г. Самара |
|
07 февраля 2024 г. |
Дело N А72-8869/2023 |
Резолютивная часть постановления оглашена 31 января 2024 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 07 февраля 2024 г.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Сергеевой Н.В.,
судей Драгоценновой И.С., Корастелева В.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Сурайкиной А.В.,
с участием:
от Правительства Ульяновской области - представитель Кузнецова Н.Г. (доверенность от 22.12.2023),
от Министерства финансов Ульяновской области - представитель Кузнецова Н.Г. (доверенность от 26.12.2023),
от Агентства по регулированию цен и тарифов Ульяновской области - представитель Корнаухова П.В. (доверенность от 09.01.2024),
в судебное заседание представители иных лиц, участвующих в деле, не явились, извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании 31 января 2024 года в помещении суда с использованием систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Ульяновской области апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Альфаресурс"
на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 25 ноября 2023 года по делу N А72-8869/2023 (судья Овсяникова Ю.А.),
по иску общества с ограниченной ответственностью "Альфаресурс" (ОГРН: 1197325010838, ИНН: 7321008244)
к Администрации города Ульяновска (ОГРН: 1027301171446, ИНН: 7303014573),
к Правительству Ульяновской области (ОГРН: 1027301175110, ИНН: 7325001144),
к Министерству финансов Ульяновской области (ОГРН: 1027301178860, ИНН: 7325001151)
о взыскании убытков в размере 7023353,54 руб.,
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора: Министерство финансов Российской Федерации (ОГРН: 1037739085636, ИНН: 7710168360), Правительство Российской Федерации (103274, Москва, Краснопресненская наб., 2), Прокуратура Железнодорожного района г.Ульяновска (432035, г.Ульяновск, пр.Гая, 59/2а), общество с ограниченной ответственностью "Интер-Энерго-Траст" (ОГРН: 1167325065412, ИНН: 7326053466), Агентство по регулированию цен и тарифов Ульяновской области (ОГРН: 1207300005538, ИНН: 7325169757), г. Ульяновск,
заинтересованное лицо временный управляющий ООО "Альфаресурс" Семенова Полина Валерьевна,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Альфаресурс" обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области к Администрации города Ульяновска, к Администрации Ульяновской области (в судебном заседании 19.09.2023 уточнено наименование ответчика - "Правительство Ульяновской области"), к Министерству финансов Ульяновской области с исковым заявлением о взыскании убытков (межтарифной разницы, выпадающих доходов) с ответчиков в размере 7023353,54 руб. за период с декабря 2022 года по апрель 2023 года включительно.
Определением Арбитражного суда Ульяновской области от 17.07.2023 к участию в деле в качестве третьих лиц привлечены: Министерство финансов Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, Прокуратура Железнодорожного района г.Ульяновска, общество с ограниченной ответственностью "Интер-Энерго-Траст".
Определением Арбитражного суда Ульяновской области от 22.08.2023 суд привлек к участию в деле в качестве третьего лица Агентство по регулированию цен и тарифов Ульяновской области.
Определением Арбитражного суда Ульяновской области от 25.10.2023 суд привлек к участию в деле в качестве заинтересованного лица временного управляющего ООО "Альфаресурс" Семенову Полину Валерьевну.
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 25 ноября 2023 года в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, общество с ограниченной ответственностью "Альфаресурс" обратилось в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить по изложенным в жалобе основаниям и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований.
В апелляционной жалобе ссылается на то, что практически во всех субъектах РФ органы регулирования устанавливают как минимум две величины предельной стоимости, одна из которых отражает реальные затраты, другая является льготной по отношению к группе потребителей для покрытия убытков, специально предусматриваются соглашения между регуляторами и производителями тепловой энергии о компенсации экономических потерь в виде субвенций, субсидий, прямых денежных вливаний, в том числе за счет бюджетов. По мнению заявителя в Ульяновской же области ответчик в лице Администрации города, взяв на себя функции регулятора устанавливает, фактически, только льготную цену для потребителей граждан и не устанавливает экономически обоснованную стоимость, тем самым возлагая на ООО "Альфаресурс" необоснованные обязанности продавать свою тепловую энергию в два раза ниже себестоимости, себе в убыток.
