г. Казань |
|
31 октября 2024 г. |
Дело N А12-18187/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 октября 2024 года.
Полный текст постановления изготовлен 31 октября 2024 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Сибгатуллина Э.Т.,
судей Мосунова С.В., Хабибуллина Л.Ф.,
при ведении протокола судебного заседания до и после перерыва помощником судьи Фатиховой А.Ю. (протоколирование ведется с использованием системы видео-конференц-связи до перерыва и системы веб-конференции после перерыва, материальный носитель видеозаписи приобщается к протоколу)
при участии до перерыва с использованием системы видеоконференц-связи присутствующих в Арбитражном суде Волгоградской области представителей:
общества с ограниченной ответственностью "Волжские тепловые сети" - Бутова С.В., доверенность от 01.01.2024,
Контрольного управления администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области - Афанасьевой С.А., доверенность от 09.08.2024,
Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Волгоградской области в г. Волжский, Ленинском, Средне-Ахтубинском, Николаевском и Быковском районах - Гордеевой Г.Р., доверенность от 09.01.2024,
Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Волгоградской области - Гордеевой Г.Р., доверенность от 09.01.2024,
в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
при участии в судебном заседании после перерыва с использованием системы веб-конференции представителя:
Контрольного управления администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области - Афанасьевой С.А., доверенность от 14.03.2024,
в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием системы веб-конференции кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Волжские тепловые сети"
на постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.05.2024
по делу N А12-18187/2023
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Волжские тепловые сети" (ОГРН 1163443069140, ИНН 3435126290) к Контрольному управлению администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области (ОГРН 1223400000746, ИНН 3435142246), Территориальному отделу Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Волгоградской области в г. Волжский, Ленинском, Средне-Ахтубинском, Николаевском и Быковском районах об оспаривании ненормативных актов, заинтересованные лица: Степанова Е.М. (Волгоградская обл., г. Волжский), Копылова Т.А. (Волгоградская обл., г. Волжский), Копылов В.В. (Волгоградская обл., г. Волжский), Карпова Н.П. (Волгоградская обл., г. Волжский), Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Волгоградской области (ОГРН 1053444025920, ИНН 3444121098), общество с ограниченной ответственностью "Лукойл-Волгоградэнерго" (ОГРН 1093435000845, ИНН 3435098928),
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Волжские тепловые сети" (далее - ООО "ВТС", Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением о признании недействительным и отмене предписания Контрольного управления администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области (далее - Контрольное управление) от 01.06.2023 N 66-г/2023 (дело N А12-18197/2023).
Кроме того, ООО "ВТС" обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлениями к Территориальному отделу Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Волгоградской области в г. Волжский, Ленинском, Средне-Ахтубинском, Николаевском и Быковском районах (далее - Территориальный отдел Роспотребнадзора) о признании незаконными и отмене постановлений о назначении административного наказания от 28.09.2023 N 3140/44 (дело N А12-24963/2023), от 28.09.2023 N 3138/43 (дело N А12-24961/2023), от 28.09.2023 N 3145/42 (дело N А12-24964/2023).
Определениями Арбитражного суда Волгоградской области от 05.12.2023 и от 21.12.2023 дела N А12-18197/2023, А12-24963/2023, А12-24961/2023, А12-24964/2023 объединены в одно производство для совместного рассмотрения и объединенному делу присвоен номер А12-18187/2023.
К участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Степанова Е.М., Копылова Т.А., Копылов В.В., Карпова Н.П., Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Волгоградской области (далее - Управление Роспотребнадзора), общество с ограниченной ответственностью "Лукойл-Волгоградэнерго" (далее - ООО "Лукойл-Волгоградэнерго").
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 07.02.2024 заявление ООО "ВТС" удовлетворено.
Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.05.2024 решение Арбитражного суда Волгоградской области от 07.02.2024 отменено и по делу принят новый судебный акт, которым в удовлетворении заявленных Обществом требований отказано.
