г. Казань |
|
16 августа 2024 г. |
Дело N А55-19771/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 августа 2024 года.
Полный текст постановления изготовлен 16 августа 2024 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Хайруллиной Ф.В.,
судей Нагимуллина И.Р., Карповой В.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Габитовой И.И.,
при участии в судебном заседании с использованием системы веб-конференции (онлайн заседание) представителя:
общества с ограниченной ответственностью "Колос" - Козюкова Н.А., доверенность от 02.07.2024,
в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Колос"
на решение Арбитражного суда Самарской области от 07.12.2023 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.03.2024
по делу N А55-19771/2023
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Колос" (ОГРН 1156313048143, ИНН 6319197627) к Департаменту градостроительства городского округа Самара о признании незаконным отказа, обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя, третье лицо - администрация городского округа Самара,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Колос" (далее - ООО "Колос", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением, в котором просило: признать незаконным отказ Департамента градостроительства г.о. Самара (далее - Департамент) в предварительном согласовании предоставления в аренду ООО "Колос" земельного участка площадью 3 142 кв.м., расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Кировский район, ул. Шоссейная, кадастровый квартал 63:01:0253014, выраженный в распоряжении от 27.03.2023 N РД-676; обязать Департамент в десятидневный срок с момента вступления решения по настоящему делу в законную силу устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества путем принятия решения о предварительном согласовании предоставления в аренду вышеуказанного земельного участка.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Администрация г.о. Самара (далее - Администрация).
Решением Арбитражного суда Самарской области от 07.12.2023, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.03.2024, в удовлетворении заявленных требований отказано.
ООО "Колос" не согласившись с решением и постановлением, обратилось в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права.
Представитель Общества в судебном заседании поддержал доводы жалобы, просил решение и постановление отменить, направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Другие лица в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, дело рассмотрено в их отсутствие.
Обращаясь в суд, ООО "Колос" основывает заявленные требования на статьях 198 и 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), статьях 39.6, 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), пункте 1 статьи 8 Федерального закона от 14.03.2022 N 58-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 58-ФЗ), подпункте "б" пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 09.04.2022 N 629 "Об особенностях регулирования земельных отношений в Российской Федерации в 2022 году" (далее - Постановление N 629), и полагает оспариваемый отказ противоречащим названному Постановлению.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды обоснованно исходили из следующего.
Порядок предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, урегулирован положениями главы V.1 ЗК РФ.
Договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, по общему правилу, предусмотренному в пункте 1 статьи 39.6 ЗК РФ, заключается на торгах, проводимых в форме аукционов.
Без проведения торгов заключение такого договора допускается в случаях, прямо установленных в статье 39.6 ЗК РФ, а именно, в пункте 2 статьи 39.6 ЗК РФ.
Правительство Российской Федерации в соответствии с частью 1 статьи 8 Закона N 58-ФЗ установило, что в 2022, 2023 годах наряду со случаями, предусмотренными Земельным кодексом Российской Федерации, земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам Российской Федерации или российским юридическим лицам в аренду без проведения торгов в целях осуществления деятельности по производству продукции, необходимой для обеспечения импортозамещения в условиях введенных ограничительных мер иностранных государств и международных организаций, перечень которой устанавливается решением органа государственной власти субъекта Российской Федерации (подпункт "б" пункта 1 Постановление N 629).
При этом в целях исключения использования арендатором земельного участка не по целевому назначению в Постановлении N 629 была установлена обязательность включения в договор аренды права арендодателя об одностороннем отказе от договора в случае неиспользования земельного участка для целей осуществления деятельности по производству продукции, необходимой для обеспечения импортозамещения в условиях введенных ограничительных мер со стороны иностранных государств и международных организаций.
Как установлено судами, 10.03.2023 ООО "Колос" обратилось в Департамент с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка площадью 3 142 кв.м. государственная собственность на который не разграничена, в аренду, без проведения торгов, в порядке Постановления N 629 для целей осуществления деятельности по производству продукции, необходимой для обеспечения импортозамещения в условиях введенных ограничительных мер со стороны иностранных государств и международных организаций, а именно, для производства безалкогольных напитков, намереваясь организовать это производство в территориальной зоне застройки среднеэтажными домами (Ж-3), категория земель - земли населенных пунктов, в пределах кадастрового квартала 63:01:0253014 по адресу: Самарская область, г. Самара, Кировский район, ул. Шоссейная.