Министерство финансов Ульяновской области и Правительство Ульяновской области представили возражения на апелляционную жалобу, в котором просят решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Представители Министерства финансов Ульяновской области, Правительства Ульяновской области и Агентства по регулированию цен и тарифов Ульяновской области в судебном заседании возражали против удовлетворения апелляционной жалобы.
В судебное заседание иные лица, участвующие в деле, извещенные о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, не явились, своих представителей в суд не направили.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, о времени и месте судебного заседания размещена арбитражным судом на официальном сайте Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу: www.11aas.arbitr.ru в соответствии с порядком, установленным статьей 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьями 123 и 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционный суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, извещенных о месте и времени судебного разбирательства.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверяется в соответствии со статьями 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Проверив материалы дела, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, общество с ограниченной ответственностью "Альфаресурс" является регулируемой организацией в сфере теплоснабжения и осуществляет производство теплоэнергии в целях отопления и горячего водоснабжения жилого квартала 12-Юг в г. Ульяновске.
12.12.2019 между администрацией города Ульяновска и ООО "Альфаресурс" заключено Соглашение об исполнении схемы теплоснабжения города Ульяновска N 2 (далее - Соглашение).
В соответствии с пунктом 2.1.7.2 Соглашения ООО "Альфаресурс" обязуется в отношении поставки тепловой энергии (мощности) проводить индексацию на величину индекса совокупного платежа граждан на коммунальные услуги согласно прогнозу социально-экономического развития Российской Федерации действующему в соответствующий календарный год, одобренному Правительством РФ, увеличенную на 2 процента. Индексация в каждом календарном году осуществляется однократно, с начала второго полугодия; исключение из указанного правила возможно в тех случаях, когда по объективным причинам, отклонение от указанного порядка допускается с разрешения правительства РФ или уполномоченного им органа. Для изменения указанного порядка ЕТО обращается в ОМСУ, не позднее 6-ти месяцев до наступления следующего календарного года, в котором ЕТО просит изменить вышеуказанный порядок.
Сторонами заключено дополнительное соглашение от 19.10.2022, согласно которому указанный пункт дополнен "индексация цены в 2022году производится дважды (01.07.2022 и 01.12.2022), индексация в 2023 г. не производится.
Предельный уровень тарифов устанавливается уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования цен и тарифов (Агентством по регулированию цен и тарифов Ульяновской области
Приказом Агентства по регулированию цен и тарифов Ульяновской области от 15.11.2022 N 90-П для ООО "Альфаресурс" предельная цена на тепловую энергию установлена в размере 3 547, 67 руб. за 1 Гкал (с НДС).
Как указывает истец, По наличию п. 2.1.7.2 Соглашения от 12.12.2019 в редакции дополнительного соглашения N 1 от 19.10.2023 "Об исполнении схемы теплоснабжения" ответчик 1 в лице Администрации г. Ульяновска, возложив на себя функции регулятора цен и тарифов Ульяновской области установила для ООО "Альфаресурс" льготную цену стоимости теплоэнергии в размере 2313, 34 рубля за 1 Гкал вместо 3547,67 рублей за 1 Гкал установленной единственным уполномоченным органом Агентством по регулированию цен и тарифов Ульяновской области по приказу 90-п от 15.11.2022 г.
В свою очередь, ООО "Альфаресурс" было вынуждено произвести перерасчет на льготную экономически необоснованную цену, не покрывающую расходы на производство теплоэнергии.
