г. Казань |
|
09 августа 2024 г. |
Дело N А65-38620/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 августа 2024 года.
Полный текст постановления изготовлен 9 августа 2024 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе судьи Ольховикова А.Н.
рассмотрев без вызова сторон кассационную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Татарстан (Роспотребнадзор)
на рассмотренные в порядке упрощенного производства решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 18.03.2024 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.05.2024
по делу N А65-38620/2023
по заявлению Муритова Ислама Радиковича (г. Казань) о признании незаконными и отмене определений Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Татарстан от 08.12.2023, с участием в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: общества с ограниченной ответственностью "Альфа Ассист", акционерного общества "Кредит Европа Банк (России)",
УСТАНОВИЛ:
Муритов Ислам Радикович (далее - заявитель, потребитель, Муритов И.Р.) обратился в Арбитражный суд с заявлением о признании незаконными и отмене определений Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Татарстан (далее по тексту - Управление Роспотребнадзора по РТ, Управление) от 08.12.2023 об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении в отношении общества с ограниченной ответственностью "Альфа Ассист" (далее - ООО "Альфа Ассист", акционерного общества "Кредит Европа Банк (России)" (далее - АО "Кредит Европа Банк (России)").
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены ООО "Альфа Ассист", АО "Кредит Европа Банк (России)".
Дело рассмотрено судом первой инстанции в порядке упрощенного производства по правилам статей 226-229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 18.03.2024 по делу N А65-38620/2023, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.05.2024, заявленные требования удовлетворены.
В кассационной жалобе Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Татарстан просит отменить принятые по делу судебные акты, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
На основании части 2 статьи 288.2 АПК РФ кассационная жалоба рассмотрена судьей единолично без вызова сторон.
Законность принятых судебных актов проверена Арбитражным судом Поволжского округа в порядке, установленном статьями 274, 284, 286 и 288.2 АПК РФ.
Как установлено судами и следует из материалов дела, между АО "Кредит Европа Банк (России)" и потребителем заключен кредитный договор от 15.08.2023 N 00319-СL-000000497601, согласно которому Банк предоставил Муритову И.Р. кредит в сумме 3 306 695 руб. 16 коп. под 15% годовых, кредит оформлен для оплаты договора купли-продажи автомобиля.
При оформлении кредитного договора потребителю сообщили, что выдача кредита возможна только при условии заключения договора страхования и договора об оказании услуг, либо в выдаче кредита будет отказано.
В заявлении о предоставлении потребительского кредита АО "Кредит Европа Банк (России)" от 15.08.2023 N 00319-CL-000000497601 в разделе дополнительные услуги указано: "Сертификат FixAndGO Auto" - 10 000 руб., "Страхование на случай потери работы МАКС" -95 894 руб. 16 коп., "Услуга помощи на дорогах" - 150 000 руб., КАСКО - 59 849 руб.
Данные условия включены в условия кредитного договора без возможности внести изменения или отказаться от них.
Потребителем собственноручно проставлены подписи напротив в графах "наименование услуги (проставляя подпись, заемщик выражает согласие/несогласие на включение в сумму кредита)", "в случае проставления мною подписи в настоящей графе, я подтверждаю свое волеизъявление на приобретение указанной дополнительной услуги".
Согласно выписке по лицевому счету N 4081781020090410**** за период с 15.08.2023 по 04.09.2023 со счета Муритова И.Р. денежные средства в размере 59 849 руб. были перечислены согласно заявлению клиента, 95 894 руб. 16 коп. перечислены согласно заявлению клиента, 10 000 руб. перечислены согласно заявлению клиента, 150 000 руб. за подключение к сервису помощи на дорогах.
Муритов Ислам Радикович обратился в Управление Роспотребнадзора по РТ с заявлением о возбуждении в отношении ООО "Альфа Ассист", АО "Кредит Европа Банк (России)" дел об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 14.8 КоАП РФ, частью 1 статьи 14.7 КоАП РФ.
Должностным лицом Управления Роспотребнадзора по РТ вынесены определения от 08.12.2023 об отказе в возбуждении дел об административном правонарушении в отношении ООО "Альфа Ассист", АО "Кредит Европа Банк (России)".
Муритов Ислам Радикович оспорил данные определения в судебном порядке.
Суды удовлетворили заявленные требования, при этом руководствовались следующим.
В соответствии с положениями части 1 статьи 14.8 КоАП РФ нарушение права потребителя на получение необходимой и достоверной информации о реализуемом товаре (работе, услуге), об изготовителе, о продавце, об исполнителе и о режиме их работы влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 500 до 1000 руб., а на юридических лиц от 5000 до 10 000 руб.
Объектом правонарушения являются общественные отношения в сфере защиты прав потребителей, касающиеся информирования потребителя, в частности о реализуемых услугах и об исполнителе.
Объективная сторона заключается в действиях (бездействиях) исполнителя, выразившихся в уклонении от исполнения или в ненадлежащем исполнении обязанностей по предоставлению потребителю необходимой и достоверной информации установленными способами.
Субъектами правонарушения по части 1 статьи 14.8 КоАП РФ являются лица, реализующие потребителям товары (работы, услуги).
Согласно части 2 статьи 14.8 КоАП РФ включение в договор условий, ущемляющих установленные законом права потребителя, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.
Объектом административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.8 КоАП РФ являются общественные отношения, возникающие в процессе заключения потребителем договоров купли-продажи, выполнения работ или оказания услуг. Данное правонарушение посягает на установленные законом права, законные интересы и гарантии прав потребителей.
