Комитет по бюджету и налогам рассмотрел проект федерального закона N 280514-3 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и отмечает.
Комитет, являясь соисполнителем по данному законопроекту, особое внимание при рассмотрении данного вопроса уделил проведению детального анализа главы восьмой "Экономическая основа местного самоуправления".
Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", принятый Государственной Думой в 1995 году установил общую для всех муниципальных образований компетенцию без учета различий их социально-экономического потенциала, при этом, его реализация выявила ряд проблем, связанных с неэффективным функционированием системы местного самоуправления.
В этой связи законопроектом предлагается новая модель организации местного самоуправления в Российской Федерации, внесенная Президентом Российской Федерации для рассмотрения Государственной Думой в виде новой редакции закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Законопроектом предлагается введение новых принципов территориальной основы местного самоуправления, которые образует ряд принципиальных позиций, предусматривающих:
- разделение местных бюджетов на два уровня: поселенческие и районные;
- закрепление за каждым территориальным уровнем присущих им полномочий, связанных с решением вопросов местного значения и осуществлением отдельных государственных полномочий для создания единой системы местного самоуправления и приближения местного уровня власти к населению;
- защита от федеральных мандатов, не обеспеченных источниками финансирования;
- вертикальное разделение доходных источников между уровнями бюджетной системы;
- формализация форм финансового выравнивания бюджетов муниципального уровня;
- два способа выравнивания бюджетов поселений: подушевое и по бюджетной обеспеченности;
- право каждого муниципалитета, кроме сельского, иметь свое казначейство;
- режим временной финансовой администрации.
Концепция проекта закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предусматривает перестройку организации функционирования местного самоуправления в соответствии с Программой развития бюджетного федерализма в Российской Федерации на период до 2005 года, вносится на рассмотрение новая система межбюджетных отношений на местном уровне.
Исходя из концепции законопроекта действующее бюджетное и налоговое законодательство не обеспечивает реализацию принципов разграничения расходных полномочий и доходов, обеспечивающих их финансирование, самостоятельности бюджетов, входящих в бюджетную систему Российской Федерации, что негативно сказывается на выполнении органами государственной власти и местного самоуправления возложенных на них функций и приводит к потенциальной несбалансированности бюджетной системы, снижает эффективность использования бюджетных средств.
В представленном к проекту закона финансово-экономическом обосновании отсутствует:
оценка реального распределения расходных полномочий между уровнями бюджетной системы и предложения по приостановлению и прекращению действия федеральных мандатов, необеспеченных источниками финансирования, которые могут повлечь за собой экономические, социальные и политические последствия;
предложения по закреплению нормативов отчислений по налогам и других доходных источников за уровнями бюджетной системы.
Кроме этого необходимо представить расчеты по предлагаемым методикам формирования фондов финансовой поддержки на примере отдельных регионов.
Учитывая, что на заседании Правительства Российской Федерации 13 февраля 2003 года были рассмотрены предложения по разграничению доходных и расходных полномочий между уровнями бюджетной системы и представлены прогнозные расчеты по распределению доходов и расходных полномочий по уровням бюджетной системы Российской Федерации, оценка изменений расходных обязательств бюджетов разных уровней при проведении реформы федеративных отношений и местного самоуправления, которые могут быть рассмотрены в качестве финансово-экономического обоснования к рассматриваемому законопроекту, Комитет считает целесообразным рекомендовать Государственной Думе принять проект федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в первом чтении при условии внесения к 1 апреля 2003 года в Государственную Думу проектов законов о внесении изменений и дополнений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и Налоговый кодекс Российской Федерации.
Председатель Комитета |
А.Д.Жуков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Комитета по бюджету и налогам Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 17 февраля 2003 г. N 3.7.-20/291 "Заключение Комитета Государственной Думы по бюджету и налогам по проекту федерального закона N 280514-3 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (новая редакция), внесенному Президентом Российской Федерации"
Текст письма официально опубликован не был