Полагая, что в результате незаконных действий (бездействия) ответчиков истцу были причинены убытки, ООО "Альфаресурс" обратилось в арбитражный суд с настоящим исковым заявлением. Указывает, что на ООО "Альфаресурс" необоснованно возложены обязанности продавать свою тепловую энергию в два раза ниже себестоимости, себе в убыток, что не соответствует Конституции РФ и ее статьям.
По результатам начислений за декабрь 2022- апрель 2023 г. (включительно) разница составила:
5689,091Гкал* х 3547,67 руб/Гкал= 20 183 017,50 рублей - экономически обоснованная стоимость тепловой энергии на отопление и ГВС
5689,091Гкал* х 2313,14 руб/Гкал= 13 159 664 рубля - льготная цена
(где 5689,091 Гкал - количество произведенных Гкал по накладным ООО "Альфаресурс" и данным ООО "Риц-Ульяновск").
ООО "Альфаресурс" просит взыскать убытки (межтарифную разницу, выпадающие доходы) с ответчиков в размере 7 023 353,54 рубля за период декабрь 2022 - апрель 2023 г. включительно.
Принимая решение об отказе в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующих обстоятельств.
В соответствии со статьей 15 ГК РФ, лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если его право не было нарушено (упущенная выгода).
Согласно статье 16 ГК РФ, убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
Вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования (статьей 1069 ГК РФ).
Таким образом, лицо, требующее возмещения убытков, должно доказать наличие и размер понесенных убытков, противоправный характер действий ответчика, а также причинную связь между возникшими убытками и виновными действиями ответчика.
Согласно пункту 12 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" по делам о возмещении убытков истец обязан доказать, что ответчик является лицом, в результате действий (бездействия) которого возник ущерб, а также факты нарушения обязательства или причинения вреда, наличие убытков.
В соответствии с пунктом 1 статьи 424 ГК РФ в предусмотренных законом случаях исполнение договора оплачивается по ценам (тарифам, расценкам, ставкам и т.п.), устанавливаемым или регулируемым уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.
В соответствии с частью 9 статьи 15 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон N 190-ФЗ) оплата тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя осуществляется в соответствии с тарифами, установленными органом регулирования, или ценами, определяемыми соглашением сторон, в случаях, предусмотренных этим Законом.
Согласно части 2.1 статьи 8 Закона N 190-ФЗ соглашением сторон договора теплоснабжения и (или) договора поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя, но не выше цен (тарифов) на соответствующие товары в сфере теплоснабжения, установленных органом регулирования в соответствии с основами ценообразования в сфере теплоснабжения и правилами регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации, определяются следующие виды цен на товары в сфере теплоснабжения, за исключением тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя, реализация которых необходима для оказания коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению населению и приравненным к нему категориям потребителей: 1) цены на тепловую энергию (мощность), производимую и (или) поставляемую с использованием теплоносителя в виде пара теплоснабжающими организациями потребителям, другим теплоснабжающим организациям; 2) цены на теплоноситель в виде пара, поставляемый теплоснабжающими организациями потребителям, другим теплоснабжающим организациям.
Частью 2.2 данной статьи установлено, что с 01.01.2018 цены, указанные в части 2.1 настоящей статьи, не подлежат регулированию и определяются соглашением сторон договора теплоснабжения и (или) договора поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя, за исключением случаев: 1) реализации тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя, необходимых для оказания коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению населению и приравненным к нему категориям потребителей; 2) производства тепловой энергии (мощности), теплоносителя с использованием источника тепловой энергии, установленная мощность которого составляет менее 10 гигакалорий в час, и (или) осуществления поставки теплоснабжающей организацией потребителю тепловой энергии в объеме менее 50 000 гигакалорий за 2017 год.
Как сказано в части 1 статьи 23.6 Закона N 190-ФЗ, предельный уровень цены на тепловую энергию (мощность) утверждается органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) для каждой системы теплоснабжения.
