Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О показе национальных фильмов и размещении социально значимой информации в телевизионном вещании"
В настоящее время крайне мала, даже на государственных телевизионных каналах, доля социально-ориентированных передач, главным замыслом которых стали бы воспитание в зрителях чувства ответственности перед обществом, доброго и уважительного уважения к людям, пропаганда общечеловеческих нравственных ценностей. Точно также телевидение не рассматривает в качестве своей задачи воспитание в гражданах патриотизм#, чувство# гордости за свою страну. Доля образовательных передач по истории и культуре России, передач, посвященных достижениям страны и прославлению ее героев, вообще патриотически ориентированных передач - ничтожна.
Кроме того, почти половина художественных фильмов, демонстрируемых на телеэкранах, - иностранного производства.
Как известно, особенно сильно телевидение и содержание его передач воздействуют на детей и подростков. Между тем детско-юношеская политика наших телеканалов вызывает особенно сильную тревогу. Доля отечественных художественных и мультипликационных фильмов для детей на экранах - меньше половины. Привычные и традиционные "Спокойной ночи, малыши" вытесняются зарубежными передачами. При этом импортная телепродукция зачастую полна сцен насилия воспитывает в детях и подростках презрение к общепринятой морали, неуважение к личности других, отказ от ограничений, налагаемых обществом. Недостаток на экранах отечественных фильмов и передач для детей оборачивается незнанием родного языка, истории и культуры страны, национальных традиций народов России. В результате складывается ситуация, когда быть русским, быть россиянином становится немодно. Традиционные национальные нормы общежития кажутся чуждыми и устаревшими. Дети вырастают "Иванами, не помнящими родства".
В сложившейся ситуации устранение государства и общества от влияния на СМИ ведет не к свободе СМИ, а к злоупотреблению этой свободой. Ибо политика общенациональных каналов строится, не исходя из социальной ответственности, а ради наживы и стремления любым способом повысить собственный рейтинг.
При этом в существующем законодательстве практически нет рычагов, способных изменить сложившуюся ситуацию. Примечательно, что Закон о рекламе вводит понятие "социальная реклама" и даже определяет специальную квоту в 5% эфирного времени (основной печатной площади) в год, предоставляемую под социальную рекламу. Хотя, по мнению специалистов, определение "социальная реклама" противоречит понятию реклама, т.к., согласно тексту закона, "не призвана формировать или поддерживать интерес к определенному лицу, товарам, идеям, начинаниям и способствовать их реализации, представляет интересы не определенных лиц, а общественные и государственные интересы, не преследует коммерческие цели. Поэтому то, что называется "социальной рекламой" правильней было бы назвать "социальной информацией" или "объявлением социальной направленности". (Ю.Вольдман "Комментарий к закону РФ "О рекламе") В законе же "О СМИ" понятие "социальная информация" никак не прописана. Не определены квоты для ее размещения. При выдаче лицензий на вещание, согласно приказу МПТР N 90 от 31.12.99 "необходимость поддержки значимых теле- и радиопроектов" является одним из 7 критериев выбора победителя участников конкурса на право вещания. Однако и в данном случае доля социально значимых проектов в общей сетке вещания никак не определяется, а само понятие "социальная значимость" не определяется.
В связи с вышеизложенным, сложившаяся ситуация настоятельно требует внести ряд изменений в действующее законодательство о СМИ с целью повысить социальную ответственность телевидения и усилить влияние на него общества и государства.
Проектом настоящего федерального закона устанавливаются, что при показе телевизионными вещателями, учрежденными в Российской Федерации, художественных, анимационных и телевизионных фильмов доля национальных фильмов должна составлять не менее 60 процентов.
Кроме того, телевизионные вещатели, в состав учредителей которых входят государственные органы и (или) органы местного самоуправления, а также телевизионные вещатели-получатели средств бюджетов соответствующего уровня бюджетной системы Российской Федерации обязаны предоставить не менее 20 процентов эфирного времени (времени вещания по кабельной сети) в год для размещения социально значимой информации. Иные телевизионные вещатели обязаны предоставить не менее 10 процентов эфирного времени (времени вещания по кабельной сети) для размещения данной информации.
Нарушение установленных требований влечет ответственность телевизионных вещателей вплоть до аннулирования лицензии.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием данного закона
В связи с принятием федерального закона "О размещении телевизионными вещателями социально значимой информации в телевизионном вещании" требуется дополнить часть первую статьи 32 Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 N 2124-1 "О средствах массовой информации" (в редакции Федеральных законов от 13.01.1995 N 6-ФЗ, от 06.06.1995 N 87-ФЗ, от 19.07.1995 N 114-ФЗ, от 27.12.1995 N 211-ФЗ, от 02.03.1998 N 30-ФЗ, от 20.06.2000 N 90-ФЗ, от 05.08.2000 N 110-ФЗ, от 04.08.2001 N 107-ФЗ, от 21.03.2002 N 31-ФЗ, от 25.07.2002 N 112-ФЗ, от 25.07.2002 N 116-ФЗ) новым основанием аннулирования лицензии.
Финансово-экономическое обоснование
проекта федерального закона "О показе национальных фильмов и размещении социально значимой информации в телевизионном вещании"
Принятие проекта федерального закона "О показе национальных фильмов и размещении социально значимой информации в телевизионном вещании" не потребует дополнительных затрат из средств федерального бюджета.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.