТКО; их откачку и транспортировку осуществляет ООО "Сурскжилкомхоз" на основании заключенного с техникумом договора.
Таким образом, учреждение в силу закона не относится к лицам, обязанным вносить плату за НВОС.
С учетом изложенного, арбитражный суд правильно не усмотрел правовых оснований для удовлетворения заявленных требований.
Доводы приведенные в апелляционной жалобе о том, что Учреждение обязано оплачивать плату за НВОС, поскольку объект относится к III категории, что подтверждено свидетельством N 2338669 от 22.05.2018 и ему присвоена III категория негативного воздействия на окружающую среду, был предметом оценки суда первой инстанции правомерно отклонен, поскольку по состоянию на 2021-2022 год Учреждение не имело каких-либо объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду; договор на откачку отходов выгребной ямы (от туалета) заключен с ООО "Сурскжилкомхоз" с 01.01.2021. Более того, с 09.01.2023 категория объекта Областного государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения "Сурский техникум агробизнеса" была изменена на IV категорию.
Согласно ч. 1 ст. 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
В соответствии с ч. 1 ст. 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судопроизводство в арбитражном суде осуществляется на основе состязательности.
Таким образом, учреждение в силу закона не относится к лицам, обязанным вносить плату за НВОС; соответствующие изменения в декларации представлены; оснований для взыскания задолженности не имеется.
Суд апелляционной инстанции считает, что арбитражным судом первой инстанции обстоятельства спора исследованы всесторонне и полно, нормы материального и процессуального права применены правильно, выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела. Основания для переоценки обстоятельств, правильно установленных судом первой инстанции, у суда апелляционной инстанции отсутствуют.
Несогласие заявителя с выводами суда, иная оценка им фактических обстоятельств дела и иное толкование закона не означают допущенной при рассмотрении дела ошибки и не подтверждают существенных нарушений судом норм права, в связи с чем доводы заявителя жалобы признаются необоснованными.
Положенные в основу апелляционной жалобы доводы являлись предметом исследования арбитражным судом при рассмотрении спора по существу и им дана надлежащая оценка.
Выводы арбитражного суда первой инстанции соответствуют доказательствам, имеющимся в деле, установленным фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм права.
Сведений, опровергающих выводы суда, в апелляционной жалобе не содержится.
Нарушений процессуального закона, влекущих безусловную отмену обжалуемого судебного акта, не установлено. Оснований для отмены решения суда не имеется.
В соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации заявитель жалобы освобожден от уплаты государственной пошлины, в связи с чем вопрос о распределении судебных расходов апелляционным судом не рассматривался.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет".
По ходатайству указанных лиц копии постановления на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.
Руководствуясь ст.ст. 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Ульяновской области от 09 ноября 2023 года, принятое по делу N А72-6654/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
О.П. Сорокина |
Судьи |
Е.Н. Некрасова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А72-6654/2023
Истец: МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ ПО САМАРСКОЙ И УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТЯМ
Ответчик: ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "СУРСКИЙ ТЕХНИКУМ АГРОБИЗНЕСА"
Третье лицо: МИНИСТЕРСТВО ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ И ЭКОЛОГИИ УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ, МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ, ООО "СУРСКЖИЛКОМХОЗ"
Хронология рассмотрения дела:
24.05.2024 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-2385/2024
13.02.2024 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-20801/2023
09.11.2023 Решение Арбитражного суда Ульяновской области N А72-6654/2023
07.11.2023 Решение Арбитражного суда Ульяновской области N А72-6654/2023