г. Казань |
|
03 июня 2024 г. |
Дело N А72-8869/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 мая 2024 года.
Полный текст постановления изготовлен 03 июня 2024 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Хисамова А.Х.,
судей Арукаевой И.В., Тюриной Н.А.,
в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Альфаресурс"
на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 25.11.2023 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.02.2024
А72-8869/2023
по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Альфаресурс" (ОГРН 1197325010838, ИНН 7321008244) к администрации города Ульяновска (ОГРН 1027301171446, ИНН 7303014573), Правительству Ульяновской области (ОГРН 1027301175110, ИНН 7325001144), Министерству финансов Ульяновской области (ОГРН 1027301178860, ИНН 7325001151) о взыскании убытков, третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора: Министерство финансов Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, Прокуратура Железнодорожного района г.Ульяновска, общество с ограниченной ответственностью "ИнтерЭнерго-Траст", Агентство по регулированию цен и тарифов Ульяновской области, заинтересованное лицо - временный управляющий общества с ограниченной ответственностью "Альфаресурс" Семенова Полина Валерьевна,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Альфаресурс" (далее - истец, ООО "Альфаресурс") обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с исковым заявлением к администрации города Ульяновска, Правительству Ульяновской области", Министерству финансов Ульяновской области о взыскании убытков (межтарифной разницы, выпадающих доходов) с ответчиков в размере 7 023 353,54 руб. за период с декабря 2022 года по апрель 2023 года включительно.
К участию в деле в качестве третьих лиц привлечены: Министерство финансов Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, Прокуратура Железнодорожного района г.Ульяновска, общество с ограниченной ответственностью "Интер-Энерго-Траст", Агентство по регулированию цен и тарифов Ульяновской области, временный управляющий ООО "Альфаресурс" Семенова Полина Валерьевна.
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 25.11.2023, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.02.2024, в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с принятыми судебными актами, истец обратился в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить, направить дело на новое рассмотрение.
В обоснование кассационной жалобы заявитель ссылается на неправильное применение судами норм материального и процессуального права и несоответствие выводов, сделанных судами, фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
Подробно доводы изложены в кассационной жалобе.
Министерство финансов Ульяновской области представило отзыв на кассационную жалобу, просит оставить ее без удовлетворения, принятые по делу судебные акты без изменения.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы (путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на официальном сайте Арбитражного суда Поволжского округа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в соответствии с требованиями абзаца 2 части 1 статьи 121 АПК РФ), представителей в суд не направили.
Согласно части 3 статьи 284 АПК РФ неявка извещенных надлежащим образом лиц, участвующих в деле, не может служить препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Арбитражный суд Поволжского округа, обсудив доводы кассационной жалобы, изучив материалы дела и проверив законность обжалуемых судебных актов в порядке, предусмотренном статьями 274, 284, 286 АПК РФ, только в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе, а также проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемых судебных актах, установленным по делу обстоятельствам, имеющимся в материалах дела доказательствам, приходит к следующим выводам.
В обоснование исковых требований ООО "Альфаресурс" указало, что является регулируемой организацией в сфере теплоснабжения, в частности, осуществляет производство теплоэнергии в целях отопления и горячего водоснабжения жилого квартала 12-Юг в г. Ульяновске.
Полагая, что в результате незаконных действий (бездействия) ответчиков истцу были причинены убытки, ООО "Альфаресурс" обратилось в арбитражный суд с настоящим исковым заявлением.
Как установлено судами и следует из материалов дела, 12.12.2019 между Администрацией муниципального образования "город Ульяновск" (орган местного самоуправления) и ООО "Альфаресурс" (Единая теплоснабжающая организация) заключено соглашение N 2 об исполнении схемы теплоснабжения города Ульяновска, в соответствии которым стороны обязуются исполнять свои обязательства в соответствии со схемой теплоснабжения муниципального образования "город Ульяновск" (далее - Схема теплоснабжения), утвержденной приказом Минэнерго России от 22.11.2019 N 1247 "Об утверждении актуализированной схемы теплоснабжения муниципального образования "город Ульяновск" до 2029 года".
