г.Самара |
|
17 июня 2024 г. |
Дело N А55-35980/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 июня 2024 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 17 июня 2024 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Некрасовой Е.Н., судей Николаевой С.Ю., Сорокиной О.П.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Сычевой К.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 10.06.2024 в помещении суда апелляционную жалобу Администрации городского округа Тольятти на решение Арбитражного суда Самарской области от 22.04.2024 по делу N А55-35980/2023 (судья Коршикова О.В.), возбужденному по исковому заявлению публичного акционерного общества "Т Плюс" (ИНН 6315376946, ОГРН 1056315070350), г.Самара, к Администрации городского округа Тольятти (ИНН 6320001741, ОГРН 1036301078054), г.Тольятти Самарской области,
о взыскании денежных средств,
в судебном заседании приняли участие:
от ПАО "Т Плюс" - Захаров И.С. (доверенность от 11.09.2023),
от Администрации г.о.Тольятти - не явился, извещена,
УСТАНОВИЛ:
публичное акционерное общество "Т Плюс" (далее - ПАО "Т Плюс") обратилось в Арбитражный суд Самарской области с исковым заявлением о взыскании с Администрации городского округа Тольятти (далее - Администрация) задолженности по оплате поставленной в январе 2022 года - июле 2023 года тепловой энергии в сумме 13 542 руб. 51 коп.
Решением от 22.04.2024 по делу N А55-35980/2023 Арбитражный суд Самарской области исковые требования удовлетворил.
Администрация в апелляционной жалобе просила отменить решение суда первой инстанции как незаконное и необоснованное.
ПАО "Т Плюс" апелляционную жалобу отклонило по мотивам, изложенным в отзыве на нее.
В судебном заседании представитель ПАО "Т Плюс" апелляционную жалобу отклонил, просил оставить обжалуемый судебный акт без изменения.
На основании ст.156 и 266 АПК РФ дело рассматривается в отсутствие представителя Администрации, надлежащим образом извещенной о времени и месте проведения судебного заседания.
Рассмотрев материалы дела в порядке апелляционного производства, проверив доводы, приведенные в апелляционной жалобе и отзыве, заслушав представителя ПАО "Т Плюс" в судебном заседании, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
В обоснование исковых требований ПАО "Т Плюс" сослалось на то, что в адрес Администрации (потребитель) направлена оферта контракта теплоснабжения (снабжение тепловой энергией в горячей воде и теплоносителем) N ТЭ1810-06819, по которому теплоснабжающая организация обязуется подавать потребителю через присоединенную сеть тепловую энергию в горячей воде (мощность) и (или) теплоноситель, а потребитель - принимать и оплачивать тепловую энергию, а также соблюдать предусмотренный контрактом режим потребления.
Согласно п.2.3 контракта оплата за фактически потребленные тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель производится до 10 числа месяца, следующего за расчетным.
Администрация контракт не подписала.
В январе 2022 года - июле 2023 года ПАО "Т Плюс" поставило энергетические ресурсы в жилые помещения по адресу: г.Тольятти, ул.Ленинградская, д.23, к.324; ул.Победы, д.9, к.4; ул.Карбышева, д.3, к.215, и выставило Администрации к оплате пакет расчетно-платежных документов.
Поскольку Администрация оплату энергетических ресурсов не произвела, ПАО "Т Плюс" направило ей претензию от 28.08.2023 N К-711-18536380-П с просьбой погасить задолженность в добровольном порядке.
Администрация претензию не исполнила, что послужило основанием для обращения ПАО "Т Плюс" с исковым заявлением в арбитражный суд.
При принятии обжалуемого судебного акта суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
В соответствии со ст.160, п.3 ст.434, п.3 ст.438 ГК РФ, п.58 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6, Пленума ВАС РФ N 8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" совершение лицом, получившим оферту, в срок, установленный для ее акцепта, действий по выполнению указанных в ней условий договора (отгрузка товаров, предоставление услуг, выполнение работ, уплата соответствующей суммы и т.п.) считается акцептом, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или не указано в оферте. Для признания соответствующих действий адресата оферты акцептом ГК РФ не требует выполнения условий оферты в полном объеме. В этих целях для квалификации указанных действий в качестве акцепта достаточно, чтобы лицо, получившее оферту (в том числе проект договора), приступило к ее исполнению на условиях, указанных в оферте и в установленный для ее акцепта срок.
