г. Казань |
|
12 августа 2024 г. |
Дело N А65-20059/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 августа 2024 года.
Полный текст постановления изготовлен 12 августа 2024 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Хисамова А.Х.,
судей Махмутовой Г.Н., Федоровой Т.Н.,
при участии представителей:
истца - Билаловой Е.А., доверенность от 05.08.2024, Голодницкого М.О., директор, паспорт,
ответчика - Улаховича С.Н., доверенность от 01.11.2022,
третьего лица (АО "Татэнерго") - Коверова А.Н.. доверенность от 11.09.2023 N 19/20-414, Шакирова М.Х., доверенность от 29.12.2022 N 119/20-02),
в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационные жалобы общества с ограниченной ответственностью "ТеплоГарант" и акционерного общества "Татэнерго"
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 12.12.2023 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.03.2024
по делу N А65-20059/2023
по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Сувар Сделано" (ОГРН 1211600091944, ИНН 1685000554) к обществу с ограниченной ответственностью "ТеплоГарант" (ОГРН 1191690043577, ИНН 1655418400), с привлечением к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора: акционерного общества "Татэнерго" (ОГРН 10916720013431021603139690, ИНН 1657036630), Государственной жилищной инспекции Республики Татарстан (ОГРН 1021602858243, ИНН 1653015798), о возложении обязанности по заключению прямых договоров теплоснабжения (для нужд отопления) с собственниками помещений в многоквартирных домах,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Сувар Сделано" (далее - ООО УК "Сувар Сделано", истец) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с исковым заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к обществу с ограниченной ответственностью "ТеплоГарант" (далее - ООО "ТеплоГарант", ответчик) о признании обязательств сторон по договору теплоснабжения от 11.08.2022 N 153 между истцом и ответчиком в части подачи и приобретения тепловой энергии для нужд отопления в многоквартирных домах (МКД) по адресам: г. Казань, ул. Рауиса Гареева, д. 105 "Б", г. Казань, ул. Братьев Батталовых, д. 20 "А", г. Казань, ул. Братьев Батталовых, д. 20 "А" корп. 2 прекращенными с 01.09.2022; об изменении с 01.09.2022 договора теплоснабжения от 11.08.2022 N 153 между истцом и ответчиком, изложив пункты 2.1 и 4.1.1 в следующей редакции:
"2.1. Предоставление энергоснабжающей организацией тепловой энергии для нужд горячего водоснабжения осуществляется в необходимых для покупателя объемах.
4.1.1. Подавать покупателю тепловую энергию надлежащего качества для нужд горячего водоснабжения с максимальной тепловой нагрузкой: на горячее водоснабжение - 0,4252 Гкал/ч; на вентиляцию - 0,0001 Гкал/ч.".
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 12.12.2023, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.03.2024, суд признал обязательства сторон по договору теплоснабжения от 11.08.2022 N 153 между истцом и ответчиком в части подачи и приобретения тепловой энергии для нужд отопления в МКД по адресам: г. Казань, ул. Рауиса Гареева, д. 105 "Б", г. Казань, ул. Братьев Батталовых, д. 20 "А", г. Казань, ул. Братьев Батталовых, д. 20 "А" корп. 2 прекращенными с 01.09.2022. Суд изменил договор теплоснабжения от 11.08.2022 N 153 между истцом и ответчиком, изложив пункты 2.1 и 4.1.1 в следующей редакции:
"2.1. Предоставление энергоснабжающей организацией тепловой энергии для нужд горячего водоснабжения осуществляется в необходимых для покупателя объемах.
4.1.1. Подавать покупателю тепловую энергию надлежащего качества для нужд горячего водоснабжения с максимальной тепловой нагрузкой: на горячее водоснабжение - 0,4252 Гкал/ч; на вентиляцию - 0,0001 Гкал/ч." В удовлетворении иска в остальной части отказал.
Не согласившись с принятыми судебными актами, ООО "ТеплоГарант" и акционерное общество "Татэнерго" (далее - АО "Татэнерго") обратились в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационными жалобами, в которых просят их отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать в полном объеме.
