г. Саратов |
|
21 мая 2024 г. |
Дело N А12-18187/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 мая 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 21 мая 2024 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Пузиной Е.В.,
судей Акимовой М.А., Комнатной Ю.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Глебовой В.К.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в режиме веб-конференции апелляционные жалобы Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Волгоградской области в г. Волжский, Ленинском, Средне-Ахтубинском, Николаевском и Быковском районах и Контрольного управления администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 07 февраля 2024 года по делу N А12-18187/2023
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Волжские тепловые сети" (404130, Волгоградская обл., г. Волжский, ул. 7-я Автодорога, д. 19, каб. 2.4, ОГРН 1163443069140, ИНН 3435126290)
к Контрольному управлению администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области (404130, Волгоградская обл., г. Волжский, пр-кт им. Ленина, д. 19, оф. 219, ОГРН 1223400000746, ИНН 3435142246), Территориальному отделу Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Волгоградской области в г. Волжский, Ленинском, Средне-Ахтубинском, Николаевском и Быковском районах (404130 Волгоградская обл., г. Волжский ул. Карбышева, д. 1)
об оспаривании ненормативных актов,
заинтересованные лица: Степанова Е.М. (Волгоградская обл., г. Волжский), Копылова Т.А. (Волгоградская обл., г. Волжский), Копылов В.В. (Волгоградская обл., г. Волжский), Карпова Н.П. (Волгоградская обл., г. Волжский), Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Волгоградской области (400005, г. Волгоград, пр-кт В.И. Ленина, д. 50 Б, ОГРН 1053444025920, ИНН 3444121098), общество с ограниченной ответственностью "Лукойл-Волгоградэнерго" (400029, г. Волгоград, ул. им. Моцарта, д. 17, корп. 2, каб. 201, ОГРН 1093435000845, ИНН 3435098928),
при участии в судебном заседании посредством собственных абонентских устройств представителей Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Волгоградской области в г. Волжский, Ленинском, Средне-Ахтубинском, Николаевском и Быковском районах - Гордеевой Г.Р., действующей на основании доверенности от 09.01.2024 N 10, сроком до 31.12.2024, Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Волгоградской области - Гордеевой Г.Р., действующей на основании доверенности от 09.01.2024 N 9, сроком до 31.12.2024, Контрольного управления администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области - Кузнецовой Ю.В., действующей на основании доверенности от 24.11.2023 N 88/14991, сроком по 31.12.2024,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Волжские тепловые сети" (далее заявитель, общество, ООО "Волжские тепловые сети", ООО "ВТС") обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением о признании недействительным и отмене предписания от 01.06.2023 N 66-г/2023, вынесенного Контрольным управлением администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области (далее контрольное управление).
В производстве Арбитражного суда Волгоградской области находится дело N А12-24953/2023 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Волжские тепловые сети" к Территориальному отделу Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Волгоградской области в г. Волжский, Ленинском, Средне-Ахтубинском, Николаевском и Быковском районах (далееУправление Роспотребнадзора) об оспаривании постановления от 28.09.2023 N3140/44.
В производстве Арбитражного суда Волгоградской области находится дело N А12-24961/2023 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Волжские тепловые сети" к Территориальному отделу Управления Роспотребнадзора в г. Волжском, Ленинском, Среднеахтубинском, Николаевском, Быковском районах о признании незаконным и отмене постановления Управление Роспотребнадзора по Волгоградской области от 28.09.2023 N3138/43 о назначении административного наказания.
В производстве Арбитражного суда Волгоградской области находится дело N А12-24964/2023 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Волжские тепловые сети" к Территориальному отделу Управления Роспотребнадзора в г. Волжском, Ленинском, Среднеахтубинском, Николаевском, Быковском районах о признании незаконным и отмене постановления Управления Роспотребнадзора по Волгоградской области от 28.09.2023 N 3145/42 о назначении административного наказания.
Определением суда дела N А12-18197/2023, N А12-24963/2023, N А12-24961/2023, NА12-24964/2023 объединены в одно производство для совместного рассмотрения с присвоением делу N А12-18187/2023.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 07.02.2024 признано недействительным и отменено предписание Контрольного управления Администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области от 01.06.2023 N 66-г/2023; признаны недействительными и отменены постановления Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Волгоградской области в г. Волжский, Ленинском, СреднеАхтубинском, Николаевском и Быковском районах о назначении наказания от 28.09.2023 N 3140/44, N 3138/43, N 3145/42.
С Контрольного управления администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области (404130, Волгоградская обл., город Волжский г.о., Волжский г., Волжский г., им Ленина пр-кт, д. 19, офис 219, ОГРН: 1223400000746, ИНН: 3435142246) в пользу общества с ограниченной ответственностью "Волжские тепловые сети" (404130, область Волгоградская, город Волжский, улица 7-я Автодорога, дом 19, кабинет 2.4, ОГРН: 1163443069140, Дата присвоения ОГРН: 01.07.2016, ИНН: 3435126290) взыскана государственная пошлина в размере 3000 руб.
Территориальный отдел Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Волгоградской области в г. Волжский, Ленинском, Средне-Ахтубинском, Николаевском и Быковском районах и Контрольное управление администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области не согласились с принятым решением суда и обратились в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобами, в которых просят решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Апелляционные жалобы мотивированы тем, что ОДПУ МКД находился в нерабочем состоянии, т.е. фактически отсутствовал, соответственно корректировка платы за отопление произведена неправомерно. Начисление платы по отоплению в МКД за периоды неисправного состояния общедомового прибора учета тепловой энергии должны производиться исходя из норматива потребления тепловой энергии в соответствии с п.1 ст. 157 ЖК РФ и п. 42(1) Правил N 354. Корректировка платы за отопление осуществляется только при наличии общедомового прибора учета.
