г. Казань |
|
28 июня 2024 г. |
Дело N А12-14147/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 июня 2024 года.
Полный текст постановления изготовлен 28 июня 2024 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Мосунова С.В.,
судей Хабибуллина Л.Ф., Хлебникова А.Д.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Фатиховой А.Ю. (протоколирование ведется с использованием систем веб-конференции, материальный носитель видеозаписи приобщается к протоколу),
при участии в судебном заседании с использованием системы веб-конференции представителя:
общества с ограниченной ответственностью "Производственное объединение "Шеврет" - Годованюк Ю.Н., доверенность от 23.05.2024,
в отсутствие Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Астраханской и Волгоградской области, извещенного надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием системы веб-конференции кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Производственное объединение "Шеврет"
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 06.12.2023 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.03.2024
по делу N А12-14147/2023
по исковому заявлению Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Астраханской и Волгоградской области (ОГРН 1043000708695, ИНН 3015066698) к обществу с ограниченной ответственностью "Производственное объединение "Шеврет" (ОГРН 1023404240617, ИНН 3446013651) о взыскании задолженности,
УСТАНОВИЛ:
Межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Астраханской и Волгоградской области (в настоящее время Нижне-Волжское межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, далее - Нижне-Волжское МУ Росприроднадзора, Управление, истец) обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Производственное объединение "Шеврет" (далее - ООО "ПО "Шеврет"", ответчик) о взыскании задолженности по плате за негативное воздействие на окружающую среду (далее - НВОС) за 2022 год в размере 13 281 217,41 руб., из них задолженность по плате за НВОС в размере 13 094 619,09 руб., пени 186 598,32 руб.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 06.12.2023, оставленным без изменений постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.03.2024, взыскана с ООО "ПО "Шеврет"" задолженность по плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2022 год в общей сумме 13 281 217,41 руб., из них: задолженность по плате за НВОС в размере 13 094 619,09 руб., пени в размере 186 598,32 руб. С ООО "ПО "Шеврет"" взыскана в доход федерального бюджета государственная пошлина в размере 89 406,08 руб.
ООО "ПО "Шеврет"" в кассационной жалобе просит решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции отменить, дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
В отзыве Нижне-Волжское МУ Росприроднадзора, полагая обжалуемые судебные акты обоснованными и законными, просит оставить их без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в судебном заседании суда кассационной инстанции 06.06.2024 объявлен перерыв до 20.10.2023 до 11 часов 30 минут.
Определением и.о. председателя 4 судебного состава Арбитражного суда Поволжского округа от 19.06.2024 в соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 18 АПК РФ произведена замена судьи Сибгатуллина Э.Т. на судью Хабибуллина Л.Ф. в связи с отпуском судьи Сибгатуллина Э.Т. Рассмотрение дела начато сначала.
Стороны о дате, времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Поволжского округа, однако истец явку своего представителя в суд не обеспечил.
Принимая во внимание наличие надлежащего уведомления лиц, участвующих в деле, основываясь на положениях части 3 статьи 284 АПК РФ, суд счел возможным рассмотреть жалобы в отсутствие не явившейся стороны.
Арбитражный суд кассационной инстанции, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, отзыва на неё, заслушав представителя ООО "ПО "Шеврет"", проверив законность обжалуемых судебных актов в порядке статьи 286 АПК РФ, не находит оснований для их отмены.
Как следует из материалов дела, ООО "ПО "Шеврет" 20.08.2019 включено в реестр объектов негативного воздействия на окружающую среду с присвоением II категории негативного воздействия (18-0234-003625-П), и с этой даты ООО "ПО "Шеврет" является плательщиком платы за негативное воздействие на окружающую среду.
Межрегиональным отделом финансового и бухгалтерского обеспечения Управления в результате сверки расчетов были выявлены данные о природопользователях, не перечисливших, перечисливших не полностью или нарушивших сроки внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2022 год, в том числе, и ООО "ПО "Шеврет".
Декларируемая плата за негативное воздействие на окружающую среду за указанный период в установленные законом сроки не внесена, в связи с чем начислена задолженность в сумме 13 094 619,09 руб., пени в сумме 186 598,32 руб.
Истец 05.05.2023 в адрес ответчика направил требование N 84 от 27.04.2023 о начислении и внесении в бюджеты бюджетной системы РФ платы за негативное воздействие на окружающую среду, которое оставлено без удовлетворения, что и послужило основанием для обращения управления в суд с рассматриваемыми требованиями.