Согласно п.2 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 05.05.1997 N 14 "Обзор практики разрешения споров, связанных с заключением, изменением и расторжением договоров" фактическое пользование потребителем услугами обязанной стороны следует считать в соответствии с п.3 ст.438 ГК РФ как акцепт абонентом оферты, предложенной стороной, оказывающей услуги, поэтому данные отношения должны рассматриваться как договорные.
В силу ст.ст.309 и 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства, требованиями закона, иных правовых актов. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются.
Согласно п.1 ст.539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
В соответствии со ст.544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Правила, предусмотренные ст.539-547 ГК РФ, применяются к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, если иное не установлено законом или иными правовыми актами (ст.548 ГК РФ).
Ч.1 ст.157 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) предусмотрено, что размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Факт поставки и объем тепловой энергии Администрацией не опровергнуты.
В соответствии с ч.2 ст.36 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме владеют, пользуются и в установленных этим кодексом и гражданским законодательством пределах распоряжаются общим имуществом в многоквартирном доме.
Плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом (ч.1 ст.155 ЖК РФ).
Обязанность собственников жилья по внесению платы за жилое помещение, содержание общего имущества, коммунальные услуги закреплена в ст.153, 158 ЖК РФ, п.28 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме (утв.Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491).
До заселения жилых помещений муниципального жилищного фонда в установленном порядке расходы на содержание жилых помещений и коммунальные услуги несут органы местного самоуправления или управомоченные ими лица (ч.3 ст.153 ЖК РФ).
В силу положений ч.2, 4 ст.154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственников помещения в многоквартирном доме включает в себя: плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме; плату за коммунальные услуги. Плата за коммунальные услуги включает в себя, в том числе плату за тепловую энергию.
В соответствии со ст.210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Согласно п.2 ст.125 ГК РФ от имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде, органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
По расчету ПАО "Т Плюс" (т.1, л.д.34-36) общая сумма задолженности составляет 13 542 руб. 51 коп., в том числе:
- 4 681 руб. 86 коп. - ул.Ленинградская, д.23, к.324, помещение площадью 25,2 кв.м (февраль-июль 2023 года),
- 2 120 руб. 53 коп. - ул.Победы, д.9, к.4, помещение площадью 45,4 кв.м (ноябрь 2022 года - апрель 2023 года),
- 6 740 руб. 12 коп. - ул.Карбышева, д.3, к.215, помещение площадью 17,2 кв.м (январь 2022 года - апрель 2023 года).
Возражая против удовлетворения исковых требований, Администрация указала на то, что квартира по адресу: г.Тольятти, ул.Победы, д.9, к.4, постановлением Администрации от 23.11.2022 отнесена к специализированным жилым помещениям муниципального жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и на основании распоряжения от 23.12.2022 N 9985-р/5 предоставлена Мирау М.П.; квартира по адресу: г.Тольятти, ул.Ленинградская, д.23, к.324, в реестре муниципальной собственности г.о.Тольятти не значится, в период с 01.08.2005 по 02.02.2023 в квартире был зарегистрирован Горбатенко Е.А.
Данные доводы Администрации являются несостоятельными.
Так, из писем Администрации от 15.02.2023 N Гр-571/5.2 и от 12.04.2023 N 1808/5.2 следует, что договор социального найма жилого помещения по адресу: г.Тольятти, ул.Ленинградская, д.23, к.324, заключенный с Горбатенко Е.А., расторгнут со 02.02.2023, задолженность по оплате найма у нанимателя отсутствует; с указанной даты жилое помещение временно находится без нанимателя. Из изложенного следует, что лицом, уполномоченным на распоряжение этим жилым помещением, является Администрация, соответственно, она обязана оплачивать поставленные в помещение тепловые ресурсы.
Раздел IV "Специализированный жилищный фонд" ЖК РФ определяет виды жилых помещений специализированного жилищного фонда, их назначение, а также основания предоставления специализированных жилых помещений.