Не согласившись с постановлением апелляционного суда, ООО "ВТС" обратилось в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит его отменить и оставить в силе решение суда первой инстанции, ссылаясь на неправильное применение апелляционным судом норм материального права и нарушение норм процессуального права. По мнению подателя жалобы, им правомерно произведена корректировка платы за отопление в спорных многоквартирных домах, а выводы административного органа о том, что законодательством предусмотрена корректировка платы за отопление только при наличии общедомового прибора учета и его работоспособности, являются ошибочными. Доводы ООО "ВТС" подробно изложены в кассационной жалобе и поддержаны его представителем в судебных заседаниях.
Контрольное управление, Территориальный отдел и Управление Роспотребнадзора в отзывах на кассационную жалобу, а также их представители в судебных заседаниях доводы жалобы отклонили и просили оставить обжалуемое постановление апелляционного суда без изменения, считая его законным и обоснованным.
Степанова Е.М., Копылова Т.А., Копылов В.В., Карпова Н.П., ООО "ЛукойлВолгоградэнерго" надлежащим образом извещены о месте и времени судебного разбирательства, однако явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.
Первоначально рассмотрение кассационной жалобы было назначено на 11 часов 30 минут 27.08.2024. В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в судебном заседании 27.08.2024 был объявлен перерыв до 11 часов 00 минут 03.09.2024.
Определением Арбитражного суда Поволжского округа от 03.09.2024 в составе судей Сибгатуллина Э.Т., Хлебникова А.Д., Хабибуллина Л.Ф. в соответствии со статьей 158 АПК РФ рассмотрение кассационной жалобы ООО "ВТС" было отложено на 11 часов 45 минут 03.10.2024.
После отложения в составе суда, рассматривающем настоящее дело, на основании пункта 2 части 3 статьи 18 АПК РФ произведена замена судьи Хлебникова А.Д. на судью Мосунова С.В., вследствие чего рассмотрение дела начато сначала.
В соответствии со статьей 163 АПК РФ в судебном заседании 03.10.2024 был объявлен перерыв до 13 часов 30 минут 17.10.2024.
Судебные заседания 27.08.2024 и 03.10.2024 проведены согласно статье 153.1 АПК РФ путем использования системы видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Волгоградской области.
Судебные заседания 03.09.2024 и 17.10.2024 проведены путем использования системы веб-конференции в порядке статьи 153.2 АПК РФ.
Законность постановления Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.05.2024 проверена Арбитражным судом Поволжского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 АПК РФ.
Как видно из материалов дела, ООО "ВТС" является исполнителем коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению в многоквартирных домах N 54а и 56 по ул. Карбышева, N 35 по ул. Горького в г. Волжский Волгоградской области.
В связи с поступившими от граждан Степановой Е.М., Копыловой Т.А., Карповой Н.П. обращениями Контрольным управлением были проведены внеплановые документарные проверки ООО "ВТС" по вопросу соблюдения обязательных требований к определению размера платы за коммунальную услугу по отоплению, в том числе в части проведения корректировки платы потребителям, проживающим в указанных выше многоквартирных домах.
В ходе проверок установлено, что в доме N 56 по ул. Карбышева в период с ноября 2021 года по октябрь 2022 года, а в домах N 54а по ул. Карбышева и N 35 по ул. Горького в период с декабря 2021 года по ноябрь 2022 года общедомовые приборы учета тепловой энергии (далее - ОДПУ ТЭ) находились в нерабочем состоянии.
В связи с отсутствием ОДПУ ТЭ плата за отопление в спорных домах за периоды ноябрь 2021 года - октябрь 2022 года, декабрь 2021 года - ноябрь 2022 года выставлялась Обществом исходя из среднемесячного объема потребления за аналогичные периоды прошлого года (ноябрь 2020 года - октябрь 2021 года, декабрь 2020 года - ноябрь 2021 года) равномерными долями в течение 12 месяцев, а в ноябре и декабре 2022 года заявитель произвел корректировку и пересчитал плату за отопление за указанные периоды исходя из норматива потребления коммунального ресурса, что отражено в платежных документах за ноябрь и декабрь 2022 года. Таким образом, из суммы платы, начисленной по нормативу за периоды ноябрь 2021 года - октябрь 2022 года, декабрь 2021 года - ноябрь 2022 года, Обществом вычтена сумма платы, начисленная по среднемесячному объему потребления за периоды ноябрь 2020 года - октябрь 2021 года, декабрь 2020 года - ноябрь 2021 года, и полученная разница предъявлена потребителям.