В судебное заседание явились представители Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Волгоградской области в г. Волжский, Ленинском, Средне-Ахтубинском, Николаевском и Быковском районах, Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Волгоградской области, Контрольного управления администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, извещены о времени и месте судебного заседания, надлежащим образом, в порядке статьи 186 АПК РФ, путем направления определения, выполненного в форме электронного документа, посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа.
Информация о месте и времени судебного заседания размещена на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (kad.arbitr.ru), что подтверждено отчетом о публикации судебных актов на сайте.
Согласно пункту 3 статьи 156 АПК РФ в случае неявки в судебное заседание лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела, суд рассматривает дело в их отсутствие.
Законность решения Арбитражного суда Волгоградской области проверена Двенадцатым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, на основании решения N 66-г/2023 от 12.05.2023 Контрольным управлением администрации в отношении ООО "Волжские тепловые сети" проведена внеплановая документарная проверка по вопросу соблюдения обязательных требований к определению размера платы за коммунальную услугу отопление, в том числе, в части проведения корректировки платы, отраженной в платежном документе за декабрь 2022 года, в МКД N 54а по ул. Карбышева в г. Волжский, по результатам которой составлен акт проверки N 66-г/2023 от 01.06.2023.
Основанием для проведения проверки явились доводы, содержащиеся в обращении граждан (от 23.03.2023 N 15/455-сп, от 27.03.2023 N С-128/2).
По результатам документарной проверки выявлены нарушения обязательных требований, установленных Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354).
Проверкой установлено, что с декабря 2021 года по ноябрь 2022 года общедомовой прибор учета тепловой энергии (далее - ОДПУ ТЭ), установленный в многоквартирном доме N 54а по ул. Карбышева находился в не рабочем состоянии. Однако, несмотря на неработающий ОДПУ ТЭ ООО "ВТС" произвело перерасчет начисления платы за декабрь 2021 - ноябрь 2022 исходя из среднемесячного объема потребления, который применялся для начисления платы по отоплению потребителям в течении 12 месяцев с декабря 2021 года по ноябрь 2022 года, что отражено в платежном документе за декабрь 2022 года и является нарушением п. 3(4) Приложения N 2 к Правилам N 354).
По факту выявленных нарушений Контрольным управлением 01.06.2023 выдано предписание N 66-г/2023 об устранении выявленных нарушений обязательных требований, в срок до 11.07.2023 г. обществу предписано в случае оплаты потребителям, проживающим в многоквартирном доме N 54а по ул. Карбышева произведенный перерасчет начисления платы за коммунальную услугу по отоплению ("перерасчет начисление за декабрь 2021- ноябрь 2022"), отраженный в платежном документе за декабрь 2022 года, ООО "ВТС" учесть в счет будущих платежей за коммунальные услуги. В случае неоплаты потребителями вышеуказанного перерасчета, сторнировать задолженность.
По данным фактам Территориальным отделом управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в г. Волжском, Ленинском, Среднеахтубинском, Николаевском, Быковском районах составлен протокол об административном правонарушении от 02.08.2023 N 3140 по ч.1 ст. 14.7 КоАП РФ.
Постановлением Территориального отдела управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Волгоградской области в г. Волжском, Ленинском, Среднеахтубинском, Николаевском, Быковском районах от 28.09.2023 N 3140/44 ООО "ВТС" привлечено к административной ответственности по ч.1 ст. 14.7 КоАП РФ с назначением наказания в виде штрафа в размере 20 000 рублей.
Территориальным отделом управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в г. Волжском, Ленинском, Среднеахтубинском, Николаевском, Быковском районах при рассмотрении документов, поступивших из отдела муниципального жилищного контроля управления администрации городского округа-город Волжский Волгоградской области на основании решения о проведении внеплановой документарной проверки от 26.01.2023 N 10-г/223 установлен факт совершения ООО "ВТС" нарушения прав потребителя - гр. Карповой Н.П. (адрес: Волгоградская область, город Волжский, ул. Карбышева, дом 56, квартира 140) в виде обмана путём обсчёта на сумму в размере 852 рублей 95 копеек при выставлении к оплате платежного документа за ноябрь 2022 года (дата оформления квитанции - 29.11.2022 г.) на коммунальную услугу - "отопление" ("корректировка"). Составлен акт проверки N 10-г/2023 от 16.02.2023 года.
По данным фактам Территориальным отделом управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в г. Волжском, Ленинском, Среднеахтубинском, Николаевском, Быковском районах в отношении ООО "ВТС" составлен протокол об административном правонарушении от 18.07.2023 N 3138 по ч.1 ст. 14.7 КоАП РФ.
Постановлением Территориального отдела управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Волгоградской области в г. Волжском, Ленинском, Среднеахтубинском, Николаевском, Быковском районах от 28.09.2023 N 3138/43 ООО "ВТС" привлечено к административной ответственности по ч.1 ст. 14.7 КоАП РФ с назначением наказания в виде штрафа в размере 20 000 рублей.
