В соответствии с частью 3 статьи 104 Конституции Российской Федерации в Правительстве Российской Федерации рассмотрен проект федерального закона "О внесении дополнения в статью 264 части второй Налогового кодекса Российской Федерации".
Указанным законопроектом предлагается внести дополнение в статью 264 Налогового кодекса Российской Федерации, включив расходы атомных станций в размере до 2 процентов от объема стоимости их товарной продукции в фактических ценах на финансирование мероприятий по социальной защите населения, проживающего в границах 30-километровой зоны вокруг действующих атомных станций, а также на финансирование развития социальной инфраструктуры этих территорий в состав прочих расходов на производство и (или) реализацию.
Статьей 252 Налогового кодекса Российской Федерации определено, что расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных статьей 265 Кодекса, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком. Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме. Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации. При этом, расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
Указанные в законопроекте затраты, направленные на финансирование мероприятий по социальной защите населения, а также на финансирование развития социальной инфраструктуры 30-километровой зоны вокруг действующих атомных станций, не могут быть отнесены к таким расходам.
Кроме того, данный законопроект фактически предполагает наличие возможности для отдельной категории налогоплательщиков уплачивать налог на прибыль в меньшем размере, чем остальные налогоплательщики, что по своей сути является налоговой льготой. Учитывая, что основным концептуальным подходом к налогообложению прибыли является выравнивание условий налогообложения организаций и отмена льгот, предлагаемый подход не может быть поддержан.
Следует отметить, что установление 30-километровой зоны вокруг действующих атомных станций противоречит нормам Федерального закона "Об использовании атомной энергии". Согласно статье 31 этого закона в целях защиты населения в районе размещения ядерной установки, радиационного источника или пункта хранения устанавливаются особые территории - санитарно-защитная зона и зона наблюдения. При этом размеры и границы санитарно-защитной зоны и зоны наблюдения определяются в проекте на основании характеристик безопасности объектов использования атомной энергии и согласовываются с органами государственного санитарно-эпидемиологического надзора.
Кроме того, понятие "стоимость товарной продукции" отсутствует в Налоговом кодексе Российской Федерации.
Необходимо также учитывать, что норма пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 15.10.92 N 763 "О мерах по социальной защите населения, проживающего на территориях, прилегающих к объектам атомной энергетики", принятая во исполнение Положения о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 1992 г. N 552, носила рекомендательный характер и была отменена в связи с введением в действие с 1 января 2002 г. главы 25 "Налог на прибыль организаций" Налогового кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного, проект федерального закона "О внесении дополнений в статью 264 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" Правительством Российской Федерации не поддерживается.
Заместитель Председателя |
А.Кудрин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Правительства РФ от 14 ноября 2002 г. N 6572П-П7 "Заключение по проекту федерального закона "О внесении дополнения в статью 264 части второй Налогового кодекса Российской Федерации", вносимому в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации Мурманской областной Думой"
Текст письма официально опубликован не был