По результатам проверок Контрольное управление пришло к выводу о том, что пунктом 3(4) приложения N 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), корректировка размера платы за отопление предусмотрена только при наличии общедомового прибора учета; поскольку в рассматриваемых случаях ОДПУ ТЭ в спорных домах за периоды ноябрь 2021 года - октябрь 2022 года, декабрь 2021 года - ноябрь 2022 года находились в нерабочем состоянии, то есть фактически отсутствовали, то перерасчет платы за отопление за названные периоды произведен Обществом в нарушение действующего законодательства.
В этой связи Контрольным управлением Обществу выдано предписание от 01.06.2023 N 66-г/2023 об устранении выявленных нарушений обязательных требований, согласно которому заявителю предписано в срок до 11.07.2023 в случае оплаты потребителями, проживающими в многоквартирном доме N 54а по ул. Карбышева, произведенный перерасчет начисления платы за коммунальную услугу по отоплению ("перерасчет начисление за декабрь 2021 - ноябрь 2022"), отраженный в платежном документе за декабрь 2022 года, учесть в счет будущих платежей за коммунальные услуги. В случае неоплаты потребителями вышеуказанного перерасчета, сторнировать задолженность.
Кроме того, материалы проверок Контрольным управлением были направлены в Территориальный отдел Роспотребнадзора, которым были составлены протоколы об административном правонарушении от 18.07.2023 N 3138, от 02.08.2023 N 3140, от 11.08.2023 N 3145 и вынесены, соответственно, постановления от 28.09.2023 N 3138/43, 3140/44, 3145/42 о привлечении Общества к административной ответственности по части 1 статьи 14.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде штрафа в размере 20 000 руб. по каждому в связи с необоснованным начислением платы за коммунальную услугу по отоплению, предоставленную на индивидуальное потребление.
Не согласившись с указанными предписанием и постановлениями о назначении административного наказания, ООО "ВТС" обратилось в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Удовлетворяя заявленные Обществом требования, суд первой инстанции сделал вывод о том, что расчет размера платы за коммунальную услугу по отоплению за периоды ноябрь 2021 года - октябрь 2022 года, декабрь 2021 года - ноябрь 2022 года осуществлялся заявителем согласно пункту 3 приложения N 2 к Правилам N 354 исходя из среднемесячного объема потребления тепловой энергии на отопление в многоквартирных домах по показаниям ОДПУ ТЭ за предыдущий год в соответствии с пунктами 42(1) и 43 по формулам 3, 3(6). По истечении указанных периодов Общество в соответствии с пунктом 3(4) приложения N 2 к Правилам N 354 произвело корректировку размера платы за отопление; при этом, как того требует указанная норма, определение фактического объема потребления для корректировки производилось с учетом пунктов 59, 59(1) и 60(1) Правил N 354. В связи с тем, что ОДПУ ТЭ в спорных домах в указанные периоды были неисправны, то фактические объемы потребления за эти периоды определялись согласно пункту 60(1) Правил N 354, то есть исходя из норматива потребления коммунальной услуги отопления. Таким образом, Обществом в рамках проведения ежегодной корректировки платы коммунальной услуги "отопление" произведена корректировка начисленной платы по отоплению за периоды ноябрь 2021 года - октябрь 2022 года, декабрь 2021 года - ноябрь 2022 года со среднемесячного объема потребления тепловой энергии на нормативный объем потребления в связи с выходом из строя ОДПУ ТЭ в указанных периодах. Суд первой инстанции посчитал правомерной произведенную Обществом корректировку.