ООО "ТеплоГарант" в жалобе указывает, что при рассматриваемой схеме подключения теплопотребляющей установки у ООО "ТеплоГарант", как у ресурсоснабжающей организации, отсутствует возможность поставлять коммунальные услуги, поскольку услуги производятся самостоятельно организацией, управляющей МКД, то есть истцом; заключение прямых договоров теплоснабжения ООО "ТеплоГарант" с собственниками помещений в указанных МКД невозможно, а решения собраний собственников о переходе на прямые договоры по услуге теплоснабжения невыполнимы; ООО "ТеплоГарант" в соответствии с заключенным с истцом договором теплоснабжения от 11.08.2022 N 153 поставляет ООО УК "Сувар Сделано" только коммунальный ресурс "тепловая энергия", но не осуществляет услугу централизованного отопления, а, следовательно, и не может быть поставщиком такой коммунальной услуги для собственников помещений МКД; договор предоставления коммунальной услуги, предусмотренный статьей 157.2 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), заключен быть не может, поскольку в данном случае ресурсонабжающая организация предоставляет коммунальный ресурс управляющей организации для самостоятельного производства коммунальной услуги и сама не является производителем такой услуги.
Кроме того, указывает, что ресурсоснабжающая организация не может исполнить требования к качеству данной коммунальной услуги, поскольку ее параметры гарантируются только управляющей организацией; во внутреннем контуре тепловой сети МКД, независимо от внешней сети, давление создается насосным оборудованием ИТП, а температура поддерживается средствами автоматики в ИТП, находящимися в ведении управляющей организации.
АО "Татэнерго" в жалобе считает необоснованными выводы судов о том, что коммунальная услуга по отоплению самостоятельно ответчиком не производится.
Указывает, что прямой договор предоставления коммунальных услуг может заключаться с собственниками МКД только в тех случаях, когда соответствующая нормативным требованиям коммунальная услуга по отоплению идет от сетей теплоснабжающей организации через внутридомовую сеть и доходит до каждого потребителя без дополнительного преобразования.
В судебном заседании 18.06.2024 был объявлен перерыв до 10 часов 10 минут 02.07.2024.
Определением Арбитражного суда Поволжского округа от 02.07.2024 рассмотрение жалоб отложено на 11 часов 20 минут 08.08.2024.
Определением Арбитражного суда Поволжского округа от 05.08.2024 в связи с нахождением судьи Кормакова Г.А., участвовавшего в рассмотрении настоящего дела, в отпуске, произведена его замена на судью Федорову Т.Н.
Проверив законность обжалуемых судебных актов в соответствии со статьей 286 АПК РФ, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационных жалоб и отзывов на них, заслушав явившихся представителей в судебном заседании, судебная коллегия считает принятые судебные акты подлежащими отмене с принятием нового судебного акта об отказе в удовлетворении исковых требований по следующим основаниям.
Как установлено судами первой и апелляционной инстанций и подтверждается материалами дела, ООО УК "Сувар Сделано" осуществляет управление МКД по адресам: ул. Рауиса Гареева д. 105Б, ул. Братьев Батталовых, д. 20а, ул. Братьев Батталовых, д. 20а, к. 2 г. Казани.
Между истцом и ответчиком заключен договор теплоснабжения от 11.08.2022 N 153 на поставку тепловой энергии для нужд горячего водоснабжения и отопления указанных МКД.
На основании части 1 статьи 157.2 ЖК РФ собственники помещений МКД по адресам: ул. Рауиса Гареева д. 105Б, ул. Братьев Батталовых, д. 20а, ул. Братьев Батталовых, д. 20а, к. 2 г. Казани приняли на общем собрании решение о переходе на прямые договоры по теплоснабжению с ресурсоснабжающей организацией с 01.09.2022.
Истец в адрес ответчика направил протоколы общих собраний собственников помещений МКД по вышеуказанным адресам с копиями реестров собственников для заключения прямых договоров теплоснабжения на отопление.
Ответчик отказал в заключении прямых договоров на основании того, что в указанных выше МКД установлен теплообменник, который не позволяет ресурсоснабжающей организации предоставлять коммунальные услуги напрямую собственникам, что послужило основанием для обращения истца в арбитражный суд с рассматриваемым иском.