Объективная сторона административного правонарушения выражается в действиях, нарушающих нормы законодательства об условиях и порядке заключения договоров, нормы, запрещающие включать в договоры условия, ущемляющие права потребителя.
Объектами названых правонарушений является установленный законодательством порядок в области продажи товаров, оказания услуг, направленный на недопущение нарушения прав менее защищенного по сравнению с хозяйствующими субъектами лица - потребителя данных товаров, услуг, в частности, при заключении договоров на оказание финансовых услуг. Состав данных правонарушений носит формальный характер, соответственно, его установление не зависит от наступления неблагоприятных последствий, вызванных совершением противоправного деяния.
В части 1 статьи 14.7 КоАП РФ предусмотрена ответственность за обмеривание, обвешивание или обсчёт потребителей при реализации товара (работы, услуги) либо иной обман потребителей, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 указанной статьи.
Объектом рассматриваемого административного правонарушения являются общественные отношения в области защиты прав потребителей.
Объективная сторона данного правонарушения состоит в совершении противоправных действий, которые часть 1 статьи 14.7 КоАП РФ относит к формам обмана потребителей.
Субъектами данного административного правонарушения являются юридические лица, должностные лица, индивидуальные предприниматели, а также граждане, осуществляющие продажу товаров, выполнение работ либо оказание услуг населению.
Субъективная сторона может быть выражена как в форме умысла, так и в форме неосторожности.
Частью 1 статьи 1 Закона от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" установлено, что отношения в области защиты прав потребителей регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 28.1 КоАП РФ поводом для возбуждения дела об административном правонарушении являются сообщения и заявления физических и юридических лиц.
Указанные в части 1 материалы, сообщения, заявления подлежат рассмотрению должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях.
При этом в соответствии с частью 5 статьи 28.1 КоАП РФ в случае отказа в возбуждении дела об административном правонарушении при наличии сообщений и заявлений физических и юридических лиц, должностным лицом, рассмотревшим указанные материалы, сообщения и заявления, выносится мотивированное определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении.
Потребитель обратился в административный орган с жалобой на действия банка по факту включения в договор условий, ущемляющих, по мнению потребителя, его права, по сравнению с правилами, установленными законами или иными правовыми актами Российской Федерации в области защиты прав потребителей, а именно по навязыванию дополнительных услуг. По мнению потребителя, при заключении договора потребительского кредита банком были навязаны дополнительные услуги, что лишило его возможности отказаться от предложенных дополнительных услуг; также заявитель указал на наличие обмана.
В рассматриваемом случае в качестве основания для отказа в возбуждении дел об административном правонарушении в отношении ООО "Альфа Ассист", АО "Кредит Европа Банк (России)" Управление Роспотребнадзора по РТ указало на то, что привлечение к административной ответственности возможно только по результатам контрольного (надзорного) мероприятия, проведенного в рамках Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации". Также управление ссылалось на ограничения, установленные постановлением Правительства Российской Федерации от 10.03.2022 N 336 "Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля".
Суды признали, что выводы уполномоченного должностного лица как о наличии оснований для возбуждения дела об административном правонарушении, так и об их отсутствии должны быть надлежащим образом мотивированы и подтверждены доказательствами, собранными и оформленными в установленном КоАП РФ порядке.
Приложенные к жалобе документы являлись достаточными для целей выяснения обстоятельств по делу об административном правонарушении (статья 26.1 КоАП РФ) в отношении продавца, и исключили надобность проведения административного расследования и (или) осуществления каких-либо иных контрольных мероприятий.
Внесенные Федеральным законом от 14.07.2022 N 290-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и статью 1 Федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" в статью 28.1 КоАП РФ изменения применительно к рассматриваемой ситуации с учетом новой редакции части 3 указанной статьи правового значения не имеют, поскольку в данном случае порядок рассмотрения заявлений (жалоб) потребителей не требует оценки административным органом соблюдения банками (продавцами, исполнителями) обязательных требований в порядке проведения контрольного (надзорного) мероприятия во взаимодействии с контролируемым лицом.
Судами отмечено, что непроведение контрольных мероприятий не является основанием, исключающим возможность возбуждения Управлением производства по делу об административном правонарушении, то есть составления протокола об административном правонарушении.
С учетом изложенного вывод Управления Роспотребнадзора по РТ об отсутствии оснований для возбуждения дел об административном правонарушении признан судами необоснованным.
Суд кассационной инстанции полагает, что обжалуемые судебные акты приняты при правильном применении норм права, содержащиеся в них выводы не противоречат установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Согласно части 3 статьи 288.2 АПК РФ основаниями для пересмотра в порядке кассационного производства решений и постановлений, принятых по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, являются существенные нарушения норм материального или процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод, законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Суд кассационной инстанции при рассмотрении кассационной жалобы не усмотрел существенных нарушений норм материального или процессуального права, влекущих отмену обжалуемых судебных актов по основаниям, предусмотренным положениями части 4 статьи 288, части 3 статьи 288.2 АПК РФ.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 288.2, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 18.03.2024 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.05.2024 по делу N А65-38620/2023 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, в соответствии с частью 3 статьи 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обжалованию не подлежит.
Судья |
А.Н. Ольховиков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Суд признал незаконным отказ административного органа в возбуждении дела против банка и страховой компании за навязывание дополнительных услуг при оформлении кредита. Суд установил, что действия банка нарушают права потребителя на получение достоверной информации, и подтвердил необходимость возбуждения дела об административном правонарушении. Решения судов первой и апелляционной инстанций оставлены без изменения.
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 9 августа 2024 г. N Ф06-6346/24 по делу N А65-38620/2023