Отменяя решение суда первой инстанции, апелляционный суд указал, что пункты 42(1) и 43 Правил N 354 не предусматривают расчет размера платы за коммунальную услугу по отоплению по формуле 3(6), а положения пункта 42(1) Правил N 354 определяют порядок расчета размера платы за отопление по формуле 3, но только при условии, что многоквартирный дом оборудован работающим ОДПУ ТЭ и в котором ни одно жилое или нежилое помещение не оборудовано индивидуальным и (или) общим (квартирным) прибором учета тепловой энергии. Начисление платы по отоплению в спорных домах за периоды неисправного состояния ОДПУ ТЭ должно было производиться исходя из норматива потребления тепловой энергии в соответствии с пунктом 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) и пункта 42(1) Правил N 354. Указанные действия Общества противоречат балансу интересов поставщиков тепловой энергии и собственников помещений в доме, применение которого заложено законодателем при проведении корректировки (корректировка платы за отопление осуществляется только при наличии работающего ОДПУ ТЭ), поскольку при корректировке размера платы по отоплению учитываются коммунальные услуги, фактически поставленные в многоквартирный дом согласно приборам учета (определить данный объем без приборов учета не представляется возможным), соответственно, корректировку платы по отоплению возможно провести только при работоспособном ОДПУ ТЭ в течение года с учетом пунктов 59, 59(1), 60 Правил N 354.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции признал оспариваемое предписание соответствующим требованиям закона, не нарушающим права и законные интересы Общества и не возлагающим на него незаконно какие-либо обязанности.
Также апелляционный суд согласился с выводами административного органа о наличии в деяниях Общества вмененных правонарушений, посчитав, что административным органом доказаны факты обмана в форме обсчета потребителей, в связи с чем признал постановления Территориального отдела Роспотребнадзора от 28.09.2023 N 3138/43, 3140/44, 3145/42 законными и обоснованными.
Между тем судами первой и апелляционной инстанций не учтено следующее.
В соответствии с частью 2 статьи 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме; взнос на капитальный ремонт; плату за коммунальные услуги.
В силу части 1 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, а также порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии регулируются Правилами N 354.
Услуга по отоплению предоставляется как для индивидуального потребления, так и в целях расходования на общедомовые нужды; потребитель вносит плату за эту услугу совокупно без разделения на плату за потребление указанной услуги в жилом (нежилом) помещении и плату за ее потребление на общедомовые нужды (пункт 40 Правил N 354).
Расчет по такой формуле предусматривает совокупную оплату услуги по теплоснабжению за расчетный период без разделения на индивидуальное потребление и общедомовые нужды, в связи с чем в целях правильного определения объема ресурса, приходящегося на каждого потребителя, и соблюдения баланса интересов потребителей определение размера платы рассчитывается исходя из данных общедомовых приборов учета с пропорциональным отнесением приходящегося объема услуги по теплоснабжению в совокупной массе на единицу площади.
Согласно пункту 42(1) Правил N 354 оплата коммунальной услуги по отоплению осуществляется одним из двух способов - в течение отопительного периода либо равномерно в течение календарного года. В многоквартирном доме, который не оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии, и жилом доме, который не оборудован индивидуальным прибором учета тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется по формулам 2, 2(1), 2(3) и 2(4) приложения N 2 к названным Правилам исходя из норматива потребления коммунальной услуги по отоплению.
Таким образом, действующее законодательство предусматривает возможность корректировки размера платы за коммунальную услугу по отоплению в случаях, когда в течение календарного года учет осуществлялся как по общедомовому прибору учета, так и расчетным способом.
В соответствии с пунктом 59(1) Правил N 354 плата за коммунальную услугу отопления определяется исходя из среднемесячного за отопительный период объема потребления, а если период работы прибора учета составил меньше 6 месяцев, - то за фактический период работы прибора учета, но не менее 3 месяцев отопительного периода - начиная с даты, когда вышел из строя или был утрачен ранее введенный в эксплуатацию коллективный (общедомовый) прибор учета либо истек срок его эксплуатации, а если дату установить невозможно, - то начиная с расчетного периода, в котором наступили указанные события, до даты, когда был возобновлен учет коммунального ресурса путем введения в эксплуатацию соответствующего установленным требованиям коллективного (общедомового) прибора учета, но не более 3 расчетных периодов подряд.