Территориальным отделом управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в г. Волжском, Ленинском, Среднеахтубинском, Николаевском, Быковском районах при рассмотрении документов, поступивших из отдела муниципального жилищного контроля контрольным управлением администрации городского округа-город Волжский Волгоградской области в ходе проведения внеплановой документарной проверки на основании решения о проведении внеплановой документарной проверки от 19.01.2023 N 7-г/223 установлен факт совершения ООО "ВТС" нарушения прав потребителей - гр. Копыловой Т.А., гр. Копылова В.В., проживающих по адресу: г.Волжский, ул. Горького, д.35, кв.52 в виде обмана путём обсчёта на сумму в размере 370,29 руб. при выставлении к оплате в декабре 2022 года платежного документа - "корректировки" за коммунальную услугу - "отопление". Составлен акт проверки N 7-г/2023 от 13.01.2023 года
По данным фактам Территориальным отделом управления Федеральной службы по 7 надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в г. Волжском, Ленинском, Среднеахтубинском, Николаевском, Быковском районах в отношении ООО "ВТС" составлен протокол об административном правонарушении от 11.08.2023 N 3145 по ч.1 ст. 14.7 КоАП РФ.
Постановлением Территориального отдела управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Волгоградской области в г. Волжском, Ленинском, Среднеахтубинском, Николаевском, Быковском районах от 28.09.2023 N 3145/42 ООО "ВТС" привлечено к административной ответственности по ч.1 ст. 14.7 КоАП РФ с назначением наказания в виде штрафа в размере 20 000 рублей.
Не согласившись с указанным предписанием и постановлениями, ООО "ВТС" обратилось в арбитражный суд с заявленными требованиями.
Суд первой инстанции пришел к выводу, что срок на обращение в суд Обществом не пропущен. Удовлетворяя заявленные требования, суд исходил из того, что согласно документам, предоставленным ООО "ВТС" (исх. N 9-2412 от 22.05.2023) с декабря 2021 по ноябрь 2022 года, с ноября 2021года по октябрь 2022 года ОДПУ ТЭ находился в не рабочем состоянии (акты проверки функционирования учета узла от 18.03.2021, от 17.05.2022). Расчет размера платы за коммунальную услугу по отоплению за указанные периоды осуществлялся Обществом согласно п. 3 Приложения N 2 Правил N 354, исходя из среднемесячного объема потребления тепловой энергии на отопление в МКД по показаниям ОДПУ ТЭ за предыдущий год в соответствии с п. 42 (1) и 43 по формулам 3, 3(6). По истечении периода декабрь 2021 - ноябрь 2022, ноябрь 2021года - октябрь 2022 года ООО "Волжские тепловые сети" в соответствие с п. 3(4) приложения N 2 к Правилам N 354 произвело корректировку размера платы за отопление, при этом, как того требует указанная норма, определение фактического объема потребления для корректировки производилось с учетом п.59, 59(1) и 60(1) Правил N 354. В связи с тем, что ОДПУ ТЭ был неисправен, то фактический объем потребления за этот период определялся согласно п.60(1) Правил N 354, то есть исходя из норматива потребления коммунальной услуги отопления. Таким образом, ООО "ВТС" в рамках проведения ежегодной корректировки платы коммунальной услуги "отопление" произведена корректировка начисленной платы по отоплению за период с декабря 2021 года по ноябрь 2022 года, с ноября 2021года по октябрь 2022 года со среднемесячного объема потребления тепловой энергии на нормативный объём потребления, в связи с выходом из строя ОДПУ ТЭ в указанном периоде. Суд пришел к выводу о правомерности произведенной ООО "ВТС" корректировки платы за отопление.
Исследовав и оценив материалы дела, доводы апелляционных жалоб, проверив, в порядке статей 266, 268-272 АПК РФ, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции исходит из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Полномочия Контрольного управления Администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области при осуществлении муниципального государственного жилищного надзора выдавать предписания о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений, о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных требований установлены пунктом 3 части 5 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) и Постановлением Волжской городской Думы Волгоградской области от 28.01.2022 N 49/422 "О создании контрольного управления администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области".
Исходя из части 2 статьи 90 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" в случае выявления при проведении контрольного (надзорного) мероприятия нарушений обязательных требований контролируемым лицом контрольный (надзорный) орган в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязан выдать после оформления акта контрольного (надзорного) мероприятия контролируемому лицу предписание об устранении выявленных нарушений с указанием разумных сроков их устранения и (или) о проведении мероприятий по предотвращению причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, а также других мероприятий, предусмотренных федеральным законом о виде контроля;
Предписание выносится в случае установления при проведении контролирующим органом соответствующей проверки нарушений законодательства в целях их устранения.
Предписание должностного лица, содержащее законные требования, должно быть реально исполнимо и содержать конкретные указания, чёткие формулировки относительно конкретных действий, которые необходимо совершить исполнителю и которые должны быть направлены на прекращение и устранение выявленного нарушения; 8 содержащиеся в предписании формулировки должны исключать возможность двоякого толкования; изложение должно быть кратким, чётким, ясным, последовательным, доступным для понимания всеми лицами.
Срок в предписании для устранения выявленного нарушения устанавливается контролирующим органом самостоятельно с учётом степени и характера нарушения и возможности устранения такого нарушения хозяйствующим субъектом в обозначенный срок, а продление такого срока возможно лишь в случае наличия уважительных причин, не позволивших в установленные сроки устранить указанное нарушение.
Как следует из материалов дела, на основании решения N 66-г/2023 от 12.05.2023 (по обращению жителей) Контрольным управлением администрации в отношении ООО "Волжские тепловые сети" проведена внеплановая документарная проверка по вопросу соблюдения обязательных требований к определению размера платы за коммунальную услугу отопление, в том числе, в части проведения корректировки платы, отраженной в платежном документе за декабрь 2022 года, в МКД N 54а по ул. Карбышева в г. Волжский, по результатам которой составлен акт проверки N 66-г/2023 от 01.06.2023.
Основанием для проведения проверки явились доводы, содержащиеся в обращении граждан (от 23.03.2023 N 15/455-сп, от 27.03.2023 N С-128/2).
По результатам документарной проверки выявлены нарушения обязательных требований, установленных Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354).
