г. Казань |
|
07 августа 2024 г. |
Дело N А57-13419/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 августа 2024 года.
Полный текст постановления изготовлен 7 августа 2024 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Ольховикова А.Н.,
судей Сибгатуллина Э.Т., Мухаметшина Р.Р.,
в отсутствие лиц, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межмуниципального отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации "Пугачевский" Саратовской области
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 26.09.2023 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.11.2023
по делу N А57-13419/2023
по заявлению акционерного общества "Ситиматик" в лице Саратовского филиала (ОГРН 1117746488232, ИНН 7725727149), заинтересованные лица: Межмуниципальный отдел Министерства внутренних дел Российской Федерации "Пугачевский" Саратовской области (ОГРН 1026401859000, ИНН 6445907080), о признании незаконным отказа и об обязании устранить допущенные нарушения прав,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Ситиматик" в лице Саратовского филиала (далее - АО "Ситиматик", заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Саратовской области с заявлением о признании незаконным отказа Межмуниципального отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации "Пугачевский" Саратовской области (далее - ответчик, МО МВД России "Пугачевский" Саратовской области) от 22.03.2023 N 5867 в предоставлении информации о гражданах, зарегистрированных в жилых помещениях, находящихся на территории Пугачевского муниципального района Саратовской области с указанием периода постановки на учет и снятия с учета, даты и места рождения, паспортных данных, согласно запросу Саратовского регоператора от 13.03.2023 N 3819; об обязании МО МВД России "Пугачевский" Саратовской области предоставить АО "Ситиматик" в лице Саратовского филиала информацию о гражданах, зарегистрированных в жилых помещениях, которым АО "Ситиматик" в лице Саратовского филиала предоставляет коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Пугачевского муниципального района Саратовской области, с указанием периода постановки на учет и снятия с учета, даты и места рождения, паспортных данных таких лиц.
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 26.09.2023 по делу N А57-13419/2023, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.11.2023, заявленные требования удовлетворены. Суд признал незаконным отказ МО МВД России "Пугачевский" Саратовской области в предоставлении информации АО "Ситиматик" (Саратовский филиал) о зарегистрированных гражданах, выраженный в письме от 22.03.2023 N 5867 и обязал МО МВД России "Пугачевский" Саратовской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов АО "Ситиматик" (Саратовский филиал) путем предоставления сведений о зарегистрированных гражданах, на основании запроса от 13.03.2023 N 3819.
В кассационной жалобе Межмуниципальный отдел Министерства внутренних дел Российской Федерации "Пугачевский" Саратовской области просит отменить принятые по делу судебные акты, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
Определением Арбитражного суда Поволжского округа07 августа 2024 годапроизводство по кассационной жалобе Межмуниципального отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации "Пугачевский" Саратовской области на решение Арбитражного суда Саратовской области от 26.09.2023 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.11.2023 по делу N А57-13419/2023 приостановлено до вступления в законную силу судебного акта Верховного Суда Российской Федерации по делу N А06-1937/2023.
Определением Арбитражного суда Поволжского округа от 03.07.2024 судья Хлебников А.Д. заменен на судью Мухаметшина Р.Р.
Определением Арбитражного суда Поволжского округа от 03.07.2024 производство по кассационной жалобе Межмуниципального отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации "Пугачевский" Саратовской области на решение Арбитражного суда Саратовской области от 26.09.2023 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.11.2023 по делу N А57-13419/2023 возобновлено.
Определением Арбитражного суда Поволжского округа от 31.07.2024 судья Мосунов С.В. заменен на судью Сибгатуллина Э.Т.
Стороны явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте судебного заседания надлежащим образом извещены.
В соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) жалоба рассматривается в отсутствие лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как установлено судами и следует из материалов дела, АО "Ситиматик" обратилось в МО МВД России "Пугачевский" Саратовской области с запросом от 13.03.2023 N 3819 о предоставлении информации о зарегистрированных гражданах, с указанием периода постановки на учет и снятие с учета, а также их даты и места рождения, паспортных данных, проживающих в жилых помещениях, согласно прилагаемого к запросу перечня.
На данное обращение получен отказ от 22.03.2023 N 5867 в предоставлении запрашиваемых сведений.