По истечении указанного в пункте 59(1) Правил N 354 предельного количества расчетных периодов, за которые плата за коммунальную услугу по отоплению определяется по данным, предусмотренным указанным пунктом, в случае если собственники помещений в многоквартирном доме не обеспечили в установленном порядке восстановление работоспособности вышедшего из строя или замену утраченного ранее и введенного в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета, а также замену такого прибора учета по истечении срока его эксплуатации, плата за коммунальную услугу по отоплению определяется в порядке, указанном в пункте 42(1) названных Правил, то есть исходя из норматива потребления коммунальной услуги по отоплению (пункт 60(1) Правил N 354).
Следовательно, в случае выхода из строя введенного в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора пунктом 59(1) Правил N 354 предусмотрен льготный период для расчета размера платы за коммунальные услуги отопления, которая определяется исходя из рассчитанного среднемесячного объема потребления коммунального ресурса. По истечении трех расчетных периодов подряд, если собственники помещений не обеспечили восстановление работоспособности вышедшего из строя коллективного (общедомового) прибора, расчет платы за коммунальную услугу по отоплению определяется исходя из нормативов потребления.
Таким образом, и судом первой инстанции, и апелляционным судом неправильно применены нормы материального права, а именно пункты 42(1), 59(1) и 60(1) Правил N 354, а также не установлена действительная стоимость поставленной Обществом в спорные помещения тепловой энергии исходя из объемов, определенных за соответствующие расчетные периоды в соответствии с пунктами 42(1), 59(1) и 60(1) Правил N 354, с учетом даты выхода из строя ОДПУ ТЭ по каждому конкретному дому. Соответственно, правильность расчетов административных органов и заявителя применительно к пунктам 42(1), 59(1) и 60(1) Правил N 354 судами не проверялась.
С учетом изложенного выводы судов об отсутствии (либо наличии) в действиях Общества нарушения пункта 3(4) приложения N 2 к Правилам N 354, а следовательно, и состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.7 КоАП РФ, являются преждевременными, сделанными без установления всех обстоятельств, имеющих значение для рассматриваемого спора, и оценки всех доводов участвующих в деле лиц и представленных в материалы дела доказательств.
При таких обстоятельствах судебные акты судов первой и апелляционной инстанций подлежат отмене на основании статьи 288 АПК РФ.
Поскольку для принятия законного и обоснованного судебного акта требуется установление всех имеющих значение для данного дела обстоятельств, исследование и оценка доказательств, что невозможно в арбитражном суде кассационной инстанции в силу его полномочий, дело подлежит направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции (пункт 3 части 1 статьи 287 АПК РФ).
При новом рассмотрении дела суду первой инстанции необходимо устранить указанные недостатки, установить все обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения спора, при необходимости истребовать у участвующих в деле лиц дополнительные пояснения и доказательства, всесторонне, полно и объективно исследовать доказательства по делу в их совокупности и взаимной связи с учетом всех доводов и возражений лиц, участвующих в деле, исходя из установленного разрешить спор в соответствии с нормами материального и процессуального права.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 284, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 07.02.2024 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.05.2024 по делу N А12-18187/2023 отменить и дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Волгоградской области.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, установленном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Э.Т. Сибгатуллин |
Судьи |
С.В. Мосунов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Суд отменил решения нижестоящих инстанций, установив, что корректировка платы за отопление может производиться только при наличии работающего общедомового прибора учета. В данном случае приборы учета были неисправны, что нарушает порядок расчета платы. Дело направлено на новое рассмотрение для установления всех обстоятельств и правильного применения норм материального права.
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 31 октября 2024 г. N Ф06-5457/24 по делу N А12-18187/2023