Проверкой установлено, что ООО "ВТС" является исполнителем коммунальной услуги по отоплению и горячему водоснабжению в многоквартирном доме N 54а по ул. Карбышева г. Волжский Волгоградской области (далее - МКД).
Согласно предоставленных ООО "ВТС" сведений с декабря 2021 года по ноябрь 2022 года общедомовой прибор учета тепловой энергии (далее - ОДПУ ТЭ), установленный в многоквартирном доме N 54а по ул. Карбышева находился в не рабочем состоянии.
Согласно части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объёма потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учёта, а при их отсутствии - исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 регулируют отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, порядок заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении, порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, определяют основания и порядок приостановления или ограничения предоставления коммунальных услуг, а также регламентируют вопросы, связанные с наступлением ответственности исполнителей и потребителей коммунальных услуг.
Пунктом 36 Правил N 354 установлено, что расчет размера платы за коммунальные услуги производится в порядке, установленном настоящими Правилами, с учетом особенностей, предусмотренных нормативными актами, регулирующими порядок установления и применения социальной нормы потребления электрической энергии (мощности), в случае если в субъекте Российской Федерации принято решение об установлении такой социальной нормы.
Согласно положениям постановления администрации Волгоградской области от 01.07.2016 N 345-п "О мерах реализации постановления правительства Российской Федерации от 29.06.2016 N 603 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления коммунальных услуг" размер платы по отоплению начисляется исходя из нормативов потребления тепловой энергии (в первый год после установки ОДПУ), общей площади жилого помещения и тарифа, утвержденного Комитетом тарифного регулирования равномерно в течение года, а после производится корректировка платы за отопление.
Со следующего года начисление производится исходя из среднемесячного объема за прошлый год равномерными долями в течение 12 месяцев в году с обязательной ежегодной корректировкой, полученной исходя из показаний прибора учета тепловой энергии и теплоносителя. Размер корректировки платы за отопление определяется один раз в календарный год путем сравнения экономически сопоставимых показателей, таких как сумма к оплате за фактически потребленный потребителями в жилых помещениях многоквартирного дома в течение календарного года коммунальный ресурс и сумма, предъявленная потребителям к оплате в платежных документах за отопление в течение того же календарного года.
При корректировке размера платы учитываются коммунальные услуги, фактически поставленные в многоквартирный дом согласно приборам учета, как это предусмотрено статьей 157 ЖК РФ.
В соответствии с пунктом 42(2) Правил N 354 в случаях, когда оплата коммунальной услуги производится равномерно в течение года и при наличии общедомового (коллективного) прибора учета в многоквартирном доме, один раз в год производится корректировка размера платы коммунальной услуги по отоплению. Способ оплаты коммунальной услуги по отоплению в течение отопительного периода применяется с начала отопительного периода в году, следующем за годом, в котором органом государственной власти субъекта Российской Федерации принято решение о выборе такого способа, а способ оплаты коммунальной услуги по отоплению равномерно в течение календарного года - с 1 июля года, следующего за годом, в котором органом государственной власти субъекта Российской Федерации принято решение о выборе такого способа.
В случае принятия органом государственной власти субъекта Российской Федерации решения об изменении способа оплаты коммунальной услуги по отоплению исполнитель осуществляет корректировку размера платы за коммунальную услугу по отоплению в I квартале календарного года, следующего за годом, в котором происходит изменение способа оплаты, в соответствии с формулой 6(1) приложения N 2 к настоящим Правилам.
Таким образом, размер корректировки платы за отопление определяется 1 раз в календарный год путем сравнения экономически сопоставимых показателей, таких как сумма к оплате за фактически потребленный потребителями в жилых помещениях МКД в течение календарного года коммунальный ресурс и сумма, предъявленная потребителям к оплате в платежных документах за отопление в течение того же календарного года.
В соответствии с п.3(4) Приложения N 2 к Правилам N 354 в случаях, когда оплата коммунальной услуги производится равномерно в течение года и при наличии общедомового прибора учета в МКД, один раз в год производится корректировка размера платы коммунальной услуги по отоплению.
Таким образом, Правилами предусмотрена корректировка размера платы за отопление только при наличии общедомового прибора учета.
В случае отсутствия сведений об объемах потребления тепловой энергии за истекший год размер платы за отопление определяется с учетом нормативов потребления, и корректировка размера платы на отопление не производится.
Сумма корректировки определяется как разница между размером платы, определенным исходя из показаний ОДПУ за весь прошедший год и размером платы, которую потребитель суммарно оплатил за год.
Применение норматива в составе фактического объема потребления коммунального ресурса по отоплению при корректировке размера платы обусловлено объективной невозможностью определить действительный количественный показатель объема потребления ресурса, в отсутствии работающего ОДПУ. Норматив потребления является объективным показателем, отражающим фактический объем предоставляемых коммунальных услуг и рассчитывается на основании утвержденных Правительством РФ методов и формул.
В отсутствие сведений об объемах потребления тепловой энергии за истекший год размер платы за отопление определяется с учетом нормативов потребления, корректировка размера платы не производится.
Таким образом, начисление платы по отоплению в МКД N 54а за периоды неисправного состояния общедомового прибора учета тепловой энергии должно было производиться исходя из норматива потребления тепловой энергии в соответствии с п.1 ст. 157 ЖК РФ и п. 42(1) Правил N 354.
Таким образом, корректировка платы за отопление осуществляется только при наличии общедомового прибора учета.