Согласно пункту 2.1.7.2. в отношении поставки тепловой энергии (мощности) во втором полугодия 2020года и в последующие периоды цена индексируется таким образом, чтобы ее уровень не превышал уровень тарифа на второе полугодие 2019 года, указанный в пункте 2.1.7.1., с учетом его ежегодной индексации на величину индекса совокупного платежа граждан на коммунальные услуги согласно прогнозу социально-экономического развития Российской Федерации действующему в соответствующий календарный год, одобренному Правительством Российской Федерации (далее - Прогноз), увеличенную на два процентных пункта. Индексация цены в каждом календарном году осуществляется однократно, с начала второго полугодия; исключение из указанного правила возможно в тех случаях, когда по объективным причинам, отклонение от указанного порядка допускается с разрешения Правительства РФ или уполномоченного им органа. Для изменения указанного порядка ЕТО обращается в ОМСУ, не позднее 6 месяцев до наступления следующего календарного года, в котором ЕТО просит изменить вышеуказанный порядок.
19 октября 2022 года между Администрацией города Ульяновска и ООО "Альфаресурс" заключено дополнительное соглашение N 1 к соглашению N 2 от 12.12.2019 об исполнении схемы теплоснабжения города Ульяновска в части дополнения пункта 2.1.7.2 текстом следующего содержания: "Индексация цены в 2022 году производится дважды (01.07.2022 и 01.12.2022), индексация в 2023 году не производится". Остальные условия Соглашения остались неизменными.
Приказом Агентства по регулированию цен и тарифов Ульяновской области от 15.11.2022 N 90-П для ООО "Альфаресурс" предельная цена на тепловую энергию установлена в размере 3547,67 руб. за 1 Гкал (с НДС).
В соответствии с постановлением Правительства РФ от 14.11.2022 N 2053 "Об особенностях индексации регулируемых цен (тарифов) с 1 декабря 2022 г. по 31 декабря 2023 г. и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации", индексы изменения вносимой гражданами платы за коммунальные услуги ограничены величиной 9 %.
Согласно Указу Губернатора Ульяновской области от 24.11.2022 N 155 "О предельных (максимальных) индексах изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях Ульяновской области", максимальный индекс изменения вносимой гражданами платы за коммунальные услуги с 01.12.2022 по 31.12.2023 по услугам теплоснабжения на территории МО "город Ульяновск" составляет 11 %.
Как указывает истец, по наличию пункта 2.1.7.2 Соглашения от 12.12.2019 в редакции дополнительного соглашения N 1 от 19.10.2023 "Об исполнении схемы теплоснабжения" ответчик - администрации города Ульяновска, возложив на себя функции регулятора цен и тарифов Ульяновской области установила для ООО "Альфаресурс" льготную цену стоимости тепловой энергии в размере 2313,34 руб. за 1 Гкал вместо 3547,67 руб. за 1 Гкал установленной единственным уполномоченным органом - Агентством по регулированию цен и тарифов Ульяновской области по приказу от 15.11.2022 N 90-П.
Полагая, что в результате незаконных действий (бездействия) ответчиков истцу были причинены убытки, ООО "Альфаресурс" обратилось в арбитражный суд с настоящим исковым заявлением. Указывает, что на ООО "Альфаресурс" необоснованно возложены обязанности продавать свою тепловую энергию в два раза ниже себестоимости, себе в убыток, что не соответствует Конституции РФ и ее статьям.
Разрешая исковые требования, суды первой и апелляционной инстанции правомерно руководствовались статьями 15, 16, 393, 424, 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), статьями 2, 8, 15, 23.6 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон N 190-ФЗ), пунктом 58 Правил определения в ценовых зонах теплоснабжения предельного уровня цены на тепловую энергию (мощность), включая правила индексации предельного уровня цены на тепловую энергию (мощность), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15.12.2017 N 1562 (далее - Правила N 1562), разъяснениями, изложенными в пункте 6 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 31.05.2011 N 145 "Обзор практики рассмотрения арбитражными судами дел о возмещении вреда, причиненного государственными органами, органами местного самоуправления, а также их должностными лицами", и признав отсутствующими доказательства виновного противоправного поведения ответчиков, которое привело к возникновению указанных истцом убытков, отказали в спорном взыскании.