Частично удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, руководствовался положениями статей 539 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), Федеральным законом от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон о теплоснабжении), статьями 157.2, 44 ЖК РФ, пунктом 3 Правил коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18.11.2013 N 1034 (далее - Правила N 1034), Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), установленными по делу обстоятельствами и пришел к выводу об их обоснованности.
Федеральным законом от 03.04.2018 N 59-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации" введена в действие статья 157.2 ЖК РФ, согласно которой при управлении МКД управляющей организацией коммунальные услуги собственникам помещений в МКД и нанимателям жилых помещений предоставляются ресурсоснабжающей организацией в соответствии с заключенными с каждым собственником помещения в МКД, действующим от своего имени, договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг при принятии общим собранием собственников помещений в МКД решения, предусмотренного пунктом 4.4 части 2 статьи 44 настоящего Кодекса.
Пункт 4.4 части 2 статьи 44 ЖК РФ предусматривает право собственников помещений в МКД принять решение о заключении собственниками помещений в МКД, действующими от своего имени, в порядке, установленном Кодексом, соответственно, договора холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения, отопления с ресурсоснабжающей организацией.
Согласно представленным в материалы дела протоколам общих собраний собственники помещений вышеуказанных МКД приняли решение о заключении прямых договоров с ресурсоснабжающими организациями, и в частности, по услуге "отопление".
Как указано судами, при наличии такого решения договоры на оказание коммунальных услуг должны быть заключены непосредственно между ресурсоснабжающей организацией и собственниками помещений в МКД с даты, определенной в указанном решении, если данный срок не перенесен решением ресурсоснабжающей организацией не более чем на три календарных месяца (пункт 1 части 7 статьи 157.2 ЖК РФ).
Возражая против заключения прямых договоров, ответчик указал о невозможности их заключения в силу подключения МКД к централизованной системе отопления по независимой схеме, посредством теплообменников, являющихся общедомовым имуществом, поскольку при такой схеме подключения истец с использованием тепловой энергии, поставленной ответчиком до теплообменника, во вторичном контуре отопления самостоятельно подготавливает услугу отопления и оказывает эту услугу собственникам.
Данные доводы отклонены судами.
Закон о теплоснабжении выделяет два вида систем теплоснабжения: централизованная (открытая и закрытая) и нецентрализованная.
Руководствуясь разделом 3 "СНиП 41-02-2003. Тепловые сети", принятым постановлением Госстроя РФ от 24.06.2003 N 110, в соответствии с которым система централизованного теплоснабжения - это система, состоящая из одного или нескольких источников теплоты, тепловых сетей (независимо от диаметра, числа и протяженности наружных теплопроводов) и потребителей теплоты, то есть система централизованного теплоснабжения включает в себя, в том числе, сети теплоснабжения потребителей; положениями пункта 3.5 "ГОСТ Р 56501-2015. Национальный стандарт Российской Федерации. Услуги жилищно-коммунального хозяйства и управления многоквартирными домами. Услуги содержания внутридомовых систем теплоснабжения, отопления и горячего водоснабжения многоквартирных домов. Общие требования", введенным в действие Приказом Росстандарта от 30.06.2015 N 823-ст, согласно которому тепловая сеть - это трубопровод централизованного теплоснабжения, технологически соединяющий источник тепловой энергии с внутридомовой системой теплоснабжения МКД, пунктом 3.8 ГОСТ Р 56501-2015, согласно которому внутридомовая система теплоснабжения - это совокупность трубопроводов, устройств, аппаратуры и оборудования, технологически соединенных между собой и с тепловой сетью, и обеспечивающих прием коммунального ресурса, его учет, регулировку, трансформацию при необходимости, передачу в места непосредственного потребления в системе отопления, горячего водоснабжения, а также возврат использованного коммунального ресурса, судами сделан вывод о том, что к системе централизованного теплоснабжения относятся источники теплоты, тепловые сети и внутридомовая система теплоснабжения, с помощью которой осуществляется прием коммунального ресурса, его учет, регулировка, трансформация при необходимости, а также передача в места непосредственного потребления.
Законодательство о теплоснабжении при централизованной системе теплоснабжения выделяет два вида схем подключения потребителей к тепловым сетям: зависимая схема и независимая схема.