АО "Ситиматик" оспорило отказ в судебном порядке.
Суды удовлетворили заявленные требования, при этом исходили из того, что у АО "Ситиматик" как у регионального оператора имеется право на получение запрашиваемых сведений. МО МВД России "Пугачевский" Саратовской области обладает запрашиваемой информацией как орган, уполномоченный вести учет и регистрацию граждан.
Договор на оказание услуг по обращению с ТКО заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25.08.2008 N 641" (вместе с "Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами").
Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее - Правила N 354), которые регулируют отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, порядок заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении, порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, определяют основания и порядок приостановления или ограничения предоставления коммунальных услуг, а также регламентируют вопросы, связанные с наступлением ответственности исполнителей и потребителей коммунальных услуг.
Пунктом 2 Правил N 354 предусмотрено, что исполнителем коммунальных услуг признается юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги.
В соответствии с подпунктами "а", "г" пункта 31 Правил N 354, исполнитель обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, названными Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, а в случае предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества производить перерасчет размера платы за коммунальные услуги.
В соответствии с положениями частей 1, 5 статьи 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Федеральный закон N 89-ФЗ), статей 30, 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) императивно закреплена обязанность собственников твердых коммунальных отходов заключать договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с Региональным оператором.
Согласно пункту 148 (1) Правил N 354 договор, содержащий положения о предоставлении коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, может быть заключен с исполнителем в письменной форме или путем совершения конклюдентных действий.
Таким образом, действующее законодательство Российской Федерации, допускает заключение между Региональным оператором - АО "Ситиматик" и потребителем коммунальной услуги по обращению с ТКО договора без соблюдения письменной формы, и потребитель, пользующийся коммунальной услугой, является стороной публичного договора независимо от заключения договора по обращению с ТКО в письменной форме.
Пунктом 1 части 2 статьи 155 ЖК РФ предусмотрено, что оплата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится на основании платежных документов, а также приказа Минстроя России от 26.01.2018 N 43/пр, которым утверждена форма платежного документа, организация и осуществление расчетов за коммунальные услуги, которая предполагает наличие у исполнителя, в том числе информации о фамилии, имени, отчестве плательщика (собственника, нанимателя), адресе и площади помещения, количестве проживающих в помещении человек, объемах оказанных коммунальных услуг.
В целях реализации указанного правового механизма постановлением Правительства Российской Федерации от 13.07.2019 N 897 пункт 6 Правил N 354 дополнен, в том числе абзацами седьмым, восьмым, девятым, информации, необходимой для начисления платы за коммунальные услуги, включая конкретный состав документированной информации, подлежащей истребованию, в которых ресурсоснабжающая организация приобрела статус исполнителя коммунальной услуги, а с ним - право получения необходимых сведений.
В соответствии с подпунктом 8 пункта 1 статьи 6, пунктом 8 статьи 7 Федерального закона от 21.07.2014 N 209-ФЗ "О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства" (далее - Федеральный закон N209-ФЗ) в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства (далее - ГИС ЖКХ) должна размещаться информация о количестве зарегистрированных в жилых помещениях по месту пребывания и по месту жительства граждан.
В соответствии с пунктами 1, 2, 5 и 7 части 1 статьи 6 Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных" (далее - Федеральный закон N 152-ФЗ) обработка персональных данных должна осуществляться с соблюдением, в частности, правил, предусмотренных данным Федеральным законом, и допускается в случаях, если она осуществляется с согласия субъекта персональных данных, необходима для достижения целей, предусмотренных международным договором Российской Федерации или законом, для осуществления и выполнения возложенных законодательством Российской Федерации на оператора функций, полномочий и обязанностей, для исполнения договора, стороной которого либо выгодоприобретателем или поручителем по которому является субъект персональных данных, в том числе в случае реализации оператором своего права на уступку прав (требований) по такому договору, для заключения договора по инициативе субъекта персональных данных или договора, по которому субъект персональных данных будет являться выгодоприобретателем или поручителем, а также в случае, если обработка персональных данных необходима для осуществления прав и законных интересов оператора или третьих лиц либо для достижения общественно значимых целей, и при условии, что при этом не нарушаются права и свободы субъекта персональных данных.
