Комитет по бюджету и налогам рассмотрел проект федерального закона N 280525-3 "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", внесенный Президентом Российской Федерации, и отмечает.
Вносимыми изменениями и дополнениями в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (без изменения названия федерального закона) предлагается:
дополнить нормами, определяющими общие принципы разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации (Глава IV.1) и признать утратившим силу Федеральный закон "О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами власти государственной власти субъектов Российской Федерации";
дополнить нормами, определяющими экономическую основу деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации, устанавливающими основные принципы управления и распоряжения государственной собственностью субъектов Российской Федерации, формирования и исполнения бюджетов субъектов Российской Федерации (Глава IV.2).
В части вопросов, относящихся к компетенции Комитета по бюджету и налогам, следует отметить, что законопроектом определяются принципы финансового обеспечения полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, в соответствии с которыми часть полномочий по предметам совместного ведения, перечень которых изложен в пункте 2 статьи 26.3, финансируется из бюджетов субъектов Российской Федерации, а полномочия по предметам совместного ведения, не предусмотренные пунктом 2 статьи 26.3 и установленные иными федеральными законами и нормативными актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, осуществляются за счет субвенций из федерального бюджета.
В связи с перечнем полномочий по предметам совместного ведения, изложенном в пункте 2 статьи 26.3, следует отметить, что предполагается существенное изменение полномочий субъектов Российской Федерации в части предметов совместного ведения, финансирование которых осуществляется из бюджетов субъектов Российской Федерации.
В данный перечень включены полномочия, относящиеся к ведению субъектов Российской Федерации (такие например, как управление имуществом, находящимся в собственности субъектов Российской Федерации, поддержка народных художественных промыслов, предоставление служебных жилых помещений для государственных служащих субъектов Российской Федерации и др.). За счет бюджетов субъектов Российской Федерации предполагается финансирование социальной поддержки ветеранов труда, детей-сирот, беспризорных, семей, имеющих детей, одиноких и многодетных матерей, содействие в трудоустройстве безработных, вопросы профессиональной переподготовки безработных, организация и финансирование общественных работ для безработных и ряд других вопросов социальной защиты населения. Вместе с тем, полномочия по предметам совместного ведения, такие как обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности, вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами, вопросы науки и др., финансируемые в настоящее время и из бюджетов субъектов Российской Федерации, не включены в перечень пункта 2 статьи 26.3.
Новая глава IV.2 "Экономическая основа деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации", которая содержит положения, предусматривающие регулирование имущественных отношений в части государственной собственности субъектов Российской Федерации, формирование и исполнение бюджетов субъектов Российской Федерации, выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации, а также новая редакция пункта 9 статьи 4, вводят в Федеральный закон "О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами власти государственной власти субъектов Российской Федерации" нормы, которые не являются предметом регулирования данного закона, а регулируются Гражданским, Бюджетным и Налоговым кодексами Российской Федерации, Федеральным законом "О бюджетной классификации Российской Федерации".
Положения данного законопроекта требуют уточнения норм бюджетного и налогового законодательства, а именно, внесения изменений и дополнений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и Налоговый кодекс Российской Федерации в части перераспределения и закрепления доходных источников между федеральным, региональными и местными бюджетами в соответствии с расходными полномочиями органов власти разных уровней.
Отсутствие данных законопроектов не дает возможности оценить финансовую обеспеченность субъектов Российской Федерации (объемы доходных источников) в части реализации их полномочий.
В целом поддерживая концепцию законопроекта о необходимости четкого разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации и их финансового обеспечения, Комитет по бюджету и налогам считает возможным рекомендовать к принятию в первом чтении проект федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и доработки его в процедуре второго чтения с учетом внесения соответствующих изменений и дополнений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и Налоговый кодекс Российской Федерации.
Председатель Комитета |
А.Д.Жуков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Комитета по бюджету и налогам Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 17 февраля 2003 г. N 3.7.-20/290 "Заключение Комитета по бюджету и налогам по проекту федерального закона N 280525-3 "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации"
Текст письма официально опубликован не был