Согласно пункту 3 Правил N 1034 зависимая схема подключения теплопотребляющей установки - это схема подключения теплопотребляющей установки к тепловой сети, при которой теплоноситель из тепловой сети поступает непосредственно в теплопотребляющую установку; независимая схема подключения теплопотребляющей установки - это схема подключения теплопотребляющей установки к тепловой сети, при которой теплоноситель поступает из тепловой сети к теплопотребляющей установке через теплообменник установленный на тепловом пункте, где нагревает вторичный теплоноситель, используемый в дальнейшем в теплопотребляющей установке.
Учитывая изложенное выше, суды указали на то, что в централизованной системе теплоснабжения с независимой схемой подключения теплопотребляющей установки к тепловым сетям централизованные трубопроводы (сети) теплоснабжения присоединены к внутридомовым трубопроводам (сетям) теплоснабжения через теплообменник, при помощи которого, в силу пункта 3.8 "ГОСТ Р 56501-2015 осуществляется именно передача тепловой энергии, а не ее производство.
Из материалов дела следует, что МКД по адресам: г. Казань, ул. Рауиса Гареева, д. 105 "Б", г. Казань, ул. Братьев Батталовых, д. 20 "А", г. Казань, ул. Братьев Батталовых, д. 20 "А" корп. 2, находящиеся под управлением истца, оснащены теплообменником с насосом для осуществления циркуляции теплоносителя во вторичном контуре и подключены к централизованной системе по независимой схеме подключения.
Поскольку, по мнению судов, при независимой схеме централизованной системы теплоснабжения при помощи теплообменника, установленного в ИТП МКД, осуществляется лишь передача тепловой энергии от централизованных сетей теплоснабжения к внутридомовым сетям теплоснабжения, указанный случай не является случаем, при котором коммунальная услуга по отоплению производится управляющей организацией самостоятельно.
Как указано судами, законодательство предусматривает самостоятельное производство управляющей организацией коммунальной услуги по отоплению лишь при отсутствии централизованной системы теплоснабжения.
Поскольку общим собранием собственников помещений в перечисленных выше МКД приняты решения о заключении с 01.09.2022 с ресурсоснабжающей организацией прямых договоров на отопление, судами сделан вывод о том, что с указанной даты правоотношения между истцом и ответчиком в части отопления прекратились.
Требования истца в части изменения пунктов 2.1 и 4.1.1 договора путем исключения указания на обязательства по поставке тепловой энергии для нужд отопления с 01.09.2022 суд признал измененными не с 01.09.2022, как просил истец, а с момента вступления в законную силу решения суда по настоящему делу.
Таким образом, как было указано выше, исходя из того, что согласно разделу 3 "СНиП 41-02-2003. Тепловые сети" система централизованного теплоснабжения включает в себя, в том числе, сети теплоснабжения потребителей, согласно пункту 3.5 "ГОСТ Р 56501-2015 тепловая сеть - это трубопровод централизованного теплоснабжения, технологически соединяющий источник тепловой энергии с внутридомовой системой теплоснабжения МКД, согласно пункту 3.8 ГОСТ Р 56501-2015 внутридомовая система теплоснабжения - это совокупность трубопроводов, устройств, аппаратуры и оборудования, технологически соединенных между собой и с тепловой сетью, и обеспечивающих прием коммунального ресурса, его учет, регулировку, трансформацию при необходимости, передачу в места непосредственного потребления в системе отопления, горячего водоснабжения, указав, что законодательство предусматривает самостоятельное производство управляющей организацией коммунальной услуги по отоплению лишь при отсутствии централизованной системы теплоснабжения, при помощи теплообменника осуществляется передача тепловой энергии, а не ее производство, суды признали правомерными требования истца о необходимости заключения прямых договоров на поставку коммунальной услуги отопления между собственниками помещений МКД и ответчиком.
Однако судами не учтено, что специальным нормативным правовым актом, наряду с ЖК РФ, регулирующим отношения по поводу предоставления коммунальных услуг, являются Правила N 354, которыми в первую очередь необходимо руководствоваться при рассмотрении настоящего спора.