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона N 152-ФЗ под персональными данными понимается любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных).
Оператором персональных данных является государственный орган, муниципальный орган, юридическое или физическое лицо, самостоятельно или совместно с другими лицами организующие и (или) осуществляющие обработку персональных данных, а также определяющие цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными (пункт 2 статьи 3 Федерального закона N 152-ФЗ).
Судами установлено, что в соответствии с заключённым соглашением от 23.01.2018 АО "Ситиматик" в соответствии с типовым договором оказывает услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами в зоне деятельности Пугачевского муниципального района Саратовской области.
Обязанность по размещению информации в ГИС ЖКХ возлагается на территориальный орган исполнительной власти, реализующий государственную политику в сфере миграции и осуществляющий правоприменительные функции по контролю, надзору и оказанию государственных услуг в сфере миграции.
МО МВД России "Пугачевский" Саратовской области обладает запрашиваемой информацией как орган, уполномоченный вести учет и регистрацию граждан.
АО "Ситиматик" является региональным оператором и включено Роскомнадзором в Реестр операторов, осуществляющих обработку персональных данных (регистрационный N 77-20-018172, приказ от 25.09.2020 N 153) в соответствии с положениями Федерального закона N 152-ФЗ, как лицо, осуществляющее деятельность по оказанию коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Таким образом, АО "Ситиматик" включено в реестр операторов персональных данных и является оператором персональных данных потребителей - физических лиц на основании публичного договора, который заключен на основании конклюдентных действий.
В соответствии с пунктом 1 статьи 6 Федерального закона N 152-ФЗ обработка персональных данных должна осуществляться с соблюдением принципов и правил, предусмотренных данным Федеральным законом.
При этом названной нормой допускается возможность обработки персональных данных в отсутствие согласия субъекта персональных данных на обработку его персональных данных, в том числе в случае если обработка персональных данных необходима для достижения целей, предусмотренных международным договором Российской Федерации или законом, для осуществления и выполнения возложенных законодательством Российской Федерации на оператора функций, полномочий и обязанностей, а также если обработка персональных данных необходима для осуществления прав и законных интересов оператора или третьих лиц либо для достижения общественно значимых целей при условии, что при этом не нарушаются права и свободы субъекта персональных данных.
Частями 4, 5 статьи 6 Федерального закона N 152-ФЗ установлено, что лицо, осуществляющее обработку персональных данных по поручению оператора, не обязано получать согласие субъекта персональных данных на обработку его персональных данных. В случае если оператор поручает обработку персональных данных другому лицу, ответственность перед субъектом персональных данных за действия указанного лица несет оператор. Лицо, осуществляющее обработку персональных данных по поручению оператора, несет ответственность перед оператором.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.07.2019 N 897 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросу договорных отношений между собственниками помещений в многоквартирных домах и ресурсоснабжающими организациями" (далее - Постановление N 897) пункт 6 Правил N 354 дополнен, в том числе абзацами седьмым, восьмым, девятым в части указания перечня информации, необходимой для начисления платы за коммунальные услуги.
Действующий в настоящее время порядок предоставления сведений о собственниках жилых помещений в жилом доме (включая конкретный состав документированной информации, подлежащей истребованию) следует применять и к ранее сложившимся (до принятия Постановления N 897) отношениям, в которых ресурсоснабжающая организация приобрела статус исполнителя коммунальной услуги, а с ним и право получения необходимых сведений.
Согласно абзацу 7 пункта 6 Правил N 354 управляющая организация, товарищество или кооператив, осуществляющие управление многоквартирным домом, предоставляют ресурсоснабжающим организациям, приступающим к предоставлению коммунальной услуги соответствующего вида собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме в случаях, предусмотренных подпунктами "е" и "ж" пункта 17 данных Правил, сведения, необходимые для начисления платы за коммунальные услуги, не позднее чем за 5 рабочих дней до дня начала предоставления коммунальной услуги соответствующего вида ресурсоснабжающими организациями в указанных случаях.