Под специализированным жилищным фондом понимается совокупность предназначенных для проживания отдельных категорий граждан и предоставляемых по правилам раздела IV ЖК РФ жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов (п.2 ч.3 ст.19 ЖК РФ).
В силу п.8 ч.1 и ч.3 ст.92 ЖК РФ к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся, в том числе, жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Специализированные жилые помещения не подлежат отчуждению, передаче в аренду, внаем, за исключением передачи таких помещений по договорам найма, предусмотренным настоящим разделом.
Порядок и требования отнесения жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов к специализированному жилищному фонду установлены Правилами отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду, а также типовых договоров найма специализированных жилых помещений (утв.Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.01.2006 N 42; далее - Правила N 42).
П.3 Правил N 42 предусмотрено, что отнесение жилых помещений к специализированному жилищному фонду не допускается, если жилые помещения заняты по договорам социального найма, найма жилого помещения, находящегося в государственной или муниципальной собственности жилищного фонда коммерческого использования, аренды, а также, если имеют обременения прав на это имущество. Договоры социального найма жилых помещений государственного и муниципального фондов и договор найма специализированного жилищного фонда различны по своей правовой природе, основаниям возникновения и основаниям прекращения.
Ч.1 и 3 ст.100 ЖК РФ определяют, что по договору найма специализированного жилого помещения собственник такого помещения (действующий от его имени уполномоченный орган государственной власти или уполномоченный орган местного самоуправления) или уполномоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать нанимателю жилое помещение за плату во владение и пользование для временного проживания в нем.
В договоре найма указываются предмет договора, права и обязанности сторон по пользованию специализированным жилым помещением.
В системной взаимосвязи вышеназванных норм права прямые договорные отношения на предоставление коммунальной услуги ресурсоснабжающей организацией с нанимателями специализированного жилищного фонда законодательством не предусмотрены.
П.11 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (утв.Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354; далее - Правила N 354) установлено, что условия предоставления коммунальных услуг нанимателю определяются в договоре найма, в том числе договоре социального найма, договоре найма специализированного жилого помещения, договоре найма жилого помещения, находящегося в частной собственности, - для нанимателя жилого помещения по такому договору.
Согласно п.12 Правил N 354 собственник жилого помещения, выступающий наймодателем жилого помещения, в целях обеспечения предоставления нанимателям коммунальных услуг того вида, предоставление которых возможно с учетом степени благоустройства жилого помещения, заключает с исполнителем договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, из числа договоров, указанных в п.9 и 10 данных Правил; в частности, договоров электроснабжения, газоснабжения, отопления и т.д.
По условиям заключенного Администрацией (наймодатель) и Мирау М.П. (наниматель) договора найма жилого помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, от 26.12.2022, наниматель обязан своевременно вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги, которая возникает у него с момента заключения договора (пп.6 п.8); наймодатель, в свою очередь, обязан обеспечивать предоставление нанимателю коммунальных услуг, а также вправе требовать своевременного внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги (пп.1 п.14, пп.7 п.15).
Таким образом, в рассматриваемом случае лицо, уполномоченное на распоряжение спорным жилым помещением специализированного жилищного фонда, которому наниматель оплачивает потребленные им коммунальные ресурсы, в отношениях с ПАО "Т Плюс" является покупателем, то есть лицом, обязанным оплатить тепловые ресурсы, поставленные в данное помещение.
С учетом изложенного обязанность по оплате тепловой энергии, потребленной нанимателем в заявленном периоде, лежит именно на Администрации, как уполномоченном в силу закона лице на распоряжение указанным жилым помещением, и которой наниматель, в свою очередь, оплачивает потребленные им коммунальные ресурсы/услуги.
Данный вывод суда подтверждается арбитражной судебной практикой (в частности, постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 05.12.2023 по делу N А12-29333/2022).
Довод Администрации, со ссылкой на положения Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ), Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ), о том, что контракт теплоснабжения (снабжение тепловой энергией в горячей воде и теплоносителем) N ТЭ1810-06819 не заключен, а поставка товаров (выполнение работ, оказание услуг) в целях удовлетворения государственных или муниципальных нужд в отсутствие государственного или муниципального контракта не порождает у исполнителя права требовать оплаты соответствующего предоставления, - подлежит отклонению.