Исходя из понятийного аппарата, приведенного в пункте 2 Правил N 354, "централизованные сети инженерно-технического обеспечения" - совокупность трубопроводов, коммуникаций и других сооружений, предназначенных для подачи коммунальных ресурсов к внутридомовым инженерным сетям (отведения сточных вод из внутридомовых инженерных систем); "внутридомовые инженерные системы" - являющиеся общим имуществом собственников помещений в МКД инженерные коммуникации (сети), механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, предназначенное для подачи коммунальных ресурсов от централизованных сетей инженерно-технического обеспечения до внутриквартирного оборудования, а также для производства и предоставления исполнителем коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (при отсутствии централизованных теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения), мусороприемные камеры, мусоропроводы.
Из текста данных определений следует, что внутридомовые инженерные системы предназначены как для подачи коммунальных ресурсов от централизованных сетей инженерно-технического обеспечения до внутриквартирного оборудования, так и для производства и предоставления коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (при отсутствии централизованных теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения).
При этом, исходя из контекста названного пункта и иных пунктов Правил N 354 по вопросу самостоятельного приготовления исполнителем коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению (5, 9, 13, 54 и др.), следует вывод о том, что под понятиями "при отсутствии централизованных теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения" Правилами N 354 подразумевается отсутствие возможности централизованной поставки именно соответствующей коммунальной услуги (отопления или горячего водоснабжения), (а не тепловой энергии, как коммунального ресурса) от централизованных сетей инженерно-технического обеспечения до внутриквартирного оборудования без ее предварительного изготовления исполнителем.
Аналогичное понимание понятия "при отсутствии централизованных теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения" содержится в определении ВС РФ от 21.06.2023 N 307-ЭС23-2986 по делу N 44-6521/2021, в котором указано, что действующее жилищное законодательство предусматривает возможность перехода собственников и пользователей помещений в МКД на прямые договоры с ресурсоснабжающими организациями только в отношении строго определенного перечня коммунальных услуг. Поскольку поставляемая компанией в спорный МКД "тепловая энергия на подогрев воды" не относится к коммунальным услугам, а входящее в состав общего имущества собственников помещений в МКД оборудование не использовалось тепловой компанией для самостоятельного приготовления горячей воды, вывод судов о том, что жилищное законодательство не устанавливает ограничений для перехода на прямые договоры собственников помещений с ресурсоснабжающими организациями в отношении МКД, не оборудованных централизованной системой ГВС, является ошибочным.
Суд округа отмечает также, что в соответствии с разъяснениями Минстроя России в письме от 22.02.2019 N 5914-ог/04 при централизованном теплоснабжении тепловая энергия подается от централизованных сетей инженерно-технического обеспечения до внутриквартирного оборудования.
В случае, если от централизованных сетей инженерно-технического обеспечения тепловая энергия подается до оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в МКД, для приготовления коммунальной услуги по отоплению, приготовление такой услуги является самостоятельным производством исполнителем коммунальной услуги по отоплению.
Исчерпывающий перечень видов предоставляемых потребителям коммунальных услуг содержится в пункте 4 Правил N 354 и включает "холодное водоснабжение" (подпункт "а"), "горячее водоснабжение" (подпункт "б"), "водоотведение" (подпункт "в"), "электроснабжение" (подпункт "г"), "газоснабжение" (подпункт "д"), "отопление" (подпункт "е"), "обращение с твердыми коммунальными отходами" (подпункт "ж").
При этом предоставление коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в МКД осуществляется исполнителем коммунальных услуг, которым в соответствии с пунктом 9 Правил N 354 может выступать управляющая организация (подпункт "а"), товарищество или кооператив, созданные в МКД (подпункт "б"), или ресурсоснабжающая организация (подпункт "в").
Согласно подпункту "е" пункта 4 Правил N 354 под коммунальной услугой "отопление" понимается подача по централизованным сетям теплоснабжения и внутридомовым инженерным системам отопления тепловой энергии, обеспечивающей поддержание в жилом доме, в жилых и нежилых помещениях в МКД, в помещениях, входящих в состав общего имущества в МКД, температуры воздуха, указанной в пункте 15 приложения N 1 к настоящим Правилам, а также продажа твердого топлива при наличии печного отопления.
Исходя из содержания абзаца второго пункта 5 Правил N 354, при отсутствии централизованного теплоснабжения производство и предоставление коммунальной услуги по отоплению осуществляется с использованием оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в МКД.