Такие сведения должны включать в себя: фамилию, имя, отчество (при наличии), дату и место рождения, реквизиты документа, удостоверяющего личность, контактный телефон и адрес электронной почты (при наличии) каждого собственника и пользователя жилых помещений в многоквартирном доме, наименование (фирменное наименование) и место государственной регистрации юридического лица, контактный телефон, если собственником жилого помещения в многоквартирном доме является юридическое лицо.
При этом представление указанных сведений также не требует согласия потребителя на передачу персональных данных в силу пункта 5 части 1 статьи 6 Федерального закона N 152-ФЗ.
Из вышеизложенного суды заключили, что АО "Ситиматик", являясь оператором персональных данных потребителей-физических лиц и осуществляя деятельность по начислению потребителям платы за коммунальные услуги, вправе обрабатывать персональные данные потребителей, в том числе запрашивать их персональные данные.
При таких обстоятельствах суды пришли к выводу о том, что поскольку обработка персональных данных необходима для осуществления хозяйственной деятельности организации для исполнения условий договора, выгодоприобретателем по которому является абонент - субъект персональных данных, а также для заключения договора по инициативе субъекта персональных данных или договора, по которому субъект персональных данных будет являться выгодоприобретателем или поручителем, то общество вправе запрашивать и получать у уполномоченных органов сведения о персональных данных потребителей - физических лиц в целях и объеме, установленном действующим законодательством и договором, для исполнения условий публичного договора.
АО "Ситиматик" является оператором персональных данных и при осуществлении деятельности в силу действующего законодательства обязан осуществлять сбор, обновление информации о собственниках и нанимателях в жилых помещениях, осуществлять обработку полученных персональных данных в целях предоставления коммунальных услуг.
Исходя из пунктов 1, 2, 3 статьи 17 Федерального закона от 07.02.2011 N 3-ФЗ "О полиции" (далее - Федеральный закон N 3-ФЗ) полиция имеет право обрабатывать данные о гражданах, необходимые для выполнения возложенных на нее обязанностей, с последующим внесением полученной информации в банки данных о гражданах (далее - банки данных). Формирование и ведение банков данных осуществляются в соответствии с требованиями, установленными законодательством Российской Федерации. Внесению в банки данных подлежит информация, в том числе о лицах - гражданах Российской Федерации, зарегистрированных и снятых с регистрационного учета по месту пребывания или по месту жительства в пределах Российской Федерации.
В силу части 5 статьи 17 Федерального закона N 3-ФЗ информация, содержащаяся в банках данных, предоставляется государственным органам и их должностным лицам только в случаях, предусмотренных федеральным законом; правоохранительным органам иностранных государств и международным полицейским организациям - в соответствии с международными договорами Российской Федерации.
Статьей 3 Федерального закона от 25.06.1993 N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" предусмотрено, что в целях предоставления информации о регистрации граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации (далее - адресно-справочная информация) федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел организует и ведет адресно-справочную работу.
Адресно-справочная информация предоставляется физическим и юридическим лицам по их запросам территориальным органом федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел при наличии согласия лица, в отношении которого такая информация запрашивается. Порядок предоставления адресно-справочной информации и порядок организации и ведения адресно-справочной работы устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.
В силу части 7 статьи 17 Федерального закона N 3-ФЗ обработка персональных данных осуществляется в соответствии с требованиями, установленными законодательством Российской Федерации в области персональных данных.
В силу положений части 8 статьи 9 Федерального закона N 152-ФЗ персональные данные могут быть получены оператором от лица, не являющегося субъектом персональных данных, при условии предоставления оператору подтверждения наличия оснований, указанных в пунктах 2 - 11 части 1 статьи 6, части 2 статьи 10 и части 2 статьи 11 названного Федерального закона.
Пункт 5 части 1 статьи 6 Федерального закона N 152-ФЗ в числе случаев обработки персональных данных устанавливает обработку персональных данных для исполнения договора, стороной которого либо выгодоприобретателем или поручителем по которому является субъект персональных данных, а также для заключения договора по инициативе субъекта персональных данных или договора, по которому субъект персональных данных будет являться выгодоприобретателем или поручителем.