Судебная коллегия суда округа по доводам кассационной жалобы приходит к следующим выводам.
В соответствии со статьями 15, 393 ГК РФ должник обязан возместить кредитору убытки, причиненные неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств, включая реальный ущерб, то есть расходы, которые кредитор произвел или должен будет произвести для восстановления нарушенного права.
В соответствии со статьей 16 ГК РФ убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
Вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению.
Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования (статья 1069 ГК РФ). В случаях, когда причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы (статья 1071 ГК РФ).
Судами первой и апелляционной инстанции верно учтено, что применение такой меры гражданско-правовой ответственности, как возмещение убытков, возможно при доказанности совокупности условий: совершение причинителем вреда незаконных действий (бездействия); наличие у субъектов гражданского оборота убытков с указанием их размера; наличие причинно-следственной связи между неправомерным поведением и возникшими убытками; наличие вины лица, допустившего правонарушение.
Устанавливая наличие/отсутствие перечисленных критериев, применительно к рассматриваемому случаю, суды исходили из следующего.
Согласно пункту 1 статьи 424 ГК РФ в предусмотренных законом случаях исполнение договора оплачивается по ценам (тарифам, расценкам, ставкам и т.п.), устанавливаемым или регулируемым уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.
В соответствии с частью 9 статьи 15 Закона N 190-ФЗ оплата тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя осуществляется в соответствии с тарифами, установленными органом регулирования, или ценами, определяемыми соглашением сторон, в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Из части 1 статьи 8 Закона N 190-ФЗ следует, что регулированию подлежат, за исключением случаев, указанных в частях 2.1 - 2.3 настоящей статьи, с учетом статьи 23.4 настоящего Федерального закона следующие виды цен (тарифов) в сфере теплоснабжения: 1) предельные (минимальный и (или) максимальный) уровни тарифов на тепловую энергию (мощность), производимую в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии источниками тепловой энергии с установленной генерирующей мощностью производства электрической энергии 25 мегаватт и более; 2) предельные (минимальный и (или) максимальный) уровни тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям; 3) тарифы на тепловую энергию (мощность), производимую в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии источниками тепловой энергии с установленной генерирующей мощностью производства электрической энергии 25 мегаватт и более, в соответствии с установленными федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения предельными (минимальным и (или) максимальным) уровнями указанных тарифов; 4) тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, в соответствии с установленными федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения предельными (минимальным и (или) максимальным) уровнями указанных тарифов, а также тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями другим теплоснабжающим организациям; 5) тарифы на теплоноситель, поставляемый теплоснабжающими организациями потребителям, другим теплоснабжающим организациям; 5.1) тарифы на горячую воду, поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, другим теплоснабжающим организациям с использованием открытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения); 6) тарифы на услуги по передаче тепловой энергии, теплоносителя; 7) плата за услуги по поддержанию резервной тепловой мощности при отсутствии потребления тепловой энергии; 8) плата за подключение (технологическое присоединение) к системе теплоснабжения.
Цены на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям по договорам теплоснабжения, заключенным с единой теплоснабжающей организацией в соответствии с частью 2 статьи 23.8 настоящего Федерального закона, определяются соглашением сторон договора, но не выше предельного уровня цены на тепловую энергию (мощность), утвержденного органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов), за исключением случаев, указанных в частях 2.1 - 2.3 статьи 8 настоящего Федерального закона (часть 2 статьи 23.4 Закона N 190-ФЗ).
