Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров"
Проект федерального закона "О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров" (ранее с названием - "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О мерах по защите экономических интересов Российской Федерации при осуществлении внешней торговли товарами") разработан на основании пункта 56 Плана действий Правительства Российской Федерации в области социальной политики и модернизации экономики на 2000-2001 годы, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 июля 2000 г. N 1072-р (в ред. распоряжения Правительства Российской Федерации от 14 июля 2001 г. N 933-р), и пункта 22 Плана законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации на III и IV кварталы 2001 г., утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 2 августа 2001 г. N 1028-р.
Необходимость разработки самостоятельного законодательного акта, регламентирующего только порядок применения специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер, продиктована характером указанных мер, а также наличием в действующем Федеральном законе от 14 апреля 1998 г. N 63-ФЗ "О мерах по защите экономических интересов Российской Федерации при осуществлении внешней торговли товарами" ряда неточностей.
Как показала практика применения мер по защите экономических интересов Российской Федерации, имеющиеся неточности в действующем законодательстве не позволяют эффективно проводить в Российской Федерации экономическую политику, направленную на защиту отечественных товаропроизводителей.
При разработке законопроекта учитывались основные принципы и нормы ГАТТ/ВТО, в частности: статья VI ГАТТ, статья XVI ГАТТ, статья XIX ГАТТ, а также Соглашение ВТО о защитных мерах, Соглашение ВТО о применении статьи VI ГАТТ-94 и Соглашение ВТО по субсидиям и компенсационным мерам.
Законопроект устанавливает более четкий порядок введения специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер, используемых в целях защиты экономических интересов товаропроизводителей Российской Федерации, и направлен на совершенствование механизма применения таких мер. В законопроекте содержится норма о признании утратившими силу аналогичных положений действующего Федерального закона "О мерах по защите экономических интересов Российской Федерации при осуществлении внешней торговли товарами".
Предлагаемый законопроект позволит обеспечить Правительству Российской Федерации максимальную свободу действий при проведении соответствующих мероприятий по защите российского внутреннего рынка и в то же время привести российское законодательство в соответствие с нормами ВТО, что будет способствовать процессу присоединения России к этой международной организации.
В положениях законопроекта уточняются определения основных понятий в зависимости от принимаемой меры (специальные защитные, антидемпинговые, компенсационные), в частности: серьезный и материальный ущерб отрасли российской экономики, субсидия иностранного государства, компенсационные меры, аналогичный товар в контексте антидемпинговых и компенсационных мер.
Основное отличие законопроекта от действующего Федерального закона состоит в детализации особенностей порядка проведения расследований с целью установления наличия возросшего импорта и обусловленного этим серьезного ущерба отрасли российской экономики или угрозы причинения такого ущерба, а также демпингового импорта или импорта субсидируемого товара и наличия обусловленного этим материального ущерба отрасли российской экономики или угрозы причинения такого ущерба. При этом ряд норм законопроекта направлен на совершенствование механизма введения, применения, пересмотра и отмены специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер. Более подробно и доступно прописаны положения, определяющие порядок применения специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер в зависимости от их формы (в том числе временные пошлины, обязательства).
Законопроект принципиально уточняет цели расследований, а также наделяет федеральный орган исполнительной власти, ответственный за их проведение, полномочиями по представлению в Правительство Российской Федерации по результатам расследований не только предложений о применении специальных защитных, антидемпинговых или компенсационных мер, но и предложений об их введении, пересмотре и отмене. Одновременно особо очерчена роль и значимость решений Правительства Российской Федерации, принимаемых по результатам расследований.
Разработка данного законопроекта обусловлена накопленной в России практикой проведения соответствующих расследований, а также необходимостью приведения норм действующего законодательства Российской Федерации в соответствие с нормами Соглашения ВТО о защитных мерах, Соглашения ВТО о применении статьи VI ГАТТ-94 и Соглашения ВТО по субсидиям и компенсационным мерам.
Принятие предлагаемого законодательного акта позволит существенно повысить эффективность защиты отечественных товаропроизводителей и экономических интересов Российской Федерации и придаст большую устойчивость нормативной правовой базе в области внешнеэкономической государственной политики за счет ввода в законодательный акт норм, ранее существовавших лишь в нормативных правовых актах Правительства Российской Федерации.
Проект федерального закона "О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров" не требует для своей реализации дополнительных затрат из федерального бюджета.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.