Департамент распоряжением от 27.03.2023 N РД-676 отказал заявителю в предварительном согласовании предоставления в аренду земельного участка, который предстоит образовать, указав, что: испрашиваемый (образуемый) земельный участок расположен в границах территориальной зоны застройки среднеэтажными жилыми домами (Ж-3), где использование земельного участка для производственной деятельности не соответствует разрешенным видам использования земельных участков; в жилых зонах допускается только размещение объектов, связанных с проживанием граждан и не оказывающих негативного воздействия на окружающую среду, в то время как образуемый земельный участок расположен на расстоянии менее 50 м. от границы зоны рекреационною назначения, а также от границы земельного участка с кадастровым номером 63:01:0253014:1966, имеющего вид разрешенного использования "среднеэтажная жилая застройка" согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости; между образуемым земельным участком и границей территориальной зоны природных ландшафтов (Р-3) остаются земли, которые невозможно использовать рационально); согласно подпункта 1 пункта 8 статьи 39.15, подпункта 3 пункта 16 статьи 11.10, пункта 6 статьи 11.9 ЗК РФ, пункта 1, подпункта "а" пункта 5 Правил установления санитарнозащитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2018 N 222, главы VII СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий сооружений и иных объектов", карты градостроительного зонирования Правил землепользования и застройки городского округа Самара, утвержденных постановлением Самарский Городской Думы от 26.04.2001 N 61 устанавливаются санитарно-защитные зоны в отношении планируемых к строительству объектов капитальною строительства, являющихся источниками химического, физического, биологического воздействия на среду обитания человека, в границах которых не допускается использование земельных участков в целях размещения жилой застройки, объектов образовательного и медицинского назначения, спортивных сооружений открытого типа, организаций отдыха детей и их оздоровления, зон рекреационного назначения и для ведения садоводства.
ООО "Колос", полагая, что отказ нарушает его права и охраняемые законом интересы, обратилось в Арбитражный суд Самарской области с настоящим заявлением.
Общество нарушение своих прав усматривает в том, что по смыслу оспариваемого отказа фактически ему не предоставляется возможным осуществлять тот вид деятельности по производству продукции, необходимой для обеспечения импортозамещения в условиях введенных ограничительных мер со стороны иностранных государств и международных организаций, и в том конкретном месте, которое он избрал в качестве предпочтительного; Общество полагает, что оно может обратиться с заявлением о выборе любого территориально расположенного земельного участка, поскольку по смыслу пункта 3 Постановления N 629 не должна учитываться документация по планировке территории; исходя из толкования названного пункта, заявитель считает, что законодатель ставит в приоритет положения Постановления N 629, а не Градостроительного и Земельного кодексов Российской Федерации, поэтому при предоставлении земельных участков именно положения указанной нормы необходимо принимать во внимание, поскольку они являются специальными нормами по отношению к положениям земельного и градостроительного законодательства; в границах избранного им земельного участка размещение объектов федерального значения не предусмотрено, указанный земельный участок относится к землям населенных пунктов, согласно подпункта 3 пункта 1 статьи 85 ЗК РФ производственные территориальные зоны входят в состав земель населенных пунктов, красные линии спорный земельный участок не пересекает, следовательно, ограничения для предоставления земельного участка отсутствуют, земельный участок может быть образован в соответствии со схемой, участок соответствует проекту межевания.
Судебная коллегия соглашается с выводами судов о соответствии оспариваемого отказа закону.
Из оспариваемого отказа следует, что допущено нарушение подпункта 1 пункта 8 статьи 39.15, подпункта 3 пункта 16 статьи 11.10, пункта 6 статьи 11.9 ЗК РФ.
Порядок предварительного согласования предоставления земельного участка установлен статьей 39.15 ЗК РФ.
Требования к содержанию и составу документов заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка предусмотрены в частях 1 и 2 статьи 39.15 ЗК РФ.
Согласно пункту 7 статьи 39.15 ЗК РФ уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка и принимает решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка или при наличии оснований, указанных в пункте 8 статьи 39.15 ЗК РФ, решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка и направляет принятое решение заявителю. Решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка должно содержать все основания отказа.
В силу подпункта 1 пункта 8 статьи 39.15 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, если схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 ЗК РФ.
Подпунктом 3 пункта 16 статьи 11.10 ЗК РФ предусмотрено, что основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам.
В частности, как следует из пункта 6 статьи 11.9 ЗК РФ образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
При таких обстоятельствах, оценив представленные доказательства по правилам статьи 71 АПК РФ, суды установили, что образование испрашиваемого земельного участка приведет невозможности рационального использования земель, поскольку между образуемым земельным участком и границей территориальной зоны природных ландшафтов (Р-3) остаются земли, которые невозможно будет использовать рационально.
Подпункт "б" пункта 1 Постановления N 629 в целях осуществления деятельности по производству продукции, необходимой для обеспечения импортозамещения в условиях введенных ограничительных мер со стороны иностранных государств и международных организаций, закрепляет право предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в аренду без проведения торгов.