В силу положений пункта 23.1 статьи 2 Закона N 190-ФЗ ценовые зоны теплоснабжения - поселения, городские округа, которые определяются в соответствии со статьей 23.3 настоящего Федерального закона и в которых цены на тепловую энергию (мощность), поставляемую единой теплоснабжающей организацией в системе теплоснабжения потребителям, ограничены предельным уровнем цены на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям единой теплоснабжающей организацией, за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом.
Предельный уровень цены на тепловую энергию (мощность) - устанавливаемый органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) в соответствии со статьей 23.6 настоящего Федерального закона максимальный уровень цены на тепловую энергию (мощность), поставляемую единой теплоснабжающей организацией потребителям в ценовых зонах теплоснабжения, за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом (пункт 23.1 статьи 2 Закона N 190-ФЗ).
Согласно материалам дела Распоряжением Правительства Российской Федерации от 09.08.2019 N 1775-р муниципальное образование "город Ульяновск" отнесено к ценовой зоне теплоснабжения, ООО "Альфаресурс" определено единой теплоснабжающей организацией.
Подпунктом 2 пункта 1 статьи 7 Закона N 190-ФЗ предусмотрено, что теплоснабжение осуществляется в соответствии с принципом обеспечения экономической обоснованности расходов теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций на производство, передачу и сбыт тепловой энергии (мощности), теплоносителя.
В силу части 2.1 статьи 8 Закона N 190-ФЗ соглашением сторон договора теплоснабжения и (или) договора поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя, но не выше цен (тарифов) на соответствующие товары в сфере теплоснабжения, установленных органом регулирования в соответствии с основами ценообразования в сфере теплоснабжения и правилами регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации, определяются следующие виды цен на товары в сфере теплоснабжения, за исключением тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя, реализация которых необходима для оказания коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению населению и приравненным к нему категориям потребителей: 1) цены на тепловую энергию (мощность), производимую и (или) поставляемую с использованием теплоносителя в виде пара теплоснабжающими организациями потребителям, другим теплоснабжающим организациям; 2) цены на теплоноситель в виде пара, поставляемый теплоснабжающими организациями потребителям, другим теплоснабжающим организациям.
В части 2.2 статьи 8 Закона N 190-ФЗ установлено, что с 01.01.2018 цены, указанные в части 2.1 настоящей статьи, не подлежат регулированию и определяются соглашением сторон договора теплоснабжения и (или) договора поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя, за исключением случаев: 1) реализации тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя, необходимых для оказания коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению населению и приравненным к нему категориям потребителей; 2) производства тепловой энергии (мощности), теплоносителя с использованием источника тепловой энергии, установленная мощность которого составляет менее 10 Гкал в час, и (или) осуществления поставки теплоснабжающей организацией потребителю тепловой энергии в объеме менее 50 000 Гкал за 2017 год.
В соответствии с частью 1 статьи 23.6 Закона N 190-ФЗ предельный уровень цены на тепловую энергию (мощность) утверждается органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) для каждой системы теплоснабжения в соответствии с правилами определения в ценовых зонах теплоснабжения предельного уровня цены на тепловую энергию (мощность), включая правила индексации предельного уровня цены на тепловую энергию (мощность), технико-экономическими параметрами работы котельных и тепловых сетей, используемыми для расчета предельного уровня цены на тепловую энергию (мощность) и утверждаемыми Правительством Российской Федерации (за исключением случаев, указанных в частях 2 и 3 настоящей статьи).
В случае, если предельный уровень цены на тепловую энергию (мощность), определенный в соответствии с правилами, указанными в части 1 настоящей статьи, ниже тарифа на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям, действующего на дату окончания переходного периода, предельный уровень цены на тепловую энергию (мощность) утверждается равным такому тарифу до даты достижения равенства предельного уровня цены на тепловую энергию (мощность), установленного в соответствии с правилами, указанными в части 1 настоящей статьи, и тарифа на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям, действующего на дату окончания переходного периода (часть 2 указанной нормы).
