г. Казань |
|
25 сентября 2024 г. |
Дело N А55-35980/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 сентября 2024 года.
Полный текст постановления изготовлен 25 сентября 2024 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Хисамова А.Х.,
судей Бубновой Е.Н., Махмутовой Г.Н.,
при осуществлении видеозаписи и ведении протокола судебного заседания помощником судьи Исмагиловой Д.А.
при участии в судебном заседании посредством системы веб-конференции представителя публичного акционерного общества "Т Плюс" - Столяровой А.А. (доверенность от 19.01.2024), в отсутствие иных лиц участвующих в деле и их представителей, рассмотрел в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации городского округа Тольятти
на решение Арбитражного суда Самарской области от 22.04.2024 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.06.2024
по делу N А55-35980/2023
по исковому заявлению публичного акционерного общества "Т Плюс" (ИНН 6315376946, ОГРН 1056315070350) к администрации городского округа Тольятти (ИНН 6320001741, ОГРН 1036301078054) о взыскании денежных средств,
УСТАНОВИЛ:
публичное акционерное общество "Т Плюс" (далее - ПАО "Т Плюс", истец) обратилось в арбитражный суд с исковыми требованиями к Администрации городского округа Тольятти (далее - Администрация, ответчик) о взыскании задолженности за поставленную в январе 2022 года - июле 2023 года тепловую энергию в сумме 13 542 руб. 51 коп.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 22.04.2024, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.06.2024, исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с принятыми судебными актами, Администрация обратилась в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требования истца. В связи с невозможностью обеспечить явку представителя в судебное заседание Администрация ходатайствовала о рассмотрении жалобы в отсутствие своего представителя.
По мнению заявителя жалобы, судами не учтено, что ответчик не является потребителем тепловой энергии, договорные отношения в отношении спорных объектов с истцом отсутствуют. Квартира по адресу: г. Тольятти, ул. Победы, д. 9, к. 4, постановлением Администрации от 23.11.2022 отнесена к специализированным жилым помещениям муниципального жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и на основании распоряжения от 23.12.2022 N 9985-р/5 предоставлена Мирау М.П.; квартира по адресу: г. Тольятти, ул. Ленинградская, д. 23, к. 324, в реестре муниципальной собственности г.о. Тольятти не значится, в период с 01.08.2005 по 02.02.2023 в квартире был зарегистрирован Горбатенко Е.А.
ПАО "Т Плюс" в отзыве на кассационную жалобу указывает законность и обоснованность обжалуемых судебных актов и отсутствие оснований для их отмены.
Определением Арбитражного суда Поволжского округа от 24.07.2024 кассационная жалоба Администрации принята к производству суда, судебное разбирательство по делу назначено на 24.09.2024 на 11 часов 40 минут.
23 сентября 2024 года от ПАО "Т Плюс" в суд округа поступило ходатайство об участии в судебном заседании путем использования системы веб-конференции, удовлетворенное в электронном виде 23.09.2024 в порядке, предусмотренном статьей 153.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Представитель ПАО "Т Плюс", принимающая участие в рассмотрении дела посредством веб-конференции, просила обжалуемые судебные акты оставить без изменения.
Иные лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о дате, времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на сайте Арбитражного суда Поволжского округа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", явку своих представителей в суд округа не обеспечили, что в соответствии с частью 3 статьи 284 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения кассационной жалобы в их отсутствие.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, отзыва на нее, заслушав объяснения лица, участвующего в судебном заседании, проверив в порядке статей 274, 285, 286, 287 АПК РФ правильность применения судами норм материального и процессуального права при принятии обжалуемых судебных актов, а также соответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, исходя из доводов заявителя кассационной жалобы, суд округа приходит к следующему.
Как следует из материалов дела и установлено судами, в адрес Администрации (потребитель) направлена оферта контракта теплоснабжения (снабжение тепловой энергией в горячей воде и теплоносителем) N ТЭ1810-06819, по которому теплоснабжающая организация обязуется подавать потребителю через присоединенную сеть тепловую энергию в горячей воде (мощность) и (или) теплоноситель, а потребитель - принимать и оплачивать тепловую энергию, а также соблюдать предусмотренный контрактом режим потребления.