В силу пункта 3 Постановления N 629 земельные участки в целях осуществления деятельности, указанной в подпункте "б" пункта 1 Постановления N 629, могут предоставляться независимо от содержания документации по планировке территории (за исключением документации по планировке территории, предусматривающей размещение объектов федерального значения), документов территориального планирования (за исключением документов территориального планирования Российской Федерации), документов градостроительного зонирования, за исключением случаев, если осуществление указанной деятельности не допускается в границах определенных зон, земель и территорий в соответствии с их режимом.
Пунктом 4 Постановления N 629 предусмотрена возможность изменения документации по планировке территории и документов градостроительного зонирования в части приведения их в соответствие с целями предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в течение 6 месяцев со дня его предоставления, в случае если предоставление такого земельного участка в силу пункта 3 Постановления N 629 не соответствует утвержденной для соответствующей территории документации по планировке территории и документам градостроительного зонирования.
В свою очередь, при предоставлении земельных участков на основании подпункта "б" пункта 1 Постановления N 629 не учитываются виды разрешенного использования, указанные в градостроительном регламенте для соответствующей территориальной зоны. Вместе с тем положения пункта 3 Постановления N 629 применяются с учетом особенностей правового режима земельных участков в связи с их отнесением к определенным категориям земель, территориям, зонам.
В силу подпункта 8 пункта 1 статьи 1 ЗК РФ одним из принципов земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
Земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, выделяются под определенные цели и такое выделение осуществляется в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации; по смыслу статей 1 и 7 ЗК РФ земельные участки должны использоваться по их целевому назначению и принадлежности к той или иной категории и разрешенному использованию; при этом сведения о разрешенном использовании земельного участка являются одной из его уникальных характеристик; согласно пункту 1 статьи 7, абзацам 1, 2 статьи 42 ЗК РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель.
Вопреки доводам заявителя жалобы, положения пункта 3 Постановления N 629, в указанной части не противоречат земельному и градостроительному законодательству, не вводят специальных норм относительно имеющихся, за исключением изменения порядка предоставления таких земельных участков (без проведения торгов) и сокращенных сроков их предоставления, поскольку постановление разработано в целях защиты национальных интересов Российской Федерации в связи с недружественными действиями иностранных государств и международных организаций и определяет механизмы, упрощающие установленные законодательством Российской Федерации процедуры предоставления земельных участков, находящихся в государственной, муниципальной или федеральной собственности, без проведения торгов, и льготный размер арендной платы за земельные участки, находящиеся в федеральной собственности.
Подтверждением указанному является оговорка в пункте 3 Постановления N 629, где в конце абзаца указано: "за исключением случаев, если осуществление указанной деятельности не допускается в границах определенных зон, земель и территорий в соответствии с их режимом".
Судами установлено, что испрашиваемый земельный участок Общество просит сформировать в пределах территориальной зоны застройки среднеэтажными домами (от 5 до 8 этажей, включая мансардный (Ж-3), в границах элемента планировочной структуры (квартала), застроенного многоквартирными жилыми домами (территориальная зона Ж-3) по Карте правового зонирования действующих Правил застройки и землепользования в городе Самаре, утвержденных Постановлением Самарской Городской Думы от 26.04.2001 N 61, что подтверждается представленной в материалы дела выкопировкой из Информационной системы обеспечения градостроительной деятельности городского округа Самара, представляющей собой систематизированный свод документированных сведений о развитии территорий, об их застройке, о земельных участках, об объектах капитального строительства и иных необходимых для осуществления градостроительной деятельности сведений, где ни в основных, ни в условно разрешенных, ни во вспомогательных видах разрешенного использования указанной зоны недопустимо осуществлять любой вид производственной деятельности, т.е. размещать объекты производственного назначения.
При этом, как следует из статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ), правила землепользования и застройки являются документом градостроительного зонирования, в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений. Под градостроительным зонированием понимается зонирование территорий в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов, а под территориальными зонами - зоны, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты.
В силу единства норм части 3 статьи 9 и пункта 2 части 1 статьи 18 ГрК РФ, генеральный план как документ территориального планирования является обязательным для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решения, в том числе при разработке правил землепользования и застройки.
При подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются с учетом функциональных зон и параметров их планируемого развития, определенных генеральным планом (пункт 2 части 1 статьи 34 ГрК РФ).
Из системного толкования положений пунктов 2, 5 - 8 статьи 1, пункта 1 части 2 статьи 33 ГрК РФ следует, что установление территориальных зон конкретизирует положения документов территориального планирования в целях установления правового режима использования земельных участков, не изменяя при этом параметры планируемого развития территорий, предусмотренных для соответствующей функциональной зоны.