В соответствии с частью 1, пунктом 1 части 2 статьи 5, частью 3 статьи 7 Закона N 190-ФЗ, пунктом 3 Правил N 1562 установление тарифа на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, утверждение предельного уровня цены на тепловую энергию (мощность) являются полномочиями органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов для каждой системы теплоснабжения поселения, городского округа, отнесенных к ценовой зоне теплоснабжения.
При этом, согласно пункту 3 Правил N 1562 предельный уровень цены на тепловую энергию (мощность) определяется с использованием: параметров, установленных технико-экономическими параметрами работы котельных и тепловых сетей; параметров и формул в соответствии с настоящими Правилами.
Пунктом 10 указанных Правил предусмотрено, что предельный уровень цены на тепловую энергию (мощность) на расчетный период регулирования определяется по формуле, где используются составляющая предельного уровня цены на тепловую энергию (мощность), обеспечивающая компенсацию расходов на топливо при производстве тепловой энергии котельной в расчетном периоде регулирования, определяемая в соответствии с пунктом 12 настоящих Правил; составляющая предельного уровня цены на тепловую энергию (мощность), обеспечивающая возврат капитальных затрат на строительство котельной и тепловых сетей в расчетном периоде регулирования, определяемая в соответствии с пунктом 16 настоящих Правил; составляющая предельного уровня цены на тепловую энергию (мощность), обеспечивающая компенсацию расходов на уплату налогов в расчетном периоде регулирования, определяемая в соответствии с пунктом 27 настоящих Правил; составляющая предельного уровня цены на тепловую энергию (мощность), обеспечивающая компенсацию прочих расходов при производстве тепловой энергии котельной в расчетном периоде регулирования, определяемая в соответствии с пунктом 32 настоящих Правил; составляющая предельного уровня цены на тепловую энергию (мощность), обеспечивающая создание резерва по сомнительным долгам в расчетном периоде регулирования, определяемая в соответствии с пунктом 11 настоящих Правил; составляющая предельного уровня цены на тепловую энергию (мощность), обеспечивающая учет отклонения фактических показателей от прогнозных показателей, используемых при расчете предельного уровня цены на тепловую энергию (мощность), определяемая на расчетный период регулирования в соответствии с пунктом 40 настоящих Правил.
Составляющие указанной формулы рассчитываются с использованием технико-экономических параметров работы котельных и тепловых сетей, утвержденных Правилами N 1562, а также величин, определенных в прогнозе социально-экономического развития Российской Федерации, одобренном Минэкономразвития Российской Федерации на расчетный период регулирования.
Как указано судами, с 01.01.2020 на территории МО "город Ульяновск" реализуется ценовая модель на основе методики "альтернативной котельной" и действует ценовая зона теплоснабжения, в которой утверждается предельная цена на тепловую энергию (мощность), то есть реализация тепла возможна по соглашению сторон по ценам не выше утвержденной предельной цены тепловой энергии.
Утверждается предельный уровень цены на тепловую энергию (мощность) в отношении всех систем теплоснабжения на территории МО "город Ульяновск".
В соответствии с пунктом 28 статьи 2 Закона N 190-ФЗ единая теплоснабжающая организация в системе теплоснабжения - теплоснабжающая организация, которой в отношении системы (систем) теплоснабжения присвоен статус единой теплоснабжающей организации в схеме теплоснабжения федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на реализацию государственной политики в сфере теплоснабжения, или органом местного самоуправления на основании критериев и в порядке, которые установлены правилами организации теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 3 Правил N 1562 предельный уровень цены на тепловую энергию (мощность) определяется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов для каждой системы теплоснабжения поселения, городского округа, отнесенных к ценовой зоне теплоснабжения.
Приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 20.08.2020 N 689 актуализирована схема теплоснабжения города Ульяновска до 2029 года. Указанной схемой теплоснабжения статус единой теплоснабжающей организации в системе теплоснабжения N 5 (котельная Альфаресурс) присвоен ООО "Альфаресурс".