Судом установлено, что с 01.01.2020 на территории муниципального образования "город Ульяновск" реализуется ценовая модель "альтернативной котельной" и действует ценовая зона теплоснабжения (распоряжение Правительства РФ от 09.08.2019 N 1775-р), в которой тарифы на тепловую энергию не регулируются. Утверждается предельный уровень цены на тепловую энергию (мощность) в отношении всех систем теплоснабжения на территории муниципального образования "город Ульяновск".
В соответствии с пунктом 28 статьи 2 Федерального закона от 27.07.2010 Ш90-ФЗ "О теплоснабжении" единая теплоснабжающая организация в системе теплоснабжения (далее - ЕТО) теплоснабжающая организация, которой в отношении системы (систем) теплоснабжения присвоен статус единой теплоснабжающей организации в схеме теплоснабжения федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на реализацию государственной политики в сфере теплоснабжения, или органом местного самоуправления на основании критериев и в порядке, которые установлены правилами организации теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 3 Правил определения в ценовых зонах теплоснабжения предельного уровня цены на тепловую энергию (мощность), включая правила индексации предельного уровня цены на тепловую энергию (мощность), утвержденных постановлением Правительства РФ от 15.12.2018 N 1562 "Об определении в ценовых зонах теплоснабжения предельного уровня цены на тепловую энергию (мощность), включая индексацию предельного уровня цены на тепловую энергию (мощность), и технико-экономических параметров работы котельных и тепловых сетей, используемых для расчёта предельного уровня цены на тепловую энергию (мощность)" предельный уровень цены на тепловую энергию (мощность) определяется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов для каждой системы теплоснабжения поселения, городского округа, отнесенных к ценовой зоне теплоснабжения.
Приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 20.08.2020 N 689 актуализирована схема теплоснабжения города Ульяновска до 2029 года. Указанной схемой теплоснабжения статус единой теплоснабжающей организации в системе теплоснабжения N 5 (котельная Альфаресурс) присвоен ООО "Альфаресурс".
Предельный уровень цены на тепловую энергию для системы теплоснабжения N 58 (котельная Альфаресурс) на 2022 год установлен приказом Агентства по регулированию цен и тарифов Ульяновской области от 11.11.2021 N 109-П; на 2023 год - приказом Агентства по регулированию цен и тарифов Ульяновской области от 15.11.2022 N 90-П "Об утверждении предельного уровня цены на тепловую энергию (мощность).
Указанные приказы в судебном порядке не были оспорены и не признаны недействующими.
Из пояснений Агентства по регулированию цен и тарифов Ульяновской области также следует, что переход к регулированию цен на основе "методики альтернативной котельной" означает государственное регулирование только предельной цены; тарифы на тепловую энергию в ценовой зоне теплоснабжения регулированию не подлежат, материалы тарифных дел единые теплоснабжающие организации в Агентство не представляют.
Из материалов дела следует, что 12.12.2019 между Администрацией муниципального образования "город Ульяновск" (Орган местного самоуправления) и Обществом с ограниченной ответственностью "Альфаресурс" (Единая теплоснабжающая организация) заключено соглашение N 2 об исполнении схемы теплоснабжения города Ульяновска, в соответствии с которым Стороны обязуются исполнить свои обязательства в соответствии со схемой теплоснабжения муниципального образования "город Ульяновск" (далее - Схема теплоснабжения), утверждённой приказом Минэнерго России от 22.11.2019 N 1247 "Об утверждении актуализированной схемы теплоснабжения муниципального образования "город Ульяновск" до 2029 г.".
В соответствии с п.1.2 Соглашения, в рамках настоящего Соглашения Единая теплоснабжающая организация обязуется выполнять мероприятия по строительству, реконструкции и (или) модернизации объектов теплоснабжения, а Орган местного самоуправления осуществлять контроль за исполнением единой теплоснабжающей организацией обязательств по строительству, реконструкции и (или) модернизации объектов теплоснабжения.