Согласно пункту 13 Правил N 354 предоставление коммунальных услуг обеспечивается управляющей организацией посредством заключения с ресурсоснабжающими организациями договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов при предоставлении коммунальных услуг потребителям, в том числе путем их использования при производстве отдельных видов коммунальных услуг (отопление, горячее водоснабжение) с применением оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в МКД, и надлежащего исполнения таких договоров.
Согласно пункту 54 Правил N 354 в случае самостоятельного производства исполнителем коммунальной услуги по отоплению (при отсутствии централизованного теплоснабжения) и (или) горячему водоснабжению (при отсутствии централизованных теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения) с использованием оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в МКД, расчет размера платы для потребителей за такую коммунальную услугу осуществляется исполнителем исходя из объема коммунального ресурса (или ресурсов), использованного в течение расчетного периода при производстве и предоставлении коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению.
Как следует из материалов дела и не оспаривается сторонами, спорные МКД подключены к централизованным сетям теплоснабжения по независимой схеме через индивидуальные тепловые пункты (ИТП), являющиеся общедомовым имуществом.
Как было указано выше, согласно пункту 3 Правил N 1034 независимая схема подключения теплопотребляющей установки - это схема подключения теплопотребляющей установки к тепловой сети, при которой теплоноситель, поступающий из тепловой сети, проходит через теплообменник, установленный на тепловом пункте, где нагревает вторичный теплоноситель, используемый в дальнейшем в теплопотребляющей установке.
По мнению судов, в централизованной системе теплоснабжения с независимой схемой подключения теплопотребляющей установки к тепловым сетям централизованные трубопроводы (сети) теплоснабжения присоединены к внутридомовым трубопроводам (сетям) теплоснабжения через теплообменник, при помощи которого осуществляется именно передача тепловой энергии, а не ее производство.
Данные выводы суд округа считает ошибочными.
В пункте 3.27 ГОСТ Р 56501-2015 указано, что независимая схема подключения системы отопления - это схема, при которой система отопления присоединяется к тепловой сети через теплообменник (водонагреватель) с насосом для осуществления циркуляции теплоносителя во вторичном контуре.
То есть согласно ГОСТу теплообменник является водонагревателем, оборудованным насосом для осуществления циркуляции теплоносителя во вторичном контуре.
Как указано в постановлении Конституционного суда Российской Федерации от 31.05.2021 N 24-П "По делу о проверке конституционности частей 1 и 1.1 статьи 157 Жилищного Кодекса Российской Федерации, абзаца третьего пункта 40, абзацев первого и четвертого пункта 54 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов в связи с жалобой гражданки Т.П. Задубровской", ИТП обеспечивает присоединение МКД к централизованным сетям теплоснабжения по независимой схеме, при которой теплоноситель из централизованной сети во внутридомовую систему отопления не поступает.
Конституционным судом отмечено также, что, исходя из действующего нормативно-технического регулирования, оснащенность МКД ИТП позволяет предоставлять потребителям коммунальные услуги по отоплению и, как правило, по горячему водоснабжению высокого качества. При помощи ИТП передаваемая по централизованным сетям теплоснабжения тепловая энергия используется для получения оптимальной, с учетом внешних сезонных температур, температуры теплоносителя во внутридомовой системе теплоснабжения и обычно для производства в МКД горячей воды.
Приказом Минстроя России от 30.12.2020 N 921/пр утвержден в введен в действие Свод правил. Отопление, вентиляция и кондиционирование воздуха. СНиП 41-01-2003. СП 60.13330.2020.
Согласно пункту 6.1.11 Свода правил для систем внутреннего теплоснабжения в качестве теплоносителя следует использовать воду. Водяной пар, а также другие теплоносители (кроме систем нагрева воды в бассейне и др.), следует применять, если они соответствуют требованиям санитарно-гигиеническим и взрывопожаробезопасности.
Согласно пункту 6.1.12 Свода правил для зданий в районах с расчетной температурой наружного воздуха минус 40 °С и ниже (параметры Б) в качестве теплоносителя следует использовать нетоксичный и негорючий антифриз, не содержащий вредные вещества 1-3 класса опасности по ГОСТ 12.1.007, а также взрывопожароопасные вещества в количествах, превышающих при аварии в системе внутреннего теплоснабжения нижний концентрационный предел распространения пламени этих веществ в воздухе помещения.