Предельный уровень цены на тепловую энергию для системы теплоснабжения N 58 (котельная Альфаресурс) на 2022 год установлен приказом Агентства по регулированию цен и тарифов Ульяновской области от 11.11.2021 N 109-П; на 2023 год - приказом Агентства по регулированию цен и тарифов Ульяновской области от 15.11.2022 N 90-П "Об утверждении предельного уровня цены на тепловую энергию (мощность). Указанные приказы в судебном порядке не были оспорены и не признаны недействующими.
Из пояснений Агентства по регулированию цен и тарифов Ульяновской области также следует, что переход к регулированию цен на основе "методики альтернативной котельной" означает государственное регулирование только предельной цены; тарифы на тепловую энергию в ценовой зоне теплоснабжения регулированию не подлежат, материалы тарифных дел единые теплоснабжающие организации в Агентство не представляют.
Как было указано выше, во исполнение положений Закона N 190-ФЗ, Распоряжения Правительства Российской Федерации от 09.08.2019 N 1775-р, Приказа Министерства энергетики Российской Федерации от 22.11.2019 N 1247, 12.12.2019 между администрацией МО "город Ульяновск" (орган местного самоуправления) и ООО "Альфаресурс" (единая теплоснабжающая организация) было заключено Соглашение N 2 об исполнении схемы теплоснабжения города Ульяновска, в соответствии которым стороны договорились исполнять свои обязательства в соответствии со схемой теплоснабжения МО "город Ульяновск", утвержденной Приказом Минэнерго России от 22.11.2019 N 1247 "Об утверждении актуализированной схемы теплоснабжения муниципального образования "город Ульяновск" до 2029 года".
Согласно пункту 1.2 Соглашения единая теплоснабжающая организация обязалась выполнять мероприятия по строительству, реконструкции и (или) модернизации объектов теплоснабжения, а орган местного самоуправления -осуществлять контроль за исполнением единой теплоснабжающей организацией обязательств по строительству, реконструкции и (или) модернизации объектов теплоснабжения.
В силу пункта 2.1.7 Соглашения единая теплоснабжающая организация при заключении договоров с потребителями обязалась обеспечивать уровень цен на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям, не превышающий показатели, установленные действующим законодательством Российской Федерации.
В пункте 2.1.7.1 Соглашения в отношении поставки тепловой энергии (мощности) в первом полугодии 2020 года указано, что цена определяется равной уровню тарифа на тепловую энергию, установленного на второе полугодие 2019 года для соответствующих категорий (групп) потребителей.
В отношении поставки тепловой энергии (мощности) во втором полугодии 2020 года и в последующие периоды цена в силу пункта 2.1.7.2 соглашения индексируется таким образом, чтобы ее уровень не превышал уровень тарифа на 2 полугодие 2019 года, указанный в пункте 2.1.7.1, с учетом его ежегодной индексации на величину индекса совокупного платежа граждан на коммунальные услуги согласно прогнозу социально-экономического развития Российской Федерации действующему в соответствующий календарный год, одобренному Правительством Российской Федерации, увеличенную на 2 процентных пункта. Индексация цены в каждом календарном году осуществляется однократно, с начала второго полугодия; исключение из указанного правила возможно в тех случаях, когда по объективным причинам, отклонение от указанного порядка допускается с разрешения Правительства РФ или уполномоченного им органа. Для изменения указанного порядка ЕТО обращается в ОМСУ, не позднее 6-ти месяцев до наступления следующего календарного года, в котором ЕТО просит изменить вышеуказанный порядок.
При этом в соответствии с пунктом 2.1.7.2 Соглашения цена тепловой энергии ЕТО для потребителей индексируется на величину, не превышающую индекса совокупного платежа граждан на коммунальные услуги согласно Прогнозу социально-экономического развития РФ, увеличенного на 2%.
В соответствии с постановлением Правительства РФ от 14.11.2022 N 2053 "Об особенностях индексации регулируемых цен (тарифов) с 1 декабря 2022 года по 31 декабря 2023 года и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации", индексы изменения вносимой гражданами платы за коммунальные услуги ограничены величиной 9%.