В силу статьи 16 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон об охране окружающей среды) негативное воздействие на окружающую среду является платным; к видам негативного воздействия на окружающую среду относятся, в том числе, выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками.
Согласно статье 16.1 Закона об охране окружающей среды плату за негативное воздействие на окружающую среду обязаны вносить юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации хозяйственную и (или) иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 10.12.2002 N 284-О, постановлении от 05.03.2013 N 5-П, и Верховного Суда Российской Федерации, приведенной в определениях от 30.11.2010 N 78-Впр10-33 и от 04.02.2015 N 309-КГ14-2379, плата за негативное воздействие на окружающую среду является обязательным платежом, имеющим публично-правовую природу, основанным на нормах Бюджетного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 13 статьи 16.3 Закона об охране окружающей среды правила исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду устанавливается Правительством Российской Федерации.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 N 400Ю постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2007 N 995, приказом Росприроднадзора от 29.09.2010 N 283, территориальные органы Федеральной службы по надзору в сфере природопользования наделены бюджетными полномочиями администратора доходов федерального бюджета по кодам доходов федерального бюджета бюджетной классификации Российской Федерации на соответствующей территории в части платы за негативное воздействие на окружающую среду.
На территории Волгоградской области территориальным органом Росприроднадзора является Межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Астраханской и Волгоградской областям.
Согласно пункту 1 статьи 16.2 Закона об охране окружающей среды платежной базой для исчисления платы за негативное воздействие на окружающую среду по итогам отчетного периода является объем или масса выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ либо объем или масса размещенных в отчетном периоде отходов производства и потребления (далее - платежная база).
Платежная база определяется лицами, обязанными вносить плату, самостоятельно на основе данных производственного экологического контроля (пункт 2 статьи 16.2 Закона об охране окружающей среды).
Информация о платежной базе представляется за отчетный период лицами, обязанными вносить плату, администратору доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в составе декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду (пункт 5 статьи 16.2 Закона об охране окружающей среды).
Отчетным периодом в отношении внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду признается календарный год. Плата за негативное воздействие на окружающую среду, исчисленная по итогам отчетного периода вносится не позднее 1-го марта года, следующего за отчетным периодом (пункты 2, 3 статьи 16.4 Закона об охране окружающей среды).
Согласно части 5 статьи 16.3 Закона об охране окружающей среды в целях стимулирования юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность, к проведению мероприятий по снижению негативного воздействия на окружающую среду при исчислении платы за негативное воздействие на окружающую среду к ставкам такой платы применяются следующие коэффициенты:
- коэффициент 25 - за объем или массу отходов производства и потребления, размещенных с превышением установленных лимитов на их размещение либо указанных в декларации о воздействии на окружающую среду, а также в отчетности об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов производства и потребления, представляемой в соответствии с законодательством Российской Федерации в области обращения с отходами;
- коэффициент 100 - за объем или массу выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ, превышающих указанные в декларации о воздействии на окружающую среду для объектов II категории такие объем или массу.
По представленным в дело документам судом первой инстанции установлено, что Общество представило в Управление декларации о плате за НВОС за 2022 год.
Однако, Управлением установлено, что в декларации о плате за НВОС за 2022 год Обществом в Разделе 1 "Расчет суммы платы за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками" в расчетах к объекту II категории негативного воздействия 18-0234-003625-П ООО "ПО "Шеврет" не применен повышающий коэффициент 100 за выбросы в отчетный период без разрешительного документа.
В Разделе 3 "Расчет суммы платы за размещение отходов производства и потребления" к объекту II категории негативного воздействия 18-0234-003625-П не применен повышающий коэффициент 25 к размещенным отходам в отчетный период без разрешительного документа.
Учитывая, что объект негативного воздействия на окружающую среду с присвоением II категории негативного воздействия (18-0234-003625-П) ответчика относится к региональному государственному экологическому надзору, ООО "ПО "Шеврет" должно было предоставить в адрес Комитета природных ресурсов лесного хозяйства и экологии Волгоградской области декларацию о негативном воздействии по объекту HBOC.