Из представленных сведений следует, что начисление платы потребителям за период с декабря 2021 по ноябрь 2022 производился исходя из среднемесячного объема потребления за прошлый год (декабрь 2020-ноябрь 2021) равномерными долями в течение 12 месяцев в году, однако в платежном документе за декабрь 2022 г. указано, что произведен перерасчет начисления за декабрь 2021-ноябрь 2022 г. по нормативу.
Следовательно, несмотря на неработающий ОДПУ ТЭ ООО "ВТС" произвело корректировку платы по отоплению за декабрь 2021 - ноябрь 2022 с объемов потребления коммунального ресурса отопления, рассчитанного исходя из среднемесячного объема потребления за прошлые периоды с декабря 2020 г. по ноябрь 2021 г. на нормативное потребление коммунального ресурса, что отражено в платежном документе за декабрь 2022 года.
То есть за период декабрь 2021 - ноябрь 2022, в связи с отсутствием ОДПУ плата за отопление выставлялась исходя из среднемесячного объема потребления за прошлые периоды с декабря 2020 г. по ноябрь 2021 г., а в декабре 2022 г. ООО "ВТС" произвело корректировку и пересчитало период декабрь 2021 - ноябрь 2022 по нормативу.
Следовательно, из суммы, начисленной по нормативу за период декабрь 2021 - ноябрь 2022, Общество вычло сумму, начисленную по среднемесячному объему потребления за период с декабря 2020 г. по ноябрь 2021 г., и полученную разницу предъявило потребителям, что не соответствует требованиям п. 59(1) и п. 60(1) Правил N 354.
Однако корректировка платы за отопление возможна только при наличии общедомового прибора учета.
Указанные действия Общества противоречат балансу интересов поставщиков тепловой энергии и собственников помещений в доме, применение которого заложено законодателем при проведении корректировки (корректировка платы за отопление осуществляется только при наличии работающего общедомового прибора учета), поскольку при корректировке размера платы по отоплению учитываются коммунальные услуги фактически поставленные в МКД согласно приборам учета, определить данный объем без приборов учета не представляется возможным, соответственно корректировку платы по отоплению возможно провести только при работоспособном общедомовом приборе учета в течение года с учетом п. 59, п. 59 (1), п. 60 Правил N 354.
Так в результате произведенной корректировки ООО "ВТС" собственнику квартиры N 156 МКД N 54а Степановой Е.М. в платежном документе за декабрь 2022 года дополнительно предъявлена к оплате за отопление за период с декабря 2021 по ноябрь 2022 г. сумма в размере 2077,59 руб.
В рассматриваемом случае потребители коммунальных услуг - граждане выступают в указанных правоотношениях как слабая сторона, имущественное положение которой ухудшится, в связи с произведенной корректировкой, на граждан, проживающих в указанном МКД Обществом возложена дополнительная обязанность по оплате сумм, выставленных в результате корректировки платы за отопление.
Сами положения п. 59, п. 59 (1), п. 60 Правил N 354 не предусматривают корректировку размера платы, связанной с доначислением платы за предыдущие расчетные периоды в связи с выходом из строя ОДПУ, а определяют только порядок расчета указанной платы.
Указанные положения Правил N 354 определяют порядок расчета платы за отопление при наличии определенных условий.
В соответствии с п. 60(1) Правил N 354 по истечении указанного в п. 59(1) Правил предельного количества расчетных периодов, за которые плата за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды, и плата за коммунальную услугу по отоплению определяется по данным, предусмотренным указанным пунктом, в случае если собственники помещений в МКД не обеспечили в установленном порядке восстановление работоспособности вышедшего из строя или замену утраченного ранее и введенного в эксплуатацию ОДПУ, а также замену такого прибора учета по истечении срока его эксплуатации, плата за коммунальные услуги за расчетный период рассчитывается:
за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды, за исключением коммунальной услуги по отоплению, - в порядке, указанном в пункте 48 настоящих Правил;
за коммунальную услугу по отоплению - в порядке, указанном в абзаце втором пункта 42(1) настоящих Правил.
Суд согласился с доводом Общества о том, что расчет размера платы за коммунальную услугу по отоплению за период с декабря 2021 года но ноябрь 2022 года осуществлялся согласно п. 3 Приложения N 2 Правил N 354, исходя из среднемесячного объема потребления тепловой энергии на отопление в МКД по показаниям ОДПУ ТЭ за предыдущий год в соответствии с п. 42 (1) и 43 по формулам 3, 3(6). По истечении периода декабрь 2021-ноябрь 2022 ООО "Волжские тепловые сети" в соответствие с п. 3(4) приложения 2 к Правилам N 354 произвело корректировку размера платы за отопление, при этом, как того требует указанная норма, определение фактического объема потребления для корректировки производилось с учетом п.59, 59(1) и 60(1) Правил N 354. В связи с тем, что ОДПУ ТЭ был неисправен с декабря 2021 по ноябрь 2022, то фактический объем потребления за этот период определялся согласно п.60(1) Правил N 354, то есть исходя из норматива потребления коммунальной услуги отопления. Таким образом, ООО "ВТС" в рамках проведения ежегодной корректировки платы коммунальной услуги "отопление" произведена корректировка начисленной платы по отоплению за период с декабря 2021 года по ноябрь 2022 года со среднемесячного объема потребления тепловой энергии на нормативный объём потребления, в связи с выходом из строя ОДПУ ТЭ в указанном периоде. Суд пришел к выводу о правомерности произведенной корректировки ООО "ВТС".
Однако пункты 42(1) и 43 Правил N 354 не предусматривают расчет размера платы за коммунальную услугу по отоплению по формуле 3(6), а положения п. 42(1) Правил определяют порядок расчета размера платы за отопление по формуле 3, но только при условии, что МКД оборудован работающим ОДПУ тепловой энергии и в котором ни одно жилое или нежилое помещение не оборудовано индивидуальным и (или) общим (квартирным) прибором учета тепловой энергии.