Согласно Указу Губернатора Ульяновской области от 24.11.2022 N 155 "О предельных (максимальных) индексах изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях Ульяновской области", максимальный индекс изменения вносимой гражданами платы за коммунальные услуги с 01.12.2022 по 31.12.2023 по услугам теплоснабжения на территории МО "город Ульяновск" составляет 11%.
С учетом вышеизложенного, с 01.12.2022 рост цены для потребителей на тепловую энергию, поставляемую ЕТО ООО "Альфаресурс" на территории муниципального образования город Ульяновск, может составлять не более 11%; предельный же уровень цен, который, как полагает истец, должен быть применен к расчету стоимости отпущенной тепловой энергии (мощности), установленный на 2023 год приказом Агентства по регулированию цен и тарифов Ульяновской области от 15.11.2022 N 90-П - 3547,67 руб./Гкал - приведет к темпу роста величины тарифа на 70%, что является нарушением заключенного соглашения от 12.12.2019.
Исходя из заявленных требований и подлежащих применению к ним норм материального права (статьи 15, 16, 1069 ГК РФ) в предмет доказывания включены следующие обстоятельства: противоправность поведения нарушителя при наступлении гражданско-правовой ответственности, выражающаяся в незаконности актов, действий или бездействия органов публичной власти; установление факта причинения вреда; причинно-следственная связь между таким поведением и наступившим вредом; размер понесенных убытков.
На основании пункта 6 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 31.05.2011 N 145 "Обзор практики рассмотрения арбитражными судами дел о возмещении вреда, причиненного государственными органами, органами местного самоуправления, а также их должностными лицами" разъяснено, что требование о возмещении вреда, причиненного в результате издания нормативного правового акта государственного органа или органа местного самоуправления, не соответствующего закону или иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, может быть удовлетворено в случае, если такой нормативный правовой акт признан недействующим по решению суда общей юрисдикции, арбитражного суда.
Данный вывод соответствует правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 28.02.2012 N 14489/11 по делу N А26-5295/2010, о том, что возложение на публично-правовое образование ответственности за понесенные организацией убытки без исследования вопроса о соответствии закону или иному правовому акту акта государственного органа этого публично-правового образования, утвердившего спорные тарифы, не соответствует условиям, при наличии которых допускается возмещение вреда, причиненного гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов по правилам статей 16 и 1069 ГК РФ.
В материалах дела отсутствуют доказательства виновного противоправного поведения ответчиков, которое привело к возникновению указанных истцом убытков.
Доводы истца о необходимости применения разъяснений Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, данные в постановлении от 06.12.2013 N 87 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с возмещением потерь ресурсоснабжающих организаций, вызванных межтарифной разницей", правомерно отклонены судами, поскольку исковые требования основаны не на разнице в тарифах, а на экономической составляющей установленного тарифа, которая не обеспечивает расходы истца на поставку соответствующего количества тепловой энергии.
Доказательства того, что установленный ООО "Альфаресурс" тариф рассчитан по цене с отступлением от метода экономически обоснованных затрат, в материалы дела не представлены.
Из материалов дела не следует, что размеры тарифа для истца, являются пониженным тарифом для какой-либо группы потребителей.
Как было указано выше, руководствуясь положениями Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении", распоряжением Правительства Российской Федерации от 09.08.2019 N 1775-р, приказом Министерства энергетики Российской Федерации N1247 от 22.11.2019 между Администрацией МО г. Ульяновск и ООО "Альфаресурс" заключено соглашение об исполнении схемы теплоснабжения города Ульяновска.
Механизм ежегодного изменения цены на тепловую энергию предусмотрен соглашением об исполнении схемы теплоснабжения, заключенным между администрацией города Ульяновска и каждой Единой теплоснабжающей организацией.
Таким образом, цены, по которым производятся расчеты с потребителями, не утверждаются Агентством, а определяются исходя из соглашений об исполнении схемы теплоснабжения.
