г. Казань |
|
08 августа 2024 г. |
Дело N А55-17090/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 июля 2024 года.
Полный текст постановления изготовлен 08 августа 2024 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Хайруллиной Ф.В.,
судей Нагимуллина И.Р., Галиуллина Э.Р.,
при участии представителя:
истца - Семенихиной А.В., доверенность от 20.07.2024,
в отсутствие ответчика и третьих лиц, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Спортивно-стрелковый комплекс "Вепрь"
на решение Арбитражного суда Самарской области от 24.01.2024 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.04.2024
по делу N А55-17090/2023
по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Спортивно-стрелковый комплекс "Вепрь" к Департаменту градостроительства городского округа Самара о признании недействительным распоряжения и обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя, третьи лица: администрация городского округа Самара, Министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области, Департамент городского хозяйства и экологии администрации городского округа Самара,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Спортивно-стрелковый комплекс "Вепрь" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании недействительным распоряжения Департамента градостроительства городского округа Самара (далее - Департамент) от 28.04.2023 N РД-1015 об отказе Обществу в проведении аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Самарское лесничество, лесной квартал N 6 Самарская область, г.о. Самара, Самарское лесничество, лесной квартал N 6, часть выдела 15, и обязании Департамент устранить последствия допущенных нарушений путем принятия решения о проведении аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Самарское лесничество, лесной квартал N 6 Самарская область, г.о. Самара, Самарское лесничество, лесной квартал N 6, часть выдела 15 и направления в адрес Общества соответствующего решения в течение 10 календарных дней с момента вступления в законную силу судебного акта на основании заявления от 07.03.2023 и представленных документов.
Суд первой инстанции привлек к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: Министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области, Департамент городского хозяйства и экологии администрации городского округа Самара, администрацию городского округа Самара.
Решением Арбитражного суда Арбитражного суда Самарской области от 24.01.2024, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.04.2024, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятыми судебными актами, Общество обратилось в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении его требований, считая, что судами неправильно применены нормы материального права, а их выводы не соответствуют обстоятельствам дела.
В судебном заседании представитель Общества поддержала доводы кассационной жалобы.
Иные лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в том числе посредством размещения соответствующей информации на официальном сайте арбитражного суда, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, что в силу части 3 статьи 284 АПК РФ не явилось препятствием для рассмотрения кассационной жалобы.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителя Общества, Арбитражный суд Поволжского округа не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Судами из материалов дела установлено, что распоряжением от 28.04.2023 N РД-1015 Департамент на основании подпункта 2 пункта 8 статьи 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) отказал Обществу в проведении аукциона на право заключения договора аренды земельного участка с кадастровым номером 63:01:0304003:893, государственная собственность на который не разграничена, в связи с тем, что испрашиваемый земельный участок расположен в зоне городских лесов и по сведениям Департамента управления имуществом городского округа Самара земельный участок с кадастровым номером 63:01:0304003:893 на праве собственности муниципальному образованию городского округа Самара не принадлежит, в связи с чем, проведение аукциона на право заключения договора аренды испрашиваемого земельного участка не представляется возможным.
Общество полагая, что земельный участок с кадастровым номером 63:01:0304003:893 может быть предметом аукциона, а распоряжение от 28.04.2023 N РД-1015 нарушает его права и законные интересы, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В соответствии с частями 1, 4 статьи 71 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются заинтересованным лицам на основании договоров аренды, к которым применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом и Земельным кодексом, если иное не установлено данным Кодексом.
При этом объектом аренды могут быть только лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и прошедшие государственный кадастровый учет (часть 2 статьи 72 ЛК РФ).
В силу части 1 статьи 73.1. ЛК РФ договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается по результатам торгов на право заключения такого договора, которые проводятся в форме открытого аукциона или открытого конкурса, за исключением случаев, установленных частью 3 настоящей статьи, частью 1 статьи 74 данного Кодекса.
Согласно части 1 статьи 78 ЛК РФ решение о проведении аукциона на право заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, либо на право заключения договора купли-продажи лесных насаждений принимается органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса, в том числе по заявлениям граждан и юридических лиц о проведении аукциона на право заключения договора аренды лесного участка для заготовки древесины или договора купли-продажи лесных насаждений, заключаемого в соответствии с частью 4 статьи 29.1. настоящего Кодекса.