Согласно пункту 2.3 контракта оплата за фактически потребленные тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель производится до 10 числа месяца, следующего за расчетным.
Администрация контракт не подписала.
В январе 2022 года - июле 2023 года ПАО "Т Плюс" поставило энергетические ресурсы в жилые помещения по адресу: г. Тольятти, ул. Ленинградская, д. 23, к. 324; ул. Победы, д. 9, к. 4; ул. Карбышева, д. 3, к. 215, и выставило Администрации к оплате пакет расчетно-платежных документов.
Поскольку Администрация оплату энергетических ресурсов не произвела, ПАО "Т Плюс" направило в адрес ответчика претензию от 28.08.2023 N К-711-18536380-П с просьбой погасить задолженность в добровольном порядке.
Администрация претензию не исполнила, что послужило основанием для обращения ПАО "Т Плюс" в арбитражный суд в рамках настоящего дела.
Разрешая исковые требования, суды первой и апелляционной инстанции руководствуясь статьей 125, 210, 309, 310, 434, 438, 539-548 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), частью 2 статьи 36, статьей 92, 100, 153, 154, 157 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), Федеральным законом Российской Федерации от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении", Федеральным законом Российской Федерации от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), пришли к выводу об удовлетворении исковых требований в заявленном размере.
Суд округа с выводами судов первой и апелляционной инстанций и их правовым обоснованием соглашается.
Согласно пункту 1 статьи 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
В соответствии со статьей 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Применительно к установленным обстоятельствам по делу, суды первой и апелляционной инстанций, руководствуясь пунктом 2 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.05.1997 N 14 "Обзор практики разрешения споров, связанных с заключением, изменением и расторжением договоров", пришли к выводу о наличии договорных правоотношений сторон.
Факт поставки тепловой энергии в принадлежащие ответчику помещения судами установлен, ответчиком не опровергнут.
В соответствие со статьей 210 ГК РФ, статьей 30 ЖК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества.
Согласно пункту 2 статьи 125 ГК РФ от имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде, органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
В соответствии с пунктом 5 части 2, части 3 статьи 153 ЖК РФ обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника помещения с момента возникновения права собственности на такое помещение с учетом правила, установленного частью 3 статьи 169 ЖК РФ. Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у нанимателя жилого помещения по договору социального найма с момента заключения такого договора (часть 2 статьи 153 ЖК РФ).
Как следует из положений частей 7.5, 8 статьи 155 ЖК РФ (действующей с 03.04.2018) в случаях, предусмотренных статьей 157.2 ЖК РФ, плата за коммунальные услуги вносится собственниками помещений в многоквартирном жилом доме (МКД) и нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме соответствующей ресурсоснабжающей организации. Собственники помещений в МКД, осуществляющие непосредственное управление таким домом, вносят плату за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности.
При этом раздел IV "Специализированный жилищный фонд" ЖК РФ определяет виды жилых помещений специализированного жилищного фонда, их назначение, а также основания предоставления специализированных жилых помещений.
Специализированный жилищный фонд - совокупность предназначенных для проживания отдельных категорий граждан и предоставляемых по правилам раздела IV ЖК РФ жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов (пункт 2 части 3 статьи 19 ЖК РФ).
В силу пункта 8 части 1 и части 3 статьи 92 ЖК РФ к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся, в том числе, жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Специализированные жилые помещения не подлежат отчуждению, передаче в аренду, внаем, за исключением передачи таких помещений по договорам найма, предусмотренным настоящим разделом.
Порядок и требования отнесения жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов к специализированному жилищному фонду установлены Правилами отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду, а также типовых договоров найма специализированных жилых помещений, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 26.01.2006 N 42 (далее - Правила N 42).
Положением пункта 3 Правил N 42 предусмотрено, что отнесение жилых помещений к специализированному жилищному фонду не допускается, если жилые помещения заняты по договорам социального найма, найма жилого помещения, находящегося в государственной или муниципальной собственности жилищного фонда коммерческого использования, аренды, а также, если имеют обременения прав на это имущество. Договоры социального найма жилых помещений государственного и муниципального фондов и договор найма специализированного жилищного фонда различны по своей правовой природе, основаниям возникновения и основаниям прекращения.