Наличие соглашения об исполнении схемы теплоснабжения предусмотрено пунктами 7 и 12 приказа Минэнерго России от 14.09.2018 N 770 "Об утверждении Методических рекомендаций по внедрению целевой модели рынка тепловой энергии на территории поселения, городского округа". Указанным приказом разработана и утверждена типовая форма соглашения об исполнении схемы теплоснабжения между органом местного самоуправления и единой теплоснабжающей организацией с учетом положений постановления Правительства Российской Федерации от 23.07.2018 N 860 "Об отдельных вопросах ценообразования на тепловую энергию (мощность) в ценовых зонах теплоснабжения".
Тарифы на тепловую энергию в ценовой зоне теплоснабжения регулированию не подлежат, материалы тарифных дел ЕТО в Агентство не представляют, анализ экономической обоснованности расходов по статьям затрат не производится.
Подход к установлению предельного уровня цены для систем теплоснабжения в ценовых зонах теплоснабжения одинаков во всех субъектах Российской Федерации и производится в соответствии с постановлением N 1562.
Следует отметить, что вступившими в законную силу судебными актами установлено, что Администрация города Ульяновска не утверждала льготной стоимости теплоэнергии.
Подписание в 2022 году между администрацией города Ульяновска и ООО "Альфаресурс" дополнительного соглашения к Соглашению не привело к возникновению новых условий, связанных с изменением порядка изменения цен на тепловую энергию в соответствии с Соглашением.
Данное дополнительное соглашение подписано в связи с изменениями федерального законодательства по установлению даты изменения цены на тепловую энергию в 2022 - 2023 годах (перенос даты изменения цены на тепловую энергию с 01.07.2023 на 01.12.2022), и не предполагает возникновения у ООО "Альфаресурс" каких-либо дополнительных затрат и обременении.
Ссылка заявителя кассационной жалобы на иные судебные акты также не может быть признана судом кассационной инстанции обоснованной, поскольку обстоятельства дел не являются тождественными.
На территории Ульяновской области не приняты и не действуют нормативные правовые акты, регулирующие порядок предоставления субсидий в ценовой зоне теплоснабжения "город Ульяновск". Компенсация потерь ресурсоснабжающей организации, вызванных межтарифной разницей, предусматривается только в случае установления двух тарифов: экономически обоснованного и льготного.
В ценовых зонах теплоснабжения не устанавливается экономически обоснованный и льготный тарифы, а устанавливается предельный уровень цены на тепловую энергию (мощность).
При этом, как верно указал суд апелляционной инстанции, заявитель ошибочно толкует понятие льготной цены, приравнивает установление предельного уровня цены к установлению льготного тарифа. Таким образом, все имеющие значение для правильного и объективного рассмотрения дела обстоятельства выяснены судами, всем представленным доказательствам дана правовая оценка.
Доказательства того, что установленный ООО "Альфаресурс" тариф рассчитан по цене с отступлением от метода экономически обоснованных затрат, в материалы дела не представлены.
При указанных обстоятельствах судебная коллегия приходит к выводу, что суды первой и апелляционной инстанций приняли законное и обоснованное решение по делу, полно и всесторонне исследовав и оценив представленные доказательства, установив имеющие значение для дела фактические обстоятельства, правильно применив нормы права.
Доводы заявителя кассационной жалобы фактически направлены на переоценку установленных судебными ин станциями обстоятельств дела, что в силу статьи 286 АПК РФ не входит в компетенцию суда округа.
Принимая во внимание изложенное, оснований для отмены судебных актов судов первой и апелляционной инстанций не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ульяновской области от 25.11.2023 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.02.2024 по делу N А72-8869/2023 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные статьями 291.1, 291.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
А.Х. Хисамов |
Судьи |
И.В. Арукаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Суд отказал в удовлетворении иска о взыскании убытков, указав на отсутствие доказательств незаконных действий ответчиков, которые могли бы привести к убыткам истца. Судебные акты первой и апелляционной инстанций признаны законными и обоснованными, так как механизм изменения тарифов был установлен в соответствии с действующим законодательством.
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 3 июня 2024 г. N Ф06-2564/24 по делу N А72-8869/2023