Согласно п.2 ст.72 БК РФ государственные (муниципальные) контракты заключаются в соответствии с планом-графиком закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд, сформированным и утвержденным в установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд порядке, и оплачиваются в пределах лимитов бюджетных обязательств
БК РФ установлен принцип эффективности использования бюджетных средств, который заключается в том, что участники бюджетного процесса при составлении и исполнении бюджетов должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств в рамках установленных им бюджетных полномочий.
Таким образом, Закон N 44-ФЗ регулирует отношения, связанные с расходованием бюджетных средств, при заключении заказчиками соответствующих гражданско-правовых договоров (контрактов) в соответствии с доведенным до государственного или муниципального заказчика объемом прав в денежном выражении на принятие и (или) исполнение обязательств в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.
В соответствии со ст.6 Закона N 44-ФЗ контрактная система в сфере закупок основывается, в том числе на принципах открытости, обеспечения конкуренции, стимулирования инноваций, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.
Учитывая изложенное, положения Закона N 44-ФЗ предусматривают приоритет обеспечения государственных и муниципальных нужд путем закупок товаров, работ, услуг с учетом установленных принципов и достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств и (или) достижения наилучшего результата в рамках определенного бюджетом объема средств.
Вместе с тем, положения Закона N 190-ФЗ имеют специальный характер по отношению к Закону N 44-ФЗ, поскольку последний устанавливает общие особенности участия органов государственной власти и местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений и предприятий в гражданско-правовых отношениях именно в целях повышения эффективности осуществления закупок, обеспечения гласности и прозрачности размещения заказов, добросовестной конкуренции, предотвращения коррупции и других злоупотреблений. В Законе N 44-ФЗ не учитывается специфика отношений в сфере энергоснабжения, конкретные особенности исполнения договоров в данной сфере.
Данный вывод суда первой инстанции согласуется с правовой позицией Верховного Суда Российской Федерации, выраженной в Определениях от 23.03.2017 N 308-ЭС16-17315, от 18.05.2017 N 303-ЭС16-19977, от 30.01.2017 N 304-ЭС16-17144.
Исходя из п.8 ч.1 ст.93 Закона N 44-ФЗ, заказчиком может осуществляться закупка у единственного поставщика в случае оказания услуг по теплоснабжению.
Как указано в п.21 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утв.Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28.06.2017), не может быть отказано в удовлетворении иска об оплате поставки товаров, выполнения работ или оказания услуг в целях удовлетворения государственных или муниципальных нужд в отсутствие государственного или муниципального контракта или с превышением его максимальной цены в случаях, когда из закона следует, что поставка товаров, выполнение работ или оказание услуг являются обязательными для соответствующего исполнителя вне зависимости от его волеизъявления.
При таких обстоятельствах, учитывая, что факт поставки и объем тепловых ресурсов, а также задолженность по их оплате в сумме 13 542 руб. 51 коп. подтверждаются материалами дела и Администрацией не опровергнуты, доказательства погашения задолженности полностью или в части на дату рассмотрения настоящего спора не представлены, суд первой инстанции правомерно удовлетворил исковые требования в полном объеме.
Повторно проанализировав представленные в материалы дела доказательства, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что доводы, изложенные в апелляционной жалобе, по существу направлены на переоценку фактических обстоятельств и представленных доказательств, правильно установленных и оцененных судом первой инстанции, опровергаются материалами дела и не отвечают требованиям действующего законодательства.
Суд первой инстанции полно и всесторонне определил круг юридических фактов, подлежащих исследованию и доказыванию, которым дал обоснованную юридическую оценку, и сделал правильный вывод о применении в данном случае конкретных норм материального и процессуального права, а потому у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для изменения или отмены судебного акта.
Иных доводов, которые могли послужить основанием для отмены обжалуемого решения в соответствии со ст.270 АПК РФ, из апелляционной жалобы не усматривается.
Таким образом, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
В силу ст.333.37 НК РФ Администрация освобождена от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражном суде.
Руководствуясь статьями 110, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 22 апреля 2024 года по делу N А55-35980/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.Н. Некрасова |
Судьи |
С.Ю. Николаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-35980/2023
Истец: ПАО "Т Плюс"
Ответчик: Администрация городского округа Тольятти