При этом части 1 и 3 статьи 100 ЖК РФ предусматривают, что по договору найма специализированного жилого помещения собственник такого помещения (действующий от его имени уполномоченный орган государственной власти или уполномоченный орган местного самоуправления) или уполномоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать нанимателю жилое помещение за плату во владение и пользование для временного проживания в нем.
В договоре найма указываются предмет договора, права и обязанности сторон по пользованию специализированным жилым помещением.
В системной взаимосвязи вышеназванных норм права прямые договорные отношения на предоставление коммунальной услуги ресурсоснабжающей организацией с нанимателями специализированного жилищного фонда законодательством не предусмотрены.
В свою очередь пунктом 11 Правил N 354 установлено, что условия предоставления коммунальных услуг нанимателю определяются в договоре найма, в том числе договоре социального найма, договоре найма специализированного жилого помещения, договоре найма жилого помещения, находящегося в частной собственности, - для нанимателя жилого помещения по такому договору.
Согласно пункту 12 Правил N 354 собственник жилого помещения, выступающий наймодателем жилого помещения, в целях обеспечения предоставления нанимателям коммунальных услуг того вида, предоставление которых возможно с учетом степени благоустройства жилого помещения, заключает с исполнителем договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, из числа договоров, указанных в пунктах 9 и 10 настоящих Правил; в частности, договоров электроснабжения, газоснабжения, отопления и т.д.
Таким образом, в рассматриваемом случае лицо, уполномоченное на распоряжение спорным жилым помещением специализированного жилищного фонда, которому наниматель оплачивает потребленные им коммунальные ресурсы, в отношениях с ПАО "Т Плюс" является покупателем, то есть лицом, обязанным оплатить тепловые ресурсы, поставленные в данное помещение.
С учетом изложенного обязанность по оплате тепловой энергии, потребленной нанимателем в заявленном периоде, лежит именно на Администрации, как уполномоченном в силу закона лице на распоряжение указанным жилым помещением, и которой наниматель, в свою очередь, оплачивает потребленные им коммунальные ресурсы/услуги.
Доказательств изменения правового режима спорных помещений и их использования на иных условиях, предполагающих возложение на иных лиц обязанности по оплате поставленных истцом энергетических ресурсов, Администрация в ходе рассмотрения настоящего дела в материалы дела в нарушении положения статьи 65 АПК РФ не представила.
Таким образом, доводы, приведенные в кассационной жалобе, не подтверждают существенных нарушений норм материального и процессуального права, повлиявших на исход дела, и не являются достаточным основанием для пересмотра судебных актов в кассационном порядке.
Кроме того доводы кассационной жалобы были предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанции, им дана надлежащая правовая оценка и по существу выражают несогласие с результатами оценки доказательств, направлены на их переоценку и установление иных фактических обстоятельств, что невозможно в суде кассационной инстанции в силу его полномочий, определенных в главе 35 АПК РФ.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы суд округа приходит к выводу о том, что обжалуемые судебные акты основаны на полном и всестороннем исследовании имеющихся в деле доказательств, приняты с соблюдением норм материального и процессуального права и на основании пункта 1 части 1 статьи 287 АПК РФ подлежат оставлению без изменения.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 22.04.2024 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.06.2024 по делу N А55-35980/2023 оставить без изменения, кассационную жалобу администрации городского округа Тольятти - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
А.Х. Хисамов |
Судьи |
Е.Н. Бубнова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Суд подтвердил законность взыскания задолженности за поставленную тепловую энергию, указав на наличие договорных отношений между сторонами. Администрация, не подписавшая контракт, обязана оплачивать услуги, так как является уполномоченным на распоряжение специализированным жилым фондом. Кассационная жалоба администрации отклонена, судебные акты первой и апелляционной инстанций оставлены без изменения.
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 25 сентября 2024 г. N Ф06-6840/24 по делу N А55-35980/2023