Таким образом, суды пришли к правильному выводу о том, что оспариваемый отказ в части невозможности предоставления участка в территориальной зоне Ж-3 в целях осуществления деятельности по производству безалкогольных напитков, не противоречит пункту 3 Постановления N 629, поскольку осуществление указанной деятельности не допускается в границах зоны Ж-3 в соответствии с его режимом.
Кроме этого, отказывая в удовлетворении заявления Общества, суды указали, что согласно пункту 1 Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2018 N 222 (далее - Правила) санитарно-защитные зоны устанавливаются как в отношении планируемых к строительству и реконструируемых, так и в отношении действующих объектов капитального строительства, являющихся источниками химического, физического, биологического воздействия на среду обитания человека.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 5 Правил N 222 в границах санитарно-защитной зоны не допускается использования земельных участков в целях размещения жилой застройки, объектов образовательного и медицинского назначения, спортивных сооружений открытого типа, организаций отдыха детей и их оздоровления, зон рекреационного назначения и для ведения садоводства. Главой VII СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий сооружений и иных объектов", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 25.09.2007 N 74, установлены ориентировочные размеры санитарно-защитных зон. Согласно Карте градостроительного зонирования Правил землепользования и застройки городского округа Самара, утвержденных постановлением Самарской Городской Думы от 26.04.2001 N 61 установлены санитарно-защитные зоны в отношении планируемых к строительству объектов капитального строительства являющихся источниками химического, физического, биологического воздействия на среду обитания человека.
Исходя из вышеизложенного, правомерны выводы о том, что в границах санитарно-защитной зоны не допускается использование земельных участков в целях размещения жилой застройки, объектов образовательного и медицинского назначения, спортивных сооружений открытого типа, организаций отдыха детей и их оздоровления, зон рекреационного назначения и для ведения садоводства.
Суды оценили представленное в дело заключение кадастрового инженера от 10.10.2023 о возможности использования земельного участка для производства безалкогольных напитков и правомерно не приняли его в качестве достаточного и достоверного доказательства, учитывая его подготовку во внесудебном порядке, в отсутствие сведений о квалификации кадастрового инженера, которые позволяли бы оценить на предмет допустимости представленных сведений; кроме этого, исходили из того, что данное заключение не является заключением эксперта, не содержит подписки о предупреждении об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения.
Основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, является наличие одновременно двух условий: их несоответствия закону или иному нормативному правовому акту и нарушения прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 1 статьи 198, часть 4 статьи 200 и часть 3 статьи 201 АПК РФ).
Из статей 198, 200, 201 АПК РФ следует, что для признания оспариваемых ненормативных правовых актов недействительными, решений и действий (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий - несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение ими прав и охраняемых законом интересов субъектов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Исходя из правил распределения бремени доказывания, установленных статьями 65, 198, 200 АПК РФ, обязанность доказывания факта нарушения своих прав и законных интересов, наличие оснований для получения земельного участка без торгов в соответствии со статьей 39.6 ЗК РФ, возлагается на заявителя, но им не доказан.
В то же время Департаментом опровергнуты приведенные в заявлении и в кассационной жалобе доводы о том, что оспариваемый отказ в предварительном согласовании предоставления в аренду земельного участка не соответствует Постановлению N 629, нарушает права и охраняемые законом интересы заявителя, претендующего на предоставление земельного участка в целях, указанных в названном нормативном акте.
Таким образом, суды оценили законность отказа уполномоченного органа в предоставлении земельного участка в аренду без проведения торгов в целях осуществления деятельности по производству импортозамещающей продукции, и, с учетом обстоятельств настоящего спора правомерно признали, что оспариваемый отказ соответствует закону и не нарушает права и законные интересы Общества, в связи с чем отказали в защите принадлежащего ему права.
Как следует из содержания кассационной жалобы, доводы Общества основаны на несогласии с состоявшимися судебными актами, направлены на переоценку установленных обстоятельств и представленных доказательств, что не входит в полномочия суда кассационной инстанции. При вынесении обжалуемых судебных актов, суды первой и апелляционной инстанции всесторонне, полно и объективно исследовали материалы дела, дали им надлежащую оценку и правильно применили нормы права.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены решения и постановления, не допущено.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 07.12.2023 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.03.2024 по делу N А55-19771/2023 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные статьями 291.1., 291.2. Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Ф.В. Хайруллина |
Судьи |
И.Р. Нагимуллин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Суд оставил без изменения решение о законности отказа в предварительном согласовании аренды земельного участка, указав на несоответствие запрашиваемого использования земельного участка разрешённым видам в жилой зоне. Суд подтвердил, что отказ не нарушает права заявителя, так как деятельность по производству не допускается в данной территориальной зоне.
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 16 августа 2024 г. N Ф06-5178/24 по делу N А55-19771/2023