Однако данный факт не устанавливался.
В рассматриваемом случае проверкой установлено, что ОДПУ находился в нерабочем состоянии, т.е. фактически отсутствовал, соответственно корректировка платы за отопление произведена Обществом неправомерно.
Указанная позиция изложена в постановлении Арбитражного суда Поволжского округа от 25.03.2022 г. по делу N А12-18894/2021.
По факту выявленных нарушений Контрольным управлением 01.06.2023 Обществу выдано предписание N 66-г/2023 об устранении выявленных нарушений обязательных требований, в срок до 11.07.2023 г. обществу предписано в случае оплаты потребителям, проживающим в многоквартирном доме N 54а по ул. Карбышева произведенный 6 перерасчет начисления платы за коммунальную услугу по отоплению ("перерасчет начисление за декабрь 2021- ноябрь 2022"), отраженный в платежном документе за декабрь 2022 года, ООО "ВТС" учесть в счет будущих платежей за коммунальные услуги. В случае неоплаты потребителями вышеуказанного перерасчета, сторнировать задолженность.
Пунктом 1 части 2 статьи 90 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" предусмотрено, что в случае выявления при проведении контрольного (надзорного) мероприятия нарушений обязательных требований контролируемым лицом контрольный (надзорный) орган в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязан выдать после оформления акта контрольного (надзорного) мероприятия контролируемому лицу предписание об устранении выявленных нарушений с указанием разумных сроков их устранения и (или) о проведении мероприятий по предотвращению причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, а также других мероприятий, предусмотренных Федеральным законом о виде контроля.
Предписание представляет собой акт уполномоченного должностного лица, проводившего проверку, содержащий властное волеизъявление, порождающее правовые последствия для конкретного юридического лица.
Предписание как ненормативный правовой акт, содержащий обязательные для исполнения требования властно-распорядительного характера, выносится только в случае установления при проведении контролирующим органом соответствующей проверки нарушений законодательства в целях их устранения.
Суд апелляционной инстанции считает, что выданное заявителю предписание от 01.06.2023 N 66-г/2023, содержит требование об устранении установленных нарушений, ссылку на пункты и статьи нормативных правовых актов Российской Федерации, которые были нарушены, срок, установленный для исполнения.
На основании вышеизложенного, оспариваемое предписание соответствует вышеприведенным требованиям закона, не нарушает права и законные интересы общества и не возлагает на заявителя незаконно какие-либо обязанности.
В соответствии с частью 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
При указанных обстоятельствах, суд апелляционной инстанции считает, что требования Общества о признании недействительным предписания от 01.06.2023 N 66-г/2023 не подлежат удовлетворению.
Согласно части 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
В соответствии с частью 4 статьи 210 АПК РФ по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
В соответствии с пунктом 7 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объёме.
В силу части 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признаётся противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В силу статьи 26.1 КоАП РФ к обстоятельствам, подлежащим выяснению по делу об административном правонарушении, отнесены наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения.
Согласно части 1 статьи 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами (часть 2 статьи 26.2 КоАП РФ).
Частью 1 статьи 14.7 КоАП РФ предусмотрена ответственность за обмеривание, обвешивание или обсчет потребителей при реализации товара (работы, услуги) либо иной обман потребителей, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
Объектом административного правонарушения, предусмотренного названной нормой Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, являются имущественные отношения, урегулированные действующим законодательством о защите прав потребителей.
Объективная сторона данного правонарушения состоит в совершении противоправных действий, которые часть 1 статьи 14.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях относит к формам обмана потребителей: обмеривание - отпуск товара меньшего размера, чем определено договором купли-продажи; обвешивание - отпуск товара меньшего веса (объёма), чем определено договором купли-продажи; обсчёт - взимание с потребителя большей суммы, чем обусловлено ценой товара, либо утаивание (невозврат) излишней денежной суммы, полученной от потребителя (передача ему только части этой суммы); иной обман потребителя - нарушение других условий договора купли-продажи, в том числе умышленное искажение сведений о сроке годности товара, его сортности (пересортица), продажа некомплектного товара и т. д.
Субъектом вменённого административного правонарушения являются юридические лица, их руководители, иные должностные лица и работники, индивидуальные предприниматели, а также граждане, осуществляющие продажу товаров, выполнение работ либо оказание услуг населению.
Субъективная сторона может быть выражена как в форме умысла, так и в форме неосторожности.
Указание на форму вины применительно к юридическим лицам не может расцениваться как несовместимое с их качественными характеристиками как субъектов права.
Вместе с тем, использование широкого подхода к определению виновности юридического лица предполагает, что невозможность установления конкретной формы вины не исключает привлечение юридического лица к ответственности (Постановления Конституционного Суда РФ от 14.04.2020 N 17- П, от 21.07.2021 N 39-П).
При рассмотрении документов, поступивших из контрольного управления Администрации, по вопросу правильности начисления корректировки за коммунальную услугу по отоплению за период с декабрь 2021 по ноябрь 2022, отраженной в платежных документах за декабрь 2022 по ул. Карбышева, д. 54а; за период с ноября 2021 по октябрь 2022, отраженной в платежных документах за ноябрь 2022 по ул. Карбышева, дом 56; за период с декабрь 2021 по ноябрь 2022, отраженной в платежных документах за декабрь 2022 по ул. Горького, д.35, установлено, что ООО "ВТС" неправомерно произведен перерасчет платы за отопление за период с декабря 2021 г. по ноябрь 2022 г. по МКД N 35 по ул. Горького, по МКД N 54а по ул. Карбышева, за период ноябрь 2021 г по октябрь 2022 г. по МКД N 56 по ул. Карбышева.