Согласно п.2.1.7 Соглашения, Единая теплоснабжающая организация обязуется при заключении договоров с потребителями обеспечивать, чтобы цена на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям, не превышала показатели, установленные действующим законодательством РФ.
В соответствии с п.2.1.7.1 Соглашения, в отношении поставки тепловой энергии (мощности) в первом полугодии 2020 г. цена определяется равной уровню тарифа на тепловую энергию, установленного на второе полугодие 2019 г. для соответствующих категорий (групп) потребителей.
Согласно п.2.1.7.2 Соглашения в отношении поставки тепловой энергии (мощности) во втором полугодии 2020 г. и в последующие периоды цена индексируется таким образом, чтобы ее уровень не превышал уровень тарифа на 2 полугодие 2019 года, указанный в п.2.1.7.1, с учетом его ежегодной индексации на величину индекса совокупного платежа граждан на коммунальные услуги согласно прогнозу социально-экономического развития Российской Федерации действующему в соответствующий календарный год, одобренному Правительством Российской Федерации (далее -Прогноз), увеличенную на 2 процентных пункта. Индексация цены в каждом календарном году осуществляется однократно, с начала второго полугодия; исключение из указанного правила возможно в тех случаях, когда по объективным причинам, отклонение от указанного порядка допускается с разрешения правительства РФ или уполномоченного им органа. Для изменения указанного порядка ЕТО обращается в ОМСУ, не позднее 6-ти месяцев до наступления следующего календарного года, в котором ЕТО просит изменить вышеуказанный порядок.
При этом, в соответствии с пунктом 2.1.7.2 Соглашения Цена тепловой энергии ЕТО для потребителей индексируется на величину, не превышающую индекса совокупного платежа граждан на коммунальные услуги согласно Прогнозу социально-экономического развития РФ, увеличенного на 2 %.
В соответствии с постановлением Правительства РФ от 14.11.2022 N 2053 "Об особенностях индексации регулируемых цен (тарифов) с 1 декабря 2022 г. по 31 декабря 2023 г. и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации", индексы изменения вносимой гражданами платы за коммунальные услуги ограничены величиной 9 %.
Согласно Указу Губернатора Ульяновской области от 24.11.2022 N 155 "О предельных (максимальных) индексах изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях Ульяновской области", максимальный индекс изменения вносимой гражданами платы за коммунальные услуги с 01.12.2022 по 31.12.2023 по услугам теплоснабжения на территории МО "город Ульяновск" составляет 11 %.
С учетом вышеизложенного, с 01.12.2022 рост цены для потребителей на тепловую энергию, поставляемую ЕТО ООО "Альфаресурс" на территории муниципального образования город Ульяновск, может составлять не более 11%; предельный же уровень цен, который, как полагает истец, должен быть применен к расчету стоимости отпущенной тепловой энергии (мощности), установленный на 2023 год приказом Агентства по регулированию цен и тарифов Ульяновской области от 15.11.2022 N 90 -П - 3 547,67 руб./Гкал - приведет к темпу роста величины тарифа на 70%, что является нарушением заключенного соглашения от 12.12.2019.
Данные обстоятельства установлены вступившими в силу решениями Арбитражного суда Ульяновской области N А72-18707/2022, NА72-5498/2023, NА72-9088/2023.
Исходя из заявленных требований и подлежащих применению к ним норм материального права (статьи 15, 16, 1069 ГК РФ) в предмет доказывания включены следующие обстоятельства: противоправность поведения нарушителя при наступлении гражданско-правовой ответственности, выражающаяся в незаконности актов, действий или бездействия органов публичной власти; установление факта причинения вреда; причинно-следственная связь между таким поведением и наступившим вредом; размер понесенных убытков.
На основании пункта 6 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 31.05.2011 N 145 "Обзор практики рассмотрения арбитражными судами дел о возмещении вреда, причиненного государственными органами, органами местного самоуправления, а также их должностными лицами" разъяснено, что требование о возмещении вреда, причиненного в результате издания нормативного правового акта государственного органа или органа местного самоуправления, не соответствующего закону или иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, может быть удовлетворено в случае, если такой нормативный правовой акт признан недействующим по решению суда общей юрисдикции, арбитражного суда.