Конституционным Судом Российской Федерации в определении от 17.07.2018 N 1810-О указано на то, что пункт 5 части 1 статьи 6 Федерального закона N 152-ФЗ, допуская обработку персональных данных, если она необходима для исполнения договора, стороной которого либо выгодоприобретателем или поручителем по которому является субъект персональных данных, направлен на реализацию принципа надлежащего исполнения обязательств в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона (статья 309 Гражданского кодекса Российской Федерации), обеспечивает защиту прав участников договорных отношений, в том числе, по предоставлению коммунальных услуг.
С учётом изложенного АО "Ситиматик" необходимы сведения, позволяющие идентифицировать собственников/нанимателей помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также сведения, необходимые для осуществления своей уставной деятельности, в частности, исполнения условий публичного договора оказания услуг по вывозу ТКО, в целях реализации защиты прав и экономических интересов организации по вопросу получения платы за оказанные услуги, соответственно, общество имеет право запрашивать и получать сведения, которые являются персональными данными абонентов - физических лиц, в целях и объеме, установленном действующим законодательством.
На основании вышеизложенного судами сделан правомерный вывод о том, что в данном случае АО "Ситиматик" вправе обратиться к МО МВД России "Пугачевский" Саратовской области за предоставлением персональных данных потребителей коммунальной услуги в целях и объеме, установленном действующим законодательством для исполнения условий публичного договора на оказание услуг по обращению с ТКО.
При этом наличие у общества возможности получить у других органов запрашиваемые сведения о потребителях коммунальной услуги не отменяет право общества получить такие сведения у отдела.
При указанных обстоятельствах судами правомерно признан незаконным отказ МО МВД России "Пугачевский" Саратовской области в предоставлении запрошенных сведений.
В целях восстановления прав общества суд первой инстанции указал на обязание МО МВД России "Пугачевский" Саратовской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов АО "Ситиматик" (Саратовский филиал) путем предоставления сведений о зарегистрированных гражданах, на основании запроса от 13.03.2023 N 3819.
Судебная коллегия полагает, что обжалуемые судебные акты приняты при правильном применении норм права, содержащиеся в них выводы не противоречат установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Приведенные в кассационной жалобе доводы повторяют утверждения, которые являлись предметом рассмотрения в суде апелляционной инстанции, получили соответствующую правовую оценку и обоснованно были отклонены.
Нарушений процессуального закона, влекущих безусловную отмену обжалуемых судебных актов, не установлено.
В связи с окончанием кассационного производства приостановление исполнения обжалуемых судебных актов решения Арбитражного суда Саратовской области от 26.09.2023 и постановления Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.11.2023 по делу N А57-13419/2023, принятое определением Арбитражного суда Поволжского округа от 22.01.2024, следует считать утратившим силу на основании части 4 статьи 283 АПК РФ.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Саратовской области от 26.09.2023 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.11.2023 по делу N А57-13419/2023 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Приостановление исполнения решения Арбитражного суда Саратовской области от 26.09.2023 и постановления Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.11.2023 по делу N А57-13419/2023, принятое определением Арбитражного суда Поволжского округа от 22.01.2024, отменить.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, установленном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
А.Н. Ольховиков |
Судьи |
Э.Т. Сибгатуллин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Пункт 5 части 1 статьи 6 Федерального закона N 152-ФЗ в числе случаев обработки персональных данных устанавливает обработку персональных данных для исполнения договора, стороной которого либо выгодоприобретателем или поручителем по которому является субъект персональных данных, а также для заключения договора по инициативе субъекта персональных данных или договора, по которому субъект персональных данных будет являться выгодоприобретателем или поручителем.
Конституционным Судом Российской Федерации в определении от 17.07.2018 N 1810-О указано на то, что пункт 5 части 1 статьи 6 Федерального закона N 152-ФЗ, допуская обработку персональных данных, если она необходима для исполнения договора, стороной которого либо выгодоприобретателем или поручителем по которому является субъект персональных данных, направлен на реализацию принципа надлежащего исполнения обязательств в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона (статья 309 Гражданского кодекса Российской Федерации), обеспечивает защиту прав участников договорных отношений, в том числе, по предоставлению коммунальных услуг."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 7 августа 2024 г. N Ф06-507/24 по делу N А57-13419/2023