В случаях, когда заявление о проведении аукциона подано в отношении лесного участка, который не может быть предоставлен гражданину или юридическому лицу в аренду в соответствии с законодательством Российской Федерации, уполномоченным органом принимается решение об отказе в проведении аукциона (пункт 3 части 6 статьи 78 ЛК РФ).
Судами первой и апелляционной инстанций из материалов дела установлено, что приказом Рослесхоза от 01.06.2018 N 462 "Об определении количества лесничеств на землях населенных пунктов городского округа Самара Самарской области, занятых городскими лесами, и установлении их границ и внесении изменений в приказ Федерального агентства лесного хозяйства от 30.12.2008 N 435 "Об определении количества лесничеств на территории Самарской области и установлении их границ", подготовленном на основании предложений администрации городского округа Самара, на территории городского округа Самара установлены границы Самарского лесничества.
На основании данного приказа, информация о границах Самарского лесничества внесена в Единый государственный реестр недвижимости.
В соответствии со статьей 91 ЛК РФ информация о составе земель иных категорий, на которых расположены леса (в том числе их площадь, наименование муниципального района (городского округа), содержатся в государственном лесном реестре.
Согласно сведениям государственного лесного реестра, земельный участок с кадастровым номером 63:01:0304003:893 относится к городским лесам и является лесным участком квартала N 6 на землях Самарского городского лесничества.
В силу статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), статей 111, 116, 122 ЛК РФ на землях населенных пунктов могут располагаться леса, а также особо охраняемые природные территории.
Согласно пункту 12 статьи 85 ЗК РФ участки, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, относятся к землям общего пользования.
Исходя из пункта 12 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации и статьи 262 Гражданского кодекса Российской Федерации названные выше объекты, перечень которых не является закрытым, представляют собой территории общего пользования; в их состав входят находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки либо земли, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц, обладая правом свободного доступа на них и использования имеющихся на этих участках и землях объектов в пределах, допускаемых законом, иными правовыми актами и собственником соответствующего земельного участка.
Признаком территории общего пользования является не наличие красных линий, а факт использования данной территории неограниченным кругом лиц в общих интересах.
В соответствии с правовой позицией, сформулированной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.04.2011 N 15248/10, земельный участок, который относится к землям (территориям) общего пользования, не может быть выделен из земель общего пользования и предоставлен в пользование конкретному лицу.
В определении от 29.05.2012 N 1147-О Конституционный Суд Российской Федерации указал, что лесной фонд ввиду его жизненно важной многофункциональной роли и значимости для общества в целом представляет собой публичное достояние многонационального народа России и как таковой является федеральной собственностью особого рода и имеет специальный правовой режим. В порядке развития указанных конституционных гарантий законодатель, устанавливая специальный правовой режим лесного фонда, закрепил в статье 11 ЛК РФ как право граждан свободно и бесплатно пребывать в лесах (ч.1), так и гарантии для реализации этого права, запретив лицам, которым предоставлены лесные участки, препятствовать доступу граждан на эти лесные участки, а также огораживать их, за исключением случаев, предусмотренных этим Кодексом (ч.8).
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 31.10.2023 N 31.10.2023 как собственники земли, так и иные лица, реализуя права, связанные с владением и пользованием земельными участками, должны учитывать конституционно закрепленные требования о том, что осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц и что владение, пользование и распоряжение землей осуществляются свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц (статья 17, часть 3; статья 36, часть 2, Конституции Российской Федерации).
На основании вышеизложенного, суды первой и апелляционной инстанций правомерно отказали Обществу в удовлетворении заявленных требований.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения в судебных инстанциях, получили надлежащую правовую оценку, не опровергают выводов судов и направлены на переоценку доказательств и установленных судами фактических обстоятельств дела, что в силу статьи 286 АПК РФ не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 24.01.2024 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.04.2024 по делу N А55-17090/2023 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные статьями 291.1., 291.2. Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Ф.В. Хайруллина |
Судьи |
И.Р. Нагимуллин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Суд отклонил требования о признании недействительным распоряжения о запрете проведения аукциона на аренду земельного участка, поскольку участок относится к городским лесам и не может быть предоставлен в аренду. Суд установил, что решение о проведении аукциона было правомерным, учитывая ограничения, установленные законодательством о лесном фонде и землях общего пользования.
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 8 августа 2024 г. N Ф06-5604/24 по делу N А55-17090/2023