В связи с этим МУ Росприроднадзора по Астраханской и Волгоградской области было направлено письмо от 24.03.2023 N 02-08/4992 в адрес Комитета природных ресурсов лесного хозяйства и экологии Волгоградской области о предоставление сведений о наличии или отсутствии разрешения на выброс загрязняющих вещества в атмосферный воздух / декларации о воздействии на окружающую среду / нормативов образования отходов и лимитов на их размещение в отношении ООО "ПО "Шеврет".
Согласно письму Комитета природных ресурсов лесного хозяйства и экологии Волгоградской области от 30.03.2023 N 10-14-02/6995 до 01.01.2019 разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух ООО "ПО "Шеврет" не выдавалось, проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение для ООО "ПО "Шеврет" не утверждались, декларация о негативном воздействии на окружающую среду в адрес Комитета от ООО "ПО "Шеврет" не поступала.
На основании Письма Минприроды России от 17.03.2021 N 19-50/3222-ОГ "О плате за негативное воздействие на окружающую среду" плата в отсутствие действующей разрешительной документации исчисляется как за сверхлимитное воздействие. Для объектов II категории в случае непредставления Декларации о воздействии на окружающую среду к расчетам применяется повышающий коэффициент (25/100).
При таких обстоятельствах Управление пришло к выводу, что в силу пункта 5 статьи 16.3 Закона об охране окружающей среды при исчислении платы за негативное воздействие на окружающую среду к ставкам такой платы применяется коэффициент 100 за объем или массу выбросов загрязняющих веществ, превышающих указанные в декларации о воздействии на окружающую среду для объектов II категории такие объем или массу.
Также за несвоевременное внесение платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2022 год ответчику начислены пени в сумме 186 598,32 руб.
Расчет суммы пени произведен в соответствии с пунктом 33 Постановления Правительства РФ от 03.03.2017 N 255 "Об исчислении и взимании платы за негативное воздействие на окружающую среду".
Расчет размера пени судом первой инстанции проверен и признан обоснованным и арифметически верным.
Принимая во внимание, что общество осуществляло деятельность в отсутствие необходимых разрешительных документов на сброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух и на размещение отходов, и декларацию о воздействии на окружающую среду за 2022 год, в которой содержатся расчеты нормативов допустимых сбросов отходов, не представило, суд первой инстанции пришел к выводу, что Управление правомерно исчислило плату за НВОС в соответствии с положениями пунктов 12, 20, 21.1 Правил N 255, с повышающими коэффициентами: 100 - за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, 25 - за размещение отходов и удовлетворил заявленные истцом требования.
Суд апелляционной инстанции, повторно проанализировав материалы дела, согласился с выводами суда первой инстанции.
В кассационной жалобе и дополнительных письменных объяснениях ООО "ПО "Шеврет"" оспаривает выводы судов первой и апелляционной инстанций, давая свою оценку установленным по делу обстоятельствам и представленным доказательствам, указывая, что после постановки 20.08.2019 на государственный учёт объектов общества как оказывающих негативное воздействие на окружающую среду с присвоением II категории им был разработан Проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (далее - ПНООЛР) от 10.10.2019 сроком на 5 лет. Обществом представлена в уполномоченный региональный орган - Комитет природных ресурсов лесного хозяйства и экологии Волгоградской области - декларация о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2022 год, в которой ответчиком указан объем образованных в результате его деятельности отходов, исчислена плата в размере 543108 руб. 52 коп., которая внесена в бюджетную систему платежными поручениями от 28.02.2023 N N 199, 200. Ответчик считает применение истцом повышающих коэффициентов 25 и 100 в данном случае неправомерным.
Суд кассационной инстанции отмечает, что Федеральным законом от 21.07.2014 N 219-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон от 21.07.2014 N 219-ФЗ) внесены изменения в Закон об охране окружающей среды, в том числе, законодателем изменен порядок установления, исчисления лимитов отходов производства и потребления (в том числе, выбросов в атмосферный воздух), их учета, платы (в том числе, установлены коэффициенты за сверхнормативное размещение отходов).
Так, юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I категории, обязаны получить комплексное экологическое разрешение (часть 1 статьи 31.1 Закона об охране окружающей среды), осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах II категории представляют декларацию о воздействии на окружающую среду (часть 1 статьи 31.2 Закона об охране окружающей среды), форма и порядок заполнения которой утверждаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (часть 7 статьи 31.2 Закона об охране окружающей среды).