Сумма необоснованно начисленного размера платы за отопление, отраженная в платежном документе за декабрь 2022 г. по МКД N 35 по ул. Горького (кв. 52) составила 1445,12 руб.
Сумма необоснованно начисленного размера платы за отопление, отраженная в платежном документе за декабрь 2022 г. по МКД N 54а по ул. Карбышева (кв. 156) составила 2077,59 руб.
Сумма необоснованно начисленного размера платы за отопление, отраженная в платежном документе за ноябрь 2022 г. по МКД N 56 по ул. Карбышева (кв. 140) составила 852,95 руб.
По фактам выявленных нарушений Управлением Роспотребнадзора в отношении Общества составлены протоколы об административных правонарушениях N 3145 от 11.08.2023 г., N 3138 от 18.07.2023 г., N 3140 от 02.08.2023 г. по ч.1 ст. 14.7 КоАП РФ.
Постановлениями Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Волгоградской области в г. Волжский, Ленинском, Средне-Ахтубинском, Николаевском и Быковском районах о назначении наказания от 28.09.2023 N 3140/44, N 3138/43, N 3145/42 ООО "ВТС" привлечено к административной ответственности по ч.1 ст. 14.7 КоАП РФ с назначением наказания в виде штрафа в размере 20 000 рублей.
Управлением Роспотребнадзора указано, что поскольку определить объем потребления коммунального ресурса по отоплению по показаниям общедомового прибора учета за период с декабря 2020 по ноябрь 2021 и с ноября 2020 по октябрь 2021, в связи с выходом из строя прибора учета, не представилось возможным, с применением п. 59, 59(1), 60(1) Правил N 354, обществом определен среднемесячный объем потребления, который применялся для начисления платы по отоплению потребителям в течение 12 месяцев, то есть, перерасчет за данный период произведен ООО "ВТС" в нарушение действующего законодательства.
Общество, не согласившись с указанными постановлениями, обратилось в суд с заявленными требованиями.
Суд, признавая незаконными оспариваемые постановления, пришел к выводу, что ООО "ВТС" в рамках проведения ежегодной корректировки платы коммунальной услуги "отопление" произведена корректировка начисленной платы по отоплению за период с декабря 2021 года по ноябрь 2022 года и с ноября 2021 по октябрь 2022 со среднемесячного объема потребления тепловой энергии на нормативный объём потребления, в связи с выходом из строя ОДПУ ТЭ в указанном периоде, что согласуется с п.59, 59(1) и 60 (1) Правил N 354, корректировка платы произведена правомерно.
Суд апелляционной инстанции считает выводы суда необоснованными.
Проверкой установлено, что ООО "ВТС" является исполнителем коммунальной услуги по отоплению и горячему водоснабжению в многоквартирных домах N 35 по ул. Горького, N 56 по ул. Карбышева, N 54а по ул. Карбышева г. Волжский Волгоградской области (далее - МКД).
Согласно предоставленных ООО "ВТС" сведений с декабря 2021 года по ноябрь 2022 года (МКД N 35, N 54а) и с ноября 2021 по октябрь 2022 (МКД N 56) общедомовой прибор учета тепловой энергии (далее - ОДПУ ТЭ), установленный в многоквартирных домах N 54а по ул. Карбышева, N35 по ул. Горького, N56 по ул. Карбышева, находился в не рабочем состоянии.
В соответствии с п.1 ст. 157 ЖК РФ и п. 42(1) Правил N 354 начисление платы по отоплению в МКД N 54а, N 56, N 35 за периоды неисправного состояния общедомового прибора учета тепловой энергии должно производиться исходя из норматива потребления тепловой энергии.
Корректировка платы за отопление осуществляется только при наличии общедомового прибора учета.
Из представленных сведений следует, что начисление платы потребителям за период с декабря 2021 по ноябрь 2022 и с ноября 2021 по октябрь 2022 производится Обществом исходя из среднемесячного объема потребления за прошлый год (декабрь 2020-ноябрь 2021, за ноябрь 2020 - октябрь 2021) равномерными долями в течение 12 месяцев в году, однако в платежных документах за ноябрь, декабрь 2022 г. указано, что произведен перерасчет начисления за ноябрь 2021-октябрь 2022, за декабрь 2021-ноябрь 2022 г.
Следовательно, несмотря на неработающий ОДПУ ТЭ ООО "ВТС" произвело корректировку платы по отоплению за указанные периоды с объемов потребления коммунального ресурса отопления, рассчитанного исходя из среднемесячного объема потребления за прошлые периоды с декабря 2020 г. по ноябрь 2021 г. и с ноября 2020 по октябрь 2021 на нормативное потребление коммунального ресурса, что отражено в платежных документах за декабрь 2022 года, ноябрь 2022 г.
То есть за период декабрь 2021 - ноябрь 2022, ноябрь 2021 -октябрь 2022 в связи с отсутствием ОДПУ плата за отопление выставлялась исходя из среднемесячного объема потребления за прошлые периоды, а в декабре 2022 г., ноябре 2022 г. ООО "ВТС" произвело корректировку и пересчитала период декабрь 2021 - ноябрь 2022 и ноябрь 2021 по октябрь 2022 по нормативу.
Следовательно, из суммы начисленной по нормативу за период декабрь 2021 - ноябрь 2022, ноябрь 2021 - октябрь 2022 Общество вычло сумму, начисленную по среднемесячному объему потребления за период с декабря 2020 г. по ноябрь 2021 г., и с ноября 2020 по октябрь 2021, и полученную разницу предъявило потребителям, что не соответствует требованиям п. 59(1) и п. 60(1) Правил N 354.