Таким образом, указанным Сводом правил при определенных температурных параметрах установлены требования по использованию в качестве теплоносителя продукта, установленного Сводом правил. Данные требования распространяются на собственников теплопотребляющих установок, присоединенных по независимой схеме, и являются подтверждением того, что именно зоной ответственности последних является подготовка (нагрев) теплоносителя в теплообменном оборудовании.
Указанное также свидетельствует о самостоятельном производстве коммунальной услуги по отоплению при независимой системе подключения теплопотребляющей установки.
Ссылки третьего лица и ответчика на правовую позицию, отраженную в пункте 28 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2023), утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 15.11.2023, были отклонены судами с указанием на то, что в приведенном пункте Обзора рассматривалась иная ситуация - возможность заключения прямого договора с ресурсоснабжающей организацией при приготовлении коммунальной услуги "горячее водоснабжение" с использованием ИТП и приобретением для этого первичных ресурсов из двух источников - холодной воды у водоснабжающей организации и тепловой энергии у теплоснабжающей организации.
Между тем правоопределяющим и квалифицирующим признаком в этом случае является не то, что для приготовления услуги "горячее водоснабжение" приобретался кроме теплоэнергии еще дополнительный ресурс в виде холодной воды (которая необходима для данного вида коммунальной услуги, а для приготовления коммунальной услуги "отопление" она не требуется), а именно факт самостоятельного приготовления коммунальной услуги с использованием общедомового оборудования.
Согласно доводам АО "Татэнерго", не опровергнутым истцом, согласно принципиальной схеме и паспорту теплового пункта, взятого в качестве примера МКД по адресу г. Казань, ул. Гареева д. 105Б, используются два теплообменника для системы ГВС и два теплообменника для системы отопления. Все четыре одного типа - водоподогреватель пластинчатый, разборный НН N 19.
Отличаются теплообменники (водоподогреватели) между собой только количеством используемых секций внутри, число которых зависит от тепловой нагрузки.
Согласно принципу их действия теплоноситель из внешней тепловой сети с температурным графиком 105/70°С от теплоснабжающей организации по одному подающему трубопроводу поступает в 4 однотипных теплообменника и подогревает теплоноситель внутреннего независимого контура до температурного графика 95/70°С для отопления и 60/45°С для горячего водоснабжения. При этом, в первых двух теплообменниках посредством теплоносителя (коммунального ресурса) теплоснабжающей организации истцом нагревается холодная вода и производится коммунальная услуга "горячая вода". В двух других теплообменниках посредством теплоносителя (коммунального ресурса) теплоснабжающей организации истцом нагревается теплоноситель внутреннего контура и производится коммунальная услуга "отопление".
В обоих случаях, как для ГВС, так и для отопления теплоноситель теплоснабжающей организации не расходуется и возвращается обратно на источник тепловой энергии.
Несмотря на то, что как для производства коммунальный услуги "горячее водоснабжение", так и для производства коммунальной услуги "отопление" используется одно и то же оборудование, с абсолютно идентичным принципом работы и процессом производства коммунальной услуги, судами сделан вывод о том, что коммунальная услуга по отоплению самостоятельно ООО УК "Сувар Сделано" не производится, в отличие от коммунальной услуги по горячему водоснабжению.
Данные выводы судов противоречат правовой позиции, изложенной в определении ВС РФ от 21.06.2023 N 307-ЭС23-2986, согласно которой недопустимо возложение на ресурсоснабжающую организацию в отсутствие какого-либо правового основания (договоров аренды, оказания услуг и т.п.) бремени содержания и ремонта внутридомового оборудования, с помощью которого приготовляется горячая вода и по контролю качества коммунальной услуги и его соответствия жилищному законодательству.
Спор по указанному делу касался приготовления услуги по горячему водоснабжению.
Данный правовой подход необходимо применять и в случае самостоятельного приготовления коммунальной услуги по отоплению.