Одновременно с подачей декларации о воздействии на окружающую среду представляются расчеты нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов (часть 4 статьи 31.2 Закона об охране окружающей среды)).
Приказом Минприроды России от 11.10.2018 N 509 (зарегистрировано в Минюсте России 10.12.2018 N 52926, вступил в силу с 01.01.2019) утверждены форма и порядок заполнения декларации о воздействии на окружающую среду.
Законодатель особо подчеркнул, что для объектов I, III и IV категорий представление декларации о воздействии на окружающую среду не требуется (часть 8 статьи 31.2 Закона об охране окружающей среды).
Пунктом 1 статьи 11 Федерального закона от 21.07.2014 N 219-ФЗ (в редакции Федерального закона от 25.12.2018 N 496-ФЗ) предусматривался переходный период вносимых изменений, а именно: разрешения и документы, полученные юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и относящихся к объектам I и II категорий, до 1 января 2019 года, действуют до дня истечения срока действия таких разрешений и документов либо до дня получения комплексного экологического разрешения или представления декларации о воздействии на окружающую среду в течение срока действия таких разрешений и документов.
Поскольку ООО "ПО "Шеврет"" до 01.01.2019 никаких разрешений и документов не получало (объекты общества поставлены на учёт как объекты II категории 20.08.2019), то должно было применять установленный Законом от 21.07.2014 N 219-ФЗ порядок, которым вводилась для объектов II категории Декларация о воздействии на окружающую среду.
Общество же представило в уполномоченный региональный орган - Комитет природных ресурсов лесного хозяйства и экологии Волгоградской области - Декларацию о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2022 год.
По утверждению истца, Декларация о воздействии на окружающую среду в 2019-2022 г.г. ответчиком не представлялась.
В материалах дела имеется подписанный генеральным директором ООО "ПО "Шеврет"" ответ на требование МУ Росприроднадзора по Астраханской и Волгоградской области (исх. от 21.04.2023 N 28), в котором, в том числе, указано "Узнав о предоставлении Декларации о воздействии на окружающую среду сообщаем, что на данный момент заключен договор на разработку данного документа" (том 4 лист дела 55).
Судом первой инстанции отражено в обжалуемом судебном акте, что Порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение утвержден Приказом Минприроды России от 08.12.2020 N 1029 "Об утверждении порядка разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение", который зарегистрировано в Минюсте России 25.12.2020 N 61834 и вступил в силу с 01.01.2021 (далее - Приказ N 1029) и предназначен для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I и II категории. Нормативы образования отходов и лимиты на их размещение утверждаются территориальными органами Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (пункт 10 Приказа N 1029).
МУ Росприроднадзора по Астраханской и Волгоградской области пояснило суду первой инстанции, что не утверждало ООО "ПО "Шеврет" нормативы образования отходов и лимиты на их размещение.
При таких обстоятельствах ссылка ответчика на разработанный им ПНООЛР от 10.10.2019 обоснованно не принята судами нижестоящих инстанций.
Пределы рассмотрения дела в суде кассационной инстанции ограничены проверкой правильности применения судами норм материального и процессуального права, а также соответствия выводов о применении нормы права установленным по делу обстоятельствам (статья 286 АПК РФ).
Доводы кассационной жалобы не подтверждают неправильного применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального или процессуального права, а направлены на переоценку исследованных судами обстоятельств дела, представленных доказательств и сделанных на их основе выводов, что в силу положений статьи 286 АПК РФ не относится к компетенции суда кассационной инстанции.
Нарушений судами первой и апелляционной инстанций норм процессуального права, являющихся самостоятельными основаниями для отмены принятых судебных актов в силу части 4 статьи 288 АПК РФ, при рассмотрении дела в суде кассационной инстанции не установлено.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции не усматривает оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 06.12.2023 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.03.2024 по делу N А12-14147/2023 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, установленном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
С.В. Мосунов |
Судьи |
Л.Ф. Хабибуллин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Суд подтвердил законность взыскания задолженности за негативное воздействие на окружающую среду, установленной в размере более 13 миллионов рублей, включая пени. Ответчик не представил необходимые разрешительные документы и декларации, что стало основанием для применения повышающих коэффициентов при расчете платы. Решения судов первой и апелляционной инстанций оставлены без изменений.
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 28 июня 2024 г. N Ф06-3468/24 по делу N А12-14147/2023