Суд апелляционной инстанции поддерживает выводы Управления, что указанные действия Общества противоречат балансу интересов поставщиков тепловой энергии и собственников помещений в доме, применение которого заложено законодателем при проведении корректировки (корректировка платы за отопление осуществляется только при наличии работающего общедомового прибора учета), поскольку при корректировке размера платы по отоплению учитываются коммунальные услуги фактически поставленные в МКД согласно приборам учета, определить данный объем не представляется возможным, соответственно корректировку платы по отоплению возможно провести только при работоспособности общедомового прибора учета в течение года с учетом п. 59, п. 59 (1), п. 60 Правил N 354.
Так в результате произведенной корректировки ООО "ВТС" собственнику квартиры N 156 МКД N 54а Степановой Е.М. в платежном документе за декабрь 2022 года дополнительно предъявлена к оплате за отопление за период с декабря 2021 по ноябрь 2022 г. сумма в размере 2077,59 руб.; собственникам квартиры N 52 МКД N 35 Копыловой Т.А., Копылову В.В. в платежном документе за декабрь 2022 года дополнительно предъявлена к оплате за отопление за период с декабря 2021 по ноябрь 2022 г. сумма в размере 1445,12 руб.; собственнику квартиры N 140 МКД N 56 Карповой Н.П. в платежном документе за ноябрь 2022 года дополнительно предъявлена к оплате за отопление за период с ноября 2021 по октябрь 2022 г. сумма в размере 852,95 руб.
В рассматриваемом случае потребители коммунальных услуг - граждане выступают в указанных правоотношениях как слабая сторона, имущественное положение которой ухудшится в связи с произведенной корректировкой, на граждан, проживающих в МКД, Обществом возложена дополнительная обязанность по оплате сумм, выставленных в результате корректировки платы за отопление.
Апелляционная коллегия согласна с выводом административного органа о наличии в деянии общества вменённого правонарушения. Административным органом доказан факт обмана в форме обсчёта потребителя.
Лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина (статья 1.5 КоАП РФ).
Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Из содержания данной нормы следует, что наличие или отсутствие вины юридического лица не зависит от осознанности или неосознанности действий его сотрудников. Для доказывания вины юридического лица достаточно установить наличие правовой и физической возможности соблюдения норм законодательства и, соответственно, непринятие лицом мер для реализации такой возможности.
Доказательства, свидетельствующие о том, что заявитель предпринял все зависящие от него меры по соблюдению требований действующего законодательства, либо невозможность принятия этих мер вызвана чрезвычайными или иными непреодолимыми обстоятельствами, в материалы дела не предоставлены.
Суд апелляционной инстанции считает, что вина общества во вменённом правонарушении Управлением доказана.
Оценив собранные по делу доказательства в их совокупности и взаимосвязи, административный орган пришел к верному выводу о наличии в действиях Общества состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.1 ст. 14.7 КоАП РФ.
Процедура привлечения к административной ответственности проверена судами обеих инстанций. Существенных нарушений административным органом не допущено.
Срок давности привлечения к административной ответственности соблюден.
Административный орган сделал правильный вывод об отсутствии оснований для замены штрафа на предупреждение (Общество не включено в реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, отсутствует в реестре социально ориентированных некоммерческих организаций).
При определении меры наказания административным органом учтены все обстоятельства, перечисленные в статьях 4.1, 4.2 и 4.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, влияющие на размер наказания. Мера наказания соответствует совершённому деянию.
Основания для применения положений ст. 2.9 КоАП РФ отсутствуют.
При указанных обстоятельствах, суд апелляционной инстанции считает постановления Управления от 28.09.2023 N 3140/44, N 3138/43, N 3145/42 законными и обоснованными, в связи с чем, требования Общества не подлежат удовлетворению.
Согласно ст. 269 АПК РФ по результатам рассмотрения апелляционной жалобы арбитражный суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по делу новый судебный акт.
Суд апелляционной инстанции считает, что решение Арбитражного суда Волгоградской области от 07 февраля 2024 года по делу N А12-18187/2023 подлежит отмене с принятием по делу нового судебного акта об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В соответствии с частью 1 статьи 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление, выполненное в форме электронного документа, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения в установленном порядке в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Волгоградской области от 07 февраля 2024 года по делу N А12-18187/2023 отменить.
Принять по делу новый судебный акт.
В удовлетворении заявленных требований отказать.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объёме через арбитражный суд первой инстанции, принявший решение, в порядке, предусмотренном статьями 275-276 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Е.В. Пузина |
Судьи |
М.А. Акимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А12-18187/2023
Истец: ООО "ВОЛЖСКИЕ ТЕПЛОВЫЕ СЕТИ"
Ответчик: КОНТРОЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДСКОГО ОКРУГА - ГОРОД ВОЛЖСКИЙ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ, ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЙ ОТДЕЛ УПРАВЛЕНИЯ РОСПОТРЕБНАДЗОРА В Г. ВОЛЖСКИЙ, ЛЕНИНСКОМ, СРЕДНЕАХТУБИНСКОМ, НИКОЛАЕВСКОМ, БЫКОВСКОМ РАЙОНАХ
Третье лицо: Арбитражный суд Волгоградской области, Карпова Н. П., Копылов В В, Копылова Т А, ООО "ЛУКОЙЛ-ВОЛГОГРАДЭНЕРГО", Степанова Екатерина Максимовна, Территориальный отдел Управление Роспотребнадзора по Волгоградской области в г. Волжский, Ленинском, Среднеахтубинском, Николаевском, Быковском районах, Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Волгоградской области