Данный вывод соответствует правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 28.02.2012 N 14489/11 по делу NА26-5295/2010, о том, что возложение на публично-правовое образование ответственности за понесенные организацией убытки без исследования вопроса о соответствии закону или иному правовому акту акта государственного органа этого публично-правового образования, утвердившего спорные тарифы, не соответствует условиям, при наличии которых допускается возмещение вреда, причиненного гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов по правилам статей 16 и 1069 ГК РФ.
Указанные нормативные акты, которыми установлены тариф и предельный уровень цены для истца, не оспаривались в судебном или ином порядке.
Доказательства несоответствия нормативных актов регулирующего органа, установившего тарифы на тепловую энергию и предельный уровень цены, закрепленным в федеральных законах или нормативных актах, имеющих большую юридическую силу, в нарушение ст.65 АПК РФ в материалы дела не представлены.
Кроме того, в материалах дела отсутствуют доказательства виновного противоправного поведения ответчиков, которое привело к возникновению указанных истцом убытков.
Ранее вынесенными судебными актами по делу N А72-9088/2023 были оценены все доводы ООО "Альфаресурс" и требования о взыскании убытков за предыдущие периоды оставлены без удовлетворения.
Ввиду отсутствия факта признания указанных приказов Агентства по регулированию цен и тарифов Ульяновской области недействующими, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что исковые требования истца не подлежат удовлетворению.
Доводы истца о необходимости применения разъяснений Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, данные в постановлении от 06.12.2013 N 87 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с возмещением потерь ресурсоснабжающих организаций, вызванных межтарифной разницей", отклоняются судом апелляционной инстанции, поскольку исковые требования основаны не на разнице в тарифах, а на экономической составляющей установленного тарифа, которая не обеспечивает расходы истца на поставку соответствующего количества тепловой энергии.
Доказательства того, что установленный ООО "Альфаресурс" тариф рассчитан по цене с отступлением от метода экономически обоснованных затрат, в материалы дела не представлены.
Из приказов Агентства по регулированию цен и тарифов по Ульяновской области от 03.12.2020 N 111-П "Об установлении тарифов на тепловую энергию, поставляемую потребителям Обществом с ограниченной ответственностью "Альфаресурс", на 2019 год" и от 12.11.2020 N 63-П "Об утверждении предельного уровня цены на тепловую энергию (мощность) в ценовой зоне теплоснабжения - муниципальном образовании "город Ульяновск" Ульяновской области на 2021 год" не следует, что размеры тарифа для истца, являются пониженным тарифом для какой-либо группы потребителей, и существует иной, экономически обоснованный тариф, отражающий реальные затраты ресурсоснабжающей организации на производство соответствующего ресурса.
Выводы суда соответствуют сложившейся судебной практике (Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 04.08.2023 по делу N А72-6877/2022).
Руководствуясь положениями Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении", распоряжением Правительства Российской Федерации N 1775-р от 09.08.2019, приказом Министерства энергетики Российской Федерации N1247 от 22.11.2019 между Администрацией МО г. Ульяновск и ООО "Альфаресурс" заключено соглашение об исполнении схемы теплоснабжения города Ульяновска.
Механизм ежегодного изменения цены на тепловую энергию предусмотрен соглашением об исполнении схемы теплоснабжения, заключенным между администрацией города Ульяновска и каждой Единой теплоснабжающей организацией. Таким образом, цены, по которым производятся расчёты с потребителями, не утверждаются Агентством, а определяются исходя из соглашений об исполнении схемы теплоснабжения.