Аналогичная правовая позиция изложена в постановлении Арбитражного суда Поволжского округа от 27.01.2022 по делу N А57-33731/2020, в соответствии с которой при отсутствии централизованной системы горячего водоснабжения и/или отопления в МКД, исполнителем коммунальной услуги является управляющая организация, что делает невозможным переход на прямые договоры с собственниками в части подачи тепловой энергии для производства горячей воды, а также в целях оказания коммунальной услуги по отоплению.
Определением Верховного суд РФ от 18.05.2022 N 306-ЭС22-6656 по указанному делу ресурсоснабжающей организации в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации отказано с указанием на правильность выводов судов нижестоящих инстанций о том, что истец (управляющая организация) с помощью ИТП и теплообменников, входящих в состав общего имущества в МКД, самостоятельно оказывает собственникам помещений в этих домах коммунальные услуги отопления и ГВС с использованием тепловой энергии в неочищенной горячей воде, поставляемой ответчиком.
С учетом изложенного у судов отсутствовали основания для вывода о признании обязательств сторон по договору теплоснабжения от 11.08.2022 N 153 в части подачи и приобретения тепловой энергии для нужд отопления в спорных МКД прекращенными в связи с принятием общими собраниями собственников помещений в спорных МКД решений о переходе на прямые договоры с истцом и изменении договора теплоснабжения в части горячего водоснабжения с исключением объемов по отоплению.
При изложенных обстоятельствах принятые судебные акты нельзя признать законными и обоснованными, в связи с чем они подлежат отмене с принятием нового судебного акта об отказе истцу в удовлетворении исковых требований и отнесением судебных расходов по оплате государственной пошлины на истца в соответствии со статьей 110 АПК РФ.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 287, статьями 286, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 12.12.2023 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.03.2024 по делу N А65-20059/2023 отменить.
В удовлетворении заявленных требований общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Сувар Сделано" о признании обязательств сторон по договору теплоснабжения от 11.08.2022 N 153 между обществом с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Сувар Сделано" и обществом с ограниченной ответственностью "ТеплоГарант" в части подачи и приобретения тепловой энергии для нужд отопления в многоквартирных домах по адресам: г. Казань, ул. Рауиса Гареева, д. 105 "Б", г. Казань, ул. Братьев Батталовых, д. 20 "А", г. Казань, ул. Братьев Батталовых, д. 20 "А" корп. 2 прекращенными с 01.09.2022, изменении договора теплоснабжения от 11.08.2022 N 153 между обществом с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Сувар Сделано" и обществом с ограниченной ответственностью "ТеплоГарант", путем изложения пунктов 2.1 и 4.1.1 в следующей редакции: "2.1. Предоставление "Энергоснабжающей организацией" тепловой энергии для нужд горячего водоснабжения осуществляется в необходимых для "Покупателя" объемах. 4.1.1. Подавать "Покупателю тепловую энергию надлежащего качества для нужд горячего водоснабжения с максимальной тепловой нагрузкой: на горячее водоснабжение - 0,4252 Гкал/ч; на вентиляцию - 0,0001 Гкал/ч.", отказать.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Сувар Сделано" (ОГРН 1211600091944, ИНН 1685000554) в пользу общества с ограниченной ответственностью "ТеплоГарант" (ОГРН 1191690043577, ИНН 1655418400) 6000 руб. государственной пошлины по апелляционной и кассационной жалобам.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Сувар Сделано" (ОГРН 1211600091944, ИНН 1685000554) в пользу акционерного общества "Татэнерго" (ОГРН 10916720013431021603139690, ИНН 1657036630) 6000 руб. государственной пошлины по апелляционной и кассационной жалобам.
Поручить Арбитражному суду Республики Татарстан выдать исполнительные листы в порядке статьи 319 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные статьями 291.1, 291.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
А.Х. Хисамов |
Судьи |
Г.Н. Махмутова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Суд отменил решение о прекращении обязательств по договору теплоснабжения, установив, что управляющая организация самостоятельно производит коммунальную услугу по отоплению, используя теплообменники. Суд указал на ошибочность выводов нижестоящих инстанций о невозможности заключения прямых договоров с ресурсоснабжающей организацией, поскольку централизованная система теплоснабжения позволяет это.
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 12 августа 2024 г. N Ф06-3876/24 по делу N А65-20059/2023