Наличие соглашения об исполнении схемы теплоснабжения предусмотрено пунктами 7 и 12 приказа Минэнерго России от 14.09.2018 N 770 "Об утверждении Методических рекомендаций по внедрению целевой модели рынка тепловой энергии на территории поселения, городского округа". Указанным приказом разработана и утверждена типовая форма соглашения об исполнении схемы теплоснабжения между органом местного самоуправления и единой теплоснабжающей организацией с учетом положений постановления Правительства Российской Федерации от 23.07.2018 N 860 "Об отдельных вопросах ценообразования на тепловую энергию (мощность) в ценовых зонах теплоснабжения".
Тарифы на тепловую энергию в ценовой зоне теплоснабжения регулированию не подлежат, материалы тарифных дел ЕТО в Агентство не представляют, анализ экономической обоснованности расходов по статьям затрат не производится.
Подход к установлению предельного уровня цены для систем теплоснабжения в ценовых зонах теплоснабжения одинаков во всех субъектах Российской Федерации и производится в соответствии с постановлением 1562.
Заявитель в апелляционной жалобе приводит примеры из судебной практики по делам N А27-6557/2022, дело N А73-5607/2022, N А73-4004/2020, которая судебной коллегией не принимается во внимание, т.к. судебные акты приняты по иным фактическим обстоятельствам.
На территории Ульяновской области не приняты и не действуют нормативные правовые акты, регулирующие порядок предоставления субсидий в ценовой зоне теплоснабжения "город Ульяновск".
Компенсация потерь ресурсоснабжающей организации, вызванных межтарифной разницей, предусматривается только в случае установления двух тарифов: экономически обоснованного и льготного. В ценовых зонах теплоснабжения не устанавливается экономически обоснованный и льготный тарифы, а устанавливается предельный уровень цены на тепловую энергию (мощность).
При этом, заявитель ошибочно толкует понятие льготной цены, ошибочно приравнивает установление предельного уровня цены к установлению льготного тарифа.
Таким образом, все имеющие значение для правильного и объективного рассмотрения дела обстоятельства выяснены судом первой инстанции, всем представленным доказательствам дана правовая оценка.
Судебные расходы, в соответствии со ст. 110 АПК РФ, распределены судом первой инстанции верно.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы не могут служить основаниями для отмены принятого решения, поскольку не свидетельствуют о нарушении судом норм права, не опровергают правильность выводов суда первой инстанции, а по существу сводятся к несогласию с оценкой доказательств и установленных обстоятельств по делу.
Суд апелляционной инстанции считает решение, принятое судом первой инстанции, законным и обоснованным, оснований для его отмены не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
С учетом вышеизложенного, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что решение арбитражного суда первой инстанции следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Расходы по уплате госпошлины за рассмотрение апелляционной жалобы в соответствии со ст. 110 АПК РФ, ст. 333.21 НК РФ относятся на подателя апелляционной жалобы - истца по делу. Поскольку при обращении с жалобой госпошлина оплачена не была, её следует взыскать с истца настоящим постановлением.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Альфаресурс" (ОГРН: 1197325010838, ИНН: 7321008244) в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 3000 рублей.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет".
По ходатайству указанных лиц копии постановления на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Ульяновской области от 25 ноября 2023 года по делу N А72-8869/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Альфаресурс" (ОГРН: 1197325010838, ИНН: 7321008244) в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 3000 рублей.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
Н.В. Сергеева |
Судьи |
И.С. Драгоценнова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А72-8869/2023
Истец: ООО "АЛЬФАРЕСУРС"
Ответчик: АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА УЛЬЯНОВСКА, Администрация Ульяновской области, МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ, Правительство Ульяновской области
Третье лицо: АГЕНТСТВО ПО РЕГУЛИРОВАНИЮ ЦЕН И ТАРИФОВ УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ, МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ООО "ИНТЕР-ЭНЕРГО-ТРАСТ", Правительство Российской Федерации, Прокуратура Железнодорожного района г. Ульяновска, ПРОКУРАТУРА УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